Курсовая работа

«Формирования систематических знаний о физической культуре с дошкольниками»

  • 44 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Формирование систематических знаний о физической культуре с дошкольниками 6

1.1. Физическая культура дошкольника. Интеллектуальный и социально-психологический компоненты физической культуры. 6

1.2. Роль воспитателя в освоении дошкольниками знаний о физической культуре. 17

1.3. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6-7 лет. 23

Выводы по первой главе 28

Глава 2. Методы, применяемые на занятиях в процессе формирования систематических знаний о физической культуре с дошкольниками 29

2.1. Методы слухового восприятия 31

2.2. Методы зрительного восприятия 34

2.3. Методы двигательного восприятия 34

Выводы по второй главе. 39

Заключение 40

Список используемой литературы 42

Введение

Образование детей в области физической культуры всегда было неотъемлемой частью общего дошкольного образования.

В современном дошкольном учреждении значительно возрос объем информации, которая предлагается ребенку. Система образования, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенно и непрерывно познавать целостную картину мира с ее многообразными связями.

Усвоение ребенком в полной мере информации, которая дается в современном дошкольном учреждении, возможно только при интеграции знаний и использовании межпредметных связей. Интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности дает возможность на занятиях физическими упражнениями эффективно решать задачи интеллектуального, творческого развития ребенка.

В настоящее время в дошкольных учреждениях в подавляющем большинстве случаев можно встретиться с занятиями по физической культуре, связанными доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система физического воспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Еще П. Ф. Лесгафт говорил: «Ни тот или другой язык не должен в школе изучаться ради знания языка, ни география, история или математика не должны изучаться только для усвоения фактов и приемов, излагаемых в этих пределах, – все это изучается только в целях приобретения умения из ряда фактов вырабатывать общие положения, истины, которыми мы должны руководствоваться в жизни. Точно так же необходимо изучать метание, бег, прыжки и т. д. – не для самого этого действия, но чтобы при посредстве упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжительностью, настойчивостью и умением проверять умственно усвоенное физической работой».

Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация педагога, так и двигательная деятельность занимающихся.

Программу целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры одной из первых предложила З. И. Нестерова. В дальнейшем многие исследователи указывали, что формирование интереса к физической культуре вообще и к определенному виду спорта в частности начинается еще в дошкольном возрасте, и содействуют этому окружающие взрослые: родители, воспитатели, старшие сестры и братья. В современных исследованиях авторы предлагают для повышения интереса детей к освоению знаний использовать информационные технологии

Цель исследования - формирование систематических знаний о физической культуре с дошкольниками.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о физической культуре.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить методическую литературу по данной теме.

Проанализировать условия дошкольного учреждения по предмету исследования.

Методы:

1. Метод наблюдения.

2. Метод опроса.

3. Педагогический эксперимент.

4. Метод анализа опыта работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Фрагмент работы

Глава 1. Формирование систематических знаний о физической культуре с дошкольниками

1.1. Физическая культура дошкольника. Интеллектуальный и социально-психологический компоненты физической культуры.

Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры выступает не просто как процесс «привлечения» человека к различным формам физкультурной деятельности. Формирование физической культуры личности есть процесс осознанного приобщения к ее ценностям. Под этим следует понимать два уровня - общественный и личностный.

К общественному уровню относят накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения. Иными словами, все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется двигательным компонентом, определенным уровнем знаний, заботой о поддержании в норме физического состояния.

Сравнительно недавно в теории физической культуры сформировано новое понятие - интенционные ценности. Оно отражает сформированную в общественном мнении престижность физической культуры, ее популярность у различных категорий населения, а главное - желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры (В. К. Бальсевич). К интенционным ценностям относятся и социально-психологические установки. Определяются они характером человека, структурой и направленностью его потребностей, мотиваций и ценностными ориентациями на занятия физическими упражнениями. Поскольку любая из ценностей физической культуры «работает» в той или иной мере на здоровье человека, возрастает роль такого физического воспитания, главная цель которого - не только процесс формирования здорового образа жизни, но и формирование физической культуры личности.

Создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры претворяются в действительность с помощью физкультурной деятельности. Причем приобщение человека к ценностям физической культуры, превращение их в достояние конкретной личности возможны, только через активную деятельность. Именно в процессе физкультурной деятельности формируется физическая культура личности каждого конкретного человека. При этом важно помнить о единстве и взаимообусловленности биологического и социального в человеке. Свое отражение они находят в двигательном и интеллектуальном компонентах физической культуры. К сожалению, социально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны слабо. В связи с этим в социологии физической культуры еще имеет место не совсем точное понимание соотношения биологического и социального в данной сфере деятельности.

В дошкольном возрасте формирование физической культуры личности традиционно связывают с двигательным компонентом, основная суть которого - формирование двигательных умений и навыков. В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений.

В первую группу входят характерные для новорожденного импульсивные движения. Они вызваны импульсами, поступающими к мышцам от нервной системы, не связаны с внешними раздражителями и не имеют определенной цели.

К другому типу относятся рефлекторные движения. Их характерная особенность: на действие внешнего раздражителя организм отвечает строго определенным двигательным актом. Под воздействием раздражителя автоматически осуществляется не зависящая от сознания двигательная программа.

Третью группу составляют интенсивные движения - цепь рефлекторных двигательных актов (сосательный инстинкт).

К четвертому типу относятся движения простые, сознательные и автоматические. Их отличие от других типов в том, что ими управляет кора головного мозга. Именно поэтому этот тип движений тесно связан с обучением (Н.А. Бернштейн). Сознательные движения оказывают активное воздействие на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина - гормона, тонизирующего все жизненные процессы) и на личность, их выполняющую. Объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я; регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий; выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат; ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками.

Для 3-го года жизни основная задача физического воспитания - освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений - ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.

Физическое воспитание ребенка 4-го года жизни направлено на освоение новых движений, преимущественно спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, элементов акробатики, катания на лыжах, коньках, плавания.

Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания - освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траекторию, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстрота, гибкость).

На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.

Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей определены многочисленными исследованиями. Более того, выявлены факторы, этому способствующие. Как считают ученые, для каждого двигательного действия важно определить возраст детей, в котором движение усваивается более легко. Если эти сроки пропущены, формирование навыков значительно усложняется. Суть в том, что различные органы и системы организма формируются, созревают и развиваются на протяжении жизни человека неодновременно и неравномерно. Периоды ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных двигательных функций. В такие периоды детский организм по-разному реагирует на воздействие физических нагрузок (Э.С. Вильчковский, Т.И. Осокина).

В период дошкольного возраста выделяются 3-й, 5-й и 7-й годы жизни. В эти критические периоды происходит не только количественный рост, но и качественная перестройка функций основных энергообеспечивающих систем. Факт этот создает предпосылки для целевого воздействия средств физической подготовки, направленных на формирование двигательных навыков (Д.В. Хухлаева, Г.П. Юрко).

Педагогическая деятельность подчиняется следующим задачам: в 3 года детей учат выполнять движения, не предъявляя требований к качественной стороне; в 4-5 лет формируется целенаправленность двигательной активности, умение реализовать ее в интересных и полезных видах деятельности, от «азбуки движений» - к формированию культуры движений; в 6 лет развивается стойкий интерес к двигательной деятельности, в том числе к спортивным видам физических упражнений, и потребность в этой деятельности (М.В. Мащенко, В.А. Шишкина).

Любые двигательные навыки статического или динамического характера требуют учета биологических закономерностей двигательного поведения. К их числу ученые относят потребность ребенка в движениях, двигательную активность. Установлено: суточная двигательная активность увеличивается от раннего к дошкольному возрасту и составляет в 3 года - 5,5-6 тыс. шагов, в 4 года - 7,0-9,5, в 5 лет - 8,0-11, в 6 лет - 11,0-13, в 7 лет - 12,0-15,5 тыс. шагов (М.А. Рунова). Ежеминутно дети совершают в среднем 14-40, а максимально - 70-227 локомоций (Н.Т. Лебедева).

Однако активность тесно связана с образовательно-воспитательной работой дошкольного учреждения, с его состоянием (утомление, фаза двигательного беспокойства, тип нервной системы). Для определения наиболее рациональных методов обучения для каждого воспитанника необходимо знание типа его нервной системы. Суть в том, что проявление основных свойств нервной системы предполагает разные способы адаптации организма к изменяющимся требованиям среды (Г.Г. Попов).

К сожалению, приходится констатировать: в дошкольных учреждениях, несмотря на фундаментальные научные разработки и практические рекомендации, отмечается низкий двигательный режим. В силу этого у детей нарушается баланс в образовательной деятельности, что приводит к переутомлению и снижению иммунитета.

Интеллектуальный компонент физической культуры определяется содержанием физкультурных знаний дошкольника. И если они усвоены, у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой. Иными словами, дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.

Формирование знаний – это мыслительный процесс, при котором формируется определенная система взаимосвязанных суждений. Интеллектуализация потенциала физической культуры личности призвана обеспечить освоение и накопление широкого круга знаний о разных сторонах физического совершенствования, методах и способах оздоровления, основах здорового образа жизни и др.

Необходимость возрастания духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Все чаще говорится о необходимости формирования и развития личности через физическую культуру, о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности отечественной и мировой культуры.

В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:

• знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз);

• знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины. Речь идет о том, как нужно заботиться о здоровье: соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом), закаляться (гулять в любую погоду, устанавливать простейшие связи состояния погоды и соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой), есть продукты, полезные для здоровья (мясо, яйца, рыба, молочные продукты помогают расти; хлеб, овощи и фрукты дают энергию, жиры согревают тело), защищаться от микробов (не пить и не есть на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды, когда чихаешь - закрывать нос и рот платком), выполнять гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, уши, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей), соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);

• знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка); знакомство с правилами хранения предметов личного обихода, некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах (обработка мелких царапин, накладывание повязок);

• знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой);

• знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);

• знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).

• они будут вооружены специфическим «инструментарием» (знаниями, методическими умениями, способами физкультурно-спортивной деятельности), обеспечивающим эффективное использование средств физической культуры с целью оптимизации состояния своего организма на протяжении всей его индивидуальной жизни;

• знания будут наполнены таким содержанием, что позволит исключить всякие сомнения в том, является ли «Физическая культура» полноценной учебным предметом и на деле (а не в декларативном плане), возвело бы его в ранг базовой образовательной дисциплины.

С учетом данных тенденций обучение детей старшего дошкольного возраста физической культуры должна быть ориентирована на обеспечение осознания приоритетности физкультурно-оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте на основе базовой физической культуры, которая включает разностороннюю физическую подготовку.

Важность и высокую значимость этого вида физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

Важнейшей формой базовой физической культуры является дошкольная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач непрерывного физического воспитания в виде физкультурных занятий. Занятия физкультуры обязательны для всех детей, их содержание определяется государственным стандартом. Непрерывное образование базируется на привитии детям старшего дошкольного возраста прочной базы знаний двигательного словаря и грамматики, закладываемой в раннем возрасте. Как арифметика знакомит детей с миром цифр и расчетов, так и физическое воспитание знакомит их с телесно-двигательной культурой человека.

Кроме дошкольной формы физическая культура включает в себя и другие виды организованных секционных или самостоятельных занятий, способствующих общей физической подготовке.

Глава 2. Методы, применяемые на занятиях в процессе формирования систематических знаний о физической культуре с дошкольниками

Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей — все это относится к методам (от греч. methodos — способ, путь) и методическим приемам.

Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями, — это разработанные с учетом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности ребенка.

В соответствии с конкретной задачей и условиями занятий физическими упражнениями каждый метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно и т.п.

Следовательно, внутри каждого метода используются его разнообразные методические приемы. Вне метода прием теряет свое значение. Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных задач и при работе с любыми контингентами детей. Причем чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода. В то же время каждый методический прием используется только в частных случаях, а значит, и применяется гораздо реже.

Методических приемов так много, что они не поддаются какому-либо строгому перечислению. Некоторые из них утрачивают свою значимость, видоизменяются, творчеством педагога создаются новые. Различие в уровне преподавания зависит от объема методических приемов, которыми владеют педагоги.

Специальную систему методов и методических приемов обучения, развития, а иногда и форм организации занятий, созданную для решения конкретной задачи, принято называть методикой.

В связи со спецификой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении используются те методы, которые отражают особенности обучения, воспитания и развития дошкольников.

В основе классификации методов; применяемых на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, используется признак восприятия ребенком информации.

Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы: методы слухового восприятия, методы зрительного восприятия и методы двигательного восприятия.

В то же время методы слухового и зрительного восприятия информации используются не только в практике физической культуры. Условно их можно назвать неспецифическими. Методы двигательного восприятия являются специфическими.

На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений они обладают и тем большее место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используются объяснения.

На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний.

Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.

Задача третьего этапа — закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводят в игровой и соревновательной формах.

2.1. Методы слухового восприятия

Методы слухового восприятия основываются на использовании педагогом слова. Через слово ребенок получает новые знания, понятия, что во многом определяет его отношения к занятиям физическими упражнениями в целом и к изучаемому упражнению в частности. Педагог имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ребенка.

Рассказ, придуманный педагогом или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения.

Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, педагог рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т.д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения.

Заключение

Формирование физической культуры личности не только позволяет довести до сознания ребенка необходимость заботливого отношения к собственному здоровью, но и затрагивает характеристики его личностного развития.

Физическое воспитание дошкольника в полной мере зависит от взрослого, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы и приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них. В таком диалектическом понимании взаимообусловленности процессов физического воспитания и развития под влиянием роли взрослого заключается важная исходная педагогическая позиция дошкольного физического воспитания.

Однако правильно организовать физическое воспитание, быть побудителем, инициатором действий детей, включенных в физкультурную деятельность, сформировать у них интерес к ней способен только специалист, который, обладает необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, теории и методики физического воспитания и ознакомления ребенка с функционированием человеческого организма, умениями в организации и проведении различных форм физической культуры, специалист, двигательно подготовленный и, что очень важно, любящий физическую культуру.

Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями, — это разработанные с учетом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности ребенка.

Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы: методы слухового восприятия, методы зрительного восприятия и методы двигательного восприятия.

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнений, этапа обучения.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.

Список литературы

1. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2007. - 176 с.

2. Бальсевич В. К. Здоровье в движении. – М.: Советский спорт, 1988. – 48 с., ил.

3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988. – 208 с.

4. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с., ил.

5. Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1981 – 96 с., ил.

6. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986 – 128 с., ил.

7. Виценко Т.Н. Физическая культура и спорт в дошкольном возрасте, - М.: Аст, 2008. – 483 с.

8. Возняк Н.Е. Методика преподавания физической культуры, - М.: Овал, 2008. – 354 с.

9. Георгиев А.В. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, - М.: Академия, 2006. – 338 с.

10. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Ст. возраст. - М.: Владос, 2004 – 374 c.

11. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 264 с.

12. Детство. Программа для развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 2-е перераб. – СПб.: Акцидент, 1996 – 224 с.

13. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. / Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. – М.: АРКТИ, 2000. – 88 с.

14. Здоровье. Программа по физической культуре в детском саду: Программно-методическое издание 2-е доп., - Ставрополь, 1991. – 76 с.

15. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание – 1995, №6, с. 25-28.

16. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Уч. пос. для студентов пед. институтов, изд. 2-е испр. и доп., - М.: Просвещение, 1978. – 272 с., ил.

17. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986, - 304 с., ил.

18. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения для дошкольников – М.: просвещение, 1966. – 156 с., ил.

19. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. - М.: Овал, 2005. - 194с.

20. Курысь, В.Н. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект. / В.Н. Курысь, JI.H. Сляднева, Г.В. Шиянова: Монография. Ставрополь. - 2006. - 224с.

21. Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.

22. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. – М.: ФиC, 1987. – 359 с.

23. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Овал, 1992. - 376с.

24. Потребин И.А. Методика преподавания физической культуры, - Мн.: Аверсэв, 2005. - 168с.

25. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.

26. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ДОУ. / Сост. О. А. Соломенникова. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002. – 112 с.

27. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Автор-составитель Н. А. Ноткина. – СПб.: ЛОИУУ, 1995. – 64с.

28. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. – 42-52., №1 0. - с. 56 – 63.

29. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Уч. пос. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 308 с.

30. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие / под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 656 с.

31. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе: (Из опыта работы) / Э. И. Адашкявичене, Л. В. Карманова, Л. М. Коровина и др.; под ред. А. В. Кенеман и др. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с., ил.

32. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пос. для воспитателя подготовительной к школе группы, 2-е изд., дораб. – М.: Просвешение, 1984. – 159 с., ил.

33. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с., ил.

34. Филиппова О. С. Физическое воспитание и развитие дошкольников, - М.: Издательский центр Академия, 2007. – 224 с.

35. Шебеко, В. Н. Физкульт-ура! программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации но организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. Н. Шебеко, В. А. Овсянкин; под ред. В. Н. Шебеко. - Моэырь: ООО ИД Белый Ветер. 2006. - 89с.

36. Юнашева У.С. Возрастные особенности детей, - М.:Прогресс, 2002. - 276с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика