Курсовая работа

«Итоговый контроль сформированности умений ознакомительного чтения посредством заданий егэ»

  • 31 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С АНГЛОЯЗЫЧНЫМ ТЕКСТОМ В ФОРМАТЕ ЕГЭ 6

1.1. Основные виды контроля 6

1.2. ЕГЭ как один из видов итогового контроля 9

1.3. Виды чтения и способы контроля понимания 13

ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 1 16

Глава 2. ЕГЭ КАК ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 17

2.1. Сложности при работе с англоязычным текстом в формате ЕГЭ 17

2.2. Средства для подготовки к текстовым заданиям формата ЕГЭ 19

2.3. Рекомендации по развитию навыков ознакомительного чтения 21

ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2 25

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Введение

Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Язык и литература». Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существования и развития человеческого общества. Расширения и качественные изменения характера международных связей нашего государства делают иностранные языки реально востребуемыми в практической и интеллектуальной деятельности человека.

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Он стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Одним из основных направлений модернизации Российской образовательной системы является введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Данный вид проверки предметных знаний обучающихся, делится на два вида: обязательные предметы (математика, русский) и выборочные. ЕГЭ по «мировому», английскому, языку значится в разделе выборочного. Его триумфальное шествие по планете, и совершенная англоязация культуры, масс медиа, интернета, аргументируют, все большее количество российских школьников, выбирать английский язык для сдачи по форме ЕГЭ.

Существуют множество аспектов изучения иностранного языка такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.

В своей работе я бы хотела уделить особое внимание именно чтению, так как, не безосновательно, считаю, что, именно, чтение является самым эффективным инструментом в обучении английского языка.

Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки, развивается понимание и осознание прочитанного и дальнейшее применение этого умения в разговорной практике. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках, как и в задание ЕГЭ, носит ознакомительный характер, и первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его основных моментов.

Все вышесказанное определило тему работы: «ЕГЭ как форма итогового контроля сформированности умений ознакомительного чтения».

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, т.к. все большее количество учащихся ежегодно выбирает английский язык для сдачи, потому что, даже нелингвистические вузы заявляют «мировой» язык, для поступления на ряд специальностей. Более того, нам обещают, что в ближайшее время ЕГЭ по английскому станет в один ряд с обязательными экзаменами по русскому языку и математике. Чтение является составной частью ЕГЭ. В связи с этим чтение занимает существенное место в современных учебно-методических комплексах по английскому языку на всех этапах обучения. Раздел «Чтение» – объемный вид деятельности в ЕГЭ, который оценивает умение читать. Чтение – трудный вид речевой деятельности. Проблема в том, что анализ результатов подготовки к ЕГЭ показывает, что 50% учащихся трудно дается выполнение этого раздела.

Объект исследования: процесс иноязычного образования в средних общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования: способы контроля сформированности умений ознакомительного чтения посредством заданий единого государственного экзамена.

Цель исследования: проанализировать адекватность заданий единого государственного экзамена, направленного на контроль сформированности умений ознакомительного чтения.

Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть основные виды контроля и ЕГЭ как форму итогового контроля;

2) охарактеризовать виды чтения как вид речевой деятельности;

3) выявить сложности при работе с англоязычным текстом в формате ЕГЭ;

4) определить средства для подготовки к текстовым заданиям формата ЕГЭ;

5) разработать методические рекомендации по развитию навыков ознакомительного чтения.

6) проверить экспериментальным путем эффективность контроля умений ознакомительного чтения посредством заданий ЕГЭ.

Метод исследования: анализ литературы по теме исследования.

Работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматриваются основные виды контроля и ЕГЭ как форма итогового контроля, а также виды чтения и дается их краткая характеристика.

Вторая глава данной работы посвящена выявлению сложностей при работе с англоязычным текстом в формате ЕГЭ, а также разработке методических рекомендаций педагогам и учащимся по развитию навыков ознакомительного чтения.

В заключении данной курсовой работы подводятся итоги исследования.

Фрагмент работы

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С АНГЛОЯЗЫЧНЫМ ТЕКСТОМ В ФОРМАТЕ ЕГЭ

1.1. Основные виды контроля

Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль - это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях.

Контроль позволяет:

1. преподавателю получить информацию:

а) о результатах работы группы учащихся в целом и каждого ученика в отдельности;

б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);

2. учащимся:

а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе;

б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.

Объектами контроля на занятиях являются:

а) знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция);

б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);

в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).

Долгие годы основным объектом контроля считалось владение учащимися системой языка, а не приобретаемая в ходе обучения способность к речевой деятельности. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения иностранному языку способствовало определению в качестве главного итогового объекта контроль речевых умений, а владение языковым материалом рассматривается преимущественно в качестве объекта текущего контроля.

Контроль на занятиях должен отражать специфику иностранного языка как учебного предмета. Усвоение иностранного языка, причисляемого к группе практических дисциплин, предусматривает в первую очередь овладение способами пользования языком в различных видах деятельности и сферах общения. Поэтому контроль знаний системы языка не дает представления о практическом владении языком, т.е. об уровне коммуникативной компетентности. Следовательно, ведущим объектом контроля на занятиях по языку являются речевые умения. Контроль же навыков выполнения действий и операций с языковым материалом при коммуникативном обучении, должен быть направлен не столько на проверку знания лексических единиц и умения образовывать с их помощью грамматические формы, сколько на умение выполнять действия с ними при оформлении своих мыслей и понимании мыслей других людей, говорящих на изучаемом языке.

Виды контроля. В педагогической практике используют следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, промежуточный и итоговый.

а) цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучения языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с учетом подготовки и психологических развития учащихся.

б) текущий - самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно-корригирующей функции проверки. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом. Он осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках.

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала. Он заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, проверке знаний, умений и навыков учащихся, сочетаемой с изучением нового материала, его повторением, закреплением и практическим применением. Этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у учащихся привычки систематической самостоятельной работы по выполнению учебных заданий и воспитанию чувства ответственности.

в) тематический контроль. В связи с тем, что основным принципом организации материала по иностранному языку является тематический, этот вид контроля занимает видное место. Тематические планы предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы на заключительных уроках, иногда предусматриваемых авторами учебников. Его целью является диагностирование качества усвоения учащимися учебного материала по отдельным темам.

г) периодический (промежуточный) контроль проводится, как правило, с целью проверки овладения материалом большого объема, например изученного за учебную четверть или за полугодие. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.

д) итоговый контроль навыков и умений проводится в конце каждого года обучения. Его назначение - диагностирование интегрированного результата учебной деятельности учащихся в соответствии с поставленными на данном этапе задач обучения. Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение, прежде всего уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося[18].

Итоговый контроль за курс полной средней школы в большинстве регионов России проводится по системе ЕГЭ.

Таким образом, эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения иностранным языкам. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность (интенсивность работы учащихся и длительность сохранения в памяти усвоенного материала во многом зависят от частоты и регулярности контроля), дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий.

Заключение

Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом – языковым и смысловым.

Несомненно, контрольное тестирование по английскому в формате ЕГЭ требует массы доработок, методик и отработок. Различность проверяемых умений и навыков в ЕГЭ по английскому языку многообразна: грамматика, письмо, аудирование и, конечно же, чтение, которому и была посвящена моя работа.

Умения сдающего работать с текстовыми материалам - это 60% успешно сданного экзамена в формате ЕГЭ. Умение прочитать текст, перевести, выделить основную мысль, сформулировать направленность и тематику теста, интерпретировать – вот залог успеха написания заданий относящихся к разделу «чтение». А значит именно на это и должен быть сделан упор в планирование уроков по английскому языку, дабы помочь учащимся максимально успешно и эффективно сдать Единый Государственный Экзамен по английскому языку.

Самым действенным и надежным способом подготовки к сдаче ЕГЭ остается практика. Ничто не подготовит детей ко всем особенностям экзамена как отработка всех необходимых навыков и умений в рамках обычного урока английского языка. Тексты различной сложности, тематики и направленности, помогут учащимся быть более уверенными в своих знаниях, своем словарном запасе, и умении понимать текст. Знакомя учащихся с различными статьями, рассказами, сказками, выдержками из художественных произведений классиков и современных авторов, позволят педагогу не только разнообразить уроки, сделать их более интересными и увлекательными, но максимально качественно подготовить детей для сдачи ЕГЭ по английскому языку.

Конечно же нельзя забывать и о грамматике, и аудировании, письме и говорении, так как задача преподавателя не просто подготовить ученика выпускного класса к успешной сдаче ЕГЭ, но и оставить максимальное количество полезных знаний, навыков и умений относительно использования английского языка в дальнейшем.

В данной работе были рассмотрены основные виды контроля при обучении иностранным языкам, структура итогового экзамена, а также ЕГЭ как форма итогового контроля. Охарактеризованы такие виды чтения как ознакомительное, поисковое, просмотровое и изучающее чтение, наибольший акцент был сделан на ознакомительном чтении, сформированности навыков которого и была посвящена тема исследования. Также были выявлены сложности при работе с англоязычным текстом и определены средства для подготовки к текстовым заданиям формата ЕГЭ. На основе этих данных были составлены методические рекомендации по развитию и контролю навыков ознакомительного чтения.

Данная работа представляет определенную ценность в плане методической помощи учителям английского языка. Теория и система упражнений позволит успешно подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ по разделу «Чтение».

Список литературы

1. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. – М: МГУП, 2000. – Режим доступа: h**t://mmoruli.r*sedu.net/post/7146/101137 - 09.11.15

2. Баранов СП. Сущность процесса обучения. М., 1986. 143 с. Режим доступа: h**t://w*w.twirpx.com/file/432843/ - 09.11.15

3. Болотов, В.А. Актуальное интервью: «Родители, чьи дети успешно сдали ЕГЭ, вздохнули с облегчением». / В.А. Болотов //– 2005. - №2. с.8-20

4. Вербицкая, М.В., Махмурян, К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)[Текст]/ М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.Н. Симкин. – М.: ФИПИ, 2013. — 17 с.

5. Веселова, Ю.С. Тематический тренажер по английскому языку. Чтение. (Готовимся к ЕГЭ) [Текст]/ Ю.С. Веселова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 64 с.

6. Воронова Е.Г., Чесова Н.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Английский язык. – Режим доступа: h**t://w*w.twirpx.com/file/69771/ - 17.11.2015

7. Денищева, Л.О. О структуре экзаменационной работы./ Л.О. Денищева, К.А. Краснянская // Английский в школе. – 2005. - №2.

8. Дудко Д.В. Инновационные процессы в образовании: учебно-методический комплекс. – Брянск: ООО «Ладомир», 2010.-120с.

9. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. – М.: Минобразования РФ, 2009. – 280 с.

10. Единый государственный экзамен/ Контрольные измерительные материалы: Английский язык /– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. Режим доступа: h**t://nashol.com/2014102780318/specifikaciya-kontrolnih-izmeritelnih-materialov-dlya-provedeniya-v-2015-godu-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-inostrannim-yazikam-pismennaya-chast.html - 17.11.2015

11. Клековкина Е.Е. Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 1-4 [Текст]: учебно-методическое пособие/ Е.Е. Клековкина. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – Режим доступа: h**t://eng.1september.r*/article.php?ID=200702006 – 19.11.2015

12. Клековкина Е.Е. Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 5-8 [Текст]: учебно-методическое пособие/ Е.Е. Клековкина. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 64 с.

13. Куросовская Ю.Б. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2./ Куросовская Ю.Б. — М.: «Просвещение», 2009. — (серия «Пять колец»)

14. Манн, М., Тейлор-Ноулз, С., Вербицкая, М.В. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: чтение и письмо [Текст]/ М. Манн, С. Тейлор-Ноулз, М.В. Вербицкая. – Издательство: Macmillan Publishers, 2010. – 224 с.

15. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания общеобразовательных предметов ¨[Электронный ресурс] (на основе анализа ЕГЭ 2014) ¨[Электронный ресурс] – Режим доступа: h**t://w*w.fipi.r*/sites/default/files/document/1409346839/metod_rekom_angl_2014.pdf - 19.11.2015

16. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года. – Режим доступа: h**t://w*w.fipi.r*/sites/default/files/document/1440157521/metod-rek_inostrannye_yazyki_2016.pdf - 19.11.2015.

17. Мичугина, С.В., Смирнов, Ю.А. Английский язык. Чтение. ЕГЭ 2012. Контрольные тренировочные материалы [Текст]/ С.В. Мичугина, Ю.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.

18. Основные виды контроля и методик его проведения [Электронный ресурс]: - Режим доступа: h**t://neudoff.net/info/psixologiya/osnovnye-vidy-kontrolya-i-metodik-ego-provedeniya/ - 11.11.2015

19. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения.- М.: Русский язык,2007. 276с. - Режим доступа: h**t://w*w.twirpx.com/file/58058/ 11.11.2015

20. Подготовка к ГИА и ЕГЭ: стратегии и рекомендации. Раздел «Чтение». [Электронный ресурс] журнал «Иностранные языки» - Режим доступа: w*w.URL: h**t://iyazyki.r*/2013/08/strategies-recommendations/ - 20.10.2015

21. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. / Н.Д. Гальскова. — М.: АРКТИ, 2004. — 3-е изд., переработанное и доп. – Режим доступа: h**t://refleader.r*/jgemerqasjgebew.html. - 06.11.2015

22. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. « Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет « Первое сентября»,2010. 370 с.

23. Соловова, Е.Н., Парсонс, Дж. Английский язык. ЕГЭ. Практикум. Чтение [Текст]/ Е.Н. Соловова, Дж. Парсонс. – М.: Экзамен, 2012. – 128 с.

24. Стандарт основного общего образования по иностранному языку. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2–11 классы. Образование в документах и комментариях. — М.: АСТ. Астрель, 2004. Режим доступа: h**t://w*w.ege.edu.r*/common/upload/docs/ija_spetsif_2009_.pdf - 09.11.2015

25. Данные о сдающих ЕГЭ по английскому языку. [Электронный ресурс] - Режим доступа: h**t://w*w.ege.edu.r*/ru/main/news/index.php?id_4=19948 -15.11.2015

26. Успешная подготовка к ЕГЭ по английскому языку, методика для учителей старших классов, Москва, 2012 год. Стр. 12-14

27. Уэст М. Методика обучения чтению // Иностранные языки в школе.-2011-№3.-С.46-47.

28. Эффективное чтение иностранных текстов. Пособие для начинающих. Москва, 2010 стр. 54-58.

29. 100 балов. Тесты по ЕГЭ. Москва, 2014

Покупка готовой работы
Тема: «Итоговый контроль сформированности умений ознакомительного чтения посредством заданий егэ»
Раздел: Иностранные языки
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика