Курсовая работа

«Технологии социальной работы в образовании»

  • 41 страниц
Содержание

Введение 3

1. Специфика технологий социальной работы в общеобразовательной школе 5

2. Классификация технологий социальной работы в сфере образования 8

3. Технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками 10

4. Технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками 28

5. Технологии социальной работы в профессиональном образовании 28

6. Технологии социальной работы с учителями и преподавателями 34

Заключение 52

Список используемой литературы 56

Введение

Актуальность темы. Сфера образования в ХХ–XXI вв. стала необходимым компонентом общественной жизни. Образование — один из самых старых социальных институтов, функции которого (экономические, политические, социальные, культурные) чрезвычайно разнообразны. Оно подготавливает и включает индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, подготавливает человека к жизни и труду .

Социальные проблемы, возникающие в сфере образования, обусловлены ее ролью в современном мире, теми функциями, которые она выполняет, и проблемами тех социальных групп, которые задействованы в этой сфере.

Когда-то наследовать дело или профессию можно было, основываясь на личном житейском опыте или на традиции. Однако в современном мире изменения происходят столь быстро, что человек для получения и закрепления высокого статуса, достойного образа жизни должен не только долго (а часто и, затрачивая большие финансовые средства) учиться, но в течение жизни не раз повышать свою квалификацию, а то и менять профессию. Сложнее стали взаимоотношения объектов и субъектов в сфере образования на всех уровнях (образовательные учреждения — государство, вуз — школа, учителя — ученики, преподаватели — студенты и т.д.). Все эти проблемы многогранны и сложны, но социальный работник может и должен справиться с ними, пользуясь современными технологиями.

Прежде чем выбрать ту или иную технологию, социальный работник должен хорошо разбираться в содержании и особенностях образовательной деятельности.

Образование как социальный институт реализуется в пространстве и времени, это единство можно обозначить понятием «сфера образования». Сфера образования определяется рядом компонентов: во-первых, это функции образования; во-вторых, концепции образования, принятые в данное конкретное время; в-третьих, организационная структура и структура управления; в-четвертых, это инфраструктура сферы образования; в-пятых, это социальные группы, участвующие в процессе образования.

Специфика технологий социальной работы в сфере образования определяется тем, что она проводится в определенных образовательных учреждениях, к которым относятся: дошкольные учебно-воспитательные заведения, общеобразовательные и специализированные школы (физико-математические, с углубленным изучением иностранных языков, гимназии и т.п.); средние специальные учебные заведения (техникумы, училища, колледжи); высшие учебные заведения (институты, университеты, академии, высшие училища со статусом вуза); научные и учебно-научные учреждения, обеспечивающие подготовку профессиональных кадров высшего уровня (аспирантура, адъюнктура, докторантура); различного типа курсы повышения квалификации, переквалификации, переподготовки; внешкольные образовательные учреждения (музыкальные и художественные школы, студии и клубы, общественные объединения, соединяющие общественную деятельность с образовательной и просветительной; в последние десятилетия возобновились воскресные школы при приходах церквей и монастырей).

Сфера образования охватывает, с одной стороны, тех, кто обучается, а с другой стороны — тех, кто обучает. Начиная с раннего детства человек постоянно включен в сферу образования. Особую группу составляют родители школьников, от которых во многом зависит адекватность обучения школьников и взаимодействия в образовательном пространстве.

Можно выделить ряд возрастных и профессиональных групп: дошкольники и младшие школьники; старшие школьники; учащиеся училищ; студенты; учителя; родители школьников, преподаватели вузов; сотрудники, занятые в инфраструктуре образования. Каждая из этих групп различается не только возрастом и профессией — у каждой есть свои особенные задачи и свои особенные социальные, психологические и другие проблемы, с которыми должен справиться социальный работник. Это основной объект социальной работы в сфере образования.

Характеристика сферы образования как особой сферы деятельности — необходимая часть разработки совокупности способов, методов, средств, приемов воздействия на социальные группы или отдельных участников образовательного процесса. Знание сферы применения избранных технологий — обязательное условие успеха деятельности социального работника.

Цель работы – технологии социальной работы в образовании.

Цель предопределила следующие задачи: рассмотреть специфику технологий социальной работы в общеобразовательной школе; охарактеризовать классификацию технологий социальной работы в сфере образования; рассмотреть технологию социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками; рассмотреть технологию социальной работы с подростками и младшими школьниками; рассмотреть технологию социальной работы в профессиональном образовании; а также рассмотреть технологию социальной работы с учителями и преподавателями.

Объект исследования: технологии социальной работы в образовании.

Предмет исследования: технологии социальной работы.

Методы исследования – теоретический анализ источников и документов.

Степень разработанности проблемы. Значительную ценность в области технологий социальной работы в образовании представляют работы Агапова Е. П., Гусловой М. Н., Курбатова В. И., Кравченко А. И., Комаровой Е. И., Оганян К. М., Манько Ю. В., Басова Н. Ф., Павленка Д. П. Попов С. Г., Холостовой Е. И., Сорвиной А. С., Фирсова М. В., Студеновой Е. Г.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, раскрывающей тему, заключения и списка используемой литературы.

Фрагмент работы

1. Специфика технологий социальной работы в общеобразовательной школе

Социальную работу в системе образования кроме социальных работников ведут специалисты разных профилей — социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели останутся общими — воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.

Объектом воздействия, таким образом, становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения.

Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизации отношений в сфере образования и содействия более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.

В этом отличие социальной работы от работы психологов в образовательном учреждении. Отсюда большое внимание не только к взаимодействию в учебных коллективах, но и к внеклассной работе в школе, внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания. Социальный работник призван учитывать индивидуальные особенности отдельных лиц и особенности таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели.

Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику. Во-первых, они реализуются в различных образовательных учреждениях — в первую очередь в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, а также различных формах дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивных, социокультурных, национальных, патриотических и религиозных общественных объединениях и организациях, действующих совместно с образовательными учреждениями или на их базе.

Во-вторых, специфика технологий социальной работы связана с теми проблемами, которые не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования, которые можно разделить на несколько уровней.

Первый уровень — проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются функции образования в современном обществе.

Это ведет к тому, что школьные программы, а затем и программы средних и высших учебных заведений усложняются, расширяются за счет новых разделов и предметов. Возрастают требования к учащимся как в количественном, так и в качественном отношении. При этом, несмотря на рост требований, утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, степенью использования полученных знаний современными школьниками и студентами. Интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния, а тем более у ослабленных детей, которых становится все больше.

Второй уровень — социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся как малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности, так и семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также девиантные семьи. Хотя причины неблагополучия здесь различны, его последствия для детей часто бывают сходными: нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность или, наоборот, виктимность, зависимое поведение, аутизм, неспособность к работе в школе или профессиональном учебном заведении, к взаимодействию с коллективом и т.д.

Третий уровень — проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, взаимоотношения внутри коллективов учеников и студентов, внутри коллектива учителей и др.). С одной стороны, они связаны с особенностями современных детей: гиперактивность при дефиците внимания, немотивированная агрессия и др. Теоретически эти проблемы разрабатывались И. С. Коном, Б. Д. Парыгиным и А. Я. Гуревичем. Однако в последние годы эти теории ушли на второй план, о них забыли, что затрудняет понимание ситуации, особенно в школе.

Решение социальных и социально-психологических проблем, проявляющихся в сфере образования,— очень важная задача, поскольку, начиная с первых шагов в образовании, ребенок не только получает абстрактные знания о мире, но и готовит себя к взрослой жизни, осваивает различные социальные роли. Дети более ранимы, чем взрослые, они очень восприимчивы и легко воспринимают как хорошее, так и плохое. Случайные события, нечаянное зло, причиненное ребенку взрослым человеком, тем более — учителем, могут иметь необратимые последствия. Уверенность в своем будущем, успешность, степень самореализации и удовлетворения во взрослой жизни, ценностные ориентации, а также состояние здоровья во многом зависят от формирования учебного процесса в школе. Не случайно социальная работа в школе считается одной из самых сложных.

С другой стороны, это связано со спецификой такой социальной группы, как учителя средних школ и преподаватели, — можно говорить о профессиональных акцентуациях и социально-профессиональных проблемах этой группы, а также о неблагополучном состоянии здоровья ее участников, эмоционального равновесия, что для современной России стало особенно тяжелой проблемой.

В последние годы в научный оборот введен термин, характеризующий эту группу проблем, — «педагогический травматизм».

Проблемы учеников, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:

1) проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности: недостаточная готовность учеников к обучению; трудности в освоении общеобразовательных программ; категорический отказ учеников от посещения школы (школофобия); высокая степень педагогической запущенности современных детей;

2) проблемы, связанные со здоровьем: общая соматическая ослабленность; хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность; посттравматический синдром; логоневроз; психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней;

3) психофизиологические проблемы: отклонения интеллектуального и личностного развития; низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций; патохарактерологическое развитие личности; нарушение эмоционально-волевой сферы личности; коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.); последствия перенесенного физического или психического насилия;

4) социально-правовые проблемы: семейные проблемы, сложные жизненные условия; нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком; проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, социальное сиротство; социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.

Не менее сложна и работа в профессиональных учебных заведениях разных уровней, которые подготавливают тех, кто будет учить детей, руководить страной, экономикой, строить всю нашу жизнь. От их социального здоровья, их общественных ценностей, жизненной позиции, способности взаимодействовать друг с другом зависит будущее страны.

Основные задачи социальной работы в сфере образования: диагностическая; научно-методическая; психокоррекционная; социально-правовая; оздоровительная (медико-социальная); консультационная; социально-аналитическая; учебно-воспитательная; просветительская.

Сложность задач, стоящих перед социальной работой в сфере образования, предполагает необходимость применения всего набора социальных технологий, учета специфики данной сферы и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобщение опыта работы.

2. Классификация технологий социальной работы в сфере образования

Классификация социальных технологий помогает найти наиболее подходящие конкретные технологии для социальной работы в той или иной сфере жизнедеятельности.

Общая классификация технологий зависит от масштаба объекта, сферы применения, поставленных целей и характера решаемых задач. Велика зависимость и от теоретической основы, методологии, в русле которой разрабатываются технологии. Кроме того, возможно разделение технологий на глобальные и региональные, инновационные и рутинные, информационные, интеллектуальные (направленные на стимулирование мыслительной деятельности и творческих способностей), исторические (осмысление имеющегося в данной стране опыта и использование его с учетом новых условий), демографические (направленные на изменение демографического поведения людей), социальные технологии согласия, включая технологии разрешения конфликтов, политические технологии, финансовые и экономические, административно-управленческие, психологические и педагогические. Все эти технологии могут быть использованы в сфере образования.

Другая классификация социальных технологий включает различные методики практической социальной работы: социальная диагностика и профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная коррекция и терапия, социальное консультирование, социальное обеспечение и социальное страхование, социальное посредничество, социальная опека и попечительство. Для долговременных и сложных программ необходимы такие технологии, как социальное проектирование, прогнозирование и экспертиза.

Все эти технологии очень важны для социальной работы в школе и в вузе.

И все же требуется специальная классификация технологий социальной работы в сфере образования. Прежде всего, это работа с социальными группами, которые сильно различаются по возрасту, психологии, положению в обществе, социальным ролям в жизни, задачам, которые решают. Все названные технологии преломляются через эти особенности, поэтому можно выделить следующие направления:

• технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками;

• технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками;

• технологии социальной работы с учащимися и со студентами;

• технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования;

• технологии социальной работы в специализированных учебных заведениях и детских домах;

• технологии работы с семьями школьников и учащихся;

• технологии работы с учителями и преподавателями училищ и вузов.

Каждая из этих технологий, в свою очередь, включает технологии общей классификации, но преломляет их в зависимости от особенностей той группы, с которой работает социальный работник.

Заключение

Социальную работу в системе образования кроме социальных работников ведут специалисты разных профилей — социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели останутся общими — воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.

Объектом воздействия, таким образом, становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизации отношений в сфере образования и содействия более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.

Классификация социальных технологий помогает найти наиболее подходящие конкретные технологии для социальной работы в той или иной сфере жизнедеятельности. Можно выделить следующие направления: технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками; технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками; технологии социальной работы с учащимися и со студентами; технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования; технологии социальной работы в специализированных учебных заведениях и детских домах; технологии работы с семьями школьников и учащихся; технологии работы с учителями и преподавателями училищ и вузов.

Технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками включают в себя следующие направления: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная коррекция и терапия. В социальной работе с этой сложной возрастной группой, безусловно, требуется профессиональный подход — участие профессионального социального работника, социального педагога, социального психолога.

Комплекс технологий социальной работы с учениками старших классов средней школы тот же, что и для учеников младших классов школы (с некоторыми изменениями). Но их применение имеет существенные отличия.

Социальная диагностика проводится с учетом особенностей подросткового возраста. Проблемы, которые становятся объектом анализа при социальной диагностике подростков, разнообразны: состояние здоровья (как физического, так и психического), социальное самочувствие, выбор общественных ценностей и предпочтений, значимые для подростков референтные группы и смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми, изменение самооценки, освоение целенаправленной деятельности, профессиональная ориентация, проведение досуга и многие другие проблемы.

На основе социальной диагностики реализуются технологии социальной адаптации, социальной коррекции и терапии старших школьников.

Система профессионального образования в современной России включает начальное и среднее специальное профессиональное образование, а также высшее профессиональное образование.

Социальные проблемы учащихся и студенчества разделяются на материальные, социально-медицинские, социально-психологические, собственно социальные, социокультурные и социально-правовые. Методы диагностики включают весь спектр социологических методов, но с учетом социального положения студентов и учащихся, их возрастных особенностей, особенностей социализации этой группы.

Социальная диагностика дает возможность определить те социальные технологии, которые могут быть максимально эффективными в социальной работе в профессиональном образовании. Спектр этих технологий будет включать не только традиционные технологии, но и те, которые существенно отличаются от применяемых в средней школе. Эффективность же социальной работы со студенчеством скажется не только в повышении личного потенциала каждого молодого человека, но и в повышении эффективности высшего образования в целом.

Известно, что такая социальная группа, как учителя средних школ, преподаватели системы начального и среднего специального образования, а также профессорско-преподавательский состав вузов нуждаются в поддержке и реабилитации не меньше, чем школьники, учащиеся или студенты.

Можно сказать, что от состояния и социального статуса этой социальной группы, от ее профессиональной грамотности и компетентности, от педагогического таланта во многом зависит будущее страны. Эта социальная группа нуждается в более внимательном изучении и в мониторинговых исследованиях, которые должны сыграть роль социальной диагностики.

Именно по этой причине социальной работе с учителями и преподавателями следует уделить самое большое внимание. Технологии должны учесть особый статус и профессиональные особенности данной группы: во-первых, ряд заболеваний, которые чаще встречаются у представителей этой группы (заболевания сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, гипертония и гиподинамия, заболевания соматического происхождения); во-вторых, высокие физические и психологические нагрузки, зависимость от психологической атмосферы в коллективе, социально-психологические проблемы; в-третьих, высокий уровень познавательного интереса и творческий потенциал, которые необходимо учитывать при выборе технологий социальной работы.

Другая технология, дающая определенный эффект в работе с данной группой, — социальная коррекция. Она нужна тем, кто в профессиональной работе подошел к грани, которая отделяет адекватное профессиональное поведение от аномии. Это может быть связано с нагрузкой, превышающей физические и психические возможности человека, со слишком сложными личными проблемами, событиями, выбивающими человека из колеи. В социальной работе с данной социальной группой можно использовать такую технологию, как самоактуализация, а также социальное консультирование и посредничество.

Список литературы

1. Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник. – М.: Академия, 2007.

2. Кравченко А.И. Социальная работа. – М.: Проспект, 2008. – 413 с.

3. Оганян К. М., Манько Ю. В. Теория и практика социальной работы. – СПб: Петрополис, 2008. – 276 с.

4. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Басова Н.Ф. – Изд. 3-е, испр. – М.: Инфра-М, 2007.

5. Павленок Д.П. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.

6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 568 с.

7. Попов С. Г. Социальный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2009. — 160 с.

8. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.

9. Социальная работа: Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

10. Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.

11. Технология социальной работы / под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.

12. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 379 с.

13. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический проект, 2007. – 512 с.

14. Фирсов М. В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

15. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика