Дипломная работа

«Проектная деятельность младших школьников»

  • 83 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ .3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1Сущность понятия «проектная деятельность».9

1.2.Анализ содержания уроков технологии в первом классе.18

1.3.Технология организации проектной деятельности при обучении технологии в первом классе.29

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I .40

ГЛАВА II ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1.Выявление уровней проектной деятельности первоклассников.42

2.2. Методика реализации проектной деятельности.55

2.3. Результаты опытно – поисковой работы по реализации проектной деятельности младших школьников.64

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II .74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.76

ЛИТЕРАТУРА.78

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ.85

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ.

Введение

Актуальность исследования Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов предполагает необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и творческое становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения в системе образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит учащимся более эффективно осуществлять процесс формирования универсальных учебных действий. В-третьих, проектные технологии ориентированы на становление личностных характеристик ученика, таких как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности.

Актуальность исследования проектной деятельности обусловлена тем, что проблема формирования проектной деятельности нашла отражение в Концепции развития универсальных учебных действий, разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и группой современных исследователей: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым. Но изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных проектной деятельности в начальных классах при обучении технологии, недостаточно. В связи с этим возникла потребность в теоретическом обосновании возможности реализации проектной деятельности при обучении технологии в первом классе начальной школы.

В соответствии c ФГОС начального общего образования педагогами (Н.А. Богданова, Н.И. Роговцева, И.П.Фрейтаг) разработана программа «Уроки технологии: человек, природа, техника», но методическое оснащение процесса формирования проектной деятельности при обучении технологии остается недостаточно разработанным, что говорит об актуальности исследования на научно-методическом уровне.

Таким образом, можно выделить некоторые разногласия, делающее современным изучение вопросов реализации проектной деятельности младших школьников при обучении технологии. Это противоречия между:

• социальной обусловленностью необходимости реализации проектной деятельности и неготовностью школ к осуществлению данной задачи;

• необходимостью формирования проектной деятельности младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью компонентов, уровней сформированности основ проектной деятельности у младших школьников;

• требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью методики воспитания основ проектной деятельности при обучении младших школьников технологии.

Данные противоречия определили проблему:

Каковы содержание, методы, приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе?

Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования «Проектная деятельность при обучении младших школьников технологии»

Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать методику реализации проектной деятельности при обучении младших школьников технологии.

Объект исследования - процесс реализации основ проектной деятельности на уроках технологии в первом классе

Предмет исследования - методика реализации основ проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

Гипотеза исследования - процесс реализации основ проектной деятельности младших школьников на уроках технологии в первом классе, возможно, будет эффективным, если методика будет учитывать:

• единство целевого, продуктивного, оценочного компонентов;

• использование форм, методов и средств, ставящие ученика в позицию субъекта деятельности со своими интересами и правилами.

Задачи исследования

1. Выявить сущность понятия «проектная деятельность».

2. Проанализировать содержание уроков предмета «Технология» в первом классе.

3. Обосновать и разработать в соответствии с ФГОС начального общего образования методику использования проектной деятельности на уроках технологии .

4. Исследовать уровни сформированности проектной деятельности младших школьников.

5. Обобщить результаты опытно-поисковой работы .

Теоретико-методологическая основа исследования

- Концепция развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменский, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов; личностно - ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская); деятельностный подход (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев); системный подход (Р.М. Асадуллин, Б.С.Гершунский, Н. Кузьмина); - теория деятельности (А.Н. Леонтьев); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин); технология проектирования (В.В.Давыдов, Г.К.Селевко, В.А.Штоф, А.М.Новиков, Е.С.Полат); - методика преподавания технологии (Н.А. Богданова, Н.И. Роговцева, И.П.Фрейтаг); методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах С.Б. Теленгайтер, Н.А.Семеновой, Ю.Кожевниковой; нормативно-правовые документы в системе образования.

Методы исследования анализ, обобщение, моделирование; наблюдение, опрос, беседа, построение гистограмм.

Этапы исследования

Первый этап – теоретическое изучение проблемы проектной деятельности младших школьников. Были определены ключевые позиции исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, понятийно-категориальный аппарат. Уточнена сущность понятия «проектная деятельность». Определена и обоснована методика реализации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии. Основными методами исследования на данном этапе являлись: понятийно-терминологический анализ, теоретико-методологический анализ, изучение педагогического опыта.

Второй этап – проведение констатирующего эксперимента, разработка и обоснование методики организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии. Раскрытие содержания и апробация данной модели, раскрытие педагогических условий ее эффективного функционирования. Основными методами этапа были: формирующий и констатирующий эксперимент, опрос, наблюдение.

Третий этап – анализ и обобщение результатов исследования, оформление полученных данных. Использовались такие

методы исследования, как обобщение и систематизация, методы наглядного

представления результатов эксперимента.

Научная новизна исследования.

• обоснована возможность и необходимость реализации проектной деятельности младших школьников при обучении технологии

• на основе личностно ориентированного, системного и деятельностного подходов разработана модель методики реализации проектной деятельности при обучении младших школьников технологии, включающая блоки: целеполагание, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный.

• уточнено понятие «проектная деятельность» понимаемую как специфическую деятельность, направленную на выработку субъектом представлений о предполагаемых результатах деятельности и возможных способах (средствах, методах, формах) их достижения, осуществляемой на основе представлений учащимися о действительности и самом себе;

• теоретически обоснована и экспериментальным путем доказана эффективность модели методики реализации проектной деятельности младших школьников, представленная как совокупность взаимосвязанных компонентов (целевой, познавательный, оценочный), раскрыто их содержание.

Теоретическая значимость исследования

- представлены проблемы, на основании которых было конкретизировано «проектная деятельность»;

- в теорию школьного образования на основе синтеза личностно ориентированного, системного и деятельностного подходов предложена и обоснована методика реализации проектной деятельности при обучении младших школьников технологии

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

• разработано научно-методическое обеспечение процесса реализации

проектной деятельности младших школьников;

• разработаны компоненты и уровни, диагностические материалы и методы, позволяющие определять эффективность реализации проектной деятельности младших школьников;

• материалы исследования могут быть использованы при подготовке бакалавров педагогики, при составлении программ, разработке спецкурсов, проведении диагностических процедур.

Апробация исследования

Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария по категориальному аппарату, литературы

Фрагмент работы

2.3. Результаты опытно-поисковой работы по реализации проектной деятельности младших школьников

В данном параграфе на основе анализа результатов формирующего этапа опытно-поисковой работы даны результаты процесса реализации проектной деятельности младших школьников.

Цель контрольного этапа – обобщить результаты опытно-поисковой работы.

Задачи контрольного этапа:

1.Определить эффективность реализации модели методики организации

проектной деятельности при обучении младших школьников технологии.

2.Интерпретировать полученные результаты.

3.Выявить динамику сформированности проектной деятельности младших школьников.

4.Сформулировать выводы опытно-поисковой работы

После завершения формирующего этапа была проведена вторичная диагностика, позволившая определить эффективность опытно-поисковой работы по реализацию проектной деятельности младших школьников на уроках технологии. Контрольный этап был направлен на исследование изменения уровней реализации проектной деятельности первоклассников. Данный этап реализовывался посредством диагностик, изучающих три основных компонента проектной деятельности: целеполагание, познавательная деятельность, оценка. С помощью карт наблюдений отслеживалась динамика организации проектной деятельности младших школьников.

Все виды работы с учащимися, по организацию целевого компонента проектной деятельности были направлены на умение ставить цель, добиваться поставленной цели при выполнение проекта. Для реализации целевого компонента проектной деятельности в работе с учащимися использовались различные методы, формы, приемы. Например, после создания Мини-музея «Куклы», где приняли участие и родители и учителя школы, дети смогли объяснить, для чего было выполнено это задание. В ходе обсуждения были получены следующие ответы учеников:

• если бы не было кукол из тряпок и соломы, то не было бы и куклы Барби;

• надо знать в какие куклы играли наши бабушки;

• наш музей знакомит с разными куклами из глины, ниток, соломы.

Мы провели анализ соотношения компонентов, уровней сформированности проектной деятельности с данными констатирующего этапа.

Эффективность полученных результатов сформированности целевого компонента проектной деятельности первоклассников представлена в таблице 13.

Таблица 13

Результаты исследования целевого компонента проектной деятельности (контрольный этап)

уровни

этапы 1 2 3 4 5 6

I этап 1 7 6 10 2 -

III этап - 3 4 14 3 2

Для формирования познавательного компонента проектной деятельности были также использованы разнообразные формы работы с детьми. Так, например, на уроке по ознакомлению с миром профессий (Урок 3 профессия стоматолог) было проведено занятие «Волшебная щетка». На занятии использовались маленькие зеркальца, с помощью которых ученики рассматривали свои зубы. Затем с помощью таблиц знакомились с их названиями. Нами была предложена игровая ситуация, где ученики называли «друзей» и «врагов» зубов. Выделили «друзей»: щетка, зубная паста. Врагами, по мнению учеников, стали сладости, очень холодные или очень горячие продукты, предметы, царапающие эмаль зубов и другие. Затем предложили эксперимент: ученики сначала числили зубы сухой щеткой, а затем с пастой. Больше понравилось чистить зубы с пастой.

В ходе урока у детей появился интерес узнать: А у животных столько же зубов, сколько у человека? Так возник проект-викторина «Животные земли: вчера, сегодня, завтра». Затем подгруппа детей создали рисунки на тему «Животные 5 –го тысячелетия».

Другой пример. В школу Карина П. принесла браслет из бисера. У детей возник интерес к данному изделию. Это послужило основанием для проекта «Волшебный мир бисера». В ходе реализации проекта дети узнали об истории создании бисера, материала, из которого изготовляют бисер, виды плетения из бисера. Мама ученика N показала несколько приемов плетения из бисера.

Результаты исследования формирования познавательного компонента проектной деятельности представлены в таблице 14

Таблица 14

Результаты уровня познавательного интереса к проектной деятельности (после опытно-поисковой работы)

уровни

этапы 1 2 3 4 5 6

I этап 6 6 5 5 4 -

III этап 2 3 6 7 6 2

Из таблицы видно, что количество детей, которые стали интересоваться проектной деятельностью увеличилось. Это выражалось в том, что ученики стали проявлять интерес на уроках технологии не только по теме урока, но и вне ее темы.

Организация оценочного компонента проектной деятельности был направлен на то, чтобы ученик обладал такими умениями как умение обнаружить знание о своем незнании к теме проекта, отличить известное от неизвестного; указать каких знаний и умений не хватает для успешной реализации проекта; умение оценивать собственные силы, мысли, действия «со стороны»; критично, но не категорично оценивать проекты своих одноклассников. Для формирования оценочного компонента проектной деятельности использовались методы: постановка проблемных вопросов, ситуация «со стороны», создание проблемной ситуации. Результаты сформированности оценочного уровня проектной деятельности представлены в

Таблица 15

Результаты формирования оценочного уровня проектной деятельности (после опытно-поисковой работы)

уровни

этапы 1 2 3 4 5

I этап 3 4 7 10 2

III этап 1 4 4 14 3

Далее представим сводную таблицу результатов организации проектной деятельности учеников первого класса (см. табл. 16)

Таблица 16

Результаты формирования проектной деятельности

(после опытно-поисковой работы)

компонент

уровни целевой познавательный оценочный

I этап III этап I этап III этап I этап III этап

Высокий 2 5 4 5 2 3

Средний 11 18 16 19 17 18

Низкий 13 3 6 2 7 5

Из таблицы видно, что количество учащихся имеющих низкий уровень сформированности целевого компонента проектной деятельности сократилось на 10 учеников. Количество детей, имеющих средний уровень сформированности целевого компонента проектной деятельности, увеличился на 7 учеников. Количество детей имеющих высокий уровень сформированности целевого компонента проектной деятельности, увеличилось на 3 ученика.

Сравнительный анализ полученных данных по результатам сформированности познавательного компонента выявил положительную динамику. Количество учеников имеющих низкий уровень сократилось на 4 ученика. Количество детей, имеющих средний уровень сформированности познавательного компонента проектной деятельности, увеличилось на 3 ученика. Количество детей, имеющих высокий уровень сформированности познавательного компонента проектной деятельности, увеличилось на 1 ученика.

Результаты исследования оценочного компонента проектной деятельности, показали снижение количества учеников с низким уровнем на 2 ученика. Количество детей, имеющих высокий и средний уровень сформированности оценочного компонента проектной деятельности, увеличилось на 1 ученика.

Проводимые занятия показали, что у детей есть интерес к проектной деятельности. Отрадно было видеть, что после уроков технологии ученики продолжали получать информацию по теме урока. Они находили информацию из Интернета, из книг. Активность учеников на уроках повысилась, стал проявляться познавательный интерес, они стали задавать чаще вопросы.

В результате работы по формированию проектной деятельности мы выявили у учеников определенный интерес к:

• общению с учителями и взрослыми, владеющими интересной познавательной информацией;

• моделированию, составлению схем;

• к умению быстро находить решения в экстремальных ситуациях.

Для наглядности приведем результаты опытно-поисковой работы по организацию проектной деятельности младших школьников в виде гистограммы (Рис. 2, 3, 4).

Рис. 2. Гистограмма сформированности целевого компонента

Рис. 3. Гистограмма сформированности познавательного компонента

Рис. 4. Гистограмма сформированности оценочного компонента

На констатирующем этапе было выявлено четыре группы учеников по отношению их к проектной деятельности. Если в начале года были ученики, которые не участвовали в проекте, несмотря на то что была создана творческая обстановка и попытка учителя привлечь их. Такие дети, являясь пассивными наблюдателями, начинали проявлять интерес и инициативу. Практика показала, что участие таких учеников в проектной деятельности даже в роли наблюдателя, помогла им на поздних стадиях проектной деятельности реализоваться. Результаты наблюдения за проектной деятельностью учащихся первого класса показали, что количество активных участников проекта возросло на 2 ученика. Сократилось количество пассивных наблюдателей от 6 до 2 учеников. Результаты наблюдения за учащимися в ходе проектной деятельности представлены в таблице 17

Таблица 17

Результаты наблюдения за учащимися в ходе проектной деятельности

группы

этапы Активные участники Помощники Пассивные наблюдатели Активные наблюдатели

I этап 2 11 6 7

III этап 4 13 2 7

Таким образом, анализ проектной деятельности с позиции общей теории деятельности позволил нам выявить следующие компоненты проектной деятельности учащихся начальных классов:

1. Цели проектной деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.

2. Потребностно-мотивационная основа проектной деятельности учащихся включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы - это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие - похвала за успехи в проектной деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества - стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам мы отнесли мотив получения в результате исследования новых знаний; конкретного практического результата (продукта), овладения проектными умениями; мотивы самообразования - использование полученных знаний и умений для самообразования.

3. Субъекты исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.

4. Объектами проектной деятельности учащихся стали объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).

5.Средства проектной деятельности школьников могут быть внутренними (познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательской деятельности) и внешними (источники информации, инструменты).

6.Процесс проектной деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач; планирование и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм, моделей; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.

7.Результатами проектной деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; проективные умения; рефлексия.

Проектная деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

• включение младшего школьника в проектную деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

• учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в проектной деятельности, значительную роль в организации проектной деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

• формирующиеся в процессе проектной деятельности умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для формирования универсальных учебных действий – т.е. умению учиться.

Ввиду того, что реализация основ проектной деятельности— процесс длительный, проведенная нами работа требует своего продолжения на протяжении всего начального обучения в педагогическом процессе школы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Опытно-поисковая работа по реализации проектной деятельности при обучении технологии в начальной школе позволила сделать следующие выводы:

1. Процесс реализации проектной деятельности на уроках технологии в первом классе целесообразно строить в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).

2. Исследование проектной деятельности первоклассников затрудняет отсутствие диагностических методик. Адаптированные методики на выявления компонентов (целевой, продуктивный и оценочный) и уровней (высокий, средний, низкий) проектной деятельности позволили сделать выводы, что на контрольном этапе проектная деятельность у учащихся преобладает средний и низкий уровни целевого, продуктивного и оценочного компонентов. В связи с этим, необходимо вести целенаправленную, систематическую работу по реализацию проектной деятельности на уроках технологии в первом классе.

3. Динамика реализации проектной деятельности при обучении технологии младших школьников определяет уровни их проявления: высокий, средний, низкий.

4. Анализ результатов опроса педагогов выявил определенные затруднения при работе над проектами: недостаточная теоретическая и практическая подготовка к проектной деятельности; отсутствие методических пособий, рекомендаций; отсутствие диагностического материала; несоответствие образовательной среды.

5. Анализ опытно-поисковой работы по формированию проектной деятельности позволил выявить следующие компоненты проектной деятельности учащихся начальных классов:

o цели проектной деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.

o потребностно-мотивационная основа проектной деятельности учащихся включает социальные и познавательные мотивы;

o субъекты исследовательской деятельности являются ученик, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.

o объектами проектной деятельности учащихся могут быть объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои);

o средствами проектной деятельности выступают внутренние и внешние источники

o процесс проектной деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач; планирование и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм, моделей; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.

o результатами проектной деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; проективные умения; рефлексия.

6. Организация методики реализации проектной деятельности – эффективна. Так как в ходе проведения опытно-поисковой работы были получены положительные результаты.

Заключение

Проблема реализации проектной деятельности при обучении младших школьников технологии является актуальной в условиях перехода школ на новые государственные образовательные стандарты второго поколения. Это требует методического обеспечения направленности содержания начального образования на подготовку учащихся к проектной деятельности.

Выявлено, что ведущими теоретико-методологическими подходами методики реализации проектной деятельности при обучении младших школьников технологии, являются личностно ориентированный, системный и деятельностный подходы.

Обоснована и опытно-поисковым путем проверена эффективность модели методики организации проектной деятельности при обучении младших школьников технологии, под которой мы понимаем целенаправленный многоаспектный процесс, включающий четыре блока: целеполагания, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный, реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, средств и методов формирования проектной деятельности младших школьников. В основу методики организации проектной деятельности на уроках технологии положены этапы, обеспечивающие последовательность усвоения проектной деятельности и их применение в самостоятельной деятельности.

В соответствии с выделенными нами компонентами (целевой, познавательный, оценочный), и их показателями был разработан диагностический материал для определения уровня начального показателя и динамики сформированности проектной деятельности. Уровнями сформированности проектной деятельности младших школьников явились: высокий, средний, низкий.

В ходе проведения опытно-поисковой работы была доказана эффективность методики, направленной на организацию проектной деятельности младших школьников при обучении технологии.

Проведенный анализ полученных количественных результатов опытно-поисковой работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Перспективы работы видим в обогащении диагностических методик по выявлению уровней, компонентов, критериев организации проектной деятельности при обучении младших школьников технологии; в поиске новых форм, методов, средств организации проектной деятельности при обучении младших школьников технологии.

Список литературы

1.Абульханова - Славская, О.А. Деятельность и психология личности [Текст] / О.А. Абульханова – Славская. – М.: Наука, 1980. – 334 с.

2. Амонашвили, Ш.А. [Текст] Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А.Амонашвили, – Минск, 1990. – 243 с.

3. Андреев, В.А. Педагогика [Текст]: Учебный курс для творческого саморазвития – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608с.

4. Асадуллин, Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход [Текст]: Монография /Р.М.Асадуллин.- Уфа БГПУ, 1999. – 145 с.

5. Безрукова, В.С. Как управлять проектами [Текст] /В.С. Безрукова.- М., 2003. – 159 с.

6. Бондаревская, Е.В. Смысл и стратегия личностно ориентированного воспитания [Текст] /Е.В. Бондаревская //Педагогика. – 2001.- №1. – С. 17-24

7. Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] /И.Н. Бухтиярова //Школьные технологии. 2001. - №2. - С.108-115.

8. 35 Взятышев, В.Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности [Текст]: Учебник для вузов. /В.Ф. Взятышев В.Ф. – М.: «ЕЦК», 2002.

9. Выготский, Л.С. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.

10. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. — М., 1985.

11. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХI века [Текст]: Учебн. пособие / Б.С. Гершунский . – М., Флинта: Наука, 2003. – 768 с.

12. Гросул, Н.В. Развитие проектной культуры в художественном образовании [Текст] /Н.В. Гросул // Изобразительное искусство в школе - 2005. - №5 – С. 35-44.

13. Голицына, В.Б. Дизайн в детском творчестве: на уроках и после. [Текст] /В.Б.Голицына //Изобразительное искусство в школе - 2006. - №1 – С. 61-64.

14. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования [Текст] /Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. – Самара, 2006.

15. Голубков, Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. [Текст] / Е.П. Голубков,– М.: Экономика, 1977.

16. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М., 1996.

17. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №3.- С. 20-24.

18. Загвязинский, В.П. Практическая методология педагогического поиска [Текст] / В.П. Загвязинский. М.: Академия, 2001. – 192с.

19. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 61 с.

20. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В.Захарова. Минск, 1999.

21. Зеер, Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетентности у обучаемых [Текст] / Э.Ф.Зеер //Психологическая наука и образование. – 2004. – №3. – С.5-

22. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 1997. – 280 с.

23. Кагаров, Е.Г. Психолого-педагогическое проектирование в образовании [Текст] / Е.Г. Кагаров. – Киров. – 2003.

24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст]. /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др. - М., Просвещение, 2008. – 151 с.

25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

26. Кожевникова, Ю. Развитие творческих способностей первоклассников [Текст] /Ю. Кожевникова //Искусство в школе. – 2005. - №5. – С. 42-44.

27. Колесников, И.А. Изготовление межпланетного комплекса //Школа и производство [Текст] /И.А. Колесников //Школа и производство. – 2001. - №6. – С. 62-63.

28. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст] /И.А. Колесников, М.П. Гончарова-Сибирская

29. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.

30. Кузьмина, Н.В. Понятие «Педагогическая система» и критерии ее оценки [Текст]/ Н.В. Кузьмина //Методы системного педагогического исследования - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. – С. 23-34.

31.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность[Текст]/ А.Н. Леонтьев. – М.: мысль 1973. – 260 с.

33. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст]/ И.Я.Лернер – М.: Знание, 1980. – 96 с.

34. Любичева, В.Ф. Технология проектирования учебного процесса [Текст] / В.Ф. Любичева. В 3 – х ч. Новокузнецк, 2000

35. Мазур, И.И. Управление проектами [Текст]: Справочное пособие. / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2001.

36. Медяник, Г.А. Метод проектов как технология творческого саморазвития [Текст] /Г.А.Медяник //Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 10 / Сост. Р.Ш. Маликов. – Казань: Изд-во ТГПУ, 2008. – С. 261-263

37. 149 Методология учебного проекта /Материалы городского методологического семинара. – М, 2001. – С. 32-35

38. Мищенко, О.Н. Урок труда в начальной школе [Текст] /О.Н Мищенко // Изобразительное искусство в школе. 2006. - № 3. – С. 69-73.

39. Новикова, Н. Новогодняя открытка: выявление образа из цветового пятна [Текст] /Н. Новикова //Искусство в школе. – 2006.- №5. – С. 39-37.

40. Новиков, А.М. Методология [Текст] /А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕК. – 2007. – 668 с.

41. Новиков, А.М. Образовательный проект [Текст]: методология практической образовательной деятельности. /А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Эгвес, 2004.

42. Образование: сокрытое сокровище [Текст]: доклад Международной комиссии по образованию для ХХI века, представленный ЮНЕСКО. – Париж, 1997. – С. 52-66.

43. Пакша, Л. Как сделать урок изобразительного искусства интересным [Текст] /Л. Пакша //Искусство в школе. – 2006. - №3. – С. 18-211.

44. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] /Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.

45. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов пед. спец. [Текст] /Под ред. В.С. Кукушина. М., 2004

46. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред.учеб. заведений [Текст] /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512с

47. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевай, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.

48. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат /h**t://www/ioso.r*/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm.

49. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

50. Попов, В.А. Учебные проекты на MacromedFlach [Текст] /В.А. Попов, А.И. Сенокосов. – М.: «Чистые пруды», 2006. - 31 с.

51. Пояснительная записка к системе учебников «Перспектива» (для 1−4 классов общеобразовательных учреждений), обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ОАО «Издательство «Просвещение» [Электронный ресурс].

52. Рахимов, А.З. Качество образования: технология творческого развития [Текст] / А.З. Рахимов. Уфа, 2002

53. Рахимов, А.З. Психодидактика [Текст] /А.З. Рахимов. Уфа, изд-во БГПУ. – 2006

54. Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1999.

55. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ю.Румянцева. - М.: Просвещение, 1999. - 234 с.

56. Савельева, Е.А. Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности. Монография [Текст] /Е.А. Савельева. – Уфа, из-во филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г.Уфе, 2006.- 99 с.

57. Сажина, С.Д. Проектирование образовательных программ как условие целостного развития ребенка [Текст] /С.Д. Сажина //Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: Материалы Межд. научн.-практич. конференции. 28 ноября 2007. ШГПИ. Шадринск-Москва: Изд-во ШГПИ, 2007. - С. 328-332.

58. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г.К. Селевко. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

59. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова// VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование».- Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.40.

60. Сериков, Г.Н. Основания педагогических исследований [Текст] / Г.Н.Сериков, Челябинск, 2005.- 238 с.

61. Теленгайтер, С.Б. Искусство оформления книги [Текст] /С.Б.Теленгайтер //Изобразительное искусство в школе . – 2006. - №6. – С. 320-43.

62. Теоретические основы обучения технологии в школе [Текст] / под ред. П.Р. Атутова, М.: РИЦ «Альфа». 2000. – 341 с.

63. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект [Текст]. М., 2009. – 78 с.

64. Уроки технологии: человек, природа, техника: 1 кл.: пособие для учителей [Текст] / Н.И. Роговцева, Н.Б. Богданова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 2008. – 48с.

65. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. Утвержден приказом министерства образования и науки российской федерации от «6» октября 2009 г. № 373 (б и).

66. Философский энциклопедический словарь [Текст] /гл. ред. Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. – М.: Сов.энцикл., 1983. – 840 с.

67. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование [Текст] / В.Т. Шимко. М.: Архитектура – С, 2004

68. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов [Текст] /В.Э. Штейнбегр // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.

69. Штофф, В.А. Моделирование и познание [Текст] /В.А. Штофф. – Минск, 1974. – 247 с.

70. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Электронный ресурс] /h**t://wwwbq-prestiqe.narod.r*/proekt/index.htmi

71. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте [Текст] /Д.Б. Эльконин. – М. 1989.

72. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская . – М., 1996. – 180 с.

73. Яковлева, Н.О. Деятельностный подход к исследованию проблем педагогичного проектирования [Текст] /Н.О. Яковлева //Образование и наука. – 2002, №1. С. 34-41.

Покупка готовой работы
Тема: «Проектная деятельность младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика