Дипломная работа

«Реализация информационных технологий в создании электронного УМК по истории русского языка»

  • 72 страниц
Содержание

Введение 4

Глава I. Информатизация процесса современного лингвистического образования 10

1.1. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 12

1.1.1. Функции информационных и коммуникационных технологий и их реализация в системе образования 13

1.2. Изучение вопросов использования ИКТ в преподавании дисциплин лингвистического профиля 14

1.3. Компьютерные технологии, направленные на применение в преподава-нии лингвистических дисциплин 18

1.3.1. Лингвистические образовательные порталы 19

1.3.2. Национальные корпуса текстов и корпусная лингвистика 21

1.3.3. Электронные библиотеки 25

1.3.4. Электронные энциклопедии 29

1.3.5. Поисковые системы 31

Выводы по главе I. 32

Глава II. Реализация информационных технологий в создании элек-тронного УМК по истории русского языка 33

2.1. Особенности мультимедийной составляющей в электронном сопровождении 33

2.2. Телекоммуникационные проекты в лингводидактике и преподавании исторической грамматики 36

2.2.1. Типология проектов по ИРЯ 37

2.3. Основные принципы создания электронного УМК по исторической грамматике русского языка 40

2.3.1. Принципы создания электронного учебного пособия 40

2.3.2. Создание электронного справочника 45

2.3.3. Формирование тестирующей системы 47

2.3.4. Принципы создания электронного лабораторного практикума 50

2.4. Реализация ИКТ на занятии, посвященном изучению форм прошедше-го времени глагола в древнерусском языке 54

Выводы по главе II. 54

Заключение 55

Список литературы 59

Введение

В последние десятилетия ХХ в. человечество перешло из индустриальной стадии развития в новую стадию, которая получила название постиндустриальное или информационное общество.

Уместно сказать, что постиндустриальная цивилизация отличается следующими особенностями:

• её первичным продуктом являются услуги;

• первичным фактором производства – деятельностные знания и опыт человека;

• ключевыми технологиями – организационные, деятельностные, информационные [Шукшунов, 12];

• экологическими и эргономическими принципами подхода к человеку и природе (максима "человек и окружающая его природа - мера всех вещей"), человек при этом выступает как творец;

• ключевой результат образования при этом должен быть определен как методология адаптации к Природе и Космосу [Узилевский; 5].

Бурное развитие вычислительной науки и техники, становление постиндустриальной цивилизации потребовали достаточно ощутимых преобразований в образовании.

Тем не менее, укоренившееся в сознании современных людей суждение “мы живём в век информации и коммуникаций” не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникация были всегда. В течение всей пятитысячелетней истории человеческое общество накапливало новые знания. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной работы с этими знаниями и их представлением. Это позволило хранить и обрабатывать большие потоки информации.

Количество, качество и доступность информационных ресурсов во многом определяют уровень развития страны и ее статус в мире. Информация неразрывно связана с национальными традициями и исторической памятью. Органическому развитию общества и обеспечению единства национального самосознания способствует возможность ее свободного использования на всей территории страны. Данный факт означает, что сохранение, рациональное использование, развитие и распространение национального информационного ресурса - это задача государственной важности.

На современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден учиться всю жизнь.

В сфере образования это представлено технологическим обновлением учебного процесса, что выражается активным внедрением новых средств преподавания, прежде всего, мультимедийных компьютерных программ. Это приводит к смене парадигмы образования. В данный момент в учебно-познавательном процессе акцент делается на самостоятельное участие личности.

Стоит отметить один важный момент: в последнее время в нашем образовательном процессе наметилась тенденция к переходу на европейскую двухуровневую систему образования.

В связи с этим произошло изменение формата обучения студентов гуманитарных направлений, в том числе и филологов, с 5-ти летнего обу-чения (форма обучения специалитет) на 4-х и 6-ти летнее обучение (бака-лавриат и магистратура).

Модернизация образования, требует от преподавателя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения в связи с переходом на профильное обучение. Ранее одной из центральных дисциплин при подготовке будущих учителей-лингвистов яв-лялась «История русского языка» (ИРЯ).

В новом учебном плане (ФГОС 3-го поколения) данная дисциплина входит в перечень программ, изучаемых бакалаврами на русском отделе-нии института филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ им. М. Акмуллы.

К сожалению, стоит отметить, что место ИРЯ в учебном плане резко сократилось. Если ранее студентам на изучение древнерусского языка отводилось 136 часов, из них 64 лекционных что обеспечивало освоение данной дисциплины в течении двух семестров и заканчивалось итоговым контролем в форме экзамена, то в новых планах на преподавание исторической грамматики отводится 100 часов, из них 36 лекционных [Косов, 3- 4]. Стоит отметить, что формой итогового контроля также остается экзамен, а объём изучаемых тем увеличился – теперь в дисциплину включены материалы исторической лексикологии, которая ранее изучалась в рамках курса «История русского литературного языка».

Более того, надо признать, что наблюдается тенденция к снижению интереса учащихся к предмету истории русского языка и усложнению его восприятия – данные факторы и определяют актуальность нашего исследования.

Как же адаптировать преподавание ИРЯ к сложившимся условиям?

Одно из вероятных направлений решения данной проблемы – созда-ние новых специализированных учебников, учитывающих специфику современного студента. Компьютерные технологии способствуют эффективной реализации намеченных целей и задач обучения, рациональ-ному проектированию учебного процесса, поэтому другое решение проблемы – создание компьютерного мультимедийного учебно-методического комплекса, в котором исправляются недостатки традиционных систем обучения.

Объектом исследования является мультимедийная составляющая современного образовательного процесса.

Предметом исследования является возможность преподавания ИРЯ с применением современных информационных технологий.

Апробация исследования. Положения, данной работы представлялись на научно-практических конференциях, проводимых как в рамках БГПУ им. М. Акмуллы («Система непрерывного образования: Школа-педколледж-вуз - 2009», «Система непрерывного образования: проблемы функционирования языков и литератур в полиэтническом Башкортостане – 2010, 2012», V международная конференция «Акмуллинские чтения»), так и на международных и всероссийских конференциях в СамГУ («Язык и проблемы коммуникации - 2011») и УГАТУ («Мавлютовские чтения – 2009, 2011»).

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы, в которых изучаются проблемы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс (Б.С. Гершунский, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и т.д.), однако стоит отметить недостаток теоретических и практических материалов по данной теме.

Материалом исследования являются компьютерные технологии, позволяющие внедрять инновационные технологии в образовании.

Методы исследования. Основной метод нашего исследования – описательный, реализованный в приемах собирания, систематизации, обобщения и интерпретации материалов. Применялись и другие методы –наблюдение за ресурсами, дедукция, индукция, анализ, синтез. При осуществлении практической деятельности был задействован эвристический метод.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует дальнейшему развитию методической науки в контексте изучения особенностей применения информационных технологий в лингвистическом образовании.

Цель работы – оптимизация преподавания древнерусского языка путем перевода учебного процесса на качественно новый уровень через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• определить степень и своеобразие информатизации современного образования;

• разработать классификацию всех телекоммуникационных проектов, используемых в преподавании исторической грамматики русского языка;

• рассмотреть основные методические приемы построения электронного пособия и создания системы контроля знаний учащихся;

• создать наглядные материалы для апробации и адаптации их к условиям образовательного процесса;

• создать принципиально новые условия преподавания предмета для формирования ключевых компетенций обучающихся;

Реализация обозначенных цели и задач невозможна без практиче-ского применения данной работы. Данное обстоятельство требует наличия соответствующей материально-технической базы.

Достоинства работы. Данная работа является теоретическим описанием применения мультимедийных средств на лекционных и практических занятиях по «Истории русского языка», а также в ходе промежуточного и итогового контроля. Характерным отличием работы является её практическая направленность.

Недостатки работы. В рамках данного исследования невозможно изучить весь пласт инновационных технологий, применяемых в преподавании лингвистических дисциплин, в частности, исторической грамматики русского языка. Также весьма проблематично создание новых условий преподавания предмета без взаимодействия всех участников учебного процесса.

В образовательном процессе важно использовать высокую познава-тельную активность учащихся для целенаправленного развития их лично-сти. Однако надо отметить низкий уровень использования компьютерных технологий в процессе обучения на данный момент.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой (теоретической) главе, состоящей из трёх параграфов, описывается сущность современного процесса информатизации образования, рассматривается научная деятельность учёных, занимающихся вопросами изучения древних текстов с помощью цифровых технологий, а также вопросами сохранения и распространения памятников письменности в электронном формате. Также в главе даётся описание некоторых видов информационных технологий, которые филолог может использовать как в научной деятельности, так и в образовательной. Во второй (практической) главе, состоящей из четырёх параграфов, описывается явление мультимедиа как способа представления информации, представлена схема классификации телекоммуникационных проектов по исторической грамматике русского языка, даётся характеристика компонентов электронного УМК. Также глава содержит описание создания и применения информационных технологий на практике.

Обобщая сказанное выше, можем отметить, что в процессе НТР производство и наука интенсивно развивались, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате начали проявляться глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой. Исходя из того факта, что образование занимает промежуточное положение между производством и наукой, мы делаем вывод о том, что оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО УМК ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

В учебном процессе использование информационных технологий может осуществляться как на основе готовых профессиональных систем, так и на основе собственных разработок преподавателя. Преимуществом первых является более высокая техническая составляющая учебного пакета программ. Преимущество самостоятельно созданных комплексов заключается в том, что они наиболее точно отвечают требованиям конкретного преподавателя, так как создаются с учетом его методических предпочтений.

Перед рассмотрением принципов применения программных средств в преподавании исторической грамматики русского языка ознакомимся с таким явлением, как мультимедиа, а также с формой представления информации во время занятия – телекоммуникационным проектом.

2.1. Особенности мультимедийной составляющей в электронном сопровождении

Чтобы дать оценку возможностей данного компонента, определим объем термина:

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере [Richard Albarino].

В таких объектах-контейнерах содержится как любая текстовая, графическая, видео- и аудиоинформация, так и способы интерактивного взаимодействия с ней.

В частном случае термин мультимедиа означает способность вычислительной техники использовать электронные носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных (например: анимация, изображение, аудио, видео и др.) вместе с традиционными способами предоставления информации, например, текстом.

Исходя из определения, можем дать следующую структуру:

Представление мультимедийной информации бывает двух видов: линейное и нелинейное.

Ярким примером линейного способа представления является кино. Человек, просматривающий данный документ, не влияет на его вывод.

Нелинейный способ представления информации имеет следующие достоинства: пользователь получает возможность участвовать в выводе информации, применяя средства отображения мультимедийных данных. Участие человека в процессе представления информации называется «интерактивностью». Данный способ взаимодействия человека и искусственного интеллекта наиболее полно представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных именуется «гипермедиа».

Приведём примеры линейного и нелинейного способов представления информации. Самым наглядным является проведение презентации. В том случае, если презентация записана на пленку и воспроизводится перед аудиторией, то при этом способе просматривающие не имеют возможности влиять на докладчика. В случае интерактивной презентации мы имеем факт двусторонней коммуникации - аудитория имеет возможность вносить свои дополнения, замечания, задавать докладчику вопросы, и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Мы можем сделать вывод о том, что живая презентация является хорошей иллюстрацией нелинейного (интерактивного) способа подачи информации.

Электронная (учебная) презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду [Принципы].

Презентации могут быть проведены человеком на сцене, показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайн режиме может быть либо переписана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных, может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию [Википедия].

В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедии. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования [Википедия].

Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным.

Возвращаясь к сказанному выше, отметим, что мультимедиа является основой построения учебных фильмов (мультипликационных анимированных моделей). Технология их создания довольно сложна. Недостаточно подобрать и систематизировать рабочий материал. Здесь необходима опора на труды психологов. Это поможет нам определить параметры (цветовая гамма, громкость, продолжительность, герои, образы, качество и др.), при использовании которых будет достижение максимального эффекта от просмотра данной модели. Кроме того, при подготовке учебного фильма может потребоваться помощь специалистов в области анимации. Стоит отметить, что создать подобный материал на основе имеющегося в наличии компьютерного оборудования и программного обеспечения, проблематично.

Именно поэтому чаще всего подготовкой данных проектов и электронных пособий занимаются специальные образовательные центры.

2.2. Телекоммуникационные проекты в лингводидактике и преподавании исторической грамматики

Применение средств ИКТ также выражается в применении особых телекоммуникационных проектов при осуществлении учебного процесса. Рассмотрим и дадим подробную характеристику видам телекоммуникационных проектов, применяемых на занятиях по истории русского языка.

Учебный телекоммуникационный проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [Полат, 10].

Телекоммуникационный проект – наиболее удобная форма внедрения ИКТ в образовательный процесс, т. к. он представляет собой относительно законченный комплекс деятельности (учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой), организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Работа с данными проектами предполагает полное изучение материала по той или иной теме.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели проблемы преподавания исторической грамматики русского языка. Безусловно, все они требуют своевременного решения. Нами доказано, что применение информационных технологий является средством решения вопросов, связанных с учебным временем и мотивацией учащихся.

Таким образом, компьютеризация в обучении создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес учащихся. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого студента.

В работе уточняются понятия «информационное общество», «инфор-матизация общества», «информация», «ИКТ» и многие другие, что позволяет определить сущность изучаемых процессов в современном об-разовании.

В первой главе мы установили, что в связи с технологическими изме-нениями в обществе возникла потребность пересмотра подходов преподавания. Благодаря сделанному нами обзору научных публикаций, можно сделать вывод о том, что на данный момент в крупнейших российских университетах изучают те или иные аспекты внедрения ИКТ как в обучении древнерусскому языку, так и в научном исследовании летописных текстов. В рунете (русскоязычной части сети интернет) уже существует достаточное количество лингвистических ресурсов. Нами были рассмотрены самые основные и наиболее серьёзные, которые можно эффективно использовать не только для подготовки к занятиям по исторической грамматике, но и в обучении школьников русскому языку. Также данные ресурсы оказывают неоценимую помощь в исследовании языка художественных текстов, изменения лексического пласта современного русского языка.

Во второй главе мы рассмотрели явление мультимедиа, характеризующееся динамичностью подачи информации и множественным способом её транслирования, дали собственную классификацию телекоммуникационных проектов, учитывая теоретико-методическое раз-деление курса ИРЯ в ВУЗе. Система телекоммуникационных проектов, созданных на основе мультимедиа технологий, позволяет за более корот-кий промежуток учебного времени передавать учащимся требуемый объём знаний. Это одно из возможных решений обозначенных выше проблем. Мы рассмотрели структуру электронного учебно-методического комплекса. Данная структура позволяет создавать электронные сопровождения на всех этапах изучения учебного материала и осуществлять итоговый контроль знаний учащихся. Описанные в работе принципы создания компонентов электронного УМК содержат не-обходимые методические рекомендации для преподавателя.

Также мы опытным путём, на основе анализа конспекта занятия, доказали, что применение как телекоммуникационных проектов, так и элементов электронного УМК позволяют придать уроку большую наглядность.

В последние годы наблюдается тенденция к снижению интереса учащихся к предмету истории русского языка и усложнению его восприятия. Причины негативных изменений, в обучении исторической грамматике связаны с сокращением учебного времени на его усвоение и нарастанием сложности программного материала, а также недостаточным обеспечением учебного процесса специальным оборудованием. Приведенный в главе анализ занятия наглядно демонстрирует нам решение обозначенной учебной проблемы. Вопрос недостаточной обеспеченности компьютерной и электронной оптической техникой является организационным и зависит от руководства отдельно взятых университетов, в которых могут проводиться практические разработки.

Стоит отметить, что учащиеся, как правило, с энтузиазмом принимают новинки технологического прогресса. Поэтому очень важно использовать высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на занятиях под руководством педагога учащиеся могут овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

В ходе работы по сбору и обработке материалов сформирована теоретико-методологическая база, которая может послужить источником для дальнейших научных разысканий и стать основой создания электронного сопровождения занятий, мультимедийных пособий, УМК, а также справочников по русскому языку. Материалы исследования могут быть также использованы во всех лекционных курсах языковедческих дисциплин, а также в спецкурсах и спецсеминарах по компьютерной лингвистике. На основе проведенного исследования могут быть разработаны практические рекомендации для педагогического состава средних и высших учебных заведений, занимающихся преподаванием русского языка и внедрением инновационных технологий в учебный процесс.

Современная действительность доказывает, что в нынешнем образовательном процессе существует потребность в применении ИКТ. Это в свою очередь требует качественной переподготовки учебного состава большей части школ в Российской Федерации. Гораздо более серьёзной проблемой может являться психологический барьер, так как найдутся и такие учителя, которым намного комфортнее будет проводить занятия в традиционном формате. В то же время, учащиеся являются представителями нового поколения, имеющего доступ к любой информации. На этом фоне возможно возникновение противоречий.

Таким образом, взвешенное и грамотное применение ИКТ позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, а также мотивировать учеников на получение знаний.

Список литературы

1. Аверин Д.В. Рекомендации по созданию электронных учебных пособий // Мир русского слова [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.gramota.r*/biblio/magazines/mrs/28_335 Режим доступа: свободный (дата обращения 19.08.2011).

2. Азимов Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. / Э.Г. Азимов – М.: Русский язык, 1989; - 76 с.

3. Айдаров Ю.Р. Сохранение рукописных и старопечатных тексов: возможности применения технологий искусственного интеллекта / Айдаров Ю.Р. [и др.] // Историко-культурное наследие и информационно - коммуникационные технологии: сохранение и исследование: материалы науч. конференции. (Пермь, 13–14 ноября 2009 г.) /под ред. С.И. Корниенко. Пермь, 2009. – С. 60–68.

4. Алексеев В.А. Алексеева В.Л. Использование новых возможностей Юникода для представления церковнославянских рукописей в XML-формате на сайте СКАТ // Информационные технологии и письменное наследие [Текст]: материалы международной научной конференции. (Уфа, 28–31 октября 2010 г.) / отв. ред. В. А. Баранов. – Уфа; Ижевск: Вагант, 2010. – С. 7–10.

5. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. Изд. 3-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2007 – 360 с.

6. Баранов В.А. и др. Электронные издания древних письменных памятников и технология создания полнотекстовых баз данных // Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики: Труды VIII конференции Ассоциации «История и компьютер» / Под ред. Л.И. Бородкна, В.Н. Владимирова. Москва; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. 588 с : илл. – С. 234 – 270.

7. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. - 143 с.

8. Богатырева Ю.И., Косарев П.А. «Информационные технологии в научной деятельности». //Лекционный курс. Лекция №4: [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.tspu.tula.r*/res/informat/aosit/Lection4.htm Режим доступа: свободный (дата обращения 21.09.2010).

9. Бухаркина М.Ю. Телекоммуникационные проекты и их специфика. Бухаркина М.Ю. / В сб. Телекоммуникация в учебно-воспитательном процессе в школе: Метод. рек. / Под редакцией Е. С. Полат – М, 1993. – С. 33 – 46.

10. Вигурский К.В., Пильщиков И. А. Филология и современные информационные технологии (К постановке проблемы) // Изв. рос. акад. наук. Сер. лит. и яз. 2003. Т. 62, N 2. - С. 9–16.

11. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10.

12. Гордиенко Г.А. Система тестовых технологий на уроках истории и обществознания // Учитель. – 2007. - № 3. – с. 9-10.

13. Горбунов В.С. Создание тестов в программе Hyper Test // Современные технические средства в обучении: Учебно-методическое пособие к лабораторному практикуму / под ред. Р.А. Амирова – Уфа: Издательство БГПУ, 2004. – С. 117–123.

14. Горина М.В. Информационные технологии на уроках русского языка / М. Горина // Учитель. – 2007. - № 5. – С. 11-15.

15. Громов Г.Р. ЭВМ и информатизация общества: старые мифы и новые проблемы // Микропроцессорные средства и системы. 1988. № 5. С. 85–88.

16. Дедова О.В. О гипертекстах: «книжных» и электронных // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2003. № 3. – С.106 – 120.

17. Довгяло А.М. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник / под ред. В.И.Гриценко, А.М.Довгяло, А.Я.Савельева. - Киев: Наукова думка, 1992. – 652 с.

18. Eжевский Д.О. О критериях создания электронных учебных пособий // Информационные технологии в образовании 2004. [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.ito.edu.r*/2004/Moscow/VII/VII-0-3789.html Режим доступа: свободный (дата обращения 19.08.2011).

19. Жилкин В.В. «Юзеровская» субкультура в структуре информационной культуры // «Аналитика культурологии» [Электронный ресурс]. – URL: h**t://analiculturolog.r*/archive/item/117-yuzerovskaya-subculture-in-the-structure-of-information-culture.html Режим доступа: свободный (дата обращения 24.11.2010).

20. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 192 с.

21. Зеленцов И.А. Выдвижение и проверка гипотез в системе распознавания древнерусской скорописи // Информационные технологии и письменное наследие [Текст]: материалы междунар. науч. конф. (Уфа, 28–31 октября 2010 г.) / отв. ред. В.А. Баранов. – Уфа; Ижевск: Вагант, 2010. – С. 99–101.

22. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: Учебное пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. Заведений / А.В. Зубов, И.И. Зубова – М.: Академия, 2004. – 208 с.

23. Исканьярова Г.Б. Использование информационно-коммуникатив-ных технологий в начальном образовании школьников // Современные аспекты теории и методики обучения русскому и родным языкам в национальной школе и вузе: материалы всероссийской научно-практической конференции: – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – С. 113 – 116.

24. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору / сост. К.В. Вигурский, И.А. Пильщиков // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. – URL: h**t://feb-web.r*/feb/feb/sites.htm – Режим доступа: свободный (дата обращения 24.07.2011).

25. Клоков Е.В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. - №2. – С. 29–36.

26. Книжное обозрение. 2005. №11-12. – С. 14.

27. Козлов В.Г. Электронное учебное пособие в интрасети // Современные технические средства в обучении: Учебно-методическое пособие к лабораторному практикуму / под ред. Р.А. Амирова– Уфа: Издательство БГПУ, 2004. – С. 105–116.

28. Кондратьев А. Основные понятия и сущность информационного менеджмента // Электронная энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.grandars.r*/college/ekonomika-firmy/ informacionnyy-menedzhment.html Режим доступа: свободный (дата обращения 19.11.2010).

29. Корниенко С.И., Черепанов Ф.М., Ясницкий Л.Н. Распознавание текстов рукописных и старопечатных книг на основе нейросетевых технологий // Современные информационные технологии и письменное наследие: от древних текстов к электронным библиотекам: материалы международной научной конференции (Казань, 26–30 августа 2008 г.) / отв. ред. В.Д. Соловьёв, В.А.Баранов. Казань, 2008. – С. 155–156.

30. Коноплева И.С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5. – С. 16–17.

31. Корпус средневековых славянских письменных памятников «Манускрипт» // [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.manuscripts.r*/mns/ portal.main?p1=16&p_lid=1 Режим доступа: свободный (дата обращения: 27.10.10).

32. Косов А.Г. История русского языка: программа учебной дисциплины / сост. А.Г.Косов/. - Уфа: изд-во БГПУ, 2006. – 16с.

33. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003./В.П. Леонтьев. - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 705 с.

34. Лещева Т.Е. «ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся» // материалы баркэмпа Intel 25.08.2009. [Электронный ресурс]. – URL: h**t://letopisi.r*/index.php/Баркэмп_ 25.08.2009/ИКТ_как_средство_активизации_познавательной_деятельности_учащихся. Режим доступа: свободный (дата обращения 2.11.2010).

35. Майорова О. Электронный словарь по информатике // статья [Электронный ресурс]. – URL: h**t://slovar2011-2012.narod2.r*/ Режим доступа: свободный (дата обращения 18.08.2011).

36. Минакова М.А., Узилевский Г.Я. Принципы разработки компьютеризированного учебно-методического комплекса. Монография. – Орел: Издательство ОРАГС, 2002. – 206 с.

37. Мультимедия // Материалы виртуальной электронной энциклопедии Википедия. / [Электронный ресурс]. – URL: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа Режим доступа: свободный (дата обращения: 25.10.10).

38. Немцев О.В. Технология создания учебных материалов для дистанционного обучения. // Дистанционное образование. - 1999. - №3. – С. 29–32.

39. Насибуллин Э.Н. Об эффективности информационных технологий обучения // [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.tiei.r*/ppage/pages /57/HTML/nasibullin.htm, Режим доступа: свободный (дата обращения: 27.10.10).

40. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

41. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. № 5. – С. 1-20.

42. Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций // материалы с официального портала городской Думы и Администрации города Ростов-на-Дону [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.rostov-gorod.r*/?ID=14471 Режим доступа: свободный (дата обращения 18.08.2011).

43. Путыкевич Л.К. Использование программы Power Point на практических занятиях по зарубежной литературе // Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз: материалы региональной научно-практической конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения Г.Тукая. Выпуск 11. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – С. 118 – 120.

44. Резникова Т.И. НКРЯ в сопоставлении с другими общедоступными корпусами современного русского языка в Интернете // Современные информационные технологии и филология. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С 65–67.

45. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: «Образование и Информатика», 2004. – 68 с.

46. Самойлова Т.А. Информационные модели в филологическом образовании: учебно-методическое пособие. Смоленск: СГПУ, 2003. – 200 с.

47. Судаков А.В. Формирование информационно-образовательной среды // Школа. – 2006. - №2. – С. 49–59.

48. Тевс Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 340 с.

49. Титова С.В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. №4. – С.39–54.

50. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Примерное поурочное планирование с примерами интерактивных средств обучения / Н.Д. Угринович, Д.В. Новенко. – М., 1999– 250 с.

51. Узилевский Г.Я. Общемировой кризис образования: истоки, причины, пути выхода, социальные следствия // Образование и общество - Орел, 2002 - № 4. – С. 10–16.

52. Фет. Я.И., Поспелов Д.А. Очерки истории информатики в России / Ред.-сост. Поспелов Д.А., Фет Я.И. – Новосибирск: Научно-издательский центр ИГГМ СО РАН, 1998. – 662 с.

53. Филиппович А.Ю. Исследование эффективности систем оптического распознавания текста // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. Выпуск 7 / сост. и ред. Ю.Н. Филипповича. М. изд-во ООО «Эликс +» 2005. – С. 272–297.

54. Хасанова Э.Р. Информационно-методическое обеспечение учебных дисциплин на основе использования мультимедиатехнологий // Инновационный потенциал молодежной науки. - Уфа: ИПК БГПУ, 2009. – II. – С. 354–356.

55. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования/ Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 188 с.

56. Хроленко А.Т., Денисов А.В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство / А.Т.Хроленко, А.В. Денисов. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 128 с.

57. Цатурова И.А. Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 2004 – 3. п.л.

58. Что такое Корпус? // Вступительная статья сайта Национального корпуса русского языка. [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.r*scorpora.r*/corpora-intro.html – Режим доступа: свободный (дата обращения 28.07.2011).

59. Шампанер Г. Обучающие компьютерные системы // Высшее образование в России.- 1998. - № 3. – С. 95–96.

60. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романова НИ. Взгляд в 21 век // Высшее образование в России. -1993. - № 3. - С. 55-68.

61. Richard Albarino, «Goldstein's Light Works at Southhampton» Variety, August 10, 1966. Vol. 213, No. 12.

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УМК

62. Иванов В.В. «Историческая грамматика русского языка» Учебное пособие. / В.В. Иванов – М.: Просвещение, 1983. – 400 с.

63. Самохина Л.А. Тимирханов В.Р. Основы лингвославистики [Текст]: учебно-методический комплекс. – Уфа: Вагант, 2006. – 152 с.

64. Соколянский А.А. Введение в славянскую филологию. / А.А. Соколянский. – М.: Академия, 2004. – 400 с.

65. Кузнецов П.С. «Историческая грамматика русского языка. Морфология». М, Просвещение,1984. – 343 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Реализация информационных технологий в создании электронного УМК по истории русского языка»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика