Дипломная работа

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».»

  • 61 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 9

1.1. Основы понятия коммуникативные универсальные учебные действия в свете реализации ФГОС 9

1.2. Возрастные особенности младших школьников по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 12

1.3. Коммуникативные универсальные учебные действия в рамках курса «Окружающий мир» 16

Вывод по первой главе 23

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 24

2.1. Особенности диагностических методик по выявлению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 24

2.2. Организация и проведение уроков по окружающему миру с формированием коммуникативных универсальных учебных действий 37

2.3. Анализ проведения опытно-педагогической работы 40

Вывод по второй главе 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

ЛИТЕРАТУРА 56

Введение

Актуальность исследования. В стандартах второго поколения коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, осуществления совместной деятельности, и налаживание межличностных отношений. Коммуникативные навыки и общение необходимы для организации контактов в совместной деятельности. В ходе общения учащиеся обмениваются мыслями, идеями, и переживаниями. Коммуникативные универсальные учебные действия реализуют сотрудничество с педагогом, со сверстниками и взаимодействие между ними, умение выражать свои мысли и выслушивать мнение других, разрешать конфликты.

Актуализация исследования в формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий выявил ряд противоречий:

- между потребностями у младшего школьника коммуникативных умений в общении с окружающими людьми и невозможностью образовательного учреждения полной мере удовлетворить их.

- между требованиями Федерального государственного стандарта у младших школьников формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках и отсутствия полного программного учебного комплекта

- между тем, что у младшего школьника есть потенциал формирования коммуникативных УУД и отсутствие необходимых педагогических условий и методик приводит к затруднению обучения младшего школьника.

С учетом данных противоречий определена проблема исследования – каковы условия формирования у младших школьников коммуникативные универсальные учебные действия по курсу окружающий мир?

Тема исследования – «Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».

Цель исследования – изучить особенности формирования коммуникативных УУД в обучении младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».

Объект исследования –обучение младших школьников предмету «Окружающий мир»

Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир».

Гипотеза – формирование коммуникативных УУД у младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир» будет проходить эффективно если:

- учитывать возрастные особенности младших школьников на уроках.

- на уроках использовать групповые, парные формы работы, постановка проблемных вопросов для совместного сбора информации, управлять поведением партнера, разрешать конфликты по формированию коммуникативных умений.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности коммуникативных УУД в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

2. Раскрыть возрастные особенности младших школьников по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

3. Организовать опытно-педагогическую работу по выявлению коммуникативных универсальных учебных действий.

4. Разработать методические рекомендации по теме исследования.

Методологическая основа исследования –системно- деятельностный подход (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина); компетентностный подход (Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В Хуторской и др.), проблемно-поисковый подход (М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.Я.Лернер и д.р.).

Теоретическая основа исследования - формирование коммуникативных умений личности рассматривается в трудах (А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др); концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным руководством (А.А.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, С.К.Бондыревой, Ш.А.Амонашвили); планомерное и поэтапное формирование умственных действий и понятий ( П.Я. Гальперин, Н.Ф. Галызина); педагогика развития (Л.В. Занков); психопедагогика «живое знание» (В.П. Зинченко); культурно- историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Т. Асмолов, В.В. Рубцов, В.В.Клочко, Е.Ф. Ямбура), личностно ориентированное образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободников, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др).

Для проверки гипотезы и решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы (анализ философской, психолого-педагогической научной литературы);

- методы эмпирического исследования – наблюдение, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.

База исследования – лицей № 21 города Уфы.

Этапы исследования. Исследование включает в себя три этапа:

- на первом этапе осуществлялось теоретическое исследование (анализ философской, психолого - педагогической литературы), формулировался объект, предмет, задачи, цели, гипотезы исследования.

- на втором этапе исследования были разработаны методики и проведен констатирующий эксперимент с целью выявлению у младших уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

- на третьем этапе исследования осуществлялся формирующий эксперимент

по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, работы был проведен контрольный срез и анализ с выявлением динамики опытно-педагогической работы.

Апробация и внедрение результатов – участие Всероссийской научной конференции « Теория и практика начального общего образования». Публикация статьи на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников».

Теоретическая значимость – состоит в том, что были рассмотрены возрастные особенности младших школьников, сущность федерального государственного образовательного стандарта, программы формирования универсальных учебных действий.

Практическая значимость – была проведена опытно- педагогическая работа для выявления и формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, так же разработаны методические рекомендации учителю.

Структура ВКР - дипломная работа состоит из введения, двух глав, вывод по главам, заключения, литературы, приложения.

Во введении раскрывается актуальность исследования, выявляются противоречия, проблемы исследования, определяются цель и задачи, объект и предмет, выдвигается гипотеза, описываются методологическая основа исследования, методы, теоретическая и практическая значимость, база исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках курса «Окружающий мир» рассматриваются возрастные особенности младших школьников, понятия коммуникативные универсальные учебные действия в рамках ФГОС и формирование их в рамках курса «Окружающий мир».

Во второй главе «Опытно-педагогическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» описывается организация и содержание опытно-педагогическая работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

В заключении изложены основные вывода по проведенному исследованию.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1.1. Основы понятия коммуникативные универсальные учебные действия в свете реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [60].

В стандарт входят следующие требования:

1) требование к результатам освоения основной образовательной программ;

2)требования к структуре основной образовательной программы и так же к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению;

3) требования к условиям реализации, так же кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а так же совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и включая организацию этого процесса являются универсальными учебными действиями.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области[3].

Выделяют такие виды универсальные учебные действия как:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Целью начального образования в рассмотрении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Важное значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения[3].

Как психолого-дидактическое явление универсальные учебные действия имеют следующие особенности:

• служат предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно

• используя обобщенные способы действий организовывать свою деятельность;

• не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;

• отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)

• возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

• «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Целью данной программы является: раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть раскрыты на начальной степени ближе к дидактическим процессам школы.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

• обеспечить возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [4,9].

В соответствии Федеральному государственному стандарту второго поколения программе выделяются следующие УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К коммуникативным действиям относятся следующие особенности :

• организация планирования учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками, определение целей и функций участников, а так же способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения, реализация.

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации[60].

В рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка осуществляется развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности. Сам процесс обучения дает характеристику и содержание учебной деятельности ребёнка и определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. Так же коммуникативные действия обеспечивают учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности, и так же социальную компетентность; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы; объединение в группу сверстников и организовать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

1.2. Возрастные особенности младших школьников по формированию коммуникативных универсальных учебных действий

Возрастные особенности коммуникативных навыков определяются формой общения, которую характеризуют следующие компоненты: 1) время возникновения; 2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребностей; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими; 5) основные средства общения, с помощью которых осуществляются коммуникации ребенка. М.И. Лисина выделяет четыре формы общения: ситуативно-личностная;ситуативно-деловая;внеситуативно-познавательная; внеситуативно-личностная [36,45].

У младших школьников развиты все формы общения, среди более существенных является внеситуативно-личностная форма, она служит для познания самого себя, сверстников и человеческих отношений. Коммуникативная деятельность служит целям познания социального мира людей. Формируется на основе личностных мотивов и в разнообразной деятельности ( учебной, игровой, трудовой и познавательной), удовлетворяя потребность во взаимопонимании и сопереживании, используя все ранее усвоенные средства общения комплексно [35,294].

Развитие коммуникативных навыков является одним из главных психологических процессов младшего школьника. Овладение этого идет на уроках родного языка.

Развитие коммуникативных навыков определяет само общение. Речевое общение намеривает не только богато показывает разнообразие используемых слов, и так же осмысленность того, о чем идет речь, овладение смыслами и значением родного языка.

Возрасте 7-9 лет встречается такая особенность, когда достаточно освоив контекстной речи, учащийся пытается выразить не только свои мысли, а также в процессе общения удержать внимание собеседника. Возникает обычно при общении с взрослыми или со сверстниками в процессе игровой деятельности или общения. Такое соскальзывание с речи используемой в выражении своей мысли, показывает то, что у ученика существует проблема в построении осмысленной контекстной речи [33,238].

Формируется письменная речь, которая имеет свою особенность - она всегда требует большего контроля, чем устная речь. Основным звеном в развитии письменной речи является улучшение письменной связной речи- умение различать в речи все связи предметного содержания так, чтобы формировался контекст понятный для другого. Овладевая письменной речью, дети раскрывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, статьи и прочее. Младшем школьном возрасте письменная речь на много ниже, чем устная [33,238].

Коммуникативные умения у младших школьников различные по степени: произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. У учащихся может преобладать: сжатая, непроизвольная, диалогическая речь. С расширением словаря возрастает и наполненность слов.

Содержание общения в младшем школьном возрасте становится более разнообразным и углубленным. К дифференциации подчиняются цели общения. Процесс общения становится вербальным и более интеллектуальным, в нем развиваются и различаются независимые друг от друга деловое и личностное общение.

Психологическая сущность формирования коммуникативных навыков младших школьников заключается в том, что движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия, и повышенная эмоциональность коллективного восприятия, и противоречия, расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату [3,95].

И.А. Гришанова предполагает, что в младшем школьном возрасте у многих учащихся сформированы коммуникативные навыки – учащиеся с интересом относятся к общению со сверстниками, так же они активны и самостоятельные в учебном общении; применяют невербальные способы общения, и обладают интонационными особенностями речи; по обращению к себе и другим проявляют ответственность и требовательность; критически относятся к результатам общения, учитывают замечание учителей; руководит своим эмоциональным состоянием; придерживаются к правилам поведения в школе. Некоторым школьникам характерно стремление к общению, но препятствием на пути к успешному общению является невозможность ориентироваться в ситуации общения и критически относиться к результатам общения, неправильная оценка замечаний одноклассников, не владение невербальными средствами общения, неспособность управлять своим эмоциональным состоянием. Уровень образования коммуникативных навыков зависит от особенностей личности детей, семейного воспитания и особенностей обучения[5,34].

Главное внимание в концепции развития универсальных учебных действий обращает внимание на становление коммуникативных универсальных учебных действий. В раннем возрасте ученик начинает общаться и говорить. В момент пребывания в школу обладает коммуникативными и речевыми компетенциями. Особое внимание в психологии и педагогике обращают развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативной речевой стороне при традиционной подготовке школе. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним [30,152].

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника.

В первом классе ученик должен уметь: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; участвовать в парной работе.

Во втором классе ученик должен уметь: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

В третьем классе ученик должен уметь: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

В четвёртом классе ученик должен уметь: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников.

Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.

Заключение

Сущность формирования коммуникативных навыков младших школьников заключается в том, что движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия, и повышенная эмоциональность коллективного восприятия, и противоречия, расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель организует у учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату.

Главное внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. С самого раннего возраста ребенок способен общаться и говорить. Придя в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Большое внимание в психологии и педагогике обращают развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативной речевой стороне при традиционной подготовке школе. Коммуникативная потребность предлагает в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним.

Коммуникативным универсальным учебным действиям характерны следующие особенности:

1. организация планирования учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками, определение целей и функций участников, а так же способов взаимодействия;

2. постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3. способность разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения, реализация.

4. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации[60].

В опытно-педагогической работа разделена на три этапа:

Первый этап были подобраны методики для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Второй этап проведен констатирующий эксперимент для выявления коммуникативных УУД.

Третий этап провести контрольный эксперимент и сравнительный анализ по результатам.

Были проведены следующие методики («Кленовые листочки», «Определение активности словарного запаса», «Дорога к дому») для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

По результатам первой методики « Кленовые листочки» был выявлен средний уровень.

По результатам второй методики « определения активности словарного запаса» выявился средний уровень.

Результатами третей методики «Дорога к дому» был выявлен средний уровень коммуникативно – речевых действий.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса были проведены уроки на тему «Жизнь экосистемы», «Почва как важнейшая часть экосистемы», «Экосистема озера» и.т.д. Целью данных уроков формировать сплоченность коллектива в парной, групповой форме работе. Умение взаимодействовать время выполнения задания, выслушивать мнение друг друга, грамотно и доступно для других излагать информацию, развивать активность словарного запаса.

После проведения формирующего опытно-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент для выявления его эффективности, были использованы эти же методики, что и в констатирующем эксперименте. По сравнительному анализу уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий был выявлен высокий уровень.

Методические рекомендации учителю:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;

- проблемные ситуации. В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;

- на уроках групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.

- оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом; вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека; умение давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах.

Таким образом опытно-педагогической работе было доказано, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий будет эффективно если учитывать их возрастные особенности, проводить групповую, парную, индивидуальную форму работы.

Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2003. – 384с. - ISBN 5-7834-01066-1.

2. Асмолова А.Г., Бурменская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. – 367 с. - ISBN 57-9854-3850-3

3. Батыршев, А.В. Организационные и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев – Таллин: УИСТ, 2001. - 108 с. - ISBN 5-7824-01066-1.

4. Бахтин, М.М. Этика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин - М.: Искусство, 2002. - 448 с. - ISBN 8-7824-01066-1.

5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие [Текст] / Е.П. Белинская – М.: Аспект, 2002. – 304 с. - ISBN: 978-5-7695-5883-2.

6. Белорыбкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белорыбкина – Ярославль: Наука, 2000. – 270 с. - ISBN: 2345-5-7695-5883-2.

7. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа – 2003. - №4. – с. 10-15.

8. Бодалев, А.А. О коммуникативном ядре личности. [Текст] / А.А. Бодалев // Сов. педагогика. - 2000. - №5. – с. 24- 29.

9. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова – М.: Аспект, - 2001.– 383 с. - ISBN 5-7567-0150-8.

10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2000. – 460 с. - ISBN 5-9567-0150-8

11. Буева, А.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / А.П. Буева – М.: Педагогика, 2001. – 135 с. - ISBN 5-7567-6180-8.

12. Богакова, С.Е., Князькова, Т.Н., Плоскина, О.В., Лысюк, С.Н. Диагностика коммуникативных способностей [Текст] / под ред. С.Е.Богакова – Кемерово: Педагогика, 2001. – 250с. - ISBN 7-3567-6180-0.

13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. М.: Просещение, 2000. – 236 с. - ISBN 5-6767-6180-8.

14. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова - М.: Аспект, 2001 – 478 с. - ISBN 5-3567-6180-5.

15. Власова, А.А. Утром – практика, вечером – теория [Текст] / А.А. Власова // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.

16. Воюшина, М.Л. Формирование умения анализировать художественные произведения как средство литературного развития младших школьников [Текст] / М.Л. Вьюшина - СП б.: АКБ, 2000. – 345с. - ISBN 5-7367-6180-6.

17. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М., 1995. – Т. 3: Проблемы развития психики. – С. 2-328.

18. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст] / И.А. Гришанова – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 267 с. - ISBN 8-3654-6890-5.

19. Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек» [Текст] / М.Е. Дашкин – М.: Педагогика, 2000. – 256 с. - ISBN 5-5678-6450-5.

20. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст] / Н.И. Дереклеева – М.: Аспект Пресс, 2005. – 345 с. - ISBN 5-7334-36890-9.

21. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей младших школьников [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Пресс, 2008. – 374 с. - ISBN 7-3654-6890-35.

22. Жирова, Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов [Текст] / Н.А. Жирова – М.: Просвещение, 2001. – 265 с. - ISBN 5-3334-36590-1.

23. Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие в общении [Текст] / Ю.М. Жуков – Киров: Наука, 2000. – 142с. - ISBN 5-3654-6890-8

24. Зимняя И.А., Путиловская, Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи [Текст] / И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская – М.: Просвещение, 2004. – 543 с. – ISBN 67-3334-3640-0.

25. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений [Текст] / О.М. Казарцева – М.: Наука, 2002. – 234 с. - ISBN 5-3634-3890-9.

26. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы [Текст] / Н.К.Капустин – М.: Академия, 2001. – 344 с. - ISBN 4-3654-6890-3.

27. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование [Текст] / А.А. Кидрон – СПб: Наука, 2000. – 165 с. – ISBN 7-3654-6890-0.

28. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина – Ярославль: Академия развития, 2000. – 485 с. - ISBN 5-3654-6890-67.

29. Ковалева, Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2011. – 235 с. - ISBN 8-3634-3890-34.

30. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 453 с. - ISBN 6-3634-3890-4.

31. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с. - ISBN 7-3654-3850-9

32. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании [Текст] / А.А. Купаевцев // Педагогика – 2005. - №10 – С. 27-33.

33. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста [Текст] / В.А. Кухаренко – М.: Аспект Пресс, 2001. – 173 с. - ISBN 8-3634-3090-3.

34. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Наука, 2000. – 456 с. - ISBN 3-3634-37890-4.

35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Наука, 2000. – 674 с. - ISBN 7-3654-6890-6.

36. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии/ Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов – М.: Просещение, 2000. – 567 с. - ISBN 9-1634-3890-1.

37. Львова, С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя [Текст] / С.И. Львова - М.: Просвещение, 2000. – 462с. - ISBN 7-3634-3890-6.

38. Лямскина, Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача [Текст] / Н.А. Лямскина – Курск: Пресс, 2000. – 365 с. - ISBN 9-7634-3790-4.

39. Мали, Д.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи [Текст] / Д.Д. Мали - М.: Наука, 2006. – 447 с. - ISBN 4-7544-3790-43.

40. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик– М.: Просвещение, 2000. – 457 с. - ISBN 6-7634-3790-2.

41. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика [Текст] / Е.И. Пассов - М.: АРКТИ, 2005. - 28 с. - - ISBN 1-5634-3790-3.

42. Петруссинский, В.В. Игры для интенсивного обучения [Текст] / В.В. Петрусинский – М.: Просвещение, 2000. – 234 с. - ISBN 6-3654-6890-2.

43. Путиловская, Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении [Текст] / Т.С. Путиловская – М.: Наука, 2004. – 125с. - ISBN 9-3634-3896-6.

44. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - . – Режим доступа: h**t://w*w.rsl.r*, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

45. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст ] / А.И. Савенков - М.: «Сентябрь», 2003. – с.204 - ISBN 43-3654-6890-67.

46. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 36-43.

47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 200. – 256 с. - ISBN 8-4654-6290-8.

48. Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие [Текст] / И.С. Сергеев – М.:АРКТИ, 2007. – 132с. – ISBN 9-3654-6890-0.

49. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников [Текст] / В.А. Синицын // Начальная школа. – 2003. - №2. – с. 23-29.

50. Соловейчик, М.С., Сергеева, Н.Н. Русский язык в начальных классах [Текст] / М.С. Соловейчик – М.: Просвещение, 2003. – 347 с. - ISBN 9-6734-3856-2.

51. Стернин, И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека [Текст] / И.А.Стернин - М.: Просвещение, 2001. – 456 с. - ISBN 8-8634-3840-3.

52. Сулимова, Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов [Текст] / Т.О. Сулимова – М.: Артс – Пресс, 2000. – 356 с. - ISBN 5-3654-6890-6.

53. Трофимова, Г.С. Русский язык и культура речи [Текст] / Г.С. Трофимова – М.: Наука, 2005. – 564 с. - ISBN 4-3634-3890-0.

54. Уварова, Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом [Текст] / Т.В. Уварова // Начальная школа. – 2001. - №10. – с. 36-42.

55. Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 2001. – 235с. - ISBN 1-3654-3890-4.

56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Тест]. – введ. 2010 – 12 – 17. – Москва: М-во образования и науки Рос. Федерации; М.: Просвещение, 2010. – 28 с.

57. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова – М.: Просвещение, 2000. – 254с. - ISBN 1-3654-3890-4.

58. Хвостова, Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников в учебной и внеурочной деятельности [Текст] / Е.В. Хвостова - Екатеренбург: Педагогика, 2005. – 168 с. - ISBN 4-3654-6890-3.

59. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г.А. Цукерман – Томск: Пеленг, 2000. – 346 с. - ISBN 5-3654-6890-9.

60. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н.А. Якимов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №1. – С. 48-51.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика