Дипломная работа

«Экономические факторы, обеспечивающие развитие малого бизнеса»

  • 67 страниц
Содержание

Введение….3

1.Теоретические основы влияния экономических факторов на развитие малого бизнеса…5

1.1. Влияние состояния экономики на развитие малого бизнеса…5

1.2. Влияние государственной поддержки на развитие малого бизнеса…10

1.3. Влияние налогообложения на развитие малого бизнеса…16

1.4. Влияние системы финансовой поддержки на развитие малого бизнеса….21

2. Анализ экономических факторов в г. Москве, влияющих на развитие малого бизнеса.….26

2.1. Влияние экономической ситуации в г. Москве на развитие малого бизнеса.26

2.2.Система государственной поддержки малого бизнеса в г. Москве….34 2.3.Система финансовой поддержки малого бизнеса в г. Москве ….40

2.4. Система поддержки малого инновационного бизнеса в г. Москве ….44

Заключение….48

Глоссарий…51

Список использованных источников…60

Список условных сокращений…66

Приложения….67

Введение

Роль малого бизнеса (малых предприятий) в современной экономике возрастает, что обуславливается переходом мировой экономики от стадии индустриальной к постиндустриальной. В постиндустриальной экономике возрастает значение сферы услуг, ее доля в ВВП, а также сфера ИТ. Т.к. в постиндустриальной экономике речь идет не просто об удовлетворении потребностей населения, а с учетом индивидуальных требований потребителей, то в сфере услуг, производстве наиболее эффективной становится деятельность на основе клиент-ориентированного подхода, как в производстве, так и в оказании услуг. Серийное производство постепенно уступает место клиент-ориентированному. Данный подход наиболее успешно реализуется на малых предприятиях, которые являются более гибкими, проще перестраиваются организационно, в области используемых технологий. В сфере ИТ-технологий, инноваций также наиболее успешны малые предприятия.

Таким образом, в настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах. Благодаря ему повышается уровень занятости населения, т.к. в малом бизнесе в экономически развитых странах занято почти 50% трудоспособного населения. Развитие малого бизнеса стимулирует рост «среднего класса», доля которого в развитых странах также превышает 50%. Именно, средний класс и формирует основной объем совокупного спроса, который удовлетворяется в сфере услуг, ИТ, малыми предприятиями. Таким образом, малый бизнес является источником расширения среднего класса общества, а средний класс формирует совокупный спрос для сферы малого бизнеса. В связи с отмеченным, малый бизнес можно считать основой стабильного развития современного общества.

Однако, малый бизнес при своем развитии несёт самые высокие риски. Его успешное развитие зависит от целого ряда экономических факторов, таких как: денежно-кредитная политика, налогообложение, инвестиционная привлекательность территории, процентная ставка и др. Управление этими факторами зависит от государства. Именно, государство через регулирование экономики влияет на экономическую ситуацию, что отражается на развитии малого бизнеса, с др. стороны, развитие малого бизнеса напрямую зависит от целенаправленной государственной поддержки малого бизнеса.

Среди всех регионов РФ наиболее эффективная система государственной поддержки малого бизнеса сформирована в г. Москве, где малый бизнес развивается активно, не только благодаря высокому уровню экономики, доходам населения, формирующих высокий совокупный спрос, но и целенаправленным мерам, осуществляемым правительством региона. Система экономических факторов в г. Москве благоприятствует развитию малого бизнеса. Данный опыт может быть перенесен и на др. регионы. Поэтому изучение комплекса экономических факторов благоприятно влияющих на развитие малого бизнеса, является актуальной темой выпускной квалификационной работы.

Объект исследования- малый бизнес, как совокупность малых предприятий национальной экономики.

Предмет исследования – совокупность экономических факторов, от которых зависит развитие малого бизнеса.

Цель – выявление роли экономических факторов в развитии малого бизнеса.

Задачи:

− рассмотреть влияние состояния экономики на развитие малого бизнеса;

− проанализировать влияние государственной поддержки на развитие малого бизнеса;

− определить влияние налогообложения на развитие малого бизнеса;

− выявить влияние системы финансовой поддержки на развитие малого бизнеса;

− проанализировать комплекс экономических факторов в г. Москве, влияющих на развитие малого бизнеса в регионе.

Методология исследования основывалась на ряде общенаучных и частнонаучных методов, таких как: аналитический, структурно-функциональный, дескриптивный, статистический.

Эмпирическая база: данные с сайта Федеральной службы государственной статистики.

Фрагмент работы

Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы (далее ДМСП). Он подчиняется Правительству Москвы и осуществляет политику города в области государственной поддержки и развития МСП и координации контрольной деятельности на территории города для упорядочения и устранения административных барьеров при развитии МБ. Действует данная структура в соответствии с положением. В соответствии с ним ДМСП осуществляет программы поддержки в таких сферах:

 развития и предоставления государственной поддержки предприятиям МБ в Москве;

 координации контрольной деятельности на территории Москвы в целях снижения административных барьеров при осуществлении государственного контроля за предприятиями МБ е и защиты их прав при осуществлении государственного контроля.

ДМСП разрабатывает и вносит проекты федеральных законов и др. правовых актов РФ и Москвы, ориентированных на:

 регулирование отношения в области развития и предоставления государственной поддержки субъектам МСП и устранения административных барьеров;

 осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области поддержки субъектам МСП и регулирования предпринимательской деятельности;

 разрабатывает программы развития субъектов МСП в Москве.

Заключение

Малое предпринимательство во всех странах мира играет важную роль в экономике. Малый бизнес в развитых странах дает 2/3 прироста новых рабочих мест. Россия по количеству малых предприятий на тысячу жителей существенно отстает от развитых стран.

Основная задача государства в поддержке малого бизнеса – это формирование благоприятных правовых и экономических (включая и налоговых) режимов функционирования.

Для определения малого бизнеса используется около 50 критериев, но наиболее часто применяемыми являются численность персонала; объём выручки; объем валюты баланса или стоимость всего имущества предприятия.

Нормативно-правовая база включает ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также ряд постановлений Правительства РФ, ориентированных на господдержку малых предприятий. Также НК РФ предусматривает упрощенные, льготные режимы налогообложения. На устранение излишних административных барьеров развития МБ направлены ряд федеральных законов.

В целом, правовое регулирование господдержки малого бизнеса не является совершенным. На наш взгляд, несовершенным остается еще налоговое законодательство в отношении налогообложения малого бизнеса, предприятия еще не имеют достаточных правовых гарантий для своего развития.

Система господдержки включает: нормативные акты, госструктуры, участвующие в развитии малого бизнеса, государственная инфраструктура поддержки малого бизнеса. Но, в целом, конкретный выбор механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в том или ином случае определяется состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении госорганов и органов местного самоуправления.

в настоящее время г. Москва является наиболее эффективно развивающимся регионов в рамках РФ. Принята стратегическая программа развития г. Москвы до 2015 г., которая предусматривает существенный рост ВРП в целом, а также ВРП на душу населения (приложение В). Надо отметить, что наиболее значим для развития МБ второй показатель, т.к. он отражает рост совокупного платежеспособного спроса населения. Большинство МБ являются конечным розничным продавцом услуг и товаров, поэтому эффективность их деятельности напрямую зависит от совокупного платежеспособного спроса, который напрямую связан с общей экономической ситуацией в национальной экономике в целом, и в региональной экономике в частности.

Несмотря на негативную экономическую ситуацию в стране в целом, г. Москва характеризуется положительными тенденциями, такими как:

− рост заработной платы;

− повышение пенсий и социальных выплат, которые являются одними из самыми высокими в РФ.

Все это способствует росту совокупного платежеспособного спроса, а также повышения благоприятных условий для развития МБ в г. Москва.

В г. Москва низкий уровень безработицы, - 0,8% от трудоспособного населения. Действует ряд программ по обеспечению занятости безработных граждан, в рамках которых они проходят переквалификацию, трудоустраиваются, а, значит, становятся платежеспособными потребителями.

Для желающих безработных создана программа помощи в рамках открытия своего МБ, что также, с одной стороны, развивает МБ, а с др. снижает бюджетную нагрузку в аспекте социальных выплат безработным.

Наиболее эффективная система поддержки малого бизнеса из всех регионов создана в Москве. Она структурирована, как по вертикали, так и по горизонтали и является полигоном апробации управленческих и организационных решений в отношении МБ. В Москве действует гибкая дифференцированная система налогового стимулирования малого бизнеса.

Для финансовой поддержки малого бизнеса, которая является самой значимой, создан специальный фонд, который координирует кредитование малого бизнеса. Это позволило фонду занять достойное место среди организаций, способствующих не только развитию экономики города, но и росту ВВП России в целом. Программа правительства Москвы, которую реализует фонд, способствует созданию новых рабочих мест, росту качества продукции и услуг, увеличению валового регионального продукта и ВВП России. Реализация политики стимулирования развития предпринимательства на местном уровне также осуществляется муниципальными фондами поддержки предпринимательства. Они обеспечивают В число задач таких финансовую поддержку в форме осуществления инвестиций, выдачи льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов, грантов, предоставления муниципальных гарантий по обязательствам малых предприятий перед финансовыми институтами.

На территории Москвы реализуется всё большее количество программ поддержки инновационного предпринимательства. Малый бизнес – это важная часть инновационного процесса, итак как он является связующим звеном между фундаментальной наукой и производством.

Список литературы

.1 Борисова Л.В., Казьмин Б.М. Специальные налоговые режимы как инструмент стимулирования экономической деятельности субъектов малого предпринимательства//В сб: НАУКА И ИННОВАЦИИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ VIII Международная научно-практической конференция - Пенза, 2018. С. 23-30

2 Булатова А.С. Экономика. М.: Экономист. 2015.

3 Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2013

4 Власов И.П. Современный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства в Москве//Стратегия развития региона. № 9. 2015

5 Грушевская Г.П. Государственная поддержка развития малого бизнеса//Экономика и управление. 2016. №1.

6 Долгосрочные перспективы развития малого предпринимательства в Москве/ Малый бизнес Москвы/http://mbm.allmedia.ru/content/document

7 Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б., Налоги и налогообложение – М.: ИНФРА-М. 2014

8 Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития/Под ред. В.В. Буева, Е.Г. Литвак, С.В Мигина, М.В. Потаповой и др. – М.: 2015.

9 Кнут А., Скриба А. Среда развития малого и среднего бизнеса: международный, опыт Германии-Мн.: 2012

10 Колганова Н.В. Аспекты развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса /Колганова Н.В. //Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции: проблемы экономики в общегосударственном и региональном масштабах.- 2017. – С. 34-38.

11 Колганова Н.В. Система господдержки и регулирования малого бизнеса в Пензенской области/ Колганова Н.В.// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции посвященной памяти профессора А. Ф. Блинохватова. : Образование, наука, медицина: эколого-экономический аспект.2011. - С.163-164.

12 Конева О.В. Влияние внешней среды на развитие малого бизнеса// Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2015. №4

13 Концепция создания общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве», утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2001г. № 1141-ПП

14 Костров А.В. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в Москве/Инициативы ХХ века. №4. 2014

15 Кузнецова Е.А. Определение понятия «малый инновационный бизнес»//Российское предпринимательство. 2015. № 18

16 Михалева О.В., Мутылина К.О. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года // Экономика и менеджмент.2016г.- С 129-131

17 Нагих В.Н., Монин А.А., Карпухин А.И. Ситуационно-факторное моделирование социально-экономического состояния и тенденций развития совокупности малых предприятий региона/Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 8

18 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018)// Российская газета", N 148-149, 06.08.1998

19 Окимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика. 2015

20 Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. Монография. – М.: Московский гуманитарный ун-тет. 2014.

21 Положение N674-ПП от 28 июля 2009 г «О Департаменте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в г. Москве»

22 Постановление правительства Москвы № 35-ПП от 17.02.2006 «О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы»

23 Постановление Правительства Москвы № 399 от 30 апреля 1996 г. «О создании в каждом административном округе г. Москвы Территориальных агентств по развитию предпринимательства (ТАРП)

24 Постановление Правительства Москвы № 784-ПП от 7 сентября 2010 г. «О реестре инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы»

25 Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП «О создании Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы»

26 Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 N 249 (ред. от 20.03.2008) "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"

27 Романенко Е.В., Бирюков В.В. Малое и среднее предпринимательство в условиях модернизации российской экономики //Вестник СибАДИ.- 2017.-№ 2 (42).- С. 158-165.

28 Ромашова Л.О. Тенденции развития малого предпринимательства в России// Знание. Понимание. Умение. 2013. № 7.

Сайт Мосгорстат http://mo**ow.gks.ru/

29 Сайт федеральной службы государственной статистики. http://www.g**s.ru/

Деловая жизнь/обзоры зарплат. http://bs-l**e.ru/rabota/zarplata/srednyaya-zarplata2017.html

30 Сайт Федеральной службы государственной статистики/ http://www.g**s.ru/

31 Саломатина М.Н. Современное состояние сектора малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 16. -№ 8. - с. 1177-1192.

32 Соколова И.С Как повысить эффективность бюджетирования на предприятии/ Соколова И.С., Соловьева С.В. // Актуальные вопросы права, экономики и управления: проблемы и пути решения сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 125-127.

33 Соколова И.С. О мерах государственной поддержки российского малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса/ Соколова И.С., Белова Г.В// Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции «Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов». Пенза: филиал Финуниверситета. – 2016.– С. 97-99

34 Соколова И.С. Развитие малого предпринимательства в региональной экономике (на примере Пензенской области) //диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Москва, 2014

35 Таштамиров М.Р., Вахаева Х.С. Малый и средний бизнес в России и перспективы развития в условиях санкций // Интернет - журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2015. Том 7, № 6. С. 1-11

36 Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса – перспективное направление кредитной политики банков // Деньги и кредит. – 2010. – №1. – С.46-48.

37 Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция)

38 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"// Российская газета", N 164, 31.07.2007

39 Шведова М.Ф. Структура государственной поддержки малого бизнеса// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 (часть 1) – С. 135-139

Примечания

оригинальность 80%, речь защиты, ответы на возможные вопросы комиссии

Покупка готовой работы
Тема: «Экономические факторы, обеспечивающие развитие малого бизнеса»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 1200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика