Дипломная работа

«Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности медицинских работников»

  • 79 страниц
Содержание

Введение….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАНТОВ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1.1 . Психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников….6

1.2. Понятие успешности профессиональной деятельности, а также ее детерминантов в трудах отечественных и зарубежных психологов….….….16

Выводы по первой главе….….32

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТОВ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

2.1 Организация, методы и методики исследования …33

2.2 Анализ, интерпретация и обобщение результатов исследования… 35

Выводы по второй главе….….45

Заключение….46

Список литературы…48

Приложение

Введение

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для любого человека важна профессиональная реализация в какой бы то не было сфере. Самореализация в профессии неизбежно связана с психологическими характеристиками личности, в свою очередь определяющими успешность или не успешность человека в профессиональной деятельности. При этом успешный человек, как правило, добивается максимальных результатов своей деятельности.

Исследованиям профессионально важных качеств личности влияющих на успешность и эффективность профессиональной деятельности посвящено достаточно много работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Е.А. Климов (1996), Б.М. Теплов (1985), Н.В. Самоукина (2004). Непосредственно личность медицинских работников давно исследуется как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Т.Л. Бухарина (1981), А.С. Ткаченко (1978).

Изучение личности медицинских работников по-прежнему остается востребованной и актуальной темой, поскольку раскрытие ключевых параметров личностных качеств, позволят по новому оценить уже работающих специалистов, и выстроить оптимальный путь развитья в зависимости от личных особенностей. Изучение особенностей профессиональной деятельности медицинских работников обладает исключительной значимостью, поскольку направлена на сохранение, поддержку, развитие здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом. В своей работе мы затрагиваем изучение профессионально - личностных качеств медицинских сестер и психологических детерминант успешности профессиональной деятельности данной категории работников.

Цель исследования: изучение психологических детерминантов успешности профессиональной деятельности медицинских работников.

Объект исследования: психологические детерминанты успешности.

Предмет исследования: эмпатия, коммуникативная толерантность, мотивация к успеху как психологические детерминанты успешности медицинских работников.

Задачи исследования:

1. Изучить психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников.

2. Проанализировать различные теоретические подходы к разработке понятия успешности профессиональной деятельности.

3. Выявить психофизиологические детерминанты успешности профессиональной деятельности медицинских работников.

Этапы исследования.

1. Изучение научных источников по проблеме психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников

2. Составление анкеты для изучения успешности медицинских работников.

3. Определение групп успешных и неуспешных медицинских работников.

4. Анализ личностных качеств успешных и неуспешных медицинских работников.

Гипотеза исследования: предполагается, что успешные медицинские работники имеют более высокий уровень эмпатии, толерантности в общении и мотивации к успеху, чем не успешные.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

I. Теоретические методы: сравнительный анализ научно-психологической литературы по проблеме исследования.

II. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование

1. Авторская анкета «Изучение успешности профессиональной деятельности медицинских работников»

2. «Диагностика уровня эмпатии» (Бойко В.В.)

3. Опросник коммуникативной толерантности (Бойко В.В.)

4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Элерса Т.)

III. Методы математической обработки данных: критерий U-Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе РКБ им.Г.Г.Куватова, в исследовании приняли участие 54 медицинских сестер в возрасте от 26 до 34 лет.

Практическая значимость исследования: определяется возможностью использования данного материала руководителями, психологической службой и отделом кадров медицинских учреждений в целях прогнозирования успешности медицинского персонала или построении психо-терапевтической работы. Разработанная анкета «Изучение успешности профессиональной деятельности медицинских работников» также может быть использованная руководством мотиторинга профилактики профессионального выгорания.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из …. источников научного, научно-методического, периодического характера, приложений. Общий объем работы составляет …. страница (без приложения).

Фрагмент работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для любого человека важна профессиональная реализация в какой бы то не было сфере. Самореализация в профессии неизбежно связана с психологическими характеристиками личности, в свою очередь определяющими успешность или не успешность человека в профессиональной деятельности. При этом успешный человек, как правило, добивается максимальных результатов своей деятельности.

Исследованиям профессионально важных качеств личности влияющих на успешность и эффективность профессиональной деятельности посвящено достаточно много работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Е.А. Климов (1996), Б.М. Теплов (1985), Н.В. Самоукина (2004). Непосредственно личность медицинских работников давно исследуется как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Т.Л. Бухарина (1981), А.С. Ткаченко (1978).

Изучение личности медицинских работников по-прежнему остается востребованной и актуальной темой, поскольку раскрытие ключевых параметров личностных качеств, позволят по новому оценить уже работающих специалистов, и выстроить оптимальный путь развитья в зависимости от личных особенностей. Изучение особенностей профессиональной деятельности медицинских работников обладает исключительной значимостью, поскольку направлена на сохранение, поддержку, развитие здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом. В своей работе мы затрагиваем изучение профессионально - личностных качеств медицинских сестер и психологических детерминант успешности профессиональной деятельности данной категории работников.

Цель исследования: изучение психологических детерминантов успешности профессиональной деятельности медицинских работников.

Объект исследования: психологические детерминанты успешности.

Предмет исследования: эмпатия, коммуникативная толерантность, мотивация к успеху как психологические детерминанты успешности медицинских работников.

Задачи исследования:

1. Изучить психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников.

2. Проанализировать различные теоретические подходы к разработке понятия успешности профессиональной деятельности.

3. Выявить психофизиологические детерминанты успешности профессиональной деятельности медицинских работников.

Гипотеза исследования: предполагается, что успешные медицинские работники имеют более высокий уровень эмпатии, толерантности в общении и мотивации к успеху, чем не успешные.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

I. Теоретические методы: сравнительный анализ научно-психологической литературы по проблеме исследования.

II. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование

1. Авторская анкета «Изучение успешности профессиональной деятельности медицинских работников».

2. «Диагностика уровня эмпатии» (Бойко В.В.)

3. Опросник коммуникативной толерантности (Бойко В.В.)

4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Элерса Т.)

III. Методы математической обработки данных: критерий U-Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе РКБ им.Г.Г.Куватова, в исследовании приняли участие 54 медицинских сестер в возрасте от 26 до 34 лет.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе представлен теоретический анализ проблемы успешности профессиональной деятельности медицинских работников, рассмотрены психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, проанализировано понятие успешности профессиональной деятельности, а также ее детерминантов в трудах отечественных и зарубежных психологов.

К профессионально-личностным качествам медицинского работника существуют жесткие требования, они определены в первую очередь должностными инструкциями и предполагают обязательное медицинское образование. Одним из главных требований к медицинской сестре является обучение и практика от года до четырех и более лет. Профессия медицинская сестра относится к типу социальных профессий ориентированных на общение и взаимодействие с людьми. Личностные особенности медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности. Профессии требуют от работника понимания состояния людей, проявления выдержки, спокойствия и доброжелательности, речевых способностей. Медицинской сестре требуются такие проявления коммуникации как: отслеживание эмоций пациента, доброжелательность, приветливость, тактичность, чуткость. Эти способности максимально проявляются в общении с пациентом. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивы. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми.

Успех в профессиональной деятельности может быть вызван различными причинами: эмпатией, коммуникативной толерантностью и мотивацией к успеху медицинского работника, так как именно они является наиболее значимыми для нашего исследования.

Во второй главе – «Исследование детерминантов успешности профессиональной деятельности медицинских работников» – описаны организация, задачи, диагностические методики, охарактеризована выборка.

Анализ результатов исследования успешности профессиональной деятельности показал следующее.

На первом этапе нашего исследования мы разделили всех респондентов на успешных и не успешных в профессиональной деятельности медицинских сестер с помощью авторской анкеты «Изучение успешности профессиональной деятельности медицинских работников». При этом учитывались такие параметры как организация рабочего места, выполнение назначений, ведение документации, отношение к пациентам и др.

В результате доля успешных медицинских сестер и не успешных в профессиональной деятельности практически равна. Но, все таки, успешных медицинских сестер на 4% больше из состава всей выборки. При распределении респондентов в ту или иную группу кроме анкетных данных учитывались повышения квалификации.

На втором этапе мы протестировали испытуемых обеих групп по методике «Диагностика уровня эмпатии» (Бойко В.В.). В обеих группах отсутствуют испытуемые с очень высоким уровнем эмпатии. Это говорит о том, что чувствительных к нуждам и проблемам других людей, относящихся с интересов к людям в обеих группах нет.

Большинство респондентов в группах успешных и неуспешных в профессиональной деятельности медицинских работников имеют заниженный уровень эмпатии (71% и 80%, соответственно). Таким людям не чужды эмоциональные проявления.

Средний уровень эмпатии в группе успешных в профессиональной деятельности медицинских работниках больше, чем среди не успешных. Эти люди испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих кажутся им непонятными и лишенными смысла. Вероятно, у них мало друзей. Бывает чувствуют свою отчужденность

Очень низкий уровень встречается у не успешных чаще, чем у успешных работников. Эмпатийные тенденции личности таких людей не развиты. Затрудняются первыми начать разговор. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими. В деятельности центрированы на себе.

В результате математической обработки с помощью критерия Манна-Уитни выяснено, что различий в двух выборках по уровню эмпатии отсутствуют.

Следующим этапом нашего исследования стал анализ результатов по «Опроснику коммуникативной толерантности» (Бойко В.В.). Высокий уровень коммуникативной толерантности более свойственен медицинским работникам успешным в профессиональной деятельности (57%), чем не успешным (31%).

Также, большинство респендентов имеют средний уровень в выборке успешных, в то время как в группе не успешных в деятельности всего 4%. Что касается низкого уровня, то он свойственен не успешным в профессиональной деятельности (65%), в то время как испытуемых в выборке успешных с таковым уровнем толерантности нет.

В результате математической обработки с помощью критерия Манна-Уитни выявлены значимые различия в двух выборках по признаку коммуникативной толерантности.

Последним этапом проверки нашей основной гипотезы стал анализ результатов исследования по «Методике диагностики личности на мотивацию к успеху». У респондентов с слишком высоким уровнем (32%) и умеренно высоким (10%) уровнем мотивации к успеху в выборке успешных в профессиональной деятельности больше, чем испытуемых не успешных в профессиональной деятельности (4% и 8%, соответственно). Приблизительно одинаковые данные были получены относительно среднего уровня мотивации в обеих группах (50% и 45%, соответственно). Низкий уровень мотивации более характерен для испытуемых входящих в группу не успешных в профессиональной деятельности (43%), в то время как в группе успешных это 8%.

В результате математической обработки с помощью критерия Манна-Уитни выявлены значимые различия в двух выборках по уровню мотивации к успеху.

Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза о том, что успешные

медицинские работники более эмпатичны, толерантны в общении и имеют более высокий уровень мотивации к успеху, чем не успешные нашла свое подтверждение частично. В частности, мы увидели различия в двух выборках по уровню коммуникативной толерантности и уровню мотивации к успеху. Но гипотеза не нашла подтверждения в том, что работники успешные более эмпатичны. Эмпатия характерна обеим группам в равной степени.

Настоящее исследование не исчерпывает все стороны проблемы успешности медицинских работников. Значимость исследования определяется возможностью использования данного материала руководителями, психологической службой и отделом кадров медицинских учреждений в целях прогнозирования успешности медицинского персонала или построении психо-терапевтической работы. Разработанная анкета «Изучение успешности профессиональной деятельности медицинских работников» также может быть использованная руководством мотиторинга профилактики профессионального выгорания.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАНТОВ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1.1 Психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников

Составляющими любой профессиональной деятельности, особенности в системе «человек-человек», являются профессиональные качества личности. Формирование профессионально ванных качеств происходит в процессе становления и роста человека в профессии.

Профессионально значимы качествами – это индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения [24]. К их числу также относят способности, однако они, не исчерпывают всего объема значимых качеств. Иногда профессионально значимые свойств человека называет их индивидуально-психологические свойства и отношения личности. Индивидуально-психологические свойства – это сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Отношения личности составляют отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д. Необходимо отметить, что накладывают отпечатки на профессиональную деятельность в любой сфере и особенности нервно-психических процессов, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы.

В профессиях разного типа важны как специализированные, так и профессионально важные качества. Профессионально значимые качества мы - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на успешность деятельности. Для каждой профессиональной деятельности свой перечень данных качеств. Нас интересует подробное рассмотрение профессионально важных качеств медицинской сестры. Принято выделять личностные особенности, особенности познавательной сферы и профессиональные требования к работнику [24]. В рамках нашей работы мы исследуем личностные особенности медицинской сестры.

Развитие профессионально значимых качеств с одной стороны являются - показателями профессиональной успешности, а с другой обусловлены индивидуально-типологическими особенностями субъекта.

Индивидуально-типологические свойства мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным характеристикам. При этом одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления.

На процесс и результаты трудовой деятельности медицинской сестры непосредственно оказывают влияние личностные особенности.

Профессия медицинская сестра относится к типу «человек-человек» [38]. В любом из направлений сферы «человек - человек» человек кроме профессиональных знаний и умений, должен обладать знаниями и умениями по работе с людьми. Это говорит о том, что успешное выполнение профессиональных обязанностей будет более успешным и результативным, если будет услышан и понят другой человек, будут учтены его особенности и пожелания, будет установлен контакт. Для успешного труда в профессиях этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, разбираться в их особенностях, понимать людей, овладеть знаниями в соответствующей области.

Дж. Холландом была предложена классификация типов личности. Классификация исходит из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям [по: 38]. Медицинские специальности отнесены ученым «Социальному типу». Такие профессионалы должны быть ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Спецциалисты в данной области должны обладать коммуникативными способностями, стремиться решать проблемы или способствовать их решению, чувствовать других людей, понимать их, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию, состраданию и эмпатии. Также их свойственны любовь поучать и воспитывать окружающих.

Модель профессионально значимых черт медицинского персонала предложил Х. Хекхаузен. Данная модель включает в себя аспекты [51]:

1) готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннему состоянию другого человека;

2) способность учитывать последствия своих действий для окружающих;

3) развитые морально-этические нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка;

4) тенденция приписывать ответственность за совершение или не совершение альтруистического действия себе, а не другим людям и внешним обстоятельствам.

Все личностные особенности медицинской сестры выражают непосредственное действие на процесс и результаты трудовой деятельности. Работник данной профессиональной деятельности должен понимать состояния людей, проявления выдержку, спокойствия и доброжелательности в любой ситуации, а также иметь речевые способности.

Среди этапов трудовой профессиональной деятельности медицинской сестры выделяют: обследование, сестринский диагноз, определение программы действий, реализация этой программы, оценка.

Говоря о профессионально значимых качествах личности медицинской сестры и этапах профессиональной деятельности, отметим, что каждый из этапов имеет наличие определенных профессионально значимых качеств. Они обеспечивают качественное выполнение всех операций и действий каждого этапа.

На 1-м этапе (обследование) необходимы следующие профессионально значимые качества: коммуникабельность, доброжелательность, приветливость, вежливость, терпеливость, внимательность, профессиональная эрудиция, опрятность, наблюдательность. То есть качества более характерные для коммуникативной сферы.

Для 2-го этапа (сестринский диагноз) важны профессиональная наблюдательность, творческий склад ума, стремление проникнуть в суть явлений, логичность, эрудиция, хорошая память. Можно сказать о каечтсвах, которые имеют мести в когнитивной сфере личности.

3-й (определение программы действий) и 4-й (реализация программы действий) этапы предполагают наличие следующих профессионально значимых качеств: аккуратность, трудолюбие, милосердие, творческое мышление, порядочность, профессиональная компетентность, организаторские способности, самоотверженность, оптимизм, внимательность, наблюдательность, способность планирования ухода за пациентом с логическим осмыслением [17].

Для пятого этапа характерно умение мыслить аналитически при сравнении достигнутых результатов с ожидаемыми результатами.

С помощью социально-психологического тренинга по формированию и развитию специфических профессионально значимых качеств у медицинских сестер возможно достичь оптимальной трудовой мотивации и высокой эффективности труда.

После анализа литературы по исследованию профессионально-важных качеств медицинской сестры можно выделить следующие группы необходимых свойств личности:

1. Морально-нравственные качества: эмпатия, трудолюбие, ответственность, терпение, сострадательность, альтруизм, доброжелательность, решительность, внимательность, отзывчивость, коммуникабельность.

2. Умственные качества и профессиональные способности: последовательность, профессиональная эрудированность, логичность, аналитический склад ума.

3. Эстетические качества: опрятность, аккуратность, небрезгливость.

Таковы в сумме профессионально важные качества медицинских сестер. Необходимо отметить, что данные профессионально значимые качества зависят от специфики профессиональной деятельности и обеспечивают эффективность трудовой деятельности.

Рассмотрим, более подобно, данные качества личности медицинской сестры.

Причиной профессиональной непригодности могут стать такие качества как робость, застенчивость, неуверенность в себе. Как можно раньше необходимо преодолевать такие качества личности [11]. Хотя надо сказать, они являются помехой в любой профессиональной деятельности.

Говоря о коммуникативных качествах медицинской сестры, скажем, что просто общительность должна сопровождаться ориентацией на оказание помощи. У медицинского работника должны значительно превосходить бытовой уровень - умение слушать, безоценочно воспринимать, эмоционально поддерживать.

Для поддержки квалификации, а также дальнейшего профессионального роста медицинскому работнику должны быть свойственны эмоциональная гибкость, снисходительность и терпение, быстрое и своевременное освоение новых навыков.

Конфиденциальность, корректность и соблюдение закона должны быть основой в работе с информацией ояпациенте. Должны соблюдаться право на информированное добровольное согласие и право на информацию, право на соблюдение тайны, но и сохранять доверительные отношения с людьми.

Необходимоядействовать в соответствии с интересами пациента, учитывая возрастные, индивидуальныеяи другие особенности пациента, а так же, все обстоятельства конкретного дела и болезни.

Таким образом, личностные качества, обеспечивающие успешность в профессии медицинской сестры:

1. Коммуникативные способности - это способности медицинской сестры, которые проявляются в его общении с другими людьми. Данные способности включают в себя умение слушать и понимать людей, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на них влияние. Многообразие пациентов и учет их личностных особенностей должны отражать специфику профессионального общения с ними. Эффективное использование и умение правильного выбора модели взаимодействия с каждым пациентом определяет успешность деятельности медицинской сестры.

Таким образом, все коммуникативные способности медицинской сестры можно разделить на три основных направления [11]:

• Информационно-коммуникативные способности. Способность привлечь внимание собеседника, начать, поддержать и завершить беседу, а также эффективное и уместное использовать вербальных и невербальных средств общения.

• Аффективно-коммуникативные способности. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять отзывчивость к собеседнику и уважение. При более детальном анализе коммуникативных способностей мы выделяем следующие коммуникативные способности необходимые медицинской сестре - аффективно-коммуникативные способности. Эти способности относятся в первую очередь к аффективной стороне личности, а значит, связанны с эмоциональной сферой. Медицинской сестре требуются такие проявления коммуникации как: отслеживание эмоций пациента, доброжелательность, приветливость, тактичность, чуткость.

• Регуляционно-коммуникативные способности. Способность помогать пациенту в беседе и умение принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

Эти способности максимально проявляются в общении с пациентом. Общение медицинской сестры и пациента можно назвать вынужденным общением, поскольку основным мотивом встречи и беседы становится появлением у одного из участников коммуникации проблем со стороны здоровья. Со стороны медицинской сестры выбор субъекта общения не зависит от ее желания, и определяется только профессиональной необходимость. Как отнесется к этой профессиональной необходимости медицинская сестра, зависит от ее внутреннего настроя и коммуникативных способностей, пациент по сути попадает в зависимость от эмоционального фона медицинского работника, именно поэтому выраженность эмоционально позитивного отношения к пациенту и его трансляция в процессе общения занимает первое место в индивидуально - личностных качествах медицинской сестры.

2. Ведущая социальная эмоция - эмпатия.

Эмпатия - это способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она включает в себя субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Негативные эмоциональные состояния более чем характерны для медицинских сферы деятельности человека. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии [10]. Предполагается, что высокая эмпатийность помогает лучше прочувствовать состояние другого человека. Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы [10]. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивы. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий.

Термин эмпатии тесно связан с коммуникативными особенностями человека. Помимо трансляции своего расположения к пациенту, медицинская сестра должна не только отслеживать показатели здоровья своего пациента, но и отслеживать его эмоциональное состояние, понимать и уметь грамотно реагировать на различие эмоциональные проявления пациента: горе, страх, тревога, тоска и др. Без эмпатии, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон в коммуникативном взаимодействии субъектов [10].

Эмпатия - явление, возникающее при взаимодействии человека с человеком, результатом которого является понимание эмоций познаваемого объекта (пациента). Эмпатия необходима не только для более глубокого понимания переживаний пациента, эмпатия необходима в первую очередь для установления с пациентами более тесного и глубокого психологического контакта. Что бы пациент доверял, чувствовал заинтересованность медицинских работников в его выздоровлении и улучшении самочувствия. Эмпатия показатель профессионализма медицинских сотрудников с одной стороны, а с другой причина профессионального выгорания и какая грань должна быть соблюдена, является по-прежнему актуальной проблемой психологии и определении профессиональной успешности.

3. Толерантность.

Это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми. Коммуникативная толерантность характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по мнению человека, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [11].

Заключение

Таким образом, в данной выпускной квалификационной работы было исследовано психофизиологические детерминанты успешной профессиональной деятельности медицинских работников.

В первой главе выпускной квалификационной работы было рассмотрены психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, а также понятия успешности профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии.

В исследовании сосредоточились на изучении таких личностных качествах как эмпатия, коммуникативная толерантность и мотивация к успеху.

Рассмотрев профессионально-личностные качества медицинского работника выяснили, что существуют жесткие профессиональные требования к профессии медицинская сестра, они определены в первую очередь должностными инструкциями и предполагают обязательное медицинское образование. Одним из главных требований к медицинской сестре является обучение и практика от года до четырех и более лет.

Профессия медицинская сестра относится к типу социальных профессий ориентированных на общение и взаимодействие с людьми. Личностные особенности медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности. Профессии требуют от работника понимания состояния людей, проявления выдержки, спокойствия и доброжелательности, речевых способностей. Медицинской сестре требуются такие проявления коммуникации как: отслеживание эмоций пациента, доброжелательность, приветливость, тактичность, чуткость. Эти способности максимально проявляются в общении с пациентом.

Во второй главе работы описано проведенное эмпирическое исследование. Были рассмотрены организация, методы и методики исследования, а также произведен анализ, интерпретация и обобщение результатов исследования.

Была разработана анкета «Изучение успешности профессиональной деятельности медицинских работников». По результатам анкетирования была разделена выборка из медицинских сестер на две группы: успешных и не успешных в профессиональной деятельности. В дальнейшем сформированные группы были протестированы на уровни эмпатии, коммуникативной толерантности и мотивации к успеху по методикам «Диагностика уровня эмпатии» (Бойко В.В.), Опросник коммуникативной толерантности (Бойко В.В.), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Элерса Т.). После этого произведен анализ полученных данных.

Результатом н исследования стало частичное подтверждение гипотезы о том, что успешные медицинские работники имеют более высокий уровень эмпатии, толерантности в общении и мотивации к успеху, чем не успешные.

В частности, увидели различия в двух выборках по уровню коммуникативной толерантности и уровня мотивации к успеху. Но гипотеза не нашла подтверждения в том, что работники успешные более эмпатичны. Эмпатия характерна обеим группам в равной степени.

Таким образом, по результатам, исследования психофизиологическими детерминантами успешности профессиональной деятельности медицинских работников можно считать достаточно высокий уровень коммуникативной толерантности и мотивацию к успеху.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2002.

2. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.

3. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. -СПб.: Питер, 2001.

4. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности [Текст] / А.Г. Асмолов // Современная психология. – 1983. - №3.С.6-11

5. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации [Текст] / Дж. В. Аткинсон. - М. : Свет, 1996.

6. Богачева Е.В. Психологическая структура профессиональной деятельности медицинской сестры [Текст] / Е.В. Богачева // Педагогика и психология. – М., 2011.

7. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ИП РАН, 2006.

8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001.

9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. – М.: Филин, 1996.

10. Бойко В.В., Диагностика уровня эмпатических способностей [Текст] / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2001.

11. Бойко И.В., Наумова Т.М., Герасимова Л.Б. Данные о профессиональных заболеваниях работников здравоохранения и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге [Текст] / Л.Б. Герасимова, И.В. Бойко, Т.М. Наумова // Медицина труда и промышленная экология. – 1998. - № 2. С. 80-84

12. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена [Текст] / // Психологический журнал, 2003 г. - т.24. - №1. – С.91-103

13. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности [Текст] / Е.М. Борисова // Психология формирования и развития личности. - М. - 1981. - С.159-177.

14. Бухарина, Т.Л., Косарев, И.И. О выборе профессии врача [Текст] / Т.Л. Бухарина, И.И. Косырев.-Оренбург, 1981.

15. Васюк А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача [Текст] / А.Г. Васюк. - М.: Медицина, 2005.

16. Горбатков А.А. Успешность деятельности и эмоции: эскиз модели [Текст] / А.А. Горбатко // Мир психологии. - 2002. - №4.- С.45-47

17. Двойников С.И., Осипов В.В., Осяева И.В. Сестринский процесс в клинической медицине [Текст] / С.И. Двойников, В.В. Осипов, И.В. Осяева. - Самара, 2004.

18. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход [Текст] / С.А. Дружилов. – Харьков: Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011.

19. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М., 1999.

20. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2005.

21. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Е.М Иванова. - М., 2006.

22. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004.

23. Карпов А. В. Психология труда [Текст] / А.В. Карпов. - М., 2008.

24. Климов Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. - М,. МГУ, 2005.

25. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е.А. Климов. – М., 1969.

26. Климов С.А. Психология профессионала [Текст] / С.А. Климов. - М. – Воронеж, 1996.

27. Климов С.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / С.А. Климов. - М., 2005.

28. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе [Текст] / Под ред. Г.Х. попова. – М.: Экономика, 1975.

29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971.

30. Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций [Текст] / А.В. Либин. – М. : Смысл; Per Se, 2000.

31. Маркова А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: РАГС, 1996.

32. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика [Текст] / Н.И. Непомнящая. - М. : ВЛАДОС, 2003.

33. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования [Текст] / Е.М. Никиреев. - МПСИ, 2004.

34. Носкова О.Г. Психология труда [Текст] /О.Г. Носкова. - М, 2005.

35. Обуховский, К. Психология влечений человека [Текст] / К. Обуховский.- М.: Прогресс, 1971.

36. Парыгин Б.Д. Социальная психология [Текст] / Б.Д. Парыгин - СПб.: СПбГУП, 2003.

37. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессиональнорго становления личности [Текст] / Ю.П. Поваренков. – М., Канцлер, 2008.

38. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М., 2005.

39. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

40. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 1991.

41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002.

42. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Н.В Самоукина. - М: Тандем, 2000.

43. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Н.В Самоукина. - СПб.: Питер, 2004.

44. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] /Г. Селье. – Рига: Виеда, 1992.

45. Серёгина Т.Н. Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя [Текст] / Т.Н. Серегина. – М., 2006.

46. Теплинских М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы [Текст] / М.В. Теплинских. // Сибирский психологический журнал. - 2007. - №25. С. 92-97

47. Теплинских М.В. О проблеме профессионального самоопределения [Текст] / М.В. Теплинских. - М: Дрофа., 2006.

48. Теплинских М.В. Успешность профессиональной деятельности специалистов социальной сферы [Текст] / М.В. Теплинских // Ползуновский весник. – 2006. - №3, , С. 252-257

49. Теплов Б.М. Избранные труды [Текст] / Б.М. Теплов: В 2-х т. - М., 1985.

50. Ткаченко А.С. Формирование профессиональной направленности у учащихся среднего специального учебного заведения [Текст] / А.С. Ткаченко: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1978.

51. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер, 2006.

52. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ [Текст] / К. Хорни; пер с англ. – М.: Прогресс, Универс, 1993.

53. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996.

54. Юровская М.А. Психологический профиль врача [Текст] / М.А. Юровская // Изучение профессий интеллектуального труда. М., 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности медицинских работников»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика