Дипломная работа

«Опыт социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях специализированной службы»

  • 72 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические подходы к социальной работе с девиантными подростками из семей группы риска

1.1 Социальная работа с подростками из семей группы риска в системе социального обслуживания населения 6

1.2 Характеристики девиантных подростков и влияния семьи на их социализацию 15

1.3 Комплексный подход к работе с девиантными подростками и их семьями 22

Глава II. Анализ опыта социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях ЦСПСД

2.1 Программа и методы исследования 34

2.2 Анализ результатов исследования 39

2.3 Практические рекомендации 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Введение

В современном мире все чаще и все раньше в онтогенезе личности возникают патологические формы поведения. Причины девиации (отклонений в поведении) различны, хотя многое исследователи сходятся в том, что они связаны с культурно-историческим процессом в целом, техническими, экономическими и политическими инновациями, вступающие в противоречие с традиционными культурными образцами, системами ценностей, стереотипами сознания и поведения, что затрудняет ориентацию людей в социокультурной ситуации и их адаптацию.

Проблема отклонений в поведении от общепринятых просоциальных норм и образцов (девиации) существует на всех возрастных этапах развития. Однако наиболее часто это проблема обсуждается в контексте подросткового возраста, так как именно в этот период формируется Я-концепция, самосознание личности – основа для дальнейшего жизненного самоопределения и построения собственного поведения в различных ситуациях.

Подростки представляют собой группу повышенного социального риска. Кризисный характер периода, связанный с психогормональными процессами, внутренними конфликтами, дезориентировкой во внутренних и внешних отношениях, переосмысление связей с окружающими, своего места среди других и пр., недостаточная социально-психологическая зрелость для решения возникающих проблем делают эту группу наиболее уязвимой к неблагоприятным социальным воздействиям.

Наличие и широкая распространенность поведенческих девиаций детей и подростков является неоспоримым фактом в настоящее время. Несовершеннолетние совершают, в среднем, каждое пятое из всех зарегистрированных по линии уголовного розыска преступлений, при этом краж, грабежей, разбойных нападений – каждое третье.

В последние годы также отмечаются следующие тревожные тенденции:

 Снижение возрастного порога преступной активности подростков

 Рост преступности среди девушек - его темп в среднем в 1,5-2 раза выше, чем среди юношей

 Значительный рост наркомании и токсикомании, пьянства и половой распущенности среди несовершеннолетних

 Увеличение числа групп, совершающих преступления, в том числе, так называемые неформальные объединения криминальной направленности

 Массовое вовлечение несовершеннолетних в многочисленные межнациональные и этнические конфликты, «политическую борьбу», в различные формы организованной преступности

 Увеличение удельного веса тяжких, заранее подготовленных, продуманных преступлений, рост повторных преступлений несовершеннолетних

 Садизм как времяпровождение, акты вандализма.

Снижение количества правонарушений и преступлений, совершаемых молодежью, является крайне актуальной задачей для современного российского общества.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение организации деятельности специалистов учреждения по работе с девиантными подростками из семей группы риска на примере работы специалистов ЦСПСД Центрального района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 определить сущность и особенности социальной работы с подростками из семей группы риска в системе социального обслуживания населения;

 рассмотреть характеристики девиантных подростков и влияния семьи на их социализацию;

 изучить комплексный подход к работе с девиантными подростками и их семьями;

 на примере ЦСПСД Центрального района описать организацию социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска;

 дать практические рекомендации.

Объектом исследования является учреждения по работе с семьями «группы риска».

Предметом – деятельность специалистов учреждения с девиантными подростками из семей группы риска.

Фрагмент работы

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска формирования девиантного поведения, в том числе и его крайне деструктивной формы – делинквентного (протиивоправного и криминального) поведения.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины – недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85 % делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже с мачехой [11, c.4].

Анализируя различные взгляды отечественных и зарубежных специалистов на специфику подросткового возраста, основные психологические особенности этого возрастного периода можно свести к следующему:

1. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, причем на первый план выдвигается общение со сверстниками.

2. Во время прохождения подросткового кризиса наблюдается повышенная тревожность, эмоциональная напряженность, и, как следствие этого агрессивность.

3. Подростковые изменения приводят к развитию личностной рефлексии, осознанию собственного «Я».

Вышеперечисленные особенности, несомненно, проявляются у подростков с девиантным поведением. Однако, в отличие от их «благополучных» сверстников они имеют ряд специфических характеристик.

Е.В. Заика сопоставляя психологические характеристики подростков, склонных к девиантному поведению, обнаружила у них следующие изменения в особенностях их личности:

1. По отдельным параметрам развития личности:

а) отношение к будущему: от разнообразных по содержанию ориентаций, отражающих как адекватное, так и компенсаторное отношение – через преобладание неопределенных, размытых ориентаций – к преобладанию бессодержательных ориентаций, выражающих отрицание настоящего, что свидетельствует о практически полной информированности представлений о будущем, иными словами, нет четкого жизненного плана.

б) социальные отношения: от в целом адекватных отношений со сверстниками и педагогами и разнообразных отношений с родителями – к преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с высоким конформизмом в принятии внутригрупповых норм;

в) черты характера: от разнообразных характерологических черт (как не достигающих уровня акцентуации, так и достигающих различных типов) – к выраженным акцентуациям различных типов в сочетании с неразрешенными внутриличностными конфликтами и зачастую низким уровнем самосознания и несформированным «Я-образом».

2. По обобщенной характеристике перечисленных изменений:

а) постоянный рост степени тяжести дефектов в развитии личностных качеств;

б) уменьшение степени разнообразия в личностных качествах и тенденции к их типизации.

3. По особенностям взаимосвязей между различными качествами личности:

а) резкое увеличение количества сочетаний негативных качеств;

б) рост взаимосвязей между криминогенными качествами и качествами, свидетельствующими об общих трудностях в развитии личности.

В исследованиях Ю.А. Васильевой на основе анализа сравнительных результатов эмпирического изучения смысловой сферы подростков, демонстрирующих социально-неадаптивные, криминальные формы поведения и их законопослушных сверстников делаются следующие выводы:

 для девиантных подростков характерна ориентация прежде всего на собственные потребности и на то, что способствует их удовлетворению;

 у подростков с девиантным поведением выявляется несформи-рованность системы личностных ценностей, что обуславливает «закрытость» для таких субъектов общечеловеческих ценностей и идеалов, приводит к «сужению перспективы» личностного развития (в целом мировоззрение девиантных подростков отличается относительной бедностью, неразработанностью, ограниченностью, пониженной рефлексией ценностно-смысловых ориентиров собственной жизни);

 социальные ценности, регулирующие поведение девиантов, в большинстве случаев остаются для них лишь «знаемыми», не присвоенными, определяя либо преимущественно «экстрогенное» (т.е. осуществляющееся под влиянием «внешних» по отношению к личности принуждающих обстоятельств) нормативное поведение, либо (при наиболее грубых формах девиации) игнорирование социальных норм и правил, проявляющееся в различных формах открытого протеста, в том числе и в криминальном поведении;

 социальные ценности, вносящие вклад в регуляцию поведения девиантных подростков являются преимущественно ценностями близкого, значимого окружения (семья, друзья); девианты в большей степени ориентированы на внешние критерии оценки, на некритичное принятие навязываемых значимых социумом – как реальным (референтная группа), так и воображаемым (герои произведений «массовой культуры», - норм, эталонов и стереотипов;

 девиантные подростки в значительной степени переживают свою жизнь, как пустую, бесцельную, лишенную смысла, интереса и перспектив (цели в жизни либо отсутствуют, либо их набор очень ограничен, поведение нередко носит ситуативно-обусловленный характер: девианты ориентированы, прежде всего, на настоящее с удовле-творением «здесь – и – теперь» потребностей при неразработанности, аморфности образа будущего);

 подростки с девиантным поведением отличаются пассивным отношением к собственной жизни, переживанием слабого контроля над своим поведением, жизнью в целом и меньшей ответственностью за совершенные поступки [37].

Исследователями отмечается также, что девиантные подростки характеризуются нечувствительностью к угрозе, имеют тягу к риску и острым ощущениям. В сравнении со сверстниками, они выглядят более живыми, экспрессивными, деятельными и некритичными. При этом, девиантные подростки видят себя менее образованными, с низкими интеллектуальными способностями, плохо обучаемыми, что возможно, является одной из причин их отклоняющегося поведения. У подростков с девиантными формами поведения образ «Я-идеальное» сформирован нечетко, «размыто» и в значительной степени отличается от «объективной» оценки личности.

Таким образом, нечеткая сформированность или отсутствие своего идеального образа у подростков, его значительное несоответствие «объективной» характеристике личности может являться одной из причин девиантной направленности поведения.

Различные подходы к классификации социальных норм позволяют поразному представить типологию девиантного поведения. Наиболее значимые подходы представлены в таблице 1.

Основная задача социального работника на первом этапе – это наладить контакт с семьей и выявить ее сильные стороны, которые помогут семье измениться. В дальнейшем требуется пошаговое профессиональное сопровождение семьи. Очевидно, что для проведения дальнейшего реабилитационного вмешательства требуется согласие семьи и признание местным органом власти наличие у семьи проблемы, которую следует решать при помощи социальной службы (так как семья сама не справится).

По результатам первичного обследования составляется План по защите прав ребенка, который утверждается главой органа опеки. План подписывается также родителями, что означает их согласие на вмешательство и признание ими их проблемы. План рассчитан на определенный срок и подлежит пересмотру, после чего может быть принят новый план.

Существует логическая последовательность в процессе сопровождения проблемной семьи. В ходе этого процесса имеются следующие этапы:

Первичное вмешательство: является ли данная семья потенциальным объектом социальной службы?

1. Выявление семей, которые могут нуждаться в мерах по защите детей.

2. Определение обоснованности обращения.

3. Определение срочности необходимых мер.

4. Определение типа необходимых мер.

По итогам первичного обследования решается вопрос о необходимости вмешательства органа опеки и попечительства, о проведении дальнейшей оценки (предварительной оценки), которая проводится в течение 30 дней с момента выявления ребенка.

Предварительная оценка семьи: кто будет объектом помощи социальной службы?

(Эта оценка должна быть закончена в течение тридцати дней). За это время необходимо решить, остается ребенок в семье или его изымают.

Оценивается:

5. характер, степень и последствия жестокого обращения с ребенком;

6. возможность проявления рецидивов жестокого обращения с детьми;

7. обеспечение безопасности ребенка;

8. необходимость продолжения оказания помощи.

В ходе предварительной оценки делается заключение о необходимости защиты ребенка, составляется проект плана по обеспечению безопасности ребенка, проект плана по защите прав ребенка и представляется в комиссию органа опеки по охране прав детей.

Составление плана обеспечения безопасности ребенка: как обеспечить безопасность ребенка?

9. определение факторов, угрожающих безопасности ребенка;

10. оценка возможности обеспечения безопасности ребенка дома;

11. определение уровня и типа услуг по обеспечению безопасности;

12. выявление способа обеспечения безопасности.

Цели Плана обеспечения безопасности:

- определить угрозу безопасности ребенка;

- оценить потенциал обеспечения безопасности в стенах дома;

- определить уровень и характер необходимых услуг по обеспечению безопасности;

- принять решение о том, способна ли семья обеспечить защиту или эта ее функция

невосстановима;

- по возможности, обеспечить участие семьи в процессе обеспечения контроля безопасности;

- уменьшение затрат времени, когда обеспечение безопасности связано с разделением семьи.

Когда оценка и анализ показывают, что семья ребенка не может обеспечить безопасность и стабильность, социальная служба должна найти для данного ребенка подходящее размещение. При этом сохранение кровной семьи рассматривается скорее как средство, нежели цель.

- Информация, собранная и проанализированная во время предварительной оценки семьи, дает материал для анализа услуг по безопасности и планов обеспечения безопасности.

Примерно через 2,5 месяца текущая оценка семьи обычно завершается и начинается новый этап работы – разработка стратегии изменений. Эта стратегия призвана ответить на следующий вопрос: как семья станет такой, какой она хочет стать? Стратегия изменений – это синоним таких терминов в других моделях, как план услуг, план помощи, план случая.

Текущая оценка семьи: каковы основания для оказания помощи? Этот этап начинается после того, как принято решение об оказании помощи семье (принят План по защите прав ребенка, в котором установлен социальный патронат).

13. Привлечение семьи к партнерскому сотрудничеству.

14. Выявление имеющегося положительного потенциала.

15. Выявление основных проблем и потребностей.

16. Выявление личностных и семейных условий, которые необходимо изменить.

17. Оценка и обеспечение безопасности.

Стратегия изменений: каковы пути изменения ситуации? (оценка динамики семьи производится каждые 90 дней).

18. Совместно с семьей выявление определенных поведенческих взаимоприемлемых целей, связанных с изменением семейной системы.

19. Назначение определенного времени для достижения целей.

20. Определение ролей и обязанностей

21. Включение в план помощи пункта об обеспечении безопасности, если это необходимо.

Предоставление помощи: какие действия следует предпринять?

22. Предоставить услуги, которые помогают семьям достичь цели.

23. Оценить, мобилизовать и скоординировать потенциал социальной сетки семьи.

Оценка динамики семьи: действительно ли происходят изменения?

24. Сопоставление целей с достигнутыми результатами и с развитием ситуации в семье.

25. определение того, нуждается ли выработанная стратегия изменений в коррекции. Оценка и обеспечение безопасности ребенка.

26. Выявление динамики факторов риска, определение того, можно ли прекратить оказание помощи.

Закрытие случая.

Заключение

В ходе написания выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель изучена организация деятельности специалистов учреждения по работе с девиантными подростками из семей группы риска на примере работы специалистов ЦСПСД Центрального района.

И решены следующие задачи:

 определена сущность и особенности социальной работы с подростками из семей группы риска в системе социального обслуживания населения;

 рассмотрены характеристики девиантных подростков и влияния семьи на их социализацию;

 изучен комплексный подход к работе с девиантными подростками и их семьями;

 на примере ЦСПСД Центрального района описана организация социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска;

 даны практические рекомендации.

На основе этого можно сделать выводы:

Социальное обслуживание населения включает обширную систему мер, предназначенных для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Семьи «группы риска» характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей.

Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.

Социальная работа с подростками с девиантным поведением заключается в профилактики.

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска формирования девиантного поведения.

Одной из главных причин криминализации детей и подростков является недостаточное (или неправильное) воспитание детей в семье и в учреждениях общего образования.

Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку.

Комплексный подход к работе с девиантными подростками и их семьями заключается в необходимости анализировать поведение подростков, вызывающих озабоченность педагогов, и определять характер семейного неблагополучия.

Список литературы

1. Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. М., МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН». 2011. - 260 с.

2. Алмазов Б.Н. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2009.

3. Антонов, А. Организация деятельности социального педагога с семьей //Социальная педагогика. – 2009. - №4.

4. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 27—53.

5. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками. Учебное пособие / М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская Таганрог, 2011.- 436 с.

6. Включенное наблюдение. Режим доступа: [социология.net] - (дата обращения 01.12.2014)

7. Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. — М.: МГУДТ, 2009. — 366 с.

8. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

9. Гранкин А.Ю. Семья как пространство нравственности / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность»/ Гранкин А.Ю., Бабаян А.В. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

10. Гуляихин В. Н. Семья как субъект ранней правовой социализации // NB: Вопросы права и политики. — 2013. — № 7. — С.56-66.

11. Дмитриев М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков/ Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А.СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 г. – 316 с. C. 4-5

12. Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

13. Захарова Г.И. Психология семейных отношений. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.- 63 с.

14. Заяц О.В. Опыт организационно – административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций, 2011. Режим доступа:

[h**t://finance-credit.biz/menedjment-predpriyatiy/sistema-sotsialnogo- obslujivaniya-naseleniya-13130.html]-(дата обращение 01.02.2015)

15. Инновации в работе специалистов учреждений социально-педагогической поддержки/Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных, Т.И. Шульга, А.В.Быков. М., 2011.

16. Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2009. C.470-473.

17. Кикоть В.Я., Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Учебник для студентов вузов. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА. – 2009. - 895с.

18. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.Л.Кокоренко, Н.Ю.Кучукова, И.Ю.Маргошина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.

19. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008.

20. Конституция РФ

21. Крылова Т.А. / Социально-педагогическая поддержка «семей группы риска»/ Журнал "Справочник классного руководителя" №1, 2013 г.

22. Кузнецова А.В. Методика работы социального педагога. – М., 2004.

23. Ларионова Е.А. Семьи "группы риска". Коррекционная работа с ними. Режим доступа: [h**t://festival.1september.r*/articles/579672/] - (дата обращения 29.12.2014)

24. Лукиных. Е. Семья «группы риска» как объект социальной работы. Режим доступа: [h**t://w*w.sibchildren.r*/articles/article_3055] - (дата обращения 01.02.2015)

25. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.- М.: Наука, 2009.

26. Метод наблюдения. Режим доступа: [h**t://w*w.grandars.r*/]- (дата обращения 01.02.2015)

27. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

28. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». М., 2009.

29. Официальный сайт ЦСПСД Центрального района г. СПб. Режим доступа: [h**t://w*w.cspsd-cr-spb.r*]- (дата обращения 01.02.2015)

30. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Уч. пособие/ Под ред. проф. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2010.

31. Пармузина Е. В. /Работа социального педагога с «семьей группы риска» /Социальный педагог МОУ №94, 2009 год.

32. Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

33. Причины и последствия семейного неблагополучия. Режим доступа: [книгамастеров.рф] - (дата обращения 01.012.2014)

34. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд. ФГОУ ВПО ВАГС. 2009. – 316с.

Покупка готовой работы
Тема: «Опыт социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях специализированной службы»
Раздел: Социология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 5000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика