Дипломная работа

«Договор энергоснабжения»

  • 76 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7

1. МЕСТО ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ 11

1.1. Значение и сфера применения договора энергоснабжения 11

1.2. Понятие и предмет договора энергоснабжения 17

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ 21

2.1. Стороны договора 21

2.2. Предмет и существенные условия договора энергоснабжения 27

2.3. Порядок расчетов тарифов на энергоснабжение 30

2.4. Порядок заключения, изменения и прекращения договора энергоснабжения 36

2.5. Ответственность сторон по договору энергоснабжения 44

3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ 47

3.1. Правовое регулирование розничного рынка 47

3.2. Правовое регулирование оптового рынка 60

Заключение 67

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов. 71

ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Введение

В современных условиях перехода России к рыночной экономике гражданское право становится одним из основных регуляторов экономической жизни страны. Десять лет назад Россия вступила на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде, в том числе произошла глубокая правовая реформа вокруг договорных отношений, связанных с энергоснабжением. Прежние способы правового регулирования энергоснабжения оказались неприменимыми. Это, прежде всего, связано с утратой государственных монополий на энергоснабжение, приватизацией основных энергетических предприятий.

Данная работа посвящена изучению особенностей одного из видов договоров купли- продажи - договора энергоснабжения. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что договор энергоснабжения является наиболее распространенным видом договоров и широтой сферы его применения. Договор энергоснабжения - это необходимый элемент жизни общества, обязательное условие развития экономики, так как в снабжении энергетическими ресурсами в той или иной степени нуждаются все физические и юридические лиц. Энергоснабжение относится к деятельности, связанной с обеспечением жизнедеятельности населения.

В настоящее время большинство населения России являются потребителями электрической энергии и не всегда довольны тем, как выполняются условия договора энергоснабжения. С другой стороны, энергоснабжающие организации, имея большую дебиторскую задолженность за поставленную электроэнергию, стали проявлять более жесткую требовательность в отношении к ее потребителям. Таким образом, заключение оптимально надежного договора энергоснабжения приобрело важное значение для каждого.

Актуальность исследования данной темы заключается и в том, что в настоящее время практическое применение норм, регламентирующих договор энергоснабжения вызывает значительные затруднения. Правовой институт энергоснабжения регламентируется множеством соответствующих нормативных актов. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие договор энергоснабжения между собой не взаимосвязаны. Основная проблема заключается в бессистемности правовой базы, отсутствии единой концепции регулирования тех или иных вопросов энергоснабжения.

Актуальность темы обусловлена и тем, что реформирование российского общества и государства поставили множество проблем перед государством. Одной из проблем правовой реформы выступает задача реформирования отрасли энергоснабжения. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в законодательстве, в том числе произошла глубокая правовая реформа договорных отношений, связанных с энергоснабжением.

Прежние способы правового регулирования энергоснабжения оказались неприменимыми. Это, прежде всего, связано с утратой государственных монополий на энергоснабжение, приватизацией основных энергетических предприятий. В настоящее время в России разработана программа по реорганизации РАО «ЕЭС России».

«С 2008г. в России перестает существовать РАО ЕЭС России, и будут образованы региональные энергетические компании. В России будет 19 региональных компаний. Цель данной реорганизации: привлечение инвестиций и на их основе ввод новых мощностей и реконструкция старых; создание оптового и розничного рынка электроэнергии и, как следствие, рыночное регулирование энерготарифов на тепло и электроэнергию; устранение монополии на производство, передачу, продажу энергии и, как следствие создание новых компаний по сбыту, производству энергоносителей; за счет этого снижение цен на электрическую и тепловую энергии и прекращение субсидирования сельского хозяйства, розничных тарифов для населения за счет высоких тарифов для промышленности. Для успешного решения поставленных задач реформирования отрасли энергоснабжения необходима правовая база» .

Столь масштабная роль энергоснабжения предполагает детальное правовое регулирование, которое в настоящий момент вряд ли можно считать достаточно соответствующим социальным потребностям. Изучение действующего законодательства, регулирующего правовые (договорные) вопросы энергоснабжения, а также анализ практики применения данного законодательства свидетельствует о его несовершенстве.

Договор энергоснабжения регулируются многими нормативными правовыми актами Российской федерации: Гражданским кодексом, различными правилами, инструкциями и постановлениями. Нормативная база, регулирующая договора энергоснабжения обширная, но порой устаревшая по отношению к сегодняшнему времени. Важнейшим источником, регулирующим отношения в отрасли энергоснабжения, является Раздел IV Гражданского Кодекса 1996 года (далее ГК РФ). В части, не противоречащей Кодексу, действуют специальные нормативные акты об энергоснабжении.

При написании работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные акты, Постановления Пленумов Верховного Суда РФ, нормативные акты, научная литература по гражданскому праву и теоретические разработки таких авторов, как Агаркова М.М.,Голованова Н.М.,Корнеева С.М., Касьяновой Г.Ю., , Левит В.М.,Лупарева Г.М., Садикова О.Н., Самаркина Э.С., Сергеева А.П., Суханова Е.А., Толстого Ю.К., Чубайс А.Б., Шафир А.М.

Объектом исследования является система гражданско-правового регулирования договора энергоснабжения. Предметом исследования выступает непосредственно сам договор энергоснабжения.

Цель исследования: выявить и исследовать отличительные особенности договора энергоснабжения и проблемы применения договора в практике. В данной работе поставлены следующие задачи: изучение отличительных особенностей договора энергоснабжения; анализ нормативно- правовой базы гражданского законодательства и научной литературы; ознакомление с судебной практикой.

Работа состоит из 3 глав. В 1 главе исследуется общее положение договора энергоснабжения. В данной главе изучаются значение и сфера применения договора энергоснабжения, даны понятие и предмет договора энергоснабжения. Во 2 главе исследуется гражданско-правовая характеристика договора энергоснабжения. В данной главе определяются стороны договора энергоснабжения, их права и обязанности, предмет и существенные условия договора энергоснабжения, порядок расчетов тарифов на электроснабжение, порядок заключения, изменения и прекращения договора энергоснабжения, ответственность сторон по договору энергоснабжения. В 3 главе исследуются проблемы применение договора энергоснабжения. В данной главе изучаются правовое регулирование розничного и оптового рынка. В заключении сделаны выводы по совершенствованию действующего законодательства.

Теоретическую и эмпирическую основу работы составляют сравнительно-правовой, системно-правовой, логико-теоретический и конкретно-исторический методы, а также структурно-функциональный анализ. В работе наряду с теоретическими выводами, касающимися общих положений договора энергоснабжения, проанализированы, в том числе в сравнительном плане, законоположения о договоре энергоснабжения с использованием судебной практики, как для иллюстрации выводов, так и в целях постановки и предложения вариантов решения проблем.

Исследование договора энергоснабжения имеет теоретическое и практическое значение для совершенствования, действующего гражданского законодательства и практики его применения. В условиях развития в России рыночной экономики проблема договора энергоснабжения приобретает всё большее значение. Энергия как материальная ценность, как экономическое благо обладает настолько специфическими свойствами, что ее оборот требует особого правового регулирования

Фрагмент работы

1. МЕСТО ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ

1.1. Значение и сфера применения договора энергоснабжения

Договор купли- продажи является одним из основных видов гражданско-правовых обязательств. Согласно ст.454 ГК РФ «По договору купли- продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». [3]

Гражданский кодекс РФ трактует куплю-продажу как общее родовое понятие, охватывающее все виды обязательств по отчуждению имущества за определенную покупную цену. Поэтому многие ранее самостоятельные договорные типы считаются разновидностями договора купли-продажи (например, поставка, контрактация, энергоснабжение). [46]

Договор энергоснабжения - разновидность договора купли-продажи. Роль энергоснабжения очень велика. В наши дни оно стало неотъемлемой частью жизни современного общества, его нормального существования. Высокая социальная значимость энергоснабжения бесспорна. Бесспорна также и значимость энергоснабжения как правового института, поскольку в современном гражданском обороте договор энергоснабжения - один из наиболее распространенных.

В снабжении энергией в той или иной форме нуждается большинство используемых современной цивилизацией предметов. От бесперебойной подачи энергии зависит надлежащее функционирование таких жизненно важных объектов как больницы, поликлиники, учебные заведения, банки, - то есть все то, без чего немыслима в наше время жизнь любого человека. Именно по этой причине законодательство трактует энергоснабжение как деятельность, связанную с обеспечением жизнедеятельности населения. [48]

Таким образом, потребность в энергии относится к федеральным государственным нуждам. Федеральные государственные нужды - это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ. [47]

Правовое регулирование отношений по договору энергоснабжения осуществляется на основе норм гл. 30, параграфа 6, ст. 539-648 ГК РФ, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. [1]

Эффективность правового регулирования непосредственно зависит от того, насколько верно выявлены признаки правоотношения, обусловливающие необходимость определенного правового регулирования, и насколько адекватно эти признаки отражены в нормах права. Научно обоснованная система договоров необходима, прежде всего, для того, чтобы выявить специфику тех или иных договорных отношений и выработать правовую регламентацию, адекватную регулируемым отношениям. [29]

Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила ГК об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (указами Президента и постановлениями Правительства - п. 6 ст. 3 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила ст. 539-547 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Правила ГК РФ об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (указами Президента и постановлениями Правительства - п.6 ст.3 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила ст. 539-547 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Возможность передачи и потребления энергии только через присоединенную сеть является одной из главных особенностей договора энергоснабжения. Она позволяет отличать его от сходных обязательств, например, поставки.

Заключение

В данной работе было исследовано правовое регулирование договоров энергоснабжения в современных условиях. С принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 года впервые в истории отечественного права договоры энергоснабжения получили правовую регламентацию на уровне общесоюзного закона. Затем в Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики. Это обусловлено принятием и вступлением в силу Особенной части Гражданского кодекса РФ, который в параграфе 6 Главы 30 законодательно закрепил комплекс правовых норм о регулировании договоров энергоснабжения. В настоящее время среди ученых цивилистов не возникает споров по поводу предмета договора энергоснабжения. Это действия сторон договора по снабжению электрической и тепловой энергией через присоединенную сеть.

Что касается таких предметов договора, как снабжение водой, газом, и т.д., то в соответствии со п.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям по снабжению водой, газом и другими ресурсами по общему правилу, применяются правила договора энергоснабжения, если иное не предусмотрено законодательными актами, договором или не вытекает из существа обязательства.

Масштабная роль энергоснабжения предполагает детальное правовое регулирование, которое в настоящий момент недостаточно разработано и не отвечает складывающимся социальным потребностям. Изучение действующего законодательства, регулирующего правовые (договорные) вопросы энергоснабжения, а также анализ практики применения данного законодательства свидетельствует о его несовершенстве. Особую остроту и актуальность данная проблема приобретает при снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых из федерального бюджета. В последние годы государство снимает с себя заботу об их надлежащем (бесперебойном) обеспечении энергией. Заключается это в неурегулированности многих не только экономических, но и правовых аспектов энергоснабжения. Прекращение подачи энергии данным субъектам нередко производится вопреки действующему законодательству. Да и само законодательство порой не дает конкретного ответа на тот или иной спорный вопрос. Возобновление же целевого финансирования, судебная защита и восстановление нарушенных прав бюджетных организаций может занять достаточно продолжительное время, тогда как прекращение подачи энергии данной категории потребителей недопустимо ни на минуту.

Говоря о проблемах правового института энергоснабжения, следует, прежде всего, отметить традиционную для России множественность соответствующих нормативных актов и их низкое качество. Большинство юридических норм упомянутых актов в силу их несовершенства и двусмысленности настолько запутаны, что разобраться в них под силу лишь специалисту, имеющему серьезную юридическую подготовку. Но основная проблема заключается в бессистемности правовой базы, отсутствии единой концепции регулирования тех или иных вопросов энергоснабжения.

Отмечая просчеты в законодательном регулировании энергоснабжения и сопряженные с этим серьезные отрицательные последствия для всей страны, следует сказать о необходимости комплексного решения данной проблемы в кодифицированном акте – ГК РФ. При этом систематизация законодательства должна осуществляться на основе следующих принципов:

- минимизация регулирования энергоснабжения подзаконными актами путем придания нормам ГК РФ императивного характера, а так же посредством разработки новых норм;

- повышение платежной дисциплины в энергоснабжении путем ужесточения юридической ответственности сторон за нарушение договорных условий;

- совершенствование порядка ограничения и прекращения энергоснабжения потребителей, не обеспечивающих оплаты принятой ими энергии;

- совершенствование порядка компенсации государством потребленной стратегическими (не отключаемыми) организациями энергии в случае их неплатежеспособности.

Изменение ныне действующего порядка позволит решить массу проблем, существующих сегодня в сложном и противоречивом правовом поле. Все это вызывает необходимость глубокого осмысления и правового анализа спорных вопросов энергоснабжения, разрешения и последующего устранения правовых коллизий, препятствующих принятию единственно верного решения. На нынешнем этапе представляется важным привлечь внимание общества к данным проблемам, вызвать широкую дискуссию с теми, кто не желал бы позитивных сдвигов в энергоснабжении как в экономическом, так и в правовом смысле.

В процессе подготовки данной работы выработаны предложения по совершенствованию Гражданского кодекса РФ:

1. Современные электрические приборы, применяемые населением для бытовых целей имеют значительную мощность (автоматические стиральные машины, СВЧ печи, водоподогреватели, посудомоечные машины, радиаторы и т.д.), кроме того, нередко абоненты устанавливают в квартирах, рассчитанных на газоснабжение, электрические плиты током 10А и более, тогда как электрическая сеть во многих квартирах не рассчитана на нагрузки свыше 5А, что приводит к созданию аварийных ситуаций, могущих привести (и приводящих) к пожарам.

Действующая же ст. 541 ГК РФ позволяет использовать энергию абоненту для бытовых нужд, в необходимом ему количестве. Предлагаю п.3 ст.541 ГК РФ изложить в следующей редакции: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, при этом мощность потребления не должна превышать проектной нормы бытовой электронагрузки».

2. Учитывая, что правомерность применения правил об энергоснабжении к иным договорам ст. 548 ГК РФ, и в частности, к договорам газоснабжения из групповых резервуаров вызывает споры в части наличия или отсутствия присоединенной сети при таком способе газоснабжения, предлагаю ст.539 ГК РФ дополнить определением присоединенной сети.

3. В связи с тем, что в норме ст.539 ГК РФ отсутствует термины субабонент и покупатель, на них не распространяются нормы указанной статьи, тогда как в ст.ст. 543, 545 ГК РФ данные термины фигурируют.

Предлагаю расширить в ст. 539 ГК РФ понятие «абонент» изложив п.1 указанной статьи в следующей редакции: «По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю, покупателю, субабоненту) через присоединенную сеть энергию.» далее по тексту.

Проанализировав судебную практику последних лет по спорам с участием энергоснабжающих организаций, мы выяснили, что в отличие от прежних лет, в настоящее время преобладают споры по таким основаниям, как неоплата или несвоевременная оплата стоимости энергии, воды, газа и т.п.

Можно утверждать, что судебная практика по делам указанной категории уже сложилась. Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что все чаще иски, связанные с договорами энергоснабжения, решаются в пользу энергоснабжающих организаций.

Сегодня общество постепенно приходит к пониманию договорного права как средства достижения согласия и компромисса. Мы становимся свидетелями того, что участники договорных отношений начинают постепенно поворачиваться в сторону переговорного процесса. Государство создает механизм, нацеленный на взаимный учет интересов сторон - участников договорных отношений. Тем не менее, нельзя переоценивать роль договора, который сам по себе не в состоянии решить многих проблем в договорной области энергоснабжения.

Список литературы

1. Конституция Российской федерации.//Российская Газета. - № 237, 1993. 25 декабря.

2. Гражданский Кодекс РФ. (Часть первая) от 30.11.1994. № 51-ФЗ. (ред. от 08.07.1999.) // Собрание законодательства РФ,1994. № 32. -Cт. 3301.

3. Гражданский Кодекс РФ. (Часть вторая) от 26.01.1996. -№ 15-ФЗ. // Собрание законодательства РФ,1996. № 5. Cт. 410.

4. Федеральный закон РФ. «Об электроэнергетике» от 26.03.2003.№ 35-ФЗ. //Собрание законодательства РФ,31.03.2003. № 13.-Ст.1177.

5. Федеральный закон РФ. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 10 .03.1995 . № 41-ФЗ.//Собрание законодательства РФ,17.04. 1995 . №16. -Cт. 1316.

6. Федеральный закон РФ. «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.№ 2300-1-ФЗ.//Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, -Ст. 140.

7. Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994г. № 60-ФЗ. //Собрание законодательства РФ,19.12. 1994 г, № 34.- Ст.3540.

8. Федеральный закон РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999г. №97-ФЗ. //Собрание законодательства РФ,10. 05. 1999 г., № 19.-Cт.2302.

9. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. № 128-ФЗ. //Собрание законодательства РФ,13.08.2001г,- № 33 .(часть1)- Ст.3430.

10. Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. № 1099 «Правила предоставления коммунальных услуг» //Собрание законодательства РФ,24.10. 1994 г., № 26. - Ст. 2795.

11. Постановление Правительства РФ от 05.01.1998г. № 1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов»// Собрание законодательства РФ.12.01. 1998 г., № 2.-Ст. 262.

12. Постановление Правительства РФ от 22.06.1999 № 664 «об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения»// Собрание законодательства РФ, №27. 05.07 1999 г. -Ст. 3365.

13. Постановление Правительства РФ от 04.04.2000г. № 294 «Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» //Собрание законодательств РФ.10.04. 2000.№15.- Ст.1594.

14. Постановление Правительства РФ от 29.05.2002г. № 364 «Об обеспечении устойчивого газо и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организация, обеспечивающих безопасность государства» //Собрание законодательств РФ,10.06.2002.№23.-Ст2171.

15. Постановление Правительства РФ от 06.03.2003г. № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по продаже эл. Энергии гражданам»// Собрание законодательств РФ,16.05. 2005, № 20.-Ст. 1882.

16. Постановление Правительства от 24.10.2003г. № 643 «О правилах оптового рынка электроэнергии переходного периода»// Собрание законодательств РФ,03.11. 2003, № 44.-Ст.4312.

17. Постановление Правительства РФ от 28.10.2003г. № 648 «Ведение реестра объектов электросетевого хозяйства».// Собрание законодательств РФ,03.11. 2003, № 44.-Ст4315.

18. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004г. , № 287 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по энергетике РФ»//Собрание законодательств РФ,21.06. 2004,№ 25.- Ст.2569.

19. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»//Собрание законодательств РФ,19.07. 2004, № 29. -Ст.3049.

20. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006г. №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»//Собрание законодательств РФ,11.09.2006. , №37.- Ст.3876.

21. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006.№529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии»//Собрание законодательств РФ.04.09.2006.,№36.-Ст.3835.

22. Приказ Федеральной службы по тарифам от 07.09.2004г. №69-э/4 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005-2006года»// Российская газета, №218.от 05.10.2004.

23. Приказ ФСТ России от 24.08.2004г. № 45-э/4 «Методические указания по расчету тарифов по диспетчерскому управлению». // Российская газета, №214, от 30.09.2004.

24. Приказ ФСТ России от 24.08.2004г. № 44-э/3 «Методика расчета стоимости отклонений» // Российская газета, №226. от 05.10.2004.

25. Приказ ФСТ от 06.08.2004г. № 20-э/1 «Получение статуса субъекта оптового рынка»// Российская газета,- № 204.-17.09.2004.

26. Приказ Минэнерго от 14.06.2005г. №119 «О минимальном размере собственного капитала организации, осуществляющей деятельность по продаже электроэнергии гражданам»// Российская газета, 12.07.2005г., № 149.

27. Регламент регистрации и учета свободных двусторонних договоров купли- продажи электрической энергии от 14.07.2006г./

28. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Правила и нормы технического процесса жилищного фонда». // Российская газета, № 214.- 23.10.2003.

Научная литература

29. Абрамов В.А. Сделки и договоры. - М.: Юридическая литература.-1997.-210 с.

30. Агарков М.М. Подряд - М.: Юридическая литература.- 1924.-190с.

31. Витрянский В.В. Договор купли- продажи и его отдельные виды. –М:Статут- 1999. – 195с.

32. Голованов Н.М. Сборник хозяйственных договоров с комментариями. – Спб.: Питер, 2006. - 304 с.

33. Гражданское право России: Учебник для вузов. ч. 1 / Под. ред. З.И. Цыбуленко. -М.: Юристъ, 2004.-250с.

34. Гражданское право. В двух томах. Том2.Учебник./Под ред. Е.А.Суханова. - М.: Издательство БЕК,1994.-310 с.

35. Гражданское право. В двух томах.Том 2.Учебник./Под ред. Е.А.Суханова. - М.: Издательство БЕК,1994. -300с.

36. Гражданское право: Учебник для вузов. Т. 1. / Под. Ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003.-370с.

37. Дмитриев Ю.А. «Сборник гражданско-правовых договоров», изд. 2-е, испр. и доп. – М.:, ЭКСМО, 2007- 864 с.

38. Как защищаются права потребителей.- М.: Инфра-М, 1997.-53с.

39. 1000 и один договор /Под ред. Г.Ю. Касьяновой (7-е изд., перераб. и допол.) – М.: ИД «Аргумент», 2007- 360 с.

40. Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения.// Закон. -1995.-№7.

41. Левит В.М. «В основе энергоснабжения – производство»// Газета Дальневосточные бизнес-вести от 22.12.2006г.-№ 13.

42. Лупарев Г.М. Договор не терпит легкомыслия.// Предприниматель и право. 1998, № 3.

43. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.- Русский язык, 1991.

44. Садиков О.Н. Правовые вопросы газоснабжения. - М-1961. -160с.

45. Самаркин Э.С. Нормативное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию. //Российская юстиция, № 2, 1998.

46. Сидорова В.Н. Договор купли-продажи. – Спб.: Питер, 2004. – 80 с.

47. Чубайс А.Б. «Наш потребитель – это вся страна» // Газета « Энергетик» от 26.10.2006г, -№ 39, стр. 1.

48. Шафир А.М. Спорные вопросы правового регулирования договоров на снабжение газом. – Комментарий арбитражной практики. Вып. 20. - М., 1987.

49. Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий: Правовые вопросы. М.: Юридическая литература. 1990.

Материалы юридической практики

50. Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 13.04.2006г. Дело № КГ-А40/1821-06.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика