Курсовая работа

«Роль тембра баяна в раскрытии образов в контексте драматургии оперы»

  • 61 страниц
Содержание

1. Введение….3;

2. Основная часть….5;

3. Заключение….20;

4. Список использованной литературы….21;

5. Приложение…23.

Введение

Опера Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» по одноимённой повести Александра Солженицына – это отклик на современ-ность, на события сегодняшнего дня. Ведь людям важно не забывать истории своей страны. В ней поднимаются вечные проблемы: противостояние народа и власти, социальное неравенство, показывается правда жизни российского человека.

Данная курсовая работа является первой попыткой научного осмысления роли такого инструмента как баян в опере А. Чайковского.

Цель – определение роли тембра баяна в раскрытии образов и в контексте драматургии всей оперы в целом.

Задачи:

1) Изучить материалы, связанные с идеей создания и написанием оперы;

2) Ознакомиться с типичным составом симфонического оркестра;

3) В каких произведениях и когда использовался подобный состав оркестра с включением народных инструментов;

4) Каким композиторам принадлежат подобные произведения;

5) Изучить литературу, и определить какие качества баяна, про-явившиеся во второй половине XX века, были необходимы композитору для достижения тех или иных целей;

6) Определить закономерности существования звукового образа баяна в оркестровом тексте изучаемой оперы.

В основу методологии курсовой работы положен комплексный метод: принцип историзма, позволяющий исследовать современную оперу и историю инструмента, соединяется с теоретическими положениями музыкознания (тематизм, тембр, фактура и т.д.). Материалами послужили партитура и клавир оперы, видеозапись спектакля. Были изучены различные научные источники. Знания об истории инструмента почерпнуты в трудах К.А. Верткова [3], Г.И. Благодатова [2], М.И. Имханицкого [8]. Данные об эволюции баянной музыки содержатся в исследованиях М.И. Имханицкого [8], С.М. Платоновой [9, 10]. Важное понятие «народ» в научном плане предложено в работе М.И. Имханицкого [8]. В процессе работы использовались музыковедческие работы Е.Б. Долинской [6] (об опере последней трети ХХ века), Л.Е. Гаккеля [4] (звуковой образ инструмента) и других.

Понятие звуковой образ инструмента взято из исследования С.В. Ивановой [7]. Она пишет о звуковом образе балалайки, рассматривая его как совокупное явление с трех разных точек зрения: исполнительских традиций, нотного текста композитора и результатов совершенствования конструкции инструмента с целью обнаружения новых выразительных приемов и расширения технических возможностей. Для настоящей курсовой работы применимы две первые позиции.

Результаты данного исследования могут найти практическое применение в курсах истории отечественной музыки в высших и отечественной музыкальной литературы в средних профессиональных учебных заведениях искусства и культуры, а также при дальнейшем научном рассмотрении проблем роли инструмента в разных жанрах.

Работа прошла частичную апробацию в виде и доклада на конференции «Шаляпинские чтения» (декабрь 2010, материалы готовятся к публикации).

Структура. Работа состоит и Введения, Основного раздела (включающего подразделы), Заключения, Списка использованной литературы и Приложения в виде таблицы. Последняя заимствована из работы И. Бадретдиновой [1] с добавлениями, указывающими все места, где звучит баян.

Фрагмент работы

Основной раздел

Премьера оперы А. Чайковского «Один день Ивана Денисовича» прошла в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского 16 мая 2009 года . Театр всегда предпочитает обращаться к высокоэтическим темам (например, постановке «Ивана Денисовича» предшествовала мировая премьера оперы «Христос» А. Рубинштейна, дек. 2008).

Постановка оперы А. Чайковского не могла бы состояться, если бы не инициатива художественного руководителя театра, известного российского оперного режиссера Георгия Исаакяна. Дело в том, что до него права переносить прозу А. Солженицына на академическую сцену не удавалось добиться никому. Писателем не раз отвергались предложения воплощения его произведений на театральной сцене. Инициатива Пермского театра была изложена Г. Исаакяном в виде письма. И впервые предложенная музыкально-театральная интерпретация повести пришлась Александру Исаевичу по вкусу. Выдающийся писатель одобрил работу над произведением: «Ваши доводы, – писал Солженицын в письме постановщику будущего спектакля от 12 февраля 2008 года, – при опоре на Ваш режиссерский опыт. обезоруживают меня от возражений, которыми я бы, вероятно, ответил в другом случае» [14].

Ещё одно обстоятельство способствовало тому, что данная постановка существует именно в том виде, который есть сейчас. Всему этому предшествовала случайная встреча Георгия Исаакяна с Александром Чайковским. Сначала предполагалось, что автором оперы станет Родион Щедрин . Но сложилось так, что в данный период он был занят другой работой. В то время Чайковский уже задумывал подобную постановку по Солженицыну (его интересовал «Август 1914»). Предложенная Исаакяном идея написать оперу по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» заинтересовала композитора.

Непосредственно на написание партитуры ушло около двух месяцев. Далее последовала работа с дирижёром В. Платоновым над её корректировкой. Репетиции в театре продолжались также около двух месяцев. Опера была впервые представлена в рамках фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж – 2009».

Литературный первоисточник

«Один день Ивана Денисовича» — первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность. В нём рассказывается об одном дне из жизни заключённого, русского крестьянина и солдата, Ивана Денисовича Шухова. Анна Ахматова, прочитав повесть, сказала Лидии Чуковской: «Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» [15]. В этих словах сочетается понимание художественной ценности повести Солженицына и её большой важности в нравственном воспитании жителей нашей страны.

Автор повести сам пережил то, о чём пишет в своём произведении. Задумано оно было писателем в лагере, расположенном в городе Экибастузе на северном Казахстане, зимой 1950—1951 годов. Закончено – в 1959 году в Рязани (создавалось с 18 мая по 30 июня) [1]. Работа заняла меньше полутора месяцев (возникает аналогия по скорости сочинения с написанием оперной партитуры).

Идея оперы

В данной повести можно определить две основные идеи. Герои оказываются в таких ситуациях, в которых несмотря ни на что они способны сохранить в себе человеческие качества (дружба, взаимовыручка, сострадание), а также способность видеть хорошее даже там, где, казалось бы, его и не должно быть. То есть первую идею можно кратко выразить словами самосохранение человека в нечеловеческой атмосфере лагерной жизни. Вторую – оптимизм как главное качество, помогающее главному герою выжить и остаться человеком.

Эксклюзивность оперы

Тема заключённых за всю историю музыки затрагивалась очень мало. Сама постановка оперы с лагерным содержанием очень необычна. Здесь имеется в виду больше не то, что зритель не привык видеть на сцене зэков в мрачных бушлатах с опознавательными номерами, изъясняющихся исключительно с помощью лагерной лексики, конвой и так далее. Сам композитор отмечает, что до него уже ставились оперы, связанные с лагерным содержанием. Это оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио», Франко Альфано «Воскресение», Леоша Яначека «Из мертвого дома», Умберто Джордано «Сибирь» и трагедия-сатира Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова». Рассказ А. Солженицына, а после и опера А. Чайковского необычны тем, что в них описывается всего один день из жизни заключённого. И день этот не отличается от других. В нём нет каких-либо из ряда вон выходящих событий. Писатель рассказывал, что ему хотелось погрузить читателя в самый обычный лагерный день со всей его повседневностью, от утреннего удара в рельс до вечернего. Вот как говорит об этом сам автор: «Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а — рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы» [14].

Состав оркестра и хора

Состав оркестра необычен. Кроме группы деревянных духовых (флейта, 2 кларнета, саксофон альт), медных духовых (2 валторны, 3 трубы, 2 тромбона и туба), ударных (треугольник, маракас, ксилофон виброфон, колокольчик, малый барабан, литавры) и струнных (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), в симфонический оркестр вводятся народные инструменты (баян и домра альт) и 2 синтезатора.

Необычное сочетание инструментов заставляет зрителя по-особому воспринимать оперу «Один день Ивана Денисовича». Слух любого отечественного слушателя вряд ли привык к использованию баяна и домры в оперном спектакле. Можно сказать, что происходит преодоление баяном границ исторически сложившегося «народного» предназначения, что открывает для современного композиторского творчества новые перспективы. Вместе с тем, «народность» как часть восприятия этого инструмента даёт в опере важные для воплощения её идеи возможности.

Понятие «народность»

Для того чтобы понять причину включения такого инструмента как баян (он по традиции относится к группе народных) в состав симфонического оркестра, необходимо разобраться в самом термине «народный».

Специально занимался данным вопросом М.И. Имханицкий. Он пишет: «<…> понятие “народный” – неоднозначное. Оно имеет вовсе не одну составляющую, согласно общепринятым представлениям – национальную. В действительности же оказывается, что таких составляющих три:

1. Народ – это нация, то есть этнос<…>

2. Народ – это всё население страны, государства, то есть демос<…>

3. Народ – это заметно преобладающая часть общества той или иной страны, не входящая в его интеллектуальную, политическую и финансовую элиту, то есть определённый социум<…>» [8, с. 18].

Когда используется определение «народный», имеется ввиду, что явление, к которому оно относится, каким-либо образом связано с понятием «народ». Но само понятие «народ», как очевидно, неоднозначно. Народ можно представить в виде отдельной нации (этнос), совокупности всех жителей данной страны (демос), а также части населения, входящую в определённый социальный слой (социум) [8, с. 18]. Рассмотрим все три составляющие. Следовательно, все качества, относящиеся к слову «народ», можно отнести и к определению «народный». Это значит, что важным в определении инструмента как этнического будет то, кем и где был создан предмет, к которому относится термин «народный».

Если рассматривать народ только с позиции этноса, то такой подход будет неверным, так как этнос не вбирает в себя всё значение понятия «на-родный». Для полного, нужно разобраться в следующих двух значениях термина «народ» – демос и социум.

Заключение

Изучив необходимую литературу, а также материалы, связанные с оперой, были сделаны следующие выводы. Баян в опере А. Чайковского «Один день Ивана Денисовича» играет важную роль. Он участвует в раскрытии большинства главных персонажей. Причём композитор не ограничивает круг образов, а использует тембр баяна в характеристиках самых разных социальных слоёв. Широкий круг приёмов позволяет делать это достаточно разнообразно, тем самым привлекая постоянно слушателя к действию оперы. Способность воспроизводить продолжительный звук за счёт длительного ведения меха, мягкое, плавное легато, глубокое туше, гибкое изменение динамики позволяет испольнять кантиленные мелодии, необходимые при выражении душевных страданий. В тоже время противоположный эффект может быть достигнут с помощью нажатия меха толчком или рывками, а также кистевыми и паьцевыми ударами по клавиатуре. Часто применяемый «чисто» баянный – это тремоло мехом. Оно используется для воспроизведения народного деревенского колорита, наподобие гармошечной игры. Ни один ин-струмент симфонического оркестра не способен внести подобную краску, которую даёт этот приём в общее звучание оркестра.

Список литературы

1. Бадретдинова, И. Опера А. Чайковского «Один день Ивана Денисовича» (сравнение литературного источника и оперного либретто) / И.Бадретдинова. – Уфа, 2009.

2. Благодатов, Г.И. Русская гармоника / Г.И. Благодатов, ред. Ф.А. Рубцова (очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре). – Л.: Гос. муз. изд-во, 1960. – с 43-46.

3. Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты. – Л., 1975.

4. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки. – 2-е изд., доп. – Л.: Сов. композитор, 1990. – С. 3.

5. Гроссман, В.С. Жизнь и судьба / В. С. Гроссман: Роман в 2 т. – М.: Известия, 1990.

6. Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века: Учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» для студентов музыкальных вузов / Е. Долинская. – Магнитогорск: МаГК: Магнитог. гос. консерватория, 2000. – 158 с.

7. Иванова, С.В. Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии: автореф. дис. … канд. искусствоведения / С.В. Иванова. – Оренбург, 2009. – 179 с.

8. Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах / М.И. Имханицкий. – М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. – 352 с.

9. Платонова, С.М. Новые тенденции в современной советской му-зыке для баяна (1960-е – I-я половина 1980-х годов): автореф. дис. … канд. искусствоведения / С.М. Платонова. – Вильнюс, 1988. – 24 с.

10. Платонова, С. М.Современный оригинальный репертуар баяниста (к вопросу об образно-интонационном строе и выразительных средствах музыки 60-70-х годов) / С.М. Платонова // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах / отв. ред. М. Имханицкий, В. Кузовлёв; Гос. муз. – пед. Ин-т им. Гнесиных. – М., 1975. – Вып. 74.- С. 95 – 115.

11. Солженицын, А.И. Один день Ивана Денисовича / А. Солжени-цын. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 351 с.

12. Чайковский, А.В. Опера «Один день Ивана Денисовича» (2009) [Звукозапись] / А. Чайковский / Солисты, хор, симф. орк. Пермского ГАТОиБ п/у В. Платонова. – DVD.

13. Чайковский, А.В. Один день Ивана Денисовича [Ноты]: опера в 2 д. / А. Чайковского и Г. Исаакяна. – Клавир. – Пермь, 2009. – 166 с. Партитура. – СПб, 2009. 291 с.

14. Электронный ресурс – h**t://w*w.firstnews.r*/news/culture/4845/

15. Электронный ресурс – h**t://w*w.abhoc.com/arc_an/2011_01/580/

16. Электронный ресурс – h**t://w*w.book-science.r*/social/cultureethnos/osnovnye-podhody-v-traktovke-kul-tury.html

17. Электронный ресурс – h**t://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B9

Покупка готовой работы
Тема: «Роль тембра баяна в раскрытии образов в контексте драматургии оперы»
Раздел: Музыка
Тип: Курсовая работа
Страниц: 61
Цена: 1800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика