Курсовая работа

«Литературная основа балета р. сабитова «прометей» и его сценарий»

  • 20 страниц
Содержание

Введение 3

ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА БАЛЕТА Р. САБИТОВА «ПРОМЕТЕЙ» И ЕГО СЦЕНАРИЙ 6

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Введение

Сабитов Рустэм Нариманович (р. 1955) – современный башкирский композитор. Его творческие интересы сосредоточены вокруг следующих жанровых областей: камерно-инструментальная музыка (4 пьесы для струнного квартета «Зеркальные конструкции» (1978), концерт для струнного оркестра с солирующим гобоем (1984), поэма «Памяти отца» для струнного оркестра и ударных инструментов (1987), два струнных квартета, миниатюры и др.), симфоническая музыка (Концерт для скрипки с оркестром (1980), «Симфонические картины» (1992) и др.), камерно-вокальные (5 романсов на стихи Г. Лорки (1976), вокальная поэма «В ночной тишине» для сопрано, английского рожка и фортепианного квинтета – ст. А. Исаакяна (1982), около 15 песен, 2 обработки башкирских народных песен для голоса и фортепиано и др.), хоровые произведения, а также сочинения для музыкального театра. В последнем направлении Сабитов представил два балета: «Любовь и смерть» (1979, не поставлен) и «Прометей» (1999-2009, первое концертное исполнение сюи-ты из балета – 1999, премьера балета прошла 25 апреля 2009 года в Башкирском государственном театре оперы и балета ).

Новизна произведения, его высокое художественное достоинство, ори-гинальность темы (впервые в истории башкирской музыкальной культуры основой балета была выбрана античная тематика), активный интерес профессионалов и широкой публики – все это послужило причиной выбора балета «Прометей» в качестве предмета исследования данной курсовой работы. Избранная тема видится актуальной: современным автором создан новый балет. Анализ его необходим для создания всеобъемлющей картины музыкального искусства Башкортостана и, конкретно, расширения спектра исследований башкирского балета.

«Прометей» Р. Сабитова является продолжением линии множества балетов на античные темы . Древнегреческие мифы взяты за основу в сценариях балетов И. Стравинского «Агон», «Аполлон Мусагет», «Орфей»; в балете Нижинского на музыку «Послеполуденного отдыха фавна» Клода Дебюсси используется программа к симфоническому произведению на древнегреческую тематику; древнеримская история является первоисточником сценария балета А. Хачатуряна «Спартак» и так далее.

Сценарий балета «Прометей» Р. Сабитова написан по мотивам трагедии Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!» с использованием самих древнегреческих мифов. Балет является первым переносом этой трагедии на сцену музыкального театра. Р. Сабитов и сценаристы (первая редакция – музыковед Н. Спектор, вторая – И. Марков) вносят некоторые изменения в трактовку М. Каримом мифа о похищении огня и расколе среди богов.

Целью данной работы явился анализ литературной основы балета – поэмы Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!», которая, в свою очередь, выросла из древнегреческого мифа о Прометее, представленного в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- ознакомиться с различными древнегреческими источниками: трилогией трагедий Эсхила, мифе о Прометее из Первого Ватиканского Мифографа, различными текстами Гесиода;

- исследовать трагедию М. Карима на предмет различий и сходств с античными мифами;

- сопоставить сценарий балета и его первоисточники;

- изучить литературу о древнегреческих мифах и их использовании в литературе и современных произведениях для музыкального театра.

Помощь при написании данной работы оказали следующие труды: литературоведческие исследования И. Валеева и Т. Кильмухаметова, посвященные творчеству Мустая Карима [3, 7]; энциклопедические статьи, посвященные мифу о Прометее и античным мифам в целом [9, 11]; интервью и статьи о премьере балета «Прометей» [1, 2, 4, 5, 8].

Поскольку образ Прометея принадлежит к категории вечных образов – это архетип бунтаря и революционера – представляется важным анализ центральных образов различных источников с точки зрения теории архетипов швейцарского психолога Карла Юнга. Значительным подспорьем для психологического анализа образов явился интернет-ресурс jungland.r* [14], представляющий полную картину теории архетипов и психологии К. Юнга в целом. Этот источник и составил методологическую базу курсовой работы.

Работа строится следующим образом: во Введении дается обоснование выбора темы, формулируется цель и задачи, дается обзор наиболее важных литературных трудов по теме работы. В основной части представлен сравнительный анализ сценария балета и его литературной основы, приводятся концептуальные, драматические, фактические и образные различия. В Заключении содержатся краткие выводы.

Материалы работы могут быть использованы в курсе башкирской музыкальной литературы и истории башкирской музыки.

Фрагмент работы

ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА БАЛЕТА Р. САБИТОВА «ПРОМЕТЕЙ» И ЕГО СЦЕНАРИЙ

В основу сценария балета «Прометей» легла трагедия Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!», а также оригинальные античные мифы.

М. Карим практически полностью базируется на самой известной трактовке древнегреческого мифа – трагедиях Эсхила «Прометей Прикованный» и «Прометей – Огненосец». В свою очередь, трагедии Эсхила написаны на основе множества древнегреческих мифов о сотворении людей и похищении огня. Однако Эсхил значительно расширяет сказания, придавая им гуманистические черты. Герой его трагедии мало напоминает Прометея, описанного античным поэтом и рапсодом Гесиодом: если у Гесиода между Зевсом и Прометеем происходит «борьба лукавства с коварством» [3, с. 183], то у Эсхила борьба выходит на иной уровень – жестокому тирану противостоит мо-гучий титан, бог, страдающий по вине богов.

Эсхил делит миф на три части и создает трилогию трагедий – «Прометей прикованный», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-Огненосец». При этом в каждой трагедии ядро концепции составляют не столько факты и события, сколько философская подоплека всего происходящего.

В трагедии «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня, яв-ляющимся центральным в мифах, прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей наделил беспомощных людей сознанием, научил их строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту. По словам известного исследователя творчества Мустая Карима, литературоведа И. Валеева, «…у Эсхила Прометей не столько похитил огонь, сколько <…> принес людям то, что и должно им принадлежать» [3, с. 184].

С целью углубления философской проблемы Эсхил вносит в миф важ-ное изменение – у него не Пандора, а сами люди и их невежественность яв-ляется причиной всех их бед. В этом заключается разница трактовки цен-трального конфликта – мифы представляют его как конфликт пантеона богов с людьми, возникший из-за тирании Зевса, а Эсхил переставляет акцент на виновность людей в зарождении этого противостояния.

Наблюдаются изменения и в описании процесса создания людей – по Первому Ватиканскому Мифографу титан оживил камни; по Эсхилу Прометей вылепил людей из глины, замешав со своими слезами; по Гесиоду Афина наделила дыханием сделанные Прометеем заготовки из глины. Поскольку создание людей происходило втайне от верховного бога – Зевса, то их было решено уничтожить, но одна из людских супружеских пар – Девкалион и Пирра – произвели на свет потомство и род людей продолжился.

Нельзя не заметить разницы в рассказе о похищении огня. Если в древнейших античных мифах Прометей лишь принес людям огонь, украв его из очага на Олимпе в стебле полого тростника, то в гуманистической трагедии Эсхила он, кроме этого, наделил людей разумом, научил их ремеслу, строительству домов и кораблей, счету, письму и жертвоприношениям. Именно недостаточное жертвоприношение Зевсу и непризнание его людьми как царя богов побудило главу Олимпа отдать Гермесу приказ об уничтожении людей.

По древнегреческой генеалогии Прометей старше, чем боги Олимпа, произошедшие от титанов, но затем захватившие власть. Он принадлежит к поколению отца Зевса - Кроноса и его супруги Реи и является двоюродным братом Зевса. Во время захвата власти Зевсом Прометей встал на сторону последнего, так как предвидел, что победа будет за новым поколением богов. Он воевал сам на стороне Зевса и убедил это сделать своего брата Эпиметея, который в большинстве случаев ему повиновался.

Однако затем Прометей понимает ущербность тирании Зевса и отдаляется от царя богов. Один из центральных конфликтов трагедии – конфликт Прометея и Зевса у Эсхила базируется именно на этой почве. Зевсу было предсказано, что именно Прометей станет его врагом, и Зевс решает устранить его. После похищения огня Прометей был прикован к Кавказским горам; орел, посланный Зевсом, каждый день клевал Прометею печень, которая затем заново отрастала. Позже Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам, и греческий герой убедил Зевса смилостивиться и освободить титана.

Вслед за Эсхилом, Мустай Карим продолжает идею гуманизма. Однако для углубления философской линии автор внедряет в действие еще один конфликт: борьба личных амбиций с подвигами во имя общества. Здесь Карим поднимает проблему на иной уровень – если у Эсхила все конфликты «внешние», то Карим во всей трагедии вводит внутренний конфликт.

Заключение

В результате ознакомления с различными античными мифологическими источниками, в частности, трилогией трагедий Эсхила, и сравнения трагедии Мустая Карима с первоисточниками, становится ясно, что между этими произведениями имеются как сходства, так и различия. Основное сходство – в самой концепции произведений: во всех них присутствуют идеи похищения Прометеем огня и его конфликта с богами. Схожи также и философские линии трагедий – столкновение пантеона богов и человеческого мира. Основные различия же заключаются во введении Каримом лирической линии, разработке образа «особенного» человека – Агазии, усилении конфликта Прометея и богов. Последнее обеспечивается заострением негативных качеств в образах Зевса и Гермеса. Отношение Прометея к царю богов и его прислужнику остается прежним, соответствующим трагедии Эсхила, увеличивается лишь разрыв между положительной и отрицательной сторонами.

После сравнения сценария балета Р. Сабитова с литературной основой удалось установить общие позиции в описании отношений Агазии и Прометея, экспозиции богов Олимпа и судьбе героев целом. Однако, в отличие от обладающего недостатками образа Прометея у Карима, Прометей в балете – идеальный герой: он борется с тираном Зевсом, создает новую жизнь, совершает геройский поступок и страдает за свою оппозиционность по отношению к власти.

После анализа образов в литературном источнике и в самом сценарии становится ясно, что идеальность главного героя в произведении Сабитова не вполне соотносится с архетипом хитрого революционера и бунтаря. Карим же в своей трагедии находится ближе к названному мифологическому архетипу – он сам поясняет, что его Прометей грешен и неидеален. Архетип Тени и коллективное бессознательное одинаково ярко представлены как в сценарии балета, так и во всех его литературных источниках.

Наличие мифологической архетипики в балете «Прометей» Р. Сабитова позволяет констатировать его общечеловеческую ценность и прогнозировать интерес публики и профессионалов (театроведов, музыковедов, театральных и музыкальных критиков, культурологов) к этому уникальному явлению башкирской музыкально-театральной культуры.

Список литературы

1. Б/а. 19 марта 2009. В ожидании премьеры: пресс-релиз для журналистов к постановке балета «Прометей». – Уфа, 2009. – 2 с. [Рукопись. Хранится в БГТОиБ]

2. Болгарова Ю.А. Хореограф Игорь Марков: «В природе не существует тупиков, есть только бесконечность» (Встреча для вас). – Веч. Уфа. 2009. – 17 апреля.

3. Валеев И.И. Мустай Карим – явление мировой культуры: В двух томах. Том I / И.И. Валеев. – Уфа: Гилем, 2007. – 480 с.

4. Докучаева А.А. Смелая пластика «Прометея»: Балет Рустэма Сабитова получил сценическое воплощение // Республика Башкортостан. – 2009. – 2 мая. – С. 3.

5. Жиленко Н.А. Прометей несет огонь на уфимскую сцену: беседа с композитором Р.Н. Сабитовым // Веч. Уфа. – 2009. – 3 апр. – С. 9.

6. Карим Мустай. Монологи Прометея // Возвращение: книга лирики. – М.: Ордынка, 1994. – С. 41–45.

7. Кильмухаметов Т.А. Драматургия Мустая Карима (своеобразие жанровой эволюции). – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1979

8. Латыпова Л.Р. «Я пришёл дать вам свет»: премьера // Рампа. – 2009. № 5 (187). – С.10-11. (О балете Р.Н. Сабитова «Прометей» в БГТОиБ)

9. Лосев А.Ф. Прометей // Мифологический словарь. – М.: Совет-ская Энциклопедия, 1991. – С. 450–452.

10. Марков И. «Прометей»: сценарий балета. – Уфа, 2009. – 4 с. [Рукопись. Хранится в БГТОиБ]

11. Прометей [Электронный ресурс] / Режим доступа: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Прометей

12. Сабитов Р.Н. Прометей: балет по трагедии М. Карима «Не бросай огонь, Прометей!». – Партитура. – Уфа, 2009. – 279 с. [Рукопись. Хранится в архиве автора]

13. Спектор Н.А. «Прометей»: сценарий балета. – Уфа, 1998–1999. – 6 с. [Рукопись. Хранится в личном архиве Р. Сабитова]

14. Jung Land: Юнгианство и аналитическая психология Карла Гус-тава Юнга [Электронный ресурс] / Режим доступа: h**t://w*w.jungland.r*/

Покупка готовой работы
Тема: «Литературная основа балета р. сабитова «прометей» и его сценарий»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Курсовая работа
Страниц: 20
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика