Дипломная работа

«Тексты экологического содержания как средство формирования навыков монологической речи»

  • 65 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1: РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ, КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 6

1.1.Основные педагогические задачи на уроках иностранного языка в выпускных классах 6

1.2. Определение монологической речи и ее значение 9

1.3. Существующие теоретические подходы к формированию навыков монологической речи 13

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21

Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 23

2.1 Место экологии в картине мира современного человека 23

2.2 Причины выбора тестов экологического содержания в качестве опорного материала и методика работы с ними 29

2.3. Примеры заданий для работы с текстам по экологии 34

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Приложение 1 53

Приложение 2 60

Введение

В современном обществе все быстрее и интенсивнее происходит развитие изучения иностранных языков. Иностранный язык является обязательным предметом школьной программы, а в некоторых школах внедряется и изучение дополнительных иностранных языков. И все же обучение иностранному языку в средней школе ставит своей основной задачей развитие личности школьника, выработку у него интереса и желания участвовать в коммуникативных процессах на изучаемом языке и формирование способности самосовершенствования в изучаемой иноязычной речевой деятельности. Итоговой целью изучения иностранного языка, как предмета школьной программы является формирование у учащихся умений свободного говорения на иностранном языке. Другими словами, речь идет о развитии коммуникативной компетенции, которая объединяет умения непосредственного и опосредованного общения. Под первым термином понимается владение навыками говорения, и слухового восприятие, под вторым – осознанное чтение текстов на иностранном языке и письмо. В старшем звене, в особенности в 10-11 классах изучение языка принимает немного иную форму. Оно позволяет отойти от выполнения заданий механического типа и позволяет варьировать виды работы. Также значительно расширяются контекстуальные рамки, т.к. необходимо подготовить выпускников к использованию иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. Особое внимание уделяется содержательному компоненту заданий. Поскольку развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке подразумевает также и углубление культуроведческих знаний о менталитете, духовных ценностях и привычках стран изучаемых языков. А использование межпредметных связей на уроках иностранного языка позволяет расширить задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников.

По традиции, при обучении иностранному языку монолог занимает лидирующее место в плане эффективности развития и формирования навыков говорения.

Целью нашей работы является определение научных основ и методики формирования навыков монологической речи на базе текстов экологического содержания, и в последствии разработка методических заданий и рекомендаций по работе с данными текстами. Помимо этого важно:

1) определить значение навыка устной речи, способы его достижения;

2) определить основные возрастные психологические особенности учеников на данном этапе образования;

3) определить степень актуальности и эффективности использования текстов экологической направленности.

Предметом исследования является процесс развития навыка говорения, осуществляемый с помощью работы над текстами экологического содержания, у учащихся старших классов, а именно 10-11-ые.

Задачи исследования:

1] проанализировать имеющиеся методические подходы к их формированию, в частности с использованием текстовых опор.

2] выявить и дать аналитическую оценку наиболее оптимальным вариантам упражнений и заданий, применяемых при работе с текстами на иностранном языке.

3] составить методический комплекс упражнений для работы над текстом, способствующий формированию, закреплению и проверке коммуникативных навыков и умений учащихся. Проверить его эффективность опытно-экспериментальным путем.

В ходе работы используются следующие методы исследования:

1] критический анализ научной и методической литературы по проблеме;

2] изучение и обобщение положительного опыта преподавателей;

3] наблюдение за контролирующей деятельностью учителя и студентов во время педагогической практики;

4] экспериментальная проверка составных речевых заданий

Теоретической основой настоящей работы являются методические исследования по данной проблеме передовых преподавателей и методистов иностранного языка, а также труды детских психологов.

Во введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи, объекты и предмет исследования.

В первой главе раскрываются научные основы осуществления развития навыка говорения посредством работы с текстом, на уроке иностранного языка на старшем и среднем этапах, рассматриваются виды и формы работы при обучении говорению, а также требования к его осуществлению. Так же рассматривается психологический аспект учащихся на среднем и старшем этапах обучения.

Во второй главе приводятся примеры возможных комплексов заданий для конкретных текстов. Также объясняются цели и задачи предложенной работы и актуальность затронутой проблематики.

Заключительная часть представляет собой подведение итогов всего исследования, обобщение его преимуществ и снова акцентирует внимание на основных потенциально-возможных трудностях. Кроме этого в ней приводятся некоторые рекомендации по использованию упражнений, направленных на развитие навыков монологической речи.

Фрагмент работы

Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

2.1 Место экологии в картине мира современного человека

Термин «экология» происходит от греч. слова «óikos», что означает дом, местообитание, убежище, жилище; и «logos» – наука. Впервые термин экологии был предложен немецким зоологом Э. Геккелем в 1866 году. Он определили экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все “условия существования”». Таким образом экология, в широком смысле, определяется как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто экология также трактуется как наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. В современном понимании экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

Этапы становления.

Предыстория экологии берет свои начала в трудах натурфилософов Древней Греции и Рима. Уже в 18 веке работы таких естествоиспытатлей, как К. Линнея, Ж. Бюффона, П.С. Палласа и И.И. Лепёхин, несут в себе ценный экологические наблюдения. Экология зарождалась в ботанике и зоологии. На формирование её в первую очередь оказали влияние работы, в которых изучался образ жизни организмов, а также зависимость их распространения и развития от различных факторов среды. К середине 19 в. больших успехов достигла агрохимия. В начале 20 в. ставится комплексная задача исследования совокупности растений и животных в их взаимодействии с абиотической средой. Вводится понятие гидробиологии. Гидробиологи первыми начали изучать роль организмов в круговороте веществ и трансформации энергии в природе. В 20-30-х гг. советский учёный В.И. Вернадский создает учение о биосфере. Идеи В.И. Вернадского оказали огромное влияние на экологическое мышление во всем мире. Их актуальность еще больше возросла в 50-60-е гг., в значительной степени в связи с возросшей угрозой глобальных нарушений в биосфере, вызванных деятельностью человека. В 60-70-х гг. наблюдается бурный рост экологических исследований во всём мире. Причина его, во-первых, в зрелости самой экологии, как науки, чётком определении объектов и методов исследования; во-вторых, в актуальности проблем повышения продуктивности экосистем и охране окружающей среды, необычайно возросшей в ходе научно-технической революции [Большая советская энциклопедия, 1969-1978].

В последние годы сформировалось новое направление – экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [Экологическая доктрина РФ, 2002]

Таким образом, экология как наука основана на разных разделах биологии (физиологии, генетике, биофизике, зоологии, ботанике и др.) и связана с другими науками (например, с физикой, химией, географией, психологией, педагогикой, правом). Только на основе интеграции этих дисциплин возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, выработать новый тип экологического сознания, мышление, коренным образом меняющее поведение людей по отношению к природе.

Исходя из приведенных выше направлений следует, что задачи экологии многообразны [А.С. Степановских, Экология. Учебник для вузов, 2001 г.]:

1. Исследование влияния среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов.

2. Исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы.

3. Изучение экологических механизмов адаптации к среде.

4. Исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости.

5. Создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере.

6. Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в природной среде под влиянием деятельности человека.

7. Оптимизация экономических, правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного, устойчивого развития.

8. Восстановление нарушенных природных систем, сохранение эталонных участков биосферы.

9. Формирование экологического мировоззрения, развитие экологического сознания и культуры у людей всех возрастов и профессий.

10. Создание новых технологий, основанных на понимании экологических возможностей данного региона, его специфичности.

Практическое значение экологии

На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате научно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло. Экологии должна служить научной базой любых мероприятий по использованию и охране природных ресурсов, по сохранению среды в благоприятном для обитания человека состоянии.

Сегодня среди основных глобальных экологических проблем современности ученые выделяют следующие: «парниковый эффект», истощение озонового слоя, «кислотные осадки», проблему утилизации отходов, загрязнение окружающей среды, опустынивание, деградацию почвы, эрозию почвы, вырубку лесов, сокращение численности и вымирание животных, изменение климата, истощение природных ресурсов, заболеваемость населения, фотохимический смог и другие [Т.А. Хоружая, 2002]. Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и экологической катастрофе. Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) – это стационарное, относительно постепенное обратимое или необратимое ухудшение состояния окружающей среды, а именно упрощение ее структуры, снижение энергетического или экологического потенциала, вызванное деятельностью человека или естественными факторами [В.В. Снакин, 2000]. Под экологической катастрофой (экологическим бедствием) понимают экологическое неблагополучие, характеризующееся необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения [А.С. Степановских, 2001].

Качество окружающей среды существенно влияет на здоровье населения. Практически все химические вещества и физические излучения в той или иной степени оказывают вредное воздействие на здоровье людей, причем важным является уровень их присутствия в окружающей среде. Согласно данным экспериментальных и эпидемиологических исследований, экологические факторы даже при невысоком уровне воздействия могут вызывать значительные расстройства здоровья людей. Загрязнение среды может приводить к серьезным нарушениям в состоянии здоровья, особенно таких малоустойчивых групп, как дети, беременные женщины, пожилые люди, больные хроническими заболеваниями. К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести: характер пищи, энергетические воздействия, динамический и химический характер атмосферы, водный компонент, биологические воздействия, сбалансированность и стабильность климатических и ландшафтных условий, ритмы природных явлений и др.

Экология заняла одно из центральных мест в мире политики, ещё в 1971 году. В то время ЮНЕСКО приступила к исследовательской программе под названием «Человек и биосфера», целью которой было расширение знаний о взаимоотношениях между человеком и природой. Спустя несколько лет она определила концепцию биосферного заповедника.

В 1972 году Организация Объединённых Наций [далее – ООН] провела первую международную конференцию по проблемам окружающей среды человека в Стокгольме, подготовленную Рене Дюбо [Nous n'avons qu'une Terre, 1972] и другими экспертами. Эта конференция была проведена под девизом «Мыслить глобально, действовать локально». Следующим знаковым мероприятием является проведение Саммита Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Во время проведения саммита была разработана концепция биосферы и появление термина «биологического разнообразия», более широкого чем в 1980-х годах. Следствием этого явилось всеобщее признание концепции биосферы основным международным организациям, а также четкое осознание рисков, связанных с сокращением биоразнообразия.

В 1997 году опасности биосферы были признаны с международной точки зрения на конференции ведущей к Киотскому протоколу. В частности, на этой конференции, была подчеркнута возрастающая опасность парникового эффекта — связанная с увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере, что приводит к глобальным изменениям климата. В Киото, большинство государств мира признали важность изучения экологии в мировом масштабе, а также принять во внимание воздействие человека на окружающую среду Земли. Событием исторической важности также можно назвать подписание соглашения, направленного на сокращение выбросов парниковых газов, которое заменило собой Киотский протокол. Соглашение было подписано на Конференции по изменению климата в Париже [Климатический саммит – СОР 21] и было единогласно одобрено представителями 196 стран, принимавшими участие в саммите. Целью данного соглашения является удержание повышения среднегодовой глобальной температуры воздуха на уровне, который значительно ниже 2 градусов Цельсия от доиндустриального уровня, а также продолжение деятельности, направленной на ограничение повышения глобальных температур до 1,5°. Стороны взяли на себя обязательство достичь в кратчайшие сроки максимального уровня мировых выбросов парниковых газов, чтобы, во второй половине века, прийти к балансу между выбросами и мерами по устранению их последствий. Страны также были призваны увеличить свои усилия по смягчению и снижению выбросов парниковых газов.

Говоря об охране природы на региональном уровне нельзя не упомянуть выдающегося исследователя-археолога О.Н. Бадера, который остро поднял вопрос грамотного природопользования с целью сохранения природного и культурного наследия нашего края. О.Н. Бадер особенно подчеркнул это в своих трудах, касающихся изучения Каповой пещеры [1963 г.]

Экология уже входит в список обязательных предметов не только в ВУЗах Российской Федерации, но и в зарубежных учебных заведениях. Однако учитывая всю важность рационального природопользования, осознания рисков и последствий к которым могут привести нарушения в состоянии окружающей среды, все больше и больше ученых, преподавателей и обычных граждан признают необходимость внедрения экологического воспитания с детского возраста. Школа играет важнейшую роль в становлении ребенка как личности, в формировании его нравственных и моральных ценностей. Она должна создавать условия для социальной адаптации учащихся к активной деятельности в демократическом обществе, всячески формировать их личность, всесторонне развивать ее средствами иностранного языка. В современном процессе образования экологическое воспитание может происходить не только посредством прямого преподнесения информации во время уроков биологии и экологии, но также может быть грамотно отражено в различных воспитательных мероприятиях или посредством межпредметной связи на других уроках. В старших классах особенно четко проявляется интерес к мировоззренческим, общественным проблемам.

Заключение

На сегодняшний день отечественная система языкового образования значительно усовершенствована на организационном и содержательном уровнях. Произошли изменения и в социокультурном контексте изучения иностранных языков. Большой упор делается на образовательную и самообразовательную функцию изучения иностранного языка как в средних, так и в высших учебных заведениях. Высокий уровень владения иностранным языком, в частности английским, теперь является одним из ключевых условий для самореализации на международном рынке труда, а также одной и самых значимых профессиональных компетенций. Как следствие этот факт служит дополнительным стимулом для детей в изучении дополнительных языков.

По итогу проделанной работы мы можем предложить некоторые рекомендации, применимые при работе с текстовыми опорами, и в частности с текстами экологического содержания. В современном обществе с каждым днем растет потребность коммуникаций на иностранном языке. Благодаря различным социально-общественным изменениям, подразумевающим как геополитические так и технологические преобразования в мире, все больше людей начинает принимать участие в прямом или косвенном процессе общения на международном языке, что создает спрос к его изучению. Однако иностранный язык стоит рассматривать не только как примитивное средство общение, но нужно учесть и его образовательную ценность, которая выражается в приобщении к культурному наследию изучаемых стран и народов. Изменился также и подход к обучению языкам. В школах все чаще применяется интерактивный подход, подразумевающий высокую степень вовлечения учеников в образовательный процесс. Это особенно свойственно работе, направленной на развитие речевых, языковых и социокультурных компетенций. Работа с текстами, представленными в научных изданиях, журналах, современных публикациях на наш взгляд, является особенно увлекательным занятием для учеников на старшем этапе обучения. Говорение может выступать и в форме монологического (связного) высказывания и в форме диалога, т.е. беседы, хотя по своей сути такое разграничение несколько искусственно. Осуществляется оно в методических целях, с тем чтобы учитывать лингвистические особенности каждой из форм речи, условия их протекания. Так, для монологической речи характерна, например, полнота и развернутость, это может быть описание, повествование, рассуждение. Основные, общие принципы для работы с текстами, представляющими собой отрывок из какой-либо публикации научного характера, включают несколько этапов:

 идентификация источника текста, его автора;

 чтение текста и выделение главной мысли;

 закрепление нового лексического материала посредством письменных и устных упражнений;

 краткое изложение содержания статьи или другого отрывка на иностранном языке.

При работе с текстом не менее важно соблюдать этапы работы над ними.

В заключении необходимо отметить, что поставленные в данной работе цели и задачи успешно выполнены. Нами были изучены различные методологические подходы к работе над формированием навыков монологической речи на иностранном языке, а затем, согласно этапу обучения и возрастным особенностям учащихся, разработан методический комплекс. Актуальность межпредметной связи английского языка и экологии является его дополнительным преимуществом.

Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008.

2. Афанасьева О.В., Д. Дули, Михеева И.В., Б. Оби, В. Эванс, Английский язык. 11класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М., Express Publishing : Просвещение. 2009.

3. Бадер О.Н. Советская археология// статья Палеолитические рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) на Урале, выпуск 1, М., Издательство Академии Наук СССР, 1963, С.125.

4. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М., 1988. С.72-96.

5. Бухбиндер В. А. Основы методики преподавания иностранных языков. Киев: КГУ, 1986.

6. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения языку на начальном этапе в средней школе. М., Просвещение, 1988.

7. Виноградова О.С. Проблемные методы обучения иностранным языкам. М., 2000.

8. Гальковска Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам/ Лингводидактика и методика. М., 2004.

9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ 2-е изд., перераб. и доп. М., Аркти. 2003.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология М.: Логос, 2004, с.130

11. Игебаева Ф.А. Аграрный вестник Урала № 03. 2015. С.133.

12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - Москва, «Смысл», 2003

13. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: РАО/МПСИ, 2001. С.127.

14. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие для вузов. М., Высшая школа. 1981.

15. Миролюбов А.А. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам. М., 1998.

16. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1988. С.63

17. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.

18. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы. Волгоград: Учитель. 2015.

19. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», 2010.

20. Приказ № 413 об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования, 2012.

21. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 2004.

22. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. М., 1983.

23. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. М., 1986. С.27.

24. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Базовый курс // Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М., АСТ Астрель. 2010. C.141-163.

25. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М., Просвещение. 2002.

26. Степановских А.С. Экология. Учебник для вузов М., Юнити-Дана. 2001. С.115-123.

27. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004.

28. Фоменко Е.А., Долгопольская И.Б., Черникова Н.В. Учебно-методическое пособие / Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013. Ростов-на-Дону: Легион. 2012.

29. Чикилева Л.С. Английский язык для публичных выступлений / English for public speaking. 2-е изд., М., Юрайт. 2016.

30. Щерба Л.В. Как надо изучать иностранные языки. М., 1929, 54 с.

31. Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. М., Просвещение. 2012. C.240.

32. Ernst von Weissacker, Karlson Hargroves, Michael H. Smith, Peter Stasinopoulos and Cheryl Desha. Factor Five: Transforming the Global Economy through 80% Improvements in Resource Productivity, Springer International Publishing. 2009. P.25.

33. Rene Dubos, Barbara Ward. Nous n’avons qu’une Terre. Denoël. 1972.

Лексикографические источники

34. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., Издательство ИКАР. 2009

35. Большая советская энциклопедия, 1969—1978

36. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам), 2009.

37. Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник / Ред. Яншин А.Л., М., Академия. 2000.

38. Cambridge Dictionary of American Idioms, by Cambridge University Press 2003.

39. Longman Idioms Dictionary, by Longman, 2002.

40. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners, by Macmillan Education, 2007.

41. McGraw-Hill Dictionary of American Idioms and Phrasal Verbs, by The McGraw-Hill Companies, Inc. 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Тексты экологического содержания как средство формирования навыков монологической речи»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика