Реферат

«Культура в понимании Б. Малиновского и П. А. Сорокина»

  • 14 страниц
Содержание

Введение 3

1. Теория культуры Б. Малиновского 4

2. Культура в понимании П. А. Сорокина 8

2.1. Три типа культуры 9

2.2. Четыре фазы состояния общества и его культуры 11

Заключение 13

Список используемой литературы 15

Введение

Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность — единстве культуры, человека и его деятельности. Это понятие в отличие от другого — в данном контексте «созданное», культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилим самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека . Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание — это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, взрослея, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальным опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.). Огромна роль средств массовой информации — радио, телевидения, печати.

Фрагмент работы

1. Теория культуры Б. Малиновского

Значительный вклад в разработку структурно-функционального метода внес Бронислав Малиновский (1884-1942), много изучавший жизнь дописьменных сообществ. Он стремился построить логически стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры. Однако его стремление строго и однозначно определить понятия «социальной системы», «культуры», «сообщества», «основных потребностей», «функций», «функциональности» и «дисфункциональности» вскрыло серьезные языковые и логические трудности, с которыми сталкивается структурно-функциональный метод. Как это ни парадоксально, но чем строже и точнее мы хотим определить явление, тем более спорным становится определение. По поводу теоретических основ функционального метода разгорелись бурные дискуссии.

Под влиянием книги Фрэзера «Золотая ветвь» Малиновский увлекся этнографией и поставил целью создать научную теорию культуры. Много путешествуя, он не только наблюдал живую культуру, но и активно участвовал в ней. Благодаря этому он пришел к очень интересным выводам. По Малиновскому, не так важно, что думает человек по поводу своего поступка, но важно, чтобы он поступал так, как предписывается общественными нормами.

2. Культура в понимании П. А. Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших слоев коми-зырянского народа, освоивший грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он стал крестьянским революционером, вступив в партию эсеров. Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства – А.Ф. Керенского, позднее – профессором Петроградского университета.

2.1. Три типа культуры

В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под воздействием «двойственной» природы человечества: существа мыслящего и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема. Исходя из этого, он выделял три типа культуры: два противоположных друг другу типа – идеациональный, если преобладает «истина веры», и чувственный тип, если преобладает «истина чувств», и третий – смешанный, промежуточный между ними тип – идеалистический, где «человеческими умами будет руководить истина разума». Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются.

Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие – искусство, истину, мораль, право, что является «основой и фундаментом всякой культуры» – и давая им характеристики.

2.2. Четыре фазы состояния общества и его культуры

По мнению Питирима Сорокина, состояние, в котором сейчас находится западное общество, представляет собой «трагическое зрелище начавшегося распада их чувственной суперсистемы. Поэтому ближайшее будущее …будет проходить под знаком dies irea, dies illa перехода к новой идеациональной или идеалистической фазе со всеми явлениями, сопровождающими подобный процесс».

Как считал Питирим, западное общество и его культура должны будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная система с новым сознанием у общества.

Заключение

Культура — это многогранная проблема исторического развития, и само слово «культура» объединяет разнообразные точки зрения.

Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Теория культуры должна начать, согласно Малиновскому, с родовых или «базовых» потребностей человека, таких как потребность в пище, сексуальном партнере, движении, физическом и психическом развитии, избавлении от боли. Из первичных потребностей в условиях общественной жизни вытекают «вторичные», называемые «социальными императивами». Иногда они противоречат первичным потребностям, удовлетворяются ценой их ущемления, но, в конечном счете, социальные императивы все-таки обусловлены базовыми потребностями. Социальные императивы - это потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования. Культура есть совокупность ответов на первичные потребности и социальные императивы. Функциональность культуры состоит в том, что она прямо или косвенно удовлетворяет потребностям человека.

В ряде своих работ Малиновский показывает, что функциональные элементы культуры - действия, идеи, вещи - могут иметь символический характер.

В своих многочисленных трудах П. А. Сорокин рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под воздействием «двойственной» природы человечества: существа мыслящего и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема. Исходя из этого, он выделял три типа культуры: два противоположных друг другу типа – идеациональный, если преобладает «истина веры», и чувственный тип, если преобладает «истина чувств», и третий – смешанный, промежуточный между ними тип – идеалистический, где «человеческими умами будет руководить истина разума».

Как считал Питирим, западное общество и его культура должны будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная система с новым сознанием у общества:

• кризис;

• катарсис;

• харизма;

• воскрешение.

Таким образом, родится новая эра культуры Запада.

Список литературы

1. Гуревич П. С. Культурология: учебник для студентов. М.: Гардарика, 2006.

2. Культурология: учебное пособие для вузов. Под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Культурология: учебное пособие. Под ред. А. А. Радугина. М.: Библионика, 2005.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2002.

5. Культурология. Учебник / Под ред. Багдасарьян Н. Г. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Кравченко А. И. Культурология. – М.: Академический проект, 2002.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика