Курсовая работа

«Ностальгическое и профетическое в пьесе антона павловича чехова «вишневый сад»»

  • 31 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ПЬЕСА «ВИШНЕВЫЙ САД» В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА….…6

1.1. Творческая история пьесы….…6

1.2. Проблематика и основные темы произведения….10

ГЛАВА 2. НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ И ПРОФЕТИЧЕСКОЕ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»….16

2.1. Ностальгия по «утраченному времени» в пьесе «Вишневый сад»….….16

2.2. Профетические мотивы в художественном мире пьесы…20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…28

Введение

На рубеже ХХ и ХХI века в литературоведении проблема осмысления творческого опыта классической литературы приобретает особое значение. Мы должны по-новому взглянуть на взгляды писателей-классиков, особенно в свете судьбы современного поколения, общественных и нравственных устоев общества. С этим связаны многие особенности эстетических исканий, литературных направлений убежа веков, процессов их взаимодействия, особый интерес к проблемам человека и сущности нашего существования. Появление этой тенденции во многом связано со стремлением выразить новое мировосприятие.

Актуальность темы. Сегодня, на рубеже веков, осваивая историко-культурный и творческий опыт русской литературы золотого века, мы все чаще обращаемся к творчеству гениального русского писателя А.П. Чехова. Драматург и мастер малого рассказа А.П. Чехов сумел в своих произведениях отразить исторические судьбы страны, философскую глубину человеческого существования.

«Вишневый сад» – итоговое произведение Чехова, в котором синтезируются все достижения писателя, его новаторские художественные принципы и идейно-философские обобщения. В жанровом определении этой пьесы до сих пор идут споры, однако мотивы пьесы и проблематика произведения актуальны по сей день. Внешний и внутренний конфликт пьесы «Вишневый сад» раскрывает социально-историческую обусловленность существования конкретного общества, трагизм и одиночество человека в мире.

Именно поэтому ностальгические и профетические (от лат. слова prophétique propheta прорицатель, пророк ) мотивы в пьесе «Вишневый сад» приобретают особое значение. Драматург в трагикомичном действии и в героях своего времени воплотил не только судьбы людей, но и перелом общественного уклада, разрыв связи между поколениями. В картинах уходящей России и вишневого сада и в одиночестве героев мы чувствуем глубокую ностальгию по прошлому. Наконец, само время в миропонимании писателя имеет ностальгический подтекст.

Но в то же время, А.П. Чехов пьесой «Вишневый сад» выступает пророком исторических и культурных потрясений, нравственных исканий будущих поколений. Глубокое мировосприятие автора помогло драматургу выразить в пьесе не только исторические судьбы страны, но и корни будущих нравственных кризисов, современное состояние человеческого общества. Философский подтекст пьесы само по себе выступает символом профетической позиции автора.

Поэтому, с точки зрения литературоведения, ностальгическое и профетическое начало в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова нуждается в новом осмыслении, изучение проблемы поможет понять художественный мир А.П. Чехова и раскрыть многослойный внутренний конфликт пьесы «Вишневый сад». Для современного литературоведения проблема актуальна.

Объект исследования: драматургия А.П. Чехова.

Предмет исследования: пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад».

(литературоведческое и методическое осмысление ностальгических и профетических мотивов в пьесе «Вишнёвый сад»)

Изучение ностальгических и профетических мотивов в художественном мире пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» является целью курсовой работы.

Задачи:

1. Рассмотреть творческую историю пьесы «Вишневый сад» и место произведения в художественном мире А.П. Чехова;

2. Изучить идейно-философскую основу и проблематику пьесы, внутренний и внешний конфликт произведения;

3. Показать ностальгические мотивы в сюжете произведения, осмысление темы прошлого драматургом;

4. Раскрыть профетическую позицию автора, будущее человека и общества в понимании писателя.

История изучения. Драматургия в творчестве А.П. Чехова достаточно глубоко изучена в отечественном литературоведении. Нравственные искания и философская проблематика произведения рассматриваются в работах С. Балухатого «Проблема драматургического анализа Чехова» (1957), И.И. Ревякина «Драматургия Чехова» (1954), А.С. Собенникова «Драматургия А.П. Чехова 900-х гг.» (1985), Б.И. Зигермана «Театр Чехова и его мировое значение» (1988), А. Господинова «Драматургия Чехова и Ибсена» (1999) и в других работах. Однако ностальгическое и профетическое в драматургии писателя как отдельная проблема не поднималась. Этим обусловлена новизна исследования.

Методы: анализ и систематизация научной литературы, синтез, дедуктивный метод.

Теоретическая значимость работы. В исследовании рассматриваются социально-исторические и философские аспекты мироощущения А.П. Чехова в пьесе «Вишневый сад». Дана оценка роли мотивов ностальгического мировидения и профетическое позиции автора.

Практическая значимость исследования. Курсовая работа может быть использована в семинарах по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», в работе методистов, учителей, в школьной практике.

Структура работы. Исследования состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 2. НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ И ПРОФЕТИЧЕСКОЕ В ПЬЕСЕ

А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

2.1. Ностальгия по «утраченному времени» в пьесе

«Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» начинается с вопроса о времени. Вторая реплика Лопахин – это вопрос «Который час?» Упоминания о времени есть и в ремарках. Писатель делает это не случайно. С первых строк произведения он дает понять, что тема времени в пьесе важна. Суждения героев о настоящем, прошлом и будущем раскрывают их характер [Собенникова, 1986: 154].

Начиная с первой ремарки, Чехов отмечает, что время в доме Раневских остановилось. В семье давно нет детей, но одна из комнат до сих пор называется детской. Все жители дома постоянно вспоминают о событиях, случившихся пять лет назад. О прошлом напоминается все: детская, шкаф, пруд, в котором утонул сын Раневской, сад.

Символ ушедшей эпохи – старичок Фирс. В его разговорах слышна ностальгия по ушедшей эпохе и жалость к ней. О прошедших событиях он говорит так, как будто это было вчера, однако читатель понимает, что та эпоха уже не вернется никогда.

Та же ностальгия звучит и в словах Гаева и Раневской. Поэтому, наверно, героям и тяжело расстаться с садом, с имением – они несут в себе вспоминания об их юности, о той поре, когда они были счастливы. Героям трудно осознать, что они живут событиями пятилетней данности, а не настоящим. Они плохо ориентируются во времени: 22 августа (день продажи вишневого сада) для них бесконечно далеко и они ничего не делают для того, чтобы спасти его. Для них важнее то, что шкафу исполняется сто лет. Единственный выход (к которому подталкивает их Лопахин) – вырубить сад и сдать землю в аренду под дачные участки. Но для Раневской и Гаева это кощунство, надругательство над прошлым. В итоге они жертвуют настоящим и будущим ради прошлого.

Мысль о том, что прошлое господствует над каждым обитателем поместья, прослеживается чуть ли не в каждой строчке: «давно заброшенная часовенка», «большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами», «старая семья». И Петю Трофимова Раневская воспринимает скорее как бывшего учителя ее погибшего сына, чем как человека, олицетворяющего будущее.

Один из героев пьесы не стремится оглядываться на прошлое. Это Лопахин. Но все же прошлое тяготеет над ним. Он не может не вспоминать о безотрадном детстве, о том, что его отец был мужиком. Поэтому приобретение имения и вырубка сада – это, пусть даже неосознанная, но месть за унижения.

Пьеса «Вишневый сад» дает почти «физическое ощущение текучести времени». Уже современники Чехова заметили, что «главное невидимо действующее лицо» в его произведениях - «беспощадно уходящее время». Внешнее действие пьесы охватывает время с мая по октябрь. В первом акте пьесы есть указания на конкретное время. Поезд опоздал на два часа. Раневская уехала из имения пять лет назад. Шесть лет назад умер ее муж, а спустя месяц утонул семилетний сын Гриша. Лопахин вспоминает, как он впервые увидел Раневскую. Иногда время словно отступает в ностальгическое неопределенное прошлое: «Я тут спала, когда была маленькой.» (Раневская); «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад.» (Фирс); «Шкаф сделан ровно сто лет тому назад» (Гаев).

Лишь один персонаж живет в настоящем, наиболее чутко улавливая ход времени. Действие начинается с показательной реплики Лопахина: «Который час?» Авторские ремарки неоднократно указывают, что он смотрит на часы. Лопахин контролирует время и не опаздывает на поезд: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Лопахин дважды повторяет во время первого действия: «Время идет», прежде чем называет окончательную дату аукциона - двадцать второе августа. В том же действии практически все персонажи пребывают в неком ностальгическом состоянии между сном и явью. Они неоднократно вспоминают прошлое, которое является для них большей реальностью, нежели окружающая их действительность. Они живут в мире туманных, призрачных грез. Так, Раневская радостно восклицает: «Посмотрите, покойная мама идет по саду.».

Во втором действии пьесы философский диспут о «гордом человеке» сменяет лирико-элегический тон первого действия, опрокинутого в прошлое. Тем не менее, и бегство в будущее чревато не менее печальными потерями, чем погружение в прошлое. Герои, внимающие отстраненным рассуждениям Пети Трофимова, просто не слышат предупреждения Лопахина: «Надо окончательно решить - время не ждет». Настоящее требует решительных поступков, но никак не восклицаний. Здесь Петя Трофимов близок Гаеву и Раневской. Абсурдность ситуации состоит в том, что эти персонажи совершенно утратили ощущение реальности, они находятся в ностальгическом сне. Их неспособность к проявлению сильного чувства зависит от отношений персонажа со временем. Для одних душевные привязанности растворились в зыбком прошлом (Раневская - парижский любовник), тогда как другие, устремленные в будущее, утратили свои человеческие качества («.Мы выше любви» - Петя Трофимов). Практически всем героям «Вишневого сада» незнакома любовь, ибо это чувство, живущее в настоящем, требует душевных затрат.

Встреча с настоящим происходит в третьем акте, когда в едином контексте «бала некстати» стремительно сменяются события. Потому понятно ликование нового хозяина: «Вишневый сад теперь мой!», когда обнажается комическая нелепость желания простого человека остановить время и удержать его в рамках абстрактного «теперь». С другой стороны в монологе Лопахина начинает звучать неожиданная для него тема: «Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется.» Он интуитивно осознает призрачность победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Полностью оправдывается предчувствие Раневской, высказанное во втором действии: «Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом». В результате дом и правда «обвалится» под веселое «топотанье» торжествующего Лопахина.

Ритм времени ускоряется в четвертом действии. Счет идет уже на минуты. Лопахин объявляет: «На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы, в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь».

В том же действии Раневская предстает в совершенно ином временном измерении: «Минут через десять давайте уже в экипажи садиться.»; «Еще минут пять можно»; «Ведь одна минута нужна, только»; «Я посижу еще одну минутку». Меняется ритмический рисунок образа. В этой «минуте» - вся прошлая жизнь: «Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!. Прощай!.»

Перед персонажами пьесы неожиданно открывается быстротечность времени: «.А жизнь знай себе проходит» (Лопахин); «Да, жизнь в этом доме кончилась.» (Варя); «Жизнь-то прошла, словно и не жил.» (Фирс). То, что не случилось, не произошло. Именно в этом и заключается внутренний сюжет пьесы. Утрата имения ничего не значит по сравнению с прожитой жизнью. Встречи в доме и прощания в «пустоте» раскрывают глубинный конфликт пьесы, где человек предстает в уходящем времени. Это превращает комедию «Вишневый сад» в драматическую пьесу о жизни и смерти. Неизбежен конфликт человека со временем, поскольку равны здесь все, вне зависимости от того побежденные они или победители.

Неумолимый ход времени - осевой момент внутреннего сюжета комедии [Сухих, 1987: 154].

Тим образом, ностальгия в пьесе – это время остановившихся часов, время прошлых лет, которые не хотят покидать этого имения и владеют умами и душами героев.

2.2. Профетические мотивы в художественном мире пьесы

Профетическое начало в пьесе «Вишневый сад» имеет немаловажное значение для понимания «вечности» поднимаемых А.П. Чеховым тем и проблем. Современная оценка произведения и актуальность сюжета также зависят от профетических позиций автора.

Как уже упоминалось, в пьесе три основные группы персонажей. Старшее поколение — это Раневская и Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице купца Лопахина. И, наконец, самые молодые герои, судьба которых в будущем, — это Аня, дочь Раневской, и Петя Трофимов — разночинец, учитель сына Раневской.

Все они совершенно по-разному относятся к проблеме, связанной с судьбой вишневого сада. Для Раневской и Гаева сад — вся их жизнь. Здесь прошли детство, юность, счастливые и трагические воспоминания привязывают их к этому месту. Кроме того — это их состояние, то есть все, что осталось от него.

Ермолай Лопахин смотрит на вишневый сад совсем иными глазами. Для него это прежде всего источник дохода, но не только. Он мечтает приобрести сад, так как он — воплощение того образа жизни, который недоступен сыну и внуку крепостных крестьян, воплощение недосягаемой мечты об ином прекрасном мире. Однако именно Лопахин настойчиво предлагает Раневской спасти имение от разорения. Здесь и обнаруживается истинный конфликт: расхождения возникают не столько на экономической, сколько на идейной почве. Таким образом, мы видим, что не воспользовавшись предложением Лопахина, Раневская теряет свое состояние не только из-за своей неспособности что-то предпринять, из-за безволия, но потому, что сад для нее — символ красоты. «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишневый сад». Он представляет для нее и материальную, и, что важнее, духовную ценность.

Заключение

В курсовой работе исследованы ностальгические и профетические мотивы в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

По результатам изучения проблематики и мотивов пьесы пришла к следующим выводам.

А.П. Чехов назвал совсем не веселую свою пьесу комедией. Это был протест против того, что рождалось у Чехова. Он интуитивно чувствовал закономерность всего, что происходило, и всю трагичность этой закономерности. Для Чехова «Вишневый сад», судя по его письмам, одна из самых трудно рождаемых пьес. Он все время хотел написать одно, мы не знаем точно что, но что-то такое забавное, смешное. Это было накануне смерти писателя, и ему хотелось показать себе и другим, что он жив, что он совсем не трагичный пессимист. В пьесе есть своеобразный юмор, но горький, больной — скорее юмор не драматургии, а юмор жизни, своеобразный «смех через слезы».

Это тот случай, когда произведение переросло миропонимание писателя. Драматург создал такое, что, может быть, сам Чехов как автор недопонимал. Ведь это пророческое видение — за 14 лет до революции, до того, как уничтоженными оказались и Раневские, и Лопахины и не было ни победителей, ни побежденных.

Действие пьесы охватывает более значительный отрезок времени, в который входят прошлое, настоящее и будущее России.

“Время не ждет”, — многократно звучат слова в устах различных персонажей, а также в подтексте пьесы. Герои пьесы постоянно ощущают ностальгическое уходящее времени. Главные герои, хозяева вишневого сада, создав для себя иллюзию неподвижности времени, живут прошлым, безнадежно отстали от настоящего, застряв где-то в прошлом. Все возрастающее беспокойство вызывает эта дата, но дальше беспокойства дело не идет, люди бездеятельны, пытаются обмануть время, забыться.

И нет никакого сомнения в том, что ничего не произойдет, кроме того, что должно произойти. Жизнь пойдет дальше, переступив через эту дату.

Но двадцать второе августа — не только день продажи имения, это и точка отсчета, по отношению к которой время делится на прошлое, настоящее и будущее. Вместе с жизнью героев в пьесу вместилось и движение исторической жизни: от предреформенной поры до конца XIX века.

Фирс вспоминает об отмене крепостного права как о “несчастье”, об остатках крепостничества говорит Трофимов в монологе о вишневом саде, Гаев произносит речь по поводу столетнего служения книжного шкафа на ниве просвещения. В пьесе действуют три поколения: Фирсу — восемьдесят семь лет, Гаеву — пятьдесят один год, Ане — семнадцать лет.

Ностальгическое и профетическое начало пьесы олицетворяет поэтичный образ вишневого сада, он все помнит. По словам Пети, “.с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола. глядят на вас человеческие существа.”. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни.

Профетическое начало в пьесе неясно, полно тайн. Лирический и трагический реализм А. П. Чехова открыл современникам время, в котором они живут, представил героев — истинных детей переломного времени. Они не принимают идеалов, лишившихся жизненности, но и не могут жить без идеалов, мучительно ищут их в памяти о прошлом или в страстных мечтах о будущем.

Творчество А. П. Чехова в высочайшей мере отвечало его эпохе, самой потребности людей постигать жизнь, быть причастными к ходу истории, искать разумной цели существования, средств изменения “нескладной” жизни и путей к будущему. Этим он особенно близок и нашим современникам.

С годами мы все чаще возвращаемся к «Вишневому саду» — этой предсмертной и очень пророческой пьесе Чехова. Есть ощущение, что, может быть, это одна из самых исторических пьес писателя и в силу этого она удивительно отзывается на то, что происходит сегодня с миром и с каждым из нас. Сегодня Чехов не такой, каким мы его понимали 20 лет назад, обозначились какие-то новые смыслы. Современники стали слышать некоторые фразы и темы, которые раньше не очень замечали. Общество пережило несколько эпох за эти десятилетия и теперь немного лучше понимаем, что значит смена эпох. Сегодня мы опять живем в ощущении какого-то нового национального, и может быть, мирового перелома.

Список литературы

1. Балухатый С. Проблема драматургического анализа Чехова. – М., 1957. – 274 с.

2. Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.-Л., 1962. – 341 c.

3. Господинова А.А. Драматургия Чехова и Ибсена. – М., 1999. – 204 с.

4. Жеребцова Е.Е. Хронотоп прозы А. П. Чехова как явление поэтики и онтологии: афтореф. диссертации канд. филол. наук. – Челябинск, 2003. – 49 с.

5. Захаркин Д.Ф. Антон Павлович Чехов Очерк жизни и творчества М.,Советская Россия, 1961. – 202 с.

6. Зигерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 1987. – 178 с.

7. Громов М.П. Чехов. М., 1993. – 280 с.

8. История русской литературы второй половины XIX века / под ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – М., 1966.- 412 с.

9. Капшевв.Б. Литературные связи Чехова. М. 1989. – 287 с.

10. Катаев В.Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1999. – 311 с.

11. Комиссарова О.В. «Вечные образы» в творчестве А.П. Чехова: автореф. диссертациии канд. филол. наук. – М., 2002. – 36 с.

12. Паперистый З.С. «Вопреки всем правилам.» (Пьесы и водевили Чехова). М.1982. – 221 с.

13. Полоцких Э.А. Пути чеховских героев. М,. 1983. – 285 с.

14. Ревкин И.И. Драматургия Чехова. – М., 2001. – 221 с.

15. Собенникова А.С. Драматургия А.П. Чехова 900-х гг. – М., 1985. – 184 с.

16. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. – М., 1987. – 245 с.

17. Чудиков А.П. Поэтика Чехова. М. 1971. – 231 с.

18. Чуковский К.И. О Чехове. М., 1967. – 320 с.

19. Сахаров В.И. Русская проза XVIII–XIX веков. Проблемы истории и поэтики. М., 2002. – 285 с.

20. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. – 304 с.

21. Чехов А.П. Вишневый сад: Пьеса/Предисл. В. А. Богданова; Рис. В. П. Панова.-М.: Дет. Лит., 1980. – 303 с.

22. Чехов А.П. Собрание сочинений в 20 томах. -М., 1991. – 287 с.

23. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998. – 410 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Ностальгическое и профетическое в пьесе антона павловича чехова «вишневый сад»»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика