8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….….….9

1.1. Творческие способности и их сущность….….….….9

1.2.Условия развития творческих способностей в процессе обучения младших школьников ….….….….….18

1.3. Роль предмета «Окружающий мир» в развитии творческих способностей у младших школьников….….….27

Выводы по первой главе….….….….35

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ….….….….37

2.1. Методика диагностики развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста ….….37

2.2. Содержание работы с младшими школьниками по развитию творческих способностей в процессе ознакомления с окружающим миром….…59

2.3. Анализ результатов работы по развитию творческих способностей у младших школьников ….67

Выводы по второй главе….….79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….81

ЛИТЕРАТУРА ….….84

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей младших школьников является одной из главных составляющих процесса обучения. Прогресс цивилизации во все времена определял творческие личности, которые создавали материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью.

Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что индивидуум не может постигнуть непосредственно в восприятии. Первым признаком мыслящего человека является его умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) и есть признак того, что мысль развивается, т.е. появилась потребность понять возникшую проблему. Как и во все времена сегодня перед образовательным процессом стоит задача воспитания творческой личности, но только более остро. XXI век заставляет создавать альтернативные образовательные программы для современной школы. Только деятельность, имеющая творческий характер, стимулирует творческую активность учащихся, заставляя их познавать и удивляться, находить решение в неординарных ситуациях. В соответствии с новыми образовательными программами внедряются нетрадиционные виды уроков, такие как: проблемные методы обучения, уроки творчества, различные коллективные творческие дела во внеклассной работе, которые способствуют развитию творческой активности учащихся. В условиях гибкой, вариативной практики обучения повышается значимость индивидуального подхода, при котором младший школьник является активным субъектом познания.

Исследования развития творческих способностей детей младшего школьного возраста нашли свое отражение в трудах видных психологов. Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».Попытки сформировать целостное представление о природе развития творческих способностей на основе выявления и описания их качеств обременены многими противоречиями.

Противоречие между потребностью общества в думающих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях гражданах и недостаточной разработанностью проблемы использования нетрадиционных подходов к формированию творческих способностей младших школьников.

Проблема исследования: каково значение разных видов в развитии творческих способностей младших школьников в процессе обучения «Окружающему миру»

Как бы ни был загадочен и непостижим дар, осеняющий творческого человека, он водит его рукой посредством деятельности мозга. Способность к творчеству, или креативность, - полезное для человека качество, поскольку именно оно позволяет ему адаптироваться в окружающем мире. Задача изучить мозговую организацию и мозговые механизмы творческого процесса является труднодостижимой. Вызывают сомнения возможность «поверить алгеброй гармонию» и вообще способность мозга познать самое себя. Но ученые пытаются подойти к этой непростой задаче.

В психолого-педагогической литературе неоднократно отмечалось, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи объясняются не только недостатком знаний, но и неразвитыми способностями ребенка. Поэтому главной задачей начальной школы является обеспечение развития творческих способностей учащихся. Не смотря на то, что проблема изучения развития творческих способностей младших школьников проводится в течении не одного десятка лет, тем не менее, актуальности своей она не теряет и сегодня. Среди разнообразных средств и форм развития творческой активности младших школьников одно из ведущих мест занимает их знакомство с окружающим миром. К сожалению, в большинстве регионов России еще и сегодня в начальной школе основное место продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому нами и была выбрана тема исследования «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»». Актуальность развития творческих способностей младших школьников диктует сама жизнь.

Цель исследования: изучить условия развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие творческих способностей младшего школьника в процессе изучения предмета «Окружающий мир».

Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» будет эффективным, если:

- разработать и реализовать творческие задания и упражнения на уроках курса «Окружающий мир», особенностью которой является организация творческой деятельности;

- создать условия для проявления творческой активности младшими школьниками, как в учебной, так и во внеурочной деятельности с активным внедрением методов и приемов.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2. провести диагностику, определить методы и содержание работы, разработать систему дидактических заданий для ознакомления с окружающим миром, ориентированных на развитие творческих способностей школьников;

3. экспериментально проверить разработанную программу по развитию творческих способностей учащихся;

4. разработать методические рекомендации для внеурочной деятельности и экспериментально проверить разработанную программу по развитию творческих способностей учащихся.

Методологической основой работы является: личностно – ориентированный подход. Концепция развития творческого мышления.

Теоретической основой являются труды Д. Гилфорд, Е.П. Торренс и др.,

База исследования: МОБУ СОШ №2, расположенная по адресу: с.Буздяк, ул. Кирова, 25.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- разработка методов обучения младших школьников;

- диагностические методы (тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы);

- опытно-педагогический эксперимент;

- качественный и математической анализ проведенной работы.

Этапы исследования:

1. анализ психолого-педагогической литературы, разработка программы исследования. Отбор методик для диагностики творческих особенностей младших школьников; проведение диагностического исследования;

2. изучение и анализ диагностики развития индивидуальных особенностей младших школьников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

3. разработка технологии обучения младших школьников в ходе ознакомления с окружающим миром и внедрение ее в учебно-воспитательный процесс.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей организационно-педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» на уроках и во внеклассной деятельности.

Практическая значимость. Определен круг проблем диагностики индивидуальных особенностей творческого развития младших школьников; охарактеризованы основные направления и этапы диагностики творческого развития младших школьников. Разработана система заданий, ориентированных на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста для уроков и внеклассной работы по предмету «Ознакомление с окружающим миром».

Апробация исследования. По теме ВКР было дано открытое внеклассное мероприятие «Ролевая игра "Встреча цивилизаций"» для учителей начальных классов.

Структура: исследование состоит из введения, двух глав: «Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников. Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию творческих способностей у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром»; выводов по каждо й главе; заключения; список литературы из 79 источников.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

2.1. Методика диагностики развития творческих

способностей у детей младшего школьного возраста

Практическая часть работы состояла в организации и проведении опытно-педагогического исследования по изучению развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

В ходе теоретического изучения проблемы развития творческих способностей учащихся младших была выдвинута гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» будет эффективным, если разработать и реализовать систему творческих заданий и упражнений на уроках курса «Окружающий мир», особенностью которой является организация творческой деятельности; создать условия для проявления творческой активности младшими школьниками, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

В соответствии с целью и задачами для подтверждения гипотезы исследования была проведена опытно-педагогическая работа.

Исследование проводилось на базе МОБУ СОШ №2, расположенная по адресу: с. Буздяк, ул. Кирова, 25.

В опытно-педагогической работе участвовали дети младшего школьного возраста (3а и 3б классы) в количестве 40 человек.3а класс– экспериментальная (20 чел.) и 3б класс– контрольная (20 чел.). группы. Опытно-педагогическая работа проводилась с полного согласия и активной поддержки родителей. Выбор классов не был целенаправленным.

Задачи исследования: использование методов и приемов в работе по развитию творческих способностей младших школьников; разработка рекомендаций по использованию методов и приемов для развития творческих способностей младших школьников

Этапы проведения исследовательской работы:

1 этап. Определение инструментария и критериев диагностического исследования.

2 этап. Проведение исследования.

3 этап. Анализ данных, полученных в ходе исследования.

4 этап (контрольный). Проверить эффективность проделанной работы путем сравнения, полученных, результатов экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента.

Задача констатирующего этапа: проанализировать уровень творческих способностей младших школьников экспериментальной и контрольной групп (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность эмоциональность).

Для того, чтобы выбрать наиболее эффективные методики диагностики, была изучена диагностическая психолого-педагогическая литература, освещающая методы диагностики развития творческих способностей младших школьников. Тесты креативности П. Торренса были созданы как скоростные, то есть ограниченными во времени. Время было едиными для всех испытуемых – это типично для стандартизованных тестов. Но такой подход к диагностике креативности заведомо означает, что люди, обладающие творческим потенциалом, но с невысоким темпом умственной деятельности окажутся в невыгодном положении. Эта особенность тестов дивергентного мышления и креативности была признана их ахиллесовой пятой. Тесты П. Торренса позволяют оценивать креативность по результату, а не по процессу творчества, который может быть очень длительным.

Диагностика предназначена для детей младшего школьного возраста, которая характеризует дивергентное мышление, т.е. нахождение многих правильных ответов на одну и ту же задачу. Основное направление научных интересов– психология одаренности ребенка.

Р.С. Немов создал серию тестов для диагностики различных видов психических процессов младших школьников.

С. Медник предлагает использовать для диагностики уровня творческих способностей тест (Тест отдаленных ассоциаций).

Авторы предложили краткий тест творческого мышления. (КТТМ) «Фигурная форма».

Ильин Е.П. предлагает для диагностики творческих способностей использовать тест, который включает в себя 8 субтестов.

Следует учесть, что в современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики творческих способностей. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку творческие способности человека - это многоликий феномен. Использование того или иного метода зависит и от конкретных целей диагностики, и от представлений о том, из чего складываются творческие способности и чем они характеризуются. И все-таки, как бы много показателей мы не использовали, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность ошибки нельзя исключить. Проанализировав диагностические методики вышеназванных авторов, было решено использовать следующие методики и анкеты:

1.Методика «Рисование изображений по ассоциациям», которая направлена на определение гибкости (инертности) мышления.

2. Методика «Вербальная фантазия». Данная методика позволяет оценить: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность) образов; впечатлительность, эмоциональность образов.

3. Субтест 6. «Эскизы». Тест направлен на исследование оригинальности созданных рисунков.

4. Анкета № 1. Цель: выявление степени отношения детей к творческой деятельности

5. Анкета № 2. «Анкета изобретателя». Данная анкета характеризует способность ребенка к творчеству.

Интерпретация результатов тестирования

1. Беглость или продуктивность. Данный показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен, прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ (Краткий тест творческого мышления).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Показатель характеризующий способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие значения этого показателя обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и не конформностью. Оригинальность решения предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, не дисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть, как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Каждый школьник обследовался до начала формирующего эксперимента и после его завершения по одним и тем же методикам.

1. Методика «Рисование изображений по ассоциациям», которая направлена на определение гибкости (инертности) мышления.

Инструкция: посмотри на эти рисунки и попробуй дорисовать их так, чтобы каждый из них стал на что-то похож. Постарайся увидеть и нарисовать что-то такое, что другие не смогли бы придумать.

Обработка результатов: если изображения, полученные из одних и тех же пятен, представляют собой близкородственные и не отличающиеся по внешнему виду предметы (репродуцируют друг друга), но при этом для каждой группы пятен найдена своя, относительно оригинальная стратегия, то каждое изображение оценивается одним баллом.

Если, оригинальных изображений больше, то каждое из них (даже если оно встречается в рисунках других детей) оценивается в 2 балла.

За полностью оригинальное, не повторяющееся в рисунках других детей изображение - 3 балла.

Ключ:

менее 6 баллов - низкий уровень развития способности к аналогии, инертность мышления;

6-12 баллов - средний уровень развития способности к аналогии, относительная гибкость мышления (возрастная норма развития);

13-24 балла - высокий уровень аналогии и гибкости мышления;

30-36 баллов - очень высокий уровень гибкости мышления и способности к аналогии.

Заключение (выдержка)

В данной работе был изучен опыт отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития творческих способностей младших школьников, а также построены теоретические предположения, которые легли в основу организации опытно-экспериментальной работы. На основе анализа результатов проведенного исследования сделаны основные выводы. Проведенная экспериментальная работа раскрыла особенности развития творческих способностей с использованием инновационных технологий.

Работая над проблемой развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир», был сделан вывод, что планомерное, систематическое использование методов является эффективным средством развития детей.

В теоретической части исследования раскрыты условия и роль предмета «Окружающий мир» в развитии творческих способностей у младших школьников. В связи с этим в работе были рассмотрены различные методы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Констатирующий эксперимент позволил установить исходный уровень развития творческих способностей детей. В исследовании выделены критерии их оценки.

Формирующий этап работы строился на основе использования методов и приемов по развитию творческих способностей младших школьников.

Результаты, полученные на итоговом этапе экспериментальной части исследования, позволяют сделать вывод о подтверждении гипотезы о том, что в работе с использованием различных методов заложены потенциальные возможности для более эффективного и полноценного развития детей. Контрольное исследование показало произошедшие у школьников экспериментальной группы положительные изменения в уровне развития творческих способностей. Анализ опирался на результаты проведенной опытно-педагогической работы. Данная работа на практике подтвердила то, что у всех детей есть творческие способности. Надо только создать ребятам условия для их развития, помочь им фантазировать и творить.

Таким образом, в исследовании теоретически обоснована и практически доказана эффективность проведенной работы по развитию творческих способностей младших школьников.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Развитие творческие способностей младших школьников зависит, прежде всего, от уровня общего интеллектуально-познавательного развития учащихся: чем выше этот уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в использовании полученного опыта.

2. Использование наглядных моделей, выполнение разнообразных творческих заданий оказывает влияние на развитие творческие способностей, расширяет представления детей об окружающим мире.

3. Включение в педагогический процесс различных видов деятельности (музыкальной, изобразительной, театральной, трудовой и т.д.) показало значимость их взаимосвязи для развития творческих способностей младших школьников.

В проведенной работе разработана и апробирована программа развития творческих способностей младших школьников, включающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных и вне учебных занятий, значение игровых, проблемных, эвристических и исследовательских методов. Данная технология реализовывалась через специальные занятия по курсу «Ознакомление с окружающим миром» и его учебно-методическое обеспечение. Мы считаем, что наше исследование будет интересным и полезным в педагогической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей младших школьников.

Подводя итоги, проведенного исследования, можно констатировать, что поставленные цели достигнуты, задачи решены, выдвинутая в начале исследования гипотеза, получила свое подтверждение.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – 7-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 688 с.

2. Богоявленская, Д. Б. Как можно посмотреть на предмет с разных сторон: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. М., 2007. Т. 1. С. 106.

3. Богоявленская, Д. Б. Этапы диагностики творческих способностей детей: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. М., 2007. Т. 1. С. 107.

4. Большая книга игр: более 1500 веселых, полезных и интересных игр [Текст] / ред. Н. Дубенюк. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.

5. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания, [Электронный ресурс] /: w*w. Pedlib.r*

6. Братанова, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А. Братанова // Начальная Школа, 2008. – № 5. – С. 2-7.

7. Бурлачук Л.Ф., Психодиагностика: учебник для вузов [Текст] / - СПб: Питер, - 2006. - 351 с: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

8. Валуева, Е.А. Характеристики задач в экспериментальных исследованиях творческого мышления: Психология – наука будущего: Материалы Международной конференции молодых ученых.[Текст] / Е.А. Валуева,М., 2007. С. 77–80.

9. Ванциян, А.Г., Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В. Занкова. [Текст] / А.Г. Ванциян, Н.В. Нечаева – Самара: «Федоров», 2010. – 224 с.

10. Вильчек, Вс. Алгоритмы истории [Текст] / Вс. Вильчек. – Изд.: Аспект Пресс, 2004. - 224 с.

11. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 4 кл. 4-хлетней начальной школы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. -М.: Вентана-Графф, 2005. - 38с.

12. Воровщиков, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В.Гладик и др., 2 изд. – М.: 5 за знания, 2009. – 288 с.

13. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты» [Текст] / А. Б. Воронцов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.

14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - (том 1-6) + работы разных лет [Текст] / Л.С. Выготский Изд.: Педагогика, Феникс, АПН РСФСР, 2001. - 4570 с.

15. Ганина, С.А. Модель развития творческой активности младших школьников в системе дополнительного образования [Текст] // С.А. Ганина, Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 97-101.

16. Герасимова, В.А. Классный час играючи. [Текст] / В.А. Герасимова, – М.: Творческий центр «Сфера», 2004. –64 с.

17. Гостилович, Т.К. Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческих способностей у младших школьников [Текст] / Т.К. Гостилович, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 8. - С. 245-249.

18. Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру [Текст] // Вестник образования России, № 6, 2004, с.- 51

19. Давыдова, Е. Р. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е. Р. Давыдова // Начальная школа. – 2010. - №12. – С. 61-62.

20. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006. – № 10. – С. 8.

21. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. [Текст]Изд. 3-е. / В.Н.Дружинин, СПб: «Питер» - 2008. - 85 с.

22. Дыбина, О.В. «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. [Текст] / О.В. Дыбина, Изд. Мозаика-Синтез, М – 2009. – 130 с.

23. Ермакова, Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте [Текст] // Психологический журнал. – 2006.- Т. 18, № 3. - С. 124-130.

24. 3имняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пос. / [Текст] / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2003. – 384 с.

25. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] /. – СПб: Питер, 2012. – 390 с.

26. Кайдановская, И.А. Факторы креативности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. [Текст] // И.А.Кайдановская, М., 2007. - Т. 2. С. 79.

27. Ковалько, В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток [Текст] / В.И. Ковалько, – М.: Эксмо, 2007. – 96 с.

28. А.П.Кривченко - Учебник по психологии / [Текст] /: учеб. пос. под ред., - М.: ТК Велби, 2005. - 432 с.

29. Л.П. Крившенко. Педагогика. Учебник [Текст] / - М., ТК Велби, Изд. Проспект,2005. – 432с.

30. Кроль, В.М. Педагогика [Текст] / В.М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2008. – 320 с.

31. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. [Текст] / Л. В. Кузнецова. – М., Просвещение, 1988. – 224с.

32. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития / [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.

33. Кульневыч С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. / С.В.Кульневыч, Т.П. Лакоценина. – Воронеж: Учитель, 2004. – 168 с.

34. Курочкина, М. Методы развития творческих способностей младших школьников / [Текст] / Воспитание школьников. / М. Курочкина. - 2009. - № 4. - С. 48-51.

35. Леонтович, А. В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. В. Леонтович // Директор школы. – 2008. - № 7. – С. 69-74.

36. Лидская, Э.В. Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одаренности школьников [Текст] / Под ред. Панова В.И. - Черноголовка: ИНИМ РАО, 2011. – 120 с.

37. Лободина, С. Как развивать способности ребенка: учеб. пособие / [Текст] / С. Лободина. - Питер, 1997. – 256 с.

38. Лук, А.Н. Учить мыслить: учеб. пос. / [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Знание, 2005. – 96 с.

39. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие [Текст] / А.М.Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.

40. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, [Электронный ресурс]: h**t://psychlib.r*/mgppu/hre/hre-312.htm. 07. 11. 14.

41. Мукина, А.Н. Возможности развития творческих способностей младших школьников во внеклассной работе [Текст] / А.Н. Мукина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 10. - № 31. - С. 213-218.

42. Мукина, А.Н. Влияние общения на развитие творческого мышления детей. Психология XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. [Текст] /А.Н.Мукина, СПб: 2008. С. 288.

43. Немов Р С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. зав.: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. [Текст] / Р.С. Немов– М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 460 с.

44. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И.Николаева, –СПб: Питер, 2009. – 160 с.

45. Новая философская энциклопедия. [Текст] / Изд.: Мысль, 2010

Количество страниц: 2806 (Т. 1 - 744 с., Т. 2 - 634 с., Т. 3 - 692 с., Т. 4 - 736 с.)

46. Нуртдинова, Р. Х. Выявление уровня сформированности учебных действий [Текст] / Р. Х. Нуртдинова // Учитель Башкортостана. – 2010. - №10. – С. 31-35.

47. Оганесян, Н.Т. Практикум по психологии творчества [Текст] / Н.Т.Оганесян. – М.: МПСИ, Флинта, 2007. – 264 с.

48. Петровский А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский, - М: Академия, 2005. - 218 с.

49. Пичугин, С. С. К вопросу об основной образовательной программе образовательного учреждения [Текст] / С.С. Пичугин // Учитель Башкортостана. – 2010. - № 9. – С. 36-40.

50. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика: учеб. пос. [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 2006. – 280 с.

51. Приказ Министерства образования № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] / URL: h**t://fgos.isiorao.r*/

52. Примерные программы начального общего образования [Текст]: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).

53. Психология личности. Том 1. Хрестоматия. Зарубежная психология[Текст], 2-е изд., / - 2007 г. - 288 с.

54. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / А.Э. Симановский – Ярославль: Академия развития, 2008. – 188 с.

55 Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. [Текст] / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2010. - 176 с.

56. Роджерс К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

57. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. [Текст] / Н. В. Рождественская, А. ВТолшин, - СПб:Изд. Речь, 2006. – 320 с.

58. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн, – СПб: Питер, 2007. – 720 с.

59. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] /А. И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. - №4. – С. 82.

60. Савенков, А. И. Принципы исследовательского обучения [Текст] / А.И. Савенков // Директор школы. – 2008. - №9. – С. 50-55.

61. Сайфутдинова, И.Ф. Роль правого полушария в организации творческих способностей школьников младшего возраста [Текст] / И.Ф.Сайфутдинова, // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 38.

62. Серов, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. [Текст] / И.С. Серов, М.: «Академия», 2005. - 218 с.

63. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. [Текст] / Т.А. Сидорчук, Корзун А.В. - Мозырь: ИД «Белый Ветер», 2006. – 276 с.

64. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие [Текст] / В.А. Сластенин. -М.: Академия, 2001. - 480 с.

65. Спиридонов, В. Ф. Психологические механизмы творческого мышления: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. [Текст] / М., 2007. Т. 3. С. 187.

66. Сусоколова, И.А. Трудности тестирования креативности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. [Текст] / И.А. Сусоколова, М., 2007. Т. 3. С. 221.

67. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. [Текст] / СПб: Речь, 2002. – 176 с.

68. Тихомирова Т. Н. Влияние обогащенной образовательной среды на развитие интеллекта и креативности. Психология XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. [Текст] / СПб: Речь, 2008. – 325 с.

69. Толмазова, Л.В. Удивительный мир растений. [Текст] / Л.В Толмазова // Начальная школа. - 2004.- № 6. – С. 86-89.

70. Цукарь, А.Я. Уроки развития воображения. [Текст] / А.Я. Цукарь, М., Изд.: Рольф, 2000. - 208с.

71. Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Я. А. Пономарев и его школа. [Текст] / Д. В. Ушаков, М.: «Институт психологии РАН». - 2006. – 119 с.

72 Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. [Текст] / В.П. Ушачев - Магнитогорск, 2005. – 287 с.

73. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Прак. пос. Пер с нем. - 4-е изд. [Текст] / К. Фопель, - М.: Генезис, 2006. - 240 с.

74. Хрестоматия по психологии [Текст] / сост. Куликов Л.В. Изд.: Питер, 2001. – 512 с.

75. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. [Текст] / А.В.Хуторской - СПб: Питер, 2001. – 544 с.

76. Чернецкая, Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческих способностей младших школьников и подростков [Текст] / Вестник Якутского государственного университета. // Н.И. Чернецкая, - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 96-103.

77. Шубин А.В., Серпионова Е. И. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности [Текст] / А.В. Шубин // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 89–98.

78. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды.[Текст] / Д.Б. Эльконин, - Воронеж. НПО «МОДЭК». 2001. - 417 с.

79. Яшминина, С. Научные клубы младших школьников [Текст] / С. Яшминина // Народное образование. – 2009. - № 9. – С. 169-172.

Примечания

Работа проходит антиплагиат.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Год: 2015
2100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X