Дипломная работа

«Таможенный контроль культурных ценностей»

  • 75 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗС 5

1.1 Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля культурных ценностей 5

1.2 Таможенный контроль ввозимых культурных ценностей 18

1.3 Таможенный контроль вывозимых культурных ценностей 23

2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗС И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ 31

2.1 Ответственность за нарушение правил перемещения культурных ценностей 31

2.2 Анализ проблем таможенного контроля культурных ценностей таможенных служб ЕврАзс 41

2.3 Опыт правового регулирования таможенного контроля перемещаемых культурных ценностей в ЕС 51

2.4 Методы и способы оптимизации таможенного контроля перемещаемых культурных ценностей 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73

Введение

Культурные ценности разнообразны, они олицетворяют собой творение человеческого разума, таланта и рук; их значимость (историческая, этическая, научная, художественная, воспитательная, познавательная) и, разумеется, денежная стоимость не поддаются оценке, они бесценны. Задача защиты культурных ценностей России на сегодняшний день представляется стратегически необходимой в контексте обеспечения национальной безопасности страны в целом.

Стремление современной России к осуществлению глобальных поли-тических и социально-экономических преобразований, проведению правоохранительной реформы потребовало радикального преобразования организационно-правовых основ деятельности, направленной на защиту культурного наследия.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537, содержит положение о том, что «решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа РФ и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России».

При перемещении культурных ценностей возникает множество слож-ностей. Так, с момента появления понятия «культурные ценности» в актах международного права перед исследователями и правоприменителями стоит проблема существования большого количества разнообразных дефиниций данного понятия в различных нормативных правовых актах. Кроме того, отсутствие согласованного порядка перемещения культурных ценностей в различных государствах, в частности, в государствах – членах Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – ТС) влечет различия в национальных режимах признания определенных товаров культурными ценностями.

В настоящей работе анализируется наименее освещаемые аспекты пе-ремещения культурных ценностей – их таможенного контроля. Культурные ценности нуждаются в особой защите, прежде всего, от незаконного вывоза из России и невозвращения их на Родину. Только так можно сохранить их для будущих поколений . Поэтому и является актуальной тема данной работы.

Целью данной работы является анализ особенностей таможенного контроля при перемещении культурных ценностей через таможенную границу ЕврАзс. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- анализ нормативно-правового регулирования таможенного контроля перемещаемых культурных ценностей;

- изучение правовых особенностей ввоза и вывоза культурных ценностей;

- анализ особенностей юридической ответственности за нарушение правил ввоза-вывоза культурных ценностей;

- изучение опыта нормативно-правового регулирования таможенного контроля перемещаемых культурных ценностей в странах Евросоюза;

- анализ проблем в сфере таможенного контроля культурных ценностей и методов и способов их решения.

Предмет исследования данной работы – нормативно-правовая база таможенного контроля перемещаемых культурных ценностей. Объект исследования – культурные ценности как объект таможенного регулирования.

Работа состоит из введения, двух глав, содержание которых соответствует поставленным в работе задачам, заключения, списка использованных источников.

Фрагмент работы

Прежде всего, проанализируем содержание определения понятия культурных ценностей, изучив международный опыт по этому вопросу.

Впервые определение понятия «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Включение такого определения в текст Конвенции рассматривается как одно из ее достоинств. Благодаря данной Конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В ст. 1 Конвенции дается следующее определение: «Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

(a) ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

(b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указан-ных в пункте (a), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (a);

(c) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (a) и (b), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей».

Заключение

Культурные ценности как правовая категория обладают рядом особенностей. Правовое понятие культурных ценностей, по сравнению с философским, значительно уже (историческая, эстетическая и иная значимость во внимание не принимаются). С точки зрения права ими признаются, по сути дела, лишь материальные ценности культуры. Овеществление культурных ценностей, обоснование (например, посредством различных экспертиз – искусствоведческих, товароведческих) размера их финансового эквивалента (стоимости) превращает эти ценности в имущество.

Все физические и юридические лица на равных основаниях имеют право на вывоз, ввоз, временный вывоз или временный ввоз культурных ценностей, в том числе при осуществлении ВЭД, независимо от места постоянного жительства либо регистрации.

Правовой порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу ТС в государствах – членах ТС, мы можем прийти к следующим выводам:

- возможно помещение культурных ценностей под большинство закрепленных в таможенном законодательстве ТС процедур;

- система таможенного контроля культурных ценностей, направлена на облегчение перемещения через таможенную границу «некоммерческих» субъектов перемещения;

- наличие обязательного таможенного декларирования ввозимых и вывозимых культурных ценностей;

- существование усложненного порядка оформления вывозных разрешительных документов;

- заявленные к вывозу или временному вывозу с территории РФ, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе;

- ввоз на территорию РФ культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, не разрешается. При наличии информации о таких культурных ценностях и в случаях их обнаружения они подлежат задержанию таможенными органами с уведомлением органов, которыми был объявлен розыск. Все другие произведения искусств (за исключением тех, что пропагандируют насилие, войну, расизм, фашизм, национализм и т.п.) ввозить на территорию страны разрешается.

- уголовное законодательство государств – членов ТС преимущественно содержит специальные нормы, позволяющие привлечь лицо к уголовной ответственности за нарушение порядка перемещения (незаконное перемещение) культурных ценностей. При этом административное законодательство государств – членов ТС такой нормы не содержит, и правонарушения в данной сфере квалифицируются преимущественно как недекларирование культурных ценностей.

ФТС России силами специализированной службы осуществляет в та-моженных пунктах контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей.

Проблемы, связанные с таможенным контролем ввозимых и вывози-мых культурных ценностей в рамках ЕврАзс, следует разделить на две большие группы. К первой группе относятся отдельные недостатки правового регулирования. Ко второй – рост числа правонарушений, связанных с перемещением культурных ценностей.

Для решения перечисленных выше проблем в работе было предложено:

- улучшение наднационального законодательства по рассматриваемому вопросу;

- оптимизация, как федерального, так и отраслевого законодательства с учетом опыта Евросоюза;

- введение в российское законодательство единообразного понятия культурных ценностей;

- создание единой интегрированной системы информационного взаи-модействия, объединяющую соответствующие государственные компетент-ные органы в рамках Таможенного союза;

- внедрение системы дополнительного профессионального образования для таможенных сотрудников и пограничников в области предотвращения нелегального перемещения культурных ценностей через таможенную границу ТС;

- оптимизация системы применения инспекционно-досмотровых ком-плексов.

Правовое регулирование и реализация таможенного контроля ввоза и вывоза культурных ценностей в РФ с учетом предложенных в настоящей работе нововведений будут отвечать потребностям правоохранительной деятельности органов ФТС России, а также содействовать защите прав и охраняемых законом интересов обладателей предметов, представляющих культурную ценность.

Список литературы

1. Handbook of National Regulations Concerning the Export of Cultural Property. UNESCO doc. CC 88/WS 27. 2015.

2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. №3. Ст. 54.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 №195-ФЗ.

6. Закон РФ от 15.04.1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

7. Постановление Калининградского областного суда от 28 апреля 2012 года по делу №4-Аг-205/2012.

8. Решение Московского городского суда от 2 июля 2013 года по делу №7-1427.

9. Решение Ленинградского областного суда от 25 июля 2012 года по делу №7-420/2012

10. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. Монография. – М., 2012.

11. Герасимов, И. А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. – 2008. – № 17. – С. 53–61.

12. Герасимов А.А. Культурные ценности: эволюция понятия. – М. 2011. – 129 с.

13. Дьяков, В. И. Некоторые аспекты охраны культурных ценностей на Дальнем Востоке // Актуальные проблемы сохранения культурных ценностей в Дальневосточном регионе. Ч. 2. – Владивосток, 2013.

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 11-18. Постатейный научно-практический комментарий. Под общ. ред. Б.В. Россинского. – М., Библиотечка «Российской газеты», 2014.

15. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный). – Под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2015. – 490 с.

16. Косицына В. М. Совершенствование организационно-тактических мер борьбы с контрабандой культурных ценностей [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 113-120.

17. Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2012. – 34 с.

18. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможен-ного союза ЕврАзЭС (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2013. – 390 с.

19. Мартыненко, И. Э. Проблемы реализации во внутреннее уголовное законодательство стран СНГ международно-правовых актов об охране культурного наследия // Материалы Международной конференции «Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ»: (Минск, 26–28 апреля 2007 г.). – Минск: Право и экономика, 2007. – С. 67-77.

20. Орлов А.А. Культурные ценности – под особым контролем. // Таможенное регулирование. Таможенный контроль.  2012.  №9.  С. 54-64.

21. Петрик А.С. Особенности перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в государствах – членах Та-моженного союза в рамках ЕврАзс. // Реформы и право. – 2014. – №4. – С. 19-24.

22. Рождествина А.А. Комментарий к Закону РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». – М.: Проспект, 2010. – 302 с.

23. Рождествина А.А. Комментарий к Основам законодательства Россий-ской Федерации о культуре от 09.10.1992 №3612-1 (постатейный). – М., 2012. – 253 с.

24. Русанов Г.А. Причины и условия контрабанды культурных ценностей // Ученые записки Западносибирского филиала Российской академии правосудия. – Томск, 2015.

25. Русанов Г. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы. М., 2010. – 455 с.

26. Саушкин С.А. Правовое регулирование и таможенный контроль вывоза и ввоза культурных ценностей в РФ. // Таможенное дело. – 2013. – №4. – С. 20-25.

27. Семенихин В.В.Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Росбух, 2015. – 549 с.

28. Сергеев А.П. Культурные ценности как правовая категория // Правоведение. 1990. №4. С. 42-52.

29. Уголовный закон в практике районного суда / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2015. – 505 с.

30. Юрьев А. Перемещение через границу культурных ценностей. // Законность. – 2006. – №6. – С. 50.

Примечания

Антиплагиат-59,2% (общедоступный антиплагиат, по состоянию на июль 2016 г.).

Покупка готовой работы
Тема: «Таможенный контроль культурных ценностей»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика