Курсовая работа

«Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

  • 49 страниц
Содержание

Введение….….…3

I ГЛАВА. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….….9

1.1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования….9

1.2. Просветительский подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников….….…19

Выводы по первой главе.

II ГЛАВА. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…27

2.1.Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста….….….…27

2.2. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников….….….31

Выводы по второй главе.

Заключение….….42

Литература….….….45

Введение

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования, программе «Шаг в будущее» и др.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

Актуальность исследования. В современном мире успешность формирования «человечного человека» во многом определяется преодолением совершенно очевидной дисгармонии между интеллектуальным и духовно-нравственным развитием человека. Возникает важная задача образования: обеспечение развитых духовных потребностей, в которых движущая сила целенаправленной деятельности личности проявляется на основе переживания высшего смысла предназначения своей жизни.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования (УДО), специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать формированию духовных потребностей школьников в образовательном процессе, направленном на поиск решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем.

Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеучебное время школьником с учетом его интересов и потребностей. Решая задачи социализации, индивидуализации личности, содержание УДО, выстроенное на сочетании познания, творчества и досуга в детских объединениях по интересам, обогащает духовные потребности, обеспечивая не формально заданное взрослыми, но самостоятельное, одухотворяющее жизнетворчество.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на просветительскую деятельность по нравственному воспитанию.

Обогащение духовных потребностей личности, раскрепощение духовных сил человека в процессе воспитания и активного участия в переустройстве жизни исследовали в начале века философы и педагоги Н. А. Бердяев, Н. Ф. Каптерев, П. А. Флоренский, К. Д. Ушинский и др. Современные авторы исследуют сущность и закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности с позиции светского толкования (И. В. Бужина, Т. Г. Исакова, М. М. Мукамбаева, Л. Н. Паукова, Л. С. Романова). Тема создания духовной общности учителя и ученика занимает центральное место в работах Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковско-го, В. А.Сухомлинского, В. Г. Рындак и др.

Следует отметить, что проблема дополнительного образования является достаточно новой для педагогической науки. Исследованиям в этой области посвящены диссертационные исследования JI. Н. Буйловой, P. X. Калимуллина, С. Б. Попцова, Ю. В. Самойловой.

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах H.A. Бердяева, J1.H. Толстого, B.C. Соловьева и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам духовно-нравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, E.H. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Калимуллина Р.Х. и др.

В результате изучения проблемы выявлены противоречия:

- между необходимостью в знаниях о процессе формирования духовных потребностей школьников на различных этапах жизненного развития и недостатком теоретических и практических разработок о сущности этого процесса;

- между имеющимися в УДО резервами по формированию духовных потребностей школьников и недооценкой значимости адекватного этой задаче управления образовательным процессом;

- между потенциальными возможностями УДО в формировании духовных потребностей школьников и недостаточной обоснованностью эффективных педагогических условий осуществления данного процесса.

- сензитивностью младшего школьника к духовно-нравственному воспитанию и недооценкой в педагогической деятельности этой самоценной для воспитательного воздействия возрастной ступени;

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально апробировать просветительскую деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Объект исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования - просветительская деятельность духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования. Дополнительное образование школьников способствует формированию духовно-нравственных потребностей школьников, если обеспечивается реализация следующих организационно-педагогических условий:

- содержание дополнительного образования детей ориентировано на совершенствование духовно-нравственного потенциала детей;

- осуществляется оптимизация педагогического управления образовательным процессом на основе просветительской деятельности, интегрирующем познание, творчество и досуг детей.

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированной гипотезы были определены задачи исследования:

1. Раскрыть характеристики процессов дополнительного образования, ориентированных на формирование духовно-нравственных потребностей школьников.

2. Обосновать содержание деятельности учреждений дополнительного образования в целях активизации духовно-нравственных потребностей школьников.

Методологической основой исследования послужили концептуальные положения теории развития личности в деятельности УДО (А. К. Бруднов, В. А. Горский, А. Я. Журкина, С. В. Сальцева, А. Б. Фомина, Н. И. Фуникова, А. И. Щетинская); отечественные и зарубежные философские, психолого-педагогические, культурологические теории духовного развития личности (Н.A. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский); исследования о сущности и структуре духовных потребностей личности (П. С. Ершов, Ю. П. Вяземский, П.B. Симонов, Ю. В. Самойлова, Ф. Ш. Терегулов, Ш. Ш. Хайрулин, В. А. Черкасов, Ю. В. Шаров), идеи взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития, положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания, ведущая роль созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма и подлинной демократии, принципы индивидуализации и альтруизма.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты основные характеристики ведущих понятий исследования «дополнительное образование», «духовность»; уточнены особенности совершенствования содержания деятельности учреждений дополнительного образования по формированию духовных потребностей школьников; обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных потребностей школьников в деятельности учреждения дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе эксперимента была создана и реализованы «Уроки духовности» для учащихся младших классов. В исследовании содержатся рекомендации, позволяющие определить общую направленность и конкретную методику организации уроков духовности, комплекс диагностических методик оценки развития эмоциональной, интеллектуальной и действенной сфер для отслеживания результатов духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Результаты могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования города; его выводы послужат основой для практических рекомендаций по совершенствованию содержания деятельности УДО по формированию духовно-нравствненных потребностей школьников.

Фрагмент работы

I ГЛАВА. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования.

Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором современной системы образования. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - есть важнейшее условие успешного развития России.

Результаты нравственного воспитания школьников должны стать приоритетными показателями в ее работе. В школе предстоит воспитать такую личность, чтобы она сумела выстоять в это сложное время, когда все ярче обнаруживается неудовлетворительное состояние нравственной позиции окружающих людей, утрачиваются основные ценности [36].

Формирование духовно-нравственных качеств личности вызывает всё больший интерес философов, культурологов, педагогов, так как оно отражает глубинные процессы, происходящие в обществе, динамизм их развития.

Нравственное воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенно большое значение. В нашей стране идет активный процесс формирования нового человека.

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В.В. Зеньковский) духовно-личностного становления (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, В.В. Зеньковский, Л.А.Славина, Д.Б. Эльконин и др.). В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности (В.В. Белова, П.П. Блонский, И.А. Зимняя, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью [37, c.33].

Использование инноваций в отечественной теории и методике духовно-нравственного воспитания, учет особенностей развития региональной системы духовно-нравственного воспитания, местных педагогических традиций, опыт ОУ по реализации ФГОС второго поколения рассматривается в работе.

В настоящее время общество нуждается в добрых, гуманных, неравнодушных гражданах. Задача Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников заключается в формировании такой личности.

Проблема духовно–нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании Российского общества. Глубокие социально- экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении Россиян. Часто молодежь обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания младших школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.

Причины, которые заставили общество обратиться к воспитанию нравственности на самом раннем этапе образования ребенка следующие:

 в современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера;

 еще вчера образование не гарантировало высокого уровня духовно-нравственной воспитанности;

 овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей [10, с.10].

Азаров Ю.П. в своей работе отметил при конструировании методики работы над данным вопросом каждое образовательное учреждение опирается на собственный опыт работы в этом направлении. Вместе с тем, обязательными являются определённые в Концепции и Программе национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания [3, c.448].

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей определяются в контексте национального воспитательного идеала. Стратегическая цель должна быть направлена на становления и дальнейшее развития нравственного, ответственного и инициативного ученика начальной школы. Задачи воспитания младших школьников определяются в трёх основных областях - в области формирования личностной культуры, в области формирования социальной культуры, в области формирования семейной культуры и конкретизируются каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Образовательное учреждение должно перейти от воспитательной работы, построенной на наборах отдельных мероприятий, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию. Именно в воспитательной системе должны интегрироваться виды и формы урочной, внеурочной, внешкольной деятельности ребенка. Следует обратить особое внимание на необходимость представленности в планируемых формах воспитательной деятельности различных уровней формирования ценностных отношений ребёнка: рационального (получение знаний, представлений; понимания), эмоционального (опыт переживания, чувства), действенно-поведенческого (получение навыков; приобретение опыта самореализации, участия, взаимодействия и пр.)

Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Дополнительное образование является важнейшим фактором формирования духовных потребностей школьников, так как способствует обнаружению и удовлетворению социально- и личностно-значимых потребностей в избранной сфере деятельности, интегрирующей познание, творчество, досуг, обеспечивая духовное отношение исамопознание, стимулируя активность человека по осознанию жизненных смыслов.

Организационно-педагогическими условиями формирования духовных потребностей школьников являются: совершенствование деятельности учреждения дополнительного образования, ориентированного на духовное обогащение знаний школьников с учетом традиций и современности; оптимизация управления образовательным процессом по формированию духовных потребностей школьников; реализация кадрового обеспечения процесса дополнительного образования на основе духовно-развивающего подхода.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного, образования детей способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей.

Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется - оно безбрежно: работая с ребёнком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти вширь и ввысь и вглубь.

Мы считаем, что дополнительное образование это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач:

-Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

-Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

-Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

-Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

В наших школах в настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Для учащихся ведутся спортивные секции: баскетбольная, волейбольная, лыжная, атлетическая гимнастика, фитнес и др. А так же кружки: «Юный художник», танцевальный, кружок эстрадной песни и др.

Основой для интеграции начального и дополнительного образования является:

предметно-кружковая деятельность:

• уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира;

• курс детской риторики;

• кружок "Юный художник";

• Кружок "Ритмика";

• Кружок "Шумовой оркестр;

культурно-досуговая деятельность:

• классные и внеклассные мероприятия (школьные праздники);

• экскурсии;

• посещение театров.

дополнительное образование:

• кукольный театр;

• театральная студия.

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» [25, с.137].

Мы считаем, что в духовно-нравственном воспитании детей важно учитывать: возможности совместной педагогической деятельности семьи и школы и педагогического самообразования родителей; необходимость проявления педагогического внимания, уважения и требовательности к родителям; необходимость развития педагогической культуры каждого родителя и содействия в решении индивидуальных проблем воспитания детей; использование положительного опыта семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за•круглым столом, вечер вопросов и•ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что ведущим видом деятельности ребенка в начальной школе становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому). Усложняется речь, однако память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Внимание младшего школьника недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, зато активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Становятся более явными различия детей связанные с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в классном коллективе, становится оценка учителя, успехи в учебе [13, c. 221].

В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея, младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические и психо-социальные особенности.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная девальвация общественных ценностей, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средствами массовой информации извращенные ценности ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [36, c.34].

Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях, которая реализуется через Программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, использования избранной модели внеурочной деятельности, проектирования всего уклада школьной жизни [10, c.10]. Методические рекомендации предназначены для учителей предмета «Самопознание», классных руководителей, школьных психологов, студентов специальности «Психология», «Социальная работа». Практическая ценность статьи определяется тем, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в теоретических курсах по педагогике, психологии, психолингвистике, при написании выпускных квалификационных работ, а также при составлении практических пособий в образовательных учреждениях.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Заключение

В младшем школьном возрасте невозможно сформировать духовность, как мировоззрение, хотя по своей природе, не на сознательном уровне ребенок вполне ощущает свою нераздельную связь с миром. В связи с этим мы полагаем, что в период детства у детей необходимо формировать основы духовности, то есть закладывать фундамент духовному развитию.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Дополнительное образование. Весь смысл скрывается в слове «дополнительное». Это образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна. И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно. Дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

В исследовании установлено, что специфика учреждений дополнительного образования способствует формированию духовно-нравственного воспитания школьников и является фактором формирования их духовных потребностей.

Дополнительное образование изначально ориентирует воспитанника на свободу выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание, таким образом, благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала личности в соответствии с его духовными потребностями.

Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы приводим пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами и психологами.

Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми. Формирование духовно-нравственного воспитания происходит в процессе положительной, эмоционально окрашенной познавательной деятельности, социально значимом творчестве и духовном общении.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2. Адамбаев Б. Народная мудрость. Алма-Ата: Книга, 1976. - 320 с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение,1985-448 с.

4. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 1988.-253 с.

5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

8. Бахтина О. Б. Теория и практика образования в современном мире: — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

9. Бердяев Н.А. Самопознание. Судьба России, смысл творчества, назначение человека. М., 1989. - 395 с.

Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1993. с.62-65.

10. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников.М.,2008.-№9.-10-14.c.

11. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

12. Выготский Л.С. Педология подростка. – М: 1929, 1930.

13. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – 221 c.

14. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко -М: Гардарики, 2002, стр.402с.

15. Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – 54 с.

16. Калимуллин Р.Х. Добрые деяния – основа развития духовности, нравственности молодёжи [Текст]: монография / Р.Х. Калимуллин. .- Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 180 с.

17. Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание - путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11, часть 5. — С. 1035-1039.

18. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.

19. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

20. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.

21. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

22. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

23. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.

24. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе// Наука и Слово. –М. 2006. - №3.

25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев,1972-137с.

26. Уледов, А.К. Духовное обновления общества./ А.К. Уледов. – М., 1990.

27. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.

28. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT»,2003. - 694 с. - (Philosophy).

29. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 208 с. (Серия «Библиотека студента»).

30. Иоанн Златоуст. Полн. Собр. Творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1-12. СПб., 1897-1906.

31. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. М. - Кострома: Костромской гос. педагог, университет, 1996. - 248 с.

32. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

33. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

34. Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 4.1. М.: Наука, 1965. - С. 261262.

Покупка готовой работы
Тема: «Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 49
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика