Курсовая работа

«Особенности развития мышления одаренных детей младшего школьного возраста»

  • 55 страниц
Содержание

Введение …3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ

1.1.Зарубежный и отечественный опыт работы с одаренными детьми….6

1.2.Особенности одаренных детей….8

1.3.Одаренность как форма проявления развитости особенностей познавательной сферы….15

1.4.Психологические аспекты работы с одаренными детьми в системе образования….31

Выводы по I главе…35

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация и проведение исследования….38

2.2.Анализ результатов исследования….…41

2.3.Рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми….47

Выводы по II главе….….49

Заключение….50

Список литературы….…51

Приложение….54

Введение

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.

Актуальность темы. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.

Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Изучением данного вопроса занимались в отечественной психологии: А.В. Запорожец, Н. Лейтес, А. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе. В зарубежной психологии одаренность изучали: Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, П. Торренс.

Цель исследования: изучить качественные особенности мышления детей младшего школьного возраста с общей интеллектуальной одаренностью.

Объект исследования: интеллектуальная сфера ребенка младшего школьного возраста с общей одаренностью.

Предмет исследования: качественное своеобразие развития познавательных процессов младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить развитие познавательной сферы у одаренных младших школьников.

2. Выявить особенности интеллектуальной сферы одаренных детей младшего школьного возраста.

3. Выявить психологические аспекты работы с одаренными детьми.

4. Подбор психодиагностической методики, позволяющей выявить одаренных среди детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мышление детей младшего школьного возраста с общей интеллектуальной одаренностью имеет качественные отличия в развитии познавательных процессов.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме, тестирование.

В качестве экспериментального метода использовалась диагностическая методика ГИТ (Групповой интеллектуальный тест).

База исследования: исследование, результаты которого участвовали в выборке, проводились среди школьников младших классов МОУ СОШ № 58 г. Уфы (3а, 3б, 4а, 4б, 4в). Всего в исследовании участвовало 106 учащихся.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, а так же приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ

1.1. Зарубежный и отечественный опыт работы с одаренными детьми

Группа молодых ученых – Ф .Баррон, Дж. Гилфорд, П. Торренс , К. Тейлор - осуществила ряд крупных исследований, которые очертили новые границы в психологии творческой одаренности и способствовали объединению теоретических исследований по психологии индивидуальных различий и практических работ по построению новых учебных программ в области дифференцированного обучения [28,с.34].

В конце 70-х – начале 80-х развивается новая, прикладная область психологии – психология талантливых, но не успевающих в учебе детей, в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи.

Работы Дж.Гилфорда показали, что к концу школы многие одаренные дети иногда испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ [С.Марленд, 1972].

В начале 80-х был осуществлен крупный международный проект по развитию возможностей высоко одаренных детей прогнозировать будущее, проигрывать ситуации риска и возможные выходы из таких ситуаций.

В США были созданы специальные курсы по обучению лидерству одаренных подростков. Дальнейшее развитие исследований и диагностики одаренности основывались на интегрированном представлении о познавательных процессах и их развитии.

Когнитивные методики диагностики и методики интеллектуального развития стали предметом специального теоретического и экспериментального анализа в 20-е и начале 30-х гг. в нашей стране. В.Штерн дал следующее определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни. Такая характеристика одаренности позволяла дифференцировать уровни одаренности» [34,с.58].

Особое значение придавалось разработке и реализации методов диагностики. Наибольшую популярность приобрела система диагностики интеллектуального потенциала детей, разработанная А.Бине. Ему удалось воплотить принцип развития в очень простой и понятной характеристике – величине интеллектуального потенциала. Эта величина получила в дальнейшем название интеллектуального коэффициента (IQ).

История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности.

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко было отражено в работе Б.М.Теплова «Способности и одаренность», где указывается: “При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность. Три признака как, мне кажется, всегда заключаются в понятии способность. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения»[4,с.67].

Обсуждение зарубежного и отечественного опыта показывает, насколько каждой стране необходима радикальная перестройка системы обучения, которая бы позволила одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности.

1.2. Особенности одаренности детей

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности [5,с.56] .

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко».

Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей [2,с.45].

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития.

В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности, так как одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте:

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей (дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества). Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

Заключение

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. Происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования, сегодня ситуация изменилась и внимание исследователей обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения.

Несмотря на уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности при обучении и воспитании следует учитывать особенности детской психики, так как детский возраст - это время глубоких интегративных процессов, а уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность, задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка (заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения). В этом случае требуется незамедлительная психолого-педагогической помощь и поддержка для снятия этих барьеров.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия педагогов и родителей на постепенное, поэтапное обучение, помогающее ребенку раскрыть свои способности, по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Список литературы

1. Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети» // Завуч. М.– 2001. -№ 4. – с. 39.

2. Богоявленская М. Школьные проблемы одаренных детей // Шк. психолог. М.– 2005. -№ 3. – с. 45

3. Введенский В. Одаренный ребенок. Что с ним делать? // Директор школы. М.– 2005. -№ 3. – с. 79.

4. Вихорева О.А. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей // Дополнительное образование. С-Пб. – 2005. -№ 5. – с. 39.

5. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. М.– 2003. -№ 8. – с. 13.

6. Егоров А.А. Различные формы получения российского образования в заграншколах МИД России: опыт, проблемы, перспективы: (экстернат) // Школа. М.– 2005. -№ 3. – с. 10.

7. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми // Завуч. М. – 2000. -№ 1. – с. 107.

8. Климонтова Т.А. Психологическая поддержка одаренных школьников// Педагогика. М.– 2004. -№ 4. – с. 95.

9. Кулемзина А.В. Принципы педагогической по поддержки одаренных детей // Педагогика. М. – 2003. -№ 6. – с. 27.

10. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов // Начальная школа. М. – 2003. -№ 1. – с. 80.

11. Овсянникова Е.А. Одаренные дети: (из опыта работы) // Завуч. М. – 2004. -№ 7. – с. 153.

12. Ознобихин А.И. Проблемы одаренных детей // Школа. М. – 2004. -№ 2. – с. 64.

13. Программа « Одаренные дети»: (из опыта) // Завуч. М.– 2005. -№ 5. – с.33

14. Фролова Т.Большие амбиции маленькой школы: (школа для одаренных детей) // Директор школы. М. – 2004. -№ 8. – с. 53.

15. Хромова Т. Одаренные дети: (из опыта) // Воспитание школьников. – 1997. -№ 4. – с. 6.

16. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одаренными детьми // Образование. С-Пб. – 2004. -№ 7. – с. 32.

17. Ярулов А.А. Индивидуально – ориентированный учебный план // Школьные технологии. М.– 2004. -№ 6. – с. 136.

18. Турчанинова Ю. Индивидуальная образовательная траектория по – техасски: (учебный план) // Директор школы. М. – 2005. -№ 8. – с. 55.

19. Бабаева Ю.Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. М. - 2003. - № 1. С. 6-24.

20. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия. - 2002. - 320с.

21. Финогенова О.Н. Одаренные школьники Красноярского края: среда и личность // Одаренный ребенок. М. - 2003. - № 1. С. 66-82.

22. Панов В.И. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование. М.- 2003. - № 7. С.3-6.

23. Одаренность: рабочая концепция/ Материалы I Международной конференции (Самара, 1-3 октября 2000г.)/ Под ред. Д.Б. Богоявленской. М. - 2002. - 192с.

24. Синягина Н.Ю. Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие)/ Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, - 2001. - 131с.

25. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие./ Н.С.Глуханюк. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 216с.

26. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для вузов/ В.М.Кроль - М.: Высшая школа, 2001. - 319с.

27. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебн. пособие/ Под ред. Островского Э.В./ Э.В.Островский, Л.И.Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 384с.

28. Психология и педагогика. Уч. пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.П.Лаптева, В.А.Сластенина. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 585с.

29. Романова, Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С.Романова. - СПб: Питер, 2006. - 400с.

30. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Уч. пособие для студ. вузов./ В.А. Сластенин, В.П.Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480с.

31. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д.Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс,2000 - 544с.

32. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3ч./ Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288с.

33. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ-Технологии», 2003. - 944 с.

34. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

35. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.

36. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; под ред. Н. С. Лейтеса - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

37. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000. - 96 с.

38. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г. «Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.

39. Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997г.

40. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

41. «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

42. «Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.

43. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

44. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

45. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

46. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

47. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

48. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1998 г.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности развития мышления одаренных детей младшего школьного возраста»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 55
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика