Дипломная работа

«Формирование восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащегося»

  • 89 страниц
Содержание

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащегося….

1.1 Особенности восприятия музыки учащимися детской школы искусств…

1.2 Специфика исполнительской деятельности учащихся….

1.3 Интонационная природа башкирской музыки …

Выводы по первой главе…

ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащихся…

2.1. Содержание, формы и методы формирования восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащегося …

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….

Выводы по второй главе…

Заключение…

Список использованной литературы…

Приложения….

Введение

Социально-политические условия современного этапа развития общества, межнациональные разногласия требуют усиления воспитания у подрастающего поколения таких общечеловеческих и нравственных качеств, как взаимоуважение, взаимопонимание и взаимотерпимость.

Один из путей решения этих проблем – изучение культурных традиций народов, в том числе и музыкального наследия.

На территории Республики Башкортостан проживают различные народности. По переписи 2010 года наиболее многочисленными национальными группами являются русские (36,0%), башкиры (29,5%) и татары (25,4%). Далее следуют чуваши (2,7%), марийцы (2,6%), украинцы (1,0%), удмурты (0,5%), мордва (0,5%) и белорусы (0,3) [87].

Безусловно, каждый народ по-своему уникален и стремится сохранить свои традиции, обладающие огромным потенциалом в процессе воспитания подрастающего поколения.

При этом мы считаем, что в Республике Башкортостан, в соответствии с национальным составом региона, важно изучать, прежде всего, культуру преобладающих в численном отношении народностей, каким является башкирский народ. До сегодняшнего дня он не утратил свои четко выраженные национальные особенности.

Знание истории, самобытных особенностей башкирской культуры, знакомство с богатейшим устно-поэтическим и музыкальным наследием башкирского народа поможет учащемуся в его исполнительской деятельности донести до слушателя красоту башкирских песен, которым свойственная широта распева и богатая мелодическая орнаментика.

Являясь средством эффективного воздействия на эмоциональный мир человека, отображающая сферу духовной жизни башкирского народа музыка играет огромную роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения Республики Башкортостан. При этом важным представляется формирование у учащихся грамотного восприятия интонационной природы башкирской музыки.

Природа художественных ценностей музыкальных сочинений башкирских композиторов, равно как и произведения башкирского музыкального фольклора раскрывается посредством взаимодействия исполнителя и слушателя, в данном случае учащегося. Его приобщение к башкирскому музыкальному искусству происходит через присвоение смыслов и ценностей конкретного музыкального произведения, интерпретируемого исполнителем.

Восприятие любой музыки, в том числе и музыки башкирского народа, − довольно сложный процесс, включающий слушание, исполнение, переживание, понимание и оценку, и многое здесь зависит от творческого воображения, художественного вкуса, музыкального опыта, активного отношения учащегося к миру музыки. Все это можно развить в детях. В процессе формирования восприятия, понимания и оценки музыкальных произведений, помогут имеющиеся знания, умения и навыки, сформированные в процессе слушания музыки и ее исполнения. В связи с этим, приобщая сегодня школьника к интонационной природе башкирской музыки, необходимо показать ему закономерности процессов ее возникновения, становления и развития - от истоков до наших дней. Необходимо рассматривать музыкальное искусство башкирского народа как продукт не только художественной, но и педагогической, социальной активности.

Данная проблематика достаточно широко освещена в научной литературе. Так, специфические особенности музыкального восприятия отражены в исследованиях М.Г.Арановского, А.Л.Готсдинера, В.В.Медушевского, С.М.Мальцева, Е.В.Назайкинского, А.Н.Сохора. О процессах восприятия в исполнительской деятельности говорится в работах Б.В.Асафьева, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, В.Г. Ражникова.

Проблеме национально-регионального музыкального образования школьников посвящены работы Л.П.Атановой, Н.В.Ахметжановой, Л.М.Кашаповой, Н.В.Бикбулатова, С.А.Галиной, Н.Ф.Гариповой, А.С.Зиннуровой и др.

Исследованию творчества башкирских композиторов на различных этапах его становления посвящены работы Г.Н.Ахмадеевой, Э.М.Давыдовой, Н.А.Еловской, Е.Р.Скурко, Т.С.Угрюмовой и др.

Проблеме исследования башкирской народной музыки посвящены труды Л.П.Атановой, Р.К.Габитовой, Р.Т.Галлимулиной, И.М.Гиршмана, З.А.Иммамутдиновой, Х.С.Ихтисамова, Р.Ф.Зелинского, Р.Г.Рахимова, Р.С.Сулейманова.

Концепция интонационной природы музыки принадлежит Б.В.Асафьеву, вопросы интонационной природы башкирской музыки рассмотрены Н.Ф.Гариповой. Теоретико-аналитическая оценка национального стиля фортепианных произведений башкирских композиторов методом семантического анализа представлена в работах Л.Н.Шаймухаметовой.

Однако, анализируя достижения теории и практики в области восприятия интонационной природы башкирской музыки, возможностей его формировании в исполнительской деятельности учащегося, можно сделать вывод о том, что до сих пор не исчерпаны все возможности его формирования в системе дополнительного образования.

В связи с чем, мы обратились к теме «Формирование восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащегося».

Целью исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания, форм и методов формирования восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащегося.

Объект исследования − исполнительская деятельность учащегося-музыканта в детской школе искусств.

Предмет исследования − процесс формирования восприятия интонационной природы башкирской музыки у учащихся.

В работе выдвигается гипотеза, согласно которой процесс формирования восприятия интонационной природы башкирской музыки будет успешным при соблюдении ряда условий:

- систематическое использование бесед с целью развития познавательного интереса к башкирской музыке;

- построение учебного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся;

- внедрение в учебный процесс методов от простого к сложному, наглядно-иллюстративного, репродуктивного показа, индивидуального подхода.

- изучение интонационной природы, семантики, музыкальной символики башкирской музыки.

В соответствии с гипотезой, целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую, музыковедческую и методическую литературу по теме исследования;

- изучить интонационную природу башкирской музыки, проанализировать музыку башкирских композиторов;

- исследовать восприятие учащегося-музыканта как психолого-педагогическую категорию процесса обучения музыкальному исполнительству;

-обобщить практический опыт формирования восприятия учащихся в системе дополнительного образования;

- раскрыть содержание, формы и методы восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности на примере выбранного музыкального материала;

- разработать и опробировать наиболее эффективные пути формирования музыкального восприятия башкирской музыки на уроках музыки в системе дополнительного образования.

Методологической основой исследования являются:

- философские и психолого-педагогические труды, раскрывающие сущность восприятия в процессе чувственного познания и в условиях реальной деятельности человека (Б.Г.Ананьев, М.Г.Арановский, JI.A.Венгер, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов);

- специфические особенности музыкального восприятия (В.В.Медушевский, С.М.Мальцев, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор);

- труды в сфере теории и практики музыкального исполнительства (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Б.Дмитриева, Г.М.Цыпин и др.);

- работы, посвященные становлению музыкальной, в том числе и исполнительской, культуры личности (Э.Б.Абдуллин, И.Э.Рахимбаева, Р.А.Тельчарова, Л.Т.Файзрахманова, Л.В.Школяр и др.).

- труды об интонационной природе музыки (Б.В.Асафьев);

- исследования в области башкирской музыки (Н.Ф.Гарипова, Р.Х.Исламгулова, Е.Р.Скурко и др.).

При решении поставленных задач, обобщении результатов, применялись следующие методы исследования:

- поиск, изучение и анализ теоретической литературы в области музыкальной педагогики, музыкознания;

- изучение, анализ и обобщение опыта в области исследования национального музыкального образования;

- наблюдение, анкетирование, беседы.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении содержания, форм, методов развития восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том полученные результаты опытно-экспериментальной работы, а также использованные в ней формы и методы работы по формированию восприятия интонационной природы башкирской музыки, могут быть использованы в системе детских музыкальных школ, учреждений дополнительного образования, в повышении квалификации музыкально-педагогических кадров и в практической деятельности учителей музыки.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПРИЯТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ БАШКИРСКОЙ МУЗЫКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

2.1. Содержание, формы и методы формирования восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащегося

Особенность восприятия интонационной природы башкирской музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, целостные художественные образы, вызывающие настроение, чувства, мысли.

Постижение музыкального произведения в процессе его восприятия представляются в следующем порядке:

1) выявление главного настроения;

2) определение средств музыкальной выразительности;

З) рассмотрение особенностей развития художественного образа;

4) выявление главной идеи произведения;

5) понимание позиции автора;

6) нахождение в произведении собственного личностного смысла.

В процессе формирования восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащегося мы использовали следующие формы работы:

Гармонизация башкирских мелодий и песен. Подбор сопровождения к мелодиям и песням со словами позволяет решить ряд задач: раскрытие образа музыкальными средствами побуждает ребенка выбрать соответствующий характеру мелодии темп, динамику, фактуру сопровождения, наличие текста способствует более яркому восприятию музыки. В разучиваемых песнях часто имеется несколько куплетов. Если песня невелика по объему, то исполнение ее от начала до конца позволяет учащемуся многократно повторить изучаемый гармонический оборот и помогает освоить учебный материал. Задания по подбору сопровождения к мелодиям и песням способствуют накоплению в репертуаре ребенка музыкального материала, который может представлять интерес не только для юного исполнителя, но и для его слушателей дома. Такая форма работы приводит к выработке определенной системы в развитии музыкального мышления, гармонического слуха, пианистических и творческих навыков учащегося.

В практической деятельности мы часто опираемся на методику начального этапа по подбору сопровождения на основе нотного материала, изложенного в работе С.Мальцева и Г.Шевченко «Опыт обучения детей гармонии и импровизации» (Л., 1984).

Сольное и ансамблевое исполнение произведений. Среди применяемых нами форм работы особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению.

Эскизное изучение произведений башкирских композиторов в процессе обучения фортепиано и чтение нот с листа. Мы эскизно проходили «Сборник обработок народных песен» А.М.Минкова. Нами практиковался самостоятельный выбор произведения, которое наиболее близко к учащемуся. Такая форма работы позволяет решить ряд задач:

-обеспечивает приток богатой и разнообразной информации и служат пополнению багажа знаний учащихся;

-способствует качественному улучшению самих процессов музыкального мышления, вследствии особого эмоционального подъёма при знакомстве с новой музыкой;

-стимулирует развитие личностных интересов, используя принцип свободного, не регламентированного задачами учебного процесса выбора;

-обогащают и разнообразят пианистические навыки, способствуют исполнительскому росту.

Произведения для самостоятельной работы. Воспитание активности и самостоятельности охватывает все формы и методы обучения. Основная цель его состоит в постепенном «самоустранении» педагога, замене прямого, непосредственного руководства опосредованным и косвенным. Также самостоятельная форма работы стимулирует развитие творческого потенциала. Здесь важную роль играет психологический фактор: нужно поддержать инициативность учащегося, активность, стремление к самостоятельности. Очень важно после игры поблагодарить учащегося, одобрить его домашнюю работу, дать хорошую оценку некоторым удачным моментам разбора.

Собственные сочинения на основе пентатоники. Эта форма работы носит творческий характер, строится на знаниях учащихся основ пентатоники, методе семантического анализа башкирских музыкальных произведений, интонационных формул - семантических фигур, мигрирующих из текста в текст и несущих предметно-образные представления о башкирской национальной культурной традиции.

Знание ключевых лексических форм в музыкальном тексте фортепианных произведений: «курайная синкопа», «курайный разбег» и «акцентный тон», «курайное вибрато» и различные ритмические версии «курайного бурдона», важного компонента национальной музыки – орнаментики, помогают ученикам в этой творческой форме работы в процессе занятий на фортепиано.

В педагогике существует множество подходов в определении методов музыкального воспитания. Необходимо отметить, что все они взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Мы основываемся на трудах таких дидактов, как Н.А.Ветлугина и Д.Б.Кабалевский, дополняя их некоторыми методами, непосредственно использованными в нашей практической деятельности.

В нашей опытно-экспериментальной работе мы использовали такие методы, как беседа, анализ музыкального произведения, сравнение, интонационный анализ музыкального произведения, слуховой и наглядно-слуховой, метод стимулирования музыкальной деятельности.

Беседа с учащимися включала следующую тематику: о красоте башкирских мелодий, о роли башкирской музыки в современной культуре, о народных инструментах - курай, кубыз и др.

Метод анализа музыкального произведения предполагает, что с первого года обучения важно развивать у учащегося умения словесно охарактеризовать исполняемую в классе музыку.

В данной работе применялся метод сравнения. Не все учащиеся имеют опыт общения с национальной музыкой, поэтому она не всегда воспринимается положительно. Для того, чтобы приобщение к интонационной сфере башкирской музыки было более естественным, надо находить скорее не отличие, а сходство с музыкой других национальностей. Психологи говорят: понятно то, что знакомо. Значимым для формирования понимания интонационной природы башкирской музыки является узнавание знакомого в новом для учащихся материале (Е.Т.Коробов, В.В.Знаков). Например, основу и башкирской, и татарской музыки составляет пентатоника. Поэтому, как для башкирских детей татарская музыка является близкой, так и для татарских детей башкирская музыка интонационно знакома.

Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), контрастные произведения в пределах одного настроения (например, два разных веселых), пьесы с одинаковыми названиями (например, два разных «Дождика»). В данной работе мы давали для сравнения пьесы Р.М.Хасанова и С.М.Майкапара с одинаковым названием «Дождик», пьесы С.Г.Шагиахметовой «Петушок» и И.Стрибогг «Вальс петушков». Учащиеся находили сходство в образных характеристиках, в применяемых композиторами одинаковых штрихах для создания образа. Тогда музыка становилась более близкой и понятной учащимся и вызывала интерес.

Использование метода интонационного анализа музыкального произведения происходило с учётом возрастных особенностей. На начальном этапе ещё нет достаточного музыкантского опыта у учащихся младших классов, поэтому интонационный анализ основывается на эмоциональном отклике, на образном содержании музыки. В старших классах, с накоплением музыкального исполнительского и слушательского опыта приобретаются знания музыковедческие, теоретические, исполнительские, интонационный анализ позволяет обобщать, сравнивать, актуализировать музыкально- исторические знания, формировать более глубокое понимание сущности музыкально- исторических процессов. Этот метод мы применяли на примере пьесы М.А.Минкова «Вариации на тему башкирской народной песни».

Использование слухового метода на занятии способствовало развитию музыкального восприятия; наглядно-слухового стимулирования ассоциативного мышления, внимания учащихся.

Наглядный метод в системе музыкально-эстетического воспитания имеет две разновидности – наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод занимает ведущее место в системе музыкального воспитания.

Главной задачей по применению данного метода в нашей экспериментально-практической деятельности являлось эмпирическое воздействие на сознание и душу ребенка средствами башкирской музыки. Для этого необходимо яркое, выразительное и художественное исполнение музыкального произведения учителем, учащимися, музыкантами и др.

Наглядно-зрительный метод в системе музыкального воспитания играет вспомогательное значение. Он, как правило, используется с целью усиления и конкретизации музыкальных впечатлений, фантазий и творчества учащегося. Сюда относится исполнение музыкальных произведений, показ ученику иллюстрированных пособий. В нашей практике мы на уроках показывали иллюстрации башкирских инструментов.

Наглядный материал должен быть доступным, убедительным, понятным. Применение наглядности расширяет возможности познания. Наглядный метод предполагает воздействие на все органы чувств: слух, зрение, тактильные ощущения. Так, в обучении фортепиано широко используется наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении педагогом на музыкальном инструменте произведения в целом или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания детьми, а также с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (например, изменениях тема, ритма, смены частей и т.д.) [14,35].

Самым эффективным методом в работе с детьми, по нашему мнению, является исполнительский показ, который производил на учеников настолько сильное впечатление, что моментально достигался результат, на который при других обстоятельствах следовало потратить больше времени.

Также нами был использован метод взаимодействия и синтеза искусств. Он дает большой материал для образования различных ассоциативных связей, развивают все уровни образно-ассоциативного и логического мышления. Так, например, параллельно занятиям по музыке, мы с детьми посещали башкирские музыкально-театральные постановки, концерты в филармонии, посещали мастер- классы, которые проводились силами преподавателей и студентов колледжа искусств и культуры, смотрели фильмы о башкирской культуре, посещали музеи, где знакомились с историческим наследием башкир.

С помощью метода стимулирования музыкальной деятельности мы создавали эмоционально насыщенную атмосферу на уроке, побуждали к действенности учащихся, к проявлению индивидуальности, воспитывали художественные потребности, творческие навыки и приемы. С помощью этого метода мы развивали ощущения, музыкальное восприятие, основные музыкальные способности.

Еще одним методом, который мы использовали в нашей работе с целью творческого самовыражения ребенка, было публичное выступление в концертах. Цель артистического воспитания заключается не только в подготовке к профессиональному исполнительству, но и в обретении психологической раскованности, свободы творческого высказывания. Поэтому выход на сцену ребенка, нами тщательно подготавливается, чтобы он доставлял радость общения с публикой, а не только волнение.

Таким образом, отобранные нами методы обучения и воспитания были применены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Заключение

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Качество музыкального восприятия - сложный психический процесс, в котором присутствуют и познавательные, и эмоциональные стороны. Он характеризуется целостностью и дифференциацией воспринимаемых музыкальных явлений.

Обращение в исполнительской деятельности к духовному опыту человечества, к национальной культуре башкир способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию детей, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания.

Рассмотреть национальный стиль произведений башкирских композиторов можно не только с точки зрения жанровых признаков народной песенности, но и с точки зрения выявления и расшифровки значений конкретных устойчивых интонационных оборотов, которые придают музыке национальный колорит и определяют профессиональное лицо культуры.

Особенность восприятия интонационной природы башкирской музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, целостные художественные образы, вызывающие настроение, чувства, мысли.

По результатам педагогического эксперимента мы сделали следующие выводы:

1. Музыкальные занятия оказали влияние на развитие наблюдательности учащихся, их мышления, на эстетические переживания, которые испытывали воспитанники при исполнении песен, их слушании.

2. Посещение концертов различных артистов и музыкантов, посещение мастер-классов в коллежде искусств и культуры способствовало формированию у них восприятия к интонационной природе башкирских мелодий.

3. Слушание учащимися башкирских музыкальных произведений и экскурсии в музей повысили их интерес к историческому прошлому своего народа, страны, появилось стремление ознакомиться с национальными традициями, праздниками, обрядами − всем тем, что составляет его истинно башкирскую национальную культуру.

4. Учащиеся с удовольствием ходили на занятия, с интересом стали разучивать произведения башкирских композиторов, а также выступать на отчетных концертах.

Список литературы

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М. : Академия, 2004. 336 с. (Высш. проф. образование)

2. Авазашвили М.Д. Проблема начального обучения игре на фортепиано. – Тбилиси, 1977. – 18 с.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3-е. М. Музыка, 1978.

4. Ананьев, Б. П. Задачи психологии искусства Текст. / Б.П. Ананьев // Художественное творчество. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. 286с.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М: Просвещение, 1983. – 224 с.

6. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика Текст. / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

7. А.Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.

8. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.-Л. Музыка, 1965. – 324 с.

9. Атанова Л.П. Башкирское народное творчество / Л.П. Атанова. – Уфа, 1996.

10. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. – Уфа, 1996. – 105 с.

11. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Издательство «Музыка», 1974.

12. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1979.

13. Белецкий С. Музыкальный язык в картинках. – Омск, 1993. – 11 с.

14. Беляева – Экземплярская С.Н. О психологии воспитания музыки//Музыкальная психология: Хрестоматия. – М: МГТС 1992. – С. 155-157.

15. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Этническая история и традиционная культура / Н.В.Бикбулатов. – Уфа, 2002.

16. Ветлугина Н. А. Музыкальная азбука. – М, 1972.

17. Ветлугина КА. Художественное творчество и ребенок. – М, 1974.

18. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература – М, 1982.–75 с.

19. Волчегорская Е.Ю. Стратегия кодирования аудиалъной (музыкальной) информации и успеваемость младших школьников. // Сборник научных статей преподавателей и студентов факультета подготовки учителей начальных классов. - Челябинск: Издательский дом Обухова, 1997. – С.36-39.

20. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сборник статей/Ред. - сост. Натансон В. А. – М.: Музыка, 1979. – 159 с.

21. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. Сборник статей// Ред.-сост. В.И. Руденко. – М.: Музыка, 1980. – 160 с.

22. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7. Сборник статей/Ред. -сост. В.И. Руденко. – М.: Музыка, 1 986. – 160 с.

23. Выготский Л.С. Психология искусства – М: Просвещение, 1987.– 341 с.

24. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. – Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2008.

25. Гарипова Н.Ф. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов. – УГИИ: Лаборатория музыкальной семантики. - Уфа, 2002. – 104 с., нот.

26. Голованов В.П. «Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях» - М: Школьная книга, 2001.

27. Голованов В.П. «Методика и технология работы педагога дополнительного образования» - М Владос, 2000.

28. Горький М.А. Ответ интеллигенту: Собр соч., Т.26, М., 1953. С.27-28.

29. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия Текст. / А.Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -С. 230-251.

30. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». - М.: Классика – ХХI, 2002

31. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада» – М.: Классика – XXI 2006.

32. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М: Просвещение, 1969. – 77 с.

33. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. — М., 1948, с. 73 –76.

34. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа (Исследование деятельности зрительной системы). - М., МГУ, 1969.

35. Зеленкова И.В. Восприятие произведений искусства младшими школьниками. - Начальная школа – 1996, – 53 .

36. Знаков В.В.«Понимание как проблема психологии мышления».Журнал «Вопросы психологии»,1991 г., с.18-26.

37. Имамутдинова З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («чтение» Корана, фольклор). М., 2000.

38. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. / А.П.Ершова, Е.А.Захарова и др. – М: Правда, 1991. – 128с.

39. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. - М.: 1981. –

190 с., с. 35

40. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. – М: Просвещение, 1989. - 191с.

41. Казанжиева-Велинова З.Г. Социально-психологическое исследование воздействия музыки на аудиторию радио и телевидения: автореферат , 1978.

42. Калиш И.В. «От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей» – М: Владос, 2000.

43. Кашапова Л.М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория и практика: Учебное пособие. – Уфа: БИРО, 2004. – с.168.

44. Коган Г. «У врат мастерства» – М.: «Советский композитор». – 1977.

45. Коробов Е.Т. «Понимание как дидактическая проблема», «Московский психологический журнал» № 11, 1994 г.

46. Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе Текст. / В.В. Медушевский // Советская музыка. 1985. – № 7. – 70 с.

47. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Н. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989. – 270с.

48. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. – М.: Мир, 1966.

49. Музыкальная энциклопедия. // Под ред. Ю.Келдыш. – М: Советская энциклопедия, Т.3,1976. – 239 с.

50. Музыкальное воспитание в школе. // Сост. О.Апраксина, Вып. 16. – М: Музыка, 1982.

51. Музыкальное воспитание в школе. / Сост. О.Апраксина, Вып.17. – М: Музыка, 1986. – 80 с.

52. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М: Музыка, 1972 – 383 с.

53. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 4-е изд. М., 1982.

54. Николаева А.А. Г.Г.Иейгауз и С.Е.Фейнберг о фортепианном искусстве. В кн. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып.6. М. 1969ю – 165 с.

55. Николаева А.И., Каузова А.Г. Теории и методика обучения игре на фортепиано. - М. Гуманитарное издание,1975.

56. Овсянкина Т. Музыкальная психология. – Спб., 2007.

57. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев: Муз. Украина, 1975.

58. Педагогика / Под ред. Г.Нойера, Ю.К. Бабанского. – М, 1984. – 303 с.

59. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Пособие для студентов и преподавателей. – М: Гуманитарный издательский центр Владос, – 1997.

60. Радышова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. Владос, 1994. – 223 с.

61. Рахимов Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. БГПУ. – 2006., 64 с.

62. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта / С.Г. Рыбаков. – СПб., 1897. – 218 с.

63. Рябов И., Рябов С. Пианист. Шаг за шагом. 1 класс.1часть Учебное пособие. Киев.1991

64. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. Уфа, 2005.

65. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А.Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления: сб. статей. М., 1974. - С. 59-74.

66. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1938, – с. 151.

67. Столяренко Л. д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999 – 576 с.

68. Сухомлинский В.А Об эстетическом воспитании .М.: Просвещение, 1973. – 272 с.

69. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л. В. Школяр, М. с. Красильникова, Е. Д. Критская и др.- 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999.

70. Теория и практика музыкального образования на современном этапе: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (29-30 марта 2010года - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 134 с. Мансурова Л.Р. «Исполнитель и время музыкального произведения».

71. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе, 1983, №2.

72. Теория и практика музыкального образования на современном этапе: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (29-30 марта 201 О года). / отв. ред. АС Зиннурова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 134 с.

73. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.

74. Теплов Б.М Психология младшего школьника - М: Просвещение, 1975. – 329 с.

75. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М.: «Советский композитор». – 1989.

76. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. - Часть 1, М.: Советский композитор, 1987. С. 14-15.

77. Угрюмова Т.С. Очерки по истории башкирской музыки. Вып. 2 / ред-сост. – Уфа, 2006.

78. Фейнберг С. Е. Пианизм, как искусство. – М.: Классика – ХХI, 2001.

79. Фортепианные произведения башкирских композиторов. Тетрадь первая 1-5 классы. Баш.книжное издательство. Уфа. – 1960. – 95 с.

80. Фортепианные пьесы композиторов Башкирии. Сост. Н.Хамидуллина. – М.: Советский композитор. – 1988. – 36 с.

81. Хрестоматия по ощущению и восприятию: Учебное пособие для пединститутов./ Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер, М.Е. Михалевская. – М: МГК, 1975. – 400 с.

82. Хрестоматия по психологии./ Под ред. А В.Петровского. – М: Просвещение, 1987. – 446 с.

83. Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. Учебное пособие для вузов искусства и культуры / – М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 1999.

84. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб.: КОМПОЗИТОР. Санкт-Петербург, 2008. – 368 с., нот.

85. Цыпин Г.М. «Музыкально-исполнительское искусство и педагогика». – Белгород. – 2007.

86. Цыпин Г.М. Развитие музыкального слуха и чувства ритма у учащихся фортепианного класса// Музыкальное развитие учащихся. – М.: МГПИ им. Гнесиных, 1973. – 183 с.

87. .Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или Я – детский педагог [Текст] / Т. Б.Юдовина-Гальперина; оформ. А. Веселов, Ю. Дрюков. – Санкт-Петербург : Союз художников, 2002. – 236 с

88. h**t://w*w.bashstat.r*/perepis2010/info/

89. h**t://w*w.psyage.r*/agps-724-1.html

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование восприятия интонационной природы башкирской музыки в исполнительской деятельности учащегося»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика