Курсовая работа

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью»

  • 29 страниц
Содержание

Введение. 3

1. Значение ознакомления детей с изобразительным искусством в развитие детей дошкольного возраста .5

2. Понятие живописи. .9

3. История живописи. .11

4. Виды живописи. .16

5. Жанры живописи. 22

Заключение.27

Библиографический список.29

Введение

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.

Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности.Есть люди, которые даже не знают имена художников, не говоря об их работах и шедеврах.

В наше время важно приобщить детей к мировому изобразительному искусству в раннем возрасте, привить им любовь к искусству.

На занятиях по изобразительному искусству широко использовать средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь, а также оперируют изобразительными терминами. Любое произведение искусства строится по определённым, логичным представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника, к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. «С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь».

В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Целью курсовой работы является изучение основ ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить значение ознакомления детей с изобразительным искусством в развитие детей дошкольного возраста;

2. Раскрыть понятие живописи.

3.Рассмотреть историю живописи.

4. Ознакомиться с видами живописи.

5. Описать жанры живописи.

Объектом изучения является ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

Предметом изучения является формы и методы ознакомления старших дошкольников с портретной живописью.

Методы исследования: При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как:

- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы);

- практические (определение уровня восприятия произведений живописи );

- количественный и качественный анализ полученных данных.

Фрагмент работы

1. Значение ознакомления детей с изобразительным искусством в развитие детей дошкольного возраста

На современном этапе развития дошкольного образования одной из ведущих задач является художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагающее освоение детьми модели творческого отношения к миру, которое может быть выражено в продуктах художественных видов деятельности.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования , включает знания и умения в изобразительной, конструктивно-творческой, музыкальной деятельности.

Знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в детском саду, их эмоциональному и художественному развитию придается огромное значение. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и их разнообразное отображение в творчестве художников.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувство наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Не вызывает сомнений, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с видами изобразительного искусства очень актуальна, так как обогащение знаний и умений в данной области способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений, прививает эстетический вкус.

Отечественными учеными Т. Н. Дороновой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. В. Пантелеевой, Е. А. Флериной, Н. Б. Халезовой, Р. М. Чумичевой и др. были проведены исследования различных аспектов художественно-эстетического воспитания и развития детского творчества. Ими был проведен отбор видов искусства, определена последовательность ознакомления детей дошкольного возраста с видами, жанрами изобразительного искусства, средствами выразительности; выделены общие задачи по ознакомлению детей с произведениями искусства: умение различать виды и жанры изобразительного искусства, выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства, развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и др.

Однако, оценивая состояние данной проблемы в отечественной науке, следует сказать, что вопросы формирования знаний о разных видах изобразительного искусства у детей дошкольного возраста нуждаются в дополнительной разработке, так как наблюдается противоречие между значимостью ознакомления детей с разными видами искусства и поиском оптимальных педагогических условий его реализации в Дошкольной Образовательной Организации, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Е. В. Бокарева, Е. В. Гарапучик, И. А. Стрельбицкая, выделяют следующие задачи по ознакомлению дошкольников с разными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура):

- содержательная: обучение детей умению понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т. д.);

- изобразительно-выразительная: формирование мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, умозаключение и др.;

- эмоционально-личностная: формирование умений давать эстетическую оценку произведению (понимание авторского отношения и настроение произведения);

- воспитательная задача: формирование у дошкольников устойчивого интереса к образцам отечественного и мирового искусства.

Таким образом, для успешной реализации данных задач должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- сочетание информационно-рецептивных и игровых методов ознакомления с разными видами изобразительного искусства, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- введение в занятия творческих, импровизационных и проблемных задач, способствующих развитию мышления, речи, воображения, детского творчества;

- обогащение художественно-эстетической предметно-пространственной среды дошкольного учреждения образцами отечественного и мирового искусства.

Таким образом, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх). В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Знания изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Изобразительную деятельность детей дошкольного возраста рассматривают с позиции реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания. В этой связи рисование, лепка, аппликация детей являются средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге в плане, эти образы складываются в сознании ребенка. Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.

Заключение

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться ещё в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создавал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.

Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью создает условия для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.

Таким образом. наиболее эффективными формами ознакомления детей с искусством являются:

- посещение музеев, где ребенок может видеть подлинники шедевров мировой живописи;

- специально организованные занятия по ознакомлению детей с картинами;

- рисование образов природы.

Можно рекомендовать использование следующих методов и приемов, позволяющих приобщить детей дошкольного возраста к искусству живописи:

- игровые приемы;

- рассматривание картин;

- «хождение» в картину;

- музыкального сопровождения.

Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание.-2010. - №1. - С.8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2011. - 160с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Спб.:СОЮЗ, 1997.

4. Гарапучик Е. В., Стрельбицкая И. А., Бокарева Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства // Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. 284–286.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2010.

6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 224с.

7. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. - 2017. - № 3.

8. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 2008.

9. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 2009. № 12.

10. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 2013.

11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 2010.

12. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.-- М.: Просвещение, 2015. - 146с.

13. Леонтьева Ж. А. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 46-48.

14. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. - М.: Педагогика, 2007.

15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. - М., 2012.

16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 208с.

17. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2017. – 367 с.

18. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1996.

Покупка готовой работы
Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика