Дипломная работа

«Развитие творческих способностей у младших школьников»

  • 79 страниц
Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у младших школьников

1.1. Понятия "способности", "одаренность", "талант" в зарубежной и отечественной психологии 6

1.2. Психолого-педагогическая сущность понятия "творческие способности" и активизация творческой деятельности. 13

1.3. Проблема развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 21

Выводы по I главе 29

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование творческих способностей у младших школьников 31

2.1. Организация исследования 31

2.2. Методы и методики исследования 32

2.3. Результаты исследования и их интерпретация 36

Выводы по II главе 42

Заключение 44

Список литературы 47

Приложение 51

Введение

Данный вопрос, о развитии творческих способностей младших школьников, который рассматривается в дипломной работе, один из самых актуальных в психологии на сегодняшний день.

В настоящее время школа является одним из основных источников формирования оптимальной среды, которая способствует раскрытию творческого потенциала младшего школьника. Самовыражение и творческая самореализация предполагает ориентироваться на развитие личности, на учёт целей, запросов, способностей и потребностей в самореализации каждого ученика.

Даже, накопленный в педагогической практике опыт не является достаточным для разрешения противоречия, возникшего между потребностью создания условий творческой самореализации личности обучающихся и разработанностью этой проблемы в теоретическом плане. Сегодняшним обучающимся, приходиться вмещать большое количество информации в свою память, что иногда неустойчивая психика детей не выдерживает таких больших нагрузок. Поэтому и бывают подавленность и эмоциональные срывы. Таким образом, не приходиться говорить о развитии творческого потенциала личности младшего школьника, требующего грамотно продуманного и бережного отношения, а происходит непрерывная гонка за качеством и количеством знаний.

В современной литературе появляется все больше и чаше разнообразных статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему развития творческих способностей детей. Но, все они всего лишь капля в море психологических проблем, проявляющихся у учителей и родителей в современное время, когда информация очень часто меняется. Поэтому хочется отметить работы Н. Лейтеса по изучению психики учащихся младших классов, которые занимают не последнее место в отечественной психологии. Психологические принципы развития у детей 1-4 классов творчества выдвинули Д.Н. Узнадзе, Н.Н. Подьяков, А. Матюшкин А.В. Запорожец. Также психологические модели разработали и западные психологи: Э.Де Боно, Дж. Гилфорд, П. Торренс, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли и др.

И самое главное, — каким же образом нужно с психологической точки зрения грамотно развивая воображение, обогащая культурно - духовный уровень с помощью коррекционной развивающей программы можно достичь качественного улучшения творческой активности ребенка? Исследования проводимые в работе «Развитие творческих способностей у младших школьников» и дадут ответ на поставленный вопрос.

Цель исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования: психологические особенности младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что специально организованная коррекционно-развивающая работа по разработанной программе будет способствовать развитию творческих способностей у детей.

Задачи исследования:

1) анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования;

2) подобрать методы и методики для исследования уровня творческих способностей младшего школьника;

3) эмпирически исследовать творческие способности детей;

4) сформулировать выводы.

Теоретическую базу исследования составили работы В. В. Клименко; А.В.Брушлинского; Д.Б. Богоявленской; Ф. Бартлера; Э.де Боно; Дж.Гилфорда; Дж. Галлагера; Г. Гарднера; В.В. Давыдова; 3.И. Калмыкова; А.М. Матюшкина; Н.А. Менчинской; К. Перлета; С.Л. Рубинштейна; К.А. Хеллера; Г. Хилдрета и др. о творческих способностях личности.

Для проведения экспериментально-психологического исследования были использованы следующие методы:

- теоретические – это метод сравнительного анализа научной литературы по данной теме,

- психодиагностические методы.

Использовались следующие методики:

1. Набор креативных тестов Ф. Вильямса [52].

а) Тест дивергентного (творческого) мышления [52];

6) Тест «Самооценка творческих характеристик личности» [52];

в) Опросник для родителей и учителей [53].

2. Тест на изучение оригинальности решения задач на воображение (Козлова И. В.).

3. Математическая обработка данных с помощью Т-критерия Вилкоксона.

Эмпирическая база исследования: 15 учащиеся до и 15 учащихся после коррекционно-развивающей работы 2 – го класса Большеустьикинского лицея № 1 (возраст детей 8-9 лет).

Структура работы:

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список научной литературы и пять приложений. Приложения включает в себя описание методик исследования, таблицы и графики с результатами исследования и выводы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у младших школьников

1.1. Понятия «талант», «одаренность», «способности».

Анализ проблем развития детских способностей и талантов будет предопределен такой контекст, который мы вкладываем в эти понятия.

Большая трудность в определении понятий способности и талант связи с повседневных понимание этих терминов. Если мы посмотрим, в словарях, то есть, конечно, мы видим, что очень часто слово «талантливый», «одаренный» и «способный» всегда употребляются как синонимы и отражают степень способности. Но что более важно, что термин «одаренный» только подчеркивают врожденных качеств человека. Например, в пояснительной слово из словаря Даля "способный" определяется как "подходящий или склонны делать что-либо, ловкий, способливый нужным, проста в использовании." Кроме того, слово "способны" часто используется термин "способливаться" и "способливый". Способливый человека определяется как изворотливый, сообразительный, способный образом, и, в свою очередь, способливасть понимается как способность справляться, чтобы быть в состоянии устроить. Способный, здесь понимается как умелый, а слово "мастерство" в толковом словаре. Таким образом, понятие «способности» определяется соотношением успехов [1].

Для определения «Талант» подчеркивает его естественный характер. Талант определяется как способность что-либо делать, и талант, как способности, данной Богом. Иными словами, талант - это врожденное, это природные способности, данные выше, которые обеспечивают отличные результаты в своей деятельности. В зарубежных словарях также подчеркивается, что талант [г. talanton] - это особый природный врожденное качество и большие способности. Гений рассматривается как степень таланта. Неудивительно, что в качестве независимого перспективе, пожертвования, а не в словарь в словаре, и Дали С. Ожегова в советской энциклопедии, и даже в толковом словаре иностранных слов [2].

В отечественной психологии, С.Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова попытка классифицировать понятия "талант", "подарки", "власть", в соответствии с общей земле - залог успеха деятельности. Способность рассматривать только как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого человека, от которых зависит возможность успеха и таланта - как качественно уникальное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), которая также зависит от возможности успеха в человека [19].

Многие считают, что способность "данные от природы, от Бога", и что они являются врожденными. Однако научный анализ показывает, что рождение может быть только задатки и способности - это результат инстинкты.

Задатки - это врожденные анатомические и физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, структурными особенностями мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которые организм наделен от рождения. Наклоны только возможности, способности и фона, но не гарантируется, и без ущерба для возникновения и развития различных способностей. Выступая на основе инстинктов, способности могут быть развиты только в процессе и под влиянием деятельности, которая требует, чтобы лицо некоторых способностей. Без этой способности работать в одиночку или не может развиваться. И, как ни один человек, независимо от того, как великий и чудный инстинкт однажды он не сможет стать талантливый писатель, физик, и актер, и т.д., не делать много тяжелой работы необходимо. К этому надо добавить, что задатки многозначным. На основе одного и того же инстинкты могут развиваться разные способности неравны, в зависимости опять на природу и требований деятельности, которой человек занимается, а также условия жизни и особенно в области образования [19].

Наклоны сами постоянно развиваются, приобретают новые качества. Таким образом, анатомические и физиологические основы ребенка и взрослого не просто задатки, а развитие интуиции, то есть не только природные, врожденные особенности его организма (безусловные рефлексы), но тот факт, что человек приобрел в процессе жизни - системы условных рефлексов [20].

Развитие навыков имеет большое влияние особенности высшей нервной деятельности. Таким образом, как скорость образования условных рефлексов и прочность зависят от скорости и силы на приобретение знаний, умений и навыков, от быстроты развития дифференциального торможения аналогичных стимулов - способность улавливать более тонкие сходства и различия между объектами и их свойства, скорость и простота создания и изменения динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения других видов деятельности.

Способности могут различаться по ширине, качеству, степени развития и оригинальность их сочетания (структуре) [21].

Возможность определения качества работы, успешное выполнение которых они являются. О людях обычно говорят, что это не просто способным, а что - в любом случае, то обязательно указывают качество его способностей. Качество власти делятся на:

- Математика;

- Технический;

- Актер;

- Искусство;

- Литературная;

- Музыка;

- Творческая;

- Организационная;

- Спорт и т.д.

Отличаются по широте:

- Специальные способности;

- Общие.

Специальные способности являются обязательными условиями, которые необходимы для хорошего выполнения того или иного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальной памяти, музыкального слуха и чувства ритма от музыканта, педагогический такт учителя, "Оценка отношений" художника, и т.д.

Общих способностей, необходимых для выполнения различных видов деятельности. Например, такие способности, организационные навыки, разделенное внимание, и критическая глубина ума, хорошая зрительная память, воображение должны быть присущи людям многих профессий. Так же как и возможность такого наблюдения, мы должны художник, писатель, врач и учитель. Эти способности, так называемые общие. Самое основное, общей мощностью человек аналитико-синтетические способности. Благодаря этой способности, человек различает сложное явление, в целом или отдельных статей, освещаются основные, типичные, типичные, отражает суть явления, объединяет все выбранные точки в новом комплексе и создает что-то оригинальное, что-то новое . Например, поэт, наблюдая за разными людьми в разных ситуациях, выделяет типичные свойства, отражает их характер, действия и черты характера будущей работы и обобщение этих функций, создавая изображение. Различие, сравнение различных методов ведения уроков и результаты получаются в зависимости от различных условий, и учителя педагогического мастерства мастеров и производит наиболее эффективных методов обучения и воспитания [24].

Но главная проблема в том, что психологическая наука сегодня является аналитической. Во время задатки анатомические и физиологические особенности человека и способностями, которые отвечают требованиям малого круга деятельности, не видел реальных, а именно активный человек. В этой связи мы обращаемся к произведениям Владимира Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Эта чувствительность достигается за счет необычной оснастки человеческого тела: рецептором воспринимает энергию и информацию извне, от крючка и само тело, проводник проводник  воспринимается, часть мозга, которая осуществляется (или не сделал - просто сохранить), чтобы превратить их в состояние сознания [9]. То есть, только депозиты прав может быть создано много работы, способность тех пор, пока существуют каналы связи между человеком с его внутренним миром и окружающей средой. Тем не менее, многие реальные навыки, чтобы быть человеком, который зависит от уровня подготовки и разнообразие человеческой деятельности. Например, все слышали, но только у некоторых есть музыкальный слух, все остальное это месторождение  потенциал нереализованного потенциала [26].

Человеческой психики, и психомоторного имеет неограниченные возможности для создания механизмов. Они - новообразования, не привязан к какой-либо конкретной орган чувств, без особой способностью: это - возможности системы со свойствами, которые не имеют более одного компонента целостности. Кроме того, это новообразование в то же время действующий и познающий: исполняющий обязанности человек знает, и знать, актов, решает умственного и психомоторного задач. Количество механизмов может быть великое множество. При изменении условий труда людей, мы создаем тем самым новые разнообразные механизмы, а также новые способы действия. Одним из таких механизмов, очевидно, является талант. В. Клименко отметил, что: «Суть таланта в способности действовать, он не должен искать любые особые заслуги в мозг или в конструкции кузова, а в некоторых других способностей, талантов  это человек, который первоначально. важно хорошо известная проблема "[9].

Схема может быть представлена внутренняя структура механизма человеческого таланта и ссылка на целостность составляющих элементов:

Заключение

Вопрос о развитии творческих способностей младших школьников., рассматриваемый в данной дипломной работе один из самых актуальных в психологии на сегодня.

Нынешним школьникам приходиться вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

У детей младшего школьного возраста возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25- 30минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека.

Творческие способности — это процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.

В ходе исследования были проведены психологические диагностики и математическая обработка данных для подтверждения гипотезы - что специально организованная коррекционная программа будет способствовать развитию творческих способностей у детей.

В результате анализа диагностики «Творческое мышление» мы пришли к следующим выводам: что по факторам «Беглость» - до 11,3 после 11,7; «Гибкость» - до 7, 73 после 8,2; «Оригинальность» - до 23,2 после 26,5; «Название» - до 15,0 после 16,5 наблюдается небольшое различие между результатами до и после развивающей программы; по фактору «Разработанность» - до 5,7 после 15,1 наблюдается существенное различие в результатах до и после развивающей программы. Общий суммарный бал результатов до 62,5 после 77,9.

Сравнивая данные по тесту «Самооценка личностных характеристик личности», можно отметить следующее: у детей после проведенной программы по факторам «Любознательность»- до 18,7 после 20,0; «Воображение» - до 16,2 после 21,3; «Сложность» до 18,4 после20,3; все показатели у учащихся после развивающей программы выше, чем до неё (Рисунок 2).

Средний бал по результатам диагностики «Опросник для учителя» выше после развивающей программы (79,6) чем до неё (54,3). По результатам диагностики до и после развивающей программы по всем шкалам теста классный руководитель дал более высокой бал.

Результаты теста на изучение оригинальности решения задач на воображение -

Коэффициент оригинальности до прохождения развивающей = 3,3; а коэффициент оригинальности после прохождения развивающей программы = 5,4. Подсчет коэффициента оригинальности показал значительный рост творческой активности после прохождения развивающей программы.

Результат математической обработки по критерию Вилкоксона эмпирическое значение Тэмп попадает в зону значимости, и в этом случае принимается гипотеза Н1 - интенсивность сдвигов в типичном направлении превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении, то есть данная в работе развивающая программа способствует развитию творческих способностей у младших школьников.

Таким образом, анализ и сравнение полученных в ходе исследования данных полностью подтвердили выдвинутую гипотезу данной работы, а именно, что специально организованная коррекционная программа будет способствовать развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 2005.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 2003.

3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функцио-

нальной системы // Принципы системной организации функций.

М.: Наука, 1973. С. 10-21.

4. Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 2003.

5. Библер В.С. Мышление как творчество. М.,2008.

6. Богомолов В.Тестирование детей. Ростов-на –дону «Феникс», 2003.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 2009. – 528 с.

8. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002, 336 с.

9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,1991.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 2003. (Овладение вниманием: с. 205—239.)

11. Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 2009. (психологическое описание творчества: 64—102.)

12. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,2007.

13. Грановская Р. М. Психологический практикум М., 2010.

14. ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД. УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН» 2011

15. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 104-108.

16. Ермолаев О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 2008.

17. Занковский А. И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Просвещение, 2007.

19. Иевлев Б. В.Проблема способностей в советской психологии // Межвузов. сб. науч. тр. Л ЛГПИ, 1984. С. 44-48.

20. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 2007. (психология представлений и проблемы творчества: 5—13.)

21. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 2009.

22. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональ-ность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 2009.

23. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 2007.

24. Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 2005.

25. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — 272 с.

26. Милославова И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл. — Л., 1979. — С. 132-136.

27. Мнацаканин Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., Просвещение2011. С. 191.

28. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 86-95.

29. Москаленко О.Л. Развитие познавательных способностей. Л., 2007.

30. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий – М.: Наука, 2008.

31. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 2002. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)

32. Одаренные дети. Перевод с англ. / Под ред. Л. Бурменской, М. Слуцкого. М.,2009.

33. Плашко Р.В. Дипломная работа: Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте. 2007

34. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.

35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.

36. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.

37. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: 2004

38. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2005.

39. Сазонтьева Н. Б. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Представление и воображение: 80—100.)

40. Словарь практического психолога. Минск: Харвест. 2008. С. 373, с. 755.

41. Собкин В.С. Динамика познавательных процессов в старшем школьном возрасте. Докт. дисс. в виде на-учн. докл. М., 1997. 88 с.

42. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. – 602 с.

43. Творогова Н.Д. Общая психология. — М., 1996. 465 с.)

44. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М.: Просвещение,1971.

45. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: 2006

46. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Питер Ком. 2003.

47. Туник Е.Е. Опростник креативности Джонсона. СПб.: УПМ.2007.

48. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: УПМ,2007.

49. Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 2008.

50. Уланова Л.Н. Зависимость процессов роста и развития детей школьного возраста от уровня функциональной активности коры надпочечников и гонад. – В кн.: Гормональная регуляция эндокринных функций детского организма в норме и патологии. – М., 2009

51. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990

52. Чуфарофский Г.А. Общие основы психологии. 4-е издание. М.: Владос, 2000.

53. h**p://www.lo**5.ru/humanities/pe_a9.htm

54. h**p://dipl**mm.ru/work042059.html

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие творческих способностей у младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика