Дипломная работа

«Система деятельности социального педагога в условиях сельской школы»

  • 73 страниц
Содержание

Введение…3

Глава I. Теоретические основы системы деятельности социального педагога в условиях сельской школы….3

1.1 Современное состояние и основные тенденции сельской школы в системе образования в РФ….….8

1.2. Особенности работы социального педагога в условиях сельской школы.21

Выводы по первой главе….34

Глава II. Организация деятельности социального педагога в условиях сельской школы….39

2.1. Направления, функции, принципы, методы деятельности социального педагога в условиях сельской школы….39

2.2 Описание социально-педагогической деятельности социального педагога в МОБУ СОШ №2 с. Бакалы Бакалинского района….….51

Выводы по второй главе….….63

Заключение….….65

Введение

Актуальность исследования. Современная социокультурная и социально-экономическая ситуация в большинстве районов сельских поселений нашей страны характеризуется кризисной, так как традиционные отрасли производства постепенно утрачивают свою значимость для развития территории, а новые отрасли экономики пока только набирают силу. В условиях неблагоприятной социальной, экономической, географической ситуации на селе постепенно исчезают традиционные способы хозяйствования и необходимая для этого инфраструктура. Сокращается количество рабочих мест для сельских жителей.

В условиях сложной социально-экономической ситуации на селе и кризисного сельского социума у людей наблюдается рост депрессивных настроений, апатии, что обуславливает потребность сельского социума в специалистах, способных осуществлять социально-педагогическую поддержку детей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также оказанию социальной, социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки и помощи семьям и детям, способствует поддержанию семейного и детского благополучия, оказания помощи социально уязвимым категориям населения, воспитанию и образованию личности.

Социальный педагог сельской школы выполняет роль посредника между населением и властью. Социальный педагог активизирует фактор общественного участия, предотвращению негативных явлений в семейно-соседском социуме, к примеру, социальное неблагополучие детей, семей, социальное сиротство, беспризорность, безнадзорность детей, незанятость детей и молодежи, пристрасти к вредным привычкам и др.

Практическая деятельность школы выступает также связующим звеном между школой и родителями, обеспечивают системную работу школы и семьи. В последнее десятилетие получила развитие социально-педагогическая деятельность школы, направленная на защиту и охрану прав ребенка, оказание социально-педагогической помощи и поддержки. Наиболее остро социальные проблемы проявились в сельской местности, где отмечается недостаток развитой социальной инфраструктуры, социальные службы расположены, как правило, в районных центрах, на значительном расстоянии от сел и деревень. Из всех оставшихся социальных институтов наибольшими возможностями оказания социально-педагогической помощи и поддержки обладает сельская школа, которая владеет достаточными учебными, методическими, информационными и профессиональными ресурсами. Многоаспектный характер социально-педагогических задач, стоящих перед сельской школой, обусловливает поиск новых способов организации социально-педагогической деятельности социального педагога. Все это привело к тому, что в деревнях и селах стареет население, увеличивается доля людей пенсионного возраста, снижается процент женщин детородного возраста, в их среде получают распространение различные формы дезадаптированного поведения, алкоголизм.

Учитывая тот факт, что в связи с сокращением рождаемости, демографическим спадом, уменьшением процента детей дошкольного возраста, в школу приходят дети, не подготовленные в психологическом и социальном плане к обучению, их адаптация протекает болезненно, что требует коррекции со стороны специалиста – социального педагога.

Отсутствие культурных центров в ряде населенных пунктов обусловливает необходимость выполнения социальным педагогом ряда дополнительных функций, связанных с организацией досуга детей во вторую половину дня. В этой связи педагогу важно иметь специальные умения и навыки, которые позволили бы ему вести какое-либо объединение по интересам.

С другой стороны, в условиях нормативного финансирования некоторые сельские школы в поисках путей выживания вынуждены объединяться с учреждениями дополнительного образования (детскими центрами, Домом культуры и др.), чтобы организовать культурно-просветительскую работу с детьми и населением и тем самым получить дополнительное финансирование. Одна из функций социального педагога сельской общеобразовательной школы - социальная защита детей, которые порой страдают из-за безработицы родителей, неблагополучной атмосферы в семье.

От сельского социального педагога требуется искреннее участие в судьбе ребенка, а хорошее знание условий его проживания в семье, повседневные отношения с родителями детей предусматривают установление оперативных контактов с родителями, принятие действенных мер в случае возникающих проблем.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы сельских школ показывает, что организация социально-педагогической деятельности рассматривается на уровне взаимодействия разных государственных и общественных институтов. Особенности взаимодействия муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социальной помощи рассматривались в работах В.Г. Бочаровой, М.Д. Горячева, В.И. Загвязинского, А.В. Мудрика и др. Интеграция арсенала средств и возможностей школы, семьи и социума нашла отражение в трудах Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, М.М. Плоткина, В.Д. Семенова и т.д.

Проблемы деятельности сельской школы как открытой социально-педагогической системы представлены в исследованиях А.З. Андрейко, М.П. Гурьяновой, В.И. Семенова, М.С. Кравченко, В.И. Роенко, О.М. Шиловой, где роль сельской школы в реализации социально-педагогической деятельности определялась в качестве активного субъекта социального взаимодействия в условиях стабильно развивающегося социума.

В сельской школе как самостоятельной социально-педагогической системе все педагогические работники обеспечивают разнообразные виды помощи и поддержки на основе профессионального взаимодействия. В работах М.А. Галагузовой, С.П. Дырина, И.А. Зимней, В.Е. Кадочкиной поставлены вопросы профессионального взаимодействия.

Анализ профессиональной деятельности сельских социальных педагогов позволил выявить множество социально-педагогических, методических проблем и трудностей, обусловленных спецификой учебно-воспитательного процесса, влиянием социума, а также сложившимися педагогическими традициями социального педагога сельской общеобразовательной школы.

Выше изложенные особенности и трудности в работе сельского социального педагога объясняют проблемы психологического характера. Психологическая напряженность социального педагога на селе связана с ограниченностью, бедностью его социальных и профессиональных контактов, в то же время перегруженностью и многоаспектностью проблем, которые приходится ему решать.

Многие из названных проблем в той или иной мере могут быть решены самим социальным педагогом сельской общеобразовательной школы, если он к этому подготовлен и учитывает особенности своего труда, организации педагогического процесса в сельской школе.

Цель исследования – описать систему деятельности социального педагога в условиях сельской школы.

Объект исследования – сельская общеобразовательная школа.

Предмет исследования – система деятельности социального педагога в условиях сельской общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

- проанализировать современное состояние и основные тенденции сельской школы в системе образования в РФ;

- охарактеризовать особенности работы социального педагога в условиях сельской школы;

- выявить основные направления, функции, принципы, методы деятельности социального педагога сельской школы;

- описать систему деятельности социально-педагогической деятельности социального педагога в условиях сельской местности

Методы исследования: Для разрешения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические методы (анализ педагогической, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы); эмпирические методы (наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации).

Теоретической основой исследования являются теории социально-педагогической деятельности (М.А. Галагузова, М.П Гурьянова, В.М. Лизинский, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, Р.В. Овчарова, Н.В. Шакурова, Т.А. Шишковец); теории обучения и воспитания в сельской школе (Е. Аликина, В.А. Борисова, Н. Неупокоева); теории социально-педагогического исследования сельского социума (Н.Ф. Басов, В.М. Басова, М.П. Гурьянова, А.Н. Кравченко).

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала о профессиональной деятельности социального педагога сельской общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в системе деятельности социального педагога сельской общеобразовательной школы.

Опытной базой исследования являлась МОБУ СОШ №2 села Бакалы Бакалинского района Республики Башкортостан.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы системы деятельности социального педагога в условиях сельской школы

1.1. Современное состояние и основные тенденции сельской школы в системе образования в РФ

Сельскую школу в России принято рассматривать как институт, обеспечивающий формирование этнической идентичности на микроуровне (уровне личности) и макроуровне (уровне общества). При этом каждое поколение перестраивает этническую идентичность на всех уровнях.

Сельская школа и социальная среда вступают в сложную систему взаимодействия. С одной стороны, сельская школа и социальная среда вступают в сложную систему взаимодействия. С одной стороны, сельская социокультурная среда формирует особенности школы, с другой, сама школа на селе является социо- и культурообразующим фактором. В этих условиях наиболее эффективным может быть тип взаимоотношений между школой и средой, который позволяет проектировать деятельность сельской школы как школы «интегрированной», среда которой неделима на внутреннюю и внешнюю. Интегрированная школа является результатом педагогизации среды, с одной стороны, и социализации школы – с другой.

Характер образования в сельской школе обусловлен, прежде всего, спецификой культурной средовой ниши. Школа на селе содействует сохранению полиэтничного характера культуры российского общества. Способствуют этому сохранившиеся в воспитательном пространстве российского села знания и обычаи народной педагогики, которые обеспечивают адаптацию личности к определенной этносоциальной среде. Поэтому сохранение традиций народной педагогики в рамках современной сельской школы является условием сохранения национальной духовной культуры, накопленной многовековым развитием российской цивилизации.

Современная система образования на селе в соответствии с духом времени имеет возможность сохранять социально-педагогические традиции при относительно высокой степени включенности в пространство информационного общества начала XXI столетия, осуществляя сохранение традиции в «снятом» виде. Прежде всего, в новых культурно-исторических условиях меняется характер транслируемого сельской школой типа социальности. Ведущей особенностью современной социальности является ее информационно-коммуникативный характер. Учет сельской воспитательной системой потребности информационного общества в данном типе социальности, в личности, способной к функциональной оценке и практическому применению своих знаний и умений, обладающей инициативностью и владеющей коммуникативными навыками, может предоставить сельской школе возможность воспитать слой жителей села, готовых к деятельности по его возрождению в новой социальной реальности, но с учетом традиционной культурной специфики сельского образа жизни.

Взаимоотношения семьи и школы имеют особое значение в первые годы пребывания ребенка в образовательном учреждении, так как младший школьник наиболее доступен педагогическому влиянию, кроме того, в этом возрасте закладываются социально значимые личностные характеристики человека.

Сельским школьникам необходима практика диалога, способствующая развитию коммуникативных навыков личности. Создание диалогической образовательной среды является условием для формирования диалогического опыта личности, что, в свою очередь, является важнейшей составляющей процесса социализации сельской молодежи в современном мире, мире информации и коммуникативных технологий. На селе можно констатировать наличие особенных акцентов в двуедином процессе усвоения традиционного и наработки инновационного в наследуемой младшим поколением культуре. Прежде всего, в современной российской деревне отсутствуют факторы, формирующие индивидуальность, личностное начало при наличии сильных механизмов трансляции традиционных ценностей (в том числе – ценности подчинения нормам и правилам общественной жизни). Это затрудняет процесс социализации как процесс становления личностного «Я», готового к социальным переменам и, более того, готового стать источником социальных инноваций. [15, 190]

Сельская культура в данном вопросе оказывается за гранью новых культурных процессов, создаваемых в результате ускорения темпов социального развития общества на рубеже XX – XXI вв. Задачей школы и прочих институтов социализации на селе является ориентация сегодня на потребности не только традиционной сельской жизни, но и, в целом информационного общества начала XXI века.

Деятельность сельской школы в конструировании процесса обучения, социализации школьников, может развиваться сегодня в нескольких основных направлениях:

- в системе отношений, выстраиваемых школой и социумом вокруг проблем возрождения и сохранения социокультурного наследия села;

- межличностный и межкультурный диалог способствует в данном случае формированию новой этничности и этнической идентичности;

- в системе взаимодействия школы и социума по проблемам сохранения природной среды, традиций экологического природопользования, здоровьесбережения – формирование экологической идентичности; - в отношениях, организуемых между школой, социумом, местными предприятиями и хозяйственными организациями в целях приобщения школьников к значимым на селе видам трудовой, профессиональной деятельности – формирование социальной идентичности;

- в отношениях, направленных на формирование личностной идентичности, становление личности, способной самостоятельно и адекватно оценивать себя, события своей прошлой, настоящей и будущей жизни, планировать дальнейшие этапы саморазвития.

Сельская школа, как и любая другая, должна дать возможность личности проявить свою познавательную и связанную с ней социальную активность. Учителя сельских школ придерживаются следующих требований в работе с личностью ученика:

1) исключения категоричного оценивания полученных учениками знаний (в большей степени здесь требуются понимание и анализ мировоззрения и социального опыта ученика);

2) проведения подготовительной работы с учениками, которая позволяет им овладеть рядом принятых в обществе знаниевых конструктов (например, изучение этнографической информации и практики предваряется изучением базовых понятий в области народной культуры и истории и т.п.); 3) организации различных диалоговых форм коммуникации, которые позволяют скорректировать когнитивные черты восприятия нового (различные виды обсуждения).

В истории сельского образования в России можно выделить в качестве ведущей проблему определения цели образования, то есть конструирования образа выпускника сельской школы. Успешная социализация сельской молодежи нуждается в преодолении взгляда на сельскую школу только как источник трудовых кадров для сельского хозяйства, что ведет к кризису личностной и социальной идентичности. Сельская школа должна давать выпускникам возможность вертикальной и горизонтальной социальной мобильности, предоставляя им прочную базу теоретических знаний и широкий спектр направлений социальной деятельности.

Приоритетная роль сельской школы - центр духовной жизни села. Специфика социально-педагогической работы с семьей с учетом педагогических возможностей сельского социума. Анализ особенностей сельской социальной среды и ее воспитательного потенциала как объекта семейного воспитания позволяет выделить и обосновать специфику социально-педагогической работы с семьей с учетом педагогических возможностей сельского социума:

Тесный и частый контакт социального педагога с семьей, осуществление постоянного наблюдения за ее жизнедеятельностью в социуме, обусловленные локальностью сельской среды, небольшим количеством, малой плотностью населения и его стабильностью.

Использование особенностей межличностных взаимоотношений (тесные родственные и соседские связи, естественное интенсивное межвозрастное общение, «публичность» жизни, открытость общения, особая близость отношений, большая роль общественного мнения) как социально-педагогического средства получения оперативной информации о положении ребенка в семье, имеющихся проблемах, связанных с его воспитанием, а, в первую очередь, с целью выявления неблагополучных семей, в которых отсутствуют полноценные условия для воспитания детей, а их жизни и здоровью наносится ущерб (в которых дети находятся в социально опасном положении), а также для воздействия ближайшего социального окружения семьи на педагогические установки родителей и характер внутрисемейных отношений.

Проведение работы (посредничество, информирование) по оказанию социально-экономической помощи малообеспеченным семьям, воспитывающих детей с целью улучшения качества их жизни. Использование более развитой на селе (по сравнению с городом) системы неформальной семейной поддержки: родственной, соседской, дружеской для организации помощи семьям, испытывающим материальные затруднения, недостаток времени для общения с детьми, осуществления контроля за их учебой и поведением и др.

Возможность более широкого привлечения ближайших родственников семьи (бабушек/дедушек, старших детей и др.) ввиду большего, чем в городе, числа многопоколенных и многодетных семей к процессу семейного воспитания.

Более интенсивная, чем в городе, работа по оздоровлению окружающей среды, семейного социума, повышению культуры здорового образа жизни, бытовой культуры с обязательным использованием педагогических возможностей сельской социальной среды (местных учреждений образования, здравоохранения, Дома культуры, сельского Совета, органов правопорядка, производственных предприятий, общественности (в первую очередь, старшего поколения), семей, имеющих высокую жилищно-бытовую культуру, образцовую усадьбу и т.д.).

В связи с большим числом в сельской местности неблагополучных семей, доминирующими факторами, неблагополучия которых являются пьянство родителей и уклонение их от выполнения родительских обязанностей, организация социально-педагогической работы в сельском социуме в области семейного воспитания предполагает выделение в качестве одного из приоритетных ее направлений проведение реабилитационно-профилактических мероприятий с членами таких семей с обязательным использованием не только местного социально-педагогического, психологического и лечебно-профилактического потенциала, но и с обязательной организацией выездных групп специалистов районного уровня (органов охраны детства, правоохранительных органов, санитарно-гигиенических служб, наркологов, психотерапевтов, социальных педагогов, психологов, сотрудников общественных организаций, представителей религиозных конфессий и др.). [12, 245]

Более активное и широкое использование (в условиях практически отсутствия на селе культурно-досуговых учреждений) педагогического потенциала традиций общинной жизни, народной культуры, сохранение и развитие народных промыслов, ремесел, обычаев, обрядов для вовлечения членов семьи в общественно значимую культурнотворческую деятельность с целью организации семейного досуга, обогащения педагогического опыта сельских родителей, повышения культуры межличностных отношений, оздоровления и одухотворения окружающей среды, формирования у членов семьи социально значимых ценностных ориентаций, повышения ответственности за ее благополучие.

Проведение просветительской работы, направленной на восстановление, сохранение и развитие народных традиций семейного воспитания: воспитание «всем миром»; забота сельского сообщества о формировании у детей уважительного отношения к Отчизне, труду на земле, старшим, родителям (прежде всего, почитания матери), животным и природе, чувства дома, семейного очага; взаимопомощь, милосердное отношение к неимущим, немощным, детям-сиротам; активное участие членов сельской семьи в семейных и общественных обрядах белорусского народа, бережное отношение к обычаям, воспитание у детей с ранних лет трудолюбия, подготовка мальчиков и девочек к будущей семейной жизни (в соответствии с социальными ролями мужа и жены) и др.

В связи с большей потребностью у сельских жителей, по сравнению с городскими в тесных межличностных связях, «публичных», общинных формах общения, в работе с сельскими родителями отдавать предпочтение групповым, открытым формам работы (родительские сходы, собрания, конференции, Советы общины и др.).

Необходимость уделять больше внимания решению проблемы соблюдения в работе с членами сельской семьи необходимого уровня конфиденциальности (ввиду локальности, открытости, "прозрачности" жизни семьи, в том числе и частной жизни самого социального педагога).

Учет специфики сельскохозяйственного труда, которым преимущественно заняты на производстве сельские родители (в первую очередь, его сезонностью, ненормированностью рабочего дня), а также специфики их домашнего труда (уход за домашними животными, работа на приусадебном участке, сбор лесных ягод и грибов, заготовка дров и т.п.), при организации социально-педагогической работы (выборе форм и методов, установления сроков и графиков проведения).

Превращение школы в силу ее приоритетной роли в сельском социуме как центра духовной жизни села в общинный социально-педагогический семейный центр (с привлечением к его работе специалистов других социально-государственных структур) для оказания своевременной социально-педагогической помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, а также для проведения профилактической работы с ними.

В настоящее время сельские школы составляют около 70 % от общего количества школ РФ, что существуют наиболее общие тенденции, характеризующие сельскую школу: уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся объединению ряда школ из нескольких населенных пунктов, что ведет к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы образования; принятие сельской школой на себя дополнительных функций - экономической, социальной моральной защиты детей; усиление влияния школы на сохранение и развитие села и, в свою очередь, усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы.

Сельская школа существенно влияет на развитие большинства населенных пунктов. В прямой зависимости от деятельности образовательного учреждения находится решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто становится единственным интеллектуально-культурным центром. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений с администрацией на уровне местного самоуправления. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития культуры и традиций села.

В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга более существенным.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Специфика сельского социума проявляется в следующем:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.

2. На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.

3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

5. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино, телевидения, видео, интернет и др.

6. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.

7. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников столь важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования [30, 195].

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Сельский образ жизни объективно существует на протяжении уже нескольких веков. В то же время современная социальная ситуация и, прежде всего, урбанизация привели к образованию поселений нового типа, который называется «квазиурбанистическим» и проявляется в активном освоении жителями села городской культуры и соответствующего образа жизни.

В настоящее время в таких селах практически отсутствуют традиционные ремесла и так называемые народные промыслы. Изменилась и роль крестьянина, выполняющего роль не хозяина, а наемного работника, что, безусловно, отрицательно влияет на его самооценку. Мало отличается от городского и некогда самобытный язык современного сельского жителя, в ряде сел практически исчезли традиционные праздники и ритуалы.

Жители села, безусловно, отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию «комплекса городского превосходства». Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного морального человека. Все это находит свое отражение и в организации образовательного процесса.

Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможно формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему отношений между жителями. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

Сельская школа, с одной стороны, очень быстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой - сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события.

Сегодня в опыте организации социально-педагогической работы в сельской школе существуют разнообразные модели, в которых отражены возрастной подход, сельская специфика и особенности современной социально-экономической ситуации. Создание воспитательного пространства является возможным, когда в микросоциуме существует социально-педагогическая служба, располагающая собственным бюджетом, штатными работниками различного профиля (социальными педагогами и работниками, психологами, медиками, юристами и др.) и создающая при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправленной, планомерной и системной. В идеале функции социально-педагогической службы микросоциума включают в себя:

1) диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий; интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (материальных, кадровых, содержательных);

2) развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;

3) стимулирование, поддержку и развитие детских, молодежных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объединений и самодеятельных организаций;

4) улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношей;

5) оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи лицам, нуждающимся в ней;

6) психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда;

7) работу с неблагополучными семьями, помощь психологов, социальных и медицинских работников подобным семьям, а также опеку о детях из таких семей;

8) профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;

9) выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; изучение и исправление противоправного и саморазрушительного поведения;

10) социально-психологическую помощь жителям, являющимся социально ущербными, и бывшим заключенным.

Эффективность воспитания и позитивность социализации в целом отчасти зависят от того, удастся или нет создать воспитательное пространство, и от того, сколь эффективно оно функционирует и развивается. Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство в большей или меньшей степени интегрирует в себе четыре выделенные выше составные части социализации. [15, 95]

В рамках воспитательного пространства во взаимодействии детей, подростков, юношей с общественными, государственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация. Но указанное взаимодействие из чисто функционально-ролевого может стать более или менее эмоционально-межличностным, направленным на решение проблем развития конкретных групп и отдельных личностей.

В рамках воспитательного пространства происходит самоизменение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность самоизменения конкретных людей становятся объектами педагогического влияния.

И, наконец, воспитательное пространство по определению является одной из сфер относительно социально контролируемой социализации – воспитания. Причем воспитание в данном случае приобретает специфический характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей, подростков, юношей.

Таким образом, сельская школа должна давать своим выпускникам возможность вертикальной и горизонтальной социальной мобильности, предоставляя им широкий спектр направлений в выборе профессиональной деятельности и прочную базу теоретических знаний. Использовать особенности межличностных взаимоотношений в условиях сельской местности, вести интенсивную работу по оздоровлению окружающей среды с активным использованием социальных институтов села. Проводить просветительскую работу среди родителей с целью создания целенаправленного, планомерного и системного воспитательного пространства.

Заключение

Современная жизнь человека на селе, во многом социально не обустроенная, лишенная должной государственной поддержки, показывает востребованность института социальных педагогов. В этих условиях задачей социального педагога становится воспитание жизнеспособных поколений, минимизация социальных проблем жителей села средствами образования и воспитания. Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.

Социальный педагог реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправленной, планомерной и системной. Социальный педагог осуществляет диагностику личности ребенка, развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры на селе, стимулирование, поддержку и развитие детских, молодежных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объединений и самодеятельных организаций, оказывает адресную заботу о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношей, психолого-педагогическую, юридическую, медико-психологическую помощь лицам, нуждающимся в ней; оказывает психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда; ведет работу с неблагополучными семьями, помощь психологов, социальных и медицинских работников подобным семьям, а также опеку о детях из таких семей; осуществляет профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме; выявляет старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; изучение и исправление противоправного и саморазрушительного поведения; оказывает социально-психологическую помощь жителям, являющимся социально ущербными, и бывшим заключенным.

Социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

Основные функции социального педагога в условиях сельской школы: образовательно-воспитательная; диагностическая; организаторская; прогностическая и экспертная; организационно-коммуникативная; охранно-защитная; социально- компенсаторная; посредническая. В социально-педагогической деятельности социальный педагог применяет разнообразные методы и формы работы с детьми: беседа, интервью, социально-педагогическое консультирование, тренинг, лекция, семинар, конференция.

Работа социального педагога в условиях сельской школы имеет свои особенности:

- организация бесплатного питания для учащихся из многодетных малообеспеченных семей;

- организация получения компенсации на приобретенную школьную форму;

- составление картотеки на учащихся-воспитанников Социального приюта;

- проведение социальной паспортизации классов и составление социального паспорта школы;

- выступления на классных часах;

- выступления на родительских собраниях;

- устройство детей-сирот в приют;

- организация и участие в профилактических рейдах;

- обследование жилищно-бытовых условий учащихся;

- предоставление документации в ГДН и РОВД;

- подготовка к районному конкурсу семей среди опекунов;

- составление ходатайства в ГДН;

-социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей;

-социально-педагогическое сопровождение опекунских семей;

- участие в работе ГДН района;

-социально-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся на особом контроле;

-индивидуальные, профилактические, направленные беседы с учащимися и их родителями;

- консультирование педагогов;

-устройство детей, находящихся под опекой в летние оздоровительные лагеря;

-оформление документации и устройство детей, достигших 14 лет в трудовой лагерь.

Можно сделать вывод о том, что работа социального педагога в МОУ СОШ-2 с. Бакалы Бакалинского района обхватывает все направления деятельности, организована правильная диагностическая работа, проводится своевременная профилактическая работа неблагополучного развития личности учащихся.

Таким образом, поставленные нами цель и задачи были реализованы в ходе исследования. Описали специфику сельского микросоциума; раскрыли основные направления, методы и формы деятельности социального педагога в сельской школе; изучили и описали опыт социально-педагогической деятельности социального педагога в условиях сельской местности.

Итак, цель работы достигнута, задачи решены. Тема, в силу своей актуальности и востребованности, требует дальнейшего внимания, теоретической и практической разработки. Хотелось бы подчеркнуть, что устойчивые результаты могут возникнуть и закрепиться только в результате систематической социально-педагогической работы с родителями.

Список литературы

1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / Л. И. Аксенова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 196 с.

2. Алмазов, Б. Н. Методика и технологии социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

3. Ахметова, Г. И. Профильный туристский лагерь как форма организации активного летнего отдыха детей [Текст] / Г. И. Ахметова// Учитель Башкортостана. – 2014. - № 1. – С. 86-89

4. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю.В. Василькова. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.

5. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под общей редакцией М. А. Галагузовой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

6. Евладова, Е.Б. Дополнительное образования детей [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, И.Н. Михайлова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 349 с.

7. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Н. Ерошенков. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.

8. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы.: Учебное пособие для студентов учебных заведений [Текст] / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

9. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / С.А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

10. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учеб заведений [Текст] / Автор-составитель Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368.

11. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.

12. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

13. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Ф. А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.

14. Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.

15. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.

16. Петрухина, С. Р. Взрослые и дети, как преодолеть трудности в общении: учебно-методическое пособие [Текст] / С. Р. Петрухина, Г. А. Стюхина. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 64 с.

17. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М. И. Рожкова, Л. В. Байбородова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

18. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогически учебных заведений [Текст] \ В. А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.

19. Ханжин, Е. В. Основы социальной работы: Учебное пособие [Текст] \ Е. Н. Ханжин, Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.

20. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы: учебник [Текст] / Под общей ред. проф. Е. И. Холостовой. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.

21. Шакурова, М. В. Методика и технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / М. В. Шакуров . – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

22. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

23. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь от 14 декабря 2006 г.

24. Положение Министерства Образования от 12 декабря 2002 г. № 55 «Об оздоровительном лагере» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 23 декабря 2002 г. N 8/8888).

25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 15, ст.435; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 45, 5/935; 2002 г., № 63, 5/10532; № 98, 5/11017; 2003 г., № 40, 5/12232).

26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 г. № 446 «О финансировании летнего оздоровления детей в 2010 году».

27. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы от 28 апреля 2008 г. № 76 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях».

28. Бычковский П.М. Формы воспитательной работы в школе и лагере: игры, конкурсы, викторины / П.М. Бычковский, Л.С. Полякова. – Мн.: БГУ, 2008. – 359 с.

29. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр: «Академия», 2002. – 160 с.

30. Загородный летний детский лагерь / С.А. Шмаков // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. – Мозырь: Содействие, 2008. – с. 20-24.

31. Карасева, Н.А. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова. – Мн.: «Беларусь», 2004. – 243 с.

32. Красовская С.С. Специализированная смена в «Зубренке» «Правовой марафон» / С.С. Красовская. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003 – 67 с.

33. Левко А.И. Социальная педагогика / А.И. Левко. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 341 с.

34. Лето – не для скуки / Л. Шипилова // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 16-19.

35. Летний отдых с «группой риска» / В. Смирнов // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 59-61.

36. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

37. Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок» / Н.Г. Онуфриева // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 3-5.

38. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.

39. Об организации отдыха и оздоровления детей в летний период / А.В. Рысовец // Праблемы выхавання. – 2009. - № 5. – с. 22-26.

40. Образовательная среда в летнем детском оздоровительном центре / Л.В. Васюта // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 58-63.

41. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.

42. Педагогика лета / под ред. Н.В. Боровик. – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2002. – 176 с.

43. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

44. Программа детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга» «Школа добрых волшебников» / А.Н. Сацута // Праблемы выхавання. – 2008. - № 3. – с. 57-61.

45. Программа деятельности летнего профильного лагеря «Юный Археолог» / Н. Ботвина // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 53-58.

46. Региональная модель оздоровления детей-инвалидов в условиях летнего лагеря / Е.А. Винникова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. - № 8. – с. 28-33.

47. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М. И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. – 160 с.

48. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. Таран // Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 89-94.

49. Социальная педагогика / А.В. Мудрик // под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

50. Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства / М. Е. Сысоева, С. В. Хансова. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.

51. Творческо-игровой проект «Летнее путешествие от А до Я» / Т. Н. Тармола // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 11-26.

52. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

53. Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 117-132.

54. Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе/ Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2008. – 296 с.

55. Целищева М.В. Психологический досуг в детском коллективе / М.В. Целищева. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 64 с.

56. Цель воспитания / А.С. Макаренко // История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 478-493.

57. Что такое смена? / под ред. С.И. Калашникова. – Ставрополь: «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», 2006. – 170 с.

58. Шереш, Г.Л. Летний детский отдых / Г.Л. Шереш. – 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2008. – 232 с.

59. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

60. Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого / Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Система деятельности социального педагога в условиях сельской школы»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 73
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика