Дипломная работа

«Духовно-нравственное воспитание школьников»

  • 144 страниц
Содержание

Введение….….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….….9

1.1. Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание», его роль в формировании личности ребенка….….9

1.2. Возрастные особенности младших школьников в аспекте духовно-нравственного воспитания….….….26

1.3. Педагогические условия эффективности духовно- нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста….….…42

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….52

2.1. Организация экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников….…52

2.2. Реализация педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников…59

2.3. Анализ результатов духовно – нравственной воспитанности младших школьников….….…67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…88

ЛИТЕРАТУРА….….92

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования, программе «Шаг в будущее» и др.

Во все века люди высоко ценили духовно - нравственную воспитанность.

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

Духовно - нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидуумом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями. Это ведёт к разрушению социальных связей, нравственных устоев, ожесточению людей, отрицательно сказывается на внутреннем мире личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, это заставляет задуматься о будущем России, о подрастающем поколении.

Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников обусловлена следующим: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно - нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на просветительскую деятельность по нравственному воспитанию.

Обогащение духовных потребностей личности, раскрепощение духовных сил человека в процессе воспитания и активного участия в переустройстве жизни исследовали в начале века философы и педагоги Н. А. Бердяев, Н. Ф. Каптерев, П. А. Флоренский, К. Д. Ушинский и др.

Современные авторы исследуют сущность и закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности с позиции светского толкования (И. В. Бужина, Т. Г. Исакова, М. М. Мукамбаева, Л. Н. Паукова, Л. С. Романова). Тема создания духовной общности учителя и ученика занимает центральное место в работах Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковско-го, В. А.Сухомлинского, В. Г. Рындак и др.

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах H.A. Бердяева, Л.H. Толстого, B.C. Соловьева и др.

Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам духовно-нравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл, Гирфановой Л.П., Калимуллина Р.Х. и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, E.H. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др.

В результате изучения проблемы выявлены противоречия:

- между необходимостью в знаниях о процессе формирования духовных потребностей школьников на различных этапах жизненного развития и недостатком теоретических и практических разработок о сущности этого процесса;

- между имеющимися в ОУ резервами по формированию духовных потребностей школьников и недооценкой значимости адекватного этой задаче управления образовательным процессом;

- между потенциальными возможностями ОУ в формировании духовных потребностей школьников и недостаточной обоснованностью эффективных педагогических условий осуществления данного процесса.

- сензитивностью младшего школьника к духовно-нравственному воспитанию и недооценкой в педагогической деятельности этой самоценной для воспитательного воздействия возрастной ступени;

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Объект исследования – процесс духовно – нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

На основе анализа философской, психологической, педагогической литературы, научных исследований и результатов практической деятельности сформулирована гипотеза исследования, положенная в основу опытно-экспериментальной работы: эффективность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников повысится, если:

- процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной школе осуществляется на основе системного, культурологического, аксиологического и личностно-деятельностного подходов;

- учитывается своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников;

- разработаны критерии, показатели, позволяющие отслеживать динамику развития уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников результативность духовно-нравственного воспитания младших школьников;

- учитывается и последовательно реализуется совокупность основных взаимосвязанных педагогических условий, определяющих эффективность и своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе системного подхода.

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированной гипотезы были определены задачи исследования:

1. Дать характеристику сущности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

3. Теоретически обосновать и апробировать совокупность педагогичсеких условий эффективности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Методологической основой исследования послужили концептуальные положения теории развития личности в деятельности ОУ (А. К. Бруднов, В. А. Горский, А. Я. Журкина, С. В. Сальцева, А. Б. Фомина, Н. И. Фуникова, А. И. Щетинская); отечественные и зарубежные философские, психолого-педагогические, культурологические теории духовного развития личности (Н.A. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский); исследования о сущности и структуре духовных потребностей личности (П. С. Ершов, Ю. П. Вяземский, П.B. Симонов, Ю. В. Самойлова, Ф. Ш. Терегулов, Ш. Ш. Хайрулин, В. А. Черкасов, Ю. В. Шаров), идеи взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития, положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания, ведущая роль созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма и подлинной демократии, принципы индивидуализации.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты основные характеристики ведущих понятий исследования «духовность»; уточнены особенности совершенствования содержания деятельности учреждений образования по формированию духовных потребностей школьников; обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных потребностей школьников в деятельности ОУ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе эксперимента была создана и реализованы «Уроки духовности» для учащихся младших классов, также программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, позволяющие определить общую направленность и конкретную методику организации уроков духовности, комплекс диагностических методик оценки развития эмоциональной, интеллектуальной и действенной сфер для отслеживания результатов духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Результаты могут быть использованы в практике ОУ; его выводы послужат основой для практических рекомендаций по совершенствованию содержания деятельности ОУ по формированию духовно-нравственных потребностей школьников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и перечня использованной литературы, приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей [41, c.221].

С целью экспериментальной проверки общей гипотезы исследования нами была организована специальная экспериментальная работа, которая проводилась в младших классах МАОУ СОШ №97 г. Уфы. Исследованием было охвачено 2 экспериментальных и 2 контрольных класса с общим числом 110 младших школьников. Для получения достоверных данных, мы проводили экспериментальную работу с одним и тем же контингентом учащихся в течение учебного года.

Подготовка к экспериментальной работе включала в себя следующие основные элементы:

а) уточнение гипотезы, определение задач и содержания экспериментальной работы;

б) разработка комплексного научно-методического обеспечения для участников эксперимента по данной проблеме;

в) подбор творческой группы учителей начальных классов, их теоретическая и практическая подготовка к проведению экспериментальной работы;

г) изучение состава учащихся контрольных и экспериментальных классов.

Специального отбора детей в экспериментальные классы не проводились. Учителями-экспериментаторами стали учителя 1-2 категории, имеющие высшее образование, которые в своих личностных, педагогических целях использовали разработанные нами комплексное научно-методическое обеспечение. Контрольные классы не оставались без нашего внимания, мы поддерживали постоянные контакты с учителями и младшими школьниками, проводились срезы уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся.

Изучая опыт работы педагогов, мы пришли к выводу, что основным условием успеха их работы являются глубокие знания теории и методики духовно-нравственного воспитания младших школьников. Поэтому для оказания методической помощи учителям начальных классов, участвующим в эксперименте, мы организовывали семинары, практикумы, на которых давались рекомендации по экспериментальной работе . Также проводилась следующая работа:

1) знакомство с темой исследования, с его рабочей гипотезой, с планом намечаемого эксперимента и основными моментами его методики;

2) обсуждение хода и результатов экспериментальной работы, диагностика уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) семинары и практикумы по проблеме исследования.

В процессе занятий с учителями начальных классов нами использовались такие упражнения, как: моделирование педагогического общения педагогов с детьми, общение воспитанников между собой; ролевые игры, методы тестирования и анкетирования, обсуждение методики разрешения типичных педагогических ситуаций, а также посещение и анализ воспитательных мероприятий в начальной школе.

В ходе опроса учителя-экспериментаторы отметили, что проводимая методическая работа по теме исследования заставила их пересмотреть свое отношение к проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников, в большей степени контролировать свое поведение, поступки, которым могут подражать младшие школьники. По мнению учителей, самым сложным в организации деятельности детей является их недостаточная методическая подготовка. Совершенствование духовно-нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательном учреждении находится в прямой зависимости от уровня развития духовно-нравственной и общей культуры учителя. Эффект формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников в основном обусловлен тем, насколько нравственные ценности воспринимаются педагогом как жизненно-необходимые.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно -деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и•ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что ведущим видом деятельности ребенка в начальной школе становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре [131; 109 С. 91; 96; 94]. В этом возрасте активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому). Усложняется речь, однако память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Внимание младшего школьника недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, зато активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Становятся более явными различия детей связанные с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в классном коллективе, становится оценка учителя, успехи в учебе [41, c. 221].

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В ходе исследования мы выделили критерии духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В научной литературе под критерием оценки воспитанности понимают признак, мерило, на основании которого производится оценка чего-либо. Критерий оценки воспитанности – признак, по которому можно судить об уровне воспитанности человека, оценить результаты воспитательной деятельности. Мы выделяем в качестве критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.

Каждый из выделенных критериев включает ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.

Показателями духовно-нравственной воспитанности младших школьников по когнитивному критерию выступают: полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно-нравственных ценностях; степень интереса к этим знаниям.

Показателем духовно-нравственной воспитанности младших школьников по эмоционально-ценностному критерию является: степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия.

Поведенческий критерий можно оценить по следующему показателю: наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении; степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Поэтому в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей [42, c.403].

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях [56, c.180].

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Также можно проводить предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов [78,c.128].

Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья” [118, С. 12].

В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше [74, c.265].

Качественное образование это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

2.2. Реализация педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В настоящее время отмечается резкий спад уровня культурного развития детей. Чаще всего это проявляется в отсутствии четких положительных ориентиров молодого поколения. Безусловно, этому способствует ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, недостаточный объем проводимых работ с детьми и молодежью в культурно-досуговой сфере.

Система духовно – нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно – нравственной культуры.

Основываясь на философских представлениях , посвящённых духовно-нравственному развитию человека Платона, Сократа, Аристотеля, Гегеля, И.Канта и психолого-педагогических исследований Н.Г. Авериной, А.К. Анисимова Н.А. Бердяева, Л.С. Выготского, В.П.Зинченко, Р.Х. Калимуллина, А.К. Уледова [1-8] были выделены следующие ключевые понятия нравственности: счастье, свобода, мужество, cправедливость, дружба, добро, зло, вина - которые, в целом, являются духовно-нравственной составляющей. Эти понятия нравственности помогут выявить уровень развития духовно – нравственных качеств у школьников.

Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Более того, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей [72, С.231]. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Для младших классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому если учителя начальных классов основной духовно-нравственный материал включали бы в различные уроки, мы думаем было бы хорошо: например, на уроках математики вместо того, чтобы просто научить детей складывать, умножать и делить, можно придумывать задачи, для решения которых необходим нравственный поступок. Пример: «Тетя Люба медленно шла из магазина. В руках у неё были две сумки общим весом 7 кг. Юра помог ей донести одну сумку, которая была потяжелее другой. Сколько весила эта сумка, если ноша тети Любы благодаря помощнику облегчилась в 3 раза?» То есть материал стараться нужно ввести в содержание задач или в зашифрованные задания.

Если уже говорить об уроках литературы, то каждое произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Бахтина О. Б, которая занимается «Теорией и практикой образования в современном мире»,отмечает, что нужно строить уроки по законам искусства (художественный анализ произведения) закон трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Уроки посвященные сказкам «Иван — царевич и Серый Волк», «Сивка — Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина за добро добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Через сказку ребенок познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно через сказку знакомятся дети с понятием, что такое хорошо и что такое плохо, а значит закладываются моральные и духовные ценности. И без преувеличения можно сказать, что чтение сказок учащимся – это прежде всего, воспитание души.

Не зря В.А.Сухомлинский говорил, что «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [89, c.137].

Констатирующий этап экспериментальной работы был проведен во всех экспериментальных и контрольных классах, в ходе него осуществлялись: обоснование и разработка критериев, показателей и уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников; определение исходного уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Констатирующий эксперимент проводился при соблюдении следующих требований: а) наличие равных общих условий для экспериментальных и контрольных классов; б) обучение по одинаковым образовательным программ; в) однородность контингента обучаемых во всех классах; г) проведение эксперимента в естественных условиях педагогического процесса; д) объективность оценок результатов воспитания.

В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы изучалась специфика формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Под уровнем понимается отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Как отмечает Ю.А. Конаржевский, переход с одного уровня на другой характеризуется следующим:

1) усложнением развития элементов, приводящим к усложнению структуры;

2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры;

3) одновременным совершенствованием элементов и структуры.

Мы выделили три уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников: низкий, средний и высокий. Дадим их характеристику.

Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни и личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.

Средний уровень. Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Не устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

Низкий уровень. У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знаниям и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, о самооценки поступков уклоняются .

В исследовании уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников мы определяли с помощью диагностики.

Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников – это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях духовно-нравственной воспитанности младших школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разница между ними определяет результативность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. На основании изучения делаются предварительные прогнозы, планируется система работы духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Сущность диагностики духовно-нравственной воспитанности младших школьников состоит в том, чтобы:

1) обнаружить и изучить изменения состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

2) определить уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) увидеть норму или отклонения в духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

4) установить причины, определяющие выявленное отклонение в состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

5) установить эффективность педагогического взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Для обеспечения объективности и сравнимости информации, в экспериментальной работе проводились исследования духовно-нравственной воспитанности младших школьников (с 1 по 4 классы) с использованием неизменяемых критериев, показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Мы разработали «Диагностическую программу изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Она в краткой и доступной форме определяла критерии, показатели, признаки для распознания и выявления уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

В процессе изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников использовались общие методы педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение творчества воспитанников, изучение круга общения, интересов учащихся, содержания их досуга, социометрические методы и др.

На констатирующем этапе экспериментальной работы нами был определен исходный уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, поскольку достоверность полученных результатов работы в значительной степени зависит от начальных исходных параметров. Уровень сформированности духовно- нравственной воспитанности младших школьников мы определили методом срезового обследования. Как известно, под срезом в педагогической литературе обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Средствами среза служила «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно- нравственной воспитанности младших школьников».

На основе получаемых результатов мы сможем определить основные направления экспериментальной работы, спрогнозированы ее положительные результаты, негативные последствия и их коррекция.

В экспериментальной работе стремимся использовать имеющиеся в науке рекомендации о сотрудничестве учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников. Это сотрудничество включало в себя совместное выполнение родителями и детьми советов-заданий, предлагаемых учителем. Прослушивание радиопередач, просмотр доступных детям программ, совместное чтение материалов периодической печати, руководство выполнением детьми домашних заданий, совместное проведение с родителями разнообразной внеучебной деятельности, организуемой учителями.

После установления исходного уровня сформированности духовно- нравственной воспитанности младших школьников, мы направили усилия на организацию формирующего этапа экспериментальной работы с целью проверки и уточнения общей гипотезы исследования. Он включал в себя ряд взаимосвязанных направлений: а) систематическая реализация научно-методических рекомендаций, вытекающая из общей гипотезы исследования; б) постоянное изучение условий выполнения этих рекомендаций и фиксация результатов в дневниках учителей – экспериментаторов, ежегодное выявление степени их выполнения; в) систематическое изучение проявлений духовно-нравственной воспитанности младшими школьниками с использованием различных методов педагогической диагностики (тесты, анкеты, наблюдения, беседы и т.п.) г) ежегодное выявление динамики сдвигов в развитии уровней сформированности духовно- нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах.

Мы старались в повседневной работе с экспериментальными классами реализовывать научно-методические рекомендации, вытекающие из общей гипотезы. В ходе этой работы мы осуществляли проверку и уточнение нашего научного предположение о том, что эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников обеспечивается через внедрение в воспитательный процесс разработанной нами модели и учете педагогических условий эффективности духовно- нравственного воспитания младших школьников.

Мы решали задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников в единстве между собой и с задачами других аспектов воспитательного процесса. Ведущим и определяющим среди этих аспектов является нравственное воспитание, и соответственно главной задачей воспитательной работы с младшими школьниками являлось – развитие у детей потребности и способности заботиться о себе, друг о друге, об окружающих, бережного отношения к живым существам.

В экспериментальных классах проводились разнообразные формы внеучебной деятельности, при организации которых учителя старались предварительно определить, какие возможности они несут для формирования каждого компонента духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Наиболее эффективными в духовно-нравственном воспитании младших школьников оказались следующие формы внеучебной деятельности: классные часы, праздники, утренники, викторины, экскурсии, КТД, игры-путешествия, ролевые игры, кружки, этические беседы, встречи с интересными людьми и др.

В следующем подразделе мы более подробно опишем анализ материалов исследования, где уровень сформированности духовно- нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах к концу опытно-экспериментальной работы будет высоким, но темп формирования духовно-нравственной воспитанности в контрольных классах будет ниже по сравнению с экспериментальными классами. Наибольший сдвиг в развитии уровней сформированности духовно- нравственной воспитанности удалось обеспечить в тех экспериментальных классах, в которых наиболее полно и последовательно были реализованы педагогические условия эффективности духовно- нравственного воспитания младших школьников.

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Проблему духовно – нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги. Она актуальна и сейчас, т.к. это сложный и многогранный процесс, пронизывающий все стороны жизнедеятельности человека. Идейно-психологической опорой духовно - нравственного воспитания должны служить нравственные понятия, заложенные в детстве. Основными нравственными качествами, воспитанием которых призвана заниматься школа, являются отзывчивость, общительность, доброжелательность, честность, товарищество, чувство справедливости и гражданской ответственности. Задачи духовно - нравственного воспитания направлены на внесение в сознание ребёнка знаний о нравственных нормах, на формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, на выработку умений и привычек нравственного поведения. Наше исследование подтвердило, что в процессе формирования нравственности важная роль принадлежит школе. Именно в школьные годы человек должен научиться не только ответственному выбору моральных ценностей, но и уметь реализовывать их в своей жизни, так как для морали характерны единство нравственного сознания и поведения, действенность нравственных норм. Проведённое исследование показало, что младший школьный возраст – возраст накопления духовно - нравственного опыта, именно в младшем школьном возрасте формируются и уточняются нравственные представления, вырабатываются моральные суждения. Характерная для младших школьников повышенная восприимчивость к внешним влияниям может способствовать их успешному воспитанию при условии систематической и целенаправленной работы учителя, как во внеклассной работе, так и в процессе учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте невозможно сформировать духовность, как мировоззрение, хотя по своей природе, не на сознательном уровне ребенок вполне ощущает свою нераздельную связь с миром. В связи с этим мы полагаем, что в период детства у детей необходимо формировать основы духовности, то есть закладывать фундамент духовному развитию.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы приводим пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами и психологами.

Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми. В ходе проделанной работы были сформулированы основные выводы.

1. Проведенный теоретический анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил уточнить сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание», который определяется как процесс содействия духовно-нравственному становлению человека и формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви) и т.д.

2. Определены критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников в ОУ: организуется коллектив младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды; используется игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников; рассматриваются индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников; взаимодействует семья и учитель в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

3. Для экспериментального подтверждения/опровержения эффективности реализации теоретически обоснованных педагогических условий формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников нами было проведена опытно-экспериментальная работа, которая показала значимые изменения уровней сформированности духовно-нравственного воспитания младших школьников по всем выявленным критериям. Проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы позволяет утверждать, что поставленные задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

4. В процессе исследования разработана программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

В целом, цель нашей работы достигнута. Мы выявили педагогические условия, направленные на формирование духовно - нравственных представлений у младших школьников. Нашла подтверждение гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что духовно - нравственное воспитание будет эффективнее реализовываться при условии систематической и целенаправленной работы учителя на уроке.

Таким образом, образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – С. 23 - (Стандарты второго поколения).

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.

3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – С. 31 - (Стандарты второго поколения).

5. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2007 - С. 448.

7. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб: Питер, 2007. – С. 304.

8. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.

9. Алоева М.А. Духовно-нравственное воспитание для школьников: методический материал / М.А. Алоева; ред. Г.Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. – С. 320.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"

10. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 2008.- С. 253.

11. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.

12. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

13. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2008.

14. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68.

15. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – С.75-78.

16. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. – С. 112.

17. Бахтина О. Б. Теория и практика образования в современном мире: — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

18. Бердяев Н.А. Самопознание. Судьба России, смысл творчества, назначение человека. М., 2009. – С. 395.

19. Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1999. С.62-65.

20. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 192.

21. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М.: Просвещение, 2007. – С. 134.

22. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2007. – С. 89.

23. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников. М.,2008.- №9.-С. 10-14.

24. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2008.

25. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М., 2008.

26. Бондырева, С.К. Матрица духовности [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М., 2008.

27. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2007. - С. 254.

28. Бондарева О.Н. Культурно-исторический опыт становления духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в XIX в. // Культурологические и этнопедагогические аспекты образования. / Под ред. А.Г. Козловой, А.П. Тряпицыной. СПб, 2006. – С. 236.

29. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст] / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.

30. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 – 41.

31. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.

32. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.

33. Выготский Л.С. Педология подростка. – М: 1929, 1930.

34. Галицкая И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.

35. Гвоздарева Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике: из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 48 - 52.

36. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.

37. Гирфанова, Л.П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска» [Текст]/ Л.П.Гирфанова. - Уфа, 2007.

38. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.

39. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.

40. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В.Давыдов.- М., 1996.

41. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – С. 221.

42. Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 88 - 92.

43. Духовно - нравственное воспитание: Тема номера [Текст] // Начальная школа: плюс, до и после. - 2010. - № 9.

44. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- С. 376.

45. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.

46. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.

47. Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения [Текст] / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 213 - 219.

48. Зинченко, В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Текст]/ В.П.Зинченко, Е.Б. Моргунов.- М., 1994.

49. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко - М: Гардарики, 2002, С.402.

50. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. – С. 357.

51. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT»,2003. – С. 694. - (Philosophy).

52. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 208. (Серия «Библиотека студента»).

53. Иоанн Златоуст. Полн. Собр. Творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1-12. СПб, 2007.

54. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - С. 26-30.

55. Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – С. 54.

56. Калимуллин Р.Х. Добрые деяния – основа развития духовности, нравственности молодёжи [Текст]: монография / Р.Х. Калимуллин .- Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – С. 180.

57. Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание - путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11, часть 5. — С. 1035-1039.

58. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. – С. 414.

59. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- С. 144.

60. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.: Наука, 1993. – С. 80.

61. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

62. Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст] / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107.

63. Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.

64. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе: единство воспитывающих и обучающих технологий [Текст] / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.

65. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - С.15-17.

66. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс – «Энциклопедия», 1994.

67. Кузанский, Н. О мире веры // Вопросы философии.- 2002.- N5.

68. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С.3-6.

69. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - С.22-26.

70. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

71. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С.60 - 63.

72. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – С.231.

73. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 2005.

74. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Спб, 1999 – С.265.

75. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С.21-29.

76. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.

77. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.

78. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. – С. 128.

79. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - С.436.

80. Немов Р.С. Психология. В трёх книгах. – М.: Владос,2000.

81. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М: Просвещение, 2005.- С.478.

82. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе// Наука и Слово. – М. 2006. - №3.

83. Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовно - нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 – 28.

84. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.816. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

85. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.

86. Семыкина, Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.

87. Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания: окно в цветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.

88. Соловцова, И. А. Духовное воспитание: система понятий [Текст] / И. А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 – 17.

89. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев,1972 – С.137.

90. Тельканова Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.

91. Тюляева, Т. И. Духовно - нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски [Текст] / Тюляева Т. И. // Методист. - 2010. - № 7. - С. 7 - 12.

92. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника// Классный руководитель. 2000. - №6 – С.32-45.

93. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1983. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г.Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983.

94. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2001.

95. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 2003.

96. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд,, перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1990.

97. Холманская, Л. И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45 - 47.

98. Шемшурина А В. Основы этической культуры школьников.// Народное образование. 2008. - №6 – С.64-65.

99. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - С.16-21.

100. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников "Преображение" / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. - 2006. - N 8. - С.46-49.

101. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. – М., 2006.

102. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников.// Нравственное воспитание школьников. 2002. –№12– С.104-105.

103. Уледов, А.К. Духовное обновления общества./ А.К. Уледов. – М., 1990.

104. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.

105. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно - нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11- 18.

106. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.

107. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 2006.- С.371.

Программы духовно – нравственного воспитания и классные часы

108.Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99.

109.Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.

110.Закирова, И. Г. Я среди людей: Программа по самосовершенствованию для 5 - 9 классов [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 1. - С. 38 - 45.

111.Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно - эстетической деятельности : Программа [Текст] // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 - 73.

112.Безгодкова, Е. П. Русская народно - духовная культура : Программа [Текст] / Е. П. Безгодкова // Образование в современной школе. - 2009. - № 6. - С. 9 - 27.

113.Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными: Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92.

114.Боброва, Л. В. Совесть - это нравственная категория…: Классный час [Текст] / Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98 - 103.

115.Большаков, С. В. Куда идешь,человек? : Классный час [Текст] / С. В. Большаков // Классный руководитель. -2009. - № 2. - С. 27 - 31.

116.Бухтинова, Н. С. Человек живет среди людей [Текст] / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73.

117.Веснина, Н. И. Жизненные ценности, или искусство жить достойно : Классный час [Текст] / Н. И. Веснина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 93 - 98.

118.Закирова, И. Г. Программа классных часов по культуре общения [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 12 - 15.

119.Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности [Текст] / Т. В. Кетова // Начальная школа. – 2011. - № 9. – С. 76 – 78.

120.Пенькова, Е. Г. Спешите делать добро [Текст] / Е. Г. Пенькова // Завуч начальной школы. - 2008. - № 7. - С. 41 - 45.

121.Праздникова, Г. Всегда стремиться к выбранной цели : Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева [Текст] / Г. Праздникова // Сельская школа. - 2008. - № 4. - С. 44 - 51.

122.Шишкина, А. В. Долг [Текст] / А. В. Шишкина // Завуч начальной школы. -2008. - № 7. - С. 90 - 94.

123.Янкина, И. В. Поговорим о дружбе и друзьях : [Текст] / И. В. Янкина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 54 - 55.

Статьи

124. Гирфанова Л.П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как обобщенным целям образования. [Текст].

125. Гирфанова Л.П. К вопросу о духовно-нравственном становлении человека. [Текст].

126. Гирфанова Л.П. К вопросу о формировании ценностных представлений младших школьников средствами воспитывающего обучения. [Текст].

127. Фазылова А.А. Духовно-нравственное воспитание личности младших школьников. [Текст] / Р.Х. Калимуллин // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и Мы» 10 ноября 2013 г./ Под ред. С.С. Досановой, Т.4. – Кокшетау: КУАМ, 2013. – С. 142-147.

128. Фазылова А.А. Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы районной конференции «Восхождение» (дискуссионный клуб) 6 ноября 2014 г. – Уфа: изд-во НИМЦ РБ, 2014. – С.67.

129. Фазылова А.А. Организация духовно-нравственного воспитания в начальной школе. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» 19 декабря 2014 г. – Уфа: изд-во БГПУ, 2014. – С. 52-54.

130. Фазылова А.А. Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015» 15-31 марта 2015 г. – Москва: изд-во РАЕ РФ, «Международный студенческий научный вестник, 2015.

131. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11. – С.32. - Содержание: "Если добрый ты - это хорошо!" / О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" / Н. С. Нуриева. "Добру откроются сердца" / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. "Помни о других" / Н. В. Ахметова. "Волшебное слово" / Л. Л. Худякова. "С детства дружбой дорожи" / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо" / Н. С. Крюкова.

132. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - С.45-57.

Перечень основных поисковых систем сети Интернет

1. w*w.google.r*

2. w*w.rambler.r*

3. w*w.yandex.r*

4. w*w.nigma.r*

Список электронных ресурсов

1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- h**t://windows.edu/ru

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - h**t://school-collektion.edu/ru

3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - h**t://fcior.edu.r*, h**t://eor.edu.r*

Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ

h**t://w*w.mon.gov.r*

2. Сайт Рособразования

h**t://w*w.ed.gov.r*

3. Федеральный портал «Российское образование»

h**t://w*w.edu.r*

4. Российский образовательный портал

h**t://w*w.school.edu.r*

5. Журнал «Начальная школа»

w*w.openworld/school

6. Газета «1 сентября»

w*w.1september.r*

7. Журнал «Наука и образование»

w*w.edu.rin.r*

8. Сайт образовательной системы Л.В. Занкова

w*w.zankov.r*

9. tulaschool.r*›teachers/57/1228/ Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС.

10.h**t://festival.1september.r*/articles/212640/"Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Официальные информационные ресурсы:

1. mon.gov.r*/ - сайт Министерства образования РФ

2. standart.edu.r* – сайт о введении ФГОС

Покупка готовой работы
Тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 144
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика