8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Психология

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Дипломная работа

Содержание

Введение….

Глава I. Теоретические подходы к исследованию проблемы мотивационной готовности

1.1. Мотивация как базовая категория в психологической науке

1.2. Мотивационная готовность как ведущий структурный элемент профессиональной готовности….

Выводы по главе I….

Глава II. Психолого-педагогический анализ профессиональной деятельности психолога

2.1. Сущность и особенности профессиональной деятельности психолога…

2.2. Структура, виды и условия успешной профессиональной деятельности….

Выводы по главе II…

Глава III. Эмпирическое исследование мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

3.1. Организация и методы исследования….

3.2. Анализ результатов исследования динамики мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности….

Выводы по главе III….

Заключение…

Список литературы…

Введение (выдержка)


В условиях демократизации общества, увеличения свободы личности возрастает роль вуза, который предоставляет студенту возможность получить высшее профессиональное образование по выбранной квалификации, а также оценить правильность своего профессионального выбора. Процесс выбора профессии начинается, как правило, в школьные годы и не заканчивается после окончания вуза. Получение диплома о высшем профессиональном образовании для многих выпускников сегодня не означает, что они готовы к началу трудовой деятельности.

В настоящее время научное педагогическое общество активно обсуждает проблемы профессионального обучения в вузе: качество профессиональной подготовки студентов; изменение требований к выпускникам со стороны работодателей; трудоустройство выпускников; развитие психологической готовности к профессиональной деятельности и др. Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, усложняет требования к уровню подготовки выпускника, а, следовательно, - и к его профессиональной деятельности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение студентов суммой знаний - важное значение придается задаче формирования его психологической готовности. Психологическая готовность отражает субъектный уровень готовности к профессии, который составляют социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики специалиста, требующиеся в конкретной деятельности.

Психологическая готовность к любому виду профессиональной деятельности – это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от текущих ситуаций (В.Г Асеев, М.И. Дьяченко, Е.И. Ильин, Л.А. Кандыбович, В.А. Коротков, В.А. Крутецкий, В.Д Шадриков). В психологической готовности к профессиональной деятельности необходимо выделять подвиды: мотивационная готовность, личностная готовность, когнитивная готовность.

Как ведущий компонент в структуре психологической готовности мотивационный элемент рассматривали в своей теоретической модели Ю.М. Забродин, А.Д. Глоточкин, О.М. Краснорядцев, Б.А. Сосновский. Проблемам структуры мотивационной готовности посвящены работы Л.М. Емельяненко, О.В. Ефимовой, Е.М. Кочневой.

Особый акцент следует сделать на то, что изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и социальных мотивов. Это позволяет оценить зрелость мотивационной сферы, выявить новые процессы взаимосвязи устройства общества и формирования у студентов соответствующих новых целей и потребностей, а, следовательно, наметить пути оптимизации мотивационной сферы студентов.

На данный момент в психолого-педагогической литературе проблема мотивационной готовности к профессиональной деятельности является недостаточно изученной, что порождает противоречие: значение и роль мотивационной готовности в профессиональной деятельности с одной стороны и отсутствие разработок и программ по развитию означенного феномена с другой.

Объект исследования: мотивационная готовность к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: динамика мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучить динамику мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе.

Исходя из цели исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические концепции по проблеме развития готовности субъекта к профессиональной деятельности и уточнить содержание понятия мотивационной готовности субъекта к профессиональной деятельности.

2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога.

3. Определить уровень сформированности мотивационной готовности к профессиональной деятельности и выявить динамику его изменения с 1 по 4 курс.

4. Выявить различия в развитии мотивационной готовности к профессиональной деятельности разных групп студентов выделенных по показателям мотива выбора профессии, опыт профессиональной деятельности в сфере «человек-человек».

5. Разработать рекомендации по оптимизации мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Динамика мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе проявляется в том, что уровень сформированности мотивационной готовности повышается с 1 по 4 курс: с первого по четвертый курс сокращается количество студентов с низким уровнем сформированности и повышается количество студентов с высоким уровнем сформированности мотивационной готовности к профессиональной деятельности.

2. Совмещение учебы в вузе и профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» оказывает влияние на удовлетворенность студентов своей будущей профессией: в группе работающих – студентов, удовлетворенных своей будущей профессией больше, чем в группе не работающих студентов.

Методологической базой исследования явились деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,¸С.Л. Рубинштейн), системный (Э.Г. Юдин) и личностно-ориентированный (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, А. Маслоу) подходы.

Теоретическую основу исследования определили:

- научные исследования в области мотивации (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, С. Занюк, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Д. Макклелланд, А. Маслоу, Ж. Нюттен, Х. Хекхаузен)

- основные положения по мотивационной готовности к деятельности (И.В. Грабовский, О.В. Ефимова, А.И. Зеличенко, Е.Т. Конюхова, А.Б. Корзин, Е.М. Кочнева, И.А. Кучерявенко, К.К. Масюченко, Б.А. Сосновский, А.Г. Шмелев).

- научные взгляды на природу готовности студентов к профессиональной деятельности (О.В. Голубь, К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, Л.Н. Кабардова, Л.А. Кандыбович, Л.С. Моцарь, В.А. Пономаренко).

- теоретические исследования личностных особенностей студентов-психологов (Н.Н. Зотова, Т.А. Казанцева, Г.С. Кожухарь, Л.В. Мальцева, Ю.Н. Олейник, О.Н. Родина, Е.С. Романова, Е.А. Старостина).

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ психологической и педагогической литературы.

Эмпирические методы: тестирование, анкетирование.

Методики:

• методика изучения факторов привлекательности профессии (модификация И. Кузьминой, А. Реана);

• тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов Т.Д. Дубовицкой;

• тест-опросник направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой;

• методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной;

• анкета Р.М. Фатыховой, Сираевой Э.М. по выделению групп студентов по разным признакам.

Методы математической обработки данных: t-критерий Стьюдента, φ* — угловое преобразование Фишера.

Эмпирическая база: студенты факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы), 1 (22 человека), 2 (22 человека), 3 (22 человека), 4 (22 человека) курсов, всего 88 человек.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мотивационная готовность представляет собой интегральное образование личности выпускника, проявляющееся в профессиональной деятельности через осознанную реализацию знаний, умений, способностей на основе системы доминирующих мотивов, ценностных ориентаций, установок.

2. Динамика мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе проявляется в том, что количество студентов с низким уровнем сформированности мотивационной готовности к профессиональной деятельности сокращается с первого по четвертый курс.

3. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности не зависит от опыта работы профессиональной деятельности студентов-психологов в сфере «человек-человек», о чем свидетельствуют показатели удовлетворенности профессией как одного из главных элементов мотивационной готовности.

Научная новизна заключается в том, что выявлены изменения, происходящие в процессе развития мотивационной готовности на разных курсах обучения и определены особенности развития мотивационной готовности студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

Разработана анкета для выявления групп студентов по следующим показателям: мотивы выбора профессии, опыт профессиональной деятельности, знания о будущей профессии, возраст, место проживания, семейное положение.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что систематизированы и обобщены основные теоретические подходы к пониманию мотивации, мотивационной готовности, деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы психологами и другими специалистами в работе со студентами в следующих направлениях:

1. Диагностики мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности.

2. Разработки программ развития мотивационной готовности к профессиональной деятельности.

3. Разработки и проведения профориентационных курсов.

4. Подготовки специалистов в данной области.

5. Коррекции развития мотивационной готовности к профессиональной деятельности.

Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены четкостью исходных методологических позиций; опорой на достижения психологической науки и практики в исследуемой области; выбором комплекса надежных и валидных методов и методик, адекватных объекту, предмету, цели и задачам; эмпирической проверкой основных положений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные данные исследования освещались на всероссийской научной конференции «Инновационный потенциал молодежной науки» (Уфа, 2012), всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования» (Москва, 2012), международных научно-практических конференциях «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2012), «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» (Уфа, 2012).

Всего опубликовано 4 статьи.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, насчитывающего 102 источника, 42 таблицы, 25 рисунков, общий объем работы 123 страницы.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

1.1. Мотивация как базовая категория в психологической науке

Мотивация является основным понятием, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности личности.

В настоящее время данное понятие трактуется по-разному.

С. Занюк определяет мотивацию как «совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека» [29, с. 18]. Для Д. Макклелланда «это актуализирован- ный в конкретный момент времени («здесь и сейчас») мотив (мотивационная диспозиция)» [60, с. 25].

Термин мотивация дает поведению избирательную и задающую сторону считает Ж. Нюттен. Для него термины мотивация и мотив равнозначны [73].

Х. Хекхаузен под мотивацией понимает побуждение к действию определенным мотивом. Автор представляет мотивацию как процесс, в течение которого личностью осуществляется выбор между разнообразными возможными действиями. Этот процесс регулирует и направляет действия на приобретение целевых состояний, специфических для данного мотива и поддерживающий эту направленность [93]. Для Ж. Годфруа мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение.

В.И. Ковалев определяет мотивацию как совокупность мотивов поведения и деятельности. В.Д. Шадриков отмечает, что основу мотивации составляют потребности, уровень притязаний личности, ее идеалы, цели, а также условия деятельности (объективные и субъективные – знания, умения, характер, способности и т.д.) [34].

В.Н. Куницына [34] вслед за другими авторами, определяет мотивацию как процесс психической регуляции, оказывающий влияние на направление деятельности и количество энергии, затрачиваемой для выполнения этой деятельности.

Мотивация оценивается, так же как и мотив, по параметрам силы и устойчивости. Помимо этих параметров используют и другие, а именно – иерархичность, структурность, множественность. Иерархичность мотивации строится на основе доминирования разных групп мотивов. Структура оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Множественность определяет уровень развития содержания, т.е. достаточное число мотивов.

Классический пример – иерархия мотивов А. Маслоу, включающая в себя физиологическими потребностями, потребности безопасности, потребности и любви, самоуважения и самоактуализации. Иерархия потребностей личности и соответствующих им мотивов является выражением направленности личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности.

Анализируя структуру мотивации, В.Г. Асеев выделил в ней: а) единство дискретных и процессуальных характеристик и б) двухмодальное (положительное и отрицательное основания ее составляющих) [34].

Для Б.Ф. Ломова потребностно-мотивационная сфера личности представляется своеобразным фундаментом, на основе которого формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь [1].

В.К. Вилюнас понимает мотивацию как совокупность факторов, механизмов и процессов, которые обеспечивают возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, т.е. происходит направление поведения на удовлетворение потребностей [11]. «Действие, имеющее осознанно целенаправленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует, таким образом, он осознает мотив (или мотивы) своего поступка», - пишет П.М. Якобсон [100, с. 176].

Очень значимой категорией среди психологических понятий, которые нужны для раскрытия, сущности сложного человеческого действия выступает понятие мотива действия (поступка). В узком смысле слова мотивация поведения – это мотивация конкретных форм поведения человека, в широком смысле - совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом [100].

Но изучение мотивации поведения человека может иметь не только разные ракурсы рассмотрения, но и строиться на основе разного подхода к этой проблеме. В этой связи необходимо отметить, что для правильной трактовки проблемы мотивации очень существенно рассматривать ее также и в генетическом плане. Рассмотрение проблемы мотивации поведения с точки зрения генетического плана важен не только методологически для правильного подхода к различным спорным проблемам, но и практически, так как решаются вопросы воспитания подрастающего поколения.

Рассмотрим зарубежные теории и концепции мотивации поведения:

1. Бихевиоризм и необихевиоризм о мотивации поведения

Занимаясь поисками модели мотивации и устанавливая принципы поведения, бихевиоризм изучает поведение животного. На основе найденных у животных закономерностей мотивации делают выводы о человеке и сущности его мотивации.

Бихевиоризм рассматривает человека преимущественно в биологическом аспекте и оставляет в стороне его социальную сущность; стремится найти общие принципы поведения, которые были бы присущи животному и человеку. Процессы развития, характеризующие человека как личность; те сложные формы отношений с другими людьми, которые возникают у человека как изначально общественного существа; те особенности психики человека как самосознающего и самосовершенствующегося существа, которые сказываются на мотивации его поведения, бихевиористы или обходят, или же объясняют упрощенно.

Понятия, которыми пользуются представители бихевиоризма при изучении мотивации у человека: первичные влечения, прирожденные потребности, побуждения организма, - в чрезвычайно малой степени раскрывают структуру мотивационной сферы человека, не показывают тех сложных видов соотношений, которые существуют в системе мотивов и образуют их иерархию [100].

2. Концепция фрейдизма и неофрейдизма (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни)

З. Фрейд в своей концепции основной двигатель действий и поступков человека видел в половом инстинкте и его трансфомациях. Неофрейдист А. Адлер основной побудительной силой действий человека считает волю к власти, волю к могуществу.

Человек обладает некоторыми врожденными силами, отмечает К. Хорни, основы которых заложены в детской беспомощности, выражающейся в чувстве первичного беспокойства и врожденного страха. Э. Фромм рассматривая формы мотивации поведения человека, говорит о механизмах бегства от свободы. Это три основные формы: авторитаризм, деструктивизм и конформизм.

Фрейдисты и неофрейдисты видят основы динамики психической жизни во врожденных и неосознанных силах, заключенных в глубинных истоках «я» [100].

3. Проблема мотивации в трудах гештальтпсихологов

К. Левин [100] и его сотрудники занимались условиями, которые определяют характер поведения человека и тем самым формируют его мотивацию. Они понимают психику как некое силовое поле, и все изменения мотивации объясняют только взаимодействием каких-то внутренних сил внутри силового поля, не признавая воздействий внешнего мира на личность. Это одностороннее рассмотрение проблемы мотивации, отрицание роли внешних воздействий на формирование мотивационной сферы личности является существенным недостатком гештальтпсихологии.

4. Персонализм и близкие к нему исследования о мотивации

Г. Олпорт [100] подходит к рассмотрению проблемы мотивации в контексте задач психологии личности в целом, а представители концепции самоактуализации человека (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) рассматривают вопросы мотивации и мотивирующих факторов поведения в рамках того, как можно обосновать возможность такой самоактуализации личности. Примером служат работы А. Маслоу.

А. Маслоу [100] исходит из предположения (в применении самоактуализации) о существовании иерархии потребностей: низших и высших. Он говорит о мотивации к росту и о мотивации к получению недостающего. В то время как удовлетворение потребности в недостающих предметах только предупреждает нездоровье, удовлетворение потребности в росте вызывает здоровье, приносит радость от продуктивной деятельности и творчества.

Представители факторного анализа в психологии (например, Дж. Гилфорд и Р. Кэттел), устанавливая факторы, влияющие на мотивацию личности, пытались дать определенную систему факторов, сказывающихся на мотивации поведения.

Совокупность факторов, влияющих на мотивацию поведения личности, Дж. Гилфорд [100] сводит к шести большим группам.

I. Факторы, взаимосвязанные с органическими потребностями (голод, половое устремление людей, общая активность).

II. Потребности, обращенные на окружение (необходимость в приятном, удобном окружении; аккуратность – потребность в порядке, чистоте; потребность в получении знаков внимания).

III. Потребности, связанные с трудом (общее притязание, последовательность, выносливость).

IV. Потребности в связи с позицией субъекта (потребность в свободе, независимость как противоположность зависимости, конформизм).

V. Потребности социального характера (потребность в обществе, потребность быть приятным, потребность в дисциплине, агрессивность).

VI. Общие интересы (потребность в приключениях или, наоборот, в безопасности; потребность в развлечении).

Факторы, мотивирующие поведение человека, выделяемые Р. Кэттелом [99]: секс, инстинкт общения, потребность кого-то опекать, потребность в исследовании, любознательности, потребность в безопасности, потребность в самоутверждении, нарцистическая потребность.

Р. Маккол [100] выделил четыре биологических мотива (побудительных силах), которые он называет «категориальными». Это голод, жажда, побуждение к выделениям из организма, побуждение к отдыху и сну. К ним автор добавляет еще три: стремление избежать боль, половое побуждение, побуждение к активности (мускульной). Также выделяются анастатические мотивы, они не могут быть сведены к биологическим побудительным силам.

Эти мотивы помогают повысить уровень индивидуальной жизни, перейти к новым и более богатым возможностям и условиям. Некоторые из анастатических мотивов являются познавательными по своей природе, предполагая практику в сенсорных или перцептивных актах, другие являются моторными, предполагая практику в манипулятивных или других моторных возможностях. Все они достаточно отчетливо проявляются у нормального ребенка на первом году жизни.

Наряду с этими видами побудительных сил существуют независимые и не приобретенные в ходе обучения социальные мотивы (побуждения). Это мотив «общности» и близости к другому человеку, неизбежным выражение которого является «социальная улыбка» (ребенка).

В своей работе о мотивации Х. Доймлинг [100] различает три аспекта ее рассмотрения: 1) Функциональная мотивация (движущее начало, биологические условия поведения человека). 2) Динамико-генетическая мотивация. Стремление выяснить, каковы причины развития человека и каковы структурные «основы», заложенные в личном или коллективном бессознательном. 3) Декреторная мотивация. Рассмотрение мотивации относится уже к действиям, имеющим определенное назначение и характеризующимся решениями.

5. Проблема мотивации поведения в социально-психологических работах

В работах по социальной психологии следует отметить два направления исследования мотивации поведения.

1. Рассмотрение психологии отдельного человека в социальном контексте. При таком подходе выясняются следующие моменты: что определяет поведение конкретного индивида, если учитывать его принадлежность к обществу в целом, к отдельным социальным и культурным группам, учитывать влияние, которое оказывает на мотивацию поведения наличие у него определенных моральных представлений, правил поведения, идеалов.

Изучение мотивации человека как социального существа предполагает также выяснить те моменты в сознании, в психике конкретного индивида, которые влияют на мотивацию его поведения. Таким образом, можно выяснить, например, представление человека о мнении окружающих о нем, его стремление сохранить определенное положение в социальной группе, к которой он принадлежит, принципы поведения при общении с другими людьми, представления о том, как выражать свое отношение.

2. Рассматривая мотивацию поведения человека, нужно обращать внимание на те стороны его психической жизни, которые вызваны его реальным пребыванием в определенной группе людей, деятельностью в этой группе; вызваны его совместным участием в каких-то действиях, намеченных в группе, и т.д. Особенности общности с той или иной крупной или мелкой группой, характер совместной деятельности, относительное единство целей и стремлений и т.д. – все это сказывается на особенностях мотивации поведения человека.

Г. Мэрфи [100] говорит о трех сильных мотивах в поведении человека: стремление к материальным благам, к власти, к престижу. Характер этих мотивов и значение их для человека зависят от условий жизни общества.

Исследованиям Ф. Олпорта, Дж. Дейча, М. Бос, Черча, Р. Липитт и Р. Уайт, К. Левина присущи серьезные недостатки. Здесь виден отчетливо выраженный эмпиризм, в них нет теоретического обоснования полученных результатов. Отсутствует в этих работах и такое важное звено научно-психологических исследований, как индивидуально-психологический подход. Предметом научения становятся преимущественно частные моменты поведения человека. Все это свидетельствует об узости научного подхода к проблеме мотивации.

Зарубежные психологи исходя из биологизаторской позиции, идут к разрешению проблемы мотивации человека от рассмотрения поведения животного или упрощения поведения человека до уровня, общего с животными (за исключением направления работ по психологии личности и социальной психологии). В отечественной психологии мотивация поведения человека ставится как принципиально особая проблема, освещение которой должно раскрыть характерные особенности сложных динамических изменений в психике человека как существа, общественного по своей природе.

Различное понимание сущности сознания, его роли в психической деятельности человека приводит к тому, что в зарубежных исследованиях выдвигаются на первый план те моменты мотивации поведения, носящие неосознаваемый или плохо осознаваемый характер. Отечественные психологи выдвигают на первый план те моменты мотивации, которые носят осознаваемый характер и поддаются в той или другой мере саморегулированию. Иными словами, отечественная наука больше изучает осознанные мотивы поведения, чем мотивацию поведения в целом [100].

По В.Г. Асееву [34] понятие мотивация включает в себя следующие виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки (диспозиции), идеалы и т.д.

Анализируя определения мотивации различных психологов, можно заметить позицию психологов о том, как соотносятся энергетическая и содержательная стороны мотивации. Значительная часть зарубежных психологов рассматривают только энергетическую сторону мотивации. Например, все мотивационные закономерности З. Фрейд понимал только как динамически-энергетические; для Фриера мотивация — это энергетический аспект опыта и реакций; Браун и Форбер характеризуют мотивацию как энергетическую и динамическую функцию. Многие авторы, не формулируя явно своей позиции, собственно преувеличивают, абсолютизируют роль энергетических моментов, при этом игнорируя роль содержательной стороны мотивации (Д. Гилфорд, Г. Мэрфи).

Отечественные психологи, определяя понятие "мотивация" исходят из того, что динамическая и содержательная стороны мотивации едины. С.Л. Рубинштейн [83] писал: через психику реализующаяся детерминация это и есть мотивация.

В.Г. Леонтьев [34] считает, что есть два типа мотивации: первичная, проявляющаяся в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичная, проявляющаяся в форме мотива. В данном случае прослеживается отождествление мотива с мотивацией.

В большинстве случаев психологи под мотивацией подразумевают детерминацию поведения, поэтому и выделяют мотивацию внешнюю и внутреннюю.

В западной психологической литературе выделяют экстринсивную (обусловленная внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивную (внутренняя, связанная с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями) виды мотивации.

Американские авторы Э. Деси и Р. Райана [102] выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация необходима для осуществления человеческого развития. Она определяется как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений. На влечениях мотивация не основывается. Внутренняя мотивация касается активной, исследовательской, находящейся в поиске задач сущности индивидов, играющей решающую роль в приобретении и развитии структур и функций.

Внутренняя и внешняя мотивация разделяются по критерию вознаграждения за выполняемую деятельность. При внешней мотивации вознаграждение внешнее по отношению к исполнителю, при внутренней мотивации наградой является сама активность. По мнению Э. Деси, внутренне мотивированное поведение базируется на потребности личности в компетентности и самодетерминированности во взаимодействии с окружающей средой. Основой данной потребности являются свойства центральной нервной система. Она существует постоянно и мотивирует поведение и мысли человека до тех пор, пока не прерывается эмоциональными реакциями или базовыми влечениями. Внутренняя мотивация развивается в зависимости от социальных условий, они или поддерживают и сохраняют автономию человека, либо подрывают ее. Отсюда можно сделать вывод, что внутренняя мотивация и ее проявления могут быть нарушены при чрезмерном контроле и нестабильности ситуации, что может привести к неадекватному развитию и даже к психопатологии [102].

Р. Фрэнкин разделяет три компонента мотивации: биологический, когнитивный и компонент научения. В биологическом компоненте особое внимание уделяется структуре и особенностям функционирования головного мозга. Компонент научения: научением управляет внимание, но мы не может всему уделять внимание, поэтому чему – то мы научаемся, а чему – то нет. Когнитивный компонент: познание, включая мышление, восприятие, абстрагирование, синтез, организацию и т.д., дает возможность объяснить сущность внешнего мира и сущность самого человека. Нужно рассматривать все три компонента, так как они действуют в совокупности [69].

Е.П. Ильин [34] полагает, что мотивация и мотивы всегда зависят от внутренних и внешних факторов. Когда идет речь о внешних мотивах и мотивации, то подразумевают или обстоятельства (актуальные условия), или какие-то внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива (вознаграждение и прочее); также включая, что человек сам приписывает этим факторам решающую роль в принятии решения и достижении результата, как это имеет место у полезависимых и с внешним локусом контроля. В данных случаях говорят о внешнестимулируемой (внешнеорганизованной) мотивации, сознавая при этом, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся важными для человека, т.е. для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации преобразовываться во внутренние.

Многие исследователи отмечают, что необходимо поэтапное рассмотрение процесса мотивации, хотя и с разных позиций (В.А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Файзуллаев, Ж. Нюттен). Близки к этому и представления других психологов, например О.К. Тихомирова считает, что образование цели может носить характер развернутого во времени процесса [34].

В.И. Ковалев описывает следующий вариант появление мотива, процесс который проходит несколько стадий: возникновение потребности — ее осознание — столкновение потребности со стимулом — трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание. По мере того, как возникает мотив, происходит оценивание разных сторон стимула (например, вознаграждения): значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и т. д. [34]


Рис. 1. Этапы мотивационного процесса (А.А. Файзуллаев)

Этапы: I — осознание побуждения. II — принятие мотива. III — реализация мотива. IV — закрепление мотива. V — актуализация побуждения. 1, 2, 3, 4, 5 — мотивационные критические состояния, возникающие при переходе от одного этапа к другому. Мотивационные образования: Л — неосознанное побуждение, В — осознанное побуждение, С — принятый мотив, D — реализуемый мотив, Е — потенциальное побуждение. Линии: сплошная со стрелкой — путь развертывания мотивационных тенденций, пунктирная со стрелкой — путь свертывания мотивационных тенденций, зигзагообразная со стрелкой — путь образования мотивационных кризисов: крестики на сплошной горизонтальной линии — блокировки этапов формирования мотивационных образований.

А.А. Файзуллаев [34] выделяет пять этапов мотивационного процесса:

1. Возникновение побуждения и его осознание. Содержанием полного осознания побуждения является осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов реализации данного действия.

2. Принятие мотива. На данном этапе побуждение внутренне принимается, т.е. происходит его идентификация с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.

3. Воплощение мотива в реальность. На данном этапе может меняться психологическое содержание мотива в зависимости от конкретных условий и способов реализации. Также мотив приобретает новые функции (например, удовлетворения, насыщения потребности, интереса).

4. Закрепление мотива, в результате чего он превращается в черту характера.

5. Актуализация потенциального побуждения (осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания).

Н.В. Гончаров и А.Н. Зерниченко [34] выделяют три стадии мотивационного процесса: формирование мотива, достижение объекта потребности и ее удовлетворение.

Некоторые зарубежные психологи рассматривают этапы мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идет о цикле контакта, суть которого заключается в актуализации и удовлетворении потребности при взаимодействии человека с внешней средой. Доминирующая потребность выходит на главный план сознания, являясь фигурой, а фоном становится личный опыт. И, по мере удовлетворения, она сливается с фоном. В данном процессе выделяют шесть стадий: ощущение стимула, его осознание, возбуждение (решение, возникновение побуждения), начало действия, контакт с объектом и отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом данные стадии могут следовать четко друг за другом, но могут и накладываться друг на друга.

Как мы видим, исследователи рассматривают процесс мотивации с различных позиций. У одних — это структурно-психологический подход (А.Г. Ковалев, О.К. Тихомиров, А.А. Файзуллаев), у других — гештальт-подход. Положительные моменты есть в каждом из подходов, но есть и отрицательный: не сформировано целостное представление о мотивационно- ном процессе и стадиях формирования мотива.

Этапы мотивации, их количество и внутреннее содержание зависят в основном от разновидности стимулов, под влиянием которых возникает и выстраивается процесс формирования намерения как завершающего этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими — это внешние (например, сигналы) и внутренние (дискомфортные ощущения, исходящие от внутренних органов) раздражители. Но также стимулами могут выступать и просьбы, требования, чувство ответственности и долга и другие социальные факторы [34].

Е.П. Ильин предлагает следующую схему мотивационного процесса:

1. Этап формирования абстрактного (первичного) мотива. Содержание данной стадии заключается в формировании потребности и побуждения к поисковой деятельности.

Для превращения нужды в потребность, субъект вначале должен ее принять как личностно значимую. Далее она начинает переживаться личностью, что выражается во внутреннем напряжении и стремлении человека от него избавиться.

На данной стадии возникает абстрактная цель. Ее появление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.

2. Поисковая внешняя или внутренняя активность. В случае, если человек попадает в незнакомую обстановку или не обладает требуемой информацией он вынужден будет заняться поиском реального объекта во внешней среде («что подвернется, то и съем»).

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. Фактически это стадия интеллектуальной обработки потребности и последующее ее воплощение в план, цель. Задача стадии: определение субъективной вероятности достижения успеха.

3. Выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения.

На этой стадии возникает намерение достичь цели, которое выражается в сознательном преднамеренном побуждении к действию. В частности это побуждение приводит к действию человека и с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива [34].

В нашем исследовании мы будем придерживаться определения мотивации В.К. Вилюнаса. Мотивация это совокупность факторов, механизмов и процессов, которые обеспечивают возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. происходит направление поведения на удовлетворение потребностей.

Многими авторами как отечественными, так и зарубежными выделяются внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация это то, что побуждает человека к действию с внешней стороны - это может быть, например: вознаграждение. Внутренняя мотивация это то, что побуждает человека к действию с его внутренней стороны, например: цель, мечта. Но они очень тесно между собой взаимосвязаны и постоянно перетекают одно в другое.

В данном параграфе нами были рассмотрены отечественные и зарубежные теории и концепции мотивации поведения: бихевиоризм, фрейдизм и неофрейдизм, гештальтпсихология, персонализм.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: в зарубежных исследованиях выдвигаются на первый план те моменты мотивации поведения, которые носят неосознаваемый или плохо осознаваемый характер, это объясняется тем, что они различно понимают сущности сознания, его роли в психической деятельности человека. Для отечественных же психологов характерно выдвижение на первый план тех моментов мотивации, которые носят осознаваемый характер, поддаются в той или другой мере саморегулированию. Отечественная наука больше изучает осознанные мотивы поведения, чем мотивацию поведения в целом.

1.2. Мотивационная готовность как ведущий структурный элемент профессиональной готовности

Изучению проблемы готовности к деятельности большое внимание уделено в совместной работе М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко, где под готовностью понимается активно – действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи, условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности [26].

В контексте своего исследования Л.С. Моцарь представляет готовность к профессиональной деятельности как результат накопления качественных изменений в личности субъекта будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе [70]. В своей докторской диссертации К.М. Дурай-Новакова рассматривает психологическую готовность к профессиональной деятельности как цель и результат профессиональной подготовки [24].

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко [26] отмечают, что состояние готовности имеет сложную динамическую структуру. Оно состоит из следующих компонентов готовности к деятельности: мотивационный (ответственность за решение задачи); ориентационный (представления об особенностях и условиях деятельности, ее требования к личности); операциональный (владение необходимыми знаниями, умениями, навыками и др.); волевой (самоконтроль, умение управлять действиями) и оценочный (оценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам).

Систему внешних (объективных) и внутренних (субъективных) мотивационных факторов труда предлагают А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев. Эти факторы в последующем могут быть критерием для выявления готовности человека к эффективной трудовой деятельности [31].

Во внешние мотивационные факторы входят: факторы давления – советы; указания; рекомендации со стороны других людей; факторы притяжения-отталкивания – эталоны «социального преуспевания»; примеры со стороны референтного окружения человека; факторы инерции – привычные занятия; стереотипы имеющихся социальных ролей.

К внутренним мотивационным факторам относят: процесс, предмет и результат труда; условия труда - организационные (самостоятельность - подчиненность); социальные (доступность и легкость (трудность) получения профессионального образования); физические; территориально-географические. Также в них включают возможности для реализации внепрофессиональных целей – общественная работа; достижение желаемого социального статуса и общественного положения; обеспечение материального благополучия [31].

Многие исследователи отмечают, что готовность – необходимое условие успешной деятельности личности, включая и профессиональную.

О.В. Царькова, указывает, что готовность – интегральное качество личности, которое характеризуется определенным уровнем ее развития и определяет возможность участия в каком-либо процессе [95].

Наиболее полное определение дает Л.Г. Семушина. Под готовностью к профессиональной деятельности автор понимает психическое состояние субъекта труда, предполагающее осознание им своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ и последующую оценку имеющихся условий, указывать вероятные способы действия, предвидеть интеллектуальные, мотивационные и волевые усилия, вероятность достижения результатов [36].

Ю.Т. Русаков выделяет следующие функции готовности к профессиональной деятельности:

- гностическая функция. Отражает познавательную направленность личности и проявляется в усвоении базы профессиональных знаний, в практическом умении использовать их в ходе решения профессиональных задач, овладении творческими способами выполнения профессиональной деятельности и т.д.

Заключение (выдержка)

В диссертации рассмотрена проблема мотивационной готовности, которая особенно актуальна на современном этапе в связи с внедрением компетентностного подхода в образовании при переходе на ФГОС нового поколения, когда ведущей задачей становится формирование у студентов стремления к компетентности, конкурентоспособности.

Мотивационная готовность человека к деятельности стала предметом внимания исследователей сравнительно недавно и поэтому относится к той группе понятий в психологии, которые являются недостаточно разработанными. Признавая ведущую роль мотивационной готовности в структуре психологической готовности к деятельности, исследователи рассматривают такую готовность как развитие на базе усвоенных общечеловеческих и собственных личностных ценностей и предпочтений системы профессиональных интересов и склонностей.

Большинство авторов, к характеристикам мотивационной готовности, отражающей сложный процесс внутренней работы человека по самоопределению в отношении профессиональной деятельности, относят развитость мотивов данной деятельности, которые обеспечивают положительное к ней отношение, их силу, устойчивость, иерархию и т.д.

Выбранные нами методики позволили исследовать динамику мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности.

Анализ полученных данных показал, что на всех курсах обучения значимыми являются такие факторы привлекательности: работа с людьми/не умею работать с людьми и возможность/невозможность совершенствования.

По результатам исследования профессиональной направленности будущих психологов выявлена тенденция сокращения количества студентов от первого к четвертому курсу с низким уровнем и повышение количества студентов со средним уровнем направленности. Что касается высокого уровня профессиональной направленности то, количество студентов относящихся к этому уровню остается неизменным в процессе обучения в вузе.

Результаты изучения мотивации обучения в вузе выявили следующую картину: количество студентов стремящихся к приобретению знаний, любознательности понижается, а студентов стремящихся овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества становится больше. Также повышается количество студентов стремящихся приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремлении к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.

Полученные данные из теста-опросника направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой подводят к выводу о том, что большинство студентов первого курса имеют внутреннюю мотивацию и с интересом изучают все дисциплины. Постепенно к третьему и четвертому курсу формируется избирательное отношение к различным предметам. С внутренней мотивацией связан интерес к изучению тех дисциплин, которые, по мнению студентов, необходимы для успешной профессиональной деятельности. И наоборот, не интересными становятся дисциплины, которые, по мнению студентов, не развивают их как будущих профессионалов. В этом случае такое отношение связано с внешней мотивацией.

Математическая обработка с помощью критерия φ-угловое преобразование Фишера не подтвердила нашу гипотезу: совмещение учебы в вузе и профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» оказывает влияние на удовлетворенность студентов своей будущей профессией: в группе работающих – студентов, удовлетворенных своей будущей профессией больше, чем в группе не работающих студентов.

Гипотеза о том, что динамика мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе проявляется в том, что уровень сформированности мотивационной готовности повышается с 1 по 4 курс: с первого по четвертый курс сокращается количество студентов с низким уровнем сформированности и повышается количество студентов с высоким уровнем сформированности мотивационной готовности к профессиональной деятельности подтвердилась частично. Так, как с первого по четвертый курс сокращается количество студентов с низким и высоким уровнем сформированности мотивационной готовности к профессиональной деятельности, но количество студентов со средним уровнем повышается.

Дальнейшее исследование может быть направлено на составление программы по развитию мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов.

Литература


1. Аверин В.А. Мотивация личности // URL: h**t://w*w.readabout. info/3765/

2. Агеев Б.А. Мотивационная готовность офицеров к военно-профессиональной деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1994. – 23 с.

3. Азгальдов Г. Что нужно для успешной работы? // Вестник высшей школы. 1991. №7. С.32—42.

4. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М.: Генезис, 2005. - 248 с.

5. Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. № 5 (2). 2010.

6. Балл Г.А. «Мотив»: уточнение понятия // Психологический журнал, 2004, том 25, № 4. С. 56-65.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Издание 2-е, стереотипное. Под редакцией Д. И. Фельдштейна. Москва — Воронеж, 1997. – 351 с.

8. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. второе, перераб. и дополн. – М.-СПб.: Большая Российская энциклопедия. 2001. С. 27.

9. Бондарев В.П. Выбор профессии. - М.: Педагогика, 1989. – 197 с.

10. Бондаренко С.А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. – Ч. 1. – 188 с.

11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.

12. Водовозова С.Я. Средства успешного совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе // АРСИИ им. Г.Р. Державина. Сборник трудов Пятой конференции АРСИИ им. Г.Р. Державина / Под общ. ред. проф. Д.Н. Киршина.– СПб.: Российское изд-во «Культура», 2007.

13. Галанина М.А. Воспитание профессиональной успешности студентов в педагогическом процессе колледжа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб:, 2006. 24 с.

14. Голубь О.В. К вопросу о готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности // Вестник Волгоградского государствен- ного университета. 2008. Серия 7. № 1. С. 121–123.

15. Гуртовенко И.Ю. Теоретический анализ понятия «профессиональная готовность» // Социосфера. 2011. № 4. С. 73-77.

16. Давыдов В.В. Проблема деятельности в философии и психологии. // Хрестоматия по курсу введению в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545 с.

17. Джемс У. Психология. М.: Педагогика,1991. – 368 с.

18. Дильман Д.А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные основания и эмпирические методы исследования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Волгоград, 2006. 55 с.

19. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2.

20. Донцов Д.А., Донцов А.И., Донцова М.В. Социально-психологические особенности студентов-психологов и специфика их профессионального становления // Экономический и научно-технический журнал (Электронный ресурс h**t://w*w.novainfo.r*)

21. Дорошенко Т.В. Исследование эмпатического профиля личности будущих психологов // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 42-49.

22. Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в образовательном процессе // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 110 с.

23. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Предмет психологии// URL: h**t://w*w.psychological.r*/default.aspx?s=0&p=31&0a1=772&0o1=1&0s1=0.

24. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: 1983. – 356 с.

25. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978. 383 с.

26. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, Университетское, 1985. 206 с.

27. Емельяненко Л.М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2011. № 2. С. 35-38.

28. Ефимова О.В. Мотивационная готовность выпускников ссуза к будущей профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2010. № 11. С. 47-49.

29. Занюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. - К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2004. 352 с.

30. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - 2-е изд., перераб. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

31. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. 1987. № 4. С. 33-43.

32. Зотова Н.Н., Родина О.Н. Индивидуально-личностные особенности и успешность профессиональной подготовки студентов-психологов // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2009. № 1.

33. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.

34. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

35. Ильязова М.Д., Туленбергенова Д.Ю. Инвариативная структура социально-психологической компетентности субъекта деятельности // Успехи современного естествознания. 2009. № 2. С. 56-58.

36. Инженерная педагогика: сб. ст. Вып. 4. – М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. – 300 с.

37. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Том 23. № 6.

38. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982 г. с.74-77

39. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности - М.: Просвещение, 1988. 192 с.

40. Кожухарь Г.С. Связь уровня развития профессионально-важных коммуникативных качеств студентов-психологов с успеваемостью // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 127-137.

41. Кожухарь Г.С., Петрова А.Н. Исследование профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 65-73.

42. Козубовский В.М. Профессионально-деловой портрет психолога // URL: h**t://psyera.r*/professionalno-delovoy-portret-psihologa-1251.htm

43. Конюхова Е.Т. Фактор готовности в формировании установки на успешность профессиональной деятельности // Материалы научно-практической конференции. Новосибирск. 2002. С. 15-22.

44. Корзин А.Б. Профессиональная готовность студентов и мотивация их учебно-профессиональной деятельности: материалы Всерос. науч-практ. конф. Тверь. 2004. С. 18-22.

45. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев: 1986. С. 75.

46. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1989. — 408 с.

47. Кочнева Е.М. Структура мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Москва. 2010. С. 278-279.

48. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности - Барнаул: Изд-во БГПУ , 1998. – 114 с.

49. Кузнецова О.О. Психологическая готовность студентов к будущей профессиональной деятельности // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006.

50. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек» / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю. М.: МИССО. 2003. 195с.

51. Ларина Е.А. Структура и динамика мотивационной сферы личности студентов разных направлений профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. 2010. 18 с.

52. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования. 19.00.07 – педагогическая психология. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва. 2009. 47 с.

53. Леонтьев А.Н. Анализ деятельности // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 1983. № 2. С. 9

54. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 84 с.

55. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 169

56. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. 509 с.

57. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.— 447 с.

58. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 422.

59. Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2002. № 2. С. 64 - 72.

60. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

61. Мальцева Л.В. Представления студентов-психологов о профессионально-карьерных перспективах // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы». Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2010. 478 с.

62. Марголис А.А. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 5-11.

63. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

64. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с. – (Серия «Мастера психологии»).

65. Масюченко К.К. Мотивационная готовность призывников к службе в вооруженных силах Российской Федерации: 19.00.14. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1997. 195 с.

66. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинического психолога // URL: h**t://w*w.myakushkin.r*/ru/partnery/ stanovlenieprofessionalnogosamosoznaniya-klinicheskogo-psixologa.html

67. Методика изучения факторов привлекательности профессии // URL: h**t://w*w.psyoffice.r*/7/tests/tests2_profprivl.html

68. Молоканов М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 1994. – 178 с.

69. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

70. Моцарь Л.С. Эмпирические «индикаторы» уровней личностной готовности выпускника ВУЗа к профессиональной деятельности // Вестник Адыгейского Государственного университета: сетевое электронное научное издание. 2011. № 1.

71. Нирмайер Р. Мотивация/Райнер Нирмайер, Манюель Зайфферт: [пер. с нем. Зись Е.А.]. М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. – 124 с.: ил., табл.

72. Носова Е.С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 186 – 190.

73. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.

74. Панферова Е.В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 1. С. 145-149.

75. Пахальян В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 103-112.

76. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996. С. 512.

77. Плетников Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 96

78. Плешакова О.В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника // Вестник Башкирского университета. Раздел Педагогика и Психология. 2007. Т.12. №3. С. 200-203.

79. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.

80. Психология мотиваций и эмоций / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 752 с. – (Серия: Хрестоматия по психологии).

81. Психология труда и инженерная психология / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 224 с.

82. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. —464 с: ил.

83. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. –– (Серия «Мастера психологии»).

84. Русаков Ю.Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. – Магнитогорск, 2006. – 40 с.

85. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

86. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. – Алма-Ата: 1990. – С. 89.

87. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности. Часть 1, 2. В.А. Бодров. // Психологический журнал. 2008. № 5-6.

88. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук М.,1991. 315 с.

89. Старостина Е.А. Исследование личностных качеств студентов-психологов// URL: h**t://w*w.r*ssianscientists.r*/communication/forum/ forum73/topic1654/

90. Сумерки богов. / сост. И общ. Ред. А.А. Яковлева; пер. М.: Политиздат, 1990. 398 с.

91. Теплинских М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.

92. Узнадзе Д.Н. Общая психология/Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. 413 с.: ил. – (Серия «Живая классика»).

93. Хекхаузен Х. Мотив и мотивация: восемь основных проблем // Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т. 1. М., "Педагогика", 1986. 256 с.

94. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. 607с.

95. Царькова О.В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. – Оренбург, 2009. – 36 с.

96. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 76-80.

97. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: 1982. 183 с.

98. Шадриков В.Д. Способности человека//Общая и прикладная психология. Хрестоматия/Под ред. А.В. Карпова. Ярославль.: РПО, 2001. С. 73-87.

99. Якимова П.Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 110-118.

100. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций / Под редакцией Е.М. Борисовой. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 304 с.

101. Engestrom Y. Learning by expanding. An activity theoretical approach to developmental research. Helsinki, 1987. P. 133-156.

102. Ryan R.M., Deci E.L. Intristic and extrinsic motivations: classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. P. 54-67.

Примечания

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 121
Год: 2015
2400 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X