Дипломная работа

«Коммуникативное пространство современного музея как дидактический феномен»

  • 91 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЯ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ 10

1.1 Информационно-коммуникативные средства деятельности музея 10

1.2 Формы и методы коммуникационного взаимодействия в пространстве музея 16

1.3 Музейный квест как одна из форм взаимодействия посетителей в современном музее 22

ГЛАВА 2. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ 35

2.1 Научно-практический характер музейной педагогики и ее направления 35

2.2 Изучение музейной аудитории и результативность форм и методов культурно-образовательного взаимодействия с ней 44

2.3 Психолого-педагогическая оценка музейного квеста и эффективность его использования в современном музее 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Введение

Актуальность исследования. Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их значение, многие исследователи приравнивают культуру к общению. Идея американского специалиста по межкультурной коммуникации Э. Холла об однородности и обусловленности коммуникации и культуры вызвала интерес многих западных исследователей. В дальнейшем ученые образно стали изображать культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся, прежде всего, в общении с другими людьми.

Музей также является связующим звеном межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний. А их коммуникационное пространство делает возможным сосуществование различных режимов общения, что позволяет музею быть и центром досуга и отдыха, и образовательным центром, и театром, и «филармонией», и площадкой для различных празднований. Изучение музейной коммуникации позволяет рассмотреть специфику канала передачи культурно-значимой информации, изучить принципы осуществления диалогового взаимодействия в пространстве музея, направленного на включение духовных составляющих в систему личностных ценностных ориентаций.

Современные музеи предложили для своих посетителей новый формат посещения выставок с использованием уникального игрового маршрута. Так называемые, музейные квесты являются особым видом игры, но также, в свою очередь, выступают в качестве необычного вида экскурсии. Они дают посетителям много новой информации о музее. Большое количество разнообразных заданий позволяют игрокам взглянуть на музей с другой, непривычной для них стороны, в данном случае, коммуникация будет осуществляться иным образом.

Тем не менее, несмотря на высокий интерес к проблеме музейной коммуникации, данная тема продолжает оставаться областью отдельных исследований по частным направлениям коммуникации и сферой прикладных технологий. К примеру, Д.Ф. Камерон разработал концепцию музея как системы коммуникации на основе принципов коммуникационного подхода в сфере музееведческих знаний. В свою очередь польский исследователь В. Глузинский предлагает концепцию «чистого музея», в которой музей выступает как знаковая система, наделяющая материальные вещи ценностными значениями. Анализируя специфику процесса музейной коммуникации, Э. Хупер-Гринхилл определила экспозицию как генератора информации, а адресата как ее потребителя и активного создателя смыслов. Итог коммуникационного процесса в музее обусловлен «упряжкой коммуникаторов», которая определяет область новых, средних значений. Музейное пространство приобретает особый характер в процессе актуализации заложенных в нем смыслов, причем эта коммуникационная специфика музея связана с необходимостью актуализации пространства культуры в целом.

Анализ всех исследований показал, что в настоящее время сложилось объективно существующее противоречие, связанное с музейной коммуникацией и музейной педагогикой. Они стремительно утрачивают свой традиционный научный узко-дисциплинарный профиль, и у посетителей музея остаются лишь самые общее представление об увиденном.

Результаты проведенного теоретического анализа научной литературы по музееведению, педагогике, социологии, а также изучение опыта развития профессиональной компетентности музеологов определили проблему исследования: выявление новых условий для создания коммуникативной структуры в пространстве современного музея.

Цель работы – изучение специфики коммуникативного пространства современного музея как дидактической системы.

Исходя из поставленной цели, были решены следующие задачи:

– проанализировать информационно-коммуникативные средства деятельности музея;

– выявить формы и методы коммуникативного взаимодействия в пространстве музея;

– определить эффективность музейного квеста как одной из форм взаимодействия посетителей в современном музее;

– раскрыть научно-практический характер музейной педагогики и ее направления;

– изучить музейную аудиторию и результативность форм и методов культурно-образовательного взаимодействия с ней;

– дать психолого-педагогическую оценку музейному квесту и определить эффективность его использования в современном музее.

Объект исследования – коммуникативное пространство современного музея.

Предмет исследования – дидактическая система коммуникативного пространства музея.

Гипотеза исследования – восприятие дидактического содержания музейной экспозиции будет более успешной при условии, если при посещении выставок будет применяться музейный квест, ориентированный на самостоятельное или групповое прохождение.

Научная разработанность проблемы. Данную проблему в своих трудах рассматривали как зарубежные, так и советские исследователи. Изучением коммуникации применительно к различным культурным институтам занимались: К. Ховланд, А. Ламсдейн, М. Маклюэн. В теории коммуникации рассматривались проблемы взаимосвязи культуры с типами коммуникации (К. Леви-Строс); о социальной значимости словесной и изобразительной коммуникации писал в своих работах М.С. Каган; анализом структуры процесса коммуникации занимались Р. Якобсон, А.Д. Урсул; феномен массовых коммуникаций исследовали В. Шрамм, А. Моль; коммуникацию как ведущую функцию современного музея рассматривали уже в XX веке (В. Портер, В.Ю. Дукельский, Т.П. Калугина). Музей также способен выступать символом абстрактных понятий, такой специфический вид деятельности музееведы З. Странский и А. Грегорова обозначили понятием «музейное отношение к действительности». Труды М.Б. Гнедовского, Ю.В. Дукельского, А.Б. Закс, Н.Г. Макаровой, А.И. Фролова позволили увязать музейную коммуникацию с социокультурными функциями музея. Исследования М.Е. Каулен, Ю.У. Гуральника, А.Ю. Волькович, Е.Д. Еременко, Т.П. Полякова, М.Т. Майстровской, И.В. Мишиной, Е.П. Дубровской, М.Б. Правдиной, Б.Б. Пономарева раскрыли структуру и механизмы функционирования отдельных сторон музейной коммуникации (аудио-визуальной, экспозиционной, педагогической). Наметили основные линии в понимании музея как феномена культуры и определили цели коммуникационной деятельности музея работы: А.П. Валицкой, Е.Г. Вансловой, Е.А. Воронцовой, И.В. Иксановой, Ю.В. Зиновьевой, М.С. Кагана, И.М. Коссовой, Т.П. Калугиной, Е.Н. Мастеницы, Л.М. Мосоловой, С.В. Пшеничной, Л.М. Шляхтиной, Т.Ю. Юреневой.

В работе мы также опирались на традиции школы педагогической культурологи БГПУ им. М.Акмуллы, в рамках которой разработаны основы культурологического подхода к социально-культурному просвещению. Среди работ, которые выступали в качестве теоретико-методологической основы, труды В.Л. Бенина, Е.Д. Жуковой, С.В. Рябовой, Д.С. Василиной. Идеи развития музейной педагогики и активности ребенка в музейной среде были разработаны: А.В. Бакушинским, О.А. Ботяковой, Е.Г. Вансаловой, Д.К. Зельвенским, Е.Б. Медведевой, А.С. Новоселовой, Б.А. Столяровым, М.Ю. Юхневич.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

– уточнены понятия «музейная коммуникация», «музейная педагогика», как необходимые компоненты в системе деятельности современного музея;

– дано понятие «музейный квест», как особой дидактической игры;

– выявлена эффективность применения музейного квеста как дидактического инструмента с целью успешного усвоения материала экспозиции.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурологический подход, семиотический анализ и элементы герменевтического метода. Описательный метод, системный подход применялись для выявления специфики, общих и «конфликтных» тенденций в социокультурной сфере музея. Использование системного подхода позволило наиболее полно выявить характерные особенности и многообразие проявлений изучаемого явления. Нами было уточнено понятие коммуникативного пространства музея с позиции современной дидактики, выявлены формы и методы коммуникационного взаимодействия в музейном пространстве как дидактической системы, а также раскрыт научно-практический характер музейной педагогики, позволяющий выявить специфику музейной аудитории.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы и собственной педагогической деятельности в школе и вузе, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, моделирование, наблюдение, анкетирование. Применение указанных методов, а также анализ обширного фактического материала позволили обеспечить объективность полученных выводов и результатов.

Этапы исследования:

1. Теоретический – определение теоретической базы исследования, изучение и анализ музееведческой, педагогической, социологической литературы по проблемам коммуникации в музее; определение теоретических основ исследования и формулирование рабочей гипотезы.

2. Опытно-экспериментальный – проведение констатирующей диагностики и осуществление формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

3. Обобщающий – анализ, систематизация и обобщение результатов проведенного исследования, уточнение положений, выносимых на защиту и выводов исследования, оформление практических конференций.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке уроков по мировой художественной культуре в школе, в практике деятельности музеев, в сфере культурологии, музееведения, а также в системе повышения квалификации музейных работников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, соответствующими цели и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Данный материал был апробирован на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация» (2014 – 2016 гг.), на X Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Наука и образование – 2015» (г. Астана), на Международной научно-практической конференции «Информационное пространство России: образование, социум, медиа» (г. Шадринск), на Международной молодежной научно-практической конференции «Глобальное гуманитарное пространство – 2015: Молодые исследователи» (г. Шадринск), на Международном Евразийском гуманистическом форуме, на Региональной студенческой научно-практическая конференции «Общество и культура: проблемы, тенденции и перспективы» (г. Новосибирск). Результаты исследования были применены во время педагогической практики на базе МБОУ лицей № 52 при разработке виртуальной экскурсии для 7 классов на тему: «250-летие со дня основания Эрмитажа», а также во время производственной практики на базе ГБУК г. Москва «Музей наивного искусства» при разработке квеста для 5-6 класса по экспозиции С. Трубникова «Сим нравы утешаются».

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в каждой по три параграфа, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

Глава 2. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

2.1 Научно-практический характер музейной педагогики и ее направления

Возникновение и бытование школьных и детских музеев сопровождалось глубокими изменениями в их практической деятельности, а затем в методологии и теории, дав толчок к трансформации музееведения из прикладной дисциплины в музеологию как междисциплинарное направление в познании. Главным направлением музейной деятельности становится музейная коммуникация. Создаются предпосылки для формирования обратной связи между посетителем и музеем. Посетитель выступает в роли потребителя информации, в то же время учитываются его возможности и особенности восприятия. В практике работы с ним монолог музейного работника постепенно уступает место диалогу. Наличие школьных и детских музеев сформировало необходимость в разработке специальных экспозиций, а главное, обусловило потребность введения дополнительного звена в общении с посетителем, то есть специалиста, владеющего навыками передачи музейной информации с учетом особенностей ее восприятия людьми разных возрастных групп. В современном музее такой фигурой выступает музейный педагог. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что музейная педагогика – это научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему. В России данное направление начало утверждаться, в связи с возникшей потребностью в смене образовательных парадигм и формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, в которой практика увидела бы свое отражение и благодаря которой получила бы новый импульс для своего развития [22, с. 215]. Понимание музейной педагогики как научной дисциплины наиболее близко позиции ученых-музееведов, а также тех музейных работников, которые считают необходимым выход за рамки чисто эмпирического подхода к культурно-образовательной деятельности музея. Главной проблемой музейной педагогики является проблема образовательной специфики музея. Решение данной проблемы означает ответ на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного посещения. Проблема данной специфики имеет отнюдь не только теоретическое значение. Лишь последовательное ее выявление, уважительное отношение самого музея к своим филиалам, к своим возможностям и одновременно постоянные поиск актуальных способов обращения к посетителю, расширение образовательных возможностей музея способны повысить его роль в общественном сознании [37, с. 42].

Понятие «образование» в рамках обсуждения проблем музейной педагогики рассматривается как развитие человека, образование его ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностного отношения к миру. Другими словами, это процесс обретения человеком своего образа, процесс, который, как подчеркивают многие специалисты, во многом носит стихийный характер и происходит в различных формах, в том числе в форме приобщения к историко-культурному наследию через музей. Специфика музейного образования определяется тем, что она осуществляется на предметной основе и в специально организованной, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где органично сочетаются документально достоверное и художественно-образное начала и где человек находит «кратковременное убежище от агрессии, безобразия и шума внешнего мира» [73, c. 133].

Музейное образование относится к сфере неофициального. Оно демократично, лишено жестких схем и распространяется буквально на все группы общества: детей и взрослых, местных жителей и туристов, здоровых людей и инвалидов. К тому же, если, например, школа призвана обеспечить базовое образование во всех областях знаний, на основе достаточно регламентированных программ, то музей дает изобразительное образование. Плоды его, отмечает К. Хадсон, «столь же случайны и непредсказуемы, сколь плоды просвещения школьного или университетского. И в этом смысле все, чего мы можем достичь, – это создать в музее такую атмосферу, в которой образовательный процесс скорее возможен и уместен, чем невозможен и неуместен» [81, с. 39]. Значение музейной педагогики, как отдельной научной дисциплины, состоит в том, что она способствует созданию особой атмосферы, которая предлагает путь осмысления всех видов музейной деятельности с позиции «от посетителя». По мнению специалистов, обновление музейного образования, происходит по двум основным направлениям. Первый – от принуждения к свободе, а второй – от научения к развлечению. Попадая в музей, человек менее всего хочет стать объектом воспитания, но, в большинстве случаев, желает обрести стимул к размышлению или переживанию, который становится более ощутимым и действенным в том случае, если умножению знаний и эмоциональному обогащению не препятствует мучительная борьба с музейной скукой [89, с. 97]. Музейная педагогика возникает в том случае, когда появляется эффект встречи музея с человеком. Поэтому одной из важнейших проблем музейной педагогики является изучение ее аудитории.

Музейную аудиторию можно определить как общность людей, объединенных интересом к музею. Это находит выражение в определенной их активности и мотивации посещения последнего. Описание аудитории осуществляется по нескольким параметрам. Это, прежде всего, социально-демографические признаки: образовательный уровень, профессиональная принадлежность, возраст, пол, место жительства [43, с. 586]. Наибольшее значение, помимо перечисленных признаков, как показывают практика и проведенные в музеях исследования, имеет образовательный фактор. Преимущественно уровень образования сказывается на отношении людей к музею, к его экспозициям и культурно-образовательным программам. С позиции проявления активности по отношению к музею аудитория делится на два типа: реальную и потенциальную. Значение последней характеристики со всей определенностью было осознано в последние десятилетия. В различных исследованиях анализируются причины, препятствующие посещению музея. Активность аудитории характеризуются частотой посещения музея людьми. На основании данного критерия появляется необходимость разделения аудитории на постоянную и нестабильную. Наличие постоянных посетителей является существенным и качественным показателем культурно-образовательной деятельности музея, свидетельством его общественной значимости, интереса людей к нему [74, с. 115]. Анализ аудитории с позиции ее направленности и интересов к определенным видам коммуникации позволяет выделить аудиторию выставок или лекториев и посетителей «выходного дня», то есть тех людей, которые совершенно отличаются по своему демографическому составу, интересам, предпочтениям, и требованиям, которые они предъявляют к музею.

Одной из существенных характеристик является степень подготовленности и предрасположенности аудитории к восприятию. Осознание данного обстоятельства позволяет выделить в структуре аудитории посетителей с высоким уровнем подготовки, со средним уровнем и «случайных». В большинстве случае данная классификация применяется для характеристики аудитории художественных музеев. Главным критерием для выделения данных типов являются не столько искусствоведческие познания людей, сколько степень их эмоциональной отзывчивости и наличие навыков восприятие данного вида искусства, другими словами, «насмотренности» [58, с. 265].

Понятие «музейная культура» определяет уровень готовности к восприятию посетителем музейной информации. Восприятие музейной экспозиции является сложным процессом. Его эффективность зависит от общей культуры посетителя, его умения ориентироваться в музейном пространстве, чувствовать специфичность музейного языка, воспринимать музейный предмет в определенном историко-культурном контексте. Показателями музейной культуры выступают обращение людей к различным источникам предварительной информации о музее и частота посещения музеев и выставок, т.е. музейную эрудицию человека. Несомненно, главное значение проблема музейной культуры приобретает при анализе детской аудитории. Общеизвестен тот факт, что восприимчивость человека к любому феномену культуры зависит от того, насколько рано сформировались его эстетические запросы, а также навыки восприятия. Данное положение может быть перенесено и в область музейного воздействия, ведь чем раньше детей начинают приобщать к музею, тем более высоким, окажется уровень их музейной культуры в будущем.

На основе перечисленных нами критериев музейной аудитории, среди которых были выделены социально-демографические признаки, а также активность по отношению к музею, интерес к формам музейной коммуникации, степень подготовленности к восприятию, возможно выделить и дать характеристику аудитории конкретного музея или музеев определенной профильной группы, а также определить музейную аудиторию региона или страны. При этом стоит выделить еще одно качество присущее музейной аудитории, как ее динамизм. Аудитория способна меняться и это заставляет музеи вносить некоторые коррективы в свою культурно-образовательную деятельность [11, с. 65].

Три главных вопроса: «кто» приходит в музей, «что» и «как» воспринимается аудиторией, неотделимы друг от друга, и являются следствием возникновения такой проблемы как эффективность музейной коммуникации. Опираясь на знания об аудитории, и ее реакциях, музейная педагогика подходит к решению данного вопроса, а именно разрабатывает определенную методику работы с различными категориями посетителей, в которую входит взаимодействие с детьми, подростками и учащейся молодежью, и которая предполагает учет возрастных особенностей данных групп. Всем известен тот факт, что уже в самом раннем возрасте познание детьми окружающей действительности осуществляется путем накопления чувственных впечатлений, получаемых ребенком в результате его контактов с предметами действительности. Способность к переживанию зрительных впечатлений детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Поэтому в работе с детской аудиторией особенно важно идти от экспоната, от предмета, постепенно подводя слушателей к обобщениям, доступным для понимания в их возрасте.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания [83, с. 96]. И поскольку осязание дополняет и обогащает зрительную информацию, манипулирование предметами является необходимым этапом развития ребенка. Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях, которые подтвердили важность предметных действий для формирования интеллекта ребенка и развития внутреннего плана сознания. Поэтому работающие с детьми специалисты стремятся вводить в экспозицию или специально приносить на занятии экспонаты (копии, дубликаты, модели), которые дети могут подержать в руках. Если для самых маленьких непосредственное манипулирование с предметом практически обязательно, то для старших детей достаточно «зрительное ощупывание» предмета, мысленное действие с ним. Психологи установили, что использование приема моделирования движением в работе с детьми 6-7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40%, а также обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций [74, с. 200].

Активное освоение музейной информации осуществляется в игровой деятельности. Игра в жизни дошкольника и младшего школьника остается ведущей формой познания. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, у них пробуждается творческое начало, развивается воображение. Проведение музейных игр требует очень большой работы музейного педагога, который должен дать детям четкое и одновременно доступное их понимание представление о том контексте, в котором протекает игровое действо [49, с. 78].

В экскурсионной работе с детьми младшего возраста весьма эффективен вопросно-ответный метод. Всякая экскурсия представляет собой специфически вид общения, но если при работе со взрослыми это общение носит преимущественно скрытый характер, осуществляется во внутреннем плане, то экскурсия с детьми предполагает постоянный, открытый диалог, ибо они особенно расположены к общению. Предпочтение отдается не вопросам на проверку знаний, а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту, а главное побуждают к детальному рассматриванию, отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Восприятие музейной информации требует от маленьких детей большого умственного и физического напряжения. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешают подолгу стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Поэтому при работе с малышами важно знать, какое время займет занятие, что и в каком объеме планируется в ходе него показать детям. Наиболее эффективно они воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего следует спад внимания. А потому при продолжительности экскурсии в 40-45 минут ее первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую желательно ввести элементы игры, творческой работы детей или создать условия для двигательной разрядки. Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната. Важно также не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Остановка у одной витрины не может быть очень долгой: обычно она составляет 1-3 минуты. Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена, в силу чего быстро возникает ощущение музейной усталости. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10 экспонатами [75, с. 150].

Для того чтобы маленький посетитель обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление материала, возвращение к уже увиденному и услышанному. Лучшей формой закрепления и осмысления является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации. Во многих музеях стало традицией каждое занятие с детьми заканчиваться в мастерской, где они что-то делают собственными руками. Так возникает ситуация «знания через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками младшими школьниками.

Работа со школьниками средних и старших классов стоится с учетом их познавательной потребности, сформировавшейся способности к усвоению значительного объема знаний. Это предполагает информационную насыщенность, познавательную значимость музейных мероприятий для подростков. При этом, говоря о характере получения знаний в музее, очень важно учитывать, что музей никак не может подменять или дублировать другие источники информации.

Сознание школьников среднего и старшего возраста отмечено известной противоречивостью. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетаются со стремлением критически осмыслить опыт старших. Вследствие этого возрастает потребность в убедительности, используемой в ходе беседы с маленькими экскурсантами аргументации, в широте предлагаемой их вниманию информации. В музее таким бесспорным аргументом является подлинник. Однако сама по себе опора на подлинник не является достаточной гарантией убедительности. В работе со школьниками-подростками чрезвычайно эффективен метод, получивший название проблемного, когда создается ситуация «завоевания» знаний, а не получение их в готовом виде. Важно побудить школьников напрягать умственные силы, отыскивая ответы на возникающие вопросы, самостоятельно извлекая знания из первоисточника [98, с. 114].

Для школьников среднего и старшего возраста особенно важны доверительные интонация, разговор, пробуждающий к совместному обсуждению тех или иных тем. Познавательные интересы у подростков зачастую формируются в самостоятельной деятельности. Тягу к самостоятельности может учитывать и развивать музей. Это особенно важно, потому что постоянное увлечение потока информации требует от современных детей умения добывать знания самостоятельно.

Восприятие экспозиции требует от посетителя значительных интеллектуальных усилий, воображения, а не пассивности. И можно так организовать осмотр экспозиции, чтобы он превратился в творческий поиск. Этот метод давно и продуктивно используют зарубежные, а теперь и российские музеи, которые создают для школьников «листки активности», «творческие задания», «рабочие тетради», которые дети самостоятельно используют в ходе осмотра экспозиции. Актуальность применения такой методики подтверждают наблюдения отечественных музейных педагогов и учителей, которые отмечают, что постепенно у старших подростков падает интерес к экскурсии и соответственно возрастает стремление к самостоятельному осмотру музея.

Еще одна достойная быть отмеченной психологическая особенность школьников среднего и старшего возраста – это потребность в общении со сверстниками. Музей имеет возможность участвовать в организации этого общения, придав ему содержательный и творческий характер. Это предполагает развитие кружков, клубов, студий, где создаются оптимальные возможности для организации исследовательской работы подростков, часто в сочетании с художественным творчеством, а также для формирования навыков социальной активности.

Следующая возрастная группа – студенческая молодежь. Это молодые люди, которые сознательно встали на путь освоения «интеллигентных» профессий, пройдя достаточно жесткую систему конкурсных экзаменов. Осознанная установка на образование, динамизм, восприимчивость к новому подчас сочетаются у студентов с завязкой на исключительность, с максимализмом в оценках и требованиях, предъявляемых к жизни.

Беседа с постепенным вовлечением аудитории в круг рассматриваемых вопросов, по их мнению, способствует установлению эмоциональной атмосферы занятий, приучает слушателей не только воспринимать, но и мыслить, вырабатывать свое отношение к творчеству того или иного мастера, к конкретному произведению искусства. Ключевым в этих размышлениях является слово вовлечение. И в данном случае имеются в виду вовлечение в обмен мнениями, создание в ходе занятий в деятельность. Одновременно музей может предложить студентам достаточно широкий спектр возможностей непосредственного участия в поисковой, исследовательской, фондовой, культурно-образовательной работе.

Итак, нами была рассмотрена группа проблем музейной педагогики. Однако их можно расширить, и их перечень не является исчерпывающим. Для утверждения перечисленных возможностей музейного квеста нам необходимо проверить результативность предложенной модели его действия.

Заключение

Музейная коммуникация является результатом особого взгляда на музейную действительность, выделяющая в ней специфические коммуникационные аспекты. Она рассматривается в качестве процесса передачи и обмена культурной информацией в образовательном пространстве музея, представленной художественными произведениями и музейными предметами, как средство достижения взаимопонимания, в то время как «язык искусства» выступает в качестве символической среды.

В начале нашего исследования нами была поставлена цель – изучение специфики коммуникативного пространства современного музея как дидактической системы, которая определила решение следующих задач: проанализировать информационно-коммуникативные средства деятельности музея; выявить формы и методы коммуникативного взаимодействия в пространстве музея; определить эффективность музейного квеста как одной из форм взаимодействия посетителей в современном музее; раскрыть научно-практический характер музейной педагогики и ее направления; изучить музейную аудиторию и результативность форм и методов культурно-образовательного взаимодействия с ней; дать психолого-педагогическую оценку музейному квесту и определить эфыфективность его использования в современном музее.

Изучая первую задачу, мы пришли к выводу, что внедрение новейших технических средств позволяют значительно расширить возможности в показе экспонатов, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Мультимедийные технологии позволяют посетителям изучать материалы экспозиции в любой последовательности, воспитывая при этом активного исследователя.

В ходе рассмотрения второй задачи, выявленные нами формы и методы коммуникационного взаимодействия в пространстве музея, позволили убедиться, что все они в большей степени направлены на удовлетворение потребности людей в общении, культурно насыщенном отдыхе, реализации творческой энергии, а также способствуют эмоциональному воздействию музея на человека, что становится несомненным стимулом расширения аудитории.

Изучая задачу, связанную определением эффективности музейного квеста, мы, прежде всего, обратились к понятию «квест», а также сформулировали собственное определение понятия «музейный квест». В ходе нашего исследования, нами были сформулированы основные принципы квеста, выделены основные типы заданий, а также составлен собственный музейный квест.

В ходе решения задачи, связанной с раскрытием научно-практического характера музейной педагогики, была раскрыта сущность понятия «музейная педагогика», рассмотрены главные проблемы данной дисциплины, определена специфика музейного образования, а также проанализировано восприятие музейной информации школьниками разных возрастов.

При решении следующей задачи, нами была изучена музейная аудитория и результативность форм и методов культурно-образовательного взаимодействия с ней. Мы рассмотрели понятие «музейная коммуникация» в различном контексте, выявили проблемы, связанные с ней. Исходя из этого, нами был проведен анализ особенностей музейных коммуникационных процессов в контексте культурной коммуникации.

Решая последнюю задачу, связанную с психолого-педагогической оценкой квеста и определением его эффективности, нами была осуществелена опытно-экспериментальная работа для проверки эффективного усвоения материала экспозиции в музее. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа была проверка исходного уровня знаний по тематике экспозиции, то есть теоретическая и практическая готовность, которая отражает специальные знания, умения, опыт творческой деятельность и ценностно-смысловых ориентаций. Для реализации данной цели нами были применены методы анкетирования, сравнения, математической и статистической обработки полученных данных. Целью формирующего этапа была проверка эффективности усвоения знаний по тематике экспозиции с применением музейного квеста. Цель контрольного этапа заключалась в обработке, анализе и обобщении количественных и качественных результатов эксперимента проведенного в группах. После проведения сравнительного анализа данных контрольной и экспериментальной групп, результаты срезов в процентном соотношении показали положительную динамику повышение уровня усвоения материала экспозиции в экспериментальной группе. При этом в контрольной группе произошли незначительные изменения.

Результаты заключительного этапа эксперимента показали, что реализация комплекса педагогических условий с применением музейного квеста существенно повысили уровень готовности посетителей в соответствии с содержательным, продуктивно-творческим и ценностным показателями. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации [Текст] / Г.А. Аванесова. – Москва: Аспект Пресс, 2006. – 241с.

2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология [Текст] / М.А. Ариарский. – Санкт-Петербург: ЭГО, 2001. – 530с.

3. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи [Текст] / А.В. Бакушинский. – Москва: Советский художник, 1981. – 351 с.

4. Баруткина, Л.П. Мультимедиа в современной музейной экспозиции [Текст] / Л.П. Баруткина // Вестник СПбГУКИ. – Санкт-Петербург, 2011. – № 4(9). – С. 106-109.

5. Беликов, В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / В.А. Беликов. – Челябинск, 1994. – 157с.

6. Бенеш, Й.К. Музей и образовательная деятельность [Текст] / Й.К. Бенеш. – Санкт-Петербург, 1980. – 116с.

7. Бенин, В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций [Текст]: учеб. пособие / В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2004. – 386с.

8. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век [Текст] / В.С. Библер. – Москва: Издательство политической литературы, 1991. – 413с.

9. Борев, В.Ю. Культура и массовая коммуникация [Текст] / В.Ю. Бореев. – Москва: Наука, 1986. – 301с.

10. Бурков, Г. Основы советского музееведения [Текст] / Г. Бурков. – Москва, 1999. – 325с.

11. Бутиков, Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев [Текст] / Г.П. Бутиков. – Санкт-Петербург, 1998. – 190с.

12. Валицкая, А.П. Музей в пространстве культуры [Текст] / А.П. Валицкая // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: сб. науч. тр. – Санкт-Петербург, 1999. – № 5. – С.30.

13. Ванслова, Е.Г. Музейная педагогика в XXI веке [Текст] / Е.Г. Ванслова // Мир музея – Москва, 2005. – № 3. – С.25-27.

14. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. – Москва, 1999. – 538с.

15. Волькович, А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система [Текст]: дис. . канд. культурологи: 24.00.03: защищена 1.12.1999: утв. 18.02.2000 / Анна Юрьевна Волькович. – Санкт-Петербург, 1999. – 210с.

16. Воронцова, Е.А. Историческая наука и музей: «нам не жить друг без друга» [Текст] / Е.А. Воронцова // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. в Орле. – Москва, 2002. С. 8–16.

17. Галлеев, Б. М. Компьютеры и искусство [Текст] / Б. М. Галеев // Человек. – 2001. – № 4. – С.114-125.

18. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) [Текст] / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. – Москва: Издательство МГУ, 1965. – 248с.

19. Глузинский, В. У основ музееведения [Текст] / В. Глазунский. – Москва, 2000. – 172с.

20. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий [Текст] / М.Б. Гнедовский. – Москва: Литра, 2006. – 380с.

21. Грегорова А. К основным проблемам музееведения [Текст] / А.К. Грегорова // Музеи мира – Москва, 1991. – № 1. – С.25-38.

22. Грицкевич, В.П. История музейного дела до конца XVIII века [Текст] / В.П. Грицкевич. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2004. – 408с.

23. Гуральник, Ю.У Каким быть музею будущего? (опыт социологического анализа) [Текст] / Ю.А. Гуральник // Музееведение. На пути к музею XXI в.: сб. научных трудов НИИ культуры. – Москва, 1989. – С. 135-144.

24. Гуральник, Ю.У. Музей и его посетители [Текст] / Ю.У. Гуральник // Музей и его партнеры: сб. трудов творческой лаборатории «музейная педагогика» кафедры музейного дела. – Москва: АПРИКТ, 2004. – №5. – С. 23 – 27.

25. Гуревич, П.С. Культурология [Текст] / П.С. Гуревич. – Москва: Проект, 2003. – 336с.

26. Дворниченко, В.Д. Организация экскурсионной деятельности [Текст] / В.Д. Дворниченко. – Москва: МЭСИ, 2000. – 170с.

27. Дубровская, Е.П. Музей и семья – как организовать диалог [Текст] / Е.П. Дубровская // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. – Москва, 2006. – №7. – С. 223-230.

28. Дукельский, В.Ю. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики [Текст] / В.Ю. Дукельский. – Москва: Российский институт культурологии, 2010. – 199с.

29. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – Москва: Советский спорт, 2007. – 216с.

30. Еременко, Е.Д. Музей и кино. Музеи кино [Текст]: учеб. пособие / Е.Д. Еременко. – Санкт-Петербург, 2004. – 320с.

31. Жданова, О.В. Использование квест-технологий в инклюзивной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования [Текст] / О.В. Жданова // Специальное образование. – Москва, 2014. – № 10. – С. 97-102.

32. Жукова, Е.Д. Педагогический потенциал художественной культуры [Текст] / Е.Д. Жукова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. – Уфа, 2000. – № 1. – С. 16-24.

33. Закс, А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР [Текст] / А.Б. Закс. – Санкт-Петербург, 2001. – 532с.

34. Зиновьева, Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема [Текст]: дис. . канд. культурологи: 24.00.03: защищена 11.04.2000: утв. 13.06.2000 / Юлия Владимировна Зиновьева – Санкт-Петербург, 2000. – 269с.

35. Ибатуллина, Л.Н. Квест как игровая форма проведения досуга [Текст] / Л.Н. Ибатуллина // Человек. Общество. Культура. Социализация. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне. – Уфа, 2015. – С. 580-584.

36. Каган, М.С. Музей в системе культуры [Текст] / М.С. Каган // Вопросы искусствознания. – Москва, 1994. – №4. – С.445–460.

37. Каган, М.С. Музей в скрещении энергий образования и воспитания [Текст] / М.С. Каган // Произведения искусства в образовательном процессе. Международная научно-практическая конференция. Тезисы докладов. – Санкт-Петербург, 2000. – С.40–44.

38. Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры [Текст] / Т.П. Калугина. – Санкт-Петербург: Петрополис, 2001. – 224с.

39. Камерон, Д.Ф. Музей: храм или форум? [Текст] / Д.Ф. Камерон. – Москва: Изд-во Музея революции, 2003. – 346с.

40. Каулен, М.Е. Вторая жизнь традиции [Текст] / М.Е. Каулен // Музей и нематериальное культурное наследие: сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. – Москва, 2005 – № 6. – С.13-24.

41. Козлова, Л.К. Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев [Текст]: дис. . к.п.н.:13.00.01: защищена 15.10.2014: утв. 16.12.2014 / Людмила Карловна Козлова. – Москва, 2014. – 235с.

42. Косова, И.М. Музей и образование взрослых [Текст] / И.М. Косова // Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – Москва, 1997. – С. 28-33.

43. Костина, А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: идеи, концепции, методы исследования [Текст] / А.В. Костина. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 742с.

44. Крылова, И.А. Глобальные проблемы и судьбы гуманизма на рубеже III-го тысячелетия [Текст] / И.А. Крылова. – Москва, 2009. – 254с.

45. Ламсдейн, А.А. Обучающие машины и программированное обучение [Текст] / А.А. Ламсдейн. – Москва, 1963. – 231с.

46. Леви-Строс, К. Структурная антропология [Текст] / К. Леви-Строс; пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. – Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512с.

47. Лысикова, О.В. Музеи мира [Текст]: уч.пособие / О.В. Лысикова. – Москва: Флинта-Наука, 2004. – 128с.

48. Майстровская, М.Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля [Текст] / М.Т. Майстровская. – Москва: Прогресс-Традиция, 2016. – 672с.

49. Майстровская, М.Т. Музейные экспозиции. Искусство – архитектура – дизайн [Текст] / М.Т. Майстровская. – Москва, 2002. – 216с.

50. Макарова, Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен [Текст] / Н.Г. Макарова. – Москва: Искусство, 1987. – 259с.

51. Маклюэн, Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека [Текст] / Г.М. Маклюэн. – Москва, 2003. – 464с.

52. Мастеница, Е.Н. Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса [Текст] / Е.Н. Мастеница //Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Материалы международн. научно-практич. конференции. – Пермь: Пермский областной краеведческий музей, 1999. – С. 18-23.

53. Медведева, Е.Б. Музейная педагогика: определение дефиниции [Текст] / Е.Б. Медведева // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей» / Государственный русский музей; СПбГУПМ. – Санкт-Петербург, 1995. – 56с.

54. Мишина, И.В. Музей в системе ценностных ориентаций российского студенчества [Текст]: автореф. . канд. культурологи: 24.00.03: защищена 24.03.2002: утв. 16.05.2002 / Ирина Васильевна Мишина – Санкт-Петербург, 2002. – 198с.

55. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А.Моль; пер. с фр. Б. В. Бирюкова. – Москва: Издательство ЛКИ, 2008. – 416с.

56. Мосолова, Л.М. Современный музей в едином культурно-образовательном пространстве России [Текст] / Л.М. Мосолова // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. – Санкт-Петербург, 1995. – № 1. – С.66-77.

57. Музей. Экскурсия. Туризм [Текст]: сб. материалов конф. / ред. П.А. Подболотов, В.В. Головин, Н.И. Сергеева; сост. Н.С. Николаева; СПбГУКИ, Каф. музееведения и экскурсоведения. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2006. – 338с.

58. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества [Текст] / Н.В. Нагорский. – Санкт-Петербург, 2004. – 432с.

59. Николаева, Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Николаева. – Санкт-Петербург: СПбКО., 2013. – 660с.

60. Новоселова, А.С. Музейная педагогика как средство саморазвития личности [Текст] / А.С. Новоселова.– Пермь, 2000. – 216с.

61. Пищулин, Ю.П. Посетитель и музейная информация [Текст] / Ю.П. Пищулин // Актуальные проблемы музейного строительства. Музей и посетитель. – Москва, 1979. – №4. – С. 3-19.

62. Поляков, Т.П. Мифология музейного проектирования или Как делать музей? [Текст] / Т.П. Поляков. – Москва: Российский институт культурологии, 2003. – 456с.

63. Пономарев, Б.Б. Интернет-Сайт-Кинотеатр [Текст] / Б.Б. Пономарев // Музей будущего: информационный менеджмент. – Москва, 2001. – С. 109–114.

64. Портер, В. Коммуникация в организации [Текст] / В. Портер. – Москва, 1998. – 270с.

65. Пшеничная, С.В. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель [Текст]: монография / С.В. Пшеничная. – Санкт-Петербург: Образование, 1999. – 187с.

66. Равикович, Д.А. Формирование государственной музейной сети [Текст] / Д.А. Равикович // Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. – Москва, 1990. – С. 13-29.

67. Розенблюм, Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции или 30 лет спустя [Текст] / Е.А. Розенблюм // На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. – Москва, 1997. – 182-195с.

68. Рябова, С.Е. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе [Текст]: автореф. . к.п.н.:13.00.01 / Светлана Владимировна Рябова – Уфа, 2001. – 164с.

69. Саверкина, И.В. История частного коллекционирования в России [Текст] : учеб. пособие / И.В. Саверкина. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2006. — 207с.

70. Сайт-путеводитель по Санкт-Петербургу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.hellopiter.ru. – Дата обращения: (8.05.2016).

71. Сапанжа, О.С. Основы музейной коммуникации [Текст] / О.С. Сапанжа. – Санкт-Петербург, 2007. – 146с.

72. Сотникова, С.И. Музеология [Текст] / С.И. Сотникова.– Москва: Дрофа, 2004. – 190с.

73. Столяров, Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования [Текст] / Б.А. Столяров. – Санкт-Петербург, 2007. – 340с.

74. Столяров, Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика [Текст] / Б.А. Столяров. – Москва: Высшая школа, 2004. – 216с.

75. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела [Текст]: уч. пособие для студентов педагогических вузов / Б.А. Столяров. – Санкт-Петербург: Высшая школа, 2002. – 200с.

76. Странский, З. Понимание музееведения [Текст] / З. Странский // Музееведение. Музеи мира. – Москва, 1991. С. 19-25.

77. Сундиева, А.А. Деятельность музеев: музеи Рос. Федерации на рубеже тысячелетий: аналит. обзор [Текст] / А.А. Сундиева. – Москва, 2001. – 99с.

78. Титер, Л. Карта музеев [Текст] / Л. Титер // Музееведение в начале 3-го тысячелетия. – Лиссабон, 2008. – С. 75-96.

79. Урсул, А.Д. Информация и мышление [Текст] / А.Д. Урсул. – Москва: Знание, 1971. – 293с.

80. Фролов, А.И. Из истории становления музееведческих центров России [Текст] / А.И. Фролов // Музей и власть.– Москва, 1991. – Ч. 2. – С. 31-43.

81. Хадсон К. Влиятельные музеи [Текст] / К. Хадсон; пер. с англ. Л. Мотылев. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 196с.

82. Ховланд, К. Коммуникация и убеждение [Текст] / К. Ховланд. – Санкт-Петербург, 2000. – 326с.

83. Холл, Э. Танец жизни [Текст] / Э. Холл. – Москва: Высшая школа, 2010. – 344с.

84. Хупер-Гринхилл, Э. Новая коммуникационная модель [Текст] / Э. Хупер-Гринхилл // Язык музеев: объекты и тексты. – Лестер, 1991. – С.178-190.

85. Чистякова, К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян [Текст] / К.В. Чистякова // Человек в мире культуры. – Москва, 2013. – №2. – С. 20-21.

86. Шер, А.Я. Музейная каталогизация и ЭВМ [Текст] / А.Я. Шерм. – Москва, 2001. – 421с.

87. Шлыкова, О.В. Феномен мультимедиа: технологии эпохи электронной культуры [Текст] / О.В. Шлкова. – Москва: МГУКИ, 2003. – 268с.

88. Шляхтина Л.М. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки [Текст] / Л.М. Шляхтина. – Санкт-Петербург: СПБГУКИ, 2006. – 271с.

89. Шляхтина, Л.М. Музей как цель и средство межкультурной коммуникации [Текст] / Л.М. Шляхтина // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сборник статей. – Санкт-Петербург, 2007. – С.313–318.

90. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика [Текст]: уч. пособие / Л.М. Шляхтина. – Москва: Высшая школа, 2009. – 184с.

91. Шляхтина, Л.М. Проективная модель музея в XXI веке: управление процессом коммуникации [Текст] / Л.М. Шляхтина // Музей-зритель. XXI век. Материалы международной конференции. – Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2006. – С.24–30.

92. Шрайнер, К. Музееведение. Музеи мира [Текст] / К. Шрайнер. – Москва, 1991. – 148с.

93. Шрамм, В. Наука человеческого общения [Текст] / В. Шрамм. – Нью-Йорк, 1963. – 541с.

94. Штофф, В.А. Роль моделей в познании [Текст] / В.А. Штофф. – Санкт-Петербург: Издательство ЛГУ, 1966. – 128с.

95. Щепеткова, И.А. Музей: метаморфозы театральности [Текст] / И.А. Щепеткова. – Санкт-Петербург: Знак, 2006. – 190с.

96. Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст]: учеб. для высшей школы / Т.Ю. Юренева. – Москва: Академический Проект, 2007. – 560с.

97. Юхансон, Х. Применение информатики и средств коммуникации в музея Швеции [Текст] / Х. Юхансон // Museum. – 1989. – № 160. – С.30-32.

98. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей [Текст]: уч. пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. – Москва: Российский институт культурологии, 2001. – 223с.

99. Якобсон, Р.О. Речевая коммуникация [Текст] / Р. Якобсон; пер. с англ. Н. В. Перцова. – Москва, 1985. – 487с.

Покупка готовой работы
Тема: «Коммуникативное пространство современного музея как дидактический феномен»
Раздел: Культурология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 91
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика