Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  • 69 страниц
  • 2081 просмотров
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ….

1.1. Сущность основных понятий исследования здорового образа жизни в современной науке…. …

1.2. Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры в общеобразовательной школе: практические подходы в Российских школах.

1.3. Здоровой образ жизни: формы, методы формирования на уроках физкультуры на ступени начального общего образования…

Выводы по первой главе….

ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…

2.1. Содержание Программы формирования здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе…

2.2.Результаты педагогического эксперимента…

Выводы по второй главе….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….

ЛИТЕРАТУРА….

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. В настоящее время немало важной проблемой является сохранение здоровья российских школьников. В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема формирования у детей младшего школьного возраста установок на здоровый образ жизни приобретает глобальный характер. Данная проблема является наиболее актуальной и среди множества других проблем обучения и воспитания школьника. Значительная часть детей при поступлении в школу, уже имея те или иные заболевания и даже хронические. По данным Министерства здравоохранения, 50 % школьников, поступающие в первый класс, с нарушенным здоровьем, 20-35% школьников имеют хроническую патологию. 27 % болезней считаются биологически обусловленными, а 43% болезней следствием неразумного образа жизни. За время учебы школьников в 4-5 раз ухудшается здоровье, что в свою очередь приводит к комплексу школьных проблем, так как здоровье детей и успешность обучения тесно связаны.

Возрастание учебной нагрузки, несбалансированность питания школьников и интенсификация учебного процесса формирует негативное отношение к школе в целом и учебной деятельности.

Одна из наиболее важных задач нынешней школы, в соответствии с целями современной реформы образования в России, является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование установок на ведение здорового образа жизни. Oрганы народного образования, некоторые ученые и педагоги стремятся создать в школах условия, позволяющие вырoвнить, сoздавшуюся ситуацию. Вопросами здорового образа жизни занимались такие ученые как Базарный В.Ф., Мухамедьянов С.А., Калимуллин Р.Х., Рахимов А.З., Ахмерова С.Г., Зайцев Г.К., Билич Г.С, Назарова Л.В., Брехман И.И., Бутин И.М., Валиахметов Р.М. и др. Однако, к настоящему времени еще не создано ни одной последовательной и непрерывной системы обучения здоровью с самого раннего возраста как некой здоровьесберегающей системы. Еще не до конца изучены содержание, формы, методы и средства формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе, выше изложенное определяет проблему нашего исследования.

На основании изучения и анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта мы выявили противоречия между необходимостью создания целостной системы по формированию здорового образа жизни в начальных классах на уроках физической культуры и отсутствием методических материалов и рекомендаций по содержанию этой работы, программ в данном аспекте, основанных на системном подходе. На сегодняшний день разработано множество различных учебно – методических материалов по формированию культуры здоровья в начальной школе, но они представлены бессистемно.

Актуальность изучаемой проблемы и обусловила выбор темы исследования: «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе.

Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни в начальной школе.

Предмет исследования – совокупность содержания, методов, формирования средств формирования здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе.

Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе будет протекать эффективнее, если

 выстроить систему формирования культуры здоровья у учащихся начальных классов с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей данной категории детей;

 разработать программу по формированию здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе;

 при организации учебного процесса будут соблюдены гигиенические требования к режиму обучения и снижен объем учебной нагрузки счет изъятия второстепенной информации.

Задачи исследования:

1. Провести анализ исследований по проблеме формирования здорового образа жизни.

2. Рассмотреть основе понятия здорового образа жизни в современной науке. Раскрыть сущность понятия « здоровый образ жизни».

3. Изучить педагогические особенности формирования здорового образа жизни в организации образовательного процесса в начальной школе.

4. Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры в

общеобразовательной школе: практические подходы в российских школах.

5 . Разработать и апробировать программу формирования здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе.

6.Разработать методические рекомендации для учителей и родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

Теоретическую базу исследования составили работы авторов, занимающихся проблемой формирования здорового образа жизни в образовательной среде: И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, С.В. Попова, Л.Г. Татарниковой, И.Г. Песталоции, Л.Ф. Тихомировой, С.Г. Ахмеровой, Г.А. Булатовой. С.А. Мухамедьянова, Р.Х. Калимуллина, А.З. Рахимова.

Методологической основой исследования явились психолого-педагогические идеи и опыт С.Г. Ахмеровой, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Г.К. Зайцева, И.И. Брехмана, Е.В. Советовой, С.В. Попова; системный, личностно-ориентированный, деятельностный, дифференцированный, поликультурный подходы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; теоретическое моделирование; изучение педагогического опыта; наблюдение; эксперимент, сравнительный анализ, изучение продуктов деятельности школьников.

Теоретическая новизна заключается в том, что работа обогащает теорию формирования здорового образа жизни в начальной школе за счет обоснования особенностей их формирования, диагностического инструментария и критериев оценивания.

Практическая значимость разработаны методические материалы по формированию здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе, которые могут быть применены учителями-практиками в процессе организации образовательного процесса в начальной школе.

Апробация: внедрение результатов исследования выпускной квалификационной работы осуществлялось в ходе экспериментальной работы на базе СОШ № 1 с. Кушнаренково Кушнаренковского района.

База исследования: СОШ № 1 с. Кушнаренково Кушнаренковского района.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обоснованы актуальность проблемы, определяются цели и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет, теоретическая новизна, практическая значимость, методы исследования.

В первой главе «Формирование здорового образа жизни в общей образовательной школе: теоретическая характеристика» на основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы определено содержание понятия «здоровый образ жизни», рассмотрены современное состояние проблемы формирования здорового образа жизни в учебно-воспитательном процессе Российской школы; изучены особенности форм и методов формирования здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе.

Во второй главе «Содержание, методы, формы, средства формирования здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе», представлена программа формирования здорового образа жизни в начальной школе на уроках физкультуры, описан педагогический эксперимент.

В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, намечены перспективы дальнейшего изучения и разработки проблемы.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Содержание Программы формирования здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе

Поддерживая идею воспитания нравственности, духовности и физического здоровья, отметим, что в наше время современная семья в большинстве случаев не имеет возможности дать необходимое воспитание, оказывать поддержку в сохранении и укреплении физического здоровья ребенка. В настоящее время именно школа становится тем социальным институтом, который обеспечивает такую поддержку. В связи с этим мы видим необходимость в создании в начальной школе условий, позволяющих формировать у учеников знания о здоровом образе жизни, об укреплении и сохранении физического здоровья, о мерах профилактики, правилах поведения безопасной жизни, гигиенической культуре, дающих возможность приобретать собственный опыт.

Программа формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе ориентирована на расширение границ познания себя, а так же других людей, развитие у учеников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за свое здоровье и поведение, формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, обеспечение физического и психического саморазвития, помощь в преодолении экстремальных жизненных ситуаций.

Занятия целесообразно проводить три раза в неделю в течение 30 минут. По данной программе уроки физической культуры дополняются занятиями различных форм, таких как классные часы по типу социального взаимодействия с элементами тренинга, в форме праздников, КВН, театрализованных постановок, конкурсов, викторин.

Чтобы занятия возымели действие на развитие и воспитание детей, необходимо выполнить определенные условия.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Цели программы:

Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся начальных классов и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

4. Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.

5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Возможно также использование разнообразного арсенала методов: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, проективные методы рисуночного и вербального типа, а так же методы самостоятельной работы.

Важным составляющим формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов является совместная работа школы и семьи. Система программных мероприятий по решению этой задачи направлена на то, чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Процесс интегрирования культуры здоровья в практику семейного воспитания включает в себя просвещение родителей, организацию совместной деятельности семей.

Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:

 создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;

 рациональная организация труда и отдыха школьников;

 воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).

Программа здоровья для семьи

 Собрать дома примитивный инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.

 Ежедневно утро желательно начинать с гимнастики и закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.

 В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!

 По возможности посещать спортивные секции.

 Контроль и проверка домашних заданий по физической культуре.

 Интересоваться результатами тестирования физической подготовленности ребенка.

 Организовать и соблюдать режим дня.

 Научить ребенка плавать.

 Участвовать в различных семейных спортивных соревнования.

 Помогать ребенку в чтении учебников по физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.

 Не забывать, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — цель не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, согласие поколений.

Планируемые результаты программы

Осмысление детьми ценности человеческой жизни и потребность в ведении здорового образа жизни – это важнейший ожидаемый результат программы.

Знать:

 Что такое здоровый образ жизни.

 Как нужно правильно питаться, и какие продукты самые полезные и желательно употреблять человеку.

 Как бороться с вредным привычкам.

 Для чего же нужна физкультура.

 Правильная осанка и как ее поддерживать.

 Правильное дыхание при физической работе.

 Что такое закаливание.

 Что такое гигиена и как соблюдать правила гигиены при занятиях физическими упражнениями.

 Правила поведения на спортивных соревнованиях, в игровой деятельности, во время занятий в воде.

Уметь:

 Соблюдать режим дня;

 Следовать правилам личной гигиены;

 Выбирать наиболее полезные продукты питания;

 Противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

 Держать осанку.

 Бегать, прыгать, метать теннисный мяч, лазать по канату, ползать, перелазить через барьеры, плавать, ездить на велосипеде, кататься на коньках

 Измерять рост и массу своего тела, частоту дыхания, частоту пульса в покое и после физической нагрузки.

Уметь выполнять:

 Упражнения на занятиях физкультуры и на физкультпаузах;

 Основные плавательные упражнения (для рук и ног);

 Упражнения сосредоточенные на развитие быстроты, выносливости, координации движений, для формирования правильной красивой осанки, профилактики плоскостопия;

 Подвижные (сюжетные) игры со спортинвентарем: мячом, скакалкой, обручем;

 Простые элементы подвижных спортивных игр, элементы ритмической гимнастики и танцев.

Уметь применять в повседневной жизни:

 Правила здорового образа жизни;

 Основные двигательные действия (ходьба с различной постановкой стопы, в том числе в полуприседе и приседе, с различными движениями рук, бег и ходьба, прыжки с места, метание мяча);

 Правила поведения в физкультурной и игровой деятельности.

2.2.Результаты педагогического эксперимента

Педагогический эксперимент по реализации программы формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе проводился в СОШ № 1 Кушнаренковского района с. Кушнаренково. Был определен экспериментальный 2 класс.

Исследование включало в себя: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент был поставлен с целью:

 изучения педагогических условий формирования здорового образа жизни в организации образовательного процесса в начальной школе;

 диагностики исходного уровня мотивации (школьного самочувствия) учащихся;

 определения эффективности учебных занятий.

Формирующий эксперимент предполагал:

 разработку и внедрение программы формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе;

Контрольный эксперимент был поставлен с целью изучения результативности внедренной программы.

В ходе констатирующего эксперимента проводилось анкетирование на выявление уровня мотивации (школьного самочувствия), опрос по пониманию категорий здорового образа жизни, тестирование на выявление степени сформированности здорового образа жизни у учащихся 2 класса.

В ходе анкетирования учащимся были предложены следующие вопросы:

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, музыки, ИЗО и физической культуры, а другая только с уроками музыки, ИЗО и физической культуры, - в какой из них вы хотели бы учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них вы хотели бы учиться?

3. Если бы было две школы - в одной за хорошие ответы ставили бы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты вы хотели учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них вы хотели бы учиться?

5. Если бы в классе у вас заболел учитель и директор предложил заменить ее другим учителем или мамой, кого бы вы выбрали?

6. Если бы было две школы - в одной задавали бы домашнюю работу, а в другой нет, - в какой из них вы хотели бы обучаться?

7. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить каждый день в школу", - согласились бы вы с таким предложением?

8. Если бы ваш друг (подружка) спросили, что тебе больше всего нравится в школе, что бы вы ему ответили?

Анкетирования показывает, что ученики выбравшие ответы ближе к реальной школе имеют положительную мотивацию к учению и школьная жизнь их не утомляет, а ученики, которые выбрали второй тип ответов, имеют низкий уровень мотивации к обучению, им тяжело дается школьный режим и занятия на уроках.

Результаты анкетирования на выявление уровня мотивации (школьного самочувствия)

Таблица №1

Мотивация

Класс Положительная Отрицательная

Констатирующий Постконста-тирующий Констатирующий Постконста-тирующий

2 класс 9 (39 %) 14 (61%)

Анализ результатов анкетирования показывает, что учащиеся 2 класса имеют низкий (39%) уровень мотивации, что ближе к отрицательному, это говорит о неудовлетворенности детьми школьным режимом и организацией учебного процесса.

Кроме того в классе был проведен опрос по пониманию учащимися категорий здорового образа жизни, таких как «здоровье», «режим дня», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «беречь здоровье» и «крепкое здоровье».

Мы попросили ребят пояснить, как они понимают представленные категории. Опрос носил индивидуальный характер.

Проведенное исследование показало наличие трех уровней понимания предложенных категорий здорового образа жизни у учеников: эмоциональный (низкий), содержательно-оценочный (средний), деятельно-творческий (высокий).

Полученные результаты опроса показали, что уровень знаний категорий ЗОЖ у детей недостаточно высок. Статистика ответов учащихся представлена в таблице 2 и наглядно представленна в диаграмме 1.

Заключение (выдержка)

Целью педагогического эксперимента являлось определение эффективности разработанной программы формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры в начальной школе.

Гипотезой исследования является формирование ЗОЖ на уроках физической культуры в начальной школе будет протекать эффективнее, если:

 выстроить систему формирования культуры здоровья у учеников младшего звена с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей данной категории школьников;

 разработать программу по формированию здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе, ориентированную на данную группу учащихся;

 при организации учебного процесса соблюдать гигиенические требования к режиму обучения, а так же будет уменьшен объем учебной нагрузки за счет изъятия второстепенной информации.

На завершающем этапе данного педагогического эксперимента, для определения уровня развития заинтересованности к здоровому образу жизни, мы провели три методики - это: анкетирование на выявление уровня мотивации (школьного самочувствия), опрос по пониманию категорий здорового образа жизни и тестирование на выявление степени сформированности здорового образа жизни у учащихся 2 класса.

В процессе эксперимента проводились занятия на уроках физической культуры, которые ориентированы на формирование здорового образа жизни у учеников. По разработанной программе, занятия физической культуры были дополнены такими элементами как: классные часы с социальным взаимодействием с добавлением элементов тренинга, в форме праздников, КВН, театрализованных постановок, конкурсов, игр, викторин. Данные мероприятия были направлены на формирование здорового образа жизни у учеников младшего школьного возраста, а так же на формирование понимания ценности здоровья в жизни каждого человека.

По результатам анализирования постконсатирующего этапа исследования была выявлена положительная динамика формирования здорового образа жизни у учеников. Проведенное исследование позволяет делать прогнозы на дальнейшее развитие методического инструментария по формированию ЗОЖ, выстроить модели и создавать концепции их деятельности, в основании которых будет лежать решение поставленных проблем.

Анализ опытно-экспериментальной работы дал возможность сделать вывод об эффективности содержания программы формирования здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальных классах.

Следовательно, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.

Заключение

В начале нового тысячелетия мы чувствуем насущную потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека-системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени. Однако сейчас наблюдается лишь признаки деградации, которые связаны с известными последствиями социально-экономического кризиса общества, которые коснулись и школы. В этих условиях задача повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности педагогических коллективов приобретает особый статус и значимость. Появилась необходимость в формировании новых парадигм. Опираясь на естественно - научные принципы при организации жизнедеятельности учащегося, можно помочь разрешению многих проблем современной школы. Школа должна обеспечивать права учащихся на образование как на разностороннее развитие, а так же на развитие резервных возможностей организма. Главное, о чем должен помнить педагог, - ребенок не просто ученик, объект и субъект учебно-воспитательного процесса, его организм является уникальной сложной биологической системой. Учебный процесс необходимо организовывать таким образом, чтобы, с одной стороны, успешно решать образовательные и воспитательные задачи ,а с другой - не наносить вред здоровью учеников, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма.

Здоровье – естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой, а так же с отсутствием каких либо болезненных изменений. Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, которая определяется широтой адаптационных (приспособительных) возможностей организма. Это важнейшее условие успешной реализации личности, что означает, прежде всего, учет психофизиологических особенностей школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при организации учебного процесса и вне школы.

В результате анализа научной литературы мы выявили следующие аспекты состояния проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе начальных классов: отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью с раннего возраста как некой здоровьесберегающей системы.

Анализ накопленного в последние десятилетия опыта организации воспитания культуры здоровья детей показал, что на сегодняшний день существует огромное количество программ по формированию здорового образа жизни у школьников, но они не представляют собой целостную систему.

Выявлено, что к факторам, определяющим здоровье человека, относят: продолжительность, а так же степень интенсивности условий труда, обучения и быта, образа жизни, привычек и поведения людей, условий развития здравоохранения, а так же социально - экономическими факторами (уровень жизни населения, уровень развития здравоохранения, образовательный и профессиональный уровень населения), природно - климатическими условиями и генетическими особенностями популяции. Здоровье детей - это общая проблема педагогов, медиков и родителей. Однако нужно учесть, что условия школьной жизни являются более значимым фактором для формирования здоровья учащихся. Одними из причин ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста являются следующие: перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотность педагогического коллектива, неправильная организация учебно-воспитательного процесса, недостаток внимания к двигательной активности и физической культуре ребенка.

На основе изученных нами психолого-педагогических особенностей учеников младшего школьного возраста, мы определили эффективность содержания программы воспитания культуры здоровья учащихся младшего звена на уроках, во внеклассной, внеурочной воспитательной деятельности.

Наша программа ориентирована на создание комплекса занятий на уроках физкультуры, которая направлена на формирование установок на здоровый образ жизни и на воспитание культуры здоровья на уроках с учениками.

Результаты опытно-педагогической работы показали, что цель исследования была достигнута, гипотезы доказаны.

Список литературы

1. Артюнина Г.Г., Игнатькова С А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни.: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. – 2-е изд., переработанное. – М.: Академический проект; Фонд МИР, 2005.-560 с.

2. Ахмерова С.Г. Основы здорового образа жизни: Базовый учебник для самостоятельного изучения медико-биологических дисциплин. Уфа: БГПУ, 2001.-64с.

3. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. Уфа.,2005.-49с.

4. Бабенкова Е.А. Что такое госпитальная педагогика? //Начальная школа. -1998. - № 3. - С.95-96.

5. Бажунов С.М. Здоровье детей – общая забота: (организация физического воспитания школьников по месту жительства). М.,1987.

6. Билич Г.С, Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб.,1998.

7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.,1990.

8. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. М.,2002.-80с.

9. Валиахметов Р.М. Здоровье и физическая культура школьников: региональные проблемы физического воспитания. Уфа.,2002.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

11. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей: Пособие для студентов пед. ин - тов. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.

12. Зайцев А.Г. Педагогика счастья: Валеология семьи. СПб.: Смысл,2002.

13. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб.: Смысл,1994.

14. Зайцев Г.К. Валеология: культура здоровья: книга для учителей и студентов педагогических специальностей. СПб.: Смысл,2003.

15. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: Тривола,2004.

16. Кокаева И.Ю. Растить ученика здоровым. //Начальная школа. - 2001. - № 6. - С.20-24.

17. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе. //Начальная школа. - 1999. - № 1. - С.40-43.

18. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: АРКТИ,1982.

19. Крючкова В.А., Сандлер М.В. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни. М.: ФЛИНТА,1985.

20. Лядова Н.В., Аносова Ю.А., Кожарская В.И., Осион В.Н., Мицкевич С.С. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний. Учебно-методическое пособие. Пермь.,2001.-274с.

21. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. М.,1987.

22. Мулявина Э.А. Здоровьеформирующий потенциал содержания естественно-научного образования. //Начальная школа. – 2007. - № 3. – С.33-38.

23. Новолодская Е.Г. Уроки здоровья. //Начальная школа. - 2001. - № 5. - С.22-29.

24. Общая психология: Учебник/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002.- 232 с.

25. Ощепкова Т.А. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста. // Начальная школа. – 2006. - № 8. – С.90-91.

26. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Питер,1998.

27. Прилепа Л.П., Киселева Г.Г., Ковалев. В.А., Программа «Здоровье» в начальной школе. // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С.56-57.

28. Психология XXI века: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 309 с.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. – 688 с.

30. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов н/Д.: РОСТОВ,2006.-288с.

31. Суркова С.В. Урок технологии – помощник в сохранении здоровья учащихся. //Начальная школа. – 2007. - № 3. – С.39-41.

32. Тихомирова Л.Ф. Школьникам о здоровом образе жизни. Ярославль.,2003.

33. Тихомирова Л.Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни. Ярославль.,2007.

34. Татарникова Л.Г. Валеологические знания в системе начального образования. //Начальная школа. - 1999. - № 1. - С.43-48.

35. Чепикова Л.Б. Способы организации учебного процесса. //Здоровье детей. – 2004. - № 12. – С.26-29.

36. Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе. //Начальная школа. – 2006. - № 8. – С.88-90.

37. Халемский Г.К. Школа как территория здоровья. // Народное образование. – 2006. - № 1. – С.219-221.

38. Харитонова Л.А. Антиникотиновое воспитание школьников на уроках природоведения. //Начальная школа. - 1999. - № 5. - С.40-45.

2100 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость