Дипломная работа

«Взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника»

  • 95 страниц
Содержание

Введение ….… 3

Глава I. Теоретический анализ работ зарубежных и отечественных психологов по проблеме эффективности учебной деятельности младшего школьника

1.1. Психолого-педагогические особенности эффективной учебной деятельности младшего школьника ….….11

1.2. Интерес и мотивация к учению как условие эффективной учебной деятельности младшего школьника …24

Выводы по главе I….….….31

Глава II. Теоретические подходы в работах зарубежных и отечественных психологов к пониманию проблемы детско-родительских отношений

2.1. Психологические подходы и характеристика детско-родительских отношений ….….…34

2.2. Детско-родительские отношения и родительские установки….….41

Выводы по главе II….….57

Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений на эффективность учебной деятельности младшего школьника

3.1. Организация и описание методов исследования…59

3.2. Анализ результатов исследования ….67

3.3. Математическая обработка полученных результатов …86

Выводы по главе III. ….94

Заключение …99

Список литературы….…102

Введение

Актуальность исследования: В последнее время в России навсех уровнях управления разрабатываются и внедряются программы поддержки семьи. Эти программы в большой степени решают социально-экономические проблемы семьи, a отношения супругов к психологическим аспектaм родительства оcтаются без внимания со стороны государства.

Родители оказывают большое влияние на развитие ребенка. У детей, выросших в атмосфере любви и понимания, меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений, как правило, ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, по изучению отношений родителей к ребенку в частности типов взаимоотношений, таких авторов, как Д.Боулби, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, М.Эйнсуорт, и др., исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений Д.Боулби, И.Ландгмеер, З.Матейчик, М.В.Соколова, М.Эйнсуорт.

В семейной психологии характеристики типов семейного воспитания являются наиболее изученными Е.В.Голубева, С.В.Ковалев, Г.Г.Кравцов, Л.Н.Кузнецова, Д.И.Фельденштейн, Р.С.Хамматова и др., особенности влияния семьи и отдельных родителей (матери, отца) на развитие ребенка Д.В.Берко, Г.Г.Вылегжанина, Г.И.Захаров, Н.Т.Колесник, Е.В.Куфтяк, М.В.Лысогорская, И.М.Марковская, М.В.Сапоровская.

В отечественной литературе детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я.Варга, В.В.Столин, А.С.Спиваковская и др. Также, учеными предложена широкая классификация стилей семейного воспитания в работах А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер.

Отечественными исследователями О.Зверевым, И.Коном, а также зарубежными исследователями Ж.Бруком, А.Маслоу, К.Роджерсом, Э.Фроммом, Ф.Энгельсом, были разработаны основные направления семейного воспитания, основывающиеся на принципе гуманистических отношений. Детско-родительским отношениям отводится первостепенная роль. Современная школа и общество нуждаются в новых подходах, формах и методах семейного воспитания.

Для построения эффективной педагогической системы необходимо ориентация общества на успех. В основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

При содействии повышается возможность достижения успеха как результата, т.е. стремление к достижению успеха как у школьника (в учебно-познавательной деятельности и общении), так и у педагога (в его профессиональном труде) способствует эффективности учебной деятельности ребенка.

Очевидным становится противоречие между наиболее изученными в семейной психологии характеристиками детско-родительских отношений, особенностями влияния семьи развитие ребенка и проблемой взаимосвязи детско-родительских отношений с эффективностью учебной деятельности младших школьников.

Рассматривая детско-родительские отношения одним из главных факторов развития эффективности учебной деятельности младшего школьника, зарубежные исследователи выделяли для изучения такие показатели, как: возраст, в котором от ребенка ожидается самостоятельность; степень позитивного подкрепления, даваемое родителями за достижения ребенка; уровень требовательности родителей в отношении достижений ребенка.

В связи с различными методологическими подходами, целями исследований, возраста испытуемых, результаты этих исследований носят противоречивый характер. Поэтому, мы не можем ясно сказать, какие именно аспекты дестко-родительских отношений взаимосвязаны с параметрами эффективности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Стремление разрешить данные противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане – это проблема выявления и обоснования понятия конструктивных детско-родительских отношений. В практическом – разработка рекомендаций родителям для формирования конструктивных детско-родительских отношений взаимосвязанных с эффективной учебной деятельностью младшего школьника.

Цель исследования: выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника.

Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника.

Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что конструктивные детско-родительские взаимоотношения (характеризующиеся как адекватные представления о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, умения самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации), взаимосвязаны с эффективностью учебной деятельности младшего школьника (характеризующиеся как успеваемость, отношение к обучению в школе, школьная мотивация).

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «эффективность учебной деятельности младшего школьника», и «конструктивные детско-родительские отношения».

2. Выявить наличие взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и эффективностью учебной деятельности младшего школьника.

3. Разработать рекомендации родителям по вопросам воспитания и построения конструктивных отношений с детьми для повышения эффективности учебной деятельности младшего школьника.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- Расширенно научное представление о понятии «конструктивные детско-родительские отношения» (конструктивные детско-родительские отношения – это такие межличностные отношения в системе «родители–ребенок», которые характеризуются адекватными представлениями о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, умения самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации);

- выявлено, какие именно показатели конструктивных детско-родительских отношений взаимосвязаны с эффективностью учебной деятельности младшего школьника;

- разработаны рекомендации психологического просвещения родителей по вопросам воспитания и построения конструктивных отношений с детьми для повышения эффективности учебной деятельности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрытие содержания понятий «эффективность учебной деятельности младшего школьника» и «детско-родительские отношения» на теоретической основе определили необходимые психолого-педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения к детям, находящимся на начальном этапе обучения в школе. Результаты исследования расширят научные представления о возможностях семьи как образовательной системы в оказании помощи младшим школьникам.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование деятельности психолого-педагогической службы образовательных учреждений в работе с семьями по формированию конструктивного родительского отношения к младшим школьникам. Положения и выводы, сделанные в работе могут быть полезными при разработке формирующих и развивающих программ работы с родителями, для повышения эффективности учебной деятельности младшего школьника. Разработаны и используются психолого-педагогические рекомендации для родителей, имеющих детей младшего школьного возраста, способствующие повышению эффективности учебной деятельности младшего школьника.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Детско-родительские отношения, определяются со стороны родителей адекватными представлениями о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, умения самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации.

2. Эффективность учебной деятельности определяется успеваемостью, отношением к обучению в школе, школьной мотивацией младшего школьника.

3. Существует взаимосвязь между эффективностью учебной деятельности младших школьников и такими компонентами детско-родительских отношений, как: общее эмоционально положительное или эмоционально отрицательное отношение к ребенку, сотрудничество с ребенком, контроль поведения ребенка, отношение к неудачам ребенка, гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные психолого-педагогические теории, современные подходы к изучению психолого-педагогических условий, сложившиеся в отечественной системе образования, мотивации к обучению, системы взаимоотношений родителя и ребенка в возрасте младшего школьника, а также взгляды современных исследователей на формирование и развитие личности.

Степень разработанности проблемы исследования: Изучение семьи - одно из традиционных направлений в психологической науке, осуществлялось как зарубежными Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо, Р.Бернс, Л.Бельямин, А.Болдуин, Д.Боумрид, М.Кордуэлл, Э.Эриксон, так и отечественными исследователями Т.В. Андреева, А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.Г.Лидерс, А.Г.Личко, В.С.Мухина, Р.В. Овчарова, А.С.Спиваковская, Шнейдер Л.Б. Э.Г.Эйдемиллер и др. Психолого-педагогические исследования в области семейного воспитания, педагогики детства, семьи и семейных отношений Ю.П.Азаров, И.В.Бестужев-Лада, В.Г.Бочарова, И.В.Гребенников, И.Ф.Дементьева, В.М.Минияров, А.С.Спиваковская и др.;

Ведущие подходы к исследованию успешности обучения Л.И. Божович, Дж. Брунер, А.А.Вербицкий, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, В.Г.Леонтьев, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, К. М. Обуховский, Л.М.Фридман, труды зарубежных исследователей по проблеме социализации ребенка в школе Гидденс Ф.

Методы исследования:

1) теоретические: теоретико-методологический анализ, обобщение, анализ научной литературы по теме исследования;

2) эмпирические:

1. Тест родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;

2. Методика «Анализ семейного взаимоотношения» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;

3. Детская проективная методика для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля;

4. Анализ учебной успеваемости младшего школьника (анализ классного журнала)

5. Методика "Отношение ребенка к обучению в школе"[84, с.171]

6. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

3) математические: методы математической и статистической обработки данных коэффициент ранговой корреляции Спирменаrs.

Эмпирическая база исследования: в исследованииприняли участие учащиеся младших классов с. Архангельское и их матери. Общее количество испытуемых 74 человека, из которых 37 – ученики 4-х классов, и 37 испытуемых это матери данных детей.

Этапы исследования:

1. Анализ научной литературы, опыта работы психологов и педагогов по проблеме взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младших школьников, исследований, близких по тематике нашей работе, позволили обосновать проблему исследования, его объект, предмет, цель и задачи. Результатом явилось определение теоретических и методологических подходов к проведению исследования.

2. Осуществлялся подбор комплекса методик позволяющих определить особенности детско-родительских отношений испытуемых, эффективности учебной деятельности младшего школьника. Результатом этого этапа явилась разработка психолого-педагогических рекомендаций для родителей, имеющих детей младшего школьного возраста, способствующие повышению эффективности учебной деятельности младшего школьника.

3. Обобщались и систематизировались результаты исследования. Теоретическое осмысление результатов послужило основой для определения взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника. Результатом этапа явилось оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, объекту и предмету исследования; использованием различных методик; сочетанием количественной и качественной оценки и интерпретации результатов; возможностью повторения экспериментальной работы; внедрением результатов в практику.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные теоретические положения и полученные результаты исследования были изложены автором в статьях, тезисах докладов и материалах на Всероссийской научно практической конференции «Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций» - X Психологические чтения БГПУ (Уфа, 2013), опубликованы статьи в научно-аналитическом журнале «Научная перспектива» (март, май 2013).

Разработанные рекомендации были предоставлены педагогу психологу МОБУ СОШ села Архангельское, и родителям, принимавшим участие в программе исследования.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа включает введение, первую главу, посвященную анализу теоретических аспектов по проблеме эффективности учебной деятельности младшего школьника, вторую главу, посвященную анализу теоретических аспектов детско-родительских отношений, третью главу, содержащую описание экспериментальной работы и интерпретацию результатов исследования, заключение, библиографию. Общий объем диссертации –ХХХ страниц. Список литературы содержит ХХХ наименований. Текст рукописи иллюстрирован ХХ таблицами, и ХХ графиками.

Фрагмент работы

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1. Организация и описание методов исследования

Целью исследования является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности обучения младшего школьника. В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:

1 этап: Изучить эффективность обучения младших школьников, с использованием следующих методик:

1. Методика "Отношение ребенка к обучению в школе"

2. Анкета уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой

3. Анализ учебной успеваемости ребенка (анализ классного журнала)

2 этап: Изучить детско-родительские отношения, с использованием следующих методик:

1. Тест родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин

2. Методика «анализ семейного взаимоотношения»

3. Детская проективная методика для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля;

3 этап: выявить взаимосвязь между детско-родительским отношением и эффективностью учебной деятельности младшего школьника с помощью методов математической статистики.

4 этап: сделать выводы.

Методика отношение ребенка к школе.

Цель использования методики в нашем исследовании: выявить отношение младших школьников к обучению в школе.

Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Наряду с другими психологическими факторами, отношение ребенка к учению может помочь выявить уровень эффективности обучения ребенка, его готовность к обучению в школе. При отсутствии интереса к обучению в школе, даже если познавательные и коммуникативные процессы соответствуют возрастному развитию, ребенок умеет взаимодействовать с педагогами, сверстниками в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. В таком случае, ребенка принимают в школу, но с условием, что в процессе первых месяцев обучения его негативное отношение к школе начнет, или полностью изменится в позитивную сторону. Здесь имеется в виду, присутствие у ребенка желания приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника, мы проводили на базе МОБУ СОШ №2 села Архангельское с учащимися 4х классов и их родителях. Всего в исследовании приняло участие 74 человека, 37 изкоторых сами ученики, и, соответственно 37 их родители, а именно матери. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе, с помощью методик:"Отношение ребенка к обучению в школе", анкеты уровня школьной мотивации Н. Лускановой, анализа учебной успеваемости ребенка (анализ классного журнала), мы изучили на сколько эффективным является обучение каждого из ученика. На втором этапе мы изучили детско-родительские отношения, с использованием следующих методик: тест родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина, методика «анализ семейного взаимоотношения», методика Рене-Жиля.

Третий, заключительный этап включал в себя выявление взаимосвязи между эффективностью учебной деятельности и такими показателями детско-родительских отношений, как:

- принятие-отвержение ребенка,

- кооперация,

- симбиоз,

- контроль,

- отношение к неудачам ребенка,

- гиперпротекция,

- гипопротекция,

- потворствование,

- игнорирование потребносте й ребенка,

- неустойчивость стиля воспитания,

- расширение сферы родительских чувств,

- отношение ребенка к семье.

Для этого мы использовали методы математической статистики, а именно коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Гипотеза «При конструктивных детско-родительских взаимоотношениях (таких как адекватные представления о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации), эффективность учебной деятельности (таких как успеваемость, отношение к обучению в школе, школьная мотивация) повышается», а взаимосвязь была выявлена не на всех уровнях, то мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично.

Так как используемые нами методики не имеют шкалу лжи, мы не можем с полной уверенностью говорить честности ответов обследуемых семей. Также, на наше исследование могла повлиять субъективность педагога в оценивании уровня знаний учащихся (анализ классного журнала).

Заключение

Учебная деятельность – неоднозначное понятие. Существуют три основные трактовки данного понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним учения, научения, обучения; как ведущий фактор деятельности в младшем школьном возрасте; как один из типов деятельности школьников.

В психологии концепция учебной деятельности является одним из подходов к процессу учения, дающим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Сложилась она на базе основного диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения.

Учебная деятельность это прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте , это деятельность по самоизменению.

Структура учебой деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов. До сих пор нет единого мнения относительно основных структурных элементов учебной деятельности в педагогической психологии. По нашему мнению, в структуру учебной деятельности входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.

У детей младшего школьного возраста формируется структура учебной деятельности. В данном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности (игровой, художественной, спортивной и др.).

Эффективность учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста как мы доказали в нашем исследовании, зависит от межличностных внутрисемейных отношений. Исследования литературы по данной проблеме показали, что определенная часть родителей не знает особенностей развития своего ребенка, и не понимают влияния внутрисемейных отношений на успеваемость ребенка. Родители иногда проявляют повышенную требовательность, а иногда не обращают внимания на ребенка, в результате чего и происходит снижение его успеваемости.

Проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника чрезвычайно актуальна, поскольку развитие личности протекает в русле общего процесса жизнедеятельности ребенка, в его потребности в общении. Потребности в контакте с себе подобным, в общении, что и является вечной и главной движущей силой формирования и развития личности, непременно проходит сквозь учебную деятельность школьника, закладывающуюся при поступлении в школу и в дальнейшем ее развитии.

Нами было выявлено, что существует достаточно большое количество аспектов во взаимоотношениях родителей и детей, оказывающих влияние на эффективность учебной деятельности ребенка: автономия – контроль отвержение – принятие требовательность, степень эмоциональной близости, привязанности, строгость, непоследовательность – последовательность.

В большинстве исследований заостряется больше внимания на семьях с неблагоприятным типом воспитания, чем семьях с нормальным типом воспитания, благополучно влияющих на развитие ребенка. Считается, что у ребенка из семьи с неблагополучным стилем семейного воспитания кроме проблем в становлении тех или иных психических функций, могут возникнуть отклонения в поведении такие как агрессивность, застенчивость, упрямство, капризы, тревожность и страхи. Мы же, в рамках нашей исследовательской работы не ставили задачу разделять семьи, учавствовавшие в исследовании на типы детско-родительских отношений, нам было важно выявить только наличие взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и эффективности учебной деятельности младшего школьника, что в ходе проделанной работы нам удалось.

Подводя итог нашей работы, можем сказать, что гипотеза « При конструктивных детско-родительских взаимоотношениях (таких как адекватные представления о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации), эффективность учебной деятельности (таких как успеваемость, отношение к обучению в школе, школьная мотивация) повышается», частично подтвердилась.

Список литературы

1. Акмеологический словарь / Под ред. Деркач А.А. – М.: РАГС, 2005.

2. Алешина Л. Как оценивать успехи школьников Здоровье детей. – 2005. - № 1. – С. 18-13.

3. Андреева И.С. Семья: Книга для чтения [Текст] / Андреева И.С. Гулыга А.В. - М.,1990. – 692 с.

4. Белкин А.С. Нравственность. Здоровье. Семья [Текст] / А.С. Белкин. - Екатеринбург., 2000. – 277 с.

5. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать?. – М., 1998.

6. Бене Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.

7. Бенин В.Л. Педагогическое зло [Текст] / В.Л. Бенин // Культура и образование / Под ред. В.Л.Бенин. – Вып. 4. - Уфа: БГПУ, 2002. – 10с

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.

9. Битянова М. Успеваемость и успешность// Школьная психология. – 2003. - № 40. – С. 4.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1991. – 480 с.

12. Гарбузов В.И. От младенца до подростка [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб, 1999. – 319 с.

13. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века [Текст] / Б.С.Гершунский. – М., 1998. – 697 с.

14. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.

15. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984. – 136с.

16. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с.

17. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40с.

18. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1996. - №4. – С. 17 – 29

19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М., 1997. – 528 с.

20. Загвязинский В. И. «Личностно-социальный подход в воспитании» // журнал «Педагогика»-№ 3, 2006г.

21. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской [Текст] / Л.Захарова. – М., 2009. – 219 с.

22. Зборовский Г.Е. Образование: от ХХ к ХХI веку [Текст] / Г.Е. Зборовский – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. пед. ун-та, 2000. - 301 с

23. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студентов вузов [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н.Ганичева. – М.: Академия, 2000. – 160с.

24. Земская М.Р. «Семья и личность», М.: изд. «Прогресс»,2006 г.

25. Ковалёв С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М., 1988. – 208 с.

26. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье [Текст] / Л.Е. Ковалева. – М., 1999. – 351 с.

27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.

28. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

29. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. – С. 32.

30. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] /Т.А. Куликова. - М., 1999. – 232 с.

31. Лопатин А. Р. Встречные усилия, успех – неуспех в образовательном процессе// Педагогика. – 2003. - № 8. – С. 41-48.

32. Лопатин А. Р. Создание ситуации успеха – основа гуманизации образовательного процесса// Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 143

33. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети [Текст] / Л.И. Маленкова. - М., 1999. – 245 с.

34. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – 150с.

35. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – 240с.

36. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.

37. Мир детства: дошкольник [Текст] / Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. ред. А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1987. – 256с.

38. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. – М.-В., 1999. – 224с.

39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 360 с.

40. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы [Текст] / Р.Ф. Овчарова. - М., 1996. – 247 с.

41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник., 1997. – 944 с.

42. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 288с.

43. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. – 380с.

44. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г.

45. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981. – С. 95.

46. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989. – 380с.

47. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. 672с.

48. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Давыдова В.В. - М., 1983. – 375 с.

49. Психологические тесты [Текст] , в Т.2 / Под ред. А.А Карелина.– М.: ВЛАДОС, 1999. – 248с.

50. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584с.

51. Райгорский В.С. Психология семейных отношений [Текст] / В.С. Райгорский. – Самара, 2002. – 672 с.

52. Рапацевич Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г.

53. Роджерс К.И. Сбор. Сочинения // Хрестоматия по истории образования и педагогической мысли / Под ред. Б.П. Джуринского [Текст] – М., 1998.

54. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 283с.

55. Сластёнин В.А. «Педагогика», М.: изд. «Школьная пресса», 2002г.

56. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

57. Справочник социального педагога [Текст] / Под ред Т.А. Шишковец.– М.: ВАКО,2005. – 208 с.

58. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей [Текст] / С.С. Степанов. - М., 1996. – 154 с.

59. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика» - М., 2005г.

60. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1996. – 480с.

61. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М., 1997. – 160 с.

62. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с

63. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.

64. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Н.В. Александрова. - СПб., 2000. – 512 с.

65. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96с.

66. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст] / Ф.Энгельс // К.Маркс, Ф. Энгельс; Избранные произведения: в 3-х т. Т.3. - М., 1986. – 639 с.

67. Зимняя И. А. З-62 Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.

68. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

69. Габай

70. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946—1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.

71. h**t://slovari.yandex.r*

72. h**t://ru.wikipedia.org/

73. h**t://shkola3000.r*/NEW_Shkola-detskoy-radosti.html

74. Амонашвили Ш.А. Школа жизни Издательский дом Шалвы Амонашвили; ISBN: 5—89147—020—9; 1998.- 76 с.

75. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.: Лениздат, 1981.-319 с.

76. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990

77. Смирнова Е. В., Мещерякова С. Ю., Ермолова Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей. — М.: МГППУ, 2004. — 72 с.

78. Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М: Знание. 1994-192с.

79. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990

80. Титова Т. Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников Начальная школа. – 2007. - № 10. – С. 11-12.

81. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992 с., ил.

82. Житникова Л. «Учите детей запоминать.» М.: Просвещение, 1985

83. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье.- М., 1999, 295 с.

84. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2012. - 428 с. Марчукова О.Ю. «проблема эффективности учебной деятельности»

85. Психология современной семьи // Андреева Т.В. / Речь год: 2005, С.: 436

86. Г.: 1999, Поливаева Н.П., Красова Е.Ю.// Психология семьи и брака// ВГПУ, с.: 108.

87. Берко Дмитрий Васильевич «Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек» / Педагогическая психология/ АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /Ставрополь 2000г.

88. Куфтяк Е. В. Психология семейного совладания : монография [Текст] / Е. В. Куфтяк. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 320 с. (13,5 п.л.)

89. Сапоровская М.В. Исследование межпоколенных связей в семейном контексте [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: h**t://psystudy.r*

90. Марковская И. М. //Тренинг взаимодействия родителей с детьми //. — СПб.: Речь, 2005. — 150с, илл.

91. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

92. Волков Б.С. Психология младших школьников./ Б.С. Волков - М, 2002-396 с.

93. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М, 2006-274 с.

94. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. / Е. Ковалева., Е. Синицина - М.: Лист-Нью, - 2000. - 336 с.

95. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников./ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение. - 2001-367 с.

96. Волков Б.С. Психология младших школьников./ Б.С. Волков - М, 2002-396 с.

97. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний./ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М, 2004-384 с.

98. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. - Волгоград, 1992. С. 62-73.

99. М. В. Матюхина, Т. Ф. Иванова «Мотивация достижения и настойчивость младших школьников» // h**t://psychology.net.r*

100. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60.

101. Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.

102. Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2000 год

103. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 95
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика