Дипломная работа

«Создание и государственная регистрация юридических лиц»

  • 78 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 7

1.1 Правовые особенности создания юридического лица 7

1.2 Понятие и сущность института государственной регистрации юридических лиц 20

2. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 23

2.1 Особенности государственной регистрации юридических лиц 23

2.2 Особенности государственной регистрации отдельных видов коммерческих и некоммерческих организаций 46

2.3 Проблемы соблюдения принципов публичности и достоверности при государственной регистрации юридических лиц и их решение 53

2.4 Проблемы расширительного толкования законодательства о государственной регистрации юридических лиц, методы и способы его оптимизации 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74

Введение

Возможность реализации конституционного права на свободное осуществление юридической деятельности во многом зависит от того, насколько эффективно урегулирована процедура приобретения статуса юридического лица, что и определяет актуальность темы данной работы.

Институт юридического лица был известен древнеримскому законодателю, а процедура его возникновения, так же как и позднее  в средневековый период, осуществлялась по правилу de facto. Роль древнеримского законодателя в формировании процедуры регистрации юридического лица сложно переоценить, так как именно в тот период были заложены основы основ для последующего развития названного института. Многие правовые элементы, выработанные древнеримскими правоведами, находили прямое закрепление (иногда подвергаясь определенной трансформации) как в средневековый период, так и позднее, в новейший, советский и современный периоды .

В советский период, особенно в начальной его стадии, первостепенное значение отводится интересам государства и общества, в то время как интересы отдельного человека занимают второстепенное положение. Отрицательное влияние на развитие института юридического лица, особенно на его государственную регистрацию, оказало то обстоятельство, что долгое время большая часть собственности в СССР являлась государственной, и государство предпринимало различные способы не способствовать развитию частнопредпринимательской деятельности, подвергая ее жесткому контролю, во многих случаях признавая ее незаконной. Например, в уголовном кодексе того периода существовала уголовная ответственность за занятие спекуляцией, что в наше время есть часть легального бизнеса.

Вероятно, следует согласиться с мнением, высказанным А.С. Лазариди, который рассматривает формирование в советское время процедуры государственной регистрации юридического лица в четырех последовательных периодах, а именно :

1) первый период (1917-1923 гг.) характеризовался наличием большого количества разрозненных нормативных правовых актов, регулировавших порядок образования и деятельности коммерческих организаций, которые не устанавливали единой, централизованной, упорядоченной системы их создания;

2) второй период (1923-1932 гг.) характеризовался созданием института торговой регистрации;

3) третий период (1931-1956 гг.) способствовал отмене института торговой регистрации и введению государственной регистрации;

4) четвертый период (1956-1990 гг.) характеризовался отменой государственной регистрации, предприятия создавались по их ведомственной принадлежности.

Позже, в начале 90-х гг., развитие процедуры государственный регистрации юридического лица в законодательстве СССР утрачивает свою актуальность, так как на фоне острого политического кризиса произошло образование новых, самостоятельных, независимых государств, что, в свою очередь, означало создание нового правового поля, нового правового механизма, в котором основное значение было уделено развитию частного предпринимательского сектора и привлечению иностранных инвестиций.

Гражданский кодекс РФ (ГК) – основной кодификационный акт гражданского законодательства – в главе 4 содержит подробно разработанную систему норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. ГК устанавливает основные принципиальные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц, их создания и регистрации.

Целью данной работы является анализ особенностей создания и государственной регистрации юридических лиц. Поставленная в работе цель определяет необходимость решения следующих задач:

- анализ основных этапов создания юридических лиц;

- исследование сущности, целей и задач порядка государственной регистрации юридических лиц;

- анализ особенностей государственной регистрации отдельных видов юридических лиц;

- исследование проблем создания и государственной регистрации юридических лиц и путей их решения.

Теме создания и государственной регистрации часто уделялось внимание в научной литературе. Основные этапы создания юридического лица проанализированы Д.А. Шевчуком.Теме правопреемства при реорганизации юридических лиц посвящены научные труды Т.В. Вагайцевой и А.А. Тебряевой. Законодательным изменениям, связанным с регистрацией юридических лиц посвящена работы Е.В. Гордеевой и Е.В. Трофимовой. В работе С.А. Власовой поднимаются проблемы, связанные с отказом в государственной регистрации юридических лиц. Зорина Е.А. изучает особенности создания юридических лиц. Работы О.М. Кокоревой и Н.С. Спасской интересны тем, что в них изучаются особенности государственной регистрации юридических лиц – некоммерческих организаций. Административно-правовые особенности регистрации юридических лиц подробно проанализированы в диссертации А.С. Лазариди.

Научная новизна и практическая значимость работы заключается во внесении предложений об изменении законодательства, связанного с государственной регистрацией юридических лиц.

Предмет исследования данной работы – правовые нормы, регулирующие создание и государственную регистрацию юридических лиц. Объект исследования – общественные отношения, связанные с созданием и государственной регистрацией юридических лиц.

Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные концепции развития отечественных законоведов, базирующиеся на системно-функциональном подходе к развитию отечественного гражданского права. Нормативно-правовую базу исследования составляют законные и подзаконные нормативные акты, регулирующие правовую область, исследуемую в работе.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников.

Фрагмент работы

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц .

В правовой науке традиционно выделяются четыре основных способа образования юридических лиц, определяемых исходя из уровня компетенции органов государственной власти в решении соответствующих вопросов :

- разрешительный – при котором создание организаций должно быть разрешено тем или иным компетентным органом;

- распорядительный – означающий, что юридическое лицо создается на основании одного лишь распоряжения учредителя – органа государственной власти;

- явочно-нормативный – заключающийся в государственной регистрации нового субъекта права с одновременной проверкой законности его создания, соответствия учредительных документов закону;

- явочный – создание юридических лиц происходит в силу самого факта волеизъявления учредителей.

Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Автор работы не согласна с высказывающимся в научной литературе мнением о том, что до недавнего внесения изменений в ГК РФ и Закон о регистрации в России действовал явочный (заявительный) порядок создания юридических лиц. В соответствии с этим мнением, в России действовала заявительная модель государственной регистрации юридических лиц, поскольку

Заключение

Создание и образование юридического лица, включает в себя, как различные действия лиц, желающих его создать, так и деятельность специально уполномоченных на это государственных органов, которые вправе придать (или не придать) юридическую силу этой инициативе. Юридические лица в РФ образуются в нормативно-явочном порядке. Для отдельных организаций (кредитных) действует разрешительный порядок. Образование юридических лиц – утрата ими своей правосубъектности также осуществляется в форме реорганизации. В современном понимании реорганизацию в теории рассматривают как урегулированную законодательством процедуру перехода прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим. Современное российское законодательство выработало пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Юридическое лицо как субъект гражданского права обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью, однако, они существенно отличаются от правоспособности и дееспособности граждан. Правоспособность юридических лиц, как правило, появляется в результате государственной регистрации.

Наиболее ответственными этапами образования юридического лица являются этапы составления учредительных документов и государственная регистрация. Порядок их проведения регламентирован ГК РФ и Законом о государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация представляет собой процедуру, выполнение которой позволяет субъекту начать осуществлять предпринимательскую деятельность в определенном качестве (юридического лица, индивидуального предпринимателя) и в то же время предполагает возможность государства проверить законность и обоснованность соответствующего притязания. Процедура государственной регистрации завершает процесс создания юридического лица.

Как задачи (функции) организации, так и ее структура закрепляется в ее учредительных документах  уставе, учредительном договоре либо в общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК). В них обязательно определяется наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью (органы управления, их компетенция и т. д.), в большинстве случаев  предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные законом для соответствующих разновидностей юридических лиц. Регистрация юридического лица сопровождается включением данных о государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации допустим лишь при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону.

Развитие гражданского законодательства обусловливает дальнейшее реформирование «несовершенной системы» государственной регистрации юридических лиц. Отмечавшаяся ранее необходимость обязательной проверки достоверности сведений при государственной регистрации юридических лиц обрела свое закрепление в ГК РФ.

Выбор направлений совершенствования правового института государственной регистрации во многом зависит от того, какая из двух задач будет определена в качестве приоритетной: улучшение условий деловой среды или усиление контроля за созданием субъектов предпринимательства. Необходимость их одновременного решения потребует кардинальных изменений в подходах к государственной регистрации, сложившихся в последнее десятилетие.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, проверку соответствия учредительных документов создаваемой организации закону и соблюдения порядка ее создания целесообразно обеспечить уже на стадии учреждения, поскольку пороки образования нередко бывает трудно или даже невозможно исправить после того, как компания окончательно создана. Данную задачу может позволить решить институт «регистрационных агентов» (с учетом новелл п. 3 ст. 67.1 ГК РФ в данном качестве видятся, прежде всего, нотариусы), предложенный бизнесом. Регистрирующему органу при этом надлежит вернуться к своей первоначальной роли – фиксировать факт возникновения новых субъектов предпринимательской деятельности, не осуществляя юридическую экспертизу представленных для государственной регистрации документов. Необходимы также соответствующие реформы законодательства о регистрации коммерческих и некоммерческих организаций.

Практика исполнения ФНС России Закона о регистрации свидетельствует о фактическом расширении полномочий регистрирующего органа по сравнению с перечнем полномочий, предоставляемых ему законом. Закон о регистрации устанавливает закрытый перечень оснований отказа в государственной регистрации. Однако регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации и в случаях, прямо не предусмотренных Законом о регистрации. Трактуя наличие тех или иных изъянов в представленных документах как их непредставление, регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации юридического лица со ссылкой на пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. Названная позиция ФНС России в целом поддерживается Верховным Судом РФ, находит определенное понимание в правовой науке.

Наиболее очевидным решением указанной проблемы является введение процедуры проверки предоставляемых на регистрацию документов, а также устранение определенных законодательных противоречий.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015).

2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

3. Определение ВАС РФ от 11.01.2009 №17040/08 // СПС Консультант Плюс.

4. Решение АС Камчатского края от 21.04.2014 по делу №А24-4998/2013 // СПС Консультант Плюс.

5. Бабкин А.И., Занина М.А. Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 №7075/11 // Закон. 2012. №1.

6. Булаевский Б.А. К вопросу о конкуренции презумпций в праве // Журнал российского права. 2012. №10.

7. Вагайцева Т.В. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. // Нотариус. – 2008. – №4. – С. 10-21.

8. Гордеева Е.В. Государственная регистрация юридических лиц в проекте ГК РФ. // Журнал российского права. – 2013. – №2. – С. 41-49.

9. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: Изд-во «Проспект», 2004. – 752 с.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1-5. – Под ред. Л.В. Санниковой. – М.: Статут, 2015. – 752 с.

11. Власова С.А. Отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с пороком формы представленных документов и недостоверностью содержащихся в них сведений. // Юрист. – 2015. – №11. – С. 39-51.

12. Дедов Д.И. Юридический метод: Научное эссе. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 335 с.

13. Добровольский В.И. Анализ и комментарий корпоративного законодательства и судебной практики. М.: Волтерс Клувер, 2007.

14. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 2006.

15. Женетль С.З. Особенности регистрации некоммерческих организаций // Предпринимательское право. – 2009. – №4. – С. 11-21.

16. Жинкин С.А. Некоторые методологические аспекты исследования эффективности норм права // Юридический мир. – 2007. – №4. – С. 20-29.

17. Зобова Е.П. Порядок государственной регистрации юридического лица. // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. №2.

18. Зорина Е.А. Федеральная налоговая служба России как орган государственной регистрации юридических лиц. // Налоги. – 2014. - №3. – С. 51-57.

19. Зорина Е.А. Государственная регистрация юридических лиц при их создании: сравнительно-правовой анализ. // Административное право и процесс. – 2014. – №4. – С. 23-29.

20. Зорина Е.А. Стадия досудебного обжалования решений регистрирующего органа как факультативная стадия государственной регистрации юридических лиц. // Административное право и процесс. – 2015. – №3. – С. 22-39.

21. Кванина В.В. О видах правоспособности юридических лиц. // Предпринимательское право. – 2007. – №2. – С. 21-25.

22. Кокорева О.М. Государственная регистрация некоммерческих организаций в связи с реорганизацией согласно законодательству Российской Федерации. СПб.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 340 с.

23. Кокорева О.М. Правовое регулирование государственной регистрации некоммерческой организации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2010. – 450 с.

24. Комментарий к ГК РФ, части 1. / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юристъ, 2006. – 658 с.

25. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный). / Под ред. Т.А. Гусевой. – М.: 2015. – 430 с.

26. Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997.

27. Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2004. – 630 с.

28. Макарова О.А. Момент недействительности решений общих собраний акционеров в свете изменений в ГК РФ // Юрист. 2014. №23. С. 22.

29. Маковская А.А. Правовые последствия недействительности решений общего собрания акционеров и совета директоров акционерного общества // Недействительность в гражданском праве: проблемы, тенденции, практика: Сб. статей. М.: Статут, 2006.

30. Носков Б.П., Чуряев А.В. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании: проблемы и решения // Юрист. – 2005. – №5. – С. 21-27.

31. Панютин С.А. К вопросу о возникновении и государственной регистрации юридических лиц в исторической перспективе. // Адвокат. – 2009. – №2. – С. 20-29.

32. Пашин А.Л., Чуряев А.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Москва: Деловой двор. 2009. – 542 с.

33. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: зарубежный опыт / Отв. ред. заслуженный юрист РФ, д.ю.н. Р.А. Адельханян. М., 2012. – 222 с.

34. Серебрякова А.А., Яковлев А.А. Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью при его создании: теория и практика // Юридический мир. 2013. №2. С. 30-34.

35. Спасская Н.С. Особенности государственной регистрации некоммерческих и общественных фондов // Юрист. – 2009. – №11. – С. 55-70.

36. Сумской Д.А. Образование органов юридического лица. // Российская юстиция. – 2007. – №1. – С. 25-34.

37. Суханов Е.А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. – 2010. –№1.– С. 10-22.

38. Ткачев В.Н. Государственная регистрация юридических лиц и учет их как налогоплательщиков // Законодательство. – 2007. – №2. – С. 29-37.

39. Тебряев А.А. Некоторые вопросы правопреемства при реорганизации юридического лица. // Банковское право. – 2008. – №2. – С. 31-40.

40. Трофимова Е.В. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности: цели, задачи и правовые проблемы. // Бизнес и право в России и за рубежом.  2012.  №2.  С. 60-65.

41. Трофимова Е.В. Государственная регистрация юридических лиц в свете реформы гражданского законодательства. // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2015. – №6. – С. 12-24.

42. Трофимова Е.В. Совершенствование регистрационного режима легитимации предпринимательства как способ улучшения условий ведения бизнеса в РФ. // Предпринимательское право. – 2013. – №3. – С. 62-66.

43. Федоров А.Ю. Правовая охрана корпоративных отношений: актуальные проблемы, противодействие современным криминальным угрозам, зарубежный опыт: Научно-практическое пособие. М., 2012.

44. Филипенко Е.Д. Отдельные аспекты правового регулирования государственной регистрации юридических лиц в России на современном этапе // Право и экономика. 2009. №7.

45. Хохлышев Н.С. К вопросу о правовых проблемах, возникающих в связи с отказом в государственной регистрацией некоммерческих организаций. // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2014. – №2. – С. 32-38.

46. Чулкова Л. Регистрация юридических лиц: актуальная судебная практика. // Налоговый вестник. 2015. №8.

47. Шевчук Д.А. Основные этапы создания юридического лица. // Право и экономика. – 2008. – №1. – С. 30-35.

48. Шелютто М.Л. Обзор VII Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С.Н. Братуся // Журнал российского права. 2013. №1.

49. Эрделевский А. Новое в государственной регистрации юридических лиц // Административное право. 2013. №4.

50. Яценко Т.С. Проблема обеспечения достоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц // Юрист. 2014. №13.

Примечания

Антиплагиат-57,87% (общедоступный, по состоянию на июль 2016 г.).

Покупка готовой работы
Тема: «Создание и государственная регистрация юридических лиц»
Раздел: Гражданское право и процесс
Тип: Дипломная работа
Страниц: 78
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика