Дипломная работа

«Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников»

  • 58 страниц
Содержание

Введение….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….9

1.1. Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание», его роль в формировании личности ребенка….….9

1.2. Возрастные особенности младших школьников в аспекте духовно-нравственного воспитания….

1.3. Педагогические условия эффективности духовно- нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста….…14

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…19

2.1. Организация экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников….…19

2.2. Реализация педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников….22

2.3. Анализ результатов духовно – нравственной воспитанности младших школьников….…40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….51

ЛИТЕРАТУРА….53

Введение

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования, программе «Шаг в будущее» и др.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

Актуальность исследования. В современном мире успешность формирования «человечного человека» во многом определяется преодолением совершенно очевидной дисгармонии между интеллектуальным и духовно-нравственным развитием человека. Возникает важная задача образования: обеспечение развитых духовных потребностей, в которых движущая сила целенаправленной деятельности личности проявляется на основе переживания высшего смысла предназначения своей жизни.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на просветительскую деятельность по нравственному воспитанию.

Обогащение духовных потребностей личности, раскрепощение духовных сил человека в процессе воспитания и активного участия в переустройстве жизни исследовали в начале века философы и педагоги Н. А. Бердяев, Н. Ф. Каптерев, П. А. Флоренский, К. Д. Ушинский и др. Современные авторы исследуют сущность и закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности с позиции светского толкования (И. В. Бужина, Т. Г. Исакова, М. М. Мукамбаева, Л. Н. Паукова, Л. С. Романова). Тема создания духовной общности учителя и ученика занимает центральное место в работах Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковско-го, В. А.Сухомлинского, В. Г. Рындак и др.

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах H.A. Бердяева, J1.H. Толстого, B.C. Соловьева и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам духовно-нравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, E.H. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Калимуллина Р.Х. и др.

В результате изучения проблемы выявлены противоречия:

- между необходимостью в знаниях о процессе формирования духовных потребностей школьников на различных этапах жизненного развития и недостатком теоретических и практических разработок о сущности этого процесса;

- между имеющимися в УДО резервами по формированию духовных потребностей школьников и недооценкой значимости адекватного этой задаче управления образовательным процессом;

- между потенциальными возможностями УДО в формировании духовных потребностей школьников и недостаточной обоснованностью эффективных педагогических условий осуществления данного процесса.

- сензитивностью младшего школьника к духовно-нравственному воспитанию и недооценкой в педагогической деятельности этой самоценной для воспитательного воздействия возрастной ступени;

Цель исследования: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Объект исследования – процесс духовно – нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

На основе анализа философской, психологической, педагогической литературы, научных исследований и результатов практической деятельности сформулирована гипотеза исследования, положенная в основу опытно-экспериментальной работы: эффективности процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников повысится, если:

- учитывается своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников;

- обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели системы духовно-нравственного воспитания младших школьников;

- разработаны критерии, показатели, позволяющие отслеживать динамику развития уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников результативность духовно-нравственного воспитания младших школьников;

- учитывается и последовательно реализуется совокупность основных взаимосвязанных педагогических условий, определяющих эффективность и своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе системного подхода.

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированной гипотезы были определены задачи исследования:

1. Дать характеристику сущности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

3. Теоретически обосновать и апробировать совокупность педагогичсеких условий эффективности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Методологической основой исследования послужили концептуальные положения теории развития личности в деятельности УДО (А. К. Бруднов, В. А. Горский, А. Я. Журкина, С. В. Сальцева, А. Б. Фомина, Н. И. Фуникова, А. И. Щетинская); отечественные и зарубежные философские, психолого-педагогические, культурологические теории духовного развития личности (Н.A. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский); исследования о сущности и структуре духовных потребностей личности (П. С. Ершов, Ю. П. Вяземский, П.B. Симонов, Ю. В. Самойлова, Ф. Ш. Терегулов, Ш. Ш. Хайрулин, В. А. Черкасов, Ю. В. Шаров), идеи взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития, положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания, ведущая роль созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма и подлинной демократии, принципы индивидуализации и альтруизма.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты основные характеристики ведущих понятий исследования «духовность»; уточнены особенности совершенствования содержания деятельности учреждений дополнительного образования по формированию духовных потребностей школьников; обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных потребностей школьников в деятельности учреждения дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе эксперимента была создана и реализованы «Уроки духовности» для учащихся младших классов. В исследовании содержатся рекомендации, позволяющие определить общую направленность и конкретную методику организации уроков духовности, комплекс диагностических методик оценки развития эмоциональной, интеллектуальной и действенной сфер для отслеживания результатов духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Результаты могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования города; его выводы послужат основой для практических рекомендаций по совершенствованию содержания деятельности ОУ по формированию духовно-нравственных потребностей школьников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО_НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Ход, содержание и результаты экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

С целью экспериментальной проверки общей гипотезы исследования нами была организована специальная экспериментальная работа, которая проводилась в младших классах МАОУ СОШ №97 г.Уфы. Исследованием было охвачено 2 экспериментальных и 2 контрольных класса с общим числом 110 младших школьников. Для получения достоверных данных, мы проводили экспериментальную работу с одним и тем же контингентом учащихся в течение учебного года.

Подготовка к экспериментальной работе включала в себя следующие основные элементы: а) уточнение гипотезы, определение задач и содержания экспериментальной работы; б) разработка комплексного научно-методического обеспечения для участников эксперимента по данной проблеме; в) подбор творческой группы учителей начальных классов, их теоретическая и практическая подготовка к проведению экспериментальной работы; г) изучение состава учащихся контрольных и экспериментальных классов.

Специального отбора детей в экспериментальные классы не проводились. Учителями-экспериментаторами стали учителя 1-2 категории, имеющие высшее образование, которые в своих личностных, педагогических целях использовали разработанные нами комплексное научно-методическое обеспечение. Контрольные классы не оставались без нашего внимания, мы поддерживали постоянные контакты с учителями и младшими школьниками, проводились срезы уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся.

Изучая опыт работы педагогов, мы пришли к выводу, что основным условием успеха их работы являются глубокие знания теории и методики духовно-нравственного воспитания младших школьников. Поэтому для оказания методической помощи учителям начальных классов, участвующим в эксперименте, мы организовывали семинары, практикумы, на которых давались рекомендации по экспериментальной работе. Также проводилась следующая работа:

1) знакомство с темой исследования, с его рабочей гипотезой, с планом намечаемого эксперимента и основными моментами его методики;

2) обсуждение хода и результатов экспериментальной работы, диагностика уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) семинары и практикумы по проблеме исследования.

В процессе занятий с учителями начальных классов нами использовались такие упражнения, как: моделирование педагогического общения педагогов с детьми, общение воспитанников между собой; ролевые игры, методы тестирования и анкетирования, обсуждение методики разрешения типичных педагогических ситуаций, а также посещение и анализ воспитательных мероприятий в начальной школе.

В ходе опроса учителя-экспериментаторы отметили, что проводимая методическая работа по теме исследования заставила их пересмотреть свое отношение к проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников, в большей степени контролировать свое поведение, поступки, которым могут подражать младшие школьники. По мнению учителей, самым сложным в организации деятельности детей является их недостаточная методическая подготовка. Совершенствование духовно-нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательном учреждении находится в прямой зависимости от уровня развития духовно-нравственной и общей культуры учителя. Эффект формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников в основном обусловлен тем, насколько нравственные ценности воспринимаются педагогом как жизненно-необходимые.

Констатирующий этап экспериментальной работы был проведен во всех экспериментальных и контрольных классах, в ходе него осуществлялись: обоснование и разработка критериев, показателей и уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников; определение исходного уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Констатирующий эксперимент проводился при соблюдении следующих требований: а) наличие равных общих условий для экспериментальных и контрольных классов; б) обучение по одинаковым образовательным программ; в) однородность контингента обучаемых во всех классах; г) проведение эксперимента в естественных условиях педагогического процесса; д) объективность оценок результатов воспитания.

В ходе исследования мы выделили критерии духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В научной литературе под критерием оценки воспитанности понимают признак, мерило, на основании которого производится оценка чего-либо. Критерий оценки воспитанности – признак, по которому можно судить об уровне воспитанности человека, оценить результаты воспитательной деятельности. Мы выделяем в качестве критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.

Каждый из выделенных критериев включает ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.

Показателями духовно-нравственной воспитанности младших школьников по когнитивному критерию выступают: полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно-нравственных ценностях; степень интереса к этим знаниям.

Показателем духовно-нравственной воспитанности младших школьников по эмоционально-ценностному критерию является: степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия.

Поведенческий критерий можно оценить по следующему показателю: наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении; степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям.

В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы изучалась специфика формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Под уровнем понимается отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Как отмечает Ю.А. Конаржевский, переход с одного уровня на другой характеризуется следующим:

1) усложнением развития элементов, приводящим к усложнению структуры;

2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры;

3) одновременным совершенствованием элементов и структуры.

Мы выделили три уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников: низкий, средний и высокий. Дадим их характеристику.

Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни и личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.

Средний уровень. Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Не устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

Низкий уровень. У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знаниям и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, о самооценки поступков уклоняются.

В исследовании уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников мы определяли с помощью диагностики.

Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников – это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях духовно-нравственной воспитанности младших школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разница между ними определяет результативность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. На основании изучения делаются предварительные прогнозы, планируется система работы духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Сущность диагностики духовно-нравственной воспитанности младших школьников состоит в том, чтобы:

1) обнаружить и изучить изменения состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

2) определить уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) увидеть норму или отклонения в духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

4) установить причины, определяющие выявленное отклонение в состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

5) установить эффективность педагогического взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Для обеспечения объективности и сравнимости информации, в экспериментальной работе проводились исследования духовно-нравственной воспитанности младших школьников (с 1 по 4 классы) с использованием неизменяемых критериев, показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Мы разработали «Диагностическую программу изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Она в краткой и доступной форме определяла критерии, показатели, признаки для распознания и выявления уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

В процессе изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников использовались общие методы педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение творчества воспитанников, изучение круга общения, интересов учащихся, содержания их досуга, социометрические методы и др.

На констатирующем этапе экспериментальной работы нами был определен исходный уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, поскольку достоверность полученных результатов работы в значительной степени зависит от начальных исходных параметров. Уровень сформированности духовно- нравственной воспитанности младших школьников мы определили методом срезового обследования. Как известно, под срезом в педагогической литературе обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Средствами среза служила «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно- нравственной воспитанности младших школьников».

Анализ полученных результатов показал, что наблюдалось большое сходство данных во всех экспериментальных и контрольных классах (таблица 1).

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

В младшем школьном возрасте невозможно сформировать духовность, как мировоззрение, хотя по своей природе, не на сознательном уровне ребенок вполне ощущает свою нераздельную связь с миром. В связи с этим мы полагаем, что в период детства у детей необходимо формировать основы духовности, то есть закладывать фундамент духовному развитию.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы приводим пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами и психологами.

Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми. Формирование духовно-нравственного воспитания происходит в процессе положительной, эмоционально окрашенной познавательной деятельности, социально значимом творчестве и духовном общении.

Таким образом, образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2. Адамбаев Б. Народная мудрость. Алма-Ата: Книга, 1976. - 320 с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение,1985-448 с.

4. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 1988.-253 с.

5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

8. Бахтина О. Б. Теория и практика образования в современном мире: — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

9. Бердяев Н.А. Самопознание. Судьба России, смысл творчества, назначение человека. М., 1989. - 395 с.

Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1993. с.62-65.

10. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников.М.,2008.-№9.-10-14.c.

11. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

12. Выготский Л.С. Педология подростка. – М: 1929, 1930.

13. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – 221 c.

14. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко -М: Гардарики, 2002, стр.402с.

15. Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – 54 с.

16. Калимуллин Р.Х. Добрые деяния – основа развития духовности, нравственности молодёжи [Текст]: монография / Р.Х. Калимуллин. .- Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 180 с.

17. Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание - путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11, часть 5. — С. 1035-1039.

18. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.

19. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

20. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.

21. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

22. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

23. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.

24. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе// Наука и Слово. –М. 2006. - №3.

25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев,1972-137с.

26. Уледов, А.К. Духовное обновления общества./ А.К. Уледов. – М., 1990.

27. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.

28. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT»,2003. - 694 с. - (Philosophy).

29. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 208 с. (Серия «Библиотека студента»).

30. Иоанн Златоуст. Полн. Собр. Творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1-12. СПб., 1897-1906.

31. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. М. - Кострома: Костромской гос. педагог, университет, 1996. - 248 с.

32. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

33. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

34. Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 4.1. М.: Наука, 1965. - С. 261262.

35. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.:Наука, 1993.80с.

36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.

37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

38. tulaschool.r*›teachers/57/1228/ Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС.

39. h**t://festival.1september.r*/articles/212640/ "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика