Курсовая работа

«Психологические особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе»

  • 50 страниц
Содержание

Введение….….….3

Глава 1. Теоретическое исследование проблем взаимоотношений в педагогическом коллективе

1.1. Понятие взаимоотношений и психологического климата в коллективе….….…8

1.2. Особенности взаимоотношений и психологического климата в пе-дагогическом коллективе .16

1.3. Взаимосвязь взаимоотношений и психологического климата…

Выводы по первой главе . 23

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе

2.1. Организация и методы исследования .24

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи психологического климата и особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе .27

Выводы по второй главе….33

Заключение .34

Список использованной литературы .36

Приложение

Введение

Проблемы в межличностных отношениях педагогов в такой сложный период модернизации системы отечественного образования представляют особый интерес для учёных, этим и объясняется актуальность избранного исследования.

Под психологической атмосферой понимается неустойчивая, меняющаяся и неуловимая сторона коллективного сознания, а психологический климат обозначает не ситуативные перемены в преобладающем настроении группы, а его устойчивые черты. Тем не менее, главным, что определяет психологический климат, являются эмоциональные состояния и настроение коллектива. Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой — возникнув как результат непо-средственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объек-тивных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от опти-мальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия. Данное противоречие и определяет проблему темы нашего исследования.

Не смотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные педагоги и психологи испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Социальная и практическая актуальность, недостаточная научная разработанность проблемы в современных условиях, значимость ее для практики образования позволили выбрать тему исследования: «Психологические особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе».

Степень разработанности темы исследования: проблематика взаимоотношений и психологического климата в коллективе находит выражение в трудах Р.Х. Шакурова, И.К. Шалаева, В.М. Шепель, В.С. Лазарева, Т.Г. Афанасьева, И.А. Елисеева, Т.И. Пуденко, Р.С. Немова и других

Цель исследования: изучение психологических особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Из этого вытекают следующие задачи исследования:

1. Изучить психологические особенности взаимоотношений в педагогиче-ском коллективе.

2. Рассмотреть особенности психологического климата в педагогическом коллективе.

3. Выявить взаимосвязь психологического климата и особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Объект исследования: взаимоотношения и психологический климат.

Предмет исследования: взаимосвязь психологического климата и осо-бенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь взаимоотношений и психологического климата в коллективе педагогов.

Методологической основой исследования являются труды отечественных исследователей психологии, среди которых работы: А.А. Бодалева, И.П. Волкова, Е.С. Кузьмина, О.И. Зотовой, К.К. Платонова, А.Н.Лутошкина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.И.Донцова и др.

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы).

2. Эмпирический (психодиагностические методики: метод диагностики межличностных отношений (Л.Н.Собчик); определение индекса групповой сплоченности (Сишор); оценка социально-психологического климата в коллективе (Е.И. Рогов).

3. Статистические: U-критерий Манна-Уитни.

Эмпирической базой исследования стала МБОУ СОШ с. Субханкулово Туймазинского района. В выборку исследования вошли 30 педагогов. Возраст испытуемых составил 25-55 лет. Выборка испытуемых носила произвольный характер.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы определяется тем, что вопрос об исследовании взаимоотношений в педагогическом коллективе, на данном этапе требует тщательного анализа психологических предпосылок, исследовательских методик и программ, лежащих в его основании: основные идеи и результаты данного исследования в совокупности с другими работами могут быть использованы практическими психологами и педагогическими коллективами в своей работе.

Структура работы: введение, глава, заключение, список литературы и приложения.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимоотношений в педагогическом коллективе

1.1. Понятие взаимоотношений и психологического климата

в коллективе

Взаимоотношения как психологическая категория - мотивированное общение людей. В качестве мотивов, определяющих характер взаимоотношений, могут выступать общественные или личные цели, духовные и материальные потребности, идеалы и интересы. При этом каждый из мотивов - не плод необузданного воображения человека, а результат осмысления значимости для человека или группы объективных факторов: условий деятельности, требований нормативных документов, указаний старших товарищей, норм и требований общественной морали, усвоенной личностью. Меняются обстоятельства - меняются взаимоотношения.

В зависимости от факторов, оказывающих определяющее влияние на поведение людей, различают виды взаимоотношений официальные и неофициальные [19].

Официальные (формальные) взаимоотношения сотрудников фирмы, от-дела основаны на требованиях законов, соглашений, инструкций и других нормативных документов. Официальные взаимоотношения пронизаны требованиями и моралью общества, представителями которого выступают сотрудники фирмы, отдела.

Официальная сторона взаимоотношений в деятельности сотрудника уч-реждения доминирует всегда, хотя, может быть, она и облачена в “тогу” не-официальности. Трудно переоценить значимость официальных взаимоотно-шений и в деятельности членов коллектива фирмы, отдела, решающего, условно говоря, внутренние задачи. В психологии управления выделяется четыре достаточно убедительных довода [11].

Во-первых, официальные взаимоотношения обеспечивают единое понимание всеми сотрудниками собственных задач и требований руководства объединения, управления, министерства.

Во-вторых, они создают объективные предпосылки для объединения усилий коллектива в интересах дела.

В-третьих, официальные взаимоотношения являются определяющим условием оперативного решения рядом фирм, отделов однородных заданий.

В-четвертых, такие взаимоотношения являются единой, регламентиро-ванной формой реализации указаний, распоряжений, плановых и внеплановых заданий руководящих органов министерства, управления, объединения.

Но любые официальные взаимоотношения окрашены личностным под-текстом. Дело в том, что любое нормативное требование осмысливается, а за-тем реализуется конкретной личностью. Каждым сотрудником те или иные обстоятельства, в которых развиваются взаимоотношения, оцениваются по-своему. Другое дело - мера индивидуальных различий. Она может быть большей или меньшей. Меньше, когда речь идет о служебных заданиях, совещаниях, переговорах. Больше - во внеслужебной обстановке.

Неофициальные (неформальные) взаимоотношения - второй полюс взаимоотношений. Их характерные признаки: нерегламентированность нормативными требованиями, межличностные интересы. Характерный признак неофициальных взаимоотношений - доверительность, основанная на знании собеседника, предмета разговора и необязательности принятия согласованного решения.

Структура неофициальных взаимоотношений, как правило, многопланова и многообразна [29]. В ней всегда присутствуют те или иные потребности в межличностных контактах, симпатии или антипатии, желание получить ту или иную информацию или другой результат, важный для одного или обоих собеседников.

Практика показывает, что неофициальные взаимоотношения часто обеспечивают и гарантируют быстрое и качественное решение достаточно сложных проблем управления деятельностью коллектива. Чаще всего это связано с необходимостью преодолеть плановые или организационные неурядицы.

В неофициальных взаимоотношениях отражаются оценки деловых и нравственных качеств собеседника. При полной искренности оценок взаимоотношения становятся мощным катализатором эффективности деятельности сотрудников фирмы, отдела.

Опытные руководители утверждают, что человек объединяет в своем собственном “Я” и требования нормативных документов, и обоснованность своего права на использование в служебных целях межличностных контактов и связей. При этом они всегда придерживаются “золотого правила служебных взаимоотношений”: ни руководитель, ни рядовой сотрудник, строя и регулируя свои взаимоотношения с окружающими, не имеют права и не должны переступать черты закона, приказа, устава, инструкции. Реализация этого правила гарантирует формирование делового авторитета, который не может не признаваться, а значит, усиливает роль неофициальных взаимоотношений.

Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности [12].

Он составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Если психологический климат связан с моральным состоянием группы, задействованы важные понятия – добро, долг, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально – психологическом климате [21].

Морально-психологический климат – это устойчивое морально-нравственное состояние группы, в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовных ценностям, к целям развития группы [21].

В морально-психологическом климате видно не просто сумму психиче-ских составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологиче-ского настроя членов коллектива. В совместной деятельности люди неизбежно вступают в деловой и психологический контакт, взаимодействуют, общаются. Контактное общение – неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей. На основе этих потребности возникает общественная, познавательная и иная активность личности, поддерживается и регулируется взаимодействие личностей с ближайшим окружением социальной среды. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.

Межличностные психологические отношения оказывают исключительно большое влияние на поведение сотрудников. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба, неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно, она менее зрима, организационно не оформлена. В жизни ей пока, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание [12].

В процессе общения, и взаимоотношений возникают и развиваются различные морально – психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие взаимные оценки, сопереживания и сочувствия, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж - таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности. Возможности коллектива зависят от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание особенностей структуры коллектива.

Для благоприятного (зрелого, здорового) психологического климата свойственны [21]:

• преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;

• чувство групповой сплоченности и товарищества;

• высокий уровень профессиональной подготовленности работников;

• хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

• равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;

• своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;

• справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;

• нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;

• использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;

• критика и самокритика;

• коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых реше-ний;

• охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.

Для неблагоприятного (незрелого) психологического климата свойственны [21]:

• частые опоздания и длительное отсутствие на работе;

• обсуждение указаний руководителей в "кулуарах";

• длительные перекуры во время работы;

• неточное выполнение решений и приказов руководства;

• распространение слухов друг о друге;

• скрытая критика условий труда;

• пустая трата рабочего времени;

• отказ от работы в сверхурочное время;

• частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;

• частые нарушения дисциплины;

• высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;

• низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов;

отсутствие критики и самокритики.

Таким образом, климат коллектива – это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Взаимоотношения как психологическая категория - мотивированное общение людей. В качестве мотивов, определяющих характер взаимоотношений, могут выступать общественные или личные цели, духовные и материальные потребности, идеалы и интересы.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования мы выявили:

1. Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители и родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций, знаний и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности.

2. Как правило, школьный коллектив, в том числе и в связи с особым характером педагогической деятельности, не представляет собой монолит. В нем существует несколько характерных типов людей, складывающихся в малые группы и оказывающих то или иное влияние на коллег и учащихся. Перед администрацией в связи с этим стоит непростая задача управления этими процессами.

3. Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива, его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

4. После проведенного эмпирического исследования мы можем сказать, что наша гипотеза не подтвердилась. Взаимосвязь между взаимоотношениями и психологическим климатом в коллективе педагогов не обнаружена. Такие результаты исследования можно объяснить малочисленностью выборки испытуемых. Возможно, исследование на большей выборке испытуемых покажет другие результаты.

Список литературы

1. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность[Текст] / Ю.В. Александрова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МЭДЭК», 2001. – 96с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2002. – 288с. ISBN 5-272-00315-2

3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. - Каунас, 2012. - 95 с.

4. Белбин Р.М. Типы ролей в командах [Текст] / Р.М. Белбин. - М., 2003.-119с.

5. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 554с.

6. Браим И.Н. Этика делового общения [Текст] / учебное пособие. – Мн: ПКФ «Экоперспектива», 1994.

7. Вершловский С.Г. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности [Текст] / С.Г.Вершловский - СПб., 2004.-271с.

8. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. -М., 2004.-204с.

9. Гребеньков Н.Н. Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива [Текст] / Н.Н. Гребеньков. - М.,2003.-92с.

10. Дежникова Н.С.Педагогический коллектив школы [Текст] /Н.С. Дежни-кова.- М.,2011.-80с.

11. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью: новые направления исследований [Текст] / А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик.- М., 2010.-127с.

12. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений [Текст] / А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито-Центр», 1998.

13. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша . – СПб.: Питер, 2003.

14. Макаревич Р.А. Основы психологи [Текст] / курс лекций, практикум. – 2005. 310 с.

15. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова.- М., 2003.-190 с.

16. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятель-ность и здоровье педагога [Текст] / Л.М. Митина, Г.В. Митин. - М., 2005. —368 с.

17. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.

18. Определение индекса групповой сплоченности Сишора [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.

19. Организационная психология [Текст] / Н. Судынина. – Санкт-Петербург, 2004.

20. Осницкий А.К. Особенности формирования патологии личности учителей общеобразовательных школ [Текст] / А.К. Осницкий // Российский семейный врач. -2001. -Т. 5. - №2. - С. 39—49.

21. Парыгин Б.Д. Структура социально-психологического климата [Текст] / Б.Д. Парыгин.- СПб., 2011. – 408с.

22. Психологическая энциклопедия. 2-е изд [Текст] / под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096с.

23. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А. А. Реан. – «Прайм-еврознак». 2004.

24. Психология. Словарь [Текст] / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. испр.и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

25. Р.В. Овчарова. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом [Текст] / Р.В. Овчарова - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с.

26. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб., ООО «Речь», 2001.

27. Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия в профессии педагога [Текст] / В.И. Слободчиков. - М.,2006. -182с.

28. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностии Т. Лири. Методическое руководство. М.: Московский кадровый центр при Главном управлении по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома. Консультационная фирма, 1990.

29. Социальная психология[Текст] / А. В. Петровский. – «Просвещение», 1987.

30. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развитая личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002.-156с.

31. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат педагогического коллектива [Текст] / Р.Х. Шакуров. - М.,2010.-47с.

32. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. Руководитель и педагогический коллектив [Текст] / Р.Х. Шакуров. - М.,2012.-100с.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 50
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика