Дипломная работа

«Современная утопическая проза: поэтика и проблематика произведения л. петрушевской «номер один, или в садах других возможностей»»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ УТОПИЧЕСКАЯ ПРОЗА.6

1.1 Модификация жанра утопия….6

1.2 Утопические традиции в русской литературе ХХ века….16

Выводы по главе 1….26

ГЛАВА 2 СВОЕОБРАЗИЕ УТОПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ…28

2.1 Проблематика утопических произведений Л. Петрушевской ….28

2.2 Поэтика произведения Л. Петрушевской «Номер Один, или В садах других возможностей»….….35

Выводы по главе 2….53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….59

Введение

Каждый человек обращается к литературе, с целью знакомства с добрым, но поучительным произведением. Еще в детстве мы мечтаем о волшебном, сказочном окружении, которое научит нас верной жизни. Большинство писателей имеют смыслом своего творчества создание подобной работы. Это послужило предпосылкой появления в культуре и литературе в частности жанра утопичности. Произведения, написанные в этом жанре, на протяжении долгого времени не утрачивают своей актуальности.

Актуальность проблемы заключается в том, что литературные произведения утопичности изображают общественные настроения и желания. После определения прочности места утопичности в России, фантасты и писатели считали себя теми, кто знает и может показать путь к желаемой, долгожданной жизни. Но все они относились к разным общественным слоям, поэтому и их советы по достижению и получению желаемого кардинально различались и противоречили друг другу. Вместе с тем тематически и идейно менялось произведение утопичности прямо пропорционально изменениям в политике и в укладах общественности.

После революции 1917 году Россия стала мировой экспериментальной площадкой, на которой идеи и взгляды утопичности пытались реализоваться в жизни реальных существующих людей.

Такая Россия считалась самой уникальной и удивительной страной, где одновременно взаимодействовали и романтические изменения, преобразования, совершенно невозможные и немыслимые скорости строительства новой страны с бывшей в то время идейной властью, тяжелой, невозможной жизнью крестьянства. Но очень сильно желаемые и долгожданные мечты и их реальное воплощение вызывали у людей только страх и ужас.

Последние несколько десятилетий утопичность является ведущим направлением в литературе, внимание и интерес людей и писателей к утопичности только возрастает. Самыми узнаваемыми и известными образцами утопичности принято считать работы Баталова Э., Бердяева Н., Бавина С., Чаликовой В., Лихачева Д., Богдановой О.

Одним из ярких представителей современности в литературном направлении утопичности является Людмила Петрушевская. В нашей стране особенного положения она добилась благодаря утопичному произведению «Номер один, или В садах других возможностей». Его можно считать показателем максимального взаимодействия злости умозрительного плана, которое следует за природными промахами и погрешностями, тайнами сознания и мышления с точки зрения психологии и биологии.

Хотя до прошлого века утопичность не решались вознести до вершин, в наши дни ее смело можно считать необходимым элементом литературы современности. Чернышёва Т. считает, что художественное утопичное произведение в наши дни еще недостаточно изучено [41, 119]. Словосочетание "жанр утопии" непригодно для употребления, так как утопичность может проявляться и в сказе, и в рассказе, и в романе, и в лирическом произведении, и в комедии, и во многих других формах.

Цель работы – определить вектор развития утопичности как наджанрового понятия, исследовать художественный мир утопичных произведений Л. Петрушевской как целостную художественную систему на примере произведения «Номер один, или В садах других возможностей».

Логика работы определяется решением следующих задач:

1) изучить специфику реализации утопичности,

2) определить существенные утопичные традиции,

3) выявить компоненты утопичности в произведении Петрушевской «Номер один, или В садах других возможностей».

Объектом изучения выбрана прозаическая утопичность произведений литературы Л. Петрушевской, так как ее труды отличаются разносторонностью употребления жанров, стилей, ее прозаические произведения имеют в себе драматургический опыт автора. В работе рассматриваются произведения Л. Петрушевской, которые можно отнести к описанию существующих понятий и явлений, так и несвойственных для реальной жизни.

Предметом исследования является проблематика и поэтика утопичного произведения Л. Петрушевской «Номер один, или В садах других возможностей» как возможности реализации утопичности в художественной системе.

При написании исследовательской работы использовались общенаучные методы: аналитический, индуктивный, семантический и стилистический методы.

Теоретическую значимость составляют работы Шестакова В., Баталова Э., Чернышёвой Т. Народного утопичность впервые находит отражение в 1960-е годы в трудах Клибанова А. «О народных социальных утопиях» и К. Чистова «Об утопических народных легендах». Среди зарубежных работ, посвященных изучению жанровых особенностей утопичности, можно выделить труды Мамфорда Л., Геллера Л., Сарджепт Л., Морсона Г., Гюнтера Х.; фундаментальные исследования по истории утопичности принадлежат российским исследователям А. Свентоховскому и В. Святловскому. При этом общим и главным в основном для всех работ остаётся утверждение, что в литературе XX века нет места позитивной утопии.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что систематизированный в ней материал может быть использован в научных трудах по теории и истории русской литературы XX века, при чтении лекционных и специальных курсов по литературе, а также при разработке научных проблем, связанных с вопросами становления русской утопической мысли.

Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения. Завершает исследование список литературы, содержащий 53 наименования.

Фрагмент работы

Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ УТОПИЧЕСКАЯ ПРОЗА

1.1 Модификация жанра утопия

Утопичность функционирует в литературе не первый век, она дает которой новые возможности. Этот жанр интересен и необычен по сравнению с остальными. Но перед тем, как обратиться к утопичности как жанру, выясним семантику слова.

"Утопия" пришло из греческого языка, в котором имеет значение несуществующей реальности, места. Философский словарь дает определение утопии как изображению невозможного, эталонной жизни общества, предполагаемые действия для достижения этого эталона. Произведения литературной утопии не знают границ безупречности, воображение писателя совершает полет по параллельным реальностям; в этих литературных художественных произведениях все складывается как нельзя лучше, все остаются довольны. В таких реальностях все служат для всеобщего блага, господствует справедливость, всем жить хорошо.

Главное средство утопической системы - возведение чего-либо в абсолют. Не описываемая в тексте реальность привносится в утопическое произведение посредством выбранного писателем способа удобного для всех строя общества. То, что есть в мире и жизни из хорошего, является фундаментом для повествования о невозможном, фантастическом мире, который противоположен имеющемуся и будет лучшим для всех. Целостность утопических произведений достигается единением автора и его философского, художественного, эстетического взгляда.

Писатель, повествующий об утопическом мире, считает, что будущую жизнь можно сделать совершенной, если продумать способы достижения её сейчас. Поэтому в утопии описываются нынешние несовершенства, прогнозы и описание действительности - всеобхватывающее; поэтому в ней происходит попытка воссоединения соседних сфер: различные формы мироустройства и языковые возможности создания действительности, нарушает границы эталона и всего, что к нему относится. Важное условие - писатель должен повествовать о нереальном как о возможном в предстоящем будущем. Обращение к идеологии, ведущей мысли, соответствует мировоззрению прошлого, академичности, отвечают смыслу и преимуществам совершенной прошлой жизни.

Отличительными чертами утопии от идиллии является строгая правильность, последовательность, структурность мысли, понимание перспектив научно-технического будущего, что находит отражение в художественном изображении образований. Разделить утопию и пасторали четко и принципиально невозможно, это взаимопроникновенные понятия.

Абсолютно справедливо утверждать, что в наши дни литературные утопические произведения переживают возрождение. Оно абсолютно не интересно зарубежным ученым. В прошлом веке считалось, что утопический жанр в литературе России вовсе не существует, либо он настолько неразвит, что не оставляет следа в литературе мира. Естественно то, что показателем наличия подобных идей в сознании людей является численность литературных произведений об утопических идеях. В недавнем прошлом страна знала лишь несколько подобных произведений. Запретом на их написание считались идеологические взгляды и цензура. Хотя и в настоящее время на иностранные языки переведены единицы русских утопических произведений литературы. Между прочим, за два с половиной века в России было написано порядка пятидесяти литературных художественных произведений об утопии. Но главное - качественное их исполнение. Зарубежные писатели-утописты нашего времени ощутили действие на собственное литературное развитие российских утопий. Среди них Хаксли, Оруэлл и другие.

В данное время, в течение последних десяти лет к изучению написанных русских утопических литературных произведений обращаются не только соотечественники, но и иностранные специалисты. Изучение этого вопроса может послужить ответом на актуальные сейчас для России вопросы, постигнуть сущность русско-европейского взаимоотношения, определить строение и возможное развитие России в будущем, его сакраментальное значение, установить роль и место родной страны на исторической арене, предполагаемые реакции ее на предпосылки будущего.

Но перед тем, как изучать специфику и особенности утопии России, следует точнее установить семантику термина. Материалы науки и литературы дают множество различных значений термину "утопия", который выступает всегда по-разному, в зависимости от подразумеваемого. Даже в научных и узкоспециальных трудах нет точной семантики данного понятия. Все зависит от предположений, пожеланий, воображения и замысла писателя-утописта.

Некоторые расценивают утопичность как невозможную, нереальную, но желаемую человечеством жизнь; некоторые считают ее настолько реальной, что расценивают утопичность как движущий фактор технического, научного, мировоззренческого развития людей и личности; некоторые расценивают утопичность как фундамент для развития науки, которая находится между научностью и религиозностью; некоторые характеризуют утопичность как науку ( в частности футурологию); некоторые считают утопичность пережитком прошлого, растворившегося в историческом развитии; некоторые отмечают интенсивное развитие утопичности в наши дни. Создание самой утопичности можно определить с определением эталонного общества. Совершенность прошлой жизни над имеющейся можно установить посредством мифов, легенд, былин. На этом и определяются истоки утопичности. Все читатели любят прошлое, описанное в произведении, сравниваемое с настоящим, и оценивать ничтожность последнего.

Собственно развитие и реализацию утопичности можно условно расколоть на три этапа; древний, классический, современный. К древнему этапу относятся и размышления Платона о лучшей жизни в будущем, и представления людей о земле обетованной, библейских сюжетах и героях, которые заключаются в существовании Божьего мира, где человек будет спасен. Особенно сильную реализацию утопичность находит в христианских представлениях о жизни после смерти и о существовании рая.

Усиленное развитие в христианских мировоззрениях утопичность находит в Средние века, что связано с существовавшем тогда развитием еретических мыслей, требующих менять церковные устои и способствовавших развитию представлений о равных людях. Философский религиозный деятель Т. Мольнар считал утопичность бесконечными еретическими взглядами. Также хороший толчок в указанное время утопичности давал народ со своими воображениями и верованиями в существование волшебных земель, где люди счастливы, жизнь дается легко, а труд - радостно. Они отражались в устном народном творчестве представителей и российского народа, и западноевропейского. Но в то же время религиозные верования о загробной жизни, рае и аде, народные присказки о волшебных землях хоть и содержали компонент утопичности, но не являлись ею вполне.

Древний этап утопичности сменяется классическим, который вступает в свои права в эпоху Возрождения. Примерами классической утопичности являются «Новоя Атлантида» Френсиса Бэкона, «Город Солнца» Кампанеллы, «Христианополис» Андреа, «Утопия» Мора. Предпосылками возникновения классической утопичности принято считать следующие условия истории: 1) главнейшие и значимые географические и научные открытия, о которых и не подразумевалось раньше; 2) выход мышления и сознания человека из-под опеки религиозных, церковных, библейских взглядов на мировоззрение и заранее известность жизни человека. Утопичность в период Ренессанса считалась литературным новшеством, определенного времени и иным способом мыслить.

Их по природе своей можно отнести к язычеству, так как они стремились разрушить идеи христианства и открыть способ мыслить уникально, чтобы суметь построить тот мировой, жизненный эталон, который не Бог послал человечеству, а добилось человечество само для себя. Классика утопичности предполагала постижение новейшего, уверенность в существовании хорошей, безупречной жизнедеятельности. В связи с этим, жанр утопичности имеет широкое распространение в XVII - XVIII веках.

В XX веке к утопичности в литературе обращаются с новой силой, утопичность переходит на этап современности. Литература утопичности современности описывает воображения о вариантах развития человека будущего; вместе с положительными утопиями сосуществуют и отрицательные, в которых писатель изображает не только то, чего человек хочет, но и то, чего не жаждет; оберегает людей от ужасов беспорядочного научно-технического развития. Утопичность современности кардинально не похожа на утопичность классики и Древнего мира тем, что будущее предстает не как желаемое и образцовое, а как то, над чем стоит задуматься, чего не стоит допускать.

Утопичность современности можно считать элементом фантастического научно-технического прогресса, так как она слишком сродни фантастике. Но все же отличия от фантастического научного повествования и утопичности есть: фантастическое научное повествование построено на возможных технико-научных достижениях, а утопичность восходит к идеям философии и социологии относительно возможности будущего.

Компоненты утопичности встречаются в русских народных сказках и повествованиях о житиях святых, особенно в тех повествованиях, где упоминается о чудесных местах, до которых простому смертному просто так не добраться, где все добры, где нет денежного эквивалента, где люди рады тому, что имеют, там есть лишь мир, честность, доброта, красота, счастье. Для Древней Руси утопичность была несвойственна, но она удивительно быстро вошла в обиход и прижилась.

Примерно в XVI веке образуются образцы утопичности: практический и теоретический, что получат свое формирование в дальнейшем столетии. Сюда относятся или принужденное государственное преобразование, или скрытое изменение, чудесное. Противостояние принужденной государственности и желательной утопичности продлятся до XVII века, послужит предпосылкой разделению Церкви православия и приведет к неудачам зарубежных специалистов по утопичности, считавших Россию плодотворной средой для реализации своих замыслов.

Первыми утопичными произведениями русской литературы можно считать «Путешествие в землю Офирскую» М.М.Щербатова, «Сон», «Счастливое общество» А.П.Сумарокова, «Петербургские письма» В.Ф.Одоевского, «3448 год», «Рукопись Мартына Задека» А.Ф.Вельтмана. В них изображена идеальная общественность, до которой можно добраться лишь в условиях просвещенной монархии.

XVIII век вызывает противоречивые чувства у изучающего утопичность. Его можно заинтересовать тем, что культура России в то время пронизана утопичностью. Но в то же время, произведения, написанные в это столетие не идут в сравнение с зарубежными аналогами утопичности, которые подтверждают лишь свое величие. Но кроме того, несмотря на подчинение утопичности государства, существуют еще причины неразвитости утопичности и ее жанров в пределах России.

В 1860 – 1880-е годы народническая идеология находит художественное выражение в утопических зарисовках С.М.Степняка-Кравчинского, Г.И.Успенского, П.В.Засодимского. Н.Г.Чернышевский в «снах» Веры Павловны из романа «Что делать?» дал характерные для революционных демократов художественные описания жизни в будущем коммунистическом обществе, которые можно считать малоубедительными, интеллектуально и эстетически несостоятельными.

Романтические утопии, обращенные в будущее или прошлое, ставят своей целью возрождение ценностей, отброшенных или подавленных "цивилизацией", они показывают возможные последствия необдуманного прогресса. Упадок Европы в 1810 - 1820 годах дал материал для многих небольших утопий: цивилизация без добродетели обречена на исчезновение. Первое сочинение такого рода принадлежит В. Кюхельбекеру.

Утопизм Н.В. Гоголя отвергнутый целым направлением критики, от В. Белинского до В. Набокова и А. Синявского, но справедливо оцененный сначала А. Григорьевым, потом М. Гершензоном и русскими символистами, тоже эстетического порядка. Но как установить гармонию, которая будет не иллюзорной, преходящей или дьявольской? Гоголь, с юности мечтавший служить «общему благу», всю жизнь пытался воплотить эту утопию. Изначально он верил в магическую силу слова, искусства, которое может дать «намек» о божественном небесном рае, но может быть и бичом, способным с помощью смеха и сатиры исправлять и очищать сердца. Однако «Ревизор» не изменил общества. Не отказываясь от своей «утопии», Гоголь стал заботиться о «внутреннем построении человека» в себе и других: чтобы воскресить «мертвые души» России, необходимо для этого «сделаться лучшим». Люди позабыли, что пути и дороги к этому светлому долгожданному будущему сокрыты именно в этом темном и запутанном настоящем, которого никто не хочет узнавать.

Мы можем найти следы утопии и в поэзии «Снегурочка» Н. Островского - блестящая вариация на тему сказочной «славянской старины», и в прозе от писателей-народников типа Ф. Достоевского и Л. Толстого. Утопизмом пропитаны сочинения Н. Лескова.

Те, кого славянофилы считали утопистами, были уверены в том, что Россия может многое взять у Запада. Наиболее радикальные из них страстно приняли французский социализм.

Фурьеризм связан в России с историей кружка М. Петрашевского, организованного в 1844 году и закончившего свое существование пять лет спустя ста двадцатью тремя приговорами к каторге и ссылке и двадцать одного - к смертной казни. Фурьеризмом отмечены в особенности сочинения Ф. Достоевского и Н. Чернышевского.

Утопия прошла длительный путь своего развития, менялась в течение многих веков, приобретая новые черты, отказывалась от старых. Рассматривая ее как жанр литературы можно выделить два этапа развития: классический и неклассический.

К классическому утопизму можно отнести такие черты как мелочная регламентация, закрытость, обдумывание всех деталей общественного идеала, статичность, но игнорирование индивидуального. В основе же утопического сознания лежали предметное мышление, принцип гармонии, абсолютизация разума.

Но жанр утопия постоянно в движении и уже к ХХ веку прослеживаются фундаментальные изменения. Старое представление становится менее жестоким, более свободным, творческим. После того как миру пришлось задуматься о своем существовании, благодаря работам великих ученых Ч. Дарвина, К.Маркса, З.Фрейда, наблюдается зарождение нового типа утопия – неклассического. Но при этом классический никуда не исчез, он просто видоизменился, принял новые названия и формы. Внимание утопии перешло с общества на человека. Счастье отодвинулось на второй план и опять стало недосягаемо для людей.

Писатели в основном в своих произведениях начали затрагивать науку, так как не могли остаться равнодушными к открытиям ХХ века. Читатели, однако, по-разному восприняли этот жанр. Одни утверждали, что изменения ведут к перестройке мира, вторые опасались, что достижения науки и техники ведут к мировому хаосу, а третьи нашли удобный способ реализации мыслей по этому поводу.

Утопия и фантастика имеют общие черты для объединения: творческое воображение и вымысел. Утопия может не содержать в себе ничего фантастического, а фантастика - быть свободной от утопии. С другой стороны, фантастические произведения могут заключать в себе утопический идеал, а утопия включать элементы фантастики.

Необходимо выделить особенность утопий, опираясь на терминологию ученого Е. Шацкого. Все утопии можно распределить на «эскапистские и героические». Первые утверждают, что общество, в котором они существуют, является безнадежным для достижения идеала, а ищут его вне пространства и времени. А вторые в свою очередь полагают, что мир небезнадежный, а имеющий какие-то определенные здоровые начала.

Утопия тесно переплетается с наукой футурология. «Футурология – (от лат. futurum - будущее) - междисциплинарное направление в науке, основывающееся на данных общественных и естественных наук, ставящее целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества» [9, 608]. Футурология показывает образ будущего мира или будущего состояния предмета, опираясь на анализ объективных тенденций, а утопический образ создается произвольно. Но многие писатели уверяют, что утопия – это явный пример будущего.

Заранее запланированное счастье оборачивается для человека ни чем иным как разочарованием. Зарождается такой жанр как антиутопия. Антиутопия – фельетон на красочную утопию, целью которого являлось высмеять идею совершенства, идеала. Если утопия – это критика современного общества, то антиутопия – это критика критики.

Говоря об антиутопии, в памяти возникают такие имена как О. Хаксли, Е. Замятин, А. Кабаков, Ф.Достоевский. Но сама антиутопия зародилось намного раньше. Одним из первых произведений в этом жанре можно обнаружить в ХIХ веке – это произведение В.Ф.Одоевского «Город без имени», где ярко показано неизбежное разрушение общества.

Предметом изображения этого жанра является общество без прекрас, утопический мир с внутренней стороны, с изнанки. Акцент делается на то, что раньше игнорировалось, поэтому фон произведений горький, тусклый. Кризис надежды – это основная черта антиутопии. Человек как социальное явление рожден для борьбы, он не может существовать без потерь, испытаний, разочарований.

Если А. Замятин критикует цели коммунистического утопизма, то М. Булгаков подвергает сомнению его средства. Мы видели, как в «Собачьем сердце» он под видом модной теории изобличал самодеятельных колдунов, пытающихся изменить ход истории.

Антиутопия выполняет ряд функций. В первую очередь – это критическая функция, она способствует самокритическому анализу общества.

Нормативная функция в свою очередь проявляется в отрицательной форме, как и социально-конструктивная. Они направлены против неосуществимых планов на будущее. Нельзя пройти стороной и когнитивную функцию, которая хотела насильно привести общество в соответствие с механизмом, уничтожая людей и культуру. Антиутопии также присуща функция предупреждения. Она показывает к чему может привести утопический идеал, если не избегать определенные аспекты.

Как было сказано выше, ярким примером антиутопии является Евгений Замятин с романом «Мы». Он сыграл ведущую роль в становлении антиутопии как литературного жанра в России. Этот роман выделяют как тип утопии со знаком минус.

В 40 – 50-е годы в отечественной литературе появляются произведения, отражающие пессимистическое настроение общества. В 60 – 70-е годы сохраняется почва для развития антиутопических традиций в художественной литературе. В послевоенные годы основной акцент делается на взгляды и настроения представителей всех классов.

Итак, антиутопия – это продолжение утопии. А утопия – это сложный механизм жизни и культуры общества. Этот механизм не сводится к фантастическим планам, а его утопическое сознание – это удивительная жизнестойкость, которая оказывает большое воздействие на все сферы общества. Утопия остается и сегодня явлением двойственным. Это своего рода мир, в котором человек должен научиться жить с утопией, но не подчиняться ей.

1.1 Утопические традиции в русской литературе ХХ века

Вообще за все время существования жанра утопичности утопия считается предпосылками будущего, именно по этой причине определенные аспекты реализации утопии существуют не один век. Для литературных произведений с утопичным содержанием характерно не только употребление традиционных форм но и новейших, совершенствующихся.

Определим основные требования к литературным утопическим произведениям:

1. Сказка и быль должны тесно взаимодействовать и должны не различаться друг от друга;

2. В жизни народа и правителей господствует справедливость и честность;

3. Божественность и безграничность существования абсолютно всех людей;

4. Общество стает эталонным, оно грамотно развивается.

Россия в начале прошлого века проявляет интерес к научно-техническому прогрессу, фантастике и прогнозированию. Это и отражается в литературной сфере. Примерами утопий того времени можно считать «Красная звезда» и «Инженер Мэнни» А.А.Богданова, «Через полвека» С.Ф.Шарапова, «Республика Южного Креста» В.Я.Брюсова. А.А. Богданов начинает свою утопическую литературную деятельность с повествования об употреблении коммунистических идей на Марсе. Обусловлено это тем, что писатель сам поддерживал революцию, был готов к существенным изменениям и к переделке мироустройства на Вселенском уровне.

Для романа А.А. Богданова "Красная звезда" характерно изменение в устройстве и сущности утопичности. Все те новшества и персонажи соответствовали религиозным утопичным взглядам того времени, толоко они материально выражены. Текст произведения посредством символов открывает идею содержания и повествования произведения.

Убеждение А.А. Богданова, что все в обществе равны, которое противоположно учению о добродетели, честности, реализовано через описание потусторонних реалий и сил. Утопичные произведения писателя характерны для межжанровых признаков Западной Европы, а точнее, утопичность охватывает все виды деятельности, она ограничена рамками дозволенности и разумна. Жизнь жителей Марса описана посредством символов и довольно подробна. Содержание романа наполнено разговору, который ведут планеты. Марс символизируется с днем, Земля - вечером, Венера - утром.

В этом романе А.А. Богданов предопределил показательные духовные, моральные порывы для будущего. Стремление к революции - стремление самостоятельно строить будущее. Писатель посредством художественных средств предопределяет образец преобразования мира. В его произведениях литературной утопичности желаемое, неизведанное и существующее сливаются воедино.

В 1917 произошедшая революция послужила усиленному развитию утопичности и фантастики в литературе, появляются новые произведения: «Дорога на океан» Л.М.Леонова, «Инония» С.А.Есенина, «Грядущий мир» Я.М.Окунева, «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" А.В.Чаянова.

Загадка вселенского равновесия открывается в утопичных произведениях не каждому, но теперь каждому достаются ее тайны. Произведения А. Чаянова, А. Богданова являются примерами положительной утопичной мысли, их фонд пополняется писателями прошлого века. В прозаических литературных утопичных произведениях деревня и город ведут диалог между собой, а у А.Чаянова появляется и утопичность умственных возможностей. Они разрабатываются новыми поэтами, пишущими о рабочих. В деятельности этих поэтов присутствует утопичность народной жизни, которая позже реализуется в утопичных произведениях о деревне.

Свое начало утопичность берет в учениях поздноантичных религиозных течений, вбирающих в себя элементы мифологии, Ветхого Завета, религиозные образы. Мистические, паранормальные утопичные темы и персонажи характерны для 20-30-х годов прошлого столетия. Утопия касается всего повседневного и обычного (завод, арена, магазин, цирк, дом и другие). Имеет место быть характерное для гностицизма почитание страдальческого пассивизма, утопия о рабочих. Также характерными свойственными традиционной утопичности стают разграничение и разделение реального и фантастического, признаки и особенности художественной диктатуры идут к ведущему политическому деятелю.

Ближе к 30-м годам традиционная утопичность заметно модифицируется. Диктатура и жесткий контроль со стороны государства являются условием получения желаемого. Утопичные взгляды сливаются с идеологическими, обещают чудесную и паранормальную жизнь. Вместе с наличием утопичности в государственном аппарате, литература включает в себя и утопию семьи и жизнедеятельности.

Снова стают актуальны литературные темы детства, взаимоотношений, семейных взаимоотношений, жизнедеятельности и другие. Стоит отметить их стилевую эстетическую эмоциональность, тесное взаимодействие прозы с атмосферой всеобщей радости и счастья, просветительской деятельностью. Отсутствие самого необходимого не беда, это условие попадания в своеобразный для утопичности Эдем.

К концу 40-х утопия утрачивает важнейшие родовые черты: мировой масштаб, «всеохватность», универсализм. Великая Отечественная война оспаривает интернациональный контекст революции 1917 года. Канон актуализирует принципы замкнутости, избранности советского государства, проявляющиеся в ситуации жесткой конфронтации Советского Союза с «остальным миром». К 1950-м соцреалистическая утопия лишается признака креативности. Канон вступает в фазу самопародии, повторения известных лиц, разоблачения культа личности и последующей за ним «оттепели».

Постреволюционная культура рождается из осознания фиаско прежних претензий на мгновенное переустройство мира и человека. Идеи, образы «Братства посвященных», мистического «зова», «знания», «искры» занимают особое место в христианской символике, участвуют в ее переосмыслении. «Зов» - знак утопически - прекрасного мира. В пределах мифа изложение событий этой миссии само по себе составляет определенный этап, после которого ожидается откровение Утопии и прекращение всеобщего движения. Ответом на «зов» становится пробуждение к истине новой жизни.

Заключение

Через поклонение и почитание чувств определяются точки соприкосновения персонажа и писателя. Понятие о маленьком человеке сентиментализма определяется по-другому, нежели в реализме, в котором данное определение подразумевает особенности характера, душевного строя, места, занимаемого в обществе. Сентиментализм позволяет ему испытывать все краски чувств, пусть он и ничтожный, незначительный, трусливый, несознательный и неспособный к действию. Отсюда определяется важность определений, которые дает Л. Петрушевская, а именно неспособный, изнеженный. Автор считает, что каждый заслуживает ее внимания и переживания, соучастия в его жизни. Сама Л. Петрушевская отмечает, что фундаментом жанровых особенностей ее рассказов ложатся сочувствие и жалость. Подобное мнение можно оправдать тем, что свою авторскую позицию Л. Петрушевская определяет не только как женщина, но и как мать. Она старается пожалеть, приласкать, обогреть, защитить своих персонажей. Материнское чувство и определяет особенности восприятия и интерпретации обращения к человеку маленькому. Именно как к маленьким (по физическим свойствам, а не социальным) относится к героям Л. Петрушевская. Наравне с маленьким у Л. Петрушевской появляется сирота, тема сироты, которая вызывает жалость с материнской точки зрения.

В прозаических литературных произведениях Л. Петрушевской можно обратиться к теме романтического единства, рассуждения, которое показывает мировоззренческие взгляды автора, оценка пропорции вечности и мимолетности. В некоторых произведениях этот факт миросозерцания относительно романтики выступает в качестве изображаемого объекта. Это сказывается на повествовательной структуре произведения, на речевых и экстралингвистических особенностях в тексте.

Почти постоянно в прозаических рассказах Л. Петрушевской героям приходится не просто существовать, а выживать. Описание данной действительности требует подробнейшего изложения сущности бытия, жизнедеятельности, которое близко к реальности. Материальные элементы жизни подобраны наилучшим образом и несут в себе глубинный смысл. Скудное, бедное существование Анны Андриановны (героини рассказа "Младший брат") нарисовано писателем как нельзя лучше: неимение даже носового платка, ворованный хлеб с маслом, гроши старухи-инвалида, сошедшей с ума. От подобного существования у героев часто бывает интоксикация организма, которая служит для изображения несогласия физического существа человека с такой невозможной жизнью.

Но и прелести любовных чувств Л. Петрушевская тоже умеет точно изобразить, как, например, в рассказах "Элегия", "Как ангел". Но все-таки любовь, показанная писателем, несовершенна. Либо для одного из двух в тягость семейное существование, либо оно приходит к такому состоянию по стечению обстоятельств, в которых беды не миновать.

Л. Петрушевская считает совершенной любовь к детям, которую и описывает в произведениях. Она считает это чувством лучшим, из тех, что могут быть в жизни. Ее произведение "Время ночь" и "Две сестры" пропитано поэтикой, чувственностью, лирикой, в них описана безграничная любовь к ребенку, который по существу своему совершенен.

Ради детей персонажи Л. Петрушевской терпят все невзгоды и лишения, не в полной мере, но принимают для себя существование потустороннего мира. Для того, чтобы чувствовать себя уверенней, героям нужна уверенность в стабильном, радостном прошлом. Л. Петрушевская сокрушается о невозможности женщины (а именно образованной) независимо от желания соединить вместе жизнь семейную, размеренную и жизнь творческую, производящую, которые требуют всех ее сил и времени. Сознание и психология персонажей Л. Петрушевской наделены человечностью, нравственными и моральными чувствами. Отсюда большинство прозаических произведений писателя отвечают мнению Шекспира, что жизнь сродни театру.

Список литературы

1. Алиева С. У. Сердце своё держу как свечу.: – М.: Знание, 1991.

2. Бавин С. Обыкновенные истории: Л.Петрушевская. Библиографический очерк. – М., 1995. – 37 с.

3. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. М., 1993. - 483 с.

4. Баталов Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. - 317 с.

5. Бердяев Н. Душа России. М., 1990. - 29 с.

6. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века – начало XXI века). СПб., 2004.

7. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург: У-фактория, 2006. С. 21.

8. Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века (Бердяев, Шестов, Флоренский). - М.: Наука, 1992.-215 с.

9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Гослитиздат, 1935. Т. 3.-704 с.

10. Ланин Б. Русская литературная антиутопия. М.: Алконист, 1993. - 198 с

11. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973.-254 с.

12. Павич М. Книга в новом тысячелетии // Павич М. Биография Белграда. СПб.: Амфора. С. 146-147.

13. Петрушевская Л.С. Номер один, или В садах других возможностей. СПб.: Амфора, 2009. С. 3- 251

14. Чаликова В. А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М.: Весть, 1994.- 180с.

15. Чаликова В.А. Утопия и утопическое мышление: Антология литературы. - М., 1991. - С. 43-48.

16. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. - 454 с.

17. Шестаков В. П. Русская литературная утопия. - М.: Прогресс, 1990. 718 с.

18. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. - М., 1995. - С. 53-54.

19. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 150-151

Книга двух авторов:

20. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы: В 2 т. М.: Академия, 2003. 2 т.

Статьи журналов:

21. Барзах Анатолий. О романе Людмилы Петрушевской «Номер Один» / Критическая масса №2, 2004.

22. Быков Д. Рай уродов: [О творчестве писательницы Л. Петрушевской] / Д. Быков // Огонек . - 1993. - №18.

23. Давыдова Т.Т. Сумерки реализма: (О прозе Л. Петрушевской) // Русская словесность. 2002. № 7. С.32-36.

24. Евсюков В. Человек и Левиафан. Утопия и антиутопия в свете реальности // Дальний Восток.- 1990.-№5.-С. 151-159.

25. Кирвель Ч. С. Парадоксы утопического сознания // Философский век: Альманах. -СПб., 2000. Вып. 13: Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. С. 84-94.

26. Куралех А. Быт и бытие в прозе Людмилы Петрушевской // Литературное обозрение. – 1993. - № 5

27. Латынина А. Глаз из Нижнего мира // Новый мир. - М., 2004. - N 10. - С. 129-135.

28. Лебедушкина О. Про людей и нелюдей // Дружба народов. 2006. № 1. С. 184.

29. Маркова Д. Людмила Петрушевская. “Номер Один, или В садах других возможностей” // Знамя. 2005. № 3.

30. Матич О. Суета вокруг кровати: Утопическая организация быта и русский авангард // Литературное обозрение. 1991. - № 11. - С. 80

31. Мясников JI. Н. Общий язык в утопии // Человек. 1999. - № 4. - С. 158-166.

32. Немзер А. Дикая животная сказка. Издан роман Людмилы Петрушевской // Время новостей. 2004. № 6

33. Новикова Л. Людмила Петрушевская. Номер Один, или В садах других возможностей // Коммерсант. 2004. № 4

34. Прохорова Т. Как сделан первый роман Людмилы Петрушевской? // Вопросы литературы. 2008. № 1. С. 255.

35. Прохорова Т. Расширение возможностей как авторская стратегия. Людмила Петрушевская // Вопросы литературы – 2009 - №3

36. Рождественская Ксения. Ночное благоухание метемпсихоза. О романе Л. Петрушевской «Номер Один» / Новое литературное обозрение. 2004. № 67

37. Сербиенко В. Три века скитаний в мире утопии // Новый мир. 1989. - № 5. -С. 242-251

38. Славникова О. Петрушевская и пустота // Вопросы литературы. – 2000. № 3.

39. Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 148-167.

40. Холодяков И.В. Художественный и духовный мир «другой прозы»: Рассказ Л. Петрушевской «Свой круг» ХI класс. Урок / И.В. Холодяков // Литература в школе. – 2001. - № 2.

41. Чернышева Т. Русская утопия // Сибирь. 1990. - № 6. - С. 118-127.

42. Шенкман Я. О нас любимых на сон грядущий: Кто и зачем сочиняет новую русскую мифологию? // Независимая газета от 08.09.2005.

43. Якушева Н. Б. Утопическая и антиутопическая мысль России // Философский век: Альманах. Вып. 13. С. 350-359.

Интернет источники:

44. Апполонова Г. Абсурд, мистика и реальность // Кронштадтский вестник. Электронный ресурс. URL: h**t://kronvestnik.r*/culture/5767

45. Виноградова Л.Н. Человек как вместилище демонической души // Миф и культура: Человек - не-человек. М., 1994. С.5-9. Электронный ресурс. URL: h**t://w*w.philology.r*/literature1/vinogradova-94. htm h**t://w*w.philology.r*/literature1/vinogradova-94.htm

46. Герасимова Н.М. "Поэтика переживания" в русской современной женской прозе. Электронный ресурс. URL: h**t://w*w.folk.r*/Research/gerasimova-poetika-pereziv. php h**t://w*w.folk.r*/Research/gerasimova-poetika-pereziv.php

47. Прохорова Т.Г. Проза Л. Петрушевской как система дискурсов. Автореф. дисс. … докт. филол. наук. Казань, 2008. Электронный ресурс. URL: h**t://cheloveknauka.com/proza-l-petrushevskoy-kak-sistema-diskursov

48. Прохорова Т.Г. Мистическая реальность в прозе Л.С. Петрушевской. Электронный ресурс. URL: h**t://w*w.literary.r*/literary.r*/print. php? subaction=showfull&id=1205321860&archive=1205324210&start_from=&ucat=&h**t://w*w.literary.r*/literary.r*/print.php?subaction=showfull&id=1205321860&archive=1205324210&start_from=&ucat=&

49. Серго Ю.Н. Поэтика прозы Л. Петрушевской: Взаимодействие сюжета и жанра. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Ижевск, 2001. Электронный ресурс. URL: h**t://w*w.dissercat.com/content/poetika-prozy-l-petrushevskoi-vzaimodeistvie-syuzheta-i-zhanra#ixzz2TtArKZ1K h**t://w*w.dissercat.com/content/poetika-prozy-l-petrushevskoi vzaimodeistvie-syuzheta-i-zhanra

50. Петрушевская Л.С. Сноб : Про меня h**t://snob.r*/profile/5286

51. Литературные имена: Людмила Петрушевская h**t://w*w.library.r*/2/lit/sections.php?a_uid=32

52. Эллектронная библиотека: Петрушевская Людмила - книги, биография h**t://modernlib.r*/books/petrushevskaya_lyudmila/

53. Фомичев М. Биография Людмилы Петрушевской h**t://ria.r*/spravka/20130526/939335895.html

Покупка готовой работы
Тема: «Современная утопическая проза: поэтика и проблематика произведения л. петрушевской «номер один, или в садах других возможностей»»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика