Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО

  • 70 страниц
  • 1908 просмотров
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….3

ГЛАВА I. Теоретический обзор развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного…8

1.1 Сущность понятия творческие способности учащихся….8

1.2 Компоненты творческих способностей…16

1.3 Условия развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного….24

ГЛАВА II. Методические основы развития творческих способностей на уроках русского языка как неродного….42

2.1Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей школьников….42

2.2Развитие творческих способностей учащихся в процессе выполнения творческих заданий…50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…61

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…66

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…67

Введение (выдержка)

Одной из актуальных проблем современного обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ образовательным учреждениям, корректирует или изменяет цели и задачи образования.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - дошкольный и школьный периоды. Многие ученые, педагоги, психологи в своих работах уделяли внимание развитию речи детей, рассматривая речь как средство общения и познания окружающего мира. Так, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский указывали, что речь и язык необходимо развивать и совершенствовать, т.к. это формирует мышление. К.Д.Ушинский отметил, что усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.

В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний учащегося. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности учащихся, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Многие учащиеся не в состоянии использовать полученные знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся без исключения проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в дошкольном и в младшем школьном возрасте, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Степеньᅟᅟᅟнаучнойᅟᅟᅟразработанностиᅟᅟᅟтемыᅟᅟᅟдипломнойᅟᅟᅟработы. Наᅟᅟᅟсегодняшнийᅟᅟᅟᅟденьᅟ известноᅟᅟᅟᅟвсегоᅟᅟᅟᅟнесколькоᅟ работ, посвященныхᅟ отдельнымᅟ аспектамᅟ даннойᅟ темы: этоᅟᅟᅟмонографии, диссертационныеᅟᅟᅟисследования, иᅟᅟᅟконечноᅟᅟᅟжеᅟᅟᅟнаучныеᅟᅟᅟстатьи. Например, вᅟ научной статьеᅟ «Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения» (2013) Огородникова ᅟ Е. В. уделяетᅟ большоеᅟ вниманиеᅟ видам деятельности детей, которые способствуют развитию творческих способностей. Диссертационное исследованиеᅟ наᅟ темуᅟ «Текст малой формы как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка»(2014), Н.В. Мерзляковаᅟ диссертационноеᅟ исследованиеᅟН.В. Кияшкоᅟ «Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся»(2010).

Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают в основном Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская и др. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны главным образом в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р.Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников.

Вопрос развития творческих способностей учащихся в теории и практике стоит сейчас особенно остро.

Цель исследования: изучить сущность и механизмы творческих способностей учащихся, на основе чего разработать комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного при работе со словами синонимами.

Объект исследования: место развитию творческих способностей учащихся в методике обучения русскому языку как неродному.

Предмет исследования: развитие творческих способностей у учащихся

на уроках русского языка как неродного.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей будет успешным, если

-методический комплекс будет теоретически обоснован;

-разработан методический комплекс развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного;

-апробация методического комплекса покажет позитивный результат в развитии творческих способностей учащихся.

Исходя из цели, были намечены следующие задачи:

1. На основе анализа теоретической литературы рассмотреть основные определения понятий «творчество», «способности», выявить сущность творческих способностей, их компоненты, возрастные особенности школьников; определить условия и основные направления развития творческих способностей на уроках русского языка как не родного;

2. Определить исходный уровень развития творческих способностей у учащихся класса.

3. На основе анализа полученных результатов разработать и экспериментально апробировать составленный комплекс, способствующий развитию творческих способностей на уроках русского языка как не родного.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса по развитию творческих способностей учащихся.

В ходе исследования мы применяли ряд методов, основным из которых был педагогический эксперимент.

В дополнение к нему были использованы следующие методы:

-теоретический анализ литературы;

-методы психологической диагностики учащихся;

-наблюдение за учащимися в ходе учебного процесса;

-беседы с учителем;

-методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

База исследования: учащиеся МБОУ БГ № 158 им. М. Карима.

Научная новизна: рассмотрены основные понятия, такие как «творчество», «способности»; выявлена сущность творческих способностей и их компоненты, а так же возрастные особенности школьников; определены условия и основные направления развития творческих способностей на уроках русского языка как не родного; определен исходный уровень развития творческих способностей у учащихся класса; разработан и экспериментально апробирован составленный комплекс, способствующий развитию творческих способностей на уроках русского языка как не родного; экспериментально проверена эффективность разработанного комплекса по развитию творческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость исследования визучении сущности и механизмов творческих способностей учащихся, на основе чего разработать комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного при работе со словами синонимами.

Практической значимостьюявляется то, что результаты исследования могут быт быть использованы в практике преподавателей.

Структура дипломной работы обусловлена целями, задачами игипотезой исследования. Выпускная квалификационная работа состоитиз введения, двухглав, включающих,пять параграфов, заключения, списка использованнойлитературы и приложений.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО

1.1 Сущность понятия творческие способности учащихся

Чтобы раскрыть сущность творческих способностей, их структуру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общепринятого подхода, рассмотрим необходимые для этого основные понятия. Главным же в нашем исследовании являются понятия «творчество» и «способности».

На сегодняшний день в философской, психологической, педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества. Основная сложность связана главным образом с отсутствием непосредственно операционального, психологического наполнения данного понятия; этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по его продукту - созданию нового. Философы же определяют творчество как необходимое условие развития материи, появление ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы этого творчества. Философская энциклопедия определяет творчество следующим образом: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее» [49,237 с.].

Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [39,150 с.].

Педагогика определяет, что творчество – «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [45, 132 с.].

На самом деле, творчество, по словам Г.С. Батищева - это «способность создавать любую принципиально новую возможность» [5, 13 с.].

Творчество может быть рассмотрено в самых различных аспектах: продуктом творчества является то, что уже создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты, но и новые мысли, идеи, решения. Творчество - это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности, интеллектуальных способностей.

По мнению зарубежных авторов, творчество - это: «… сплав восприятий, осуществляемый новым способом» (Маккаллар), «способность находить новые связи» (Кюби), «… появление новых сочинений» (Меррей), «деятельность ума, приводящая к новым прозрениям» (Жерар), «трансформация опыта в новую организацию» (Тейлор) [58, 34 с.].

Американский же ученый П.Хилл определяет творчество как «успешный полет мысли за пределы неизвестного»[28, 36 с.]. Из всех зарубежных концепций и теорий наиболее близкой по своим позициям к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество, является гуманистическая психология. Ее представители [А.Маслоу, К.Роджерс] считают, что творчество- это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самовыражение,самоактуализация, усиление себя через реализацию своего внутреннего потенциала [28].

Однако не представляется возможным в рамках данного исследования рассмотреть взгляды на предмет определения понятия творчества даже наиболее известных наших психологов - настолько все они отличаются друг от друга, предмет изучения их сложен и многоаспектен. Отметим только наиболее фундаментальные позиции на сегодняшний день.

Н. А. Бердяев в работе «Смысл творчества» определяет творчество как свободу личности, а смысл творчества – эмоциональным переживанием наличия противоречия и поиска путей его разрешения [58]. В.И. Страхов характеризует творчество через единство труда и таланта, выделяя соответственно, два аспекта: деятельностный и связанный с творческими способностями человека [57]. Советский психолог А. Матейко считает, что основная сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и,конечно же,формировании на его основе новых комбинаций [9]. По мнению Э.В. Ильенкова, творчество – это диалог, даже потому, что, не имея решенного результата, является субъектно-субъектным поиском [52]. И еще многие исследователи связывали творчество с диалогом, с наличием ситуации неопределенности, проблемности, с разрешением реальных противоречий в данном вопросе. В трактовке Я.А. Пономарева творчество рассматривается как «взаимодействие, ведущее к развитию» [37]. Творчество проявляется, развивается и совершенствуется в деятельности под влиянием мотивационно - потребностных установок, которые составляют базовые свойства личности, основу ее жизненной позиции (Г.С. Альтшуллер, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский) [1; 2; 13].

Л. С. Выготский в свое время говорил, что наивысшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество,безусловно, является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека (13).

Феноменологию творчества можно разделить на три основных вида, которым соответствуют типы творчества:

- Стимульно-продуктивный – данная деятельность может иметь продуктивный характер, но эта деятельность каждый раз определяется действием какого-либо внешнего стимула.

- Эвристический – деятельность принимает творческий характер. Имея достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность переживается как открытие, творческая находка, новый, «свой» способ, который позволит решить поставленные задачи;

- Креативный – самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы. Найденные закономерности подвергаются доказательству путём анализа их исходного генетического основания. Здесь действие индивида приобретает порождающий характер и всё более теряет форму ответа: его результат шире, чем исходная цель.

Таким образом, творчество в узком смысле слова начинается там, где перестаёт быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи. При этом оно остаётся и решением, и ответом, но вместе с тем в нём есть нечто «сверх того», и этим и определяется его творческий статус.

В настоящее время ученые выделяют два уровня способностей:

- репродуктивный (в котором происходит быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу),

- творческий (в нем способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое оригинальное).

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством).

Креативные способности не связаны прямо с уровнем общих и специальных способностей, которые являются реальным средством успешного осуществления деятельности, но не определяют однозначно творческий потенциал личности. Их вклад реализуется, лишь преломляясь через мотивационную структуру личности, её ценностные ориентации, т.е. нет творческих способностей, существующих параллельно с общими и специальными (разделение коэффициента интеллекта и креативности Гилфордом) [28]. Вместе с тем, творческий потенциал личности не есть результат чисто количественного роста способностей. То, что принято называть творческими способностями, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, есть способность к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности, т.е. способность к познавательной самодеятельности. Её проявление не ограничено сферой профессий умственного труда и характеризует творческий характер любого вида труда [6].

В качестве синонима творческих способностей часто используется понятие креативность (от лат.Creatio – создание, сотворение).Мы примем эту точку зрения в своей работе.

П. Торренс описывает креативность в терминах мышления как «процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировок гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез, возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов» [15, 243 с.].

К. Тейлор, подобно Дж. Гилфорду, рассматривает креативность не как единственный фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной ее степени [28].

У Дж. Рензулле креативность также понимается как особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы, новых подходах к проблеме с разных точек зрения [58].

С. Медник же рассматривает креативность как процесс переконструирования элементов в новых комбинациях, отвечающих требованиям полезности и некоторым специальным требованиям. По его мнению, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более творческим является процесс ее решения [16].

Ф. Баррон понимает под креативностью способность привносить нечто новое в опыт, а М. Воллахутверждает, что креативность — это способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем [58].

Исходя из вышеизложенного, можно выделить как минимум три основных подхода к сущности креативных (творческих) способностей:

1. Как таковых креативных способностей нет. В качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности выступает интеллектуальная одаренность. Главную роль в активизации творческого поведения играют мотивации, личностные черты,ценности (А.Танненбаум, А.Олох, А.Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Несколько особняком стоит процессуально-деятельностный подход Д.Б. Богоявленской (Рис. 1.).

Творчество рассматривается ею как активность личности, заключающуюся в возможности выхода за пределы заданного. Оно предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. Можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это и есть творчество.

2. Креативная способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория утверждает, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная связь.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень креативных способностей и наоборот. Процесс решения творческих задач является взаимодействием других процессов (памяти, мышления и др.). Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных В. Н. Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Ф. Гальтон, Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.).

Понятие «творческие способности» можно определить исходя из положений таких отечественных и зарубежных исследователей, как В.Н.Мясищев, А.Г.Ковалев, Н.С.Лейтес, К.К.Шатонов, С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий, А.Н.Лук, Т.И.Артемьев, В.И. Андреев и др.[3; 7; 17; 20; 22; 25; 28;30; 37;41].

Таким образом, творческие способностисегодня –это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.

1.2 Компоненты творческих способностей

Творческие способности сегодня представляют собой сплав множества самых различных качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека на сегодняшний день все еще остается открытым, хотя в настоящий момент есть несколько гипотез, касающихся данной проблемы[8].

Творческие способности представляют собой три основные группы, это:

1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3) умственные способности.

Р. Стернберг указывает, что процесс творчества возможен лишь при наличии трех специальных интеллектуальных способностей[58]:

- синтетической способности, которая позволяет видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления;

- аналитической способности, позволяющей оценивать: стоят ли идеи дальнейшей разработки;

- практически-контекстуальной способности, они в свою очередь позволяют убедить других в ценности идеи.

Если же у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он,конечно же, является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает у человека массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух остальных может привести к ярко представленным, но «недоброкачественным» идеям. Для творчества сегодня необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния.

Креативность, с точки зрения Стернберга, предполагает способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность (терпимость) к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученыхразных времен и народов, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности[25]:

1) способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3) способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4) способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5) способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7) гибкость мышления;

8) способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9) способность включать вновь воспринятые сведения в имеющиеся системы знаний;

10) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11) лёгкость генерирования идей;

12) творческое воображение;

13) способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук,такие как В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, которые сложились в процессе человеческой истории[20]:

1) реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;

2) умение видеть целое раньше частей;

3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать, а самостоятельно создавать альтернативу;

4) экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Педагоги-ученые и практики Г.С. Альтшуллер, В.М. Цуриков, В.В. Митрофанов, М.С. Гафитулин, М.С. Рубин, М.Н. Шустерман, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности[14;16; 17; 20; 30; 48; 53; 54]:

1) способность рисковать;

2) дивергентное мышление;

3) гибкость в мышлении и действиях;

4) скорость мышления;

5) способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

6) богатое воображение;

7) восприятие неоднозначности вещей и явлений;

8) высокие эстетические ценности;

9) развитая интуиция.

В.И. Андреев предложил структурную модель, позволяющую выделить следующие укрупненные компоненты (блоки) творческих способностей личности[3]:

1. мотивационно-творческую активность и направленность личности;

2. интеллектуально-логические способности личности;

3. интеллектуально-эвристические, интуитивные способности личности;

4. мировоззренческие свойства личности, способствующие творческой деятельности;

5. способности личности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности;

6. коммуникативно-творческие способности личности;

7. результативность творческой деятельности.

На наш взгляд методики данных ученых больше подходят для детей старшего школьного возраста. Поэтому рассмотрим, какие способности выделили другие ученые.

У Л.Д. Столяренко выделены следующие способности, характеризующие креативность: пластичность (способность продуцировать множество решений), подвижность (быстрый переход от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения), оригинальность (порождение неожиданных, небанальных, нетривиальных решений)[43].

Известный американский психолог Д. Гилфорд выделил 16 таких интеллектуальных способностей. Среди них:

- беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);

- любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);

- способность к разработке гипотезы, фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией);

- законченность (способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид) (Рис. 2.)[28].

Дальнейшее развитие данная проблема получила в работах П. Торренса. Его подход основывается на том, что к способностям, обусловливающим творчество, относятся: легкость, которая оценивается как быстрота выполнения задания, гибкость, оцениваемая как число переключений с одного класса объектов на другой, и оригинальность, оцениваемая как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В этом подходеосновным критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность: беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки заданий. По мнению самого Торренса максимальный уровень творческих достижений возможен лишь при сочетании триады факторов[5]:

- творческих способностей;

- творческих умений;

- творческой мотивации.

В психологии принято связывать способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческое мышление характеризуют:

-ассоциативность;

- диалектичность;

- системность.

Ассоциативность - это способность видеть такую связь и сходные черты в предметах и явлениях, которые на первый взгляд не сопоставимы. Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления. Еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность, т.е. способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ряд ученых основывается на связи творческого мышления с ассоциациями. С. Медник отмечает, что мышление считается тем более творческим, чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, они должны в свою очередь отвечать требованиям задачи и характеризоваться полезностью. Путями креативных решений, основанных на ассоциациях, являются: интуитивная прозорливость, нахождение сходства межу отдельными элементами (идеями), и опосредование одних идей другими[15; 27; 37; 55; 57; 58].

Креативность сегодня охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности. Многие из исследователей выделяют в творческом поведении мотивацию, ценности, личностные черты индивида. Под влиянием мотивации показатели креативности возрастают.

К.М. Гуревич, Е. М. Борисова отмечают, что существуют некоторые точки зрения на мотивацию креативности как на стремление к риску, к проверке предела своих возможностей и как на попытку наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные виды деятельности, применить новые способы деятельности[1].

А. М. Матюшкин полагает, что для творчества необходима лишь мотивация достижений. Однако согласно мнению Я.А. Пономарева, в основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира. Особенности мотивации творческой личности усматриваются им в удовлетворении не столько достижением результата творчества, сколько в самом процессе, стремлении к творческой деятельности человека[30, 36 с.].

Существует также особый подход, который связывает уровень интеллекта и уровень творческих способностей на совершенно иной основе. Согласно этому подходу, представленному М.А. Воллахом и Н. А. Коганом, личностные особенности ребенка-школьника зависят от различного сочетания уровней интеллекта и креативности[28].

Мы в своем исследовании придерживались мнения, что для оптимального проявления творческих способностей когнитивная и мотивационная сферы личности должны взаимодействовать как органичное целое.

Однако нельзя не учитывать социальную среду, в которой формируется личность. Более того, ее необходимо активно формировать. Поэтому развитие творческих способностей зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени имеется у каждого человека. Вся окружающая среда современного человека должна способствовать развитию творческих способностей. На что В.Н. Дружинин отмечает, что «формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде» [17,231c.]. Например, М. Волах и Н. Коган высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа. По их мнению, для проявления креативности нужна непринужденная, свободная обстановка, обычные жизненные ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания[28].

Д.Б. Богоявленская выделила единицу измерения творческих способностей, названную «интеллектуальной инициативой». Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в «продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком»[7, 64 c.].

Анализ теоретической литературы по проблеме развития творческих способностей показал, что до сих пор не выработан единый подход к оценке творческих способностей. Однако несмотря на различие подходов к их определению, исследователи разных времен единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как обязательные компоненты творческих способностей. В качестве критерия выступает создание нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др. Практически во всех рассмотренных подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации, способность к постановке собственной цели.

Исходя из анализа проблемы различных подходов к проблеме развития творческих способностей, мы выделяем основные направления в развитии творческих способностей учащихся: применение методов организации и мотивации творческой деятельности, развитие воображения и развитие качеств мышления.

1.3 Условия развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изображения новой машины или научного открытия, но суть всех их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости и т.д., - все то, что в совокупности и составляет творческие способности[8].

Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало.

Второе важное условие эффективного развития способностей - заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться[7].

Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Интенсивная умственная деятельность позволяет в короткий срок несмышленышу превратиться в неутомимого почемучку. Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и пр. Предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь взрослых - пятое условие успешного развития творческих способностей[7].

Заключение (выдержка)

Таким образом, в результате анализа научно-педагогических исследованийуточнено понятие творчества, которое предполагаетдеятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее.

Педагогика определяет, что творчество – «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)».

Под способностями нами понимается свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Таким образом, проведя анализ литературы и обобщив все данные, мы считаем, что развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка как неродного будет осуществлятся, если будут осуществлятся следующие условия:

- успешное развитие творческих способностей - раннее начало;

- эффективное развитие способностей;

- максимальное напряжение сил;

- предоставление большей свободы в выборе деятельности.

Выполнение этих условий в процессе исследовательской деятельности, позволит, на наш взгляд, развить творческие способности учащихся на уроках русского языка как неродного. Именно это мы постараемся доказать при постановке экспериментального исследования.

Наша работа посвящена проблеме развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка, как неродного и развития речи при работе со словами синонимами.

На основе анализа теоретической литературы нами были выделены следующие наиболее важные положения:

• отсутствие единого общепринятого подхода к сущности творческих способностей, многоаспектность понятия;

• наиболее благоприятным для развития творческих способностей является начальный и средний этап обучения;

• творческие способности представляют собой сплав многих качеств;

• успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

В ходе проведения исследовательской работы, целью которой было разработать специальный комплекс методических приёмов, мы убедились, что содержание уроков русского языка как не родного младших классах имеет богатые возможности для развития творческих способностей.

Реализация на практике разработанного подхода по развитию творческих возможностей младших школьников при работе со словами синонимами дала положительные результаты, подтверждающие его эффективность. Уровень развития творческих способностей оказался гораздо выше, что свидетельствует ооб этом учителя и учащихся по данной проблеме, и подтверждает готовность детей к дальнейшему развитию творческих способностей в последующих классах. Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика на данном этапе.

Как оказалось, поэтапная работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах.

Таким образом, можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась, на развитие творческих способностей учащихся большое влияние оказывает психологические и возрастные особенности.

На творчество легче влиять - его легче индуцировать и раскрыть, но легче и придавить, «перекрыть ему кислород».

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

Список литературы

1. Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 2001. С.7.

2. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили.-М.: 1980.,с.7-20.

3. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы / В. И. Андреев.- Казань, 2006,.-499 с.

4. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева.-М.: Наука 2007-184с.

5. Библер, В.С. Мышление как творчество / В. С. Библер. – М.: Наука, 2003.

6. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Д. Б. Богоявленская.-Ростов / Д., 2003.-173с.

7. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская.- М.: Знание, 2001.

8. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В. А. Борзова, А. А. Борзов.- Самара, 2004, -315с.

9. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. М.: 2003. 96с.

10. Вахтомин, Н.К. Практика. Мышление. Знание / Н. К. Вахтомин. –М.: Наука, 2000.

11. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.: 2000.

12. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов./Под ред.А.В.Петровского. –М.: Просвещение, 1973.

13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2000. – 534 с.

14. Гин, С.И. Мир фантазии / С. И. Гин // Методическое пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита-Пресс,2001.- 128с.

15. Дж.Холт. Залог детских успехов / Холт Дж. СПб.: «Дельта», 2000. – 480с.

16. Доман, Г.Д. Как развить интеллект ребёнка / Г. Д Доман // Пер. с англ.-М.: Аквариум, 2008.- 320с.

17. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368с.: Серия «Мастера психологии».

18. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. –М.: Педагогика, 2004.

19. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости З. И. Калмыкова. –М.: Педагогика, 2001.

20. Кудрявцев, В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании В. Т. Кудрявцев.- М., 2008.

21. Лайло, В.В. Развитие памяти и повышение грамотности / В. В. Лайло // Пособие для учителя.- М.: Дрофа,»2002.-128с.

22. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес.- М.: 2001., с.11-45.

23. Леонтьев, А.А. Научите человека фантазии… / А. А. Леонтьев // Начальная школа.- 2008, №5.

24. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. –М.: Наука, 1980.

25. Лук, А.Н. Психология творчества А. Н. Лук. –М.: Наука, 1978.

26. Львов, М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М. Р. Львов//Начальная школа. -2003, №1.

27. Львов, М.Р. Школа творческого мышления / М. Р. Львов. –М.: «Просвещение», 2005.

28. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу.-СПб.: Изд. Группа «Евразия», 2001.-430с.

29. Матюхин М.В. Психология младшего школьника М. В. Матюхин, Т. С. Михальчик, К. Т. Патрина. - М., 2006.

30. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одарённой / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2000.-№6.-с.29-33.

31. Мелик– Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческой деятельности / А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 2001.

32. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника Н. А. Менчинская. –М.: Наука, 1981.

33. Немов, Р.С. Психология. Кн.2.Психология образования Р. С. Немов.- М.:Просвещение. 2005.

34. Овсянникова, В.И. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка / В. И. Овсянникова, Н. Ю. Яшина // Методическое пособие для учителей начальных классов.- Н.Новгород, 2005.-116с.

35. Падалко, А.Е. «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся» / А. Е. Падалко.- М.: Просвещение, 2005.- 128с.

36. Пономарёв, Я.А. К теории психологического механизма творчества / Я. А. Пономарев //Психология творчества: Общая дифференциальная, прикладная.- М.: 2000.-с.13-36.

37. Пономарёв, Я.А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев.- М.: 1960.

38. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы. –М.: Просвещение, 1994.

39. Психология. Словарь\ Под ред. А.В. Петровского –М.:Политиздат, 1990.- 494 с.

40. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. –М.: Просвещение, 1989.

41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер Ком, 2000.-688с.

42. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симановский.- Ярославль, 2001.

43. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко.- М., 2008., 591 с.

44. Телегина, Э.Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления / Э. Д. Телегина // Вопросы психологии, 2006, №1.

45. Теплов, Б.М. Способности и одарённость / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М.: 1961.-с.9-38.

46. Тивикова, С.К. Развитие творческих способностей младших школьников на основе моделирования загадок / С. К. Тивикова// Педагогическое обозрение.- 2005.-№3.-с.241-248.

47. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О. К. тихомиров. Учебное пособие. – М.: 2004.

48. Учимся учиться./ Под.ред. А.М. Зимичёва.- Л. 1990.

49. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф., М.: Инфа - 2007.

50. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 2001.

51. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная.- Томск, 2007.-392с.

52. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ под. ред. Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова.- М.: 1981.

53. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» / В. Д. Шадриков // Психологический журнал.-2003.-Т.4.-№5.-с3-10.

54. Штерн, В. Умственная одарённость / В. Штерн // Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста.- СПб.: Союз, 1997.-128с.

55. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский. –М., 2006.

56. Шукейло, В.А. Русский язык в начальных классах / В. А. Шукейло // Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. - СПб, 2008.-288с.

57. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин.- М.: 1989.

58. Яковлева, Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. А. Яковлева.- М.: 2000.- 268с.

59. Яшина, Н.Ю. Творческие виды работ при изучении слов с непроверяемыми написаниями / Н. Ю. Яшина // Педагогическое обозрение.-2006- №3-с.130-141.

2200 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость