Курсовая работа

«Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе»

  • 54 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….….3

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование проблемы психологической готовности детей к обучению в школе ….…6

1.1. Особенности психического развития детей 6-7 лет .….6

1.2. Понятие «психологическая готовность к школе», ее основные компоненты в трудах зарубежных и отечественных психологов….….12

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности детей к обучению в школе ….…18

2.1.Организация и методы исследования психологической готовности детей к школе….18

2.2.Анализ и результаты исследования….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .…38

ПРИЛОЖЕНИЯ…40

Введение

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что значительное количество детей несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще не готовы «психологически», то есть, не готовы к школьному типу обучения.

Обычно, говоря о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер, Л.С.Выготский, Р.Я.Гузман, А.В. Запорожец, В.В.Давыдов, А. Керн, А.Р.Лурия, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Г.А.Цукерман и многие другие. Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б.Эльконин, Н.И.Гуткина и др.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из специфики работы школы в современных условиях.

Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.

Во-вторых, в результате введения в начальной школе новых программ, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.

В - третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

От своевременной их диагностики зависит успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию психологической готовности детей к обучению в школе.

Цель исследования: осуществить теоретический сравнительный анализ подходов к диагностике готовности к школе, выявить эмпирическим путем особенности психологической и личностной готовности детей.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы Михайловский детский сад (Железногорский район), в количестве 30 человек.

Предметом исследования явились показатели готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Цель определила задачи работы:

1.Изучить различные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению.

2.Раскрыть психологические особенности готовности ребенка к обучению в школе.

3. Организовать эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе и проанализировать итоги эмпирического исследования и сделать выводы.

Фрагмент работы

Психологическая готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. То есть готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность.

Цель исследования: выявить эмпирическим путем особенности психологической и личностной готовности детей.

Для проведения эмпирического исследования поставлены следующие

задачи:

1. Подобрать психодиагностические методики изучения психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.

2. Провести исследование уровня интеллектуального развития, сформированности предпосылок учебной деятельности, личностной готовности.

3. Осуществить анализ и интерпретацию полученных данных.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы Михайловский детский сад (Железногорский район), в количестве 30 человек.

Предмет исследования – психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Методы исследования:

 Тестирование;

 Статистическая обработка результатов

Основной целью психологического обследования ребенка при подготовке ребенка в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также профилактика школьной дезадаптации.

Для выявления уровня сформированности психологической готовности к школе применялась следующая батарея методик: «Рисунок человека» Ф. Гуденаф и К. Маховер, «Образец и правило» А.Л. Венгера, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика исследования эмоционального отношения к школе, разработанная М.Р.Гинзбургом, методика «Изучение мотивов учения» Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.

Проводились фронтально, с группой из 30 детей. Выполнение каждого из этих заданий оценивалось количественно.

Методика «Рисунок человека» (см. Приложение 2). Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала систему критериев, позволяющую оценивать с помощью этого теста личностные особенности.

Рисунок человека позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз—рука, сформированность общих представлений о строении человеческого тела и другие), так и особенности личностно-эмоциональной сферы. Данные, получаемые с помощью методики «Рисунок человека», не очень надежны и требуют дополнительной проверки, но они позволяют выдвинуть разумные гипотезы о том, в каких именно областях у ребенка имеются психологические проблемы.

Методика «Образец и правило» («Рисование по точкам») А.Л. Венгера (см. Приложение 4) предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований.

Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу (см. Приложение 5).

Методика, разработанная М.Р.Гинзбургом, выявляет «Общее эмоциональное отношение к школе» (см. Приложение 3).

11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. В соответствии с устной инструкцией ребенок делает выбор. Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных (—) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Результаты свидетельствуют об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.

Методика «Изучение мотивов учения» Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера (см. Приложение 7) предназначена для изучения доминирующей мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. Беседа, направлена на определение «внутренней позиции школьника». Ответы заносятся в протокол и оцениваются за выбор того или иного мотива определенный балл. Затем баллы суммируются. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов.

Заключение

В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет ко всем ученикам объективные, примерно одинаковые требования.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Структура психологической готовности рассматривается в соответствии с двумя сферами психики. Выделяют интеллектуальную и личностную готовность.

Диагностика интеллектуальной готовности предполагает оценку развития личности ребенка по параметрам: отдельные психические функции (сенсорика, моторика, восприятие, память, мышление, речь, воображение); осведомленность; обученность; обучаемость.

Диагностика личностной готовности предусматривает определение особенностей следующих характеристик: уровень развития мотивации; эмоциональная сфера; рефлексия; общение.

Особым направлением определения психологической готовности является диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности, которые также обнаруживают себя в операционально-технической и мотивационно-смысловой сферах психики.

Данное исследование было посвящено изучению психологической готовности детей к обучению в школе. Были изучены различные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии (А.Л.Венгер, Кравцова, Н. И. Гуткина, К. Н. Поливанова и др.) Уточнены психологические особенности готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрены структура психологической готовности к школьному обучению, основные направления диагностики психологической готовности детей к обучению в школе, существующие методы определения готовности ребенка к школе (А.Л.Венгер, Н. И. Гуткина, Керна-Йирасека, М.Р.Гинзбург, Д.Б.Эльконин, Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г.)

В эмпирическом исследовании установлена степень готовности дошкольников к обучению в школе, проанализированы данные психодиагностики, подведены итоги, сделаны выводы.

Установлено: с высоким уровнем готовности к обучению 17% детей, со средним уровнем 65% детей, с низким уровнем 18% детей.

Итак, исследование подтверждает мнение Л. И. Божович, что у ребенка, поступающего в школу, имеется определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией, «внутренней позицией». Это имеет существенное значение для успешности обучения детей в школе.

Список литературы

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

2. Венгер Л. А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте// Хрестоматия по детской психологии. - М.: ИПП, 1996.

3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников, М.Владос - Пресс, 2003

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991 (О педагогическом анализе )

5. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (психолого-педагогические основы): Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во Академический проект, 2003

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2010.

7. Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2001.

8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.- М.: НИИ ОПП, 1981.

9. Ермолаева М. В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). — М.: МПСИ, 2002.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. — М.

11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,2003.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302)

13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

14. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М.: ИПП, 1998.

15. Маркова А.К. Психология дошкольника. – М., 1996

16. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Хрестоматия по детской психологии. — М.: ИПП, 1996.

17. Новгородцева Н.В. , Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе, - ГИЦ Владос, 2002

18. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1998.

19. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Изд. центр «Академия», 2005.

20. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Журн. практического психолога. — 1999. — № 4.

21. Солдатова С.В. О влиянии содержания методик на интерпретацию результатов диагностики интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению // Психология и школа. — 2002. — № 1.

22. Усова А.П.Обучение в детском саду, - М. Просвещение, 1970

23. Урунтаева Г.А. , Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: изд.центр «Академия» 1998

24. Ульенкова У. К проблеме дифференцированной подготовки детей к школе// ж. Дошкольное воспитание.- 2007.- №2

25. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.

26. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 54
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика