Курсовая работа

«Система административного контроля и надзора»

  • 32 страниц
Содержание

Введение …3

1. Соотношение понятий «административный контроль» и «административный надзор» …5

2. Понятие и сущность административного контроля ….10

3. Понятие административного надзора в РФ ….…13

4. Особенности системы административного контроля и надзора в РФ….19

Заключение …27

Список использованных источников ….…30

Введение

Актуальность темы курсового исследования обусловлена следующими положениями.

Административно-правовые отношения и нормативно-правовая база их регулирования за последние 20 лет подверглись самым радикальным изменениям в ходе реализуемых в этот период и продолжающихся до сих пор реформ в политической, экономической и административной сферах. Не случайно поэтому в процессе формирования современной системы законодательства Российской Федерации основной массив из числа принимаемых федеральных законов относится именно к сфере административно-правового регулирования. Обусловлено это прежде всего продолжающейся концептуальной трансформацией правовых основ и механизма регулирования отношений власти и граждан, государства и субъектов хозяйствования и т.д .

Государство как форма организации публичной власти для эффективного выполнения поставленных перед ним задач должно иметь возможность оказывать влияние на реализацию всех принимаемых или санкционируемых им решений. Поскольку подобные решения в большинстве случаев закрепляются в законодательстве, то исполнение действующего «закона», по сути, становится выполнением воли государства, а его влияние осуществляется через систему правоохранительных органов, имеющих своей целью выявление, предупреждение, пресечение, расследование, наложение и исполнение наказания, разрешение споров. Эффективное управление невозможно без наличия административного контроля и надзора, выступающего элементом управленческой деятельности, поскольку он играет роль барьера, препятствующего правонарушениям и направляющего весь процесс исполнения законов к установленным идеальным требованиям.

Это показывает, насколько велика роль надзорной и контрольной функций государства. Под функциями в современной теории государства понимают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Кроме того, многие исследователи определяют их как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления его деятельности по управлению обществом . Как бы то ни было, административный надзор и контроль выступают и как основное направление, и как механизм государственного воздействия.

Методологической и теоретической основой исследования является аналитический, сравнительный и диалектический метод познания. Выводы работы базируются на основных положениях общей теории права, конституционного и административного права.

Предмет исследования –система административного контроля и надзора в РФ реабилитация в уголовном процессе РФ.

Объект исследования – общественный отношения, складывающиеся в процессе реабилитации административного контроля и надзора в РФ.

Цель работы – изучение особенностей системы административного контроля и надзора в РФ.

Задачи курсового исследования:

- определить соотношение понятий «административный контроль» и «административный надзор»;

- дать понятие административного контроля и надзора;

- выявить особенности системы административного контроля и надзора в РФ.

Структура. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее организацию и деятельность исполнительной власти, не содержит четких критериев разграничения контроля и надзора.

В ряде статей КоАП РФ термины «контроль» и «надзор» употребляются как равнозначные (например, ст. 23.16, 23.20, 23.58, 19.4).

Справочная, учебная и научная юридическая литература содержит в себе различные подходы к определению понятий «контроль» и «надзор». Их анализ позволяет выделить несколько различных точек зрения на проблему соотношения контроля и надзора. Одни ученые считают, что надзор есть разновидность контроля (так называемый суженный контроль), другие выделяют надзорную деятельность как самостоятельную, третьи вообще не разделяют контроль с надзором, рассматривая их как идентичные.

Анализируя вышеприведенные мнения ученых, следует заключить, что они сводятся к двум основным подходам к пониманию соотношения понятий «контроль» и «надзор»: во-первых, одними учеными надзор понимается как структурный элемент контрольной деятельности, другими - как детально легализованная форма управленческой деятельности.

Как представляется, под контролем следует понимать систему действий по наблюдению, проверке процессов, протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия.

Таким образом, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и развитие достигнутых положительных результатов, преодоление отрицательных отклонений от требуемого поведения и деятельности, соблюдение законности и дисциплины; оказывает положительное влияние на деятельность как объекта контроля, так и субъекта управления.

Административный надзор как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Административный надзор реализуется в различных организационных и правовых формах. С этой точки зрения выделяются три его разновидности:

а) административный надзор в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например, правил пожарной безопасности;

б) административный надзор, осуществляемый в отношении определенного круга граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например, надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования;

в) административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих административный контроль и надзор в современной России, можно представить следующим образом.

Первый уровень: Федеральные органы исполнительной власти, которые в соответствии с действующим законодательством РФ уполномочены на осуществление функций по контролю и надзору. К ним относятся, прежде всего, федеральные службы, а также федеральные министерства и федеральные агентства, которые могут в установленных законом случаях выполнять указанные функции.

Второй уровень: Специализированные государственные инспекции, входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти. К их основным обязанностям относится реализация контрольно-надзорных полномочий (например, ГИБДД МВД РФ).

Третий уровень: Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации Федеральной службы по труду и занятости).

Четвертый уровень: Государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие различные наименования и многоплановую компетенцию.

В отсутствие специализированного и законодательно закрепленного перечня органов исполнительной власти, наделенных контрольно-надзорными полномочиями, наиболее полными можно считать сведения, приведенные в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.

4. Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. 2008. № 4823.

5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ, 2011, № 15, ст. 2037.

6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 2004, № 11, ст. 945.

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. №22. Ст.2544.

Судебная практика

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 1.

Литература

9. Андреева Ю.А К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» // Административное право и процесс, 2009, № 2.

10. Административный надзор в России: теоретические основы построения. Административно-правовое исследование. монография / под.ред. проф Ю.Н. Старилова.- М., 2010.

11. Вельмин А.С. Проблемы обоснованности отнесения дел об административном надзоре к ведению суда в порядке гражданского судопроизводства // Вестник гражданского процесса. 2012. № 2.

12. Дмитриев А.Т. Правовые и организационные проблемы административного надзора ОВД: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 1998.

13. Калинина Т.М. Понятие и юридическая природа административного надзора // Административное право и процесс. 2013. № 8.

14. Кирин А.В. О реформировании системы административного права // Журнал российского права, 2012, № 3.

15. Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М., 2001.

16. Кокорев А.Н. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и проблемы его осуществления // Вест. Моск. ун-та МВД России. 2011. № 8.

17. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

18. Контрольные органы и организации России: Учебник / Под ред. А.П. Гуляева. - М., 2000.

19. Нестеров А.В. Еще раз о властном контроле и надзоре // Административное право и процесс. 2011. № 3.

20. Палазян А.С. Содержание исходных понятий теории функций права // Административное и муниципальное право. 2008. № 11.

21. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. /отв. ред. Попов Л.Л. - М.: Проспект, 2010.

22. Терентьев И.А. Общая характеристика контроля и надзора, осуществляемого органами государственной власти // Административное право и процесс. 2012. № 11.

Покупка готовой работы
Тема: «Система административного контроля и надзора»
Раздел: Административное право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика