Дипломная работа

«Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

  • 61 страниц
Содержание

Введение….…3

Глава I.Теоретические основы формирования музыкального вкуса у школьников.7

1.1.Развитие музыкального вкуса как педагогическая проблема.7

1.2. Особенности развития музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста….14

Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкального вкуса учащихся….22

2.1. Содержание, формы и методы развития музыкального вкуса на музыкальных занятиях….22

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….39

Заключение….47

Список литературы…49

Приложения….….53

Введение

Современная глобальная культура объединяет все самое лучшее, созданное человечеством, диалог культур способствует их взаимообогащению и дальнейшему развитию, более глубокому осмыслению общечеловеческих духовных ценностей.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и у них формируются основы музыкального вкуса.

Приобретая определенные знания о музыке, школьники, приобщаются к музыкальному искусству. Задача учителя музыки состоит в том, чтобы в процессе музыкального воспитания, полученные знания, умения способствовали формированию их интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л.В. Школяр, А.Г. Юсфин, В.А.Багдурова, Т.Л.Беркман, Д.Л.Локшина, М.А.Румер, Б.Н.Теплов, Г.С.Федоров и многие другие ученые и педагоги.

Проблемой формирования музыкального вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, Н.Я.Брюсова, А.Г.Рубенштейн, С.Н.Танеев, Н.Я.Брюсова, Т.Я.Ломакина, Б.Л.Яворский, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова, Б.В.Асафьев, С.Гинзбург, Н.Л.Гродзенская, В.К.Соколова, Н.А.Ветлугина, Н.С.Ковин и др.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной. Проблема заключается в отсутствии музыкального вкуса подрастающего поколения.

Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легковесного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).

Вместе с этой легковесностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку, другие отдают предпочтение спорту и изобразительному искусству. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия различной по стилю музыки, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, для формирования музыкального вкуса необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную. Однако проблемы целенаправленного формирования музыкального вкуса младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно. Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью музыкального воспитания средствами музыкальной культуры и, недостаточно разработанность содержания вкуса младших школьников.

Актуальность исследования проблемы воспитания музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики обусловлена рядом при- чин: изменениями в традиционных ценностных ориентациях современного общества, связанными с формированием новых основ жизни общества, сопровождающимися кризисом культуры; социально-обусловленными целями образования, направленными на формирование личности с установкой на созидание и творчество в любой сфере деятельности; преобразованиями в сфере музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования, актуализировавшими изучение педагогического наследия прошлого столетия для решения проблем массового музыкально-педагогического воспитания, направленного на развитие эстетических качеств личности, ее вкусов, художественных предпочтений, это и обусловило выбор нашей темы исследования: «Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - школьное музыкальное образование.

Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования музыкального вкуса у детей школьного возраста.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Определения и обоснования сущности структуры и содержания понятия «музыкальный вкус» как педагогического явления.

2. Рассмотрения теоретических и методических основ развития и воспитания музыкального вкуса.

3.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме.

4.Разработать и проверить процесс формирования вкуса как условия развития музыкального вкуса и культуры младших школьников.

Методологической основой исследования являются философские учения о роли искусства, в том числе и музыки, во всестороннем развитии личности; психолого-педагогическая теория формирования личности ребенка; комплекс идей и научных положений, обусловленных валеологической концепцией; теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей младших школьников в образовательном процесса.

В ходе работы применялись теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта; изучение этнопедагогического материала.

По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкального вкуса учащихся

2.1. Содержание, формы и методы развития музыкального вкуса на музыкальных занятиях

В школьной практике основными путями воспитания музыкального вкуса является слушание музыки и хоровое пение. Вместе с тем и другие разделы урока должны служить серьезным средством формирования вкуса школьников.

Многие ученые работали над проблемой развития музыкального вкуса. В.Н.Шацкая определила, что музыкальный вкус понимается, как определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения (цит. 26, 25). На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения появляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высокохудожественную музыку современных советских авторов (В.Н.Щацкая, Н.Л.Гродзенская и т.д.) – близкую детским и юношеским интересам, разносторонне отражающую все величие народа, всю многогранность его мыслей и чувств.

Воспитание активного слушателя музыки связано с двумя основными моментами.

1) необходимость организации всех условий для активного восприятия музыки. Под активным восприятием музыкального произведения мы, в первую очередь, понимаем музыкальное переживание, т.е. способность заражаться и сопереживать настроения и чувства, выраженные композитором в музыке, с последующей эстетической оценкой, а также и осмысливанием как характера переживания, так и выразительных средств, необходимых для воплощения художественного образа.

В условиях музыкально-просветительской работы среди детей именно в этой области детям особенно необходимы художественная и педагогическая помощь и руководство. Пути этого руководства лишь намечаются. Нужна научно-исследовательская и экспериментальная работа и педагогов, и психологов, и музыкантов, чтобы проверить правильность этих путей.

2) развитие потребности эстетического суждения, без наличия которого нельзя представить себе слушателя, имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои требования, вкусы. Более или менее успешное формирование навыков эстетического суждения связано с навыками первичного, доступного уровню музыкального развития анализа на слух воспринимаемых музыкальных произведений, в первую очередь вокальных, где текст помогает раскрывать музыкальное содержание. В дальнейшем музыкальные переживания, слуховые представления о живом интонировании музыки, а также разнообразные факты и высказывания, связанные с творчеством композитора или созданием данного произведения, должны, все вместе, помочь раскрыть источник содержания данного произведения, его идею и определить свое отношение к нему. Здесь, также необходимо руководство (особенно музыкальное и художественное) в воспитании этой потребности эстетического суждения у наших школьников.

Правильно организованный процесс восприятия учебного материала. Человек не может воспринимать и одновременно реагировать на множество раздражителей. Лишь некоторые он выделяет и осознает с отчетливостью. Эта особенность человеческой техники связана с избирательностью восприятия и характеризует также объем внимания. Объем внимания младшего школьника ограничен 2 – 3 объектами – поэтому на начальных этапах музыкального обучения ребенку трудно воспринимать и выполнять одновременно все указания педагога, связанные с фразировкой и т.д. Поле восприятия и объем внимания нужно расширять постепенно.

В воспитании музыкального вкуса большое место занимают литературно-музыкальные темы, где в связи с беседой о творчестве какого-либо писателя или поэта широко показывается отражение его творчества в музыке.

Если обратиться к работам В.А.Багадурова, Т.Л.Беркман, Д.Л.Локшина, М.А.Румер по данной проблеме, все они отмечают, что освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слышание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения.

К сожалению, до сих пор вопросу восприятия в нашей музыкально-педагогической практике уделяется недостаточно внимания, особенно на первых этапах музыкального воспитания. Вместе с тем нельзя успешно заниматься никакой музыкальной деятельностью, если не развито восприятие.

Воспитание восприятия может быть осуществлено лишь при постоянной руководящей роли учителя.

Мы учим детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они ее глубже переживали, чувствовали. Применительно к восприятию музыки понятия «любить» и «понимать» часто отождествляются.

Любить музыку – значит испытывать потребность в общении с нею, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.

Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются.

Иногда они и противопоставляются: «Я музыку люблю, хотя ее и не понимаю».

Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем множество таких примеров, когда слушатели (и взрослые и дети), очень мало и даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый, профессор Б.Н Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение – это еще не все, важно осмыслить идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое находится в зависимости от уровня общего и музыкального развития.

Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется как слушание или слушание-восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия или музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных способностей.

Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Формирование сферы музыкального восприятия у младших школьников должно исходить, прежде всего, из присущих им психофизиологических особенностей и свойств. С учетом возрастной специфики учителю и следует выстраивать так называемое воспитывающее и развивающее обучение, которое, согласно известному дидактическому постулату, должно вести за собой психическое развитие ребенка, играть ведущую роль в этом процессе, определяя его основные направления, в том числе связанные и с восприятием музыки.

Нормальный, здоровый ученик обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на уроках музыки в частности. Здесь много такого, что естественным образом пробуждает любопытство ученика. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы; она может веселить и печалить, под не можно танцевать, маршировать, разыгрывать разные сценки «из жизни» и т.д. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки – в этом, собственно, одна из главных целей музыкального воспитания, равно как и формирование-развитие способности воспринимать музыкальные явления. Большую роль в работе с детьми играет слово учителя, живая и меткая характеристика музыкальных явлений, «событий», процессов и т.д. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие учащихся, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность школьников. Впрочем, не следует забывать и о том, что чрезмерное увлечение словом может не столько приблизить ребенка к музыке, сколько увести от нее. Мера нужна и в этом отношении; причем опасно даже не многословие, а «лишнесловие».

Едва ли не наибольшие трудности для учителя, работающего с детьми, возникают, как это ни покажется парадоксальным. При слушании музыки. постоянно приходится делать замечания типа: «Не разговаривай», «Не вертись», «Сиди спокойно» и т.д. Детям, как уже отмечалось, вообще нелегко находиться долго в неподвижном, статичном состоянии; им трудно бездействовать, а слушание музыки для них – в силу непривычности этого вида занятий, эстетической незрелости – означает бездействие. Поэтому опытные учителя-практики советуют использовать при слушании небольшие по объему музыкальные произведения, перемежая «чистое» слушание какими-то другими занятиями. Это позволяет удержать внимание, а, следовательно, и процесс восприятия, на достаточно стабильном уровне.

В формирования музыкального вкуса школьников – мы, прежде всего, сталкиваемся с проблемой подбора материала, дополняющего и расширяющего рамки школьной программы для слушания музыки. Произведения должны соответствовать учебно-воспитательным задачам, обладать высоким художественным уровнем, быть доступным восприятию учащихся, вносить что-то новое в их музыкальный опыт. Для всех вполне очевидна необходимость изучения при овладении, например, русским языком не только букв и сложения их в слоги, но и его морфологии и синтаксиса. Без этого невозможно научить детей, читая книги, чувствовать вес, богатство, тонкость, красоту и выразительность языка, ценить произведение. Точно так же недостаточно владеть только тонкой элементарной грамотностью. Не зная логики музыкального развития и не умея дифференцировано ее проследить, невозможно полностью воспринять, а, следовательно, и оценить музыку. Педагог и ученный Игорь Глебов писал, что, главная цель музыкально-педагогической работы в школе – научить детей разбираться в процессе музыкального развития. Музыку слушают многие, а слышат немногие, особенно инструментальную. Люди чаще всего воспринимают отдельные моменты протекающей музыки или, точнее, переживают свои впечатления от этих моментов. Целое же, то сеть произведение от них ускользает. Детям свойственно живо реагировать на светлую, веселую, шутливую музыку, им по вкусу юморески, живописно-образные, жанровые зарисовки и др.

То обстоятельство, что детский репертуар должен быть высокохудожественным, удовлетворяя требованиям строгого музыкального вкуса, вряд ли требует доказательств.

Полезно предварять слушание музыки вступительным словом учителя – лаконичным, емким по содержанию, способным заинтересовать детскую аудиторию. Увлечь, заинтересовать ребенка, сфокусировать его внимание на «объекте» - первоочередное условие успешности музыкально-воспитательной работы, в частности развития способности восприятия. Это имеет прямо отношение и к процедуре слушания музыки. Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, можно коротко рассказать им о композиторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения. Полезно дать детям «творческое» задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.). Если школьники в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в спор друг с другом, у учителя есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе. Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного художественного явления должны поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному материалу.

Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать.

Учитель создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются вкус и навыки культурного слушания, т.е. умение рассуждать о музыке, давать эстетическую оценку ее содержанию. Обычно условно выделяют следующие этапы слушания музыкального произведения:

1. знакомство с произведением;

2. его анализ;

3. восприятие произведения на более высоком уровне, то есть на основе полученного опыта;

4. восприятие произведения на последующих уроках, сравнение его с новыми.

Важное значение для развития музыкального вкуса и восприятия музыки имеет метод сравнения музыкальных образов. Умелое использование этого метода позволяет активизировать слуховое внимание учащихся, находить различия сначала в контрастных произведениях, а затем отмечать более тонкие особенности в похожих по настроению. Большую пользу тут может оказать составление музыкальной коллекции. Для оформления коллекции берется плотный лист бумаги, на который наклеивается три кармана. Над каждым из них записывают особенности, позволяющие отнести произведения в разные группы. В одном из карманов могут находиться пьесы, выражающие тот или иной характер, в другом – различные настроения, а в третьем – посвященные образам природы. Очень важно, чтобы коллекции пополнялись не только за счет музыки, звучащей на уроке, но и той, с которой дети знакомятся вне школы: по радио, телевидению и др. После того как учащиеся приобретут некоторые представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки, их следует познакомить с элементами музыкального языка и их выразительной сущностью. Напомним, что общие представления о темпе, динамике, регистре учащиеся получают в процессе ознакомления с жанровыми особенностями музыкальных произведений. Теперь их знания углубляются, расширяются и пополняются новыми – они узнают о тембре, ладе, мелодии, аккомпанементе. Чтобы учащиеся ощутили то или иное из выразительных музыкальных средств, следует использовать произведения, где одно из них является ведущим в создании музыкального образа.

Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке и возникает в условиях собственного исполнения – хорового пения, - самой доступной, активной и полезной формы деятельности, который также очень влияет на развитие музыкального вкуса. Хоровое искусство – неповторимое богатство духовной культуры русского народа – не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной музыкальной культуры страны.

В процессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы, которые необходимы для музыкального развития человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального вкуса, воспитание заинтересованности и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей. Наконец, более широкие «вхождения» певческого исполнительства в быт. Тем более внимание к развитию хорового исполнительства важно и потому, что школа практически не поет, а отсюда у молодежи нет привычки и интереса к коллективному певческому музицированию.

Применительно к музыкальным занятиям это означает, что их цель не сводится к изолированному решению какой-либо, хотя и важной, но частной задачи: развить музыкальный слух учащихся, научить их интонационно правильно исполнять указанные в программе песни, владеть элементарной музыкальной грамотой, знать музыкальные произведения из раздела «Слушание музыки». Решение каждой из названных задач имеет значение в массовом непрофессиональном музыкальном воспитании не само по себе, а в комплексе, составляющем необходимое условие для достижения основной цели – привить любовь к музыке, потребность в эстетических переживаниях от общения с нею, воспитать высокие музыкальные вкусы и идеалы, неразрывно связанные с мировоззрением и моральным обликом, с идейно-нравственным формированием личности.

Воспитательные возможности музыки чрезвычайно велики. Но, чтобы ее воздействие было действительно эстетическим, облагораживающим, необходима определенная систематическая, целенаправленная работа, иначе самая прекрасная музыка может оказаться ненужной, непонятной, чуждой. Поэтому, обучая детей каким-либо навыкам, сообщая им музыкальные сведения, знакомя с музыкальными произведениями, учитель должен постоянно иметь в виду, что дают его знания детям, какие мысли и чувства они вызывают.

Сложность музыкально-воспитательного процесса определяется рядом моментов. Так, например, учитель должен помнить, что при коллективной форме занятий необходимо учитывать возможности каждого учащегося в отдельности. Кроме того, даже одна и та же по содержанию задача на разных ступенях общего и музыкального развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с существенными отличиями. Специфическую трудность составляет и то, что каждый элемент урока музыки, даже тренировка в чтении нотной записи или обычное интонационно-ритмическое упражнение, должны приобщать учащихся к музыке, быть занятием музыкальным искусством. Поэтому обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию. Самое «сухое» упражнение, вроде приведения класса к общему унисону, может стать ценным, если учить на нем понимать разницу между звучанием открытым, формированным и округленным, естественным, воспитывать стремление петь красиво. Можно дать детям петь или слушать прекрасные музыкальные произведения, но настолько формально разобрать их, что учащиеся ничего, кроме скуки не испытают.

Чрезвычайно трудно также сохранить целостность, единство, систематичность музыкального процесса при последовательном приобщении учащихся к содержанию каждого раздела, входящего в урок музыки. И хоровое пение, и слушание музыки, и музыкальная грамота требует определенной логики построения занятий для овладения их содержанием. Вместе с тем только их неразрывная связь на уроке может обеспечить полноценное усвоение материала программы.

Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения. Казалось бы, что современная жизнь благодаря звуковому кино, радио- и телепередачам, широкому распространению проигрывателей, магнитофонов настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного человека. Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.

Формы и методы музыкального обучения являются важнейшими педагогическими условиями формирования музыкального образования учащихся.

Хоровое пение как средство формирования вкуса. Коллективная форма хорового исполнения делает его ценным средством формирования вкуса школьников. На это обращал внимание наш великий педагог – К.Д. Ушинский. Хочется остановиться на некоторых его высказываниях о формирующем значении хорового пения.

Он говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу.

Ратовал за хоровое школьное пение и Д.Б. Кабалевский, утверждающий, что «…постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

В исследовании Г.С. Федорова утверждается, что «…наиболее эффективной формой музыкально-эстетического воспитания детей в процессе певческой работы на уроках музыки может быть только классный хор»(цит 32,73).

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; формированию музыкального вкуса, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой – способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду и вкусов исполнительской деятельности.

Хоровое пение играет большую роль, как в формировании личности учащегося, так и в развитии музыкальных способностей, таких как чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слухового представления и т.д. Для хорового искусства как коллективного вида творчества основной задачей является достижение общехорового ансамбля и строя, которые во многом зависят от уровня развития вокальной интонации у певцов хора. Поэтому большое внимание следует уделять вокально-интонационной работе.

Проблемой вокального интонирования занимались такие деятели хорового искусства, как А.А. Егоров, В.Л. Живов, В.И. Краснощеков, Д.Л. Локшин, В.Г. Соколов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова, П.Г. Чесноков и др.

Пение представляет собой сложный психологический процесс с различными взаимопроникающими сторонами. Причем значительная часть его протекает автоматически. Поэтому очень важно определить цели и задачи вокально-интонационной работы для получения более эффективных результатов.

Работа над чистой интонацией, как и собственно сам процесс чистого пения, является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрерывного внимания к каждому звуку.

Пение унисона как основа вокальной интонации требует от участников хора навыков правильного звукообразования, работы певческого дыхания, единой вокальной манеры, которые дают в итоге общий хоровой тембр.

Главной задачей дирижера при работе с хором является выработка у певцов одинаковых вокально-слуховых ощущений в сферах вокально-дыхательного механизма, фонации, артикуляции. Вырабатывая интонационный унисон, нужно систематически давать для распевания попевки с простым движением мелодии, в несложном ритме и в умеренном темпе.

Работа над вокальной интонацией должна осуществляться параллельно с работой по увеличению диапазона голосов певцов хора. Как показывает наш опыт, целесообразно в начале занятий попросить плохо интонирующих детей спеть знакомую им песню в удобной для них тессуре. Определив высоту исполнения можно предложить спеть на этих звуках какие-либо слоги, постепенно прибавляя по одному звуку. Такой прием нужно использовать в ситуации, когда диапазон голоса ребенка оказывается смещенным от диапазона, в котором обычно поют дети.

Обращаясь к высоким звукам, можно также добиться чистого и естественного звучания детских голосов. Исследователи отмечают, что многие дети имеют низкий разговорный голос и переносят характер звучания речи в свое пение. Связывая эти процессы между собой, они предлагали детям говорить и читать на высоких звуках, а на занятиях пением петь «высоким звуком». Начиная пение с высокого регистра детского голоса, они сближали новые для детей звуки с привычными им низкими. Этот прием можно также использовать, когда педагог хочет вызвать у ребенка, «гудящего» на одном низком звуке новое для него ощущение, возникающее при пении верхних звуков.

Чистота интонации во многом зависит от тесситурных трудностей. Например, интонирование большой секунды в восходящем движении в среднем регистре не требует особого напряжения голосовых связок, но зато спеть эту же секунду чисто во второй октаве гораздо труднее, так как здесь требуются не только слуховые навыки певцов, но и навыки пения в высоком регистре. Поэтому особое внимание следует уделять работе над вокально-хоровой техникой певцов.

Одна из задач, стоящих перед школьными занятиями музыкой, – научить каждого ученика, поющего в хоровом коллективе, владеть певческим голосом, вначале не всегда податливым и гибким. Можно считать, что способность к пению так же естественная, как и способность к речи. Разница лишь в том, что говорить учатся все, а петь – сравнительно немногие. Поэтому неспособность управлять своим голосом, наблюдаемая у определенной части «хоровых неофитов» в начале занятий, оказывается результатом певческой безнадзорности и поддается исправлению и развитию личностного вкуса. Хоровая активность коллектива вытекает как естественное следствие активности отдельных его членов. Вместе с тем известно, что активность в общении с музыкой значительно продвигает дело музыкального развития учащихся.

Как коллективная форма музыкального исполнительства хоровое пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкального и воспитательного порядка. В исследовании С.Д. Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. «Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников».

Хор – такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность – гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот – четкость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передается и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека – учителя.

А в хоровом коллективе учащиеся чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие вкуса учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

1. в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

2. участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

3. работая в хоре, ученик формирует вкус, положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

4. в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

5. в хоровом, коллективном пении можно с большей степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;

6. в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Итак, отметим еще раз, что слушание музыки и хоровое пение – ведущие виды музыкальной деятельности школьников при формировании музыкального вкуса. Приобщение школьников к слушательской и певческой деятельности является важным средством формирования музыкального вкуса школьников. Успех работы зависит от умения учителя, знания и учета им возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к учащимся при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных, творческих способностей.

Заключение

Работа над выбранной нами темой: «Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста» показала, что многие ученые занимались этой проблемой, но все же, в настоящее время, она продолжает оставаться актуальной. Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.

Д.Д. Шостакович писал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся; безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно. Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути.

Музыка, распространяемая в гигантских масштабах посредством радио, пластинок, а затем телевидения и магнитофонных записей, стала настолько обязательным и назойливо заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были задуматься люди самых разных занятий, в том числе философы, политики, писатели.

Музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и стимулируя в нем творческие силы и способности, содействуя социализации личности (т.е. ее включению в общество), помогая в политической агитации, организуя и сплачивая людей на борьбу за высокие общественные идеалы.

Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека. Это ее эстетическая функция.

Чтобы сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта. Это и прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач, и общественный концерт, и музыка в фильмах, спектаклях, и домашнее музицирование, и, музыка, звучащая в детском саду, школе и многое другое.

После результатам констатирующего эксперимента, которые показали недостаточное развитие у учащихся музыкального вкуса, поставили перед собой цель построить свою деятельность на формирующем этапе эксперимента таким образом, чтобы познакомить ребят с развитием музыки и наиболее известными именами, которые способствовали ее становлению.

Результаты эксперимента показали значительное улучшение общего уровня развития музыкального вкуса, а именно, ребята стали больше интересоваться музыкой, захотели открыть для себя не известных им, до сей поры, композиторов. Это говорит о том, что, проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. – М.: 1991.

2.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: 2000.

3.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Просвещение» 1983.

4.Асафьев Б. В. Избранные труды, том I. Москва, издательство Академии Наук, 1954.

5.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1965.

6.Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. Ленинград, Музыка, 1975.

7.Аристотель. Поэтика. – М .: 1957.

8.Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989.

9.Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. – М.: «Музыка».

10.Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Воспр. Психол. 1988 № 4.

11.Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981.

12.Блинова А.Н. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. «Педагогика». – М – Л.: 1964.

13. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001.

14.Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Издательство ЛГУ, 1964.

15.Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991.

16.Воробьев Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис. канд. псих. Наук. Л.: 1983.

17.Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1980.

18.Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. 1992. №2.

19.Гродзенская Н. Слушание музыки в начальной школе - III—IV классы. Музыкальная хрестоматия.- М., 1964

20.Дмитриева Л.В., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

21.Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. – М.: «Музыка» – 1987.

22.Знаменская И.А. Музыкально-языковой словарь и его роль в формировании слушательской культуры школьников. Ростов Н/Д: Изд-во обл. ИУУ, 1990.

23. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: «Смысл» – 2001г.

24.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н.: Просвещение. 1984.

25.Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательных школ (1-8). – М., 1982.

26.Кадцин Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. – М.: Высш. Шк., 1990.

27.Книга о музыке. / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М.: «Сов. композитор», 1975.

28.Коган.М.Н. Музыка в мире искусств // Сов. музыка, 1987 № 3.

29.Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Сов. музыка, 1956 № 5.

30.Левашова Г.Я. Музыка и музыканты. Л.: «Детская литература», 1969.

31. Лобова А.Ф., Моисеев Л.В. Художественно-эстетическое образование развития школьников – Екатеринбург, 1996.

32.Мазель А.А. Вопросы анализа музыки. – М.: Сов. композитор, 1991.

33.Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // Муз. воспит. В школе. 1984 № 1.

34.Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки. // Музыкальная академия. 1992. № 3.

35.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль. «Академия развития» – 1997.

36.Мой мир в диалоге искусств. - Ставрополь: ИРО, 1996.

37.Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, 1970.

38.Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. / Сост. А.Г. Костюк. Киев: Музична Украина, 1986.

39.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988.

40. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.

41.Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музична Украина, 1975.

42.Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Воспр. Психол. 1986. № 1.

43.Полунина В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1982.

44.Полунина Е. Катарсис в музыке. // Сов. Музыка. 1991. № 11.

45.Пузыревский А.И. О желательной постановке преподавания пения в городских училищах// Рус. школа, 1892, № 7-8.

46.Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990.

47.Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972.

48.Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 1994.

49.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционная программа. – М.: Новая школа, 1995.

50.Тарасова Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психол. журн. 1994., т. 15. № 6.

51.Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф., дис. . канд. пед. наук. – М.: 1995.

52.Уколов В.С., Рыбалкина Е.Л. Музыка в потоке времени. – М.: 1988.

53.Чернов А.А. Как слушать музыку. – М.: 1964.

54.Черноиваненко М.Н., Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Музыка» – 1973.

55.Черноиваненко М.Н. Проблема формирования музыкального вкуса в теории музыкального воспитания школьников. – Свердловск .: - 1974.

56 . Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М.: - 1947.

57.Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. №9-10.

58.Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: «Академия» - 2001г.

59.Юсфин А.Г. Живой организм музыки. / О воспитании музыкальной культуры. // Семья и школа. 1991. № 8.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика