Реферат

«Советская философия: исторические этапы и дискуссии»

  • 13 страниц
Содержание

Введение 2

1. Становление советской философии 4

2. Сущность и направления советской философии 9

Заключение 12

Список использованных источников и литературы 13

Введение

Советская философия, или философия в СССР, несмотря на предельно возможную близость для основной массы активно действующих российских философов, превратилась в загадочный и трудноуловимый феномен истории философии, истории национальной культуры, истории вообще.

Среди выпускников философских факультетов очень часто можно встретить специалиста по Хайдеггеру или французской философии, знатока Соловьева или раннего Лосева, встречаются и антиковеды – специалисты по древним языкам. Не будет преувеличением заявить, что как заметное и значимое интеллектуальное явление советская философия исчезла; это произошло в историческом масштабе почти мгновенно, и – возможно, в силу шокового воздействия скорости этого исчезновения – «исчезла» и вся история философской и околофилософской (квазифилософской) мысли в СССР.

В 2010 году, спустя двадцать лет после распада Советского союза и отмены 6-й статьи его Конституции, лишивших КПСС монополии на власть, а значит и сделавших ненужным обязательное преподавание партийной философии, советская философии дальше от нас, чем философия многих других исторических эпох. Хотя советские курсы диалектического и исторического материализма в более или менее измененной форме воспроизводятся в университетах до сих пор.

Однако при таком заметном отсутствии интереса уже оформляются истории отдельных школ советской философии. Создается энциклопедический канон «лидеров советской философии», причем создается он, как правило, либо самими лидерами, либо их учениками; также существует ряд признанных фигур первой величины, таких как Бахтин, Выготский, Ильенков, Лосев.

Впрочем, как писал Н. Плотников, «суждение о наличии или отсутствии философии в СССР ставится в зависимость от возможности назвать достаточное количество лиц, обладающих бесспорным авторитетом в философии. Не удивительно, что большинство дискуссий заканчивается простым перечислением имен». Очевидно, что поскольку активные участники и лидеры философского процесса в СССР являются активными участниками и «постсоветской» философской жизни, историко-философская оценка этого периода является важной политической проблемой (понятно, что одним из этапов позиционной борьбы в поле отечественной философии является сам процесс формирования канонического списка «советских философов»).

Фрагмент работы

1. Становление советской философии

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно философских течений, господствовавших в конце XIX – начале XX в., были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в зарубежных странах. Зато благоприятные возможности для своего развития получила материалистическая философия. Ее сторонники развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их «буржуазными». Справедливости ради следует отметить, что сложившиеся еще в дооктябрьский период философские течения (неокантианство, неогегельянство, гуссерлианство, позитивизм и др.) продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20 х гг. Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества.

Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку. Были созданы учреждения, в задачу которых входили пропаганда марксизма, подготовка научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» работа Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922) впоследствии была объявлена его философским завещанием.

Еще в конце XIX в. Г. В. Плеханов выступил как первый теоретик и пропагандист марксизма в России. Широкую известность получили его работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895) и «Очерки по истории материализма» (1893). Составными частями марксистской философии Плеханов считал диалектику как метод и универсальную теорию развития, философию природы и философию истории. Опираясь на принцип единства субъекта и объекта в духе материалистического монизма, он в основном интересовался воздействием объекта на субъект, недооценивая вопрос об активной роли познающего субъекта. В теории познания Плеханов фактически не принял принцип отражения, противопоставляя ему теорию иероглифов. Объяснение истории он искал в степени развития производительных сил, отдавая дань экономическому материализму, «стихийному ходу вещей». Он критиковал Ленина за «философский субъективизм».

Отношение В. И. Ленина к марксистской теории, и в частности к философии, претерпело эволюцию. Если в своих первых работах он считал, что марксизм – это наука об обществе, социология, то в межреволюционный период (1905–1917) выступал в защиту философского своеобразия марксизма и органической целостности его трех составных частей: философии, политэкономии, учения о социализме. К этому Ленина подвигли утверждения ряда лидеров реформистского крыла международного социал демократического движения, российских марксистов о том, что в марксизме нет своей философии, а потому его необходимо дополнить теорией познания неокантианства или эмпириокритицизма. Основоположниками последнего были Э. Мах и Р. Авенариус, их последователями в России выступили А. А. Богданов, В. А. Базаров и др.

В этот период Ленин написал собственно философские труды: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909, 2 е изд. 1920) и «Философские тетради» (рукопись 1914–1916 гг., целиком опубликованы в 1929–1930 гг.).

Заключение

Советская философия - неодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная традиция в СССР 30-х - 80-х г. 20 ст. Как самоосознающая система идей, теорий, гипотез, а также (преимущественно) идеологически-охранительных мифов сформировалась в результате:

• насильственного отторжения от российского обществоведения и человековедения мыслителей немарксистского толка (к концу первой четверти 20 в.);

• выхода на господствующие позиции в системе философских академических структур и теоретических органов в СССР в 30-х просталинской группировки Митина и др.;

• осуществления попыток определенной систематизации и придания респектабельности этой традиции на основе работы Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (П. Федосеев, Ф. Константинов и др.).

Определенный диапазон возможных дискуссий был очерчен и санкционирован в советской философии только после Второй мировой войны (открытие журнала «Вопросы философии» в 1947). Наряду с идеологически ангажированным теоретизированием, безусловно доминировавшим в 40-80-е годы, в исследованиях ряда мыслителей СССР не только творчески развивались магистральные, авангардные проблемы философии 20 в., но и формировались новые научные направления, актуальные для интернационального философского знания (Бахтин, Лотман, Лосев, Аверинцев, Степин и др.). Благодаря усилиям последних в СССР были не только созданы авторитетные столичные и периферийные философские школы, но и подготовлена генерация профессиональных кадров, в целом отвечающая «планке» философии 3 тысячелетия.

Список литературы

1. Мареев С.Н. Из истории советской философии: Лукач-Выготский-Ильенков, M.: Культурная революция, 2008. - 447 с.

2. Толстых В.И. (ред.) Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (книга - диалог). М.: ИФ РАН, 1997. - 239 с.

3. Философия и жизнь 1990 №04. Шевченко В.Н.Н. Бухарин как теоретик исторического материализма. — М.: Знание, 1990.— 64 с.

4. Губин В.Д. и др. Философия. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. - М.: Тон - Остожье, 2009. - 704 с.

5. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2011. — 623 с.

6. Евграфов В.Е. (ред.) История философии в СССР. М.: Наука, 1988. — 576 с.

7. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Советская философия: исторические этапы и дискуссии»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 13
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика