Курсовая работа

«Управление в административно-политической сфере»

  • 37 страниц
Содержание

Введение. 3

Глава 1. Организация управления в области обороны 5

1.1. Понятие и правовые основы и административно-правовые аспекты организации управления в области обороны в РФ 5

1.2. Вооруженные Силы РФ 7

1.3. Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ: 8

Глава 2. Управление в области безопасности 10

2.1. Понятие и содержание безопасности 10

2.2. Федеральная служба безопасности (ФСБ) и иные органы безопасности 12

2.3. Основные направления деятельности и полномочия органов ФСБ 15

2.4. Полномочия органов внешней разведки 17

2.5. Сферы деятельности органов внешней разведки и руководство ими 19

2.6. Государственная граница РФ и ее охрана 20

2.7. Режим государственной границы 22

2.8. Пропуск лиц, транспортных, средств, грузов, товаров и животных через государственную границу 23

2.9. Пограничный режим 24

Глава 3. Управление в области иностранных дел 25

3.1. Правовые основы организации управления в области иностранных дел 25

3.2. Министерство иностранных дел РФ. 26

3.3. Органы МИДа РФ за рубежом 29

3.4. Административно-правовые основы порядка выезда из РФ и въезда в РФ 31

Заключение. 33

Список используемой литературы. 38

Введение

Актуальность темы. На мой взгляд тема курсовой работы актуальна, так как управление в данной сфере носит политический, защитный характер, прямо связаны с главными и фундаментальными функциями государства: оборона, безопасность, внешняя разведка, иностранные дела, а также внутренние дела, юстиция.

Цель курсовой работы – управление в административно – политической сфере. При этом ставя следующие задачи – рассмотреть:

1. правовой статус, организация руководства и управления в области обороны;

2. управление в области безопасности;

3. правовой статус и управление в области внешней разведки;

4. охрана государственной границы РФ;

5. управление в области иностранных дел;

В известной мере название данной сферы условно, поскольку в административно-правовой литературе имеются другие, близкие по содержанию термины, например «административно-политическая деятельность». Поэтому поиск и уточнение терминологии данной сферы еще далеко не завершены. В значительной мере это правоохранительная сфера.

Каждая из отраслей (оборона, безопасность, внешняя разведка, иностранные дела, а также внутренние дела, юстиция) имеет свою специфику, занимает свое место и играет особую роль в решении задач данной сферы.

Все отрасли либо целиком, либо в значительной мере имеют правоохранительный характер, стоят на страже закона и правопорядка, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, оборону и безопасность государства, решают вопросы, связанные с совершенствованием правопорядка, жизнью и безопасностью гражданского общества в целом и каждого человека, гражданина в отдельности. Поэтому не будет преувеличением назвать органы, входящие в каждую из перечисленных отраслей, правоохранительными органами. С известной долей условности к этой сфере можно отнести также органы обороны и органы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Сравнительно высокая степень централизации организации управления отраслями, входящими в данную сферу. Особенно это замечание относится к обороне, безопасности, внешней разведке, иностранным делам.

Прямая подчиненность Президенту РФ большинства (кроме юстиции) федеральных органов управления указанными областями (отраслями) управления, что обеспечивает главе государства выполнение подведомственных ему задач и функций и подчеркивает политическое значение и роль данных органов.

Фрагмент работы

Глава 1. Организация управления в области обороны

1.1. Понятие и правовые основы и административно-правовые аспекты организации управления в области обороны в РФ

Правовой основой организации обороны является Федеральный закон об обороне от 31 мая 1996 г. , который во многом по-новому трактует вопросы обороны, что очень важно с политической точки зрения, а также с точки зрения административного права.

Прежде всего, выделим понятие "оборона", сформулированное в ст. 1 названного Федерального закона: ". под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории".

Закон устанавливает, что оборона осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные войска, внутренние войска, железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Ряд важных норм и положений, касающихся обороны, содержит Конституция РФ. Так, ст. 59 Конституции устанавливает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ"; ч. 2 этой статьи предусматривает несение гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом; ст. 71 п. "м" устанавливает, что в ведении РФ находится оборона; Президент РФ (ст. 87) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Организация обороны включает:

• прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

• разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ;

• правовое регулирование в области обороны;

• строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

• разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

• планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

• мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

• создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

• планирование и осуществление мероприятий "по гражданской и территориальной обороне;

• оперативное оборудование территории РФ в целях обороны;

• обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны;

• развитие науки в интересах обороны;

• координацию деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны;

• финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск.

Глава 2. Управление в области безопасности

2.1. Понятие и содержание безопасности

Понятие "безопасность" в конституционно-правовом и административно-правовом значении имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл.

В широком понимании безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод, общества — его материальных (экономических) и духовных ценностей и государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, ведущие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, но в первую очередь Федеральная пограничная служба (ФПС) и Служба внешней разведки.

В Конституции РФ неоднократно упоминается такая отрасль (область), сфера управления, как безопасность, в частности, в ст. 13 ч. 5, в ст. 71 п. "м", говорится об отнесении безопасности к ведению; в ст. 114 п. "д", подчеркнуто, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, в ст. 83 п. "ж", сказано, что Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Современные понятие и содержание безопасности (за последние шесть лет) сложились не сразу. Законодательно-правовое оформление указанной сферы (области) управления претерпело за названный период существенные изменения. Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон РФ "О безопасности" (с изменениями, внесенными Законом РФ от 25 декабря 1992 г.) .

Однако данный закон в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической сфер оказался недостаточным. Претерпела существенные изменения и система органов безопасности.

В настоящее время законодательной основой функционирования и управления в области безопасности является Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ.

Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Федеральный закон устанавливает:

органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

• Федеральная служба безопасности РФ;

• Управления (отделы) федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

• Управления (отделы) федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

• Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности РФ.

• Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры социальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах, федеральной службы безопасности запрещается создание организационных структур и деятельность политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

Глава 3. Управление в области иностранных дел

3.1. Правовые основы организации управления в области иностранных дел

Иностранные дела, внешние сношения с зарубежными странами — сложный, многогранный и чрезвычайно важный комплекс отношений, связей, контактов и других многочисленных форм, затрагивающих политические, экономические, социальные и иные области и сферы. В их рассмотрении и решении участвуют многие органы государства, поскольку только одному определенному федеральному органу власти не под силу решить весь названный комплекс вопросов, связанных с развитием и функционированием иностранных дел и внешней политики российского государства в целом.

Внешнеполитическая деятельность российского государства и его органов строится на прочной правовой основе, прежде всего на базе Конституции РФ.

Согласно ст. 71, п. "к", в ведении РФ находятся внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80 ч. 3) и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Более развернуто функции Президента РФ в области внешней политики сформулированы в ст. 86 Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ:

а) осуществляет руководство внешней политикой РФ;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Согласно ст. 100 Конституции РФ Федеральное Собрание может собираться для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ, вопросы войны и мира.

Заключение

Управление в административно-политической сфере включает в себя такие отрасли как оборона, безопасность, внешняя разведка, иностранные дела, а также внутренние дела, юстиция. Все отрасли либо целиком, либо в значительной мере имеют правоохранительный характер, стоят на страже закона и правопорядка, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, оборону и безопасность государства, решают вопросы, связанные с совершенствованием правопорядка, жизнью и безопасностью гражданского общества в целом и каждого человека, гражданина в отдельности.

Оборона – это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные войска, внутренние войска, железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.

Непосредственное управление в области обороны осуществляет Министерство обороны РФ.

Оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

В широком понимании безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод, общества — его материальных (экономических) и духовных ценностей и государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах, федеральной службы безопасности запрещается создание организационных структур и деятельность политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний. Федеральная служба безопасности РФ является федеральным органом исполнительной власти.

Федеральная служба безопасности РФ создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в. войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

К основным направлениям деятельности ФСБ относятся три основных направления: 1) контрразведывательная деятельность; 2) борьба с преступностью; 3) разведывательная деятельность.

Непосредственное управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ).

Список литературы

Нормативно – правовые документы

1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст 769 1993 № 2 Ст. 77.

2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2453

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 45. Ст. 5090

Основная литература

1. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996.

2. Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 1999.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996.

4. Буздалина Е. А. Административное право. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2001.

5. Безбах В.В. Основы российского права. Безбах В.В., Пучинский В.К. – М.: Зерцало, 1995.

6. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. М.: «Проспект», 2004 г.

7. Габричидзе Б. Н. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие к изучению курса. М.: 1995.

Дополнительная литература

1. Габричидзе Б. Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1998.

2. Овсянко Д. М. Административное право: учебное пособие. М.: Юристъ, 1996.

3. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика