Дипломная работа

«Предприятия (организации) малого и среднего предпринимательства в России»

  • 78 страниц
Содержание

Введение…3

1.Теоретические аспекты развития и функционирования малого и среднего бизнеса в РФ….6

1.1. Понятие малого и среднего бизнеса, критерии выделения….6

1.2.Роль предприятий малого и среднего бизнеса в современной экономике…11

1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование малого и среднего бизнеса в РФ…20

1.4. Основные проблемы создания и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в РФ…26

2.Состояние малого и среднего бизнеса в г. Москве области на современном этапе…40

2.1.Общая характеристика развития малого и среднего бизнеса в г. Москве….40

2.2.Анализ нормативно-правовой базы поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москве…48

2.3. Система поддержки малого и среднего бизнеса в г. Москве….53

2.4. Проблемы функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москве и пути их решения….66

Заключение….70

Список источников и литературы….73

Приложения…78

Введение

В условиях перехода от индустриальных к постиндустриальным экономическим отношениям наметилась тенденция сокращения величины организаций. Для индустриальной эпохи были характерны предприятия численностью от 500 человек и выше. Формировались крупные производственные объединения, где работали тысячи, десятки тысяч человек. В настоящее время увеличивается удельный вес предприятий сферы услуг и торговли, консалтинговых организаций. Вертикально организованные структуры реструктуризируются в горизонтальные, зон тиковые, виртуальные и др. структуры. В связи, с чем доля предприятий малого и среднего бизнеса с количеством работающего персонала не более 250 человек неуклонно возрастает.

Это повышает значение малого и среднего бизнеса в экономике. Если раньше экономика отличалась монополизацией и концентрацией производственных, финансовых, человеческих и др. ресурсов, то сейчас доля малого и среднего бизнеса (МБ и СБ) в ВВП постоянно увеличивается.

В современных условиях наметились следующие тенденции:

 рост удельного веса сферы услуг в национальной экономике;

 автоматизация многих производственных и управленческих процессов;

 сокращение длительности жизненного цикла товаров (услуг);

 внедрение информационных технологий во всех сферах деятельности;

 рост удельного вес малого бизнеса в экономике.

Производственные предприятия уменьшаются в связи с внедрением компьютерно-интегрированных технологий. При этом производительность труда одного сотрудника повышается, что позволяет предприятиям МБ и СБ производить объем продукции, который раньше производили крупные предприятия.

Сокращение длительности жизненного цикла товаров требует большей гибкости в технологиях, а часто даже «ремесленных» технологий, в связи, с чем и этот фактор обуславливает рост предприятий МБ, прежде всего. Наряду с предприятиями МБ появляется все большое количество микропредприятий с численностью работников до 15 человек. Растет количество индивидуальных предпринимателей, а также самозанятых, которые не имеют наемных работников, все активнее активно развивается free-lance и удаленная работа.

В развитых странах, удельный вес предприятий малого бизнеса в ВВП составляет до 40%. В России этот показатель пока не превышает значение в 10-15%. Между тем высокий удельный вес малых предприятий повышает уровень конкуренции, снижает степень монополизации, уровень цен на услуги и товары.

Предприятия МБ и СБ при создании и в процессе деятельности сталкиваются с различными проблемами своего функционирования, которые связанны с такими сферами, как кредитование, недостаточность основных средств, недостаточность квалифицированного персонала для выполнения отдельных аналитико-управленческих функций. Поэтому развитие предприятий МБ и СБ во многом зависит от поддержки государства. Если крупный бизнес и транснациональные компании своей деятельностью часто активно воздействуют на факторы внешней среды, то предприятия МБ и СБ не могут самостоятельно воздействовать на эти факторы. Поэтому государство должно защищать предприятия МБ и СБ бизнеса посредством законодательства, а также экономически стимулировать их становление, развитие, успешное функционирование. Важна не только политика поддержки МБ и СБ на уровне государства, но и на уровне регионов, причем именинно региональная поддержка обеспечивает успешное развитие и функционирование предприятий МБ и СБ. Поэтому анализ роли, проблем развития и функционирования предприятий МБ и СБ на уровне региона является актуальной задачей выпускной квалификационной работы.

Объект выпускной квалификационной работы - предприятия малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

Предмет исследования- процессы создания, функционирования и развития предприятий МБ и СБ на уровне региона.

Цель выпускной квалификационной работы -анализ роли, проблем, специфики развития и управления предприятий МБ и СБ на уровне региона и разработка мероприятий по совершенствованию системы их поддержки в регионе.

Задачи:

 рассмотреть понятие малого и среднего бизнеса, критерии выделения;

 проанализировать роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике;

 изучить нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование предприятий малого и среднего бизнеса в РФ;

 рассмотреть основные проблемы создания и функционирования предприятий малого бизнеса в РФ;

 проанализировать развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве;

 изучить нормативно-правовую базу поддержки малого и среднего бизнеса в РФ;

 выделить проблемы малого и среднего бизнеса в регионерассмотреть систему мер поддержки предприятий МБ и СБ в г. Москве;

 проанализировать функционирование предприятия МБ ООО «Креатив Медиа Систем»;

 выделить проблемы функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москве и определить пути их решения.

Методологическая база основывается на работах ведущих российских и зарубежных авторов, посвященных развитию малого и среднего бизнеса. Уже с 1960-ых гг. ведущие экономисту признали дуализм структуры экономики, состоящий из крупных компаний (центр) и периферии (малый бизнес). Важный вклад в разработку проблемы малого и среднего бизнеса внесли такие экономисты как В. Афанасьев, А. Блинов, А. Виленский, Г. Ершова, В. Рубе, Ф. Шамхалов, и др. Но, стоит отметить, что данная проблематика еще нуждается в дополнительном исследовании и освещении в отдельных аспектах.

В ходе исследования планируется применить общенаучные методы исследования: системный, аналитический, структурно-функциональный, правовой анализ.

Эмпирическая база выпускной квалификационной работы статистический материал по развитию МБ и СБ в г. Москве.

Фрагмент работы

Дефицит денежных средств не только для развития, но и для оперативной деятельности одна из самых серьезных проблем малого бизнеса. Анализ и оценка динамики задолженности предприятий малого бизнеса (рисунок 2) позволяют сделать неутешительный вывод, что значительное количество предприятий малого бизнеса находятся в долговой яме [2]. Для решения проблем финансирования малого бизнеса необходима разработка комплексной политики его кредитования и микро-финансирования, как на уровне федерации, так и на уровне регионов. Также, существенную роль в решении проблемы финансирования создания и развития малого бизнеса, на мой взгляд, может сыграть создание открытой национальной базы данных для предпринимателей. Такая база будет содержать информацию о возможности получения кредитов предпринимателями малого бизнеса, о проведении конкурсов и тендеров на приобретение и получение в аренду производственных площадей, земельных участков и оборудования

Заключение

Основной критерий для отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства, является численность работников. Средняя численность работников: от 100 до 250 сотрудников для предприятий СБ; до 100 сотрудников для предприятий МБ; не более 15 человек для микропредприятий. К субъектам малого предпринимательства относят и индивидуальных предпринимателей, но без ограничения по выручке и численности сотрудников.

Малое предпринимательство во всех странах мира играет важную роль в экономике. Малый бизнес в развитых странах дает 2/3 прироста новых рабочих мест. Основная задача государства в поддержке малого бизнеса – это формирование благоприятных правовых и экономических (включая и налоговых) режимов функционирования. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на предприятия среднего и малого бизнеса, т.е., не крупные предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. В России меньше всего предприятий малого и среднего бизнеса. Наибольшее их количество в США и Японии, причем там большое количество малых предприятий задействованы в инновационной экономике. По количеству работающих в малом и среднем РФ также на последнем месте.

В современной экономике большое значение малый и средний бизнес имеет в инновационной деятельности. Инновации – главный способ повышения конкурентоспособности. В развитых странах не конкурирует с крупным бизнесом. Наоборот, идет процесс кооперации малого, среднего и крупного бизнеса. Особенно, данный процесс успешно реализуется в сфере инноваций.

Москва характеризуется повышенным вниманием государственных структур к поддержке малого и среднего бизнеса, что обусловлено важной ролью МБ в экономике столицы. Малый и средний бизнес в городе активно развивается, хотя в условиях финансово-экономической рецессии наметился спад развития малого и среднего бизнеса. В целом, в регионе наблюдался рост МБ и СБ, но, в последние годы он снизился из-за финансово-экономической рецессии в стране, характеризующейся инфляцией, проблемами в кредитных организациях и др. В этих условиях создание и функционирование предприятий МБ и СБ во-многом зависит от государственной поддержки предприятий МБ и СБ. Приняты «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства». В них определены объемы предоставления субсидий малому и среднему бизнесу в условиях финансово-экономической рецессии; разработан ряд мероприятий по субсидированию обновления и модернизации основных средств на предприятиях МБ и СБ.

В целом, наиболее эффективная система поддержки малого бизнеса из всех регионов создана в Москве. Она структурирована, как по вертикали. В Москве действует гибкая дифференцированная система налогового стимулирования малого бизнеса. Для финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, которая является самой значимой, создан специальный фонд, который координирует кредитование малого бизнеса. На территории Москвы реализуется всё большее количество программ поддержки инновационного предпринимательства. Малый бизнес – это важная часть инновационного процесса, итак как он является связующим звеном между фундаментальной наукой и производством.

Определенны следующие проблемы функционирования малого и среднего бизнеса в г. Москве: коррупция и административные барьеры; отсутствие четкого структурированного механизма согласованных действий всех организаций инновационного поля; недостаточность информационного обеспечения государственных структур данными о ситуации в секторе экономики малого и среднего бизнеса; отсутствие ориентации профессиональной подготовки трудовых ресурсов в городе на работу в малом и среднем бизнесе; отсутствие разделения мер по стимулированию на меры для малого и среднего бизнеса.

Предложены основные направления решения отмеченных проблем: создание комиссии при правительстве Москвы для контроля коррупции в структурах, работающих с малым и средним бизнесом; разработка единого механизма согласованных действий всех организаций инновационного поля; дифференциация мер поддержки среднего и малого бизнеса; создание института подготовки специалистов, который ориентируется на профессиональную подготовку и переподготовку специалистов для работы в малом и среднем бизнесе, прежде всего, инновационной сферы.

Реализация этих мероприятий требует разработки организационно-экономического механизма, который должен включать организационные меры, экономическое, правовое и информационное обеспечения выделенного комплекса мероприятий.

Список литературы

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014)//СЗ РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 186-ФЗ (ред. от 31.07.2015) //СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.-3821; 2003. № 52. Ст. – 5038.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998. № 95-ФЗ 9ред. от 15.07.2015)//СЗ РФ. 1998. № 3. Ст.-3824; 2004. № 31. Ст. – 3231; СЗ РФ. 2007. № 22. – Ст. 2564.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08. 2000. № 377-ФЗ (ред 13.07.2015)//СЗ РФ. №11. Ст. – 3122; 2004. № 31. Ст. – 3231; СЗ РФ. 2007. № 22. – Ст. 2564.

5. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24. 07. 2007. № 209- ФЗ (ред. 26.06. 2015)//СЗ РФ. № 12. Ст. – 2734

6. Постановление Правительства РФ от 03 февраля 1994 года № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (в ред. 21.06.2013)

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»

8. Закон г. Москвы № 29 от 16.10.1996 г. (в ред. от 25.04.2001 г.) «О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности»

9. Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве

10. Положение N674-ПП от 28 июля 2009 г «О Департаменте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в г. Москве»

11. Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП «О создании Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы

12. Постановление правительства Москвы № 35-ПП от 17.02.2006 «О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы»

13. Постановление Правительства Москвы № 784-ПП от 7 сентября 2010 г. «О реестре инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы»

14. Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в. 2015 г//Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции. Г. Москва. 2015

15. Абрамова Е.А. Кризисная самозанятость в России: классификация, структура и уровни развития//Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2012. № 4 - С. 6-15

16. Бородина В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир. 2010

17. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011.

18. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса/Вопросы экономики № 6. 2011 – С. 151

19. Вылкова Е.С. Романовский М.В. Налоговое планирование. – СПб.: Питер. 2012.

20. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы на современном этапе//Экономика.2010.

21. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

22. Девятаева Н. В. Малое предпринимательство: проблемы развития и выбор налогового режима [Текст] / Н. В. Девятаева, И. Г. Ельмеева // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 288-292.

23. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. – СПб.: Питер. 2011

24. Захарян А.В., Головко Т.А. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления/Решение проблем развития малых предприятий: научные исследования//Материалы II международной научно-практической конференции. 20 ноября. 2012 г.

25. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах: справочное издание – М.: Русаки. 2010 (дополнено в 2015 г.)

26. Кетько, Н. В. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России / // Российское предпринимательство. — 2011. — № 9. — С. 23–28.

27. Коничев Н.П. Жизненный цикл малого предприятия. – Новосибирск.: НГУ. 2011.

28. Кредитование малого бизнесаh**t://biznec-info.r*/kreditovanie-malogo-biznesa.php

29. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010

30. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса//Экономические науки. 2014. № 12 – С. 127-129

31. Мазурина Л.А. Страхование ответственности налоговых консультантов при принятии управленческого решения//Страхование. 2013. № 4. С. 88-92

32. Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2. 2010

33. Малюков С.Е. Субъекты малого предпринимательства и правовые средства воздействия налогов на их деятельность/дисс. на соиск. уч. степени юр. наук – М.: 2011

34. Нагих В.Н., Монин А.А., Карпухин А.И. Ситуационно-факторное моделирование социально-экономического состояния и тенденций развития совокупности малых предприятий региона/Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 8

35. Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников/Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»//https://w*w.consultant.r*/document/cons_doc

36. Письмо Минфина России от 22 августа 2014 года № 03-11-11/42180.

37. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций»

38. Росстат: Россия и страны – члены Европейского Союза, 2013 г.

39. Статистическое наблюдение малого бизнеса — Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: h**t://w*w.gks.r*/

40. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2014». Росстат. - M., 2014.

41. Счастливая Н.В. Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитых стран/Вестник Оренбургского университета. 2011. № 2. – С.37

42. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики в г. Москве. h**t://moscow.gks.r*/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru

43. Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.223-227

44. Улыбова Л.В. Содержание налогового консалтинга и перспективы его развития в РФ//Вестник Российского ун-та кооперации. Серия: экономика. 2014. № 4 – С. 26-27

45. Фадеева Е. А. Анализ современного состояния малых предприятий в России // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 620-622

46. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства//Министерство экономики и развития. h**t://smb.gov.r*/

47. Федеральная служба государственной статистики, Предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства/ /Федеральная служба государственной статистики. М., 2014. — 15 с.

48. Филатова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал на предприятия малого бизнеса/ дисс. на соиск. уч. степени юр. наук – М.: 2010

49. Ханафеев Ф.Ф, Ханафеев А.Ф. Налоговые риски в малом бизнесе: методические аспекты//Финансы и кредит. 2013 -№ 3 – С. 56

50. Хвостиков, А. Г. Малый бизнес в России: перспективы и надежды // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2. — С. 97–100.

51. Что ждет малый бизнес в России. h**t://biznec-info.r*/chto-gdet-maliy-biznec-v-rossii.php

52. Eurostat. Innovationstatisticsh**t://epp.eurostat.ec.europa.eu

Покупка готовой работы
Тема: «Предприятия (организации) малого и среднего предпринимательства в России»
Раздел: Программное обеспечение
Тип: Дипломная работа
Страниц: 78
Цена: 890 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика