Дипломная работа

«Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования»

  • 103 страниц
Содержание

Введение ….3

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей…13

1.1. Учреждения дополнительного образования детей как институт социализации ребенка….13

1.2. Основные направления деятельности учреждения дополнительного образования…. ….23

1.3. Деятельность социального педагога в учреждении дополнительного образования…30

Выводы по первой главе….40

Глава II. Содержание работы социального педагога в учреждении дополнительного образования ….44

2.1. Система деятельности социального педагога в учреждении дополнительного образования ….44

2.2. Анализ результатов деятельности социального педагога…55

Выводы по второй главе…86

Заключение…90

Литература …96

Введение

Актуальность исследования. Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений. Расширяется деятельность учреждений дополнительного образования. Учитывая, что речь идет об образовании детей, подростков и молодежи, повышается значимость таких учреждений в воспитательной деятельности, усложняется профессиональная роль социального педагога в нем, что обуславливает важность профессиональной подготовки социального педагога для учреждений дополнительного образования.

В Российской Федерации насчитывается 17,6 тыс. муниципальных (95 %) и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей. 10,9 млн. детей постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, экологией, учебно-исследовательской деятельностью, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением, что составляет 49,1 % от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет. Увеличилось количество объединений (кружков) УДОД, организованных на базе других образовательных учреждений: 240 тыс. объединений.

По данным выступления министра образования Гаязова А.С. В Башкортостане сформирована положительная стратегия развития дополнительного образования детей – охват детей составляет 76,7% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет (в России – 56%). в 2014 (доклад министра образования Республики Башкортостан А.С.Гаязова на августовском совещании по образованию 8 августа 2014г).

Одной из актуальных современных задач педагогической науки и практики является создание условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта.

Законодательная база в нашей стране претерпела серьезные изменения. Более того, изменился основной Закон, На смену Федеральному закону «Об образовании», в настоящее время Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). Новый Закон вступил в силу 1 сентября 2013 года. Следовательно, руководителям и педагогическим кадрам всех образовательных учреждений, включая учреждения дополнительного образования детей, а также органам образования, науке, широкой общественности необходимо подготовиться к этому историческому моменту с тем, чтобы шагать «в ногу со временем», адаптироваться к новым условиям, продолжать активно развивать систему дополнительного образования детей, приведя нормативно-правовую и научно-методическую базу учреждений дополнительного образования детей в соответствие с основным Законом, регулирующим их деятельность. А для этого необходимо, во-первых, досконально знать действующее законодательство, а, во-вторых, найти место системы и каждого конкретного учреждения дополнительного образования детей в современном образовательном пространстве с учетом новых требований. Это очень непростая задача, но другого пути нет.

Закон достаточно объемный (более 100 страниц). На сайте Минобрнауки России опубликованы первые проекты нормативных подзаконных актов, в обсуждении которых при желании можно принять активное участие как педагогическим коллективам, так и физическим лицам. Сегодня же предлагается рассмотреть общие статьи Закона, изложенные в Главе 1. Общие положения.

В Статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» приводятся основные понятия. Для нас особое значение имеют несколько из них и прежде всего то, что в Законе понимается под «образованием».

«Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а такжесовокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»

По сравнению с прежним Законом данное понятие максимально расширено, охватывает практически все, что является основой деятельности учреждения (в новом Законе – организации!) дополнительного образования детей. Незыблемым остался тот факт, что образование есть единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Отрадно, что в новом Законе наконец-то появилось единое определение понятия «воспитание», чего не было в прежнем Законе «Об образовании».

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Эта формулировка, по сути, объединила в себе все ключевые определения «воспитания», данные учеными в многочисленных концепциях воспитания.

Еще одно нововведение – определение понятия «дополнительное образование». Оно имеет отношение в равной степени к дополнительному образованию не только детей, но и взрослых.

«Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Сегодня ученые и практики могут дополнять данное определение с учетом специфики деятельности учреждения, образовательной программы и т.д., но определение, изложенное в Федеральном законе, является основополагающим. И именно его необходимо использовать в локальных нормативных документах, расширяя и уточняя его смысл в научно-методических материалах.

Для учреждения (организации) дополнительного образования детей в качестве основного вида деятельности является реализация программы дополнительного образования детей, на что выдается лицензия и выделяется соответствующее бюджетное финансирование. Более того, в Уставе учреждения (организации) прежде всего указываются основные виды деятельности, а также дополнительные виды деятельности (платные услуги) (например, реализация конкретных программ, консультации, организация вечеров и т.п.).

Новым в Законе стало и определение «направленности (профиля) образования». Вы помните, что в прежних нормативных документах по системе дополнительного образования детей понятие «профильная программа», «профильное (многопрофильное) учреждение» был заменено на понятие «направленность». Сегодня, с учетом введения профильного обучения, предпрофильной подготовки обучающихся это понятие вновь нашло отражение в Законе.

«Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы».

В соответствии с новым Законом в отношении дополнительного образования детей, не подлежащего стандартизации, предполагается разработка соответствующих федеральных государственных требований. До сего времени на федеральном уровне существовали примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей, которые носили статус рекомендаций.

И, наконец, в перечне основных понятий для нас важно следующее определение: «участники образовательных отношений – это обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность».

В прежнем Законе «Об образовании» ключевыми словами определения были равноправные «участники образовательного процесса», к которым относились сами обучающиеся, их родители (законные представители) и педагоги. В данной редакции прежнее понятие претерпело определенные изменения, в том числе за счет расширения перечисленных участников образовательных отношений, в частности, организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это не случайно, т.к. речь идет о сетевом взаимодействии образовательных организаций.

В Статье 3. «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» указано, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на ряде принципов, в том числе, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».

Пункт, декларирующий «гуманистический характер образования» сохранился по своей сути, но претерпел изменение редакции.

«Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

В перечень принципов вместо прежнего принципа «свобода и плюрализм в образовании» включен новый пункт, существенно раскрывающий и уточняющий этот принцип: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».

В последние годы в нормативно-правовых документах и научно-методических материалах системы образования большое внимание было уделено необходимости и первостепенной значимости в жизни каждого человека непрерывного образования. В новом Законе этот принцип нашел достойное отражение: «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».

Данный принцип позволяет учреждению (организации) дополнительного образования детей в силу своей гибкости и мобильности обратить самое серьезное внимание на необходимость разработки долговременных комплексных образовательных программ, на что были нацелены всероссийские конкурсы образовательных программ дополнительного образования детей и конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Надо признаться, что, несмотря на все усилия, сегодня таких программ в наших учреждениях единицы, что напрямую связано с уровнем профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.

Статья 5. «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации»

В пункте 5 данной статьи определена норма, в соответствии с которой в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: «оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте».

Данный пункт позволит органам исполнительной власти всех уровней разрабатывать локальные акты для поддержки талантливых и одаренных людей.

Таким образом, инновационные преобразования в новом законе затрагивают как ценностно-целевые установки дополнительного образования, так и содержательно-технологическую сторону построения образовательного процесса в целях удовлетворения как социального заказа в целом, так и каждой отдельной развивающейся личности ребенка.

Изменившие и конкретизированные цели-результаты образования требуют совершенствования программно-методического обеспечения образовательного процесса, внедрениях инновационных методов, форм работы и технологи обучения и воспитания, организации маркетинговых исследований востребованности образовательных услуг УДОД, пересмотра направлений образовательной деятельности, изучения удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью УДОД, более активного привлечения родителей к участию в образовательном процессе на правах равноправного субъекта.

Инновационная деятельность дает больший эффект, если реализуется в проектной форме, которая обеспечивает поэтапное изменение образовательного процесса в УДОД от рождения замысла и осмысления цели инновации к определению стратегии инновационной деятельности, заканчивая анализом и презентацией полученных результатов.

Учреждения дополнительного образования выполняют следующие социально-педагогические задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность многим обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Социальный педагог УДО внимательно изучает условия жизни воспитанников, своевременно оказывает помощь детям, разрешение различных конфликтных ситуаций и нахождение наиболее благоприятной среды для реализации интересов и потребностей ребенка. Он может подсказать педагогу дополнительного образования, как лучше вести себя с «трудным» ребенком, как заинтересовать его каким-либо видом творчества. Он включает своих воспитанников в социально значимые дела, и эта деятельность может стать сферой сотрудничества с педагогами дополнительного образования. Социальный педагог особое внимание уделяет профориентационным видам занятий, т.к. они, выполняя социально-адаптационные функции, могут стать хорошей стартовой площадкой для его подопечных.

Актуальность и практическая значимость проблемы, обусловили выбор темы исследования: «Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования».

Цель исследования – выявить эффективные формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования – учреждения дополнительного образования.

Предмет исследования – формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования детей.

В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного будут эффективными, если:

1) выявлены особенности работы социального педагога в учреждениях дополнительного образования;

2) разработана и реализована программа социально-педагогической деятельности;

3) организована совместная деятельность социального педагога и педагогов дополнительного образования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть учреждение дополнительного образования детей как институт социализации ребенка;

2) описать основные направления деятельности учреждений дополнительного образования;

3) охарактеризовать содержание деятельности социального педагога в учреждении дополнительного образования;

4) представить опытную работу социального педагога на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» городского округа города Октябрьский Республики Башкортостан.

5) проанализировать работу социального педагога на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» городского округа города Октябрьский Республики Башкортостан.

Теоретической основой исследования являются: работы по теории социальной педагогики (М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, Ю.В.Василькова, М.В.Шакурова), обосновывающие содержание, формы и методы социального воспитания; основные положения теории дополнительного образования (О.Е.Лебедев, Е.Б.Евладова, А.В.Золотарева, В.В.Белова, Н.А.Чернова, Н.И.Фуникова, А.В.Николаев, В.А.Березина).

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материала по проблеме дополнительного образования детей и обосновании условий эффективной работы социального педагога с детьми и подростками в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный комплекс мероприятий может быть использован социальным педагогом в работе с детьми и подростками в учреждениях дополнительного образования.

Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анализ документации, описание опыта работы социального педагога УДО, изучение и обобщение эффективного опыта и практики деятельности учреждений дополнительного образования, наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа.).

Опытной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» городского округа города Октябрьский Республики Башкортостан.

Структура исследования состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы социального педагога в учреждении дополнительного образования детей

1.1.Учреждение дополнительного образования детей как институт социализации ребенка

По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения.

К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, формирование которой началось в конце XIX века.

Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего, речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждениях во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам о детских и юношеских общественных объединениях и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей. Эта работа с детьми и подростками была организована в советский период истории нашей страны на межведомственной основе как государственно-общественная социально-педагогическая система [ 3 ].

Рассматривая нами, сфера российской педагогической практики в 80-е годы двадцатого столетия получила свое развитие в нескольких самостоятельных, но в той или иной степени взаимосвязанных направлениях:

- дополнительное образование детей;

- реализация воспитательных функций образовательными учреждениями и иными учреждениями, осуществляющими работу с детьми и молодежью;

- социально-педагогическая работа с детьми и семьей;

- деятельность общественных, в том числе детско-юношеских, объединений и организации.

Развитие практики в указанных направлениях сопровождалось формированием нормативно-правовой и научно-методической базы.

При обращении к истории можно увидеть, что дополнительное образование, как «дополнительное внешкольное образование», по своему содержанию и организации не является новым элементом для отечественной педагогической науки и практики.

На этапе становления образовательной системы в России на рубеже веков возникло внешкольное образование взрослых. Внешкольное образование взрослых выполняло компенсаторные функции и было рассчитанона тех, кто не имел возможности получить образование в детском возрасте. Многие люди приобретали знания, умения и навыки, которые другие члены общества, их сверстники, уже освоили. В этом случае сравнивался массовый уровень образования населения и уровень образования конкретного человека.Внешкольная сфера образования решала задачу ликвидации неграмотности, повышения культурного уровня населения в целом и опиралась зачастую на самодеятельность самого населения.

Для определенных групп несовершеннолетних и взрослых возможность восполнить определенные пробелы в образовании актуально и в наши дни.

В дальнейшем компенсаторное внешкольное образование уступило место адаптационному дополнительному образованию. Оно, прежде всего, отличалось профессиональной направленностью и осуществлялось в целях приспособления индивида изменяющимся условиям его жизни и трудовой деятельности.

Такое дополнительное образование, как правило, было рассчитано на молодежь и взрослые слои населения, носило многоступенчатый, периодический возобновляющийся характер и включало в себя обучение новым для человека видом труда, новым профессиям и специальностям, повышение квалификации.

Развитие производства в определенные исторические периодыусиливает несоответствие между образовательным уровнем трудового населения и потребностями сферы труда и требует формирование работника нового уровня. На современном витке социально – экономического развития эта проблема решается путем перестройки системы профессионального образования и развития условий для дополнительного образования взрослых, которое находит свое определенное место в системе российского образования.

Кроме того, следует заметить, что адаптационные функции дополнительного образования последние два-три десятилетия приобретают актуальность как для взрослого, так и для детского населения не в аспекте профессиональном, а в аспекте проблем социально-психологической адаптации к жизни в быстро изменяющемся мире.

Таблица 1.

Проблемы социально-психологической адаптации к жизни детей и взрослых

Дети Взрослые

Образовательная функция

(приобретение детьми систематизированных знаний и умений) Компенсаторная функция

(преодоление различия индивидуального и массового уровней образования)

Социально – воспитательная функция

(формирование детей как членов общества, приобретение ими социального опыта) Адаптационная функция

(приспособление к изменениям условий жизни и трудовой деятельности)

Таблица 2.

Формы внешкольного образования

Организационно – педагогические формы внешкольного образования

- Учебно – воспитательная работа школ

- Клубы и клубные объединения

- Внешкольные учреждения

- Детские общественные организации

- Детские площадки - Школы, курсы

- Библиотеки, читальни

- Народные дома, просветительные клубы

- Музеи

- Народные театры

В работе с детьми внешкольное дополнительное образование сразу формировалось на другой основе, расширяя и компенсируя недостающие возможности школы в создании условий для развития личности учащихся. Известный классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский считал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни». Одной из основных задач учителя он считал не только передачу знаний, а развитие в ученике желание и способности приобретать новые знания. В современной трактовке с учетом развития педагогической теории и практики это положение могло бы звучать несколько по – иному: современная школа должна иметь в своей образовательной системе такие компоненты основного образования, которые в образовательных целях позволяют широко использовать возможности природной и социокультурной среды, создавать условия и ситуации, влияющие на развитие мотивации и способностей ребенка к познанию, научному и социальному творчеству, самосовершенствованию. [ 3 ]

Предполагалось, что наряду со школой должны быть созданы детские внешкольные учреждения различных видов со своими программами и своим преподавательским составом. Еще в конце прошлого века при народных домах для детей стали открываться клубы, деятельность которых в первую очередь решало культурно - просветительские задачи.

Проекты детских внешкольных учреждений разрабатывались видными деятелями российского образования. В этих учреждениях предусматривались необходимые условия для свободного выбора детьми занятий в сфере образовательного и развивающегося досуга, для развития способностей воспитанников, удовлетворения их интересов и потребностей в творчестве и в общении с увлеченными интересным делом сверстниками и взрослыми.

Можно сказать, что предпосылкой формирования системы деятельности детских внешкольных учреждений и нынешнем веке стали теория и практика общественного воспитания, внешкольного образования, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности, а также идеи теории «свободного воспитания» (К. Венцель) и теории «педагогики среды» (С. Шацкий), другие социально – педагогические новации.

Теория общественного воспитания (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров и др.) основывается на гуманистическом, антропологическом подходе к объяснению процесса воспитания, на понимании его социокультурной обусловленности (на обосновании социальной функции воспитания воспитательной функции общества). Для теории общественного воспитания характерно соотнесение педагогических задач с потребностями общества через гармонизацию отношений личности общества и предание общественности ведущей роли в решении воспитательных задач [ 13 ].

Теория внешкольного образования (А.У. Зеленко, Е.Н. Медынский) признавало равноценность внешкольного образования наряду со школьным.

Е.Н. Медынским были сформулированы основные методологические принципы рассмотрения внешкольного образования, как непрерывного процесса, сопровождающего развитие и формирование личности на протяжений всей жизни человека:

- основой педагогики внешкольного образования являются социальные науки, социальный подход (человек живет в обществе, соответственно воспитание должно подготавливать члена общества);

- воспитание есть процесс непрерывный, воздействию которого человек подвергается в течение всей жизни и включает в себя сумму влияний, откуда бы они ни исходили;

- особое значение имеет образование, которое человек получает вне школы, а любое знание, приобретенное вне ее, является знанием внешкольного образования;

- внешкольное образование призвано ставить и решать развивающие задачи (постоянную работу личности над всеми элементами человеческого «Я»).

«Внешкольное образование - всестороннее, гармоническое развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях», - писал Е.Н. Медынский. [ 62 ]

Таблица 3.

Внешкольное дополнительное образование

(концепция Е.Н. Медынского)

Цель: Всестороннее развитие человека

Умственное Нравственное Эстетическое Физическое

Формы и средства содействия внешкольному образованию

Организованные формы в школе Поддержка

самообразования Организованные формы вне школы

Теоретиками и практиками предлагалась схема взаимоотношений школы и внешкольных учреждений: школа дает первоначальные знания и общие умения, а всестороннее развитие ребенка достигается путем внешкольного образования. Связь школы и внешкольных учреждений прямая: чем выше уровень школьного образования, тем выше потребность личности во внешкольном образовании, и наоборот.

Кроме того, в рассматриваемый исторический период кроме идей развития школы и внешкольных учреждений стали актуальными идеи создания педагогически организуемого общественного детского движения (клубное движение, ученические кружки, скаутское движение). Детские добровольные формирования были призваны осуществлять взаимосвязь подростков с социальной средой, развивать их самодеятельность и содействовать развитию личности.

«Клубы, т.е. группы детей, объединенные общими вкусами, стремлениями и желаниями, в диком виде существовали везде и всегда, - К.Н. Венцель, - задача воспитателя – социолога заключается в том, чтобы привлечь эти группы, окружить их культурным влиянием, поставить в условия, способствующие развитию личности». При этом отмечались недостатки, имевшие место в школьном воспитании, - его изолированность от семьи, природы и общества. Заполняя детский досуг разумными занятиями и развлечениями, клубы были призваны служить местом отдыха детей и их развития. Выбор занятий был свободным, а сами занятия соответствовали детским интересам. В процессе деятельности под руководством взрослых дети приобретали определенные знания. В 1906 году по инициативе К.Н. Венцеля в Москве было открыто особое учреждение – Дом свободного ребенка.

Задачи формирования целостной системы социального воспитания активизировали общественно-педагогическую мысль в направлении развития внешкольного детского движения. Была выдвинута идея создания общественно – педагогической организации, обслуживающей детей во внешкольное время. Педагогика детского движения предполагала использование многообразных организационных форм работы с детьми и детских объединений: кружков, кооперативов, артелей, трудовых дружин, детских площадок и прочих. Одной из главных идей организации детского общественного движения была идея построения педагогического воспитательного процесса на основе самодеятельности детей.

Клубы в этот период и впоследствии интегрировали в себе элементы проектируемой деятельности внешкольных учреждений и детской общественной организации, создаваемой в педагогических целях.

Прогрессивные педагоги России в рамках социально – педагогических экспериментов того времени создавали общественные детские клубы и

Заключение

Теоретический анализ проблемы показывает, что современное дополнительное образование должно соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, росту благосостояния страны, способствовать формированию человеческого капитала, обеспечить достойное вхождение в мировое образовательное пространство.

При этом важно сохранение традиционного опыта, позволяющего достигать стабильно высокие показатели результативности деятельности учреждений дополнительного образования детей (УДОД).

Процесс преобразования существовавшей внешкольной работы с детьми в систему дополнительного образования происходил преимущественно как процесс, управляемый только извне, как специально организованное целевое формирование параметров управляемого объекта. Цели, способы деятельности, результаты, критерии оценки задавались установками и приказами органов управления образованием разного уровня, которые, стремясь формально приспособить внешкольные учреждения к новому статусу и используя управленческие нормы и стереотипы общего образования, не всегда при этом учитывали специфику дополнительного образования и реальную обстановку в данной сфере.

Первое определение дополнительного образования было предложено еще в законе «Об образовании» 1992г. Согласно этому законопроекту, дополнительное образование, понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения, посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Опытная работа проводилась с детьми и подростками на базе социально- педагогического отдела МБОУ ДОД «СЮТ» городского округа г.Октябрьский РБ. Это комплексное многопрофильное учреждение, включающее интеллектуально-познавательное, декоративно-прикладное, художественно-эстетическое, культурологическое, социальное поле деятельности.

Целью опытной работы являлось выявление форм и методов работы социального педагога в УДО. Исходя из цели, были поставлены и решены задачи исследования:

Исходя из цели исследования, нами были поставлены и решены следующие задачи опытной работы:

1. изучить деятельность социального педагога в учреждении дополнительного образования.

2. изучить нормативную документацию социального педагога и направления деятельности социального педагога в учреждении дополнительного образования.

3. разработать и реализовать программу работы социального педагога в учреждении дополнительного образования.

Основная цель деятельности МБОУ ДОД «СЮТ» городского округа г.Октябрьский РБ: осуществление социально-педагогической помощи детям, подросткам с социальной дезадаптацией и их семьям.

Направления деятельности социального педагога МБОУ ДОД «СЮТ» городского округа г.Октябрьский РБ:

1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей и подростков, испытывающих трудности школьной адаптации;

2. Групповая работа с детьми и подростками, направленная на развитие навыков эффективного общения, самореализации;

3. Консультации по вопросам личной жизни несовершеннолетних, оказание психологической помощи в решении конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде;

4.Профконсультация в дальнейшем самоопределении личности ребенка;

5.Мероприятия по профилактике наркомании для несовершеннолетних и их родителей;

6. Оказание помощи в организации досуга детей, подростков и молодежи.

В ходе содержании работы социального педагога было проведено анкетирование детей и родителей с целью выявления спектра потребностей и интересов детей и родителей к образовательной системе МБОУ ДОД «СЮТ» городского округа г.Октябрьский РБ. Была разработана и реализована комплексная программа «К вершинам мастерства».

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и статусом учреждения как образовательного в новом качественном состоянии мотивационного развития личности обучающихся, ориентированной на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Культура, Мир, Земля – выполнение общих требований к содержанию образования (ст.14 Закона РФ «Об образовании»), обеспечивающему: оптимальное развитие индивидуальности человека; самоопределение личности (в т.ч. профессиональное) и создание условий для ее самореализации; развитие способностей к творчеству; социальную адаптацию возникла необходимость создания механизма организации образовательного процесса учреждении дополнительного образования, что и стало основной педагогической проблемой коллектива, решение которой привело к созданию Комплексной программы образовательной деятельности в МБОУ ДОД «СЮТ» «К вершинам мастерства» как механизма организации образовательного процесса.

Цель Программы:

- формирование непрерывного поэтапного процесса развития творческого потенциала личности профессионального самоопределения обучающихся;

- создание системы отслеживания творческого роста, проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

- сплочение коллектива педагогов, обучающихся и родителей для решения главной проблемы в атмосфере сотрудничества и сотворчества;

- профилактика употребления ПАВ

Реализация данной Программы требует решения таких задач, как создание психологически комфортного культурно-образовательного пространства для успешного самоопределения и самореализации детей и подростков в избранном направлении деятельности, формирование ценностных ориентиров, воспитание культуры отношений; формирование социально активной личности, владеющей устойчивыми начальными профессиональными навыками; развитие творческих способностей обучающихся; организация помощи в определении истинных социокультурных потребностей и целевых установок личности как основы интересов, мотивов поведения и осознанного выбора профессии; воспитание самостоятельности, ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок; создание условий для более полной реализации профессионального потенциала педагогов через вооружение их алгоритмом, формами и методическими приемами развития детского творчества.

Программа построена на следующих принципах:

- свободы выбора ребенком направления образовательной деятельности (дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы);

- добровольности включения в реализацию настоящей программы и темпа ее освоения;

- обеспечения развития творчества, познавательной и социальной активности, совершенствования профессионального мастерства обучающихся;

- гуманизации образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества обучающихся и педагогов в атмосфере доброжелательства и доверия;

- учета особенностей социокультурной среды, образовательных запросов родителей.

Основой построения программы является система непрерывного поэтапного и творческого роста обучающихся. Программа предусматривает три степени мастерства: «Умелец», «Мастер», «Мастер-наставник», промежуточную аттестацию на каждом этапе.

Прохождение всего маршрута от «Умельца» до «Мастера-наставника» имеет временные рамки, индивидуальные для каждого ребенка, обусловленные личными возможностями выполнения обучающимся требований к уровню освоения профессиональных навыков и умений, развития соответствующих качеств личности, роста общественной активности на каждой ступени. Оптимальные сроки продвижения от «Ученика» до «Умельца» - 1,5 – 2 года, от «Умельца» до «Мастера» - 1 – 2 года, еще за 2 года, при наличии способностей и склонностей к педагогической деятельности, обучающийся поднимается ступень – ему присваивается звание «Мастер-наставник».

Формы взаимодействия между обучающимися совершенствуются по мере продвижения их по маршруту Комплексной программы, от взаимопомощи и эпизодической помощи (менее подготовленным товарищам) до индивидуальных занятий с ними и проведения «Мастерами-наставниками» занятий в мини-группах «Учеников».

Характер участия обучающихся в Общих делах также изменяется от простого участия «Учеников», помощи «Умельцев» в подготовке материалов и оборудования к мероприятиям до активной помощи педагогам «Мастеров» и «Мастеров-наставников» в их проведении и организации. Сохранение связей выпускников, прежде всего имеющих звание «Мастер» и «Мастер-наставник», со своими объединениями, участие их в организации и проведении общих дел, участие в коллективных творческих проектах оказывает большое воспитательное, образовательное и профориентирующее воздействие на обучающихся.

Так как Туймазинский район и г. Октябрьский по данным МВД РБ занимает ведущее положение по употреблению ПАВ, а УДОД являются главными в организации досуга детей и подростков, что является ведущим методом профилактики употребления ПАВ, в рамках реализации программы нами было проведено анкетирование подростков с целью выявления причины употребления ПАВ и спектра их интересов и потребностей.

Метод анкетирования позволил выявить, что основными причинами употребления ПАВ среди подростков являются: влияние друзей, любопытство и незанятость свободного времени. Среди жизненных ценностей у подростков приоритетное место занимает счастье в семье, а также здоровье и любовь.

Далее нами были проведены беседы о вреде курения, наркотиков и алкоголизма с целью формирования у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков; конкурс рисунков на тему: «Выбор за мной» с целью формирования и развития у детей и подростков творческих способностей, создание условий для общественной самореализации ребенка через творчество; спортивные мероприятия: Картинг, Авиамоделирование, Радиоэлектроника с целью пробуждения у детей интереса к различным видам спорта, позволяющим реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний.

Таким образом, социально- педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования будет эффективной при условии что: учитываются особенности работы конкретного учреждения; разработана и реализована программа социально-педагогической деятельности; организована совместная деятельность социального педагога и педагогов дополнительного образования.

Список литературы

1. Акентьева, Л.Р., Золотарева А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в дополнительном образовании: Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. [Текст] / Л.Р.Акентьева, А.В.Золотарева, Т.С.Кисина - Ярославль, 1997.

2. Андреева, Г.М.Социальная психология. [Текст] / Г.М.Андреева– М., 1994.

3. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития [Текст] / А.Г.Асмолов // Внешкольник. – 1997. - №9.

4. Асмолов, А.Г. На пути к развивающему вариативном; образованию [Текст] / А.Г.Асмолов // Приложение к журналу «Внешкольник».- М., 1997.

5. Басов, Н.Ф., Басова В.М. Социальный педагог. Введение в профессию. [Текст] / Н.Ф.Басов, В.М.Басова – М.: «Академия», 2006. – 168с.

6. Березина В.А. Состояние, проблемы, перспективы развития [Текст] /В.А. Березина // Внешкольник.- М., 2000.- № 2.

7. Баранова, Т. Подростки с девиантным поведением: трудности социализации [Текст] / Т.Баранова // Социальная педагогика. – 2006. – № 4.

8. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учеб. пособие для вузов / А.А. Бакаев. [Текст] / А.А.Бакаев – М. : Логос, 2004. – 218 с.

9. Беженцев, А.А. Социальная природа и основные причины безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия / [Текст] / А.А. Беженцев // Социальное и пенсионное право. – 2011. – № 1. – С. 18-20 ; КонсультантПлюс : справ. правовая система.

10. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. [Текст] / П.П.Блонский – М.: Институт практической психологии, 1997. – 575 с.

11. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. [Текст] /В.А. Березина - М., 1998.

12. Белова, В.В. Воспитание познавательной, творческой и общественной активности подростков во внешкольных учреждениях: Методические рекомендации. [Текст] /В.В. Белова - Орел, 1988.

13. Белова, В.В., Кульпетдинова, М.Е. Дополнительное образование: требования к его содержанию. [Текст] /В.В. Белова, М.Е.кульпетдинова – М., 2000.

14. Бим-Бад, Б.М. Петровский, А.В. Образование в контексте социализации. (Научное сообщение) [Текст] /Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский //Педагогика.- 1996.- № 1.

15. Блонский, П.П. Трудовая школа. [Текст] /П.П. Блонский - М., 1980.

16. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. [Текст] /В.Г. Бочарова - М., 1994.

17. Бруднов, А.К. «Стратегия развития государственных и муниципальных УДО [Текст] / А.К.Бруднов // Воспитание школьников.-1994.-№5.

18. Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию [Текст] / А.К.Бруднов //Внешкольник. – 1996.- № 31.

19. Бруднов, А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей [Текст] / А.К.Бруднов // От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных документов и нормативных материалов для дополнительного образования детей. - М., 2000.

20. Василькова, Ю. В., Василькова, Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. [Текст] / Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова – М.: Академия, 2003. – 440 с.

21. Внешкольные учреждения/Под ред. Л.К.Балясной. -М., 1978.

22. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сборник научных трудов / Редколегия: М.Б.Коваль и др. — М., 1985.

23. Волохов, А.В., Рожков, М.И.Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. [Текст] / А.В.Волохов, М.И.Рожков – М., 1991.

24. Вульфов, Б.З., Поташник, М.М. Организатор внеклассной и внешкольной работы. [Текст] / Б.З.Вульфов, М.М.Поташник - М., 1978.

25. Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании»// Внешкольник. – 1998.- № 5.

26. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. [Текст] / Л.С.Выготский - М., 1956.

27. Газман, О.С. Игра как системная потребность детства [Текст] / О.С.Газман //Философия и педагогика каникул. – М., -1998.

28. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. [Текст] / С.И.Гессен - М., 1995.

29. Горский, В.А., Сулейманова, З.З., Чупанов, А.Х «С.Т.Шацкий и перспективы развития ДО» [Текст] / В.А.Горский, З.З.Сулейманова, А.Х. Чупанов // Дополнительное образование.- 2005.- №1.

30. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополните-льного образования. – М., 2004.

31. Дополнительное образование детей: Учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е.Лебедева.- М., 2000.

32. Дополнительное образование детей Российской Федерации. Сб. нормативно-правовых документов 1995—1996гг. - М., 1996.

33. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности: Тезисы и материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы становления и развития образовательного процес-са в учреждении дополнительного образования детей/Сост. научн. ред. Г.С.Усыскин. - СПб., 1998.

34. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000. - 256 с.

35. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова,Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. [Текст] / Е.Б.Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова - М., 2002.

36. Евладова, Е.Б. « Методические рекомендации по развитию ДО детей в общеобразовательной школе» [Текст] / Е.Б.Евладова //Народное образование. –2003.-№2.

37. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М., 1992.

38. Зеленко А.У. Практика внешкольного образования в России. - М., 1923.

39. Золотарева А.В. Некоторые подходы к социальному воспитанию детей в учреждении дополнительного образования детей//Педагогический калейдоскоп. - Ярославль, 1998.- № 3.

40. Золотарева, А.В. Образовательный процесс - центральная проблема в системе деятельности УДО // Дополнительное образование - фактор развития творческой личности. Тезисы и материалы научно-практической конференции. [Текст] / А.В.Золотарева - СПб., 1998.

41. Золотарева, А.В. Особенности организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования [Текст] / А.В.Золотарева //Л.В.Байбородова, М.И.Рожков. Воспитание учащихся: теория и практика: Учебное пособие. - Ярославль, 2002.

42. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей. [Текст] / А.В.Золотарева - Ярославль, 2004.

43. Комаров, М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. [Текст] / М.С.Комаров -М., 1994.

44. Конасова, Н.Ю. Социально-педагогические проблемы учреждений дополнительного образования: Методический практикум [Текст] / Н.Ю. Конасова /Под ред. О.Е.Лебедева. - СПб., 1997.

45. Коваль, М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. / [Текст] / М.Б.Коваль. - Оренбург, 1993.

46. Королев, Ф.Ф., Корнейчик, Г.Д., Равкин, З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921-1931). /[Текст] / Ф.Ф.Королев, Г.Д. Корнейчик, З.И.Равкин - М., 1961.

47. Краткий справочник по педагогической технологии/ Под ред. Н.Е.Щурковой. -М., 1997.

48. Краснова, С. «Управление многопрофильным учреждением ДО детей» / [Текст] /С.Краснова //Народное образование. –2003.-№8.

49. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. Больше внимания внешкольной работе с детьми. / [Текст] / Н.К.Крупская- М., 1961. - Т.5.

50. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании. / [Текст] / А.В.Луначарский- М., 1976.

51. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей. / [Текст] / О.Е.Лебедева- М., 2000.

52. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / [Текст] / А.С.Макаренко// Собр. соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т.5.

53. Макаренко, А.С. О направлениях и формах клубной работы [Текст] / А.С.Макаренко // Собр. соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т.7.

54. Малинин, Г.Л., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. [Текст] / Г.Л.Малинин, Ф.А. Фрадкин - М., 1993.

55. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. [Текст] / Л.В.Мардахаев – М.: Юрайт, 2012. – 620 с

56. Медынский, Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. [Текст] / Е.Н.Медынский - М., 1918.

57. Медынский, Е.Л. Энциклопедия внешкольного образования: В 2 т. [Текст] / Е.Н.Медынский -М., 1925.

58. Минюкова, С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX вв. [Текст] / С.А.Минюкова // Педагогика.-1999.- №7.

59. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. / [Текст] / А.В.Мудрик – М., 1997.

60. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время». / [Текст] / А.В.Мудрик - М., 1991.

61. Николаев, А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества. / [Текст] / А.В. Николаев– СПб., 1995.

62. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / [Текст] Н.И. Никитина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 399 с.

63. Носакова, Т.В. «Роль проектных технологий в процессе социализации личности» / [Текст] Т.В.Носакова // Дополнительное образование. -2005. - №3.

64. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей // Официальные документы в образовании. / [Текст] В.В.Новиков– 2005. - № 7.

65. Обухова, Н.Д. «Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей» / [Текст] Н.Д. Обухова // Классный руководитель. –2002.-№6.

66. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. / [Текст] Р.В. Овчарова - М., 2001

67. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей.- М., 2000.

68. О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей // Официальные документы в образовании. – 2005. - № 7.

69. Поташник, М. «Управление качеством ДО» / [Текст] М.Поташник //Народное образование. –2001.-№7.

70. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. -М., 2002.

71. Попова, Г.Н. «Исторические предпосылки формирования системы ДО детей в России» / [Текст] Г.Н. Попова // Дополнительное образование. – 2005.-№ 4.

72. Рожков, М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. / [Текст] М.И.Рожков - Ярославль, 1994.

73. Серединцева, Е.В. « О приоритетности дополнительного образования» / [Текст] Е.В. Серединцева //Внешкольник. –1997.-№7.

74. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. / [Текст] В.А.Сухомлинский - Киев, 1971.

75. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей /Утверждено постановлениями Правительства РФ № 233 от 7.03.1995 г. и № 212 от 22.02.1997 г.//Вестник образования.- 1997. № 6.

76. Федеральный закон «Об общественных объединениях». - М., 1999.

77. Фомина А.Б. «Актуальные проблемы учреждений ДО» //Классный руководитель. –2002. -№6.

78. Фомина, А.Б. Учреждение дополнительного образования детей инновационная социально- педагогическая модель: в 2ч. / [Текст] А.Б.Фомина-М., 1996.

79. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие. / [Текст] И.Н.Фришман – М., 2001.

80. Фурсенко, А.А. «О государственных образовательных учреждениях ДО детей» / [Текст] А.А.Фурсенко //Воспитание школьников. –2004.-№9.

81. Фуникова, Н.И. «Региональные особенности дополнительного образования детей» / [Текст] Н.И.Фуникова //Внешкольник. –1998. - №1.

82. Холостова, Е.И. Словарь справочник по социальной работе. / [Текст] Е.И.Холостова – М., 1997.

83. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения/Под ред. И.А.Коврова. В 4-х т. / [Текст] С.Т.Шацкий - М., 1964. Т. 2.

84. Шацкий, С.Т. Бодрая жизнь // Избр. произведения: В 2 т. / [Текст] С.Т.Шацкий - М., 1980. Т.1.

85. Энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.А.Введенский. - М., 1964.

86. Яковлев, Ю. Ваши права, дети. / [Текст] Ю.Яковлев - М., 1992.

Покупка готовой работы
Тема: «Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 103
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика