Дипломная работа

«Экологическое воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий мир»»

  • 48 страниц
Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ….

1.1. Экологическое воспитание и его содержание в учебно-воспитательном процессе начальной школы ….

1.2. Организационно-методические основы экологического воспитания в современной начальной школе …

Выводы по первой главе …

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАН-НОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …

2.1. Определение уровня экологической воспитанности у младших школьников….…

2.2. Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников….

2.3. Анализ результатов опытно-педагогической работы по экологическому воспитанию учащихся начальных классов….

Выводы по второй главе ….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….

ГЛОССАРИЙ ….

ЛИТЕРАТУРА…

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Экологическое воспитание и его содержание в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Основная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и восстановления [47].

Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно-научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания, важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у младших школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения на природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика [22].

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно-научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды [33].

Таким образом, содержание школьного курса естественно-научных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения – все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей среды.

Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОПЫТНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Определение уровня экологической воспитанности у младших школьников

Опытно-педагогическая работа состояла из следующих направлений: предварительный констатирующий срез младших школьников, организация формирующего эксперимента, которая включает проведение экологических внеклассных мероприятий, экскурсий, игр, уроков для учащихся начальных классов и повторный контрольный срез.

Задачи опытно-экспериментальной работы заключались в следующем:

- установить уровень сформированности экологических знаний и отношений к природе у учащихся младших классов;

- опытно – экспериментальным путем обосновать эффективность использования педагогических условий реализации экологического образования в начальной школе;

- провести качественный и количественный анализ предлагаемых способов формирования экологических знаний и отношений к природе у младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОБОУ СОШ с.Андреевка.

В проведении констатирующего эксперимента участвовало 18 учащихся четвертого класса.

На первом этапе с учащимися четвертых классов проводилось анкетирование по выявлению начального уровня экологических знаний, умений и навыков у младших школьников. Экспериментальному обследованию подвергались учащиеся четвертого классов.

На втором этапе по экспериментальной программе проводились экологические занятия на уроках окружающего мира, внеклассные занятия, экскурсии, экологические игры.

Третий этап опытно – педагогической работы заключался в организации контрольного среза.

В ходе опытно – педагогической работы применялось анкетирование, с целью выявления типичных затруднений, встречающихся в процессе формирования экологических знаний учащихся, нами была составлена анкета для учащихся четвертых классов.

Анкета

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

3. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры?

4. Представьте, что вы оказались на лугу, что вы видите и слышите?

5. Каковы причины лесных пожаров?

6. Какое травянистое растение зацветает первым? Почему оно занесено в Красную книгу?

7. Какое значение имеет листопад?

8. Что ты делаешь для охраны природы у себя в школе?

При определении уровня экологических знаний и отношений к природе у младших школьников мы опирались на показатели следующих критерий:

- полнота знаний (объем, соответствие программе экологического образования младшего школьника);

- умения применять экологические знания в природоохранной деятельности;

- потребность в общении с природой; сопереживание, проявление любви, доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;

- проявление эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное;

- бережное и ответственное отношение к окружающему миру.

При определении качественных различий формирования экологической образованности младших школьников анализ ответов проводился на основе выделенных критериев по трем уровням.

Высокий уровень. На этом уровне школьники имеют глубокие и разносторонние знания о родной природе, систематически применяют их в процессе природоохранной деятельности, у них сформирован устойчивый интерес к изучению родной природы, для них характерно желание участвовать в экологически ориентированной деятельности; учащиеся проявляют активность, инициативность и творчество в решении экологических проблем ближайшего окружения; дети умеют видеть и ценить красоту родной природы; у них сформировано ответственное отношение за сохранение природы.

Средний уровень. Школьники имеют достаточно глубокие и разносторонние знания о родной природе, однако не всегда могут применить их в процессе природоохранной деятельности, у них имеется интерес к изучению родной природы; учащиеся проявляют активность, инициативность и творчество в решении экологических проблем ближайшего окружения эпизодически; в большинстве случаев они проявляют сознательное отношение к животным и растениям; дети умеют видеть и ценить красоту родной природы.

Низкий уровень. Школьники на этом уровне имеют неглубокие знания об окружающей среде, редко применяют их на практике; у них недостаточно сформирован интерес к родной природе и ее изучению; дети соблюдают правила поведения в природе лишь при наличии педагогического контроля, не всегда проявляют желание участвовать в экологически ориентированной деятельности; учащиеся малоактивны, не проявляют собственной инициативы для решения экологических проблем, не всегда понимают и ценят красоту родной природы; для них характерен низкий уровень сформированности ответственного отношения за сохранение природы.

Итак, в данном параграфе мы описали методику проведения констатирующего эксперимента, а содержание экспериментальной программы, её апробация, анализ результатов опытно-педагогической работы по экологическому воспитанию учащихся начальных классов описаны в параграфах 2.2. и 2.3.

Учащимся четвертого класса одним из первых вопросов анкеты был предложен следующий: «Почему нельзя разрушать и уносить из леса «лесную подстилку»?» Ответ на него предполагал выявление базы экологических знаний. 47% учащихся не могут оперировать знаниями. 16% учеников дали ответ на вопрос: «Потому что это перегной». Как видно из ответа «Природа портится (37% уч.), у учащихся сформировано неправильное понимание отношения человека к природе.

Вопрос анкеты: «Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?» выявляет уровень сформированности экологической культуры учащихся. Основная масса детей 67% знают, правильный ответ: «Нельзя разрушать грибник, грибы больше не вырастут». 19% уч. при ответе на поставленный вопрос показали удовлетворительные знания экологических норм поведения: «Он принес вред насекомым и дереву». В то же время 14% учащихся экспериментального класса не знают ответа на вопрос.

Ответ на следующий вопрос: «Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры?», в основном носит информационный характер, определяет глубину знания учащимися законов взаимодействия человека с окружающей живой природой. Этот вопрос оказался для ребят наиболее трудным. Поэтому правильный полный ответ: «Птицы весной выводят птенцов, а музыка их пугает»,- дали 27% учеников класса, 49% уч. ответили, что «Дети наносят большой вред природе». 24% учащихся ответили: «Это нехорошо». Это говорит о том, что учащиеся слабо осмысливают материал и случайно оперируют знаниями.

Следующий вопрос: «Представь, что ты оказался на лугу, что ты видишь и слышишь?», предполагает выявление у детей экологического восприятия. 64% учащихся при ответе на вопрос остановились на перечислении объектов природы: «Птицы, трава, бабочки и т.д.». наиболее полные ответы дают 36% уч. Почти все дети описывают луг в идеальном виде: «Солнышко светит, птицы поют, цветут цветы, зеленеет трава и т.д.». И лишь 1 % уч. класса описывает нашу действительность: «Мусор, камни и т.д.».

Вопрос: «Каковы причины лесных пожаров?», направлен на определение экологического сознания учащихся. Большая часть учащихся (46 %) правильно оценивают предложенную ситуацию, считая, что «Нельзя бросать в лесу непотушенные сигареты и разжигать костры без взрослых».

Следующий вопрос: «Какое травянистое растение зацветает одним из первых? Почему оно занесено в Красную книгу?», выявляется уровень экологической культуры учащихся. 23% уч. недостаточно полно ответили на вопрос: «Они вырастают первыми и их рвут?». При просмотре ответов на данный вопрос мы не увидели ни одного правильного ответа: «Это первоцветы. Их занесли в Красную книгу, потому, что люди, срывают первые цветы. У них не успевают созревать семена, и на следующий год вырастает меньше цветов, так они могут совсем исчезнуть». 73% уч. класса без пояснений отвечают, что «Это первоцвет, они редкие». При ответе на вопрос: «Если они исчезнут, будет плохо?», неполно осознают ценности окружающей природы, а 6 % опрошенных не дали ответа, что свидетельствует об отсутствии ценностей и сопереживания.

Ответ на вопрос: «Какое значение имеет листопад?», выявляет мыслительные процессы младших школьников. Правильно ответили на вопрос 38% учащихся класса. 8% учащихся класса дали неправильный ответ на вопрос теста: «Осенью все погибает и листочки тоже». 16% уч. дали неточный ответ, требующий дополнений: «Зимой холодно и они замерзают». Совсем не ответили на данный вопрос 38% учащихся.

Последний вопрос: «Что ты делаешь с охраной природы у себя в школе?», носит конкретный характер, позволяет выявить активные личностные элементы в природоохранительном поведении учащихся, в какой-то мере охарактеризовать выраженность чувства гражданской ответственности перед обществом. Из ответов учащихся (55%) класса видно, что охрана природы для детей заключается в основном, в уходе за растениями и животными, уборка территории (поливая растения, ухаживая за рыбками, делая кормушки, участие в субботнике и т.д), 41% уч. свои ответы сформулировали в виде правил поведения в природе: «Не разжигать костры, не рвать цветы, не сорить и т.д.», 4% учащихся класса остались пассивны при ответе на поставленный вопрос.

Итак, подытоживая результаты анкетирования учащихся, проведенного на констатирующем этапе эксперимента, можно распределить уровни экологической воспитанности учащихся следующим образом (таблица 1).

Заключение

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка системы работы по экологическому воспитанию младших школьников.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1. Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологической воспитанности, но в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках использования таких форм как экологические уроки, внеклассные мероприятия и экскурсии, игры и проекты способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, значение «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи а природе, учит правильному поведению в природе, умению ее жалеть, сохранять, любить.

Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы связано с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатство, нужно привит ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.

Подготовка выпускной работы убедила меня в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов сельских школ.

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2003. – 384с. - ISBN 5-7834-01066-1.

2. Асмолова А.Г., Бурменская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. – 367 с. - ISBN 57-9854-3850-3

3. Батыршев, А.В. Организационные и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев – Таллин: УИСТ, 2001. - 108 с. - ISBN 5-7824-01066-1.

4. Бахтин, М.М. Этика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин - М.: Искусство, 2002. - 448 с. - ISBN 8-7824-01066-1.

5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие [Текст] / Е.П. Белинская – М.: Аспект, 2002. – 304 с. - ISBN: 978-5-7695-5883-2.

6. Белорыбкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белорыбкина – Ярославль: Наука, 2000. – 270 с. - ISBN: 2345-5-7695-5883-2.

7. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа – 2003. - №4. – с. 10-15.

8. Бодалев, А.А. О коммуникативном ядре личности. [Текст] / А.А. Бодалев // Сов. педагогика. - 2000. - №5. – с. 24- 29.

9. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова – М.: Аспект, - 2001.– 383 с. - ISBN 5-7567-0150-8.

10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2000. – 460 с. - ISBN 5-9567-0150-8

11. Буева, А.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / А.П. Буева – М.: Педагогика, 2001. – 135 с. - ISBN 5-7567-6180-8.

12. Богакова, С.Е., Князькова, Т.Н., Плоскина, О.В., Лысюк, С.Н. Диагностика коммуникативных способностей [Текст] / под ред. С.Е.Богакова – Кемерово: Педагогика, 2001. – 250с. - ISBN 7-3567-6180-0.

13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. М.: Просещение, 2000. – 236 с. - ISBN 5-6767-6180-8.

14. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова - М.: Аспект, 2001 – 478 с. - ISBN 5-3567-6180-5.

15. Власова, А.А. Утром – практика, вечером – теория [Текст] / А.А. Власова // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.

16. Воюшина, М.Л. Формирование умения анализировать художественные произведения как средство литературного развития младших школьников [Текст] / М.Л. Вьюшина - СП б.: АКБ, 2000. – 345с. - ISBN 5-7367-6180-6.

17. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М., 1995. – Т. 3: Проблемы развития психики. – С. 2-328.

18. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст] / И.А. Гришанова – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 267 с. - ISBN 8-3654-6890-5.

19. Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек» [Текст] / М.Е. Дашкин – М.: Педагогика, 2000. – 256 с. - ISBN 5-5678-6450-5.

20. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст] / Н.И. Дереклеева – М.: Аспект Пресс, 2005. – 345 с. - ISBN 5-7334-36890-9.

21. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей младших школьников [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Пресс, 2008. – 374 с. - ISBN 7-3654-6890-35.

22. Жирова, Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов [Текст] / Н.А. Жирова – М.: Просвещение, 2001. – 265 с. - ISBN 5-3334-36590-1.

23. Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие в общении [Текст] / Ю.М. Жуков – Киров: Наука, 2000. – 142с. - ISBN 5-3654-6890-8

24. Зимняя И.А., Путиловская, Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи [Текст] / И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская – М.: Просвещение, 2004. – 543 с. – ISBN 67-3334-3640-0.

25. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений [Текст] / О.М. Казарцева – М.: Наука, 2002. – 234 с. - ISBN 5-3634-3890-9.

26. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы [Текст] / Н.К.Капустин – М.: Академия, 2001. – 344 с. - ISBN 4-3654-6890-3.

27. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование [Текст] / А.А. Кидрон – СПб: Наука, 2000. – 165 с. – ISBN 7-3654-6890-0.

28. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина – Ярославль: Академия развития, 2000. – 485 с. - ISBN 5-3654-6890-67.

29. Ковалева, Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2011. – 235 с. - ISBN 8-3634-3890-34.

30. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 453 с. - ISBN 6-3634-3890-4.

31. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с. - ISBN 7-3654-3850-9

32. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании [Текст] / А.А. Купаевцев // Педагогика – 2005. - №10 – С. 27-33.

33. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста [Текст] / В.А. Кухаренко – М.: Аспект Пресс, 2001. – 173 с. - ISBN 8-3634-3090-3.

34. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Наука, 2000. – 456 с. - ISBN 3-3634-37890-4.

35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Наука, 2000. – 674 с. - ISBN 7-3654-6890-6.

36. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии/ Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов – М.: Просещение, 2000. – 567 с. - ISBN 9-1634-3890-1.

37. Львова, С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя [Текст] / С.И. Львова - М.: Просвещение, 2000. – 462с. - ISBN 7-3634-3890-6.

38. Лямскина, Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача [Текст] / Н.А. Лямскина – Курск: Пресс, 2000. – 365 с. - ISBN 9-7634-3790-4.

39. Мали, Д.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи [Текст] / Д.Д. Мали - М.: Наука, 2006. – 447 с. - ISBN 4-7544-3790-43.

40. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик– М.: Просвещение, 2000. – 457 с. - ISBN 6-7634-3790-2.

41. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика [Текст] / Е.И. Пассов - М.: АРКТИ, 2005. - 28 с. - - ISBN 1-5634-3790-3.

42. Петруссинский, В.В. Игры для интенсивного обучения [Текст] / В.В. Петрусинский – М.: Просвещение, 2000. – 234 с. - ISBN 6-3654-6890-2.

43. Путиловская, Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении [Текст] / Т.С. Путиловская – М.: Наука, 2004. – 125с. - ISBN 9-3634-3896-6.

44. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - . – Режим доступа: h**t://w*w.rsl.r*, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

45. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст ] / А.И. Савенков - М.: «Сентябрь», 2003. – с.204 - ISBN 43-3654-6890-67.

46. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 36-43.

47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 200. – 256 с. - ISBN 8-4654-6290-8.

48. Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие [Текст] / И.С. Сергеев – М.:АРКТИ, 2007. – 132с. – ISBN 9-3654-6890-0.

49. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников [Текст] / В.А. Синицын // Начальная школа. – 2003. - №2. – с. 23-29.

50. Соловейчик, М.С., Сергеева, Н.Н. Русский язык в начальных классах [Текст] / М.С. Соловейчик – М.: Просвещение, 2003. – 347 с. - ISBN 9-6734-3856-2.

51. Стернин, И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека [Текст] / И.А.Стернин - М.: Просвещение, 2001. – 456 с. - ISBN 8-8634-3840-3.

52. Сулимова, Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов [Текст] / Т.О. Сулимова – М.: Артс – Пресс, 2000. – 356 с. - ISBN 5-3654-6890-6.

53. Трофимова, Г.С. Русский язык и культура речи [Текст] / Г.С. Трофимова – М.: Наука, 2005. – 564 с. - ISBN 4-3634-3890-0.

54. Уварова, Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом [Текст] / Т.В. Уварова // Начальная школа. – 2001. - №10. – с. 36-42.

55. Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 2001. – 235с. - ISBN 1-3654-3890-4.

56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Тест]. – введ. 2010 – 12 – 17. – Москва: М-во образования и науки Рос. Федерации; М.: Просвещение, 2010. – 28 с.

57. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова – М.: Просвещение, 2000. – 254с. - ISBN 1-3654-3890-4.

58. Хвостова, Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников в учебной и внеурочной деятельности [Текст] / Е.В. Хвостова - Екатеренбург: Педагогика, 2005. – 168 с. - ISBN 4-3654-6890-3.

59. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г.А. Цукерман – Томск: Пеленг, 2000. – 346 с. - ISBN 5-3654-6890-9.

60. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н.А. Якимов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №1. – С. 48-51.

Покупка готовой работы
Тема: «Экологическое воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий мир»»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 48
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика