Дипломная работа

«Защита информации в информационных системах таможенных органов»

  • 80 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 6

1.1 Основные составляющие системы защиты информации 6

1.2 Нормативно-правовая база защиты информации 14

1.3 Организация информационного взаимодействия в рамках ТС 22

2. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ – ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 28

2.1 Проблемы защиты информации в ФТС РФ 28

2.2 Виды применяемых информационных технологий в Южном таможенном управлении 35

3. ОЦЕНКА РИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФТС РФ 56

3.1 Пути интеграции информационных систем в рамках ЕАЭС 56

3.2 Методы и способы усовершенствования информационной безопасности ФТС РФ 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78

Введение

Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями, без которых невозможно представить дальнейшее развитие общества. Этому способствовали формирование единого всемирного информационного пространства, создание глобальных информационных систем и технологий, структурирование ин-формационных потоков и ресурсов, превращение информации в предмет рыночной востребованности. Применение информационных технологий в органах государственной власти, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, на современном этапе особенно актуально. Именно информационные технологии являются одним из основных факторов, определяющих тенденции развития Федеральной таможенной службы (далее – ФТС РФ) и инструментов таможенного администрирования.

ФТС России, как и любая другая государственная структура, ориентирована на внедрение перспективных технологий с целью повышения эффективности своего функционирования и качества предоставляемых услуг конечному потребителю. Одним из инструментов реализации таких технологий и являются информационные технологии. Разработка и внедрение информационных таможенных технологий – своевременный и необходимый процесс, который позволяет повысить качество и оперативность совершения таможенных операций.

Реализация таможенной службой поставленной государством задачи по созданию стабильных и благоприятных условий для развития внешней торговли и проведения эффективного таможенного контроля не может быть эффективно осуществлена без внедрения и использования современных информационных технологий. В связи с этим ФТС России был принят ряд федеральных программ по модернизации таможенной системы и внедрению информационных технологий в процессы регулирования и администрирования внешнеторговой деятельности, благодаря которым она была признана одной из самых технологичных и технически оснащенных служб России.

В тоже время, руководители таможенных служб многих стран мира сходятся во мнении, что внедрение информационных технологий невозможно без соблюдения высокого уровня информационной безопасности. Несмотря на высокий уровень затрат, расходы на информационную безопасность не является прихотью, а представляет собой суровую необходимость.

Обеспечение информационной безопасности представляет одну из сложнейших теоретико-прикладных проблем, которая носит глобальный и всеобъемлющий характер и является в равной мере актуальной для отдельного человека, государства и мирового общества в целом.

Цель данной работы – раскрыть объективные закономерности существования системы информационной безопасности информационных систем таможенных органов, выявить методы и способы ее обеспечения. Из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:

1. Анализ основных составляющих системы защиты информации та-моженных органов.

2. Изучить нормативно-правовую базу защиты информации.

3. Изучить организацию информационного взаимодействия таможен-ных органов в рамках ТС.

4. Проанализировать виды современных информационных таможенных технологий, применяемых ФТС РФ.

5. Изучить проблемы защиты информации в ФТС РФ, а также методы и способы их решения.

Предмет исследования работы – система защиты информации ФТС РФ. Объект исследования работы – информационная безопасность таможенных органов.

Методологическую базу исследования образует применение системы философских знаний, в том числе и таких методов научного познания как диалектического, исторического, логического, сравнительно-правового, статистического, а также прочих методов, применяемых в научно-исследовательской работе.

Структура работы определяется логикой исследования и, отражая последовательность решения поставленных задач, включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Фрагмент работы

Проанализируем данные рис. 1.1.

Элементом системы защиты информации таможенной деятельности выступают субъекты таможенной деятельности, которыми могут быть:

- таможенные органы;

- физические лица;

- юридические лица (в том числе индивидуальные предприниматели);

- иные лица (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор).

Все элементы наделены соответствующими правами и обязанностя-ми, связанными с перемещением товаров и пересечением таможенной гра-ницы.

Правовой статус субъектов обеспечения информационной безопасно-сти таможенной деятельности в РФ определен законодательством Таможенного союза и законодательством РФ.

Таможенные органы в своей работе оперируют всеми видами инфор-мации, получаемой от других участников таможенных правоотношений.

Физические лица владеют, пользуются, распоряжаются информацией, отнесенной к категории «персональные данные».

Юридические лица владеют, пользуются, распоряжаются информацией, отнесенной к категории «коммерческая тайна».

Иные субъекты обладают информацией, полученной от юридических лиц.

Субъекты обеспечения информационной безопасности таможенной деятельности могут быть как специализированными (таможенные органы), так и неспециализированными (юридические и физические лица).

Система защиты информации таможенной деятельности состоит из четырех подсистем: информационной безопасности деятельности субъ-ектов, уполномоченных в сфере таможенного дела (таможенных органов); информационной безопасности внешнеторговой деятельности; информаци-онной безопасности деятельности физических лиц, связанной с перемещением товаров; информационной безопасности деятельности иных субъектов, участвующих в таможенных правоотношениях.

Структура защиты информации таможенной деятельности представляет собой функциональную взаимосвязь элементов системы. При этом безопасность обеспечивается как внутри субъектов таможенной деятельности, так и при их информационном взаимодействии друг с другом.

Взаимосвязь структурных элементов системы защиты информации таможенной деятельности обеспечивает возникновение и сохранение самой структуры и свойств исследуемой системы.

Заключение

Систему информационной безопасности таможенной деятельности по виду отображаемого объекта следует отнести к социально-правовой (комбинированной), так как в ее основе лежат правоотношения. По степени сложности это сложная система, состоящая из подсистем, взаимно допол-няющих и влияющих друг на друга. По наличию антагонистических противоречий она является системой, в которой субъекты взаимодействия имеют различные цели. Исследуемая система функционирует в информационной среде, урегулированной соответствующими нормами права.

Система защиты информации в информационных системах таможен-ных органов в целом распадается на две составляющие: безопасность содержательной части (смысла информации) и защищенность информации от внешних воздействий либо уничтожения. В работе таможенных органов по обеспечению информационной безопасности можно выделить несколько направлений. Во-первых, это защита информации, обрабатываемой в автоматизированных системах (например, антивирусная защита). Во-вторых, это защита данных, передаваемых между таможенными органами. В-третьих, это использование средств защиты от несанкционированного доступа. В-четвертых, это использование электронной цифровой подписи и систем электронного документооборота. В-пятых, обеспечение безопасности при организации международного информационного обме-на.

Несомненно, ведущее значение в деле обеспечения информационной безопасности принадлежит техническим средствам. Однако и организационным мерам, являющимся дополнением к техническим, должно уделяться большое внимание. Среди них следует выделить также и организационно-правовые меры.

В условиях развития и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности чело-века, общества и государства решение вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, государственных органов является одним из приоритетных. Это в полной мере относится и к деятельности таможенных органов. Таможенные органы должны одновременно открывать и защищать информацию. Защита информации и открытость информационных ресурсов – два тесно взаимосвязанных и не противоречащих друг другу направления.

На сегодняшний день в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы таможенных органов в сфере защиты информационных массивов на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. В целом в настоящее время решены задачи, связанные с формированием в таможенных органах современной базовой информационно-технологической инфраструктуры.

ФТС России удалось решить проблемы, стоящие перед государственными органами в процессе построения электронного правительства. Так, создано необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде, есть инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия с таможенными органами стран Таможенного союза.

Система информационной безопасности таможенной деятельности в РФ находится, все же, в переходном состоянии. Проведенный анализ пока-зал, что к основным проблемам защиты информации в информационных системах таможенных органов относятся:

- отсутствие эффективного информационного взаимодействия государственных органов в рамках ТС;

- отсутствие общих технических стандартов в области информаци-онной безопасности и информационного взаимодействия;

- отсутствие повсеместного внедрения электронных технологий в дея-тельности ФТС РФ;

- правовое регулирование данных правоотношений требует до-полнения и систематизации.

Для решения указанных выше проблем в работе было предложено:

- развитие и улучшение действующих информационных систем в рамках ТС;

- создание новых интегрированных информационных систем в рамках ТС;

- развитие интегрированных информационных систем непосредственно ФТС РФ;

- разработка и внедрение общих технических стандартов в области информационного взаимодействия и информационной безопасности;

- оптимизация нормативно-правовой базы по вопросам информационной безопасности таможенных органов;

- дальнейшее развитие информационных таможенных технологий.

Из опыта зарубежных стран видно, что данные предложения способствуют не только повышению информационной безопасности, но и снижению административных барьеров при осуществлении ВЭД, сокращению непроизводственных издержек экономических операторов, повышению рейтинга условий ведения бизнеса и в некоторой степени – общему росту конкурентоспособности национальной экономики.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза. // Вестник ТС. 2010. №4.

2. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

3. Абрамов А.М., Кожуханов Н.М. Система информационной безопасно-сти таможенной деятельности. // Вестник Российской таможенной ака-демии. 2013. №1.

4. Агабалаев М. Правовой режим обеспечения общественной безопасно-сти Российской Федерации: Монография. М., 2009.

5. Александров Д.Л. Информационные технологии в таможенных услугах и их проявление в экономической эффективности таможенных опера-ций. // Вестник Российской таможенной академии. 2012. №3.

6. Антроповцева И.О. и др. Комментарий к ТК ТС (постатейный). – М., 2014.

7. Бельянинов А. Слагаемые интеграционных процессов // Таможня. 2013. №6.

8. Вихляев А.О. Применение информационно-коммуникационных технологий в обеспечении экономической безопасности государств – членов Таможенного союза и единого экономического пространства. // Вестник Российской таможенной академии. 2014. №2.

9. Горшков Г. Сложности евразийской интеграции. // ЭЖ Юрист. 2014. №10.

10. Гриневский И.В. Развитие технологий электронного информационного взаимодействия субъектов совершения таможенных операций на основе механизма «единого окна». // Вестник российской таможенной ака-демии. 2015. №2.

11. Ермакова В.В. Концептуальные подходы к совершенствованию право-вого регулирования создания межгосударственных информационных систем таможенных служб на пространстве СНГ. // Информационное право. 2014. №3.

12. Ермакова В.В. Правовые основы информационного взаимодействия государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Информационное право. 2010. №4. С. 26-30.

13. Ермакова В.В., Кротов И.Е. Информационные таможенные технологии для бизнеса в России. // Информационное право. 2013. №1.

14. Интервью руководителя ФТС России Андрея Бельянинова «Российской газете» от 25 января 2013 г. № 5991(15). URL: w*w.customs.r*/index.php?option=com_content&view=article&id=16918:-------q-q--25012013--5991-15&catid=26:2011-01-24-14-45-21&Itemid=1830 (дата обращения: 26.01.2013).

15. Информационные технологии [Электронный ресурс]. URL: //h**t://intec.3db.r*.

16. Комогорцев С.В. Кондрин П.В. Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза. // Таможенное дело. 2010. №2.

17. Кожуханов Н.М. Административный процессуальный аспект обеспече-ния информационной безопасности таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 4.

18. Королев И. Интеграция России в мировую экономику.// Внешняя политика России. 2009. №2.

19. Кротов И.Е., Ермакова В.В. Об опыте внедрения информационных таможенных систем в Республике Корея // Вестник Российской Таможенной Академии. 2010. №3. С. 24-30.

20. Кротов И.Е. Проблемы внедрения и развития электронного таможенного декларирования в России // Таможенное дело. 2010. №4. С. 5-7.

21. Кротов И.Е. Управление проектом «Электронная таможня» в Европей-ском Союзе // Материалы I Международной научно-практической конференции «Информационные системы и технологии в таможенной сфере». 21-22 декабря 2009 г., г. Баку. Баку, 2010.

22. Кузнецов С. Технологии управления, основанные на знаниях // Про-блемы теории и практики управления. 2014. №6. С. 88 -89.

23. Лаптев С.И. EDI-технологии на основе UN/EDIFACT в таможенной службе. – СПб.: РОГНИВЦ СЗТУ, 2012.

24. Межведомственное взаимодействие в электронной форме [Электронный ресурс]. URL: //h**t://customs.ivs/index.

25. Недосекова Е.С. Цели и принципы обеспечения информационной безо-пасности таможенных органов России. // Информационное право. 2012. №1.

26. Погодина И.В. Обеспечение информационной безопасности таможен-ных органов в РФ. // Таможенное дело. 2011. №2.

27. Сомов Ю.И. Вопросы обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное де-ло. 2009. №3.

28. Ступников А.А. Применение информационных технологий в таможен-ном оформлении: реалии и перспективы. // Право и экономика. 2011. №8.

29. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова. 2-е изд. СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2013.

30. Чеботарева А.А. К вопросу о проблемах обеспечения информационной безопасности в таможенных органах. // Таможенное дело. 2012. №2.

Примечания

Антиплагиат-33,12% (общедоступный, по состоянию на июль 2016 г.)

Покупка готовой работы
Тема: «Защита информации в информационных системах таможенных органов»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика