Курсовая работа

«Государственный режим в РФ»

  • 34 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….….3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА….….5

1.1 Понятие и признаки государственного режима ….5

1.2 Виды государственно-политических режимов….…. 8

2. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ….…. 14

2.1 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации….… 14

2.2 Государственный режим России на современном этапе… 17

3. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …31

ПРИЛОЖЕНИЯ….…. 34

Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, одним из признаком которого является государственный демократический режим.

Актуальность исследования темы государственного режима современной России обусловлена тем, что государственный режим является основой общественных отношений, определяющих принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, правовую базу для текущего законодательства. Основополагающие принципы государственного режима изложены в Конституции РФ, которая закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность.

Данная работа посвящена исследованию основ государственного режима в современной России.

Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных структурах выражаются не интересы партий, а социально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к политической власти. Политика осуществлялась через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. В итоге складывается ситуация, когда формальные процедуры демократии скрывают опасный для общества торг между реальными политическими и экономическими факторами. Напряжение между государством и политическим режимом является также напряжением между формальными и неформальными политическими отношениями, между законом и политикой, между институционализированной и персонифицированной политической властью. Результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принципы конституциональной независимости политической системы от существующего режима. В настоящее время в России проводится правовая реформа, направленная на установление реального государственного демократического режима в стране.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: изучение понятия и признаков государственного режима, его разновидностей, особенности государственного режима в современной России.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в ходе реализации государственного режима в современной России.

Предметом работы являются взаимосвязанные и неотъемлемые элементы государственного режима в современной России как самостоятельного института общей теории права.

При написании работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Пленумов Конституционного Суда РФ, а также подзаконные акты и литература по теории государства и права, конституционному праву, статьи в периодических изданиях.

Проблемы изучения государственного режима в современной России нашли свое отражение в работах таких ученых как Алексеева С.С., Жегутова Р.Т., Ескиной Л.Б., Лазарева В.В., Нерсесянц Э.С. и других.

При написании работы были использованы сравнительно-правовой, логико-теоретический и конкретно-исторический методы, а также структурно-функциональный анализ.

Исследование государственного режима в современной России имеет теоретическую и практическую значимость для правоприменительной деятельности.

Фрагмент работы

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА

1.1 Понятие и признаки государственного режима

Современные политические системы отличаются большим разнообразием, но главная суть всех систем в том, что они выступают средством социальной интеграции общества. Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия структуры.

Главным элементом политической системы выступает государство. Государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).

Для характеристики государства имеет важное значение государственный режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов). Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и используют понятие «государственно-правовой режим».

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Государственно-политический режим - это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политического режима прямо не указывается в конституциях государств, однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Государственный режим определяется как совокупность методов, приемов, средств, способов осуществления государственной власти. Государственный режим характеризует функциональную сторону политической системы - формы и методы осуществления государственной власти.

Государственный режим, отражая содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливает основные черты, состояние, общие свойства, параметры правовых режимов.

Заключение

На основе анализа государственно-правового режима Российской Федерации на современном этапе можно заключить, что политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Реальных условий для стабильного государственного демократического режима в стране пока нет. В 90-х годах двадцатого века в России произошли коренные изменения во всех структурных частях политической системы. Кардинально изменились характер, содержание и способы ее политической деятельности, принципы, формы и методы осуществления политической власти и управления, то есть сформировался принципиально новый политический режим - олигархический, авторитарный и псевдодемократический. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. В ходе приватизационной политики, проводимой в 1990-х гг. значительная часть государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих средства массовой информации и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превратили существующий режим в корпоративно-олигархический.

Особенно остро в современной России стоит вопрос о социально-экономическом неравенстве, которое заняло ведущее место во всей системе социальных неравенств, достигло несопоставимо больших размеров и продолжает нарастать. Сегодня речь идет уже не только о неравенстве в доходах и размерах собственности, но и об огромных различиях в качестве жизни, характере и условиях труда, уровне образования, медицинского обслуживания, общей культуры, доступности социальных благ.

Российское общество живет в условиях углубляющейся материальной дифференциации. Ощущения материальных потерь, ставшее чрезвычайно приметной чертой массового сознания, превратилось в одну из главных причин сохранения пессимистических настроений, характеризующих изменения в условиях жизни граждан.

Трансформационные преобразования общества, переход к рыночным отношениям, изменившие условия жизни людей, оказали решающее влияние на формирование представлений о господствующих ценностях нынешнего общества. Так нынешнее состояние общественных отношений определяется наличием богатства и обладанием властью. Сегодня социальная атмосфера насыщена преимущественно духом денег. Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Усилению авторитарных тенденций способствуют такие факторы, как: - перманентный рост преступности; - природные катаклизмы; - этнорегиональные конфликты; - военные столкновения; - нестабильность ситуации внутри правящих элит; - распространение терроризма. Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства, основанного не на выборах, а зачастую на личном отношении руководителей ветвей власти субъектов федерации к назначаемым персонам. При этом законодательная власть Федерального Собрания в свою очередь ограничена, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов. Чтобы изменить ситуацию, надо изменить политику в интересах широких слоев, осуществить подлинную демократию во всех сферах жизни общества, то есть народовластие в полном смысле этого слова.

Список литературы

1.Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.1993// Российская газета. - 1993.- 25 декабря.

2. Федеральный Закон РФ от 17 декабря 1997года № 2-ФКЗ(с последующими изм. и доп.) « О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ . 22.12.1997. № 51. Ст.5712.

3. Федеральный Закон РФ от 31 декабря 1996года № 1-ФКЗ(с последующими изм. и доп.) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ . 06.01.1997. № 1. Ст.1.

4. Федеральный Закон РФ от 6 октября 1999года № 184-ФЗ(с последующими изм. и доп.) «Об общих принципах организации заонодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ . 18.10.1999. № 42.

5. Федеральный Закон РФ от 21.07.1994г. « О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 13.

6. Федеральный Конституционный закон РФ от 10 октября 1995г. « О референдуме» // Российская газета. – 1995. – 28 июня.

7. Федеральный закон РФ от 17 мая 1995г. «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательств РФ. – 1995. – № 21.

8. Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // Российская газета. – 1994. – 10 декабря.

9. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1997г. «О правительстве Российской Федерации» // Российская газета. – 1997. – 18 декабря.

10. Федеральный закон РФ от 21 июня 1995 г. « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // «Российская газета» №123 от 28.06.95 г.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10. 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1996.- № 1.

12. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. -№ 52.

13. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 «О системе федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательств РФ. – 1996. – № 34.

14. Указ Президента РФ от 22 сентября 1998 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 39.

2. Научная литература

15. Азаркин П.Н., Левченко В.Н., Мартышкин О.В. История политических учений. М. 1994.

16. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Проспект. 2009.

17. Антипова Т. Правила применения нормативно- правовых актов.//Право и экономика. 2004. № 11.

18. Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, Право. 1996.

19. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права, М.: Проспект.1976. 18.

20. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М. Право. 1995.

21. Ескина Л.Б. Особенности развития конституционных отношений в России //Конституционное и муниципальное право.2010. №3.

22. История политических и правовых учений. Учебное пособие // Под ред. В.С. Нерсенянца. М.: Проспект. 1995.

23. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало. 1998.

24. Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1.

25. Нерсесянц Э.С. Общая теория права и государства.М.: Проспект.2009.

26. Назаренко Г.В. Теория государства и права. Учебное пособие по юридической литературе. М.: Юридическая литература.2008.

27. Общая теория права и государства . Учебник. / Под ред. Лазарева В.В. М.: Юристъ. 2001.

28. Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России //Конституционное и муниципальное право. 2006. №5.

29. Пиголкин А.С. Толкование норм права и правотворчества: проблемы соотношения. М.: Юрайт. 1998.

30. Рассолов М.М. Теория государства и права. М.: Юридическая литература.2000.

31. Табалдиева В.Ш. Статус суда,осуществляющего контроль за законностью и обснованностью оказания международной правовой помощи по уголовным делам.// Журнал российского права. 2004. № 12.

32. Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ.// Журнал российского права. 2004. № 11.

33. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Право. 2009.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика