Дипломная работа

«Развитие ценностного отношения к искусству у школьников на основе изучения башкирского фольклора»

  • 34 страниц
Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Понятие о «ценности» и «ценностного отношения» личности

1.2.Особенности формирования ценностных отношений средствами музыкального искусства

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1.Содержание, формы и методы формирования ценностных отношений у школьников

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты

Библиография

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие о «ценности» и «ценностного отношения» личности

Жизнь не стоит на одном месте. Кто-то уходит, другие приходят на его место. Старшее поколение издавна заботилась о передачи опыта, знаний, навыков новому поколению. Каждый человек стремится, чтоб его дитя выросло умнее, сильнее его самого. Старается делать все возможное и не возможное для его полноценного развития. Что же такое развитие, становление человека?

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания [Вигман; 17].

В современном мире на развитие ребенка оказывают огромное влияние семья, школа, друзья, т.е. общество. Большую часть времени, особенно когда ребенок растет, развивается, он проводит вне дома: в детском садике, школе, вузе. Общение с друзьями, споры, те или иные обстоятельства оставляют след в его характере. Поэтому, мы считаем, что главная цель учебного процесса – формирование личности, который знает, чего хочет, сумеет противостоять жизненным невзгодам. Не зря Светлана Леонидовна отмечает, что «воспитание – это главная сила, способная дать обществу полноценную личность» [Вигман; 18].

Тем не менее, нынешний этап развития общества характеризуется тем, что происходит разрушение стереотипов, социальных ценностей и приоритетов, есть девальвация эстетической ценности искусства. Таким образом, существует необходимость воздействия на систему эстетических ценностей студентов уже в школьном возрасте ребенка. Как вы знаете, музыка больше, чем все вещи могут влиять на эмоциональное состояние учеников, учитель помогает раскрыть душевное состояние ребенка. Современные образовательные стандарты в искусстве требует от студентов формируется система ценностей, в том числе в области музыкального искусства. Именно это стало основой для поиска образовательных технологий, повышение ценностного отношения к искусству учащихся в средней школе.

«Цель образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек» Так, определяя основы педагогики, писал выдающийся ученый, философ, представитель мировой педагогической мысли С.И. Гессен, который ввел научное понятие «педагогика культуры», трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И.Канта и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям, содержанию культурной жизни родного народа и человечества [Гессен; 4].

Аксиология, как наука о природе ценностей, рассматривает связи различных ценностей между собой, их зависимости от социокультурных и личностных факторов.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1.Содержание, формы и методы формирования ценностных отношений у школьников

Фольклор – устное народное творчество; вообще совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и других явлений быта народов [Ушаков; 1134].

Видный ученый, фольклорист Башкортостана С.А. Галин дает следующее определение фольклора: (в переводе из английского folk – народ, человек и его ум, знания, учения) т.е. это музыкально-поэтическое наследие, выражающее философские и эстетические взгляды народа, накопленные веками тяжелым трудом опыт и обычаи народа [Галин; 181].

Термин фольклора в 1846 году придуман английским ученым Джоном Томпсоном. Но это определение не получило своего распространения в то время. До 30-х годов ХХ века, как правило, используется термин народной литературы, у русских – устная поэзия, народная словесность.

В нашей стране под термином фольклора мы понимаем словесное искусство, но это не только песни, сказки, кубаиры или баиты, но и веками сложившаяся духовная культура народа, духовное богатство.

Башкирское народное творчество – это духовное богатство народа, которая собиралась веками, крупицами. Она включила в себя не только обычаи народа, его быт, но и музыкально-поэтическое наследие, историю, так же выражает мысли, надежды народа. В истории башкирского народа фольклор занимает особое место, ведь она передавалась из уста в уста, из поколения в поколения, из одного поселения в другое. Также он служил источником знаний. Через песни народ знакомился с историей своего прошлого, узнавала жизненный опыт предков и изучала нравственные нормы, обогащала эстетические потребности. Поэтому фольклор считается одним из видов синкретического творчества, которая по своей природе похожа на художественное творчество, искусство, так же имеются элементы науки. Здесь мы можем узнать историю народа, изучить особенности языка, увидеть различные жанры литературы, встретить разновидности музыки, элементы народной медицины, познакомиться с географий, педагогическими взглядами и философией. Ведь именно из-за этого особое значение предавалось словам аксакалов, изучению творчества сэсэнов, знакомству с обычаями народа. Другими словами, все это являлось для молодежи неписанным законом, которые нельзя было нарушать. Это своего рода тоже выражает педагогическую мысль: учить почитать старших, уважать их мнение и вырабатывает дисциплину.

Башкиры стали известны на исторической арене более 1000 лет назад [Бикбулатов; 3]. На протяжении своей многовековой истории башкирский народ создал самобытный и поистине неисчерпаемый музыкально поэтический фольклор. Неотъемлемую часть современной башкирской музыкальной культуры составляет народная песня.

Наиболее важную роль национального искусства раскрыта в педагогических трудах конца XVI – середины XX веков. Особое внимание нами уделяется педагогической концепции Я.А. Коменского, который создал целостную теорию воспитания и обучения, отводя в ней важную роль музыкально-эстетического воспитания как средство формирования духовной культуры учащихся. Идеи всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась на протяжении ХХ века такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учеными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский и другие.

С давних пор исследователи башкирского фольклора отмечали его самобытность и неповторимость. Удивительным многообразием отличается устное народное творчество башкирского народа и в жанровом отношении. Истории науки изучения народного творчества (фольклористика) более 200 лет. Первые материалы о духовной культуре башкирского народа, об устном народном творчестве начинает встречаться в XVIII веке, особенно во второй половине. Здесь можно указать творчество П.И. Рычкова, В.Н. Татищева, И.И. Лепехина, П.С. Палласа, И.Г. Георгия.

Во второй половине XIX века собирательство башкирского фольклора, его изучению, напечатанию уделяется особое внимание. Вышли в свет книги и статьи об истории, быте народа. В начале XX века в эту деятельность включаются выходцы из башкир М.Биксурин, М.Уметбаев, Б.Юаев, М.Баишев, М.Гафури, Ш.Бабич, Ф.Валиев, Ф.Туйкин и др.

Неутомимый исследователь башкирского края В.С. Юматов еще в середине XIX века писал: «У бБашкирцев почти о каждом несколько замечательном месте есть свое особое предание. У просвещенных народов пишут историю, летописи, биографии, записки; у народов малограмотных, младенчествующих на низкой ступени общественности, все это заменяется или преданиями, переходящими изуства от отцов к детям, или народными, историческими песнями, которые есть те же предания, только обличенную в поэтическую форму» [Юматов; 402]. Другой его современник, писатель, публицист, писал о Башкортостане, что здесь «нет такой реки, нет такой горы, про которую не существовало бы легенды и песни» [Михайлов; 244].

Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, мунажаты, книжные напевы («Мухамадия», «Юсуф и Зулейха» и др.), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики [Башкортостан: КЭ; 74]. Среди них выделяются протяжные песни узун-кюй, короткие быстрые песни кыска-кюй, плясовые песни такмак и другие. Кроме того, в соответствии с возрастными группамиразличаются детские песни (игровые, колыбельные, песни-потешки) и молодежные (хороводно-игровые).

Заключение

2.2.

Проблема изучения музыкальной культуры является одним из основных факторов гуманизации жизни современной школы – насыщения ее духом высокого национального музыкального искусства.

В основу программы «Музыка» положена концепция общего музыкального образования, разработанная Д.Б. Кабалевским. Программа составлена с учетом республиканского, регионального и федерального компонентов содержания музыкально-эстетического образования. ЕЕ содержание направлено на всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыки Башкортостана, России и мира. Воздействие национальных музыкальных культур, диалог культур – рассматривается как единственный верный путь к естественному развитию ребенка, сближению, и взаимоуважению разных народов.

Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия [Музыка; 90].

В первом классе программа по музыке разделена на два полугодия: «Путешествие в мир музыки» и «О чем говорит музыка?». Основными задачами уроков музыки:

- воспитание интереса к музыкальному искусству, увлеченности на музыкальных занятиях;

- обобщение и систематизация жизненных и музыкальных представлений на основе эмоционально-образного постижения детьми жанровых основ музыкального искусства;

- развитие навыков целостного музыкального сочинения и умения размышлять о его характере, настроении;

- расширение интонационного словаря учащегося;

- формирование первоначальных музыкально-практических умений и навыков в разных видах детского музицирования [Музыка; 94].

В первом классе необходимо заинтересовать ученика на уроках музыки, ведь именно от этого будет зависит дальнейшее его отношение к данному предмету. Поэтому ненавязчиво, деликатно надо объяснить о роли музыки в повседневной жизни человека. Мы каждый день, каждый час встречаемся с музыкой: пение птиц, капли дождя, утренний рассвет – все это можно выразит музыкой. Песни, танцы, марши – основа многообразных впечатлений жизненно-музыкальных впечатлений детей. Детям обязательно нужно объяснить отличительные особенности марша, танца, песни.

Марш – музыкальное произведение, под звуки которого совершается движение войск, маршировка [Ушаков; 429].

Танец - (немецкое слово) ряд пластических и ритмичных движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке [Ушаков; 1033].

Песня – словесно музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором; поэтическое произведение, преимущественно лирическое [Ушаков; 684].

Далее необходимо дать послушать разновидности маршей, песен, танцев. Ученик должен увидеть отличительные черты этих видов искусства.

Для развития умения учащихся сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение с ярко выраженными жанровыми признаками (песня, танец, марш) и жизненным содержанием. Необходимо пробудить эмоциональной отклик ученика на слушаемое и исполняемое музыку. На уроках музыки ученик должен научиться выражать словами, пластикой, жестом, мимикой свое отношение к музыке, определить ее характер и настроение. Например, из репертуара народных мелодий слушаем «Марш Салавата», объясняя его историю и давая возможность школьникам определить вид марша (военный).

Самым тяжелым будет развитие координации между слухом и голосом в процессе исполнения небольших песен. Сформировать спокойного вдоха в начале пения, выразительного исполнения песен.

Самое первое знакомство со звуками, издаваемыми народными музыкальными инструментами. Научит ребенка отличить тембры курая, кубыза, домбры и т.д. Дать возможность поиграть на простейших музыкальных инструментах, например, на ложках, что дает им возможность почувствовать музыку, издаваемую своими руками, послушать ритм.

В башкирском фольклоре особое место занимают танцы, ведь именно через движения рук, мимики, жестов танцор выражает свое душевное состояние, пытается раскрыть любовь, ненависть, радость во время исполнения. В учебную программу первого класса включены изучение народных танцев «Бишбармак», «Баик», «Семь девушек», «Карабай». Все они отличаются настроением и видами. У каждого танца есть своя предыстория. Например, «Баик» исполнил 100-летний сэсен башкирского народа, аксакал, когда провожал башкирские войска на войну с Наполеоном и выразил всю ненависть к врагам, любовь к родине, гордость за воином, идущих на бой в этом танце. Рассказывая историю танца, мы воспитываем гордость, патриотических дух учащихся. Направляем все силу эмоционального потока на развитие и формирование патриотизма учеников. Знакомим их с историей народа, даем информацию о войне 1812 года с французами, рассказываем о силе духа народа, о лишениях, о потерях и т.д.

Особое место в башкирском фольклоре выделяется и плясовым песням и танцам. Например, в учебную программу включена башкирская плясовая «Такмактар». Обычно плясовые исполнялись на праздниках, в гостях для поднятия настроения. В них люди поднимают себе настроение, шутили, но в меру, никогда не доводят других до слез или покраснения.

Второе полугодие изучается под темой «О чем говорит музыка?». Как уже отмечалось, музыка выражает настроение народа, их чувства, веселье радость, тревогу, грусть, печаль. Здесь уместно было бы дать послушать разные голоса природы, крики, повадки, движения животных, птиц и шумы окружающего мира. Этим мы развиваем интерес школьников к разным природным явлениям, учим их наблюдательности, формируем понятие красоты, учим ценить и понимать окружающий мир.

Может ли музыка что-нибудь изображать? Конечно, может. Приведем пример из башкирских народных песен – «Кара юрга» («Вороной иноходец») в сопровождении с кубызом школьники могут услышать конные топыты, рев и т.д.

Игра «Угадай музыкальный инструмент» очень сильно привлекает внимание школьников. Знакомство с народными музыкальными инструментами, а также возможность послушать в исполнении знаменитых музыкантов мелодии сформируют у школьников чувства гордости. Ведь ни у какого другого народа нет музыкального инструмента – курая, который растет везде, к тому же может издавать различные звуки природы, развеять грусть и т.д.

Второй класс тоже разделена на два полугодия. Основными задачами уроков 2-го класса являются:

- обогащение музыкальных впечатлений от встреч с музыкой на школьных уроках и в повседневной жизни;

- формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям, положительного эмоционально-образного отношения к музыке;

Накопление интонационных знаний путем прослушивания и исполнения (в разных формах детского музицирования) лучших образцов отечественной музыки;

- развитие умения различать речевые и музыкальные интонации разного характера, понимать сходство и различие музыкальной и разговорной речи;

- овладение на интонационной основе элементами музыкальной грамоты, в частности средствами музыкальной выразительности: высотой звуков, метроритмом, темпом, тембром, динамикой, регистрами, ладом;

- вхождение в музыку синтетических жанров;

- накопление первоначальных представлений о развитии и формах в музыке на основе повтора, контраста, вариативности [Музыка; 105].

Песни, танцы и марши помогают войти в мир серьезной музыки. Музыкальные жанры (рок-опера), музыкальная сказка, мюзикл, балет, симфония, концерт. Мир образов, сказочных сюжетов, народных мотивов в крупных музыкальных жанрах.

В этом полугодие школьником дается объяснение о том, что башкирские народные песни, сюжеты народных эпосов, преданий становятся основой для профессиональной музыки. Например, башкирская народная песня «Салват» дает профессионалам изучит историю, творчество видного башкирского деятеля, батыра Салавата Юлаева, в итоге З.Исмагилов смог написать увертюру к опере «Салават Юлаев». Конечно, выход в профессиональную сцену дает возможность показать и другим народам образ Салавата, образ народного героя, защитника народа.

Башкирская народная песня «Журавлиная песень» изучается в параллели с балетом «Журавлиная песнь», авторами которого стали Л.Степанов и З.Исмагилов. Слова песни очень грустные, ведь такие красивые птицы всегда приносят беду, заранее предупреждают о предстоящих проблемах. Даже есть версия того, что журавли спасли от верной гибели какое-то племя. Изучая каждое народное поэтическое произведение необходимо уделять внимание преданиям, легендам этой песни. Они ведь могут рассказать не только историю возникновения произведения, но и историю народа.

Список литературы

Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 208 с.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: «Альта-Принт», 2007. – VIII, 1239 с.

Общая психология: Курс лекций для первой степени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов – М.: Гуманистический издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 448 с.

Музыка: Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / Авт.сост Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. – Уфа: Информреклама, 2003. – 184 с.

Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Сентябрь, 1997 – 112 с.

Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост И.Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987. – 148 с.

Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.

Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М., 1997. – С.6.

Идеи эстетического воспитания: в двух томах. // Ред.-сост. В.Шестаков. – М., 1973. – Т.1.

Бахтин В.В. Формирование эмоционально-целестного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе / Автореферат дис. На соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Пенза, 2011. – 25 с.

Бахтин В.В. Моделирование процесса формирования эмоциаонально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности [Текст] / В.В. Бахтин // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 3. – С.56-60.

Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. - 672 с.

Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности / А.К. Болотова // Психология человека в условиях социальной не стабильности. – М., 2004. с. 47-62.

Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии, 2004.

Несменов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: ВЗКН: Кн. 3; Экспериментальная педагогическая психология и психодидактика / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 512 с.

Юматов В.С. Древние предания у Башкирцев Чубиминской волости // Башкирия в русской литературе. Т.1 / Подбор текстов, сост., предисл. и биобибл. спр. М.Г. Рахимкулова. - Уфа, 1989.

МихайловМ.Л. Письмо Н.В. Шелгунову // Башкирия в русской литературе. Т.1 / Подбор текстов, сост., предисл. и биобибл. сСпр. М.Г. Рахимкулова. – Уфа, 1989.

Надршина Ф.А. Башкирская народная проза. Автореф. Дисс. Д-ра филол. Наук. Уфа, 1998.

Народное искусство башкир / Сост., вступ. ст. и коммент. С.А. Авижанской, Н.В. Бикбулатова, 1968. – С.4-6.

Сулейманов Р.С. Башкирское народное музыкальное искусство. Том XI (часть первая): Музыкальный фольклор северо-западных башкир / Р.С. Сулейманов. Уфа: Гилем, 2006. 144 с.

Галин С.А. Народной мудрости источник. Башкирский фольклор: толковый словарь. Учебное пособие (на башк. языке). – Уфа: БКН «Китап», 1993. – 224 с.

Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995.

Конников И.А. К вопросу о сущности эстетического // Эстетическое сознание личности. М., 1994.

Кривцун О.А. Эстетика. Учебное пособие для вузов. Изд-во «Аспект пресс». М., 1998.

Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

Журова Е.Б. Развитие ценностного отношения подростков к музыкальному искусству /// Педагогика искусства. Электронный научный журнал УРАО «Институт художественного образования», 2010, № 4. – с.1-9.

Бондаровская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. М., 1995.

Самохлова В.И. Пути формирования эстетического сознания личности // Эстетическое сознание личности. М., 1994.

Примечания

Форматы: Word *.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие ценностного отношения к искусству у школьников на основе изучения башкирского фольклора»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Дипломная работа
Страниц: 34
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика