Дипломная работа

«Расследование краж, совершаемых несовершеннолетними»

  • 62 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….…3

ГЛАВА1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ ИМИ …7

1.1. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника….…7

1.2. Анализ преступлений против собственности, совершенных несовершеннолетними преступниками….…12

1.3. Понятие преступной группы несовершеннолетних, совершающих кражи….19

ГЛАВА 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…26

2.1. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних….…26

2.2. Типичные следственные ситуации и версии первоначального этапа расследования ….….…28

2.3. Проблемы следствия, связанные с законными представителями несовершеннолетних….…32

ГЛАВА 3. ТАКТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КРАЖ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ….38.1. Особенности расследования краж, совершенных несовершеннолетним преступником….….…38

3.2. Особенности расследования краж, совершенных несовершеннолетними, «по горячим следам»….…41

3.3. Тактика допроса и очной ставки….…48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ ….….59

Введение

Актуальность, цели и задачи настоящего исследования будут обусловлены следующими положениями.

Наличие в уголовно-процессуальном законе целого ряда особых процессуальных правил производства с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших связано с возрастными, психофизическими, социально-психологическими и иными свойствами, характерными для их личности, с необходимостью учитывать ставшие составной частью российского уголовного процесса ориентированные на защиту прав детей общепризнанные принципы и нормы международного права.

При этом для УПК РФ характерно сочетание общих правил уголовного судопроизводства с изъятиями, направленными на надлежащую реализацию прав и законных интересов несовершеннолетних участников.

Наличие данного подхода применительно к лицам, не достигшим совершеннолетия, определяет особенности выполнения уполномоченными должностными лицами следственных и процессуальных действий, а также принятия решений независимо от формы предварительного расследования и на любом из этапов досудебного судопроизводства.

Наряду с другими УПК РФ предусматривает ряд специальных процедурных правил, позволяющих следователю принять надлежащее и соответствующее требованиям закона решение о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого эффективной, соразмерной деянию и достаточной для обеспечения надлежащего поведения меры пресечения.

Соответствующие особенности производства характерны и для этапа окончания предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Расследование краж, совершенных несовершеннолетними, имеет определенные особенности, установленные уголовно-процессуальным законодательством и связанные с особой защитой государством несовершеннолетних, в том числе совершивших преступление. Это связано с категорией лиц, совершивших преступления, т.е. подозреваемыми и обвиняемыми по таким уголовным делам являются несовершеннолетние, которые в силу своего возраста и психического развития не в полной мере могут осознавать происходящее и защищать свои права, исполнять обязанности.

Таким образом, производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних - это дифференцированный по признакам субъекта уголовной ответственности и более усложненный порядок уголовного судопроизводства. Важную роль в правовом регулировании уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних призваны сыграть международные стандарты в этой области, определяющие необходимость формирования в национальном законодательстве правовых норм, обеспечивающих защиту прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, гарантирующих дифференцированный подход к применению в отношении лиц данной категории мер уголовно-процессуального принуждения, к возможности освобождения от уголовной ответственности и наказания.

В работе использован общий диалектический метод научного познания, а также историко-правовой, сравнительно-правовой и иные методы. Выводы работы базируются на основных положениях криминалистики и криминологии, уголовного и уголовно-процессуального права.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что работа направлена на углубленное изучение и развитие научных представлений об особенностях расследования краж, совершенных несовершеннолетними.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные автором, могут быть использованы в следственной практике.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные с рассматриваемой темой, глубоко исследовались и широко освещались в научной литературе. При подготовке работы были использованы материалы и труды таких исследователей как Аванесов Г.А., Алексеев А.И., Антонян Ю.М., Бельский А.И., Голубев Н.А., Долгова А. И., Иншаков С.М., Ищенко Е.П , Коновалова И.А., Кудрявцев В.Н., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д., Насимов Г.А. , Образцов В.А., Сажаев А.М., Сафин Ф.Ю. , Тетюев С.В. , Топорков А.А., Эминов В.Е. , Ягодин Р.С. и др.

Объектом исследования является преступная деятельность несовершеннолетних, совершающих кражи имущества граждан, с одной стороны, и правоприменительная практика по расследованию указанного вида преступлений - с другой. Предмет исследования – особенности расследования краж, совершенных несовершеннолетними.

Целью настоящего исследования является научный анализ положений, определяющих и регламентирующих методы тактические приемы, применяемые в ходе расследования краж, совершенных несовершеннолетними.

Задачи исследования:

- дать характеристику личности несовершеннолетнего преступника;

- проанализировать преступления против собственности, совершенные несовершеннолетними преступниками;

- отразить понятие преступной группы несовершеннолетних, совершающих кражи

- изучить особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и типичные следственные ситуации и версии первоначального этапа расследования;

- выявить особенности расследования краж, совершенных несовершеннолетним преступником, в том числе «по горячим следам»;

- изучить тактику и особенности допроса и очной ставки.

Структура. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Большую часть в общем количестве зарегистрированных преступлений несовершеннолетних составляют преступления против собственности. На 11 статей УК РФ (ст. 158 - 168) приходится 60,8% всех зарегистрированных преступлений, из которых 70,9% составляют кражи (ст. 158 УК РФ).

Выработанные меры контроля над преступностью, а также предупреждения правонарушений в целом и отдельных ее видов становятся невозможными без изучения особенностей личности несовершеннолетнего преступника. Особое значение рассматриваемой проблемы для преступности несовершеннолетних обусловлено в том числе и тем, что в основе выделения данного вида преступности лежат в первую очередь социально-демографические и нравственно-психологические особенности личности преступника.

Личность несовершеннолетнего преступника имеет характерные особенности, сознание, психика несовершеннолетнего преступника отличается от взрослого, таким образом, можно выбрать наиболее целесообразные и эффективности меры по предупреждению преступлений.

Чтобы оценить состояние и особенности ювенальной преступности против собственности, необходимо сопоставить ее с общей преступностью (внешний структурный анализ) и определить ее удельный вес внутри самой преступности несовершеннолетних (внутренний структурный анализ). Что и было сделано в данной работе.

Можно выделить три уровня причин и условий преступлений несовершеннолетних против собственности: объективные - на общесоциальном (макросреда) и конкретно-социальном (микросреда); субъективные - на индивидуальном уровне. Все они взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Преступная группа несовершеннолетних - это малая социальная группа лиц, не достигших 18 лет (два и более человек) антиобщественной направленности, характеризующаяся сплоченностью и эмоциональной вовлеченностью каждого индивида группы, участники которой объединены специфическим видом совместной деятельности - совершением уголовно наказуемых деяний.

При производстве предварительного расследования по уголовному делу о краже, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, наряду с общим предметом доказывания (ст. 73 УПК РФ) особое внимание уделяется установлению специфичных для данной категории уголовных дел обстоятельств (ст. 421 УПК РФ), образующих специальный предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

На первоначальном этапе расследования краж, как правило, возникают следующие типичные следственные ситуации:

1) полное отсутствие информации о лицах, совершивших кражу;

2) лица, подозреваемые в совершении кражи, не задержаны, но о них имеются определенные сведения;

3) подозреваемые лица задержаны на месте преступления.

Исходя из содержания следственной ситуации выдвигаются общие версии: кража имела место; кражи не было, налицо добросовестное заблуждение заявителя; кража инсценирована. Одновременно с ними строятся частные версии: о личности подозреваемых, о способе кражи, о местах возможного сокрытия и сбыта похищенного имущества и др.

При расследования краж «по горячим следам» характерны две типичные следственные ситуации:

1) сообщение о факте кражи, ограбления или разбойного нападения при отсутствии данных о личности преступников;

2) задержание подозреваемых, указанных потерпевшим или установленных в результате оперативно принятых розыскных мер.

Конечно, с точки зрения решения задач уголовного производства привлечение в качестве законного представителя близкого родственника несовершеннолетнего, а не чиновника органа опеки и попечительства может быть более эффективным, но соответствующие законодательные основания для этого отсутствуют. Формулировку пункта 12 ст. 5 УПК РФ целесообразно было бы скорректировать в связи с расширением форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, за счет дополнения списка перечисленных лиц приемными родителями несовершеннолетнего.

Расследование краж, совершенных несовершеннолетними, имеет определенные особенности, установленные уголовно-процессуальным законодательством и связанные с особой защитой государством несовершеннолетних, в том числе совершивших преступление.

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних закреплены в главе 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Важное значение при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего имеет подготовка к следственному действию.

Выяснив необходимость производства следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), с учетом личностных особенностей несовершеннолетнего решается вопрос о месте производства с ним следственных действий.

Основная проблема, с которой сталкивается следователь в настоящее время, - это проблема организационного характера, поскольку законом установлено, что при допросе, предъявлении обвинения и иных следственных действиях с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), в обязательном порядке должен присутствовать его защитник, законный представитель, а также в случае, когда подозреваемый, обвиняемый не достиг возраста шестнадцати лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством либо отстает в психическом развитии, при проведении следственных действий присутствует педагог или психолог. В данном случае следователь сталкивается с тем, что ему необходимо собрать для производства следственного действия всех вышеперечисленных лиц.

Процесс раскрытия краж, совершенный несовершеннолетними, по горячим следам протекает в специфических условиях, которые накладывают особый отпечаток на деятельность правоохранительных органов. Такими условиями прежде всего являются:

- внезапность следственной ситуации;

- дефицит времени на организацию и проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

- высокая динамичность получения, обработки и реализации доказательственной и розыскной информации.

Допрос как один из самых сложных коммуникативных процессов следственной деятельности предполагает взаимообмен действиями, информацией и состояниями включенных в него субъектов, поэтому для достижения следователем своих профессионально важных целей профессиональное общение требует тщательной подготовки и методической оснащенности.

Профессиональное общение следователя, помимо процессуальных, должно включать в себя и непроцессуальные формы, основанные на знаниях психологических закономерностей межличностного взаимодействия и умении их использовать в процессуально регламентированной деятельности. В этой связи понимание допроса как системы, включающей в себя уголовно-процессуальные нормы, криминалистические тактики и психологические приемы воздействия при реализации указанных подсистем параллельно друг с другом, существенно повышает эффективность проведения данного следственного действия.

Тактические приемы допроса - это разработанные криминалистикой и апробированные следственной практикой оптимальные способы установления с допрашиваемым психологического контакта, нейтрализации его негативного настроя к расследованию и оказания на него психического воздействия с целью получить полные и достоверные показания.

Очная ставка, проводимая между несовершеннолетними, в большинстве случаев позволяет устранить сомнения, имеющиеся в материалах уголовного дела. Так как подростки при даче показаний начинают спорить друг с другом и в итоге все-таки приходят к истине, т.е. дают правдивые показания.

Правильная тактика проведения допроса и очной ставки позволяет следователю добиться положительных результатов, имеющих значение для расследования уголовного дела.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СЗ РФ от 17 июня 1996г., № 25. Ст. 2954.; СПС «Гарант».

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 25.02.2016)// СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921; СПС «Гарант»

Судебная практика

4. Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 № 790-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Телепина Андрея Валентиновича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 57, части второй статьи 59 и статьи 96 Уголовного кодекса Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // БВС РФ, № 4, апрель, 2011.; СПС «Гарант».

6. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 11.04.2013 № 53-О13-13 «Приговор по делу о краже группой лиц по предварительному сговору, убийстве, сопряженном с разбоем, разбое группой лиц по предварительному сговору с применением предметов, используемых в качестве оружия, оставлен без изменения, так как вид и размер назначенного наказания чрезмерно суровыми судебная коллегия не находит, поскольку наказание соразмерно содеянному, соответствует всем заслуживающим внимания обстоятельствам дела» // СПС «Консультант Плюс».

7. Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2013 № 82-Д13-3 «Судебные акты по уголовному делу изменены: по приговору осужденный освобожден от наказания, назначенного по ч. 1 ст. 134 УК РФ, на основании ст. 10 УК РФ, поскольку президиум областного суда не в полном объеме применил положения ст. 10 УК РФ при пересмотре приговора, так как не учел изменения, внесенные в ст. 134 УК РФ Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ; исключено назначение наказания по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ»// СПС «Консультант Плюс».

8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) // БВС РФ № 1, январь, 2014 (извлечение),

Учебники и научная литература

9. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д., Насимов Г.А. Криминология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012.

10. Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. М., 2001.

11. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование. М.: Норма; Инфра-М, 2010.

12. Балеев С.А. Ответственность за организационную преступную деятельность по российскому уголовному праву: Автореф. дис. . к.ю.н. Казань, 2000. С. 11.

13. Бжиев Р.Б. Корыстно-насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними: криминологическая характеристика и их предупреждение: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.

14. Долгова А. И. Криминалогия. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: НОРМА. ИНФРА-М , 2010.

15. Ищенко Е.П. Криминалистика. Учебник.- М.: Проспект, 2015

16. Карлов В.Я. Криминалистика: тезаурус-словарь и схемы: учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2011.

17. Коновалова И.А. Криминологическая характеристика корыстной преступности несовершеннолетних: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2007.

18. Криминалистика. Учебник для бакалавров. /Ищенко Е.П., Егоров Н. Н., Жижина М. В., Корма В. Д.- М.: Проспект, 2015.

19. Криминалистика: учебник / О.В. Волохова, Н.Н. Егоров, М.В. Жижина и др.; под ред. Е.П. Ищенко. М.: Проспект, 2011.

20. Криминалистика: Учебник / под ред. Е.П. Ищенко.- М.: КОНТРАКТ, 2010.

21. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. М.: Юристъ, 2007.

22. Лунеев В.В. Преступность XX века. М.: Волтерс Клувер, 2005.

23. Образцов В.А., Богомолов С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие для вузов. М., 2002.

24. Сафин Ф.Ю. Теоретические и методологические проблемы предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2003.

25. Тетюев С.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Кудрявцевой. М., 2007.

26. Топорков А.А. Криминалистика: учебник. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2012.

27. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака.- М.: «Ай Пи Эр Медиа», 2010.

28. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33 - 56. Постатейный научно-практический комментарий/ отв. ред. Л.А. Воскобитова.- М.: «Редакция «Российской газеты», 2015.

Материалы периодической печати

29. Бельский А.И., Ягодин Р.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Российский следователь. 2015. № 15. С. 48.

30. Гаврилов Б.Я. Процессуальные сроки в уголовном судопроизводстве: постулаты и реалии // Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия (к 150-летию образования следственного аппарата в России): Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. В 3-х ч. М.: Академия управления МВД России, 2010. Ч. 1. С. 90.

31. Голубев Н.А. Некоторые особенности расследования преступлений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 1. С. 5.

32. Дежнев А.С. Определение ущерба интересам несовершеннолетнего при отстранении законного представителя от участия в производстве по уголовному делу // Уголовное право. 2011. № 2. С. 87 – 91.

33. Корякина З.И. Некоторые вопросы участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в реализации права на защиту в досудебном уголовном судопроизводстве РФ // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. Челябинск, 2011. С. 178 – 181.

34. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Криминологический анализ преступлений несовершеннолетних против собственности // Российский следователь. 2015. № 13. С. 29.

35. Марковичева Е.В. Проблемы назначения и замены законного представителя несовершеннолетнего в российском уголовном процессе // Судья. 2015. № 7. С. 24.

Покупка готовой работы
Тема: «Расследование краж, совершаемых несовершеннолетними»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Дипломная работа
Страниц: 62
Цена: 4000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика