Курсовая работа

«Ценность работы в жизни современного человека»

  • 61 страниц
Содержание

Введение…3

1.1 Ценностно-смысловая структура самосознания человека: основные подходы …

1.2 Ценностно-смысловая ориентация личности

1.3 Работа в структуре ценностно-смысловых образований личности …

1.4 Потеря работы и ее последствия для человека ….

Заключение….

Список литературы….

Введение

Актуальность. Проблема изучения ценностей является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. На выработку новых ценностных оснований в масштабе страны нужно значительное время. Но человек живёт и действует сегодня. А его система ценностей в значительной мере зависит от преобладающих в обществе мировоззренческих, идеологических тенденций, которые пока размыты и неясны. Ценностные ориентации и смыслы являются важнейшими механизмами регуляции человеческой деятельности в целом. Но особо весомым фактором является ценностно-смысловая сфера в профессиональной деятельности. Важность этой роли отмечается многими учёными. Сама по себе цель деятельности уже представляет собой ценность, требующей реализации. Деятельность направлена на реализацию социально и индивидуально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором, поэтому важно, чтобы ценности соответствовали представлениям о благе человека и общества. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности.

Работа становится осью человеческого существования, определяя положение в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т.п. В этом качестве профессиональный статус отодвигает на второй план вещи некогда первостепенной значимости: религиозную и этническую принадлежность, знатность рода и т.п. Работа превращается в главный фактор самоидентификации, формируя особый менталитет человека.

Смысл конкретной работы для человека определяется совокупностью обстоятельств. К ним относятся система ценностей человека, усвоенная в детстве (или сложившаяся в последующий период жизни и актуальная в данный момент), место работы, профессиональных занятий в жизни человека (как способа быть полезным людям и как социально приемлемого способа существования), а также сама трудовая деятельность, ее предметное и функциональное содержание, средства, условия, ее продукт.

Однако эти характеристики, формирующие отношение к работе, могут лежать в разных плоскостях и на разных уровнях. Они зависят от типа личности, персональных свойств индивидов, качества их рабочих мест, их социальной встроенности (интегрированности) и др. Эти вопросы достаточно изучены.

Несмотря на множество исследований в области данного вопроса, проблема работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности требует дальнейшего изучения.

Значение профессиональной деятельности в структуре ценностно-смысловых отношений личности с течением времени может существенным образом меняться, в связи с изменением жизненной ситуации, появлением и укреплением других равнозначимых ценностей, связанных с семьей, досуговыми увлечениями, творчеством. Какие связи сможет человек установить между различными ценностями, уравновесить, взаимно гармонизировать их, или между ними сложатся противоречивые, взаимоисключающие отношения, - этим в большой мере будет определяться характер профессиональной карьеры человека и общий уровень его жизненного благополучия.

Цель исследования: выявить значимость работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности в изменившихся условиях современного рынка труда.

Объект исследования: структура ценностно-смысловых отношений личности.

Предмет исследования: значимость работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности.

Гипотезы исследования: 1) значимость работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности обусловлена в существенной степени личностными установками в отношении к работе, такими как перфекционизм, трудоголизм, а также трудовыми мотивами;

2) существует взаимосвязь между значимостью работы и удовлетворенностью жизнью.

Задачи исследования:

1. определить структуру ценностно-смысловых отношений личности;

2. выявить значимость работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности в изменившихся условиях современного рынка труда;

3. выяснить психосоматические и социально-психологические последствия потери работы для человека.

Фрагмент работы

1.1 Ценностно-смысловая структура самосознания человека: основные подходы

«Каждый человек для самого себя является чем-то ценным, в конечном счете, лишь в своем, им самим осознаваемом психическом мире, который, при всей кажущейся неопределенности, неустойчивости, текучести, определенным образом упорядочен, структурирован» отмечает В. Ф. Сержантов [36, с. 191].

Значимость разделяемых ценностей в жизни людей неоднократно отмечалось представителями различных сфер. Научное изучение этих ценностей имеет междисциплинарный характер, например у психологов: Д. А. Леонтьева, В. В. Знакова [14, с. 76 - 95].

Изучение ценностей человека изначально были рассмотрены в трудах философов (Г. Лотце, Ф. Ницше, М. Шелер, Н. Гартман, Р. Пери и др.), затем культурологов, антропологов и социологов (М. Вебер, М. Мид, К. Клакхон, Т. Пасоне, М. Рокич и др.).

Правильно отмечает Л. И. Анцыферова, что «…за пределами исследований остается такое содержательное, ценностно-смысловое измерение, которое и характеризует человека как личность…» [3, с. 27-42].

Ценностно-смысловая сфера личности на сегодняшний день является объектом разных дисциплин (философии, социологии, психологии, педагогики), а также занимает значимое место в исследованиях.

В психологическом словаре самопознанию дают такое определение: «Самопознание – как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. Одна из высших форм работы самосознания – попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко, трансформируется в поиск смысла жизни» [49].

Очевидно, самосознание осуществляет регулирующую функцию. Самосознание объединяет в себе самоусовершенствование и поиск смысла жизни. Без сознания и без самосознания нет личности. Если окружающая реальность и в сознании отображается вся, то объектом самосознания является сам человек, его «Я». Самосознание участвует в развитии системы взаимоотношений с окружающим миром, а также воздействует на формирование определенных черт характера и личности в целом. Основной корректор самосознания – это жизнь.

Смирнов Л. М. отмечает, что «чем богаче и разнообразнее жизнь индивида, тем больше список актуальных для него, эмоционально им переживаемых базовых ценностей, обеспечивающих семантическое перекрытие ценностными отношениями всего многообразия его жизни» [37, с. 220-230].

А. Некрасов отмечает, что «система ценностей, как и все в жизни, зависит от состояния сознания. Как мы думаем, так мы и живем. Для кого-то в системе ценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда, жилье деньги. Для другого это вообще не является существенным, он живет только духовными ценностями. И сравнивать вероятность взглядов одного или другого человека нет смысла даже, каждый живет в соответствии со своим сознанием» [27, с. 104].

К. Левин пишет, что «Ценность влияет на поведение, но не имеет характер цели (т. е. поля силы). Например, индивидуум не пробует «достигнуть» ценности справедливости, но справедливость скорее «руководит» его поведением» [37, с. 220-230].

Смирнов Л. М. замечает, что «Ценности занимают более высокое место в структуре личности и гораздо более устойчивы. Индивидуальные ценности являются сугубо личным и внутренним» [37, с. 220-230].

Ценностно-смысловым ориентациям характерен динамический характер. Если их наличие не поддерживается человеком, если они не формируются, не осуществляются и не актуализируются, то они постепенно исчезают. Принятие и освоение ценностей сложный и продолжительный процесс. Осознание ценностей зарождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений формируются ценностные ориентации, которые, в свою очередность, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Представления создаются на личностном уровне, которые также являются продуктом непосредственных контактов людей с окружающим миром. По мнению Э. А. Орловой, «это слабо расчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения, оценки [25, с. 136].

На уровне повседневной жизни типичные представления являются своеобразными единицами социального знания. В процессе формирования личности ценностные представления осваиваются. Ценностные представления являются для индивида своеобразным образцом, с которым он неизменно соотносит свои интересы и собственные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.

Для определения ценности явлений служит оценка объективной действительности. Я. Гудачек считает, что оценку подобает понимать, как рациональный акт, с помощью которого осуществляется выбор между объектами, где часть из них имеет отношение к ценностям [9, с. 102-109].

Б. Г. Ананьев обозначает, что «формирование личности путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности» [2, с. 248].

И. Ф. Клименко полагает, что интериоризация в обществе важных ценностей проходит через освоение социальных нормативов, как в вербальном и в поведенческом плане [16, с. 3-12].

Б. С. Круглов считает, что интериоризация ценностей является осознанным процессом. Он полагает, что у человека есть способности выделить из множества явлений те, которые для него имеют определенную ценность. После этого задачей человека является выстроить эти ценности в определенную структуру, в зависимости от наличия целей близких, либо далеких в личной жизни, возможностей их осуществления. Подобная способность реализуется, если человек обладает высоким уровнем личностного развития. Значит человек социально-психологически зрелый, у него образовалась высшая степень психических функций, сознание [21, с. 12-14].

Б. И. Додонов отмечает: «…ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки – рациональной или эмоциональной)» [11, с.11].

Отсюда видно, что лишь эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида формируют условия для интериоризации им ценностей.

В ходе интериоризации ценностей наравне с умственными и эмоциональными факторами нужны и волевые компоненты. В регуляции психических функций (ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи) участвует воля. Наличие волевого акта позволяет познать, принять и включить в собственную систему ценностей. Р. С. Немов характеризует введение воли в управление деятельностью человека как «…активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале» [28, с. 363].

Овладение социальными ценностями совершается также в процессе идентификации. В. Г. Леонтьев указывает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание важных для человека ценностей, и формирование личности выходит через специфическое подражательное освоение личностных смыслов [22, с. 80].

Дж. Ройс подмечает, что ценности выступают как «мост между смыслом и личностью». В своих трудах он показывает смысл, который направлен ориентацией на ценности с индивидуальностью личности. Дж. Ройс в своих трудах пишет о связи смысла со структурной организацией. Откуда берется смысл, Ройс отвечает: «…Он возникает как функция внутренней структуры индивида, структуры вне его и структуры взаимодействия организм-среда… Ключ к личному смыслу заложен в структуре эпистемологических и ценностных иерархий каждого индивида» [23, с. 45].

К. Г. Юнг выдвигает положение о том, что люди стоят перед вопросом раскрыть смысл, благодаря которому они могут жить. «Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла» [53, с. 182]. «Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тот час же делается жалким и потерянным» [53, с. 80].

В другой работе Юнг затрагивает возрастные и дифференциально-психологические аспекты смысла жизни. Он отмечает, что в молодом возрасте сильнее ориентация на действие, а познание смысла жизни становится значительнее во взрослом возрасте; значимость смысла жизни могут отрицать люди с низкими запросами или не вполне социально приспособленные, а те, кто к этим категориям не относится, столкнутся с этим вопросом наверняка [54, с. 84, 86].

По мнению Юнга, архетипы и символы являются источниками, которые придают смысл нашей жизни: «Формами придания смысла нам служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности, в чем обычно не отдают себе отчета. Придавая смысл, мы пользуемся языковыми матрицами, происходящими, в свою очередь, от первоначальных образов». В аналитической психологии Юнга центральное место занимает архетип [53, с. 121].

В. Э. Чудновский считает, что «смысл жизни – идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная» им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка. Настолько высокого, что потеря смысла жизни может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле». Чудновский, останавливаясь на проблеме смысла жизни, пишет, что «смысл жизни является особым психическим образованием, имеющим свою специфику возникновения, свои этапы становления, и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от «породивших» его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [45, с. 13-25]. Чудновский особое внимание уделяет изучению структуры этого образования, соотношения в ней когнитивных, эмоциональных и волевых компонентов. Также Чудновский останавливается на процессе становления жизненного смысла человека, механизмах его осуществления, изменениях, которые отмечаются в критических жизненных ситуациях, а также в ходе возрастного формирования.

Э. Шпрангер ввел представление о смысловой связи, которую связывает с ценностью, выступающей пояснительной инстанцией по отношению к смыслу: «какой-нибудь механизм, например, можно назвать осмысленным, поскольку все осуществляемые им отдельные процессы скоординированы в направлении к общему результату, который имеет какую-то ценность. Организм является полным смысла, и поскольку все его собственные функции направлены на сохранение своего состояния в данных жизненных условиях и поскольку само это сохранение может рассматриваться как ценное для него. Но прежде всего, полна смысла жизнь души в индивидууме, так как она в самой себе имеет значение всей своей активности и значение связи частных функций, переживая их как ценное или, наоборот, не имеющее ценности» [51, с. 294-295]. «Лишь внутри структуры душевные элементы получают смысловую связь подобную тому, как в имманентных смысловых связях находятся части организма» [51, с. 299].

А. Н. Леонтьев считает, что: «смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта» [23, с. 126]. Он выделяет шесть видов смысловых структур: личностный смысл (в качестве основы сознания), смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность. Все они тесно взаимосвязаны между собой. В то же время они разные между собой по своим структурным и психологическим характеристикам [23, с. 127].

В. Франкл вводит понятие о ценностно-смысловых универсалиях, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: «Во-первых, с помощью того, что мы делаем в жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей) и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить». Таким образом, Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Под ценностями творчества Франкл подразумевает труд, где «…смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие». Смысл труда человека заключается, прежде всего, в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми.

Смысл жизни можно, согласно Франклу, придать задним числом - единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь – это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживания другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. «Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом».

Наибольшее внимание Франкл уделяет ценностям отношений. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. «Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, – пишет Франкл, – становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца – до последнего дыхания». Пожалуй, наибольшие практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низкий – обращение к ним оправдано, лишь, когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны» [23, с. 38-39].

Франкл выделяет в своих работах следующее: «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя – всегда формирование себя» [42, с. 114].

Мир, в котором живет человек, представляет собой мир ценностей. Рассмотрим, что же пишет В. Ф. Сержантов о ценностях: «Ценность есть предмет потребностей человека, таким предметом может быть вещь или идея, в силу этого ценности разделяются на материальные и духовные. Материальные ценности суть орудия и средства труда, и вещи непосредственного потребления. Духовные ценности суть идеи – политические, правовые, моральные, эстетические, философские, религиозные. Все ценности являются продуктами общественного производства – материального и духовного. В силу того, что ценности предназначены для удовлетворения потребностей, и в силу того, что они являются продуктами производства, они опосредуют взаимодействия людей в их жизни; голых, не опосредованных ценностями связей людей не существует или почти не существуют. Прогресс человека, развитие цивилизации, представляет собой создание все увеличивающегося и дифференцирующегося мира ценностей и все большее усложнение ценностных связей людей между собой. Любая ценность характеризуется двумя свойствами – значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей – их отношение к потребностям человека; он определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в данном обществе». Сержантов делит компоненты значений на материальные и духовные ценности, представим их в таблице 1.

Заключение

Из выше сказанного делаем вывод, что безработица несет в себе негативные следствия для человека. Последствия безработицы настолько серьезны, что все больше исследователей, и зарубежных, и отечественных, поднимают эту проблему. Тема безработицы обсуждается на конференциях разного уровня, реализуются различные исследования, ведется статистика численности безработных, защищаются диссертации.

Исследователями было показано, что безработные часто нуждаются в профессиональной помощи. Человек, оставшись без работы, в большинстве случаев не может справиться с возникающими проблемами самостоятельно. Безработный может вести себя активно, самостоятельно искать пути выхода из сложившиеся ситуации. В то же время уровень активности может быть низким, человек может теряться и не осознавать, что с ним происходит, и какие шаги нужно предпринять, «опускает руки». Как следствие безработицы, многие авторы называют алкоголизм, наркоманию, суицид, криминальные поступки.

Существуют различные организации, в которых готовы оказать помощь безработным. К ним относятся Служба занятости, различные психологические центры. Психологами и другими специалистами проводятся тренинги для формирования полезных в ситуации потери работы навыков, а также в целях психологической и эмоциональной поддержки человека, потерявшего работу. Безработица также влияет на семью безработного, последствием может стать, например, развод. Многочисленные негативные следствия потери работы для человека указывают на тот значимый вклад, который вносит работа в жизнь современного человека.

Мы выяснили, что в настоящее время, когда важными признаются авторитет в обществе и коллективе, достаток, карьера и карьерный рост, люди в большинстве случаев считают работу, благодаря которой все выше перечисленные блага достигаются, одной из важнейших сфер своей жизни.

Работа является фундаментальной ценностью в ценностно-смысловой структуре личности человека. Процесс формирования ценностей проходит сложный путь. Некоторые ценности создавались исторически. В то же время ценности человека в течение жизни могут подвергаться серьезным испытаниям. Эти испытания приводили к изменению всей ценностно-смысловой структуры личности. В последнее время возрастает значимость работы, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи. Работа является источником развития для человека как личности. Благодаря работе человек имеет возможность самоактуализироваться. Работа повышает самооценку. Работа формирует целенаправленную деятельность людей. На работе человек вступает в межличностные взаимодействия, в которых устанавливаются дружеские отношения с коллегами. На работе у человека создаются условия для развития профессиональных навыков и творческих способностей.

В ряде случаев при неправильно организованном режиме работы, работа может иметь негативные следствия, например, приводить к профессиональной деформации личности.

В жизни современного человека ценность работы в последнее время постепенно меняется. Ситуация потери работы особым образом выявляет значимость работы для современного человека через те многочисленные негативные последствия, которые она несет для самого человека, его семьи и общества в целом.

Список литературы

1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – т.5. – № 5. – с. 63-70.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев // – М.: Наука, 1977. – 344 с.

3. Анцыферова, Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Л. И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке. – М.: 2000. – с. 27-42.

4. Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст] / В. Г. Асеев // – Иркутск., 1989. – 195 с.

5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин // – М.: Искусство, 1979. – 423 с.

6. Блейхер В.М., Крук, И.В. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст] / – Воронеж, 1995. – 640 с.

7. Глюханюк, Н.С., Колобкова, А. И., Печеркинка, А. А. Психология безработицы: введение в проблему [Текст] / Н. С. Глюханюк, А. И. Колобкова, А. А. Печеркина // издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. – 84 с.

8. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / В 2-х. т., Т. 2: пер. с франц. Ж. Годфруа – М.: 1992. – 376 с.

9. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности [Текст] / Я. Гудачек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: 1989. – с. 102-109.

10. Данч, И. Развитие и совершенствование личности в процессе трудового воспитания [Текст] / И. Данч // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: 1989. – с. 67-78.

11. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов // – М., 1978. – 272 с.

12. Занковский, А. Н. Организационная психология [Текст] / А. Н. Занковский // Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.

13. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] / Б.В. Зейгарник // – М., 1986. – 287 с.

14. Знаков, В.В. Научно-психологические и религиозно-филосовские подходы к изучению духовных ценностей понимающего мир субъекта [Текст] / В. В. Знаков // Ценностное сознание в период преобразования общества. – М.: 1997. – с. 76 – 95.

15. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. [Текст] / Е.П. Ильин // – СПб.: Питер, 2011. – с. 224.

16. Клименко, И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека [Текст] // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М.: 1992. – с. 3-12.

17. Климов, Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа [Текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. – 1993. – т.14. – №4. – с. 130-136.

18. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов // – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с (т.2, с. 349).

19. Климов, Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии [Текст] / Е.А. Климов // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – с. 5-14.

20. Кон, И.С. Социализация [Текст] / – БСЭ, 3-е издание., т.24. – 221 с.

21. Круглов, Б.С. Социальная направленность личности [Текст] / Б.С. Круглов // Формирование личности старшекласника / под ред. И.В. Дубровиной – М.: 1989. – с. 12-14.

22. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации [Текст] / В.Г. Леонтьев // – Новосибирск, 1992. – 216 с.

23. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / А.Д. Леонтьев // – М.: 2003. – с. 487.

24. Лингарт, Й. Процесс и структура человеческого учения [Текст] / Й. Лингарт / – М.: 1970. – 685 с.

25. Марксистско-Ленинская социология [Текст] / Отв. ред. Осипова Г.В., Иванов В.Н. – М., 1988. – 263 с.

26. Массен, П., Конгер, Дж., Каган, Дж., Гивитц, Дж. Развитие личности в среднем возрасте [Текст] / Психология личности // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – M.: 1982. – с. 182-186.

27. Некрасов, А. Материнская любовь [Текст] / Анатолий Некрасов // Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВТК, 2012. – 249 с.

28. Немов Р.С. Психология [Текст] /Р.С. Немов // В 2-х т., Т. 1. – М.: 1994. – 576 с.

29. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // В 2-х т., Т. 2. – М., 1994. – 496 с.

30. Никифоров, Г.С., Дмитриева, М.А., Корнеева, Л.Н. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Под ред. Никифорова, Г.С. [Текст] / Г.С. Никифоров // – СПб.: Издат-во С-Петербургского университета,1991. – 152 с.

31. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.С. Пряжников. // – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

32. Психологическая теория коллектива [Текст]/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: 1979. – 239 с.

33. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.г. Ярошевского. – 2-е изд., – М., 1990. – 494 с.

34. Рыбалко, Е.А. Становление личности [Текст] / Е.А. Рыбалко //Социальная психология личности. – Л.: 1974. – с. 20-31.

35. Сапогова, И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников [Текст] / И.А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции - Красноярск, 1995. – с. 147-148.

36. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия [Текст] / В.Ф. Сержантов // Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – 360 с.

37. Смирнов, Л. М. Уровень ценности в структуре личности [Текст] / Л.М. Смирнов // Мир психологии. - № 4., 2007. – с. 220-230.

38. Толочек, В.А. Современная психология труда [Текст] / В.А. Толочек // учебное пособие – СПб.: Питер, 2005. – 479 с: (Серия «Учебное пособие»).

39. Удальцова, М.В., Воловская, Н.В., Плюснина, Л.К. [Текст] / Удальцова, М.В., Воловская, Н.В., Плюснина, Л.К. // Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность/ социологическое исследование. – 2005. – №7. – с. 43-52.

40. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол. – 1976. – № 4. – с. 26-34.

41. Фенхем, А., Хейвен, П. Личность и социальное поведение [Текст] / А. Фенхем, П. Хейвен // СПб: Питер, 2001. – 368 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

42. Франкл, В. Человек в поисках смысла. [Текст] / В. Франкл // – М.: Прогресс, 1990. – 367 с.

43. Франкл, В. Человека в поисках смысла: Сборник [Текст] / В. Франкл // Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М.: 1990. – 368 с.

44. Чиксентмихайи, М. В поисках потока: Психология включенности в повседневность [Текст]: пер. с англ. / М. Чиксентмихайи – М.: Альпина нонфикшн, 2011. – с. 194.

45. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутренного» [Текст] / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. – 1995. – Т.16. - №2. – с. 13-25.

46. Чуйкова Т.С. Особенности психологического консультирования безработных //Психологические аспекты социальной работы. Сборник материалов научно-практической конференции / Под ред. Т.А.Шиловой. – М., 1999.– с. 128-131.

47. Чуйкова, Т.С., Курунов, В.В., Куликова, Л.А. Психологическая помощь безработным: теория и технологии практической психологии: монография [Текст] / Т.С. Чуйкова, В.В. Курунов, Л.А. Куликова //. – Уфа: изд-во БГПУ, 2012. – 134 с.

48. Чуйкова, Т.С., Об одном подходе к оказанию психологической помощи безработным // Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков и взрослых: состояние и перспективы. Материалы IY Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб: ИМАТОН, 2002. – с. 84-86.

49. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е, Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

50. Шевчук, А.В. О будущем труда и будущем без труда [Текст] / А.В. Шевчук // Общественные науки и современность. – 2007. – № 3. – с. 44-54.

51. Шпрангер, Э. Два вида психологии [Текст] / Э. Шпрангер //Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. – М.: Московский университет, 1980. – с. 286-300.

52. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. [Текст] / Шульц Д., Шульц С. // СПб., 2003. – 562 с.

53. Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст] / К.Г. Юнг // М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.

54. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. [Текст] / К.Г. Юнг // М.: Прогресс «Универс», 1993. – 336 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Ценность работы в жизни современного человека»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 61
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие работы