Курсовая работа

«Структура и социальные проблемы современной российской семьи»

  • 34 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Основы семьи, ее функции и типы….6

1.1. Социально-психологический портрет современной российской семьи. Семья как целостная система….6

1.2. Структура и функции семьи….11

1.3. Типология семьи….15

Глава 2. Социальные проблемы современной российской семьи и их решение….19

2.1. Сущность социальных проблем современной российской семьи…19

2.2. Социальная защита семьи….23

2.3. Социальные службы семьи…27

Заключение….30

Список использованной литературы….33

Введение

Актуальность темы. Социальные проблемы современной российской семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, прожинающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги).

Такое определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригругшовой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи, как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений, между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.

Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения.

Характеристика степени изученности проблемы отечественными и зарубежными исследователями. Материал курсовой работы изучен хорошо как отечественными так и зарубежными исследователями.

Теоретическую базу исследования составили труды известных отечественных ученых:

• в области теории и практики социальной работы и защиты: Гейца И. В., Гусловой М. Н., Курбатова В. И., Кравченко А. И., Медведевой Г. П., Оганяна К. М., Манько Ю. В., Басова Н. Ф., Павленок П. Д., Рудневой М. Я. и др.;

• в области семьеведения: Клушиной Н. П., Зритневой Е. И., Тюгашева Е.А., Попковой Т. В.

Цель – изучить структуру и социальные проблемы современной российской семьи.

Объектом исследования является современная российская семья.

Предмет исследования – структура и социальные проблемы современной российской семьи.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

• описать структуру семьи, ее функции и типы, современные проблемы семьи;

• рассмотреть решение социальных проблем при помощи социальной защиты и социального обслуживания семьи.

Методологическая база работы. При написании работы используются сравнительно-сопоставительный метод. Этого метод сводится к анализу различных источников и литературы с точки зрения их комплексного рассмотрения.

Научная новизна курсовой работы состоит в том, что в ней автор впервые попытался в комплексе рассмотреть структуру и социальные проблемы современной российской семьи.

Практическое значение курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по социальной работе, на семинарских и практических занятиях.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы

Глава 1. Основы семьи, ее функции и типы

1.1. Социально-психологический портрет современной российской семьи. Семья как целостная система

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья, по определению А. Г. Харчева, — это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

В свою очередь, понятие «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.

Как малая социальная группа семья:

• реализует естественные (витальные) потребности своих членов;

• создает условия для непосредственных контактов;

• не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали;

• социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Как социальный институт семья:

• основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

• совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.

Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.

В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских отношений. Между супружеской и детско-родительской подсистемами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер). Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникающим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.

Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.

Объективные характеристики функционирования семьи:

• особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и супружеских отношений;

• мотивация брака;

• главенство и ролевая структура семьи;

• особенности коммуникации в семье;

• способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.

Субъективные характеристики:

• удовлетворенность браком;

• семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.

Интегральная характеристика:

• сплоченность семьи.

Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

Заключение

Семья как малая социальная группа: реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Семья как социальный институт - это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей, а также совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета и т.д.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

• экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую.

• репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения).

• функцию воспитания детей.

• сексуально-эротическую.

• функцию духовного общения.

• функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию.

• рекреативную (восстановительную) – функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

• функцию социальной регуляции, контроля и опеки.

• функция передачи социального статуса.

• функция удовлетворения потребности человека в счастье.

Критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.

В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную, авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в недостатке средств на социальные цели и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого — обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

Список литературы

1. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М.: Дело и сервис, 2005. – 640 с.

2. Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник. – М.: Академия, 2007.

3. Гаспарян Ю.А. Молодость, любовь, семья: социологические проблемы / Ю.А. Гаспарян. – СПб.: Сова, 1996. – 240 с.

4. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2008. – 224 с.

5. Курбатов В. И. Социальная работа: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов/на/Д.: Феникс, 2006. – 480 с.

6. Кузнецова Е. В., Камышова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие. – изд. 4-е. – М.: ИТК Дашков и К., 2008. – 260 с.

7. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник. – М.: Проспект, 2007. – 413 с.

8. Клушина Н. П., Зритнева Е. И. Семьеведение: учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2006. – 246 с.

9. Медведева Г. П. Этика социальной работы: учебное пособие. - М.: Владос, 2002. – 208 с.

10. Семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. / Ком. по делам молодежи Киров. обл., Центр соц.-психол. помощи детям, подросткам и молодежи. – Киров, 2004. – 123 с.

11. Оганян К. М., Манько Ю. В. Теория и практика социальной работы. – СПб: Петрополис, 2008. – 276 с.

12. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Басова Н.Ф. – Изд. 3-е, испр. – М.: Инфра-М, 2007.

13. Павленок П. Д. Основы социальной работы. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 560 с.

14. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 476 с.

15. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.

16. Поленова С. Н., Холостова Е. И., Холостов Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. – М. ИТК Дашков и К., 2007. – 212 с.

17. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

18. Ростовская Т. К. Семья в современном российском обществе / Т. К. Ростовская. – Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2005. – 107 с.

19. Современные социальные подходы в работе с семьей: сб. материалов науч.-практич. конф. / Ком. по делам молодежи Оренбург. обл. – Оренбург, 2005. – 168 с.

20. Словарь-справочник по социальной педагогике и социальной работе / авт.-сост. М.В. Звяглова. - Великий Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 176 с.

21. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Зайнышева И.Г. и др. – М.: Владос, 2002. – 240 с.

22. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. – 479 с.

23. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004. – 236 с.

24. Технологии социальной поддержки молодой семьи: [сб. ст.] / Ком. по делам молодежи Администрации Киров. обл., Центр соц.-психол. помощи детям, подросткам и молодежи. – Киров: УПЦ «Март-2000», 2001. – 119 с.

25. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие для вузов. – М. Академический проект, 2002. – 496 с.

26. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

27. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учебное пособие / Л. Б. Шнейдер; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - 2-е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 926, [1] с.

28. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2005. - 765, [1] c.

29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

30. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа: Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: А-Приор, 2007. – 224 с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика