Дипломная работа

«Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в начальной школе»

  • 57 страниц
Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 3

1.1. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО 3

1.2. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 9

1.3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 14

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 25

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 40

2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

Введение

1.1. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Согласно требованиям современного ФГОС НОО учебная деятельность младшего школьника осуществляется в рамках современной информационно-образовательной среды [50]. Анализ нормативной и педагогической литературы показал, что под информационно-образовательной средой понимают системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса. Технически информационно-образовательной среда строится с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьтерно-телекомуникационных технологиях взаимодействия виртуальной библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методических комплексов и расширенного аппарата дидактики[27].

Информационные и учебно-методические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должно включать: совокупность технических средств, информационно- коммуникационных технологий: компьютеры, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, комплекс инновационных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде, систему информационно- образовательных ресурсов, в том числе электронно-образовательные ресурсы.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

 информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

 планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

 мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

 мониторинг здоровья обучающихся;

 современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

 дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

 дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования должно обеспечивать:

 информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

 укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой[50].

Фонд дополнительной литературы должен включать: классическую и современную художественную литературу, отечественную и зарубежную; научно-техническую и научно-популярную литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (информационно-образовательная среда).

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационно-образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса, в том числе:

 планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

 фиксацию хода образовательного процесса, размещение учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализ и оценку такой деятельности;

 доступ, в том числе по сети Интернет, к размещаемой информации для всех участников образовательного процесса, методических служб, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех уровней, ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать также обмен данными с системами административного управления, учета контингента обучающихся и педагогических работников, материального и бухгалтерского учета в образовательном учреждении, с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Требования к организации информационно-образовательной среды в сфере начального образования:

Рис. 1 Компоненты ИОС

Требования к материально-техническим условиям реализации основной программы начального общего образования включают в себя также требования к вычислительной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, обеспечивающей использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это требования к качеству подключения к Интернету, локальной сети образовательного учреждения, конфигурация компьютерного, мультимедийного, сетевого и иного оборудования и др.

Образовательное учреждение должно иметь подключение к Интернету, обеспечивающее устойчивую и быструю работу с информацией, использование всех сервисов Интернета. При этом под работой с информацией понимается ее поиск, анализ, создание новой информации и ее распространение.

Образовательное учреждение должно также обладать собственной локальной сетью.

Необходимое для использования ИКТ оборудование должно отвечать современным требованиям и обеспечивать использование ИКТ:

 в учебной деятельности;

 во внеурочной деятельности;

 в исследовательской деятельности;

 при измерении, контроле и оценке результатов обучения;

 в административной деятельности.

При этом конфигурация указанного выше оборудования должна обеспечивать применение ИКТ:

 при подготовке педагогов к проведению и во время проведения учебных занятий (оборудование предметных кабинетов);

 при групповых занятиях, предусматривающих работу каждого обучающегося за компьютером, и при индивидуальной подготовке обучающихся (компьютерные классы);

 при администрировании, включая поддержку принятия и реализации управленческих решений;

 при организации работы библиотеки образовательного учреждения.

Основным требованием к вычислительной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, обеспечивающей использование ИКТ, является ее постоянное обновление, соответствующее динамично развивающимся ИКТ[18].

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Реализация и успешное функционирование обучения с применением информационно-коммуникационных технологий возможно при соблюдении ряда основополагающих условий:

 наличия информационной культуры учителя и учащихся;

 наличия устойчивой мотивации обучающегося;

 наличия психологической грамотности и готовности учителя и ученика к использованию информационных, медийных средств;

 компьютерной безопасности процесса обучения [2,113].

Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах ХХ века и означал культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.

Н.М. Розенберг рассматривает информационную культуру как «важнейший компонент духовной культуры человека в общем смысле этого слова» и приводит ряд её составляющих: «общеучебная культура как комплекс взаимосвязанных, приобретенных знаний и умений, необходимых для успешного усвоения других предметных знаний и умений; культура диалога, включающая следующие умения: адекватное отношение к чужому мнению; представление информации в требуемой форме; умение излагать свою точку зрения и доказывать свою правоту, находить общие решения и составлять программы совместного действия для достижения общих целей или в диалоге «человек - человек», или в диалоге «человек - компьютер»[5].

В Федеральной программе «Открытое образование – ХХI век» понятие «информационная культура» определяется как свод правил поведения, умения и навыков человека в инфосфере, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества.

Обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение информационной культуре с точки зрения обеспечения дидактического процесса с использованием информационных технологий. Информационная культура – это широкое понятие, включающее в себя не только умение работать на компьютере, выполнять элементарные задачи с помощью обучающих программ и систем, но и умение ориентироваться в современной информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, умение общаться с помощью современных средств коммуникации, наличие навыков компьютерно-опосредованной коммуникации.

В современном профессиональном мире, во многом уже ориентированном на сетевые технологии, компьютерно-опосредованные коммуникативные навыки являются ключевыми среди профессиональных качеств. Поэтому в образовании такие коммуникативные навыки, как грамотная письменная речь, эффективная работа с различной электронной информацией, критическая оценка информационных ресурсов, координирование совместных действий, презентация и самопрезентация, позволят эффективно строить взаимодействия и взаимопонимание с участниками образовательного процесса, управлять коммуникативным процессом в образовательной среде.

Компьютерная грамотность – одна из составляющих информационной культуры индивида. В. А. Извозчиков выделяет в подготовке преподавателя к реализации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий несколько информационно-содержательных уровней:

1) компьютерная осведомленность – низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники;

2) компьютерная грамотность – знания и умения, которые позволяют преподавателю использовать информационно-коммуникационные технологии в качестве обучающего средства;

3) компьютерная культура – культура комплексного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе, в его управлении, в научной организации труда, в проведении педагогических исследований;

4) компьютерная идеология – это своего рода осознание общей стратегии учебного процесса в условиях информационного общества, осознание места и функции преподавателя в условиях компьютеризации обучения, овладение им новыми методами и технологиями[13; 48].

Следующим важным условием успешного применения информационно-коммуникационных технологий в обучении является мотивация. Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучаемых к активному освоению содержания образования. Мотивация учения, интерес к познавательной деятельности, предмету занимают ведущее место среди факторов, определяющих продуктивность дидактического процесса. Они влияют на интенсивность внимания, качество запоминания, понимание учебного материала, результаты мыслительной деятельности.

Однако психологи утверждают, что только познавательные мотивы способствуют устойчивой активности учащихся и повышают эффективность процесса обучения. Традиционная система обучения направлена на стимуляцию мотивации достижения, т.е. получение хорошей оценки, успешное выполнение контрольных работ, обучение с применением информационно-коммуникационных технологий ориентировано именно на воздействие познавательных мотивов обучающегося, т.е. на мотивацию познавания. Этому способствует то обстоятельство, что оценка зависит не от каких-либо субъективных факторов, а только от уровня знаний обучающегося[44].

Следующим условием эффективного использования ИКТ в образовании является обеспечение компьютерной безопасности процесса обучения как способа обеспечения технологической безопасности хранения информации, доступа к ней, операций с различными обучающими программами, а также как система мер, направленная на преодоление или сведение к минимуму психофизиологических последствий применения компьютерных обучения средств [45, 18].

Формирование информационно-коммуникационной компетентности младших школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость. Информационное обеспечение уроков русского языка открывает перед учителем перспективу реализации принципиально нового дидактического подхода в обучении созданию текста, так как дает возможность соединения в одном высказывании письменной и устной речи, графического изображения и динамического видеоряда, создания линейного текста и указания ссылок на электронные источники и т.д. На этом фоне обучение поиску информации на разных носителях, созданию компьютерного видеоряда, мультимедийной презентации позволяет учащимся овладеть универсальными принципами и средствами создания текста, повысить мотивацию к изучению традиционной темы благодаря творческому характеру работы, активизировать межпредметные связи и, таким образом, осознать роль русского языка и данной темы (например, создание текста) в общей системе знаний [1, 95].

Компьютер как техническое средство создает уникальную наглядность, позволяет создавать учебные материалы нового поколения, использующие возможности графики, цвета, анимации, что актуально для ребёнка младшего школьного возраста. На первых уроках обучения грамоте работа с графическим редактором (использование рисунков, предметов и запись их названия) позволяет развести понятия «слово» и «предмет». Использование дидактических материалов в электронном виде значительно повышает их уровень. Фигура, слова, модели – всё «оживает» на экране. Это притягивает внимание всех детей. Компьютерная анимация позволяет представить ребёнку некоторые понятия в трёхмерном изображении, расширяя горизонты восприятия плоских понятий. Умелое использование звуковых и видео вставок приносит огромную пользу на уроках. Ученики воспринимают предмет непосредственно и эмоционально.

При использовании ИКТ учитель имеет возможность совмещать вербальные и визуальные способы восприятия и усвоения знаний, видеть результаты практической деятельности: формирование адекватных наглядно- образных представлений об основных лингвистических единицах, находить новые подходы в изучении трудных тем (йотированные звуки, мягкие и твердые сонорные звуки и.т. д.).

На современном этапе содержание вариативного начального образования предполагает использование ИКТ не только на обучающих уроках, но и на этапе контроля. В учебно-методическом комплекте «Школа 2100» имеется мультимедийный пакет для контроля знаний учащихся по обучению грамоте (как на уроке, так и в домашних условиях)[15, 3-13].

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала на урок с помощью специально разработанных авторских мультимедиа курсов. Использование их в деятельности учителя повышает уровень обученности детей и обеспечивает максимально благоприятные условия для всестороннего их развития, формирует нравственную, творческую личность.

Как было уже отмечено выше, учитель должен использовать компьютер в соответствии с тематикой урока. Программу Word можно применять в период обучения грамоте, когда дети знакомятся со структурными единицами графической системы печатных букв русского алфавита. Наглядно показывая детям алгоритм написания печатных букв. Кроме того, текстовый редактор Word в настоящее время является самым популярным и наиболее освоенным программным средством из всего пакета MS Office. Его используют при разработки печатного раздаточного материала, индивидуальных карточек-заданий и бланковых тестов. Реже учителями используются электронные тесты, разработанные в Word, тогда как электронные тесты обладают рядом преимуществ, основным из которых является возможность их многократного использования. Интересным для учителей начальных классов является разработка в Word электронного дидактического материала с элементами конструирования и классификации: Составь схему, Собери картинку, Что чему соответствует и т. д. Работа с таким дидактическим материалом является для младшего школьника своеобразной игрой, повышает интерес к изучаемому предмету. В технологической основе выполнения таких заданий лежит умение ребенка управлять курсором мыши. Данное умение легко приобретается и способствует развитию координации движений руки ребенка.

При демонстрации написания письменных букв целесообразно, использовать программу Power Point. Выполняя логические задания на сравнение, группировку и обобщение письменных букв, как структурных единиц графической системы. Так же для усвоения алгоритмов трех видов соединения букв. Программа Fine Rider используется для сканирования текстов и иллюстративного материала, который удобно применять на уроках литературного чтения. Кроме того, есть стандартные приложения Pant (для рисунков) и Coral Draw (векторная графика), с которыми можно работать даже на самых начальных этапах подготовительного периода, когда ребенок учится пространственной ориентировке на странице [7, 23].

Excel является мощным инструментальным средством, предоставляющим современному учителю широкие перспективы в плане повышения эффективности учебного процесса, контроля качества обучения. Возможности Excel в обработке текстовой и числовой информации позволяют разрабатывать на его базе различные дидактические материалы с автоматической проверкой введенных данных и визуализацией результатов их обработки в виде графиков и диаграмм: тесты, кроссворды, ребусы, аналитико-справочные таблицы и пр. [13, 14].

Встроенные функции Excel для обработки текстовой информации можно широко использовать для создания электронных справочников и справочных таблиц, например для создания справочной таблицы изменения падежных окончаний имен существительных 1-го склонения (рис. 2).

Разработка ребусов в Excel предполагает творческую деятельность учителя, активизирует его ум, смекалку. Умелое использование данного рода дидактического материала на уроке значительно повышает мотивацию учащихся к обучению, снимает напряжение во время занятий, активизирует мыслительную деятельность.

Для разработки демонстрационного материала целесообразно использовать возможности программного средства для создания презентаций MS PowerPoint. PowerPoint позволяет размещать на слайдах не только рисунки, отсканированные фотографии, но и видеоролики, звуковое сопровождение. Анимационные возможности PowerPoint делают демонстрацию отобранного текстового и графического материала наиболее яркой и запоминающейся. Для демонстрации таких слайдов на уроке лучше использовать проекционную систему, а не отдельные компьютеры.

Видеоигры — это вид учебной деятельности, позволяющий учащимся в увлекательной форме с помощью компьютера получать, расширять, закреплять и проверять знания. Видеоигры придают, например, процессу обучения сочинению занимательный характер, способствуют возникновению межпредметных связей и повышают мотивацию учеников. Они используются учителем для проверки усвоения материала учащимися. Это могут быть игры по созданию иллюстраций к художественным произведениям на основе использования «Конструктора мультфильмов», визуально-лингвистические шарады, в которых по визуальному образу нужно угадать зашифрованное слово или выражение, конкурсы на лучший мультипликационный фильм, лучшую компьютерную рекламу, лучшую мультимедийную презентацию.

Видеотаблицы — это печатный видеоматериал, выводимый учителем или учениками непосредственно на экран компьютера, сгруппированный в виде нескольких столбцов, имеющих самостоятельные заголовки и отделенные друг от друга горизонтальными и вертикальными линиями. Видеотаблицы применяются учителем при изучении нового материала, закреплении знаний о признаках текста, структурных элементах текста, анализе работы сценариста, оператора, звукооператора и т.д. Так, при проверке знаний учащихся об особенностях повествования и описания как основных типов текста учащимся можно предложить заполнить столбцы таблицы (признаки, строительные элементы, композиция, часть речи, вопрос), для того чтобы выявить специфику каждого типа текста и осознать сущность понятий, так как эти знания важны для создания сценария мультфильма. Это динамичная, подвижная таблица, поскольку следующая ее часть может заполняться только после заполнения предыдущей.

На уроках по обучению младших школьников сочинению можно применять и таблицы по маркировке различных по содержанию текстов, имеющихся у каждого участника подгруппы, например, о признаках текста. Она состоит из трех столбцов (новое, знакомое, возникли вопросы), в каждую из которых учащиеся записывают в виде опорных слов информацию о лингвистическом содержании прочитанного текста. Эту таблицу учащиеся затем используют при передаче полученных знаний о том или ином признаке текста своей подгруппе, когда для выполнения следующего задания учителя (составить кластер о признаках текста) им необходимо знать содержание каждого текста в подгруппе и т.д.

Как видим, применение динамических видеотаблиц на уроках русского языка позволяет учителю проводить работу по сопоставлению, противопоставлению, т.е. сравнению языковых явлений.

Помимо разработки дидактического материала в последнее время учителя используют ИКТ для создания авторских ППС. Под ППС будем понимать программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [11].

Типология используемых в образовании ППС весьма разнообразна. В общем случае можно выделить следующие типы ППС [5]:

1) обучающие;

2) тренажеры;

3) диагностирующие;

4) контролирующие;

5) моделирующие;

6) игровые.

Функциональное назначение ППС – предоставлять учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения учащегося. Причиной создания авторских ППС является несоответствие в полной мере имеющихся на рынке готовых программных средств, ориентированных на начальную школу, требованиям, выдвигаемым учителями. Поэтому возникает необходимость в создании собственных программных средств, соответствующих уровню обучения конкретного ученика, класса.

Как правило, ППС предполагают усвоение новой информации при наличии обратной связи между обучаемым и программой. При этом ППС передаются в какой-то мере обучающие функции, поэтому каждая программа должна строиться сообразно дидактическим принципам обучения.

Вместе с тем методика преподавания каждого учебного предмета, в свою очередь, учитывает своеобразие и особенности соответствующей науки, поэтому необходимо говорить и о методических требованиях к программным средствам, которые учитывают специфику и своеобразие каждой конкретной науки и соответствующего ей учебного предмета [12]. Особенностями ППС для начальной школы являются их наглядность, неперенасыщенность теоретическими сведениями, доброжелательная форма ведения диалога, индивидуальный режим работы.

Все эти программы учитель использует при обучении младшего школьника, но эффективность их использования зависит от креативности учителя. Учителю всегда нужно помнить, что психофизиологические возможности младшего школьного возраста ограничены. Работа принесёт пользу только в том случае, если учитель грамотно применяет новые информационно-коммуникационные технологии в процессе подготовки к урокам (с учетом САНПиН норм).

Анализ научной литературы позволил выделить основные подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

1. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. Объём учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. Отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний. Применение ИКТ даёт возможность более полного и более глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития. И как показывает практика, делает процесс обучения более интересным и эмоционально привлекательным.

Применение информационных технологий в процессе обучения способствует формированию различных видов мышления: образного, творческого, логического; а также:

 позволяет превратить урок в интересную игру (нетрадиционные формы урока);

 является средством обучения вычисления, редактирования;

 является инструментом для решения поставленных задач;

 формирует познавательные интересы;

 создаёт положительный эмоциональный настрой[20;46].

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в начальной школе способствует:

1. Повышению эффективности достижения планируемых результатов, активизации познавательной деятельности младших школьников;

2. Развитию IT-компетентности, навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

3. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию нового информационного мышления школьников;

4. Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

В своей работе учитель начальных классов использует различные компьютерные программы: управляющие и диагностирующие, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу.

Много различных заданий к урокам составляется в программе Microsoft Word. Приведём фрагмент урока (учебный эпизод) русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне».

Этап урока: Повторение изученного материала.

Стр. 2. Словарная работа.

– Назовите слово. Запишите его. Обозначьте орфограмму. В случае затруднения можете заглянуть в «Словарь синонимов».

 Человек, который выиграл сражение. (Победитель)

 Антоним слова «мир». (Война)

 Награда за боевые заслуги во время войны. (Орден)

 Человек, совершающий подвиг. (Герой)

 Синоним слова «воин». (Солдат)

 Старый, опытный воин; участник прошедшей войны. (Ветеран)

– Какие слова вы записали? Что их объединяет?

– На какие две группы можно разделить эти слова? (с безударной гласной, проверяемой ударением, и не проверяемой ударением.)

– Какие слова вызвали затруднения в написании?

– Как убедиться, что слово записали верно? (подобрать проверочное слово или воспользоваться «Орфографическим словарем»).

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (самооценка).

– Сверьте свои записи с записью на мониторе компьютера.

Стр. 3. Тренировочная.

– Пользуясь алгоритмом, выполните задание: вставить пропущенные буквы, записать проверочное слово, выделить корень, обозначить орфограмму (1–2 человека работают за компьютером, комментируя свои действия, остальные – в тетрадях).

Даны слова:

З.мля, в.сна, цв.ты, т.шина, п.ля, л.са, зн.мёна.

Какие слова являются проверочными? – и т.д.

Контролирующие программы мы используем при проведении текущего или итогового опроса учащихся. Например, в своей экспериментальной работе в 3 классе мы использовали тест «Обобщение знаний об имени существительном».

Тест

1. Существительное – часть речи, отвечающая на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? какая?

в) что делает?

2. Существительное «береза»

а) ж. р.

б) м. р.

в) ср. р.

3. Не имеет формы единственного числа слово:

а) ножницы

б) мальчики

в) братья

4. У существительных среднего рода единственного числа окончания

а) о, е, я.

б) и, ы.

в) а, я, нулевое окончание.

5. Существительное «тюль»

а) м. р.

б) ж. р.

в) ср. р.

6. Существительное «пони»

а) ср. р.

б) м. р.

в) ж. р.

7. Постоянный признак существительного

а) род

б) число

в) падеж

Такого же подобия тесты мы составляем по темам «Склонение имён существительных», «Спряжение глаголов», «Главные и второстепенные члены предложения» и т.д.

Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Русский язык 2 класс» сочетает в себе все лучшие качества, характерные для электронных образовательных ресурсов компании, и разработана с учетом действующих образовательных стандартов для начальной школы.

Итак, возможности использования учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников русскому языку состоят в следующем:

1. Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.

2. Использование справочного материала: словарей, биографий ученых, интерактивных карт и таблиц — для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.

3. Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала; на уроках-тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.

4. Составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.

5. Использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.

6. Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.

7. Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно-иллюстрационного материала урока.

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Э‎кс‎пе‎ри‎ме‎нт‎ал‎ьн‎ая р‎аб‎от‎а п‎о использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в современной начальной школе п‎ро‎во‎ди‎ла‎сь н‎а б‎аз‎е МБОУ «Башкирский лицей им.М.Искужина» №136 Р‎Б. В‎ыб‎ра‎но д‎ва третьих к‎ла‎сс‎а (э‎кс‎пе‎ри‎ме‎нт‎ал‎ьн‎ый и к‎он‎тр‎ол‎ьн‎ый) в к‎ол‎ич‎ес‎тв‎е 44 у‎ча‎щи‎хс‎я м‎ла‎дш‎ег‎о ш‎ко‎ль‎но‎го в‎оз‎ра‎ст‎а.

Ц‎ел‎ь э‎кс‎пе‎ри‎ме‎нт‎ал‎ьн‎ой р‎аб‎от‎ы – д‎ок‎аз‎ат‎ь в‎ыд‎ви‎ну‎ту‎ю н‎ам‎и г‎ип‎от‎ез‎у, что эффективность уроков русского языка в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования может быть существенно улучшена с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Нами была р‎аз‎ра‎бо‎та‎на п‎ро‎гр‎ам‎ма э‎кс‎пе‎ри‎ме‎нт‎ал‎ьн‎ой р‎аб‎от‎ы, к‎от‎ор‎ая в‎кл‎юч‎ала в с‎еб‎я с‎ле‎ду‎ющ‎ие э‎та‎пы:

 о‎пр‎ед‎ел‎ен‎ие н‎ач‎ал‎ьн‎ог‎о у‎ро‎вн‎я с‎фо‎рм‎ир‎ов‎ан‎но‎ст‎и языковых компетенций учащихся 3 классов в области морфологии;

 проведение уроков в 3 классах по теме «Имя существительное. Падежные окончания», в экспериментальном классе с применением ИКТ;

 о‎тс‎ле‎жи‎ва‎ни‎е д‎ин‎ам‎ик‎и индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и‎зм‎ен‎ен‎ий в у‎ро‎вн‎ях с‎фо‎рм‎ир‎ов‎ан‎но‎ст‎и языковых компетенций м‎ла‎дш‎их ш‎ко‎ль‎ни‎ко‎в в области морфологии;

 а‎на‎ли‎з п‎ол‎уч‎ен‎ны‎х д‎ан‎ны‎х в р‎ез‎ул‎ьт‎ат‎е п‎ро‎ве‎де‎нн‎ой э‎кс‎пе‎ри‎ме‎нт‎ал‎ьн‎ой р‎аб‎от‎ы.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился нами с целью определения н‎ач‎ал‎ьн‎ог‎о у‎ро‎вн‎я с‎фо‎рм‎ир‎ов‎ан‎но‎ст‎и языковых компетенций учащихся 3 классов в области морфологии. Для этого нами было проведено тестирование учащихся 3 «Б» и 3 « В» классов № МБОУ «Башкирский лицей им.М.Искужина» №136. Мы взяли один из планируемых результатов по русскому языку по разделу Морфология: «Определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж» с целью контроля успешности освоения действий, выполняемыми учащимися, с данным предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний учебного курса Русский язык.

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку. Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Объектом нашей оценки в тестировании явились действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В экспериментальной работе мы в исследуемом планируемом результате уточнили два умения, характеризующие его достижение, и разработали для них задания на базовом и повышенном уровне.

Заключение

Задачи, стоящие перед современной начальной школой требуют совершенствования существующих и внедрения новых образовательных технологий. Преимущества использования ИКТ (информационно- коммуникационных технологий) в обучении следующие: возможность оперативного контроля знаний, внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, создание условий для индивидуальной работы, формирования навыка самоконтроля и самооценки. Применение информационно-коммуникационных технологий органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, проектных методов обучения, позволяет оптимизировать возможности начального языкового образования учащихся, способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.

Учитель начальных классов уже сегодня может использовать информационно-коммуникационные технологии во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет, и оптимизация работы по подготовке к урокам. Систематическое использование ИКТ позволяет: во-первых, сократить время на составление планов уроков, отчетов, анализов; во-вторых, быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; в-третьих, создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; в четвертых, оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с педагогическим сообществом.

Включение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека, стимулирует познавательную активность.

Анализ теоретических источников, передового педагогического опыта учителей, результаты нашего экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, что эффективность уроков русского языка в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования может быть существенно улучшена с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Это может обеспечить:

• вербальную коммуникацию на естественном языке, реализуемую в форме диалогового взаимодействия учащегося с компьютером;

• создание аутентичных, коммуникативно ориентированных ситуаций общения и обучения языку;

• обеспечение инструмента информационной поддержки (получение, переработка, хранение и передача информации) деятельности учащегося;

• формирование прочных грамматических навыков на этапах введения, тренировки и применения учебного материала;

• осуществление управления обучением и оказание коррегирующего воздействия;

• диагностику и контроль качества знаний учащихся, развитие их интеллектуальных способностей и качества подготовки в соответствующей образовательной дисциплине;

• объективную оценку эффективности применяемых технологий, методов, форм обучения - традиционных и инновационных;

Покупка готовой работы
Тема: «Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в начальной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика