Курсовая работа

«Изучение творчества О. Седаковой в школе»

  • 44 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Биография и творчество О. Седаковой

1.1 Жизненный и творческий путь О. Седаковой

1.2 Особенности творчества и главные темы

ГЛАВА II. История обучения новейшей литературе в методической науке

2.1 Критики и методисты ХIХ века о включении новейшей литературы в круг чтения юношества

2.2 Методисты «Серебряного века» об изучении современной литературы в школе

ГЛАВА III. Изучение творчества О. Седаковой в школе

3.1 Уроки внеклассного чтения в младших классах

3.2 Изучение творчества Седаковой в 11 классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность работы. Данная работа посвящена вопросу изучения творчества современного поэта О.А. Седаковой в школе. В.Я. Стоюнин утверждал, что на уроках литературы должны изучаться преимущественно произведения «близкие нашей современности, так как в них изображается обстановка жизни, более или менее знакомая ученикам <…>. По этим произведениям ученику легче понять, как жизнь отражается в литературе, <…> здесь с большим интересом он будет работать над сообщаемым ему материалом, а через это, конечно, и развитие его пойдет основательнее». Современная поэзия, как и классическая, отстаивает право на более внимательное отношение к ней со стороны участников учебного процесса. Однако, как показывает анализ учебных программ, литературе, охватывающей последнее десятилетие, в школьном изучении предоставлено очень мало часов (1-2 урока). Выйти из положения можно только благодаря внеклассному чтению. В методике преподавания литературы в школе изучению современных поэтов и писателей должно отводиться особое место.

Поэзия О. Седаковой в современной литературном процессе занимает особое место: ее творчество, оказавшись выведенным из постмодернизма и преодолевшим модернизм, оказывается внеположным крупным эстетическим явлениям современности.

Поэтому учитель литературы в общеобразовательной школе может посвятить один из последних уроков в учебной программе в 11 классе по теме «Литература конца XX - начала XXI века» творчеству О. Седаковой, а также провести внеклассное занятие в младших классах по произведениям, посвященным детям, или в старших классах по произведения религиозного, философского и эстетического содержания. Учитель должен обращать внимание учеников на поэзию рубежа ХХ – ХХI веков, с целью сформировать у них объективное представление об историко-литературном процессе в целом.

Мы предполагаем, что данная тема является актуальной, так как изучению творчества Седаковой в школе не посвящено методической литературы. Седакова – современный поэт и её творчество начали изучать совсем недавно, поэтому в школьную программу её произведения еще не входят.

Цель исследования – выявить возможность изучения творчества современного поэта в школе.

Из цели работы выводятся задачи исследования:

1) раскрыть биографию и творчество О.А. Седаковой;

2) подробно рассмотреть основные темы произведений;

3) выявить, как можно изучать её творчество в школе, на каких уроках;

4) составить несколько конспектов возможных уроков.

В качестве теоретической базы использовались труды: статьи В. Бондаренко, С. Аверинцева, Д. Бавильского, В. Славецкого, Н. Славянского. В качестве методических источников использовались труды Я. Ротковича, М. Рыбниковой, В. Стоюнина, В. Габо, З. Рез.

Следует заметить, что творчеству Седаковой посвящено очень мало исследований, книг и статей. Вся основная информация и её личный сайт размещены в интернете.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. Биография и творчество О. Седаковой

1.1 Жизненный и творческий путь О. Седаковой

Ольга Александровна Седакова родилась в Москве 26 декабря 1949 года в семье военного инженера. В школу пошла в Пекине, где отец в это время (1956-1957 годы) работал военным инженером. Семья была далека от гуманитарных интересов, поэтому важнейшая роль в её жизни с самого начала принадлежала учителям и друзьям. Первым из таких учителей был пианист М. Ерохин, открывший ей не только музыку, но живопись, поэзию, философию; от него впервые она услышала поэтов Серебряного века и ещё неопубликованного по-русски Рильке.

Стихи Ольга Седакова начала сочинять с первых лет жизни, года в четыре, но долгое время никому их не показывала, и довольно рано решила «быть поэтом». Детство, по признанию поэтессы, «было двойное». С одной стороны – обычные пионерские стихи, которые охотно печатала «Пионерская правда», коммунистический идеализм родителей. С другой – особенная близость с бабушкой, жившей в деревне, человеком глубоко верующим, «с монастырской духовной культурой». Ей О. Седакова обязана приобщением к истокам народной речевой магии, к слову-имени, к пониманию языка, как священнодействия и игры одновременно. Наконец, к «сказке» обыденного явления: « Вот, вспоминает об одной такой «сказке» О. Седакова, – бабушка перебирает крупу в саду на столе и грозит ветру, который все у нее сдувает: − У, безрукий! − Почему безрукий? − Летит лбом, не глядя».

Рассуждая о природе «детской» поэзии – поэзии любимых ею В. Хлебникова, Р. Рильке, Б. Пастернака, она пишет: «И когда плавающее и необъятное, слабое и огромное, как облако цветочной пыли, явление вдруг складывает крылья, вроде бабочки, и садится, становясь, например, «сундуком» или «зимой», − и оставляет за собой возможность раскрыть совсем другие крылья, чем только что сложило, и улететь и назваться иначе или вообще никак − этот момент вызывает восторг, какого уже никогда не доставит торжество добра над злом, скажем. Это исключительно познавательная этика, если только за «познанием» мы сохраним значение приобщения к какому-то единственному животворящему, чудесному смыслу; к тому же с условием, что приобщение это спускается сверху, а не добывается силой». Вышеприведенное − и описание магической реальности Явления, стоящего за каждой явленной в мире вещью, и метареалистическая метабола − способ которым эту реальность можно показать. Это относится в полной мере к Ольге Седаковой.

С того момента, как её поэтический мир приобрел определённые очертания (формальные, тематические, мировоззренческие), стало очевидно, что этот путь радикально расходится с официальной словесностью, как пути других авторов этого «послебродского» поколения Москвы, Ленинграда и других городов: В. Кривулина, Е. Шварц, Л. Губанова (с которыми её связывала личная дружба).

В 1967 году Ольга Седакова поступает на славянское отделение филологического факультета МГУ и в 1973 году заканчивает его с дипломной работой по славянским древностям, а в 1983 году — аспирантуру Института славяноведения и балканистики АН СССР. Отношения ученичества связывали ее с С.С. Аверинцевым и другими выдающимися филологами – М. Пановым, Ю. Лотманом, Н. Толстым. В круг ее филологических интересов входят история русского и старославянского языков, традиционная культура и мифология, литургическая поэзия, общая герменевтика поэтического текста.

Во «второй культуре» 70-х годов обретались не только литераторы, но художники, музыканты, мыслители… Там шла интенсивная творческая жизнь, которая только отчасти вышла на свет во времена либерализации.

В СССР Ольга Седакова будучи человеком абсолютно не советским не могла быть издана. Не только стихи, но и критика, филологические работы Ольги Седаковой практически не публиковались в СССР до 1989 года и оценивались как «заумные», «религиозные», «книжные». Она говорит, вспоминая то время: "Ведь не публиковались не только мои стихи и проза, но и лучшие переводы (поскольку это были переводы "не тех" авторов − к не тем принадлежал, например, П. Клодель − или сделаны они были не так, как положено), и филологические работы, и критика".

У отверженной «второй культуры» тем не менее был свой читатель, и достаточно широкий. Тексты Ольги Седаковой распространялись в машинописных копиях, публиковались в зарубежной и эмигрантской периодике.

Чувствуя, что в эпоху «железного занавеса» и информационной блокады возможность читать на других языках насущно необходима, Ольга Седакова изучила основные европейские языки. Это помогло ей в дальнейшем зарабатывать на хлеб обзорами новейшей гуманитарной литературы (в 1983 – 1990 годах она работает референтом по зарубежной филологии в ИНИОНе) и переводить «для себя и знакомых». Переводы из европейской поэзии, драмы, философии, богословия (английские народные стихи, Т. Элиот, Э. Паунд, Дж. Донн, Р. Рильке, П. Целан, Св. Франциск Ассизский, Данте Алигьери, П. Клодель, П. Тиллих и др.), сделанные без мысли о публикации, в последние годы выходят в свет. Печатались её статьи о творчестве А. Пушкина, Н. Некрасова, поэтике В. Хлебникова, Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, П. Целана и др., мемуарные заметки о Венедикте Ерофееве, Леониде Губанове, Викторе Кривулине, Иосифе Бродском, Сергее Аверинцеве, Владимире Бибихине, Михаиле Гаспарове, Геннадии Айги.

Первая книга О. Седаковой «Врата. Окна. Арки» вышла в 1986 году в Париже, в издательстве YMCA-PRESS. Вскоре после этого стихи и эссеистика стали переводиться на европейские языки, публиковаться в различных журналах и антологиях и выходить в виде книг. На родине первая книга («Китайское путешествие») выходит в 1990 году. К настоящему времени издана 21 книга стихов, прозы, переводов и филологических исследований (на русском, английском, французском, немецком, иврите, датском языках; готовятся итальянское и албанское издания).

В конце 1989 года Ольга Седакова впервые выезжает за рубеж. Последующие годы проходят в многочисленных поездках по Европе и Америке. Участвовала в международных конференциях в России и за рубежом, выступала с лекциями в университетах Европы и США, участвовала в международных поэтических фестивалях в Италии, Великобритании, Белоруссии, Нидерландах, ФРГ.

С 1991 года преподает на кафедре мировой культуры (философский факультет МГУ), сотрудничает в Институте мировой культуры и с 2004 года – в Библиотеке-Фонде Русского Зарубежья.

Истинный масштаб таланта поэтессы начинают широко осознавать в России только после вручения ей в 2003 году литературной премии имени Александра Солженицына – "за отважное устремление простым лирическим словом передать таинственность бытия; тонкость и глубину филологических и религиозно-философских эссе".

Лауреат многих премий, О. Седакова в том числе и лауреат ватиканской премии им. Владимира Соловьева. Премия была вручена ей 1 июля 1998 года в Ватикане Иоанном-Павлом II. До этого в 1982 году ей была вручена премия Андрея Белого, в 1991 году Парижская премия русскому поэту, а в 1995 году, в Риме ей была присуждена Европейская премия поэзии.

C 1996 года является членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Новое четырехтомное издание работ Ольги Седаковой вышло в феврале 2011 года в издательстве "Русский фонд содействия образованию и науке". Это издание – к настоящему времени самое обширное собрание сочинений поэта.

Заключение

Многие педагоги и методисты посвятили вопросу изучения современной литературы в школе большое количество трудов, в которых пытались найти выход из сложившейся ситуации в XX-XXI веках и найти пути решения проблем и трудностей, которые возникают. Они считали необходимым включить в школьную программу произведения, современные юным читателям, так как в такой литературе описывалась окружающая учеников действительность, поэтому она понятна и близка, интересна им, потому что в ней есть ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью, которые волную читателей. М.А. Рыбникова, известный методист и педагог, говорила: «В центре внимания должна быть современная литература…».

Ольга Александровна Седакова - поэт, ученый-филолог, литературный критик, богослов, религиозный мыслитель. Стихи, проза, религиозно-философские эссе, литературная критика, исследования по языкознанию и поэтике, словарь церковнославянско-русских паронимов, художественные переводы – от Данте и Франциска Ассизского до Кэрролла и Элиота – таков диапазон её литературных работ. Поэзию Ольги Седаковой долго не замечали, книги не публиковали, и на Западе известность к ней пришла намного раньше, чем в России. Истинный масштаб таланта поэтессы начинают широко осознавать в России только после вручения ей в 2003 году литературной премии имени Александра Солженицына - "за отважное устремление простым лирическим словом передать таинственность бытия; тонкость и глубину филологических и религиозно-философских эссе". Сегодня она − лауреат многочисленных премий, в том числе и единственной в своем роде литературной премии "Христианские корни Европы", учрежденной Ватиканом специально в ее честь и только ей и присужденной. Уникальный статус доктора богословия Европейского университета за "поэтическое творчество" Ольга Седакова получила из рук митрополита Минского Филарета. За ее творчеством с большим вниманием следят богословы разных христианских конфессий. На счету Ольги Александровны еще такие престижные награды, как Европейская премия поэзии, Парижская премия русскому поэту и другие. Ее стихи переведены на все европейские языки, она – профессор МГУ, читает лекции в лучших университетах мира, там же защищаются диссертации на тему ее творчества, его изучение обязательно входит в программу славистов Оксфорда, Сорбонны и Гарварда.

В нашей же стране её творчество изучено не до конца, и очень много еще предстоит работы, чтобы узнать все его особенности. Возможно, скоро её творчество в школе будет изучаться наравне с великими поэтами русской литературы, и оно войдет в школьную программу. Сейчас же можно только предположить и предложить, как это сделать.

В данной работе было представлено три варианта урока по творчеству: изучение творчества поэта в младших классах на примере произведения для детей, изучение биографии и творчества на примере известных её стихотворений, изучение творчества двух поэтов, Заболоцкого и Седаковой, путем сопоставления стихотворений. Возможно, такие уроки будут приемлемы для изучения творчества Ольги Александровны в школе, и с их помощью можно будет достичь определенных целей обучения и воспитания.

Список литературы

1. Аверинцев, С. «.Уже небо, а не озеро.»: риск и вызов метафизической поэзии/ С. Аверинцев// Вавилон: современная русская литература. – 2009. [Элек. ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.litkarta.r* – (Дата обращения: 20.04.2011).

2. Алферов, А. Родной язык в средней школе (опыт методики) [текст] / А. Алферов. – М., 1911.

3. Бавильский, Д. Шествие путём. Ольга Cедакова отвечает на вопросы/ Д. Бавильский// [Элек. ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.litkarta.r* – (Дата обращения: 17.04.2011)

4. Биография и произведения О.Седаковой. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.olgasedakova.com – (Дата обращения: 4.04.2011)

5. Биография О.Седаковой [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.poet.forum.r* – (Дата обращения: 5.04.2011)

6. Биография и произведения О.Седаковой [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.poesis.r* – (Дата обращения: 12.04.2011)

7. Биография О.Седаковой [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://ru.wikipedia.org/wiki - (Дата обращения: 20.04.2011)

8. Бондаренко, В. Остров озарений Ольги Седаковой/ В. Бондаренко// Дружба народов. –2006. – № 4. [Элек. ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.litkarta.r* – (Дата обращения: 15.04.2011)

9. Буслаев, Ф. Преподавание отечественного языка: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Рус.яз. и лит.» [текст] / Ф. Буслаев. – М.: Просвещение, 1992. – С. 83.

10. Венгеров, С. Русская литература в средней школе, как источник идеализма. Речь, произнесенная 27 декабря 1916 г. в Москве на открытии первого всероссийского съезда преподавателей русского языка и словесности [текст] / С. Венгеров. – Петроград, 1917. – С. 8.

11. Веселовский, Ю. Литературные вечера и беседы в стенах женский гимназий (по данным личного опыта) [текст] / Ю. Веселовский// Вестник воспитания. – 1915. – № 9. – 1-й отдел. – С. 100.

12. Габо, В. К вопросу о преподавании современной художественной литературы [текст] / В. Габо// Родной язык в школе. – №10. – С. 70.

13. Карнаух, Н. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. [текст] / Н. Карнаух, И. Щербина. – М., 2003. – С. 320.

14. Острогорский, В. Беседы о преподавании словесности [Текст] / В. Острогорский. – СПб.: изд-во М. Стасюлевича, 1913. – 112 с.

15. Рез, З. Изучение лирических произведений в школе [текст]/ З. Рез. - Л., 1968.

16. Роткович, Я. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки/ Я. Роткович// Издательство "Учпедгиз". – 1959. [Элек. ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.detskiysad.r* – (Дата обращения: 28.04.2011)

17. Рыбникова, М. Современная и классическая литература в школе [текст]/ М. Рыбникова. – М., Л., 1927. – С.104.

18. Славецкий, В. Дороги и тропинка/ В. Славецкий// Новый мир. – 1995. – №4. [Элек. ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.litkarta.r* – (Дата обращения: 27.04.2011)

19. Стоюнин, В. Избранные педагогические сочинения [текст]/ В. Стоюнин// Сост. Г. Савенюк. – М.: Педагогика, 1991. – С. 302.

20. Стоюнин, В. О преподавании русской литературы [Текст] / В. Стоюнин. – 4-е изд. с двумя дополн. главами. – СПб.: В Типографии Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1879. – С. 10.

21. Хафизова, Э. Методисты «Серебряного века» о месте и роли изучения новейшей русской поэзии в школьном курсе литературы [текст] / Э. Хафизова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2010. – №3. – С.70-77.

22. Эльдарова, О. Из обзора детских книг [текст]/ О. Эльдарова// Вестник воспитания. – 1917. – №3. – 2-й отд., С. 27.

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение творчества О. Седаковой в школе»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 44
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика