Дипломная работа

Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки

  • 84 страниц
  • 2016 просмотров
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.….….….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы применения мультимедийных презентаций на уроках музыки…6

1.1. Специфика мультимедийных презентаций ….….….6

1.2. Виды деятельности учащихся на уроках музыки и роль мультимедийных презентаций в их организации….….….….20

Выводы по первой главе….….33

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по использованию презентации на уроках музыки….….35

2.1. Содержание, формы и методы использования презентации на уроках музыки ….35

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….39

Выводы по второй главе ….….…52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….…55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….….58

ПРИЛОЖЕНИЕ….62

Введение (выдержка)

Актуальность работы определяется тем, что на современном этапе развитие средней общеобразовательной школы связано с необходимостью решения проблемы повышения интеллектуального уровня, творческого и познавательного потенциала школьников.

Поиск средств для развития творческих и познавательных способностей, повышения эффективности обучения учащихся на уроках музыки является очень важной проблемой.

Новые мультимедийные компьютерные технологии имеют огромный потенциал возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. В этом плане заслуживает особого внимания мультимедийная презентация.

Презентация представляет собой средство обучения, с помощью неё плодотворно реализуются идеи интенсификации, которые направлены на поиск максимальных эффективных средств и методов обучения на уроках музыки, адекватных его целям и содержанию; интеграции педагогической науки, практики; целостности и непрерывности педагогического процесса.

Проблема использования средств мультимедийных компьютерных технологий при преподавании общеобразовательных дисциплин является одной из наиболее важных проблем современного общего образования.

В последнее время ряд зарубежных и отечественных исследователей рассматривали в своих исследованиях применение мультимедийных компьютерных технологий в образовании (Г.Г. Белов, И. Б. Горбунова, Ю.Н. Егорова, Н. В. Клемешова, А.В. Осин и др.).

На формирование творческой деятельности учащихся как первоочередной необходимости в процессе обучения указывают в своих исследованиях В. И. Андреев, В. К. Дьяченко, В. Л. Кан-Калик, В. Б. Бондаревский, П. Л. Капица и др.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы использования презентации на уроках музыки.

Объект исследования: процесс музыкального образования в школе.

Предмет исследования: формы и методы использования презентации на уроках музыки.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения на уроках музыки использовать презентацию, то это способствует:

-улучшению усвоения учебного материала;

-сформированности практической направленности знаний обучаемых;

- улучшению поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемому предмету, повышению информационной культуры учащихся, развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить научную литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность, специфику и особенности использования презентации как средства повышения эффективности обучения на уроках музыки.

3. Проанализировать виды деятельности учащихся на уроках музыки и возможности внедрения презентации.

4. Провести педагогический эксперимент.

5. Сделать соответствующие выводы.

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

Методологической базой работы явились:

-теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);

- концепции внедрения мультимедийных компьютерных технологий в образование (Ю.Н. Егорова, Н. В. Клемешова, А.В. Осин);

- психолого-педагогические идеи современной дидактики, касающиеся оптимизации образования и непрерывного развивающегося обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит, в том, что теоретически обоснованы и выявлены формы и методы использования мультимедийной презентации как средства повышения эффективности обучения на уроках музыки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что описана деятельность учителя и учащихся по формированию навыков работы с использованием презентации на уроках музыки. Результаты исследования можно использовать в практической деятельности учителя музыки на своих музыкальных уроках.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. Теоретические основы применения мультимедийных презентаций на уроках музыки

1.1. Специфика мультимедийных презентаций

В переводе с английского multimedia – многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет [23].

Мультимедийные презентации - это очень удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Этот способ сочетает в себе динамику, изображение и звук, факторы, которые наиболее долго удерживают внимание детей.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Презентация - переводится с английского языка, как «представление» [32].

Презентация – это убеждение, форма коммуникации. Цель презентации ограничена, и она и не должна быть всеобъемлющей. Чувство цвета, композиции, пропорции, линии, гармонии, знание психологии цвета, способность к образному мышлению, помогают создать эффективную презентацию и обеспечить ее успех [50].

Ю.Н. Егорова отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:

- усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;

- мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету;

- предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;

- выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;

- создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;

- создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;

- ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;

- предоставляется реальная возможность использования меж-предметных связей [21].

Вопросами применения мультимедиа в образовании занимались многие ученые. Среди американских ученых наиболее известны Д. M. Уиллоус и Х. A. Хоутон. Они рассмотрели общие вопросы организации обучения, преподавание отдельных предметов с применением мультимедиа и средств компьютерного моделирования [25].

Интересную концепцию структурирования и представления среди мультимедиа и гипермедиа излагает российский ученый-исследователь M. Н. Морозов [20]. Разработанная им авторская среда позволяет перейти от традиционного электронного учебника с гипертекстовыми страницами, реализующего метафору книги, к интерактивной образовательной среде, организованной на основе метафоры «нового мира».

Н.В. Клемешова выявила, что эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. Модель практического освоения обучающимися учебной деятельности в условиях активного применения мультимедиа включает этапы: стимулирующий, целеполагающий, обучающий, аналитико-рефлексивный, саморегуляции и самореализации. Мультимедиа как дидактическое средство влияет на развитие основных сфер индивидуальности учащегося: стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; на аналитико-рефлексивном этапе и этапе саморегуляции происходит воздействие на сферу саморегуляции; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося [29].

А. В. Осин рассматривает концепцию образовательных электронных изданий и ресурсов в комплексе с задачами развития новых педагогических технологий, структуры и содержания учебной работы. Он же предлагает создание модели электронных изданий и ресурсов нового поколения, составляющих открытую мультимедиа систему. Основные принципы создания и применения образовательных электронных изданий и ресурсов связаны с задачами подготовки профессиональных и непрофильных разработчиков. Отдельное внимание уделяется оценке качества, унификации и стандартизации образовательных электронных изданий и ресурсов [38].

На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, педагогов, психологов было показано, что использование мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить

круг рассматриваемых проблем и вопросов.

Презентация - это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле.

Облегчение процесса запоминания и восприятия информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

К достоинствам презентации можно отнести:

- последовательность изложения презентации. Так, например, при помощи сменяющихся друг друга слайдов легко удержать внимание всей аудитории;

- возможность воспользоваться финальными шпаргалками. Презентация это не только то, что видит и слышит человек, но и заметки для выступающего о чем не забыть и как расставить акценты;

- мультимедийные эффекты. Слайд презентации - это не просто изображение, в нем могут быть элементы аудио, видеофрагменты, анимации;

-транспортабельность. Диск с презентацией гораздо компактнее рулона плакатов, при этом файл презентации можно очень легко опубликовать в Интернете или переслать по электронной почте [44].

В педагогической практике используются несколько вариантов презентаций:

- лекционная презентация,

- интерактивные презентации,

- «плакаты»,

- «тройное действие».

Лекционная презентация – это визуальные материалы, они иллюстрируют содержание лекций, выступлений, докладов педагога или учащихся.

Тут необходим строгий дизайн, единый стиль (шаблон), выдержанность оформления для всех слайдов презентации. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Здесь развлекательный элемент сведен к минимуму.

Педагог должен четко структурировать представляемый им материал презентации. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в процессе лекции нужно развивать и раскрывать. Главное помнить о том, что шрифт на слайдах должен быть крупным: ученики не должны напрягаться, читая его.

Необходимо помнить, что нашему сознанию требуется определённое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед нами появилась. Следовательно, слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 сек [49].

Интерактивные презентации. Этого типа презентации очень эффективны при организации самостоятельной деятельности учеников на уроке во время практикумов и семинарских занятий. Если презентация предназначена для самостоятельной работы ребят, её навигация (способ управления по слайдам) должна быть хорошо продумана, потому что управлять презентацией должны теперь ученики, а не учитель, знающий все нюансы [49].

Эта презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), и она создается педагогом именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. Следовательно, не является простым переложением печатного документа в электронном виде. Материал следует излагать очень подробно, чтобы содержание его не вызывало никаких вопросов у учащихся. Хорошо, если на слайдах будут гиперссылки на иные источники информации, в том числе и интернет, которые дети могут использовать в процессе работы по заданной теме урока.

«Плакаты» - это демонстрация фотографий, иллюстраций, с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть крупного размера и хорошего качества. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на педагоге, он комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учащихся.

«Тройное действие». На слайдах кроме визуальных материалов приведена текстовая информация, она может либо «расширять» содержание слайда, либо пояснять его содержимое.

В результате этого при правильном распределении внимания учеников, задействуется три механизма восприятия: слуховое восприятие, оно связанно с пониманием того, о чём говорит педагог; зрительно-образное восприятие, которое связанно с фотографиями, дополнительное зрительное восприятие, которое связанно с одновременным чтением предлагаемого материала.

При подготовке презентаций необходимо следовать четкому алгоритму ее создания.

Создание презентации состоит из трех этапов:

-планирование;

-разработка;

-репетиция презентации.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

Этап первый. Планирование.

1. Определение целей презентации. На этапе определения целей необходимо установить соответствие между планируемым результатом и отобранной информацией, определить общие и поддерживающие цели.

В современных образовательных технологиях выделяются следующие общие цели выступления:

Информирование – презентация направлена на знакомство с новым материалом, расширяет имеющиеся представления, обучает, описывает что-либо. Результатом информативного выступления являются знание, понимание, анализ, оценка учебного материала.

Убеждение – презентация нацелена на разъяснение и принятие позиции, изменение взглядов учащихся, побуждение к действиям определенным способом. Реакция учащихся при таком выступлении служит основным критерием эффективности достижения поставленной цели.

Развлечение – презентация направлена на получение слушающими удовольствия от выступления. О результативности такой презентации судят по проявленному аудиторией интересу, активности, эмоциональной включенности.

Цель презентации определяется типом учебного материала.

2. Сбор информации об аудитории (знания и опыт аудитории, учет интересов, индивидуальных возможностей восприятия, памяти, мышления, воображения). Каждый учитель имеет представление о классе, группе, где он работает, поэтому все характеристики должны быть обязательно учтены при разработке презентации.

3. Определение основной идеи выступления. Необходимо проследить наличие оптимального числа главных идей и их иерархию.

4. Подбор дополнительной информации, обеспечивающей, с одной стороны, полноту изложения материала, и с другой − выбор, исходя из особенностей аудитории (интересы, уровень обученности, возраст), темы и объема презентации [32].

5. При планировании выступления преподавателю необходимо спрогнозировать смену видов учебной деятельности учащихся, их чередование и дозировку с учетом работоспособности обучаемых и этапа занятия.

6. Создание структуры выступления. Структура выступления определяется его целями и типом презентации Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

7. Проверка логики подачи материала предполагает аналитическую работу по проверке того, как соотносится информация презентации с ее целью, концепцией, типом и структурой. Необходимо также проверить логические связки между тезисами и частями всего текста выступления.

Этап второй. Разработка презентации.

Во время второго этапа происходит учет методологических особенностей подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации и т. д.

Этап третий. Репетиция презентации.

Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия». Проверяется – насколько удачно «смонтирован» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. Идет проверочный этап презентации: его эффективность, соответствие содержания презентации поставленной цели [18].

На рынке программного обеспечения существуют средства построения презентаций, которые позволяют без программирования в очень короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации.

Одна из самых лучших программ для создания презентаций является программа – Microsoft Power Point.

Эта программа позволяет учителю в ближайшие сроки создавать собственные презентации. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайший период времени следует ожидать более активного использования компьютерных презентаций в нашем образовании.

Использование возможностей программы MS Power Point для создания презентаций открывает большие возможности для:

- повышения эмоциональности учебного занятия, воспитания потребности приобретать новые знания, повышения интереса детей к учению;

- смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста;

- создания активного творческого труда, доброжелательной атмосферы на уроке;

- наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении;

-стимулирование познавательного мышления учащихся.

Пакет Mediator от компании MatchWare — это один из наиболее простых и в то же время полнофункциональных пакетов для создания презентаций. По сравнению с пакетом Power Point, который нацелен на обычную демонстрацию слайдов, Mediator позволяет создавать сложные мультимедийные проекты с навигацией через гиперссылки.

Программа использует классическую схему создания презентаций как в виде собственных проектов, так и на основе разнообразных шаблонов - в виде последовательности слайдов, для перемещения между которыми предназначена богатейшая библиотека эффектов, что позволяет создавать уникальные презентации, напоминающие интерактивное видео. А простота и дружественность интерфейса в совокупности с интуитивно понятным набором меню и инструментов дают возможность добиваться быстрых успехов даже непрофессионалам.

В презентации могут быть объединены текст, изображения, видео, звук, анимация, интерактивные элементы, переменные и вводимые объекты, влияющие на ход демонстрации. Кроме того, можно добавлять Flash-объекты, изменять их размер и вращать произвольным образом, корректировать степень непрозрачности flash-объектов и пр.

Mediator имеет мощные инструменты, такие как возможность создания скриптовых сценариев. Пользователи данного пакета имеют доступ к VB и JavaScript для расширения функциональности и оригинальности своих презентаций. В программу включена возможность добавления анимации и ActiveX в создаваемое приложение.

Презентации могут как сохраняться на CD-диск с настройкой его автозапуска, так и предназначаться для размещения в Интернете.

DemoShield - это мультимедийное программное обеспечение, которое поможет быстро и качественно создать мультимедийную интерактивную презентацию любого типа и рассчитано на тех, кто профессионально занимается подготовкой презентаций. Созданные в его среде проекты могут представлять собой либо структурированные туры (Quick Tours), в ходе которых пользователю будут продемонстрированы все возможности программного продукта (включая снимки экранов и движение курсора с параллельным объяснением производимых действий при помощи всплывающих текстовых окошек), либо нелинейные презентации, где пользователь сможет сам выбрать то, что ему необходимо посмотреть. При этом DemoShield поддерживает режим подсказок, которые появляются во всплывающих окнах при наведении курсора мыши на различные объекты.

Интуитивно понятный интерфейс делает создание высококачественных демонстрационных программ простым и удобным. Новый мастер создания демонстрационных программ представляет собой самый простой и быстрый способ разработки проектов презентаций, при помощи которого можно всего за пять минут легко создать простую демонстрационную программу и начать работу над ее информационным содержанием.

Мастера-помощники, свыше 140 шаблонов с фоновыми изображениями, кнопками и звуками, мультимедиа-библиотеки и возможность легкого и быстрого перемещения видео-, аудио- и графических компонентов посредством мыши значительно ускоряют работу над проектами. Расширенная библиотека мультимедиа-ресурсов содержит звуковые эффекты, иллюстративные вставки, кнопки, графические компоненты и фоновые изображения, которые могут быть добавлены непосредственно в презентацию.

Любые объекты, созданные собственноручно, могут быть помещены в галерею, чтобы затем использоваться в других проектах — наличие галереи значительно упрощает работу над коллективными проектами и позволяет повторно использовать различные компоненты.

Специальный просмотрщик Demo Viewer позволяет быстро просмотреть все слайды и при необходимости изменить их организацию при помощи мыши. Все анимационные кадры могут быть строго синхронизированы в среде редактора Timeline Editor; при этом время появления объекта на экране настраивается путем перемещения его по шкале времени посредством мыши.

DemoShield имеет встроенный модуль автоматической проверки целостности программы и Интернет - совместимости и позволяет быстро заметить любые ошибки еще на этапе редактирования.

Созданную презентацию можно упаковать в формат, который больше всего подходит для целей пользователя, - это формат для Интернета, самораспаковывающийся архив, программа автозапуска компакт-диска, DVD, установочная программа с возможностью повторного использования и пр. При желании несложно разместить презентацию в Интернете путем нажатия всего нескольких кнопок. Кроме того, имеется возможность отправлять по электронной почте вопросники, формы заказов, результаты опросов и пр.

При создании презентаций для учащихся следует придерживаться следующих рекомендаций:

1) Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации!

2) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

3) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

4) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: название, фон, шрифт, размер, начертание шрифта, толщина и цвет различных линий и т.п.).

5) Анимация возможна один раз в течение 5 минут.

6) Важно подобрать правильное сочетание цветов для шрифта и фона. Они должны контрастировать. Например, шрифт – темный, а фон - светлый, или наоборот.

7) В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.

8) Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на учебном занятии.

[25].

Активное развитие компьютерных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ученика. На данном периоде в традиционную схему «педагог – ученик – учебник» вводится новое звено – это компьютер, а в школьное сознание – это компьютерное обучение. Одной из важных частей информатизации образования является использование мультимедийных компьютерных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начального образования это значит смена приоритетов в расстановке целей: одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе первой ступени должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для своего дальнейшего самообразования [37].

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы педагога разных стратегий обучения учеников, и в первую очередь использование мультимедийных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование мультимедийных компьютерных технологий на различных уроках в школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умения, которые позволяю обмениваться информацией с помощью современных технических средств, овладевать практическими способами работы с информацией.

Школьные уроки с использованием мультимедийных компьютерных технологий позволяют сделать их более продуманными, интересными, мобильными. Здесь используется любой материал, и совсем нет необходимости готовить к уроку массу репродукций, энциклопедий, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Школьные уроки с использованием мультимедийных компьютерных технологий особенно важны в начальной школе. Дети имеют наглядно-образное мышление, следовательно, очень нужно строить обучение детей, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и эмоции, слух, воображение. Тут, как нельзя, кстати, приходится занимательность и яркость компьютерных слайдов, анимации.

Использование мультимедийных презентаций на школьных занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученики становятся активными субъектами учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учениками[15].

Мультимедийные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский отметил: «Детская природа требует наглядности» [21]. И в последнее время на нас буквально обрушился технологический прогресс.

Ребята, как самая любопытная и любознательная часть нашего общества, буквально заглатывают все новинки. Дети младшего школьного возраста уверенно пользуются компьютерами, мобильными телефонами, различными DVD- плеерами и др. Детям стали не интересны приготовленные учителями для школьных занятий схемы, картинки, диафильмы. В результате всего этого у детей младшего школьного возраста снижается познавательная активность на уроках, желание работать и мыслить самостоятельно, и просто учиться. Поэтому учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения своих школьных предметов.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию коммуникативных способностей, мотивации, получению навыков, накоплению фактических знаний, а ещё способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – это компьютерная технология никогда не заменит связь между учащимися [44].

Применение мультимедийных компьютерных технологий на учебных уроках усиливает положительную динамику обучения детей, активизирует познавательную деятельность школьников.

Использование мультимедийных компьютерных технологий на учебном занятии позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности детей:

1. Принцип равенства позиций.

2 Принцип обратной связи.

3. Принцип доверительности.

4 Принцип занятия исследовательской позиции.

Как показывает практика, без новых мультимедийных компьютерных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учеников начального звена [46].

Появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, переориентирование его на развитие воображения, мышления, как основных процессов, необходимых для успешного обучения детей.

И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учеников. Объединение в компьютере графической, текстовой, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой детям учебной информации и успешность их обучения.

1.2. Виды деятельности учащихся на уроках музыки и роль мультимедийных презентаций в их организации

При вхождении ребенка в учебную деятельность ему сложно переключиться с занятий дисциплинами науки на занятия музыкальной деятельностью. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ребенку здоровье [2].

Существует множество программ по преподаванию музыки в начальной школе, на которые опираются учителя музыки и право педагога выбрать ту программу, которая совпадает с его взглядами на ребенка и на роль музыкального искусства в его жизни. Но самое главное не как обучить своих учеников музыке, а как их увлечь! Творчески подходя к программе, учитель не должен разрушать ее тематическое построение, все должно быть последовательно и органично, однако план урока должен быть у учителя в голове, о чем ребята догадываться не должны.

По мнению автора В.Л. Галкиной музыкальная деятельность детей школьного возраста – это различные способы, средства познания учениками музыкального искусства (а через него и самого себя, и окружающей жизни), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие [12].

В музыкальном воспитании ребят автор выделяет следующие виды музыкальной деятельности:

-восприятие,

-творчество,

-исполнительство,

-музыкально-образовательная деятельность.

В различных видах деятельности дети школьного возраста знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, которые необходимы для эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения музыки. Чем активнее и разнообразнее деятельность ребят на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их творческих и музыкальных способностей, формирование вкусов, интересов, потребностей. Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей школьного возраста, взаимосвязаны и опираются на музыкальное восприятие [12].

Само по себе количество видов деятельности на уроке музыки еще не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания детей. Необходим комплексный подход к организации учебного урока, когда все его элементы подчиняются теме, а само занятие обеспечивает целенаправленное музыкальное развитие детей школьников.

Реализация комплексного подхода к учебному уроку предусматривает осмысление всех видов деятельности ребят так, чтобы развитие музыкальных способностей осуществлялось во взаимосвязи, один вид деятельности обогащал другой и каждый учебный урок являлся неотъемлемым звеном целостного процесса музыкального воспитания. Комплексный подход проявляется также в решении комплекса дидактических задач: воспитательных, образовательных и развивающих.

Музыкальная культура детей школьного возраста формируется в процессе активной музыкальной и творческой деятельности, и чем разнообразнее и активнее деятельность ребят на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование вкусов, интересов, потребностей.

По мнению автора И.П. Корбан урок музыки включает в себя следующие виды деятельности детей:

- Слушание (восприятие) музыкального произведения (знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, исполнителями, композиторами).

• Музыкальное произведение выражает сложный внутренний мир индивида. Воздействуя, на личность музыка может радовать, волновать, вызывать к себе повышенный интерес. Радость, надежда, печаль и разочарование, страдание и счастье – всю эту гамму чувств людей, переданную в музыке, дети школьники слышат, переживают и осознают [13].

• В процессе этого вида деятельности происходит пробуждение и развитие чувственной сферы детей, формирование эмоциональной отзывчивости, что необходимо для их гармоничного развития.

Заключение (выдержка)

Новые мультимедийные компьютерные технологии имеют огромный потенциал возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. В этом плане заслуживает особого внимания мультимедийная презентация.

В процессе изучения и использования мультимедийных презентаций на уроках музыки, возможно, проникнуть в деятельность учащихся, в мотивы совершаемых ими действий, в то, как они принимают и понимают задачу, которая поставлена, в какой мере они владеет нужным для ее выполнения умениями, способами, навыками, с каким настроением они осуществляют этот процесс деятельности (с интересом, инертно, активно, самостоятельно или с подсказками) и каков результат этой деятельности. В результате использования мультимедийных презентаций создается качественно новый уровень восприятия, возможность обработки большого объема информации на уроках музыки.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы использования презентации на уроках музыки.

Наша экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы СОШ № 1.

В эксперименте участвовало 24 учащихся 3А класса.

Для изучения у учащихся интереса к урокам музыки были проведены наблюдения за учениками. В результате наблюдения за учащимися было получено, что основной процент детей недостаточно проявляют активность на уроке музыки, они пассивны на уроке, детям не интересен предмет музыки.

В результате анкетирования учеников было получено, что основной процент детей считают, что учитель музыки редко на уроках использует презентацию, и основной процент детей отметили, что им нравится, когда урок проходит в форме презентации и они бы хотели, чтобы педагог чаще применял презентации на уроках музыки.

В процессе беседы с педагогом было получено, что учитель считает себя хорошим педагогом и вполне доволен результатами работы по своему предмету. Но педагог редко использует презентацию на своих уроках музыки. И поэтому, что для повышения интереса учащихся к предмету музыки, необходимо применение презентаций.

Поэтому для учащихся были разработаны конспекты уроков по музыке с помощью презентаций.

На третьем этапе исследования было повторно проведено наблюдение за детьми, в результате было выявлено, что основной процент учащихся стали проявлять активность на уроке музыки, детям стал интересен предмет музыки, следовательно, внедрение презентаций на уроках музыки оказалось очень эффективным.

В результате повторного анкетирования учащихся было получено, что основной процент учащихся считают, что учитель музыки стал чаще использовать презентации на своих уроках.

В результате повторной беседы с учителем музыки, было получено, что учитель на своих уроках музыки стал чаще использовать мультимедийные презентации и, что педагог доволен повышением интереса детей к урокам.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения на уроках музыки использовать презентацию, то это способствует:

-улучшению усвоения учебного материала;

-сформированности практической направленности знаний обучаемых;

- улучшению поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемому предмету, повышению информационной культуры учащихся, развитию познавательной и творческой активности учащихся - подтвердилась.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. В частности, использование мультимедийных презентаций на уроках музыки, позволило наметить дальнейшие пути развития и определить возможные пути эффективного использования мультимедийных презентаций в реализации образовательных и развивающих функций обучения в общеобразовательной школе. Последующая разработка названной проблемы, особенно в союзе с педагогами, психологами, будет способствовать дальнейшему совершенствованию теоретико-методологических основ по использованию новых мультимедийных компьютерных технологий в общеобразовательной школе.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 236 с.

3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 352 с.

4. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М.: Просвещение, 2009. – 124 с.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.

6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В., Черная М.Ю. Музыкальный компьютер и синтезатор в педагогическом процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2009.-196с.

7. Белов Г.Г. Неизбежность компьютерной техники в музыке (размышления композитора). – С.-Петерб. гос.-пед. ун-т.им. А.И. Герцена. – СПб., 2009.– 284 с.

8. Вартанова Е. Л. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. - 2009. - № 3. - С. 50 - 56.

9. Воспитание музыкой / Под ред. Т.Е. Вендровой – М.: Просвещение, 2011. – 205 с.

10. Восприятие музыки: Сборник статей. / Под ред. В.Н. Максимова. - М.:

Музыка, 2009. 256 с.

11. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 2009.- 573с.

12. Галкина В. Л. Методика преподавания музыки.– Чебоксары, 2009.– 90 с.

13. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М.: Сфера, 2009. – 77 с.

14. Горбунова И.Б., Привалова С.Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребенка. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.-117с.

15. Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе.- СПб.Питер, 2010.-239с.

16. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.– М.: Академия, 2008. – 240 с.

17. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации: СПб: Питер, 2012. - 192 с.

18. Елизаветина Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу», Издательство: КУДИЦ-ОБРАЗ -2013.-240с.

19. Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности

обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук.

Чебоксары, 2008. -20 с.

20. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 2009. - С. 170 -172.

21. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научно - практической конференции. - Йошкар-Ола, - 2009.- С. 101-103.

22. Журин А.А. Самый современный самоучитель работы на компьютере.- М.: Изд. «Аквариум бук» 2010.-213с.

23. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

24. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.

25. Информационные ресурсы в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под. ред. Т.Б. Казиахмедов. — Нижневартовск: НГГУ, 2010. — 280 с.

26. Ивлиев М.К. Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2011. – 69 с.

27. Каптерев А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен. - М.: ИПО Профиздат, 2010. - 224 с.

28. Кречман Д., Пушков Ф. Мультимедиа своими руками.- Санкт-Петербург 2010.-234с.

29. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук - Калининград, 2010.- 200 с.

30. Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. -М.: Сфера, 2009.-297с.

31. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. - М.: Сфера, 2009. -494 с.

32. Лазарев Д. Презентация: Лучше один раз увидеть.- М.: Бизнес Букс, 2009.-142с.

33. Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие. – Оренбург: ООИПКРО, 2012. – 77с.

34. Макарева Н.В. Информатика. - М.: Финансы и статистика, 2013.- 758с.

35. Мураховский В. И. Компьютерная графика. Популярная энциклопедия. – М.: «АСП-ПРЕСС СКД», 2013 .-197с.

36. Осеннева М.С. , Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 368 с.

37. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. -СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2010.-324с.

38. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Агентство «Издательский сервис», 2009. -320 с.

39. Садикова И. М. Обучающие компьютерные программы на уроке музыки. – М.- «Музыка в школе».- № 3.- 2009.-С.23

40. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. -М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 208 с.

41. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е.С. – М.: Современное слово, 2010. – 928 с.

42. Сурова Н.В Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе.// h**t://kalashnikova-irina.r*

43. Смирнов И.А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. // h**t://w*w.portal-slovo.r*

44. Сенникова И.И. Технология разработки мультимедийных презентаций.- Красноярск, 2013.-20с.

45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М.: Сфера, 2009.-355с.

46. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. -М.: ЮНИТИ, 2009.-463с.

47. Ускова Н.А. Конспекты уроков для учителя информатики в начальной школе. // h**t://w*w.bytic.r*

48. Чернышов А. В. Медиамузыка в системе музыкального образования. – М., Музыка в школе- № 4.- 2009.-С.32.

49. Шметткамп М. Искусство презентации: ускоренный курс. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2008. – 160 с.

50. Энтони Джей. Стратегия успеха.- Минск.: Амалфея, 2009.-208с.

2400 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость